Что такое организационно штатные мероприятия
Увольнение военнослужащих по ОШМ или болезни
Организационно-штатные мероприятия: что это такое?
В общем понимании под организационно-штатными мероприятиями (ОШМ) подразумевается комплекс мер, направленных на совершенствование организационной структуры того или иного учреждения.
Они реализуются посредством реорганизационных и ликвидационных процессов. По итогу данной процедуры может быть изменено количество отдельных:
Такое явление периодически происходит как в обычных организациях, где работают гражданские люди, так и в местах военной службы, где осуществляют трудовую деятельность военнослужащие. В последнем случае реализация таких мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237. Им утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.
Так, при проведении ОШМ на военной службе могут произойти следующие изменения:
Стоит отметить, что реализация таких изменений не означает мгновенное увольнение военнослужащего. Его могут вывести в распоряжение (на период до 6 месяцев), перевести на равную, низшую или более высшую воинскую должность (пп. 11 ст. 11 вышеупомянутого Указа Президента РФ).
Кроме того, понижение или повышение в занимаемой должности может быть осуществлено только с согласия лица, в отношении которого планируются подобные изменения.
Порядок увольнения по ОШМ
Военнослужащий, который проходит службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями (далее ОШМ).
Увольнение по ОШМ может происходить по различным основаниям, например, в связи с сокращением должности лица. НО военнослужащий может заявить, что желает проходить службу на другой должности или наоборот просить его уволить, в связи с ОШМ.
Военнослужащий на имя командира части подает рапорт, который рассматривается командиром и в случае его удовлетворения военнослужащий представляется к увольнению по соответствующему основанию.
Военнослужащему может быть отказано командиром части в увольнении по ОШМ и без его согласия он может быть назначен на равную воинскую должность.
Таким образом, лицо может быть уволено по ОШМ при наличии согласия обеих сторон, т.е. военнослужащего и командира части.
ПОЛЕЗНО: читайте про восстановление на военной службе по ссылке на сайте
Как правильно уволиться с военной службы подобным образом: порядок процедуры
В общем виде процедура увольнения в результате организационно-штатных мероприятий будет выглядеть следующим образом:
О необходимости проведения такой беседы написано в подп. «б» пп. 14 ст. 34 Положения, утв. Указом Президента РФ № 1237). В дальнейшем ее задокументированное содержание приобщается к личному делу уволенного.
При увольнении военнослужащего важным условием является проведение полного расчета до того момента, как его исключат из личного состава. Если данное требование не будет соблюдено, то уволенный сможет обжаловать вынесенный приказ. Об этом написано в пп. 16 ст. 34 Положения, утв. Указом Президента РФ № 1237.
В целом же при проведении мероприятий по оргштату основаниями для увольнения могут быть (подп. «а» пп. 4 ст. 34):
Как уволиться?
Во время процедуры сокращения из персонала, работник практически не имеет зависимости от собственной точки зрения, но довольно часто его просят отчитаться об уходе, отталкиваясь от этих обстоятельств. Пользуясь таким способом, начальники или руководители пытаются обеспечить себе защиту от судебных исков и последующих производств. Такие разногласия могут быть вызваны разного рода причинами, в том числе и неправильным расчетом трудового стажа.
Что такое ОШМ в армии?
Ознакомившись с вопросом про ОШМ в армии, нужно знать, что у каждого есть право на законных основаниях отказаться от написания такого отчета. Независимо от возможной негативной реакции командира, чтобы заставить подписать такие документы, у него нет на это законных оснований.
Согласно с принятыми положениями, отсутствие отчета не будет считаться проблемой при сокращении с должности. Бывают случаи, когда работник по собственному желанию собирается уйти в отставку. В таком случае уход по ОШМ был бы более правильным и допустимым вариантом.
В подобных ситуациях через полгода ваша команда будет вынуждена сделать исключение в привилегированной категории. Однако следует обратить внимание на то, что подобное происходит крайне редко. Таким образом мирное решение проблемы будет лучшим вариантом.
Кроме того, стоит заранее ознакомиться с перечнем компенсаций, которые предлагает Российская армия за такое освобождение.
