Что такое органическая архитектура кратко
Узнайте что такое органическая архитектура
Продолжая цикл образовательных материалов о современных архитектурных стилях и реализации их в строительстве, мы подготовили для своих читателей информацию об архитектурной органике. Органическая архитектура — что это?
Органическая архитектура
Органическая архитектура – это не просто одно из направлений современного зодчества. А настоящая философия, в основе которой лежит идея гармонии между человеком и окружающим миром.
Именно, поэтому архитекторы, являющиеся приверженцами этого направления, создают дома таким образом, чтобы одновременно отразить внутренний мир проживающего там человека и вписать здание в ландшафт как неотъемлемую его часть.
Интересно, почему в век стремительного развития урбанизации, технических и формообразующих возможностей, преобладания железобетонных и стеклянных конструкций в обыденном пейзаже некоторые архитекторы остаются верными созданию объектов, повторяющих причудливые контуры природы?
Органический стиль проявляется в динамических и неправильных формах, которые отрицают геометрию.
В противовес функционализму, подобная архитектура предназначена для возведения зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписывающихся в окружающий ландшафт.
Органика, как архитектурный стиль, стремится создать пространственную среду такого порядка, где атмосфера призвана стимулировать именно ту функцию здания и помещения, для которой последние предназначены изначально.
Отличительные черты органической архитектуры
Поэтому отличительной чертой данного направления является применение органичных форм и естественное их объединение с окружающей средой.
Самый известный сторонник и основоположник идеи непрерывности архитектурного пространства — Фрэнк Ллойд Райт.
Он полагал, что форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Приверженцы органического стиля придерживаются еще нескольких принципов, утвержденных Райтом.
К примеру, здание должно стремиться к минимализму и простоте. А количество отдельных комнат в доме и число необходимых частей здания также сводится к минимуму.
Так, одна комната плавно перетекает в другую, создавая этим единое целое.
Примечательно также, что именно Фрэнк Ллойд Райт собрал в единое пространство столовую, кухню и гостиную, чем ввел в традиционный обиход открытую планировку.
Сторонники идеи непрерывности архитектурного пространства создают здания так, чтоб его форма каждый раз вытекала из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Проще говоря, дома в органическом стиле служат продолжением окружающей природной среды, напоминая этим эволюционные видоизменения.
В органике стены напоминают мембраны живых организмов, а пластичные и протяженные окна проявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов.
Сменяющие друг друга вогнутые и выпуклые поверхности стен создают ритм и иллюзию «дыхания» здания.
Материалы и цветовое оформление
В строительстве отдается предпочтение естественным необработанным материалам: к примеру, шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам и тяжелым, грубо отесанным бревнам.
Зачастую здания органической архитектуры отличаются исключением основания дома из земли. То есть, оно полностью помещается над землей на фундамент-платформу, несущую весь дом.
Приветствуется также большая площадь остекления и открытое пространство внутренних помещений.
Отделка, в частности краска и штукатурка, практически не применяются. А естественную фактуру конструкционных строительных материалов, таких как кирпич, бетон, дерево, камень, наоборот стараются подчеркнуть.
Кроме того, органика сводит к минимуму использование декоративных деталей как в экстерьере, так и в интерьере здания.
В наибольшей степени это касается цветового оформления и количества использования разных материалов и фактур.
Архитекторы-органики отвергают архитектуру-дизайн, которая, по их словам, способна «переехать в любое место».
Предпочитая верить в то, что каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, присущей местности
Что такое органическая архитектура кратко
Биография Ф. Л. Райта
Фрэнк Райт родился и провёл детство в американском штате Висконсин. Школьное образование он получил дома. Чтобы продолжить обучение и финансово помочь семье, он в 18 лет согласился работать на декана Висконсинского университета. Однако, не закончив обучение, Райт в 20 лет уехал на поиски работы в Чикаго.
