Что такое организаторская деятельность
Понятие организаторской деятельности
Эффективность групповой и командной работы.
Особенности групповой динамики.
Понятие организаторской деятельности.
ТЕМА №4. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Организаторская деятельность – это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления – «Организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организаторской деятельности.
Различают понятия субъекта и объекта организаторской деятельности. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Субъект организаторской деятельности выполняет в рамках требуемых функций следующие процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры «подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получение задания или его формулирование, проведение информационной работы, проведение совещания, сдача выполненной работы заказчику или использовать ее в своей организации и т.д. Таким образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций[1].
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
· усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
· подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
· определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
· распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
· внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
· учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
· определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
· работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
· итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности[2].
Важным аспектом реализации организаторской деятельности является организация деятельности командной работы с учетом особенностей групповой динамики.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Организаторская деятельность
Содержание статьи
Сутью такой деятельности является руководство и управление людьми с использованием определенных правил, приемов и методов. Любая организаторская деятельность направлена на создание механизма управления элементами организационных систем для решения поставленных задач и достижения определенных целей.
Деятельность или маркетинг может осуществляться любой общностью людей, коллективом, предприятием, фирмой. Они представляют собой единое целое в процессе взаимодействия с другими организациями, во главе стоит субъект управления — руководитель. Основу организаторской деятельности составляет система качеств субъекта управления, его организаторские способности, в том числе:
Гармоничное развитие деятельности предприятия зависит от осознания и выполнения каждым его членом своих основных функций, прав и обязанностей.
Виды организаторской деятельности
В современном маркетинге существует три основополагающих вида организаторской деятельности:
В качестве основных можно указать организацию состояния объекта управления и организацию процессов. Первый вид предполагает структурирование предприятия, а второй – особенности использования данных структур по прямому назначению.
Субъекты организаторской деятельности
Организаторская деятельность осуществляется объектами и субъектами, имеющими возможность принимать решения и участвовать в управлении предприятием или организацией. В качестве субъекта выступает отдельный элемент предприятия или подсистема, входящая в структуру системы управления. Это может быть как один член коллектива, так и его группа. Субъект уполномочен оказывать управляющее воздействие, принимать решения и осуществлять общее руководство предприятием.
Один и тот же субъект управления может быть как руководителем компании, так и входить в его среднее звено, то есть одновременно являться и объектом управления. Полномочия субъекта управления зафиксированы в основных положениях предприятия, а также в должностных инструкциях.
Формы организаторской деятельности
Организаторская деятельность формировалась на протяжении длительного времени, поэтому получила множество форм управления. Так, наиболее распространенными являются коллективная и индивидуальная форма. Одной из самых древних видов коллектива является семья. Впоследствии на основе данной ячейки общества развились и другие организационные структуры, а именно: поселение, община, нация, государство, а также различные организационные объединения.
На основе принципов об управлении возникли и существуют четыре формы организаторской деятельности:
Из всех форм наиболее распространенной считается коллективная (рыночная) форма управления. Её принципом является естественная организация процесса, которая развивается в соответствии с закономерностями внутреннего развития предприятия.
Принципы организаторской деятельности
Каждая организация соблюдает основные законы, позволяющие ей добиться определенных результатов своей деятельности. Руководитель при организации деятельности предприятия руководствуется основополагающими принципами:
Однако незыблемым принципом для любого разумного руководителя является принцип уважения и соблюдения прав человека.
Психология организаторской деятельности
Руководитель предприятия или организации должен не только обладать организаторскими способностями, но и знать основы психологии организаторской деятельности. К ним можно отнести:
Таким образом, организаторская деятельность напрямую зависит от организаторских способностей современного руководителя, его умения воздействовать на других людей, а также умения уделять внимание тонкостям взаимоотношений руководителя и подчиненных, а также всех членов коллектива.
Тема 1. Понятие «организаторская деятельность» и ее особенности
Понятие, сущность, виды организаторской деятельности. Культура организаторской деятельности. Специфика организаторской деятельности. Структура организаторской деятельности. Основные формы организации мероприятий.
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и родителей. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике можно считать культуру организаторской деятельности учителя. При выполнении организаторской функции педагог проявляет глубокие знания из области теории и психологии организаторской деятельности и на их основе организует практическую деятельность детей, оптимально сочетая различные формы работы. Культура организаторской деятельности – понятие многоплановое. На опыте работы они показали значение собственного опыта учащихся для усвоения ими норм поведения, ценностных ориентаций и системы отношений.