Существует положение, которое имеет отношение к плану прохождения службы, утвержденное приказом президента РФ от 16 сентября 1999 No 1237. Согласно этому приказу, военнообязанный-контрактник может быть преждевременно сокращен с поста согласно организационно-кадровой деятельности, а также, если нет других причин для отставки, а именно:
Как написать рапорт?
В действующем законодательстве нет четких указаний относительно того, как именно должен выглядеть рапорт и что в него следует включить.
В целом этот документ схож с заявлением, которое подается гражданскими людьми при увольнении с работы по собственному желанию.
Составляется он в письменной форме на бумаге формата А4. Может быть написан от руки или же набран на компьютере. В содержание стоит включить следующие основные разделы:
О таких причинах увольнения, как увольнение по несоблюдению условий контракта, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам военнослужащего, в связи с утратой доверия, а также по достижению предельного возраста нахождения в строю, читайте на нашем сайте.
Увольнение по состоянию здоровья
Увольнение военнослужащего по болезни предполагает в первую очередь прохождение военно-врачебной комиссии. Обращение к ней осуществляется, если присутствуют хронические заболевания или во время службы были получены травмы и ранения. Обследование проводится в рамках стационара. Во внимание принимается история болезни военнослужащего. На основании изученных данных выносится решение, которое оформляется в виде заключения ВВК. Если комиссия решила, что военнослужащий не может продолжать службу, информация отражается в протоколе.
Заключение выдается на руки гражданину. На основании документа можно написать рапорт об увольнении. Когда решение будет вынесено, лицо освободят от занимаемой должности. Процедура выполняется в течение месяца.
Происходит прекращение контракта. Действие осуществляется с формулировкой «увольнение военнослужащего по здоровью». Гражданин имеет право на единовременные выплаты и социальные льготы. Если лицу была присвоена группа инвалидности в результате утраты здоровья, возможно назначение пенсии по инвалидности.
Размер выплатыпри увольнении зависит от выслуги лет. Если выслуга 20 и более лет, пособие исчисляется семью окладами. Дополнительно предоставляется обязательное денежное содержание при замещении должности. Размер выплаты— 1 месячный оклад. Если выслуга при увольнении составляет 20 и более лет, предоставляется дополнительная компенсация. Размер выплаты равен вещевому материальному обеспечению за последний год. Если группа инвалидности была присвоена лицу, получившему травму во время выполнения служебных обязанностей, предоставляется медицинская страховая компенсация. Величина ее варьируется от 500 тыс. до 2 млн руб. (зависит от степени нанесения вреда здоровью). Если травма была получена во время прохождения военных сборов, страховые выплаты составят от 250 тыс. до 1 млн руб.
Компенсация предоставляется только военнослужащим, которые получили военную травму и были занесены в категорию Д. Это означает полную непригодность к последующему несению службы. Если была присвоена категория В, компенсации не предоставляются.
Если присвоена группа инвалидности, компенсация будет назначена вне зависимости от других выплат. Если ограничение по здоровью отсутствует, при увольнении размер премии составит 50000 руб.
При увольнении в результате болезни и присвоении группы инвалидности назначается ежемесячное пособие в размере:
Комиссовать по болезни могут сразу после постановления комиссии том, что продолжение военной службы невозможно по состоянию здоровья. Чтобы получить страховую выплату, нужно подать заявление в военкомат. Действие осуществляется в течение месяца с момента увольнения. Дата проставляется в военном билете военнослужащего.
Если военнослужащего увольняют в результате ОШМ
Закон позволяет осуществить увольнение военнослужащего по ОШМ.
Процедура должна выполняться с соблюдением следующих условий:
Также должен соблюдаться порядок увольнения по организационно-штатным мероприятиям. Когда установленный законом срок завершится, гражданину направляется приказ о досрочном увольнении.
Если лицо прекращает службу в результате проведения организационно-штатных мероприятий, можно претендовать на получение ряда единовременных выплат и компенсаций, зависящих от величины оклада. Если лицо до увольнения прослужило больше 10 лет, оно может получить жилплощадь или денежную выплату на покупку помещения.
Право присутствует только у лиц, которые в течение службы не получали от МО РФ недвижимость в собственность.