Там он устроился подмастерьем в архитектурную компанию к Луису Салливану. Именно там начинает раскрываться талант Райта. В 1889 году Фрэнк женится и заключает с Салливаном контракт на 5 лет в обмен на заёмные средства для строительства собственного дома. Однако растущие расходы вынуждают его брать архитектурные проекты «на стороне». Когда Салливан узнает об этом, он расторгает контракт с Райтом.
Эти события дали мощный толчок карьере молодого архитектора. Райт открывает новую фирму и начинает активно формировать собственный стиль. Он не боится экспериментировать, спорить и отстаивать свои идеи.
На протяжении всей жизни он не оставлял работу над собственным стилем и активно делился наработками с молодым поколением — писал книги, читал лекции и даже основал архитектурную школу.
За почти 92 года жизни Фрэнк Ллойд Райт разработал 1114 проектов, из которых было реализовано 532.
Основные идеи органической архитектуры Ф. Л. Райта:
1. Подчеркивание «внутренней природы» и «духа» каждого строения
Нельзя повторять то, что уже построено. Каждый проект создаётся для определённого человека и с учётом особенностей конкретного места.
2. Непрерывность архитектурного пространства
Дом не может быть оторван от окружающей его природы. Вне её контекста строения не существует. Оно как будто создано природой:
● приземистые, будто распластанные по земле;
● с широкими крышами, далеко выступающими за пределы фасадных стен;
● с лентами больших окон, стирающих границы между жилищем и окружающей средой;
● целостные, как будто построенные не из отдельных блоков, а из цельного элемента.
Для реализации своих проектов Райт предпочитал использовать натуральные материалы той местности, где велось строительство — камень, древесину.
Ярким образцом такой архитектуры стал «Дом над водопадом». При его строительстве Райт старался сохранить все окружающие деревья, а некоторые каменные выступы встроил в интерьер дома. Водопад не украсил придомовую территорию, а стал частью строения.
3. Сохранение человеческого масштаба
Одна из главных черт стиля прерий Фрэнка Ллойда Райта — соблюдение пропорций, отвечающих размерам человека. В его домах нет слишком высоких потолков или комнат, несоразмерно больших для бытовых функций. Такие здания, стремясь к земле, а не к небу, остаются надёжными и уютными, подчеркивая близость человека к природе.
Ярким примером реализации этой идеи служит дом Талиесин — резиденция Райта, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. Дом — это не фасадные стены, а пространство внутри него
Райт уделяет особое внимание внутренней планировке домов, которые для него — не просто каменная или бетонная коробка. Всё жилое пространство организовано так, чтобы человека не стесняли и не ограничивали многочисленные перегородки, глухие стены, двери и углы.
Все переходы между комнатами и перепады высот плавные, перегородки — мобильные, а окна наполняют помещения светом. Человек должен зайти с улицы в дом и не потерять чувство свободы.
5. Орнамент — важная часть архитектуры
Наличие орнаментов характерно для тех работ Фрэнка Ллойда Райта, где он использует бетонные блоки. Это так называемое «текстильное» направление в его стиле. Название ему дали отдельные блоки, нанизанные на металлическую арматуру, словно бусины.
Характер орнамента передает «дух» строения и служит украшением бетонных поверхностей. Райт создавал рельефы в стиле племени майя, отсылая к тесной связи архитектуры и культуры. Самый сложный из орнаментов украшает дом Эннисов, построенный в 1920-х годах.
Органическая архитектура и примеры ее использования
Органическая архитектура — не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.
Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е — 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.
За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура).
Современный всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен стремлением человека вновь стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресыщен видами однотипных многоэтажек и бесконечных дорог. Поэтому все больше архитекторов работают в данном стиле, поддерживая тенденцию «eco-friendly».
Максимальная интеграция в окружающий ландшафт
Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.
Дом представляется как естественное продолжение пейзажа, что достигается двумя путями: биоморфизмом (имитацией природных форм) и интеграцией непосредственно в объект. Каноническим для органической архитектуры является «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта, построенный в 1936-1939 годах.