Организаторская деятельность– это система взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, следовательно, выражает отношения «человек- группа людей», «организатор – группа организуемых». Организаторской деятельности характерны такие функции, как групповая интеграция, формирование межличностного внутреннего единства, установление связей и координация действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Все эти функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. По теории Л.И. Уманского структура организаторской деятельности состоит из следующих самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
— усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
— подбор организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
— определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
— распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
— внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
— учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
— определение актуальных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
— работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
— итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива).
Специфика организаторской деятельности проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно бы было воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной).
Организаторская деятельность не может иметь основой усвоение готового опыта или чисто исполнительские функции, она включает в себя собственный поиск, отбор, планирование жизненно важных задач и средств их решения, собственную оценку своих действий, обмен опытом и т.д.
Организаторская деятельность способствует каждой личности почувствовать себя реальным субъектом и настоящим партнером в коллективном деле. Любая человеческая деятельность включает в себя целую систему различных действий, операций и приемов, а именно наличие цели, планирование и контроль выполняемых действий, поиск необходимых путей к достижению цели.
Структуру организаторской деятельности можно представить следующей схемой:
Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Коганом и Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
— познавательная деятельность, которая расширяет кругозор ребенка, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
— трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительного отношения к материальным ценностям как средству существования человека;
— художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность ребенка;
— спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культурой высокой гигиены жизни;
— общественная деятельность, которая содействует социализации ребенка, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;
— ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;
— коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг ребенка, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как с ценностью.
Непременным требованием к организации любого вида деятельности является создание условий обязательного переживания человеком положительных эмоций. Не менее важно так инструментировать деятельность, чтобы она способствовала планомерному сдвигу мотива на цель, то есть формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.
Соблюдение технологических требований осуществления различных видов деятельности во многом будет способствовать уяснению специфики деятельности по следующей схеме:
— содержание данного вида деятельности и место ее осуществления;
— возможные формы деятельности;
— типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;
— наиболее яркие специфические особенности деятельности;
— психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов.
Формы деятельности можно представить определением «мероприятие», с помощью которого будет достигнута цель определенного вида деятельности.
Формы мероприятий весьма многообразны. В качестве примера перечислим некоторые из них:
Деятельность организаторская
Смотреть что такое «Деятельность организаторская» в других словарях:
организаторская деятельность — практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совмесных действий и управлению их деятельностью … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕУДАЧНАЯ (НЕУДАВШАЯСЯ — см. Организатор преступления … Словарь-справочник уголовного права
административная деятельность — ▲ деятельность ↑ относительно, организовать административная деятельность организаторская деятельность. местничество. местнический. ведомственный. узковедомственный. партизанщина. параллелизм … Идеографический словарь русского языка
Финансово-хозяйственная деятельность — организаторская и исполнительско распорядительная деятельность командования (начальника, командира), органов управления, служб и должностных лиц войск и органов ПС РФ по руководству хозяйством, включающим соответствующие материально техническую… … Пограничный словарь
Педагогическая деятельность — это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Виды педагогической деятельности разнообразны … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Гипертимный тип — личности (см.Классификация акцентуаций К. Леонгарда) личности, обладающие повышенной психической активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, инициативностью и предприимчивостью, но и легкомыслием. Стремятся к лидерству в любых обстоятельствах, но … Википедия
Военно-научная работа — организаторская и творческая деятельность военных кадров, направленная на развитие системы знаний о защите и охране ГГ и использование результатов военно научных исследований в пограничной политике, подготовке и строительстве войск и органов ПС… … Пограничный словарь
ВОЙСК ВОЖДЕНИЕ — организаторская и творческая деятельность военного командования (полководцев, флотоводцев и их штабов) по применению подчиненных им войск (сил флота) и организации управления ими. Употреблялось как особое понятие во многих армиях до 20 х годов XX … Война и мир в терминах и определениях
Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора
Историография — ИСТОРИОГРÁФИЯ. Советская историография Вел. Отечеств. войны. Уже в дек. 1941 при АН СССР создана Комиссия по истории Великой Отечественной войны; подобные комиссии были организованы в союзных республиках, областях, краях, а также в наркоматах, в… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности.
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели.
Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Воспитательная работа, отмечал А. С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора. Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
• усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
• подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
• определение материальных средств, временнь’гх и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
• распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
• внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
• учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
• определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
• работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
• итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л.И.Уманский).
Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.
Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. Л. И. Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.
Своеобразная отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов деятельности детей тем не менее обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.
Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.
Общие функции организаторской деятельности, выделенные Л.И.Уманским, специфически проявляются и в деятельности педагога.