Если офицеру или солдату выплачивается компенсация стоимости жилья, во внимание принимается районный коэффициент в цене 1 кв. м.Разбираясь, как уволиться из армии по ОШМ или по состоянию здоровья в 2021 году, нужно помнить о возможности получения ежемесячных соцпособий, единовременных выплат или оклада. В первую очередь предоставляется единовременная компенсация. Размер исчисляется в зависимости от занимаемого звания на момент увольнения, величины оклада и количества времени, которое лицо прослужило в вооруженных силах РФ. Если воинский стаж больше 15 лет, размер соцпособия составляет 40% отразмера оклада на момент увольнения.
Дополнительно предоставляется прибавка. Она начисляется каждый последующий год. Размер прибавки к пособию военного составляет 3%. Получать выплаты можно в течение 5 лет, если лицо попало под сокращение. Если выслуга лет до увольнения меньше 15 лет, выплаты предоставляются в размере последнего оклада, но в течение года с момента увольнения. Пособие индексируется единовременно. Процедура выполняется в зависимости от действующих нормативов, установленных Пенсионным фондом РФ. Если лицо вновь устраивается на военную службу до истечения указанных сроков, предоставление социальных пособий прекращается с момента трудоустройства.
Аналогичное правило действует, если лицо начинает работать с сохранением воинского звания в следующих организациях:
Когда подписан приказ об увольнении военнослужащего, кадровый отдел в подразделении предоставляет данные в пенсионное отделение. Информация об окладе и иные данныепоступают по месту регистрации гражданина. Чтобы получать ежемесячное перечисление по увольнению, военнослужащему потребуется обратиться в ПФ РФ и представить документы установленного образца. Денежные средства перечисляются на расчетный счет.
Похожие статьи:
Сколько окладов положено военнослужащему при увольнении
продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленного военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Это интересно: Есть Ли Изменения По Статье 228 Часть 2 2020
Выплаты военнослужащим при увольнении по окончанию контракта
Лицам, служившим Отечеству по контракту, служившим в системе внутренних дел, в противопожарной структуре, в уголовно-исполнительной структуре со сроком службы меньше двадцати лет и ушедшим в запас из-за ОШМ, назначается выплата в сумме оклада на протяжении года. При этом должна отсутствовать возможность перевода военнослужащего в другое место прохождения службы.
В ходе ОШМ, связанных, например, с переходом на новый штат, военнослужащие могут подать рапорт о том, чтобы их уволили в связи с ОШМ со ссылкой на п.п.а п.2 ст. 51 ФЗ № 53.
Проведение организационно-штатных мероприятий в государственных органах
Отношения, связанные с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба), регулируются статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Таким образом, предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы доводится представителем нанимателя до тех гражданских служащих, которые подлежат увольнению непосредственно в связи с сокращением должностей гражданской службы.
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей может предложить вакантные должности в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На гражданских служащих, относящихся к отдельным категориям лиц, указанным в статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), распространяются предусмотренные данной статьей гарантии.
Согласно части 4 статьи 261 ТК РФ с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается, за исключением указанных в ней случаев.
Таким образом, увольнение с гражданской службы указанных категорий лиц в связи с сокращением замещаемой должности, которое относится к числу случаев увольнения по инициативе представителя нанимателя, не допускается, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 25-П.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 8 2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ сокращение должностей гражданской службы в государственном органе относится к основаниям расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.
Из части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8 1 части 1 данной статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание предусмотренную статьей 261 ТК РФ гарантию, гражданский служащий, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя по причине сокращения замещаемой им должности гражданской службы.
В этой связи на практике следует избегать случаи проведения организационно-штатных мероприятий в отношении тех должностей, которые замещены гражданскими служащими, относящимися к категории граждан, перечисленных в части 4 статьи 261 ТК РФ.
Если же избежать сокращения таких должностей невозможно (например, при реорганизации или упразднении государственного органа), то при проведении организационно-штатных мероприятий с гражданским служащим, отсутствовавшим на службе по указанным выше обстоятельствам и за которым в соответствии с законодательством на период отсутствия сохраняется должность гражданской службы, государственно-служебные отношения должны быть продолжены (т.к. его увольнение в рассматриваемый период не допускается) посредством предложения ему иной должности в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ и перевода на нее с согласия гражданского служащего.
Что же касается гражданских служащих, замещающих «декретные» должности на условиях срочного служебного контракта на период отсутствия основного сотрудника, то порядок действий в отношении указанных лиц при сокращении должностей зависит от сопутствующих обстоятельств.