The High Desert House, США
Идея создания уникального дома в пустыне Калифорнии появилась в 1986 году у пары художников, Джея и Бев Дулиттл. К реализации проекта приступил архитектор Кендрик Бангс Келлог, и теперь The High Desert House является впечатляющим примером биоморфизма — имитации природных форм как внутри постройки, так и снаружи.
Дом у скалы, Норвегия
Отель Amangiri, США
Отель Amangiri в штате Юта расположен среди пустынных скал. Отель не только отлично интегрирован в окружающую среду, но и построен из натуральных материалов, песчаный цвет которых продолжает аскетичный образ пустыни.
Hidden Pavilion, Испания
Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects, смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.
Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться
в Hidden Pavilion подольше.
The Sirdalen House, Норвегия
Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле — создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.
Отель Valentinerhof, Италия
Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.
Magic Breeze, Индия
Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.
Так же, вы можете найти еще много интересных статей на моем канале в Telegram
https://t.me/Conopus
Всегда интересовало, как в таких случаях порешали с водой, которая стекает со скалы. Там зима настоящая бывает.
Отель Parkroyal в Сингапуре
7500 Beach Rd, Сингапур 199591
Готика Будапешта
62 József Boulevard, Budapest
Заброшенная оранжерея в парке
Красота асимметрии
Итальянская оранжерея XIX века в замке Эшби-хаус, Нортгемптоншир, Ист-Мидлендс, Англия
Винтовая лестница, вырезанная из цельного дерева в 1851 году. Находится в замке Леднице, Чешская Республика
Трамвайный мост через Егошиху. Разгуляй, Пермь
По мотивам Эйфелев мост
В Перми есть свой «эйфелевский мост». Архитектор, правда, мне неизвестен, в источниках его тоже нет.
В 1915 году здесь планировалось пустить трамвай. Появились железобетонные быки, с 1913 по соседству строится трамвайное депо, которое существует и сейчас. На фронтоне здания депо — дата окончания строительства, выглядящая символически — 1917 г. Планам городской управы помешала война, а затем и власть сменилась. Строительство моста возобновилось при большевиках в 1920 году, а завершить его удалось только к 1 ноября 1925 года (в перечне памятников мост датируется 1920-м). В 1929 году по этому мосту был пущен трамвай.
Трамвай ходил по мосту до конца 1950-х. А в 1959 году открыли движение по Северной дамбе, и активное движение по мостику прекратилось.
Сегодня трамвайное депо и мостик представляют собой нечто вроде единого исторического комплекса, весьма потрепанного и почти заброшенного. Этот пешеходный мост (и основа для труб коммунальщиков), которым пользуются лишь окрестные жители, считается произведением инженерного искусства и охраняется государством как объект культурного наследия, памятник градостроительства.
По материалам группы «История Перми» в вк: https://vk.com/oldperm
и статьям «Нового компаньона».
Человек, который умел передвигать архитектуру
Архитектура изначально несет с собой ощущение капитальности, устойчивости.
В конце 30-х годов улицу Горького – нынешнюю Тверскую – раздвинули на 50 метров вширь. Ни одно историческое здание не пострадало: их все осторожно перенес – в буквальном смысле этого слова – гениальный инженер Эммануил Гендель.
Эммануил Гендель был «архитектурным передвижником» – он действительно в самом прямом смысле этого слова перемещал здания.
О передвижке в стихах и фильмах
В советское время некоторые писатели и кинорежиссеры популяризировали тему «передвижки зданий». К примеру, вы знали, что у детской писательницы Агнии Барто есть стихотворение «Дом переехал»? Оно написано в 1938 году. Герой стихотворения мальчик Сема вернулся в Москву после отдыха в детском лагере и не может найти свой дом по старому адресу.
«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе. Тихо едут стены эти, и не бьются зеркала, едут вазочки в буфете, лампа в комнате цела».
Это поэтесса не фантазировала, а описывала перемещение здания в октябре 1937 года по улице Серафимовича в Москве. «Переехать» дому помог как раз Эммануил Гендель – для него это было так же легко, как и, к примеру, «выпрямить» здание, исправляя архитектурно- строительные ошибки.
Эммануил родился в 1903 году в Двинске в семье Менделя Генделя и Двейры-Леи Голанд. Отец был купцом первой гильдии и торговал лесом. Впоследствии, правда, Эммануил во всех анкетах просто указывал, что отец – лесник. К тому моменту специалистов уровня Эммануила в СССР можно было по пальцам пересчитать, потому его биография мало кого интересовала.
Власти был важен результат его работы, который каждый раз демонстрировал техническую мощь страны.
Гендель окончил Московское высшее техническое училище по специальности «мосты и конструкции». Отточив навыки на нескольких строительных объектах, молодой инженер был приглашен в только что основанный «Метрострой» – создавать метрополитен. Его поставили отвечать за непростой участок работ – укрепление фундамента зданий, под которыми должны были лечь новые линии метро. Рыть котлован для тоннеля под зданием без предварительного заглубления и удержания фундамента распорками было нельзя. По сути, фундамент для этих зданий перекладывался заново.
В СССР в то время не было ни соответствующего опыта, ни толковых примеров из заграничной литературы: в остальных странах метро, как правило, прокладывали на еще не застроенных территориях. Так что работа, за которую отвечал Гендель, подразумевала череду проб и ошибок.
Но вот как росло качество: «Лучше всего результат работ иллюстрируется осадками домов, под которые подводились фундаменты и строился тоннель. Так, например, первые дома на Краснопрудной улице дали осадку в 1933 году в 40 миллиметров, на Остоженке и Чудовке – от 20 до 26 миллиметров. На Волхонке в 1934 году осадка снизилась уже до 15–20 миллиметров.
И наконец, Казанский вокзал в октябре 1934 года не дал ни одного миллиметра осадки».
С задачей переноса здания Гендель впервые столкнулся в 1935-м: линия метро пролегала под фидерной подстанцией, вес которой составлял более 300 тонн, что создавало опасность для этого участка тоннеля. Снести ее – означало бы лишить весь район электричества, строительство же новой сильно бы затянуло сроки прокладывания тоннеля.
Тогда Гендель предложил «просто» передвинуть ее: с улицы Горького – нынешней Тверской, на 2-ю Брестскую улицу. Инициативному инженеру дали карт-бланш – и он блестяще справился со всем в течение месяца.
Чем-то сверхъестественным это, правда, не было: человечество с успехом перемещало дома, начиная еще с эпохи Возрождения. Но дело в том, что здание подстанции стало лишь первым в длинном списке «перемещенных архитектурных объектов» – и вот такого массового передвижения мировая история не знает до сих пор.
Помимо целей физического сохранения ценных сооружений и сопутствующего спортивного азарта в соревновании с другими странами движение архитектуры доказывает возможность корректировки градостроительных решений, а также исправления больших архитектурно-строительных ошибок или неудач. Впрочем, здания могут не только уходить со своего места, но и возвращаться на него… Инженер Э.М.Гендель содействовал и тому, и другому
Утвержденный в 1935-м «сталинский» генплан города предусматривал широкие магистральные улицы – воплотить его без сноса стоявших вдоль улиц домов было невозможно. Но на улице Горького что ни здание – то историко-культурное наследие, за раз лишиться которого тоже никому не хотелось. Именно в момент этих тягостных раздумий Гендель и осуществил успешный перенос подстанции.
Старейшая глазная больница в Москве
В 1830 году в здании на углу ул. Тверская (ранее Горького) и Мамоновского переулка начала работу Московская центральная глазная больница.
Еще более впечатляющей была передвижка в 1940 г. здания Московской глазной больницы на улице Горького весом 13,3 тысяч тонн, построенного в XVIII в. архитектором М.Ф.Казаковым. Здание было передвинуто на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж.