Так, гражданский служащий, за которым в установленном законодательством порядке сохраняется должность, может в любое время выйти на службу. В этом случае в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт, заключенный с гражданским служащим на период замещения отсутствующего гражданского служащего, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Таким образом, в том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, выйдет на службу до сокращения должностей гражданской службы, с гражданским служащим, временно замещавшим на этот период сохраняемую за ним должность гражданской службы, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
В том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, не собирается выходить на службу и соглашается с предложенной ему должностью гражданской службы, гражданский служащий, который временно замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым она сохраняется, по нашему мнению, должен быть предупрежден представителем нанимателя за два месяца до предстоящего сокращения, и, соответственно, отношения с ним могут быть продолжены в случае предложения ему иной должности (в том числе на условиях срочного служебного контракта) или прекращены на основании пункта 8 2 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Отношения, возникающие между представителем нанимателя и государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий) при сокращении должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), в том числе права и обязанности сторон, регламентированы положениями статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального № 79-ФЗ представитель нанимателя обязан предупредить гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемых ими должностей гражданской службы или упразднением государственного органа персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Частью 6 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8 2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8 3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Из части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока увольнения, указанного в уведомлении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Применяя перечисленные нормы Федерального закона № 79-ФЗ на практике, необходимо учитывать, что увольнение в связи с сокращением должности гражданской службы относится к числу оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя (статья 37 Федерального закона № 79-ФЗ).
Таким образом, увольнение по рассматриваемому основанию не зависит от волеизъявления гражданского служащего (как, например, увольнение по инициативе гражданского служащего или по соглашению сторон), а осуществляется по решению представителя нанимателя в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, под которыми понимается совокупность действий, направленных на совершенствование (изменение) организационно-штатной структуры государственного органа, сопровождающееся сокращением должностей гражданской службы, или прекращение деятельности органа в связи с его упразднением.
Из части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ прямо следует, что двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности является минимальным, а не предельным временным периодом, по истечении которого государственно-служебные отношения с гражданскими служащими подлежат расторжению.
Заблаговременная организация работы по уведомлению гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа способствует созданию оптимальных условий для организации и проведения оценочных мероприятий в отношении гражданских служащих, подлежащих увольнению в связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий, и определения преимущественного права на продолжение государственно-служебных отношений, а также эффективной организации взаимодействия с государственными органами по вопросу трудоустройства указанных служащих (пункт 20 Методических рекомендаций по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, разработанных Минтрудом России во исполнение подпункта «а» пункта 2 Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403).
Таким образом, представитель нанимателя вправе уведомить гражданских служащих о предстоящем увольнении и более чем за два месяца до введения в действие нового штатного расписания государственного органа и сокращения в связи с этим должностей гражданской службы.
Требования к форме и содержанию такого уведомления, а также предельный срок, в течение которого организационно-штатные мероприятия в государственном органе должны быть завершены, законодательно не определены. Вместе с тем, как правило, в таком уведомлении указывается планируемый срок увольнения гражданских служащих исходя из даты завершения организационно-штатных мероприятий, определяемой в локальных актах государственного органа (например, приказ о внесении изменений в штатное расписание или о введении нового штатного расписания).
До завершения организационно-штатных процедур (истечения срока предупреждения об увольнении) гражданские служащие, отказавшиеся от предложенных им в установленном порядке для замещения иных должностей в том же или другом государственном органе, продолжают замещать должности гражданской службы и выполнять возложенные на них обязанности в соответствии с нормами законодательства о гражданской службе.
Частью 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено исключение из общего правила, когда государственно-служебные отношения могут быть прекращены с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность, и до истечения срока предупреждения об увольнении.
Однако такое досрочное увольнение возможно только по инициативе (с согласия) представителя нанимателя, являясь его правом, а не обязанностью.
Если же гражданский служащий не желает дожидаться окончания организационно-штатных мероприятий и сокращения его должности, то он вправе уволиться с гражданской службы по собственной инициативе.
Однако такое увольнение, инициатором которого является уже не представитель нанимателя, а сам гражданский служащий, будет осуществляться в порядке, установленном статьей 36 Федерального закона № 79-ФЗ (по инициативе гражданского служащего), без выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной частью 3 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.