Фото: Главархив Москвы
Внучка архитектора, Татьяна Ястржембская, вспоминает, что архитектор очень волновался, когда передвигали Московскую глазную клинику.
— В это время в клинике шла срочная операция, которую нельзя было отменить, — рассказала Татьяна Ястржембская. — И с переносом дома тоже нельзя было тянуть. Так, во время операции клинику и передвигали, а потом подняли на специально построенный цокольный этаж.
Во время войны талант инженера тоже пригодился.
— Дедушка восстанавливал обрушившиеся мосты, строил оборонительные сооружения, — рассказала Татьяна. Особая задача — подъем затонувших танков.
За время войны под руководством Эммануила Матвеевича было поднято более 1500 танков, которые подчас сразу шли на фронт
Идеей переноса всех остальных зданий тут же загорелся Никита Хрущев – в то время первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б). Он и нашел нужные доводы для Сталина, в основе которых лежало легендарное «догнать и перегнать». Дело в том, что в США за пять лет до этого осуществили самый масштабный для той поры «архитектурный перенос»: передвинули на 30 метров телефонную станцию Indiana Bell Telephone Company в семь этажей и весом 11 тысяч тонн – заодно и развернули ее чуток, на 90 градусов. Для этого американцы использовали домкраты, катки и рельсы.
Возможность утереть нос заокеанским капиталистам дала повод основать новую организацию «Трест по передвижке и разборке зданий». Гендель был назначен главным инженером треста.
Прежде чем приступить к переносу улицы Горького, Гендель набрал команду из метростроевцев и отточил их навыки на нескольких домах в Подмосковье, а также на одном из домов на Садовнической набережной – тот мешал строительству новой трассы Садового кольца.
Подготовка к перемещению первого дома на улице Горького – а им стал доходный дом Савво-Сторожевского монастыря – заняла четыре месяца. Жилой дом 1907 года постройки весил 23 тысячи тонн.
Генделем был разработан особый метод его перемещения. Весь дом, чтобы он не разрушился, был обвязан прочными металлическими балками. Для того чтобы жильцы дома не ощутили неудобств, абсолютно все коммунальное обеспечение было переключено на гибкие соединения.
Значительно позже, в 1958 г. под руководством Э.М.Генделя, с линии застройки Комсомольского проспекта были вдвинуты в глубину квартала два одинаковых здания. По рассказам очевидцев, работы велись так, что людей даже не тревожили, они сидели в помещениях и трудились.
Не сказать, что жильцы были в восторге, в вопросе переноса дома с ними вообще никто не советовался – просто поначалу говорили, что идет капитальный ремонт дома. Когда же в подвале и на пути к возведенному неподалеку новому фундаменту начали прокладывать рельсы, скрывать планируемый факт перемещения было уже сложно. Тогда жильцов обещали предупредить о времени «переезда» заранее. Но никто никого не предупредил. Так что утром 5 ноября 1939-го большинство жильцов, выглянув в окно или выйдя из подъезда, были крайне удивлены. Перед домом расстилались дополнительные 50 метров освобожденного пространства.
Еще одной из сложнейших операций для команды Генделя стала передвижка здания Моссовета. Сейчас здесь расположена Мэрия Москвы. Бывший генерал-губернаторский дворец имеет сложную форму, а первый этаж представляет собой бальный зал, где много свободного пространства и нет несущих конструкций.
На этот раз в успехе никто не сомневался – и действо было широко освещено во всех СМИ. Историческое здание требовалось переместить вместе с подвалом. Для этого в 1939 году вокруг здания Моссовета вырыли котлован глубиной четыре метра. Передвижка стала самой быстрой в истории – всего за 41 минуту здание весом 20 тыс. тонн было перемещено на 13,5 метра
Фото: Главархив Москвы
Кроме того, во время работы команды Генделя в Моссовете все еще находились служащие.
Фото: Главархив Москвы
Все передвижки, конечно, представляли собой грандиозное зрелище, хотя значительная часть работ велась ночью. В 1941 г. на улице Горького под руководством Э.М.Генделя было передвинуто еще четыре 3-4-этажных здания.
Около дома №36 по улице 1-я Тверская-Ямская 18 апреля торжественно открылась мемориальная доска в честь выдающегося советского инженера-строителя Эммануила Генделя. 19 апреля, 2017
После войны Гендель занимался восстановлением разрушенных городов и промышленных предприятий.
По-прежнему передвигал он и дома – например, на Комсомольском проспекте, и памятники архитектуры – павильон «Октогон» в усадьбе Студенец на Красной Пресне, а также костел XVI века в городе Мост в Чехии.
Историческая фотография и план трассы передвижки костела XVI века на 841,1 м в г.Мост (Чехия).
Эти минареты были наклонены сотни лет, и никто до Генделя их не выправлял. Э.М.Гендель задался этой целью. Предварительно выполнялось усиление нижней части минарета. Затем, одновременно подрубая минарет над просевшей частью основания, очень осторожно приподнимал его домкратами и расклинивал. Потом растяжки снимали.
По имеющимся у нас данным, Э.М.Гендель выпрямлял юго-восточный минарет медресе Улугбека высотой 32,7 м. в 1965 г., и минарет Биби-ханым в 1972 г.
Последним проектом, осуществленным под личным контролем Генделя, стало восстановление в 1988 году вертикального положения покосившегося 9-этажного здания в Большом Афанасьевском переулке.
Знаменитому инженеру было тогда 85 лет. Скончался Эммануил Матвеевич Гендель в Москве в 1994 году.
Назло налоговой
Во французском городе Аверон находится один из старейших каменных жилых домов. Он был построен в конце XIII века, и в нем до сих пор живут люди. Здание построено таким необычным образом, поскольку в те времена все жилые строения во Франции облагались налогом по количеству квадратных метров только на первых этажах.
Варшавский политехнический институт
Варшавский политехнический университет (польск. Politechnika Warszawska) — один из крупнейших вузов Польши, и один из крупнейших в Центральной Европе, в котором работает свыше 2 000 преподавателей. Количество обучающихся студентов составляет примерно 31 000, подавляющее большинство которых обучается очно. Функционируют 18 факультетов, охватывающие почти все области науки и технологии. Все они расположены в Варшаве, кроме одного, находящегося в Плоцке.
Транспортировка трубы (плотина Гувера)
Жилой дом в штате Нью-Йорк
Ресторан Mr Thomas’s Chop House. Манчестер
Многоквартирный дом в Тель-Авиве
Книжный магазин «Дуцзянъянь Чжуншугэ»
Книжный магазин «Дуцзянъянь Чжуншугэ» (Dujiangyan Zhongshuge) в Дуцзянъяне, Китай, декорирован зеркалами и блестящим чёрным плиточным полом, что создаёт потрясающую иллюзию, делающую это место похожим на бесконечный рай книголюба.
Книжный магазин площадью около 980 кв. метров был спроектирован Ли Сяном (Li Xiang), основателем шанхайской архитектурной студии X+Living, и открыт осенью 2020 года. Используя такие искусные элементы, как винтовые лестницы, изогнутые арки и особым образом расположенные зеркала, дизайнеры этого уникального книжного магазина смогли создать совершенно потрясающую иллюзию бесконечности.
Ответ на пост «Архитектор: «Массовое использование типовых проектов не делает городскую среду комфортной»»
Хочется обсудить эту весьма спорную мысль из заголовка.
Во-первых, городская среда это не только здания. Что не менее важно, это и магазины, школы, детские площадки, парки, аллеи, паркинги для машин, административные здания с офисами и разнообразными услугами. Это малые архитектурные формы и озеленение. Это трассы, проезды, остановки, парковки, тротуары. Это коммуникации вроде тепла, воды и связи. Это весь комплекс удобств и плюшек.
В рамках типовых проектов нет никаких проблем запроектировать гармоничный микрорайон, приятный глазу и удобный для жизни. Но редко получается. Почему?