Что такое организационные отношения

4.3. Организационные отношения, их типология и схемы

В основе деятельности любой организации лежат производственные отношения между работниками, возникающие в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных ресурсов. Производственные отношения условно подразделяются на экономические, технологические, организационные, социальные и др. При этом организационные отношения связывают весь набор составляющих указанных отношений. Они складываются в процессе организации:

• производства в целом или его отраслей;

• труда на предприятии;

• создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации предприятия.

Схематично среда организационных отношений представлена на рис. 4.4.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.4. Среда организационных отношений: В – взаимодействие; П – противодействие

Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.

Организационные отношения могут складываться на уровне: здравого смысла, взаимного уничтожения, заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т. д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т. д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т. д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде – это задача профессионального управления.

Организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям). Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные. Общая типология организационных отношений приведена на рис. 4.5.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.5. Типология организационных отношений

К структурным организационным отношениям относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту. Взаимодействие – это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие. Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

В основе организационных отношений лежит порядок – принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными, номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др. Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации – это обязанность любого человека.

Организационные отношения между персоналом организации могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая, к производным – колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная. Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной организации может существовать несколько типов отношений. Линейная схема представлена на рис. 4.6.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.6. Линейная схема отношений в организации: Р1 – линейный руководитель высшего звена; Р2 – линейный руководитель среднего уровня; И – исполнитель [32]

Линейная схема имеет много достоинств, поэтому достаточно широко применяется для организации небольших предприятий, для управления подразделениями (участками, филиалами) предприятий при высоком профессионализме и авторитете руководителя организации и большой заинтересованности подчиненного в успешной работе компании. В схеме делегируются линейные и функциональные связи, в ней нет обратных связей.

Кольцевая схема индивидов в организации (рис. 4.7) представляет собой замкнутую на руководителя линейную схему. Она эффективна в небольших фирмах или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и стабильным рынком. Для этой схемы характерно разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников, а административные остаются у руководителя [42].

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.7. Кольцевая схема отношений в организации

Организационные отношения между персоналом организации могут быть представлены также в виде различного сочетания базовых схем. На рисунке 4.8 показана схема «колесо».

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.8. Колесообразная схема отношений в организации: Ш1, Ш2 – штабы специалистов при руководителях высшего и среднего уровней

Линейно-функциональные организационные структуры являются наиболее распространенными в настоящее время. Они удачно сочетают линейные (производственные) подразделения, выполняющие основную производственную деятельность, с отделами, реализующими конкретные функции управления в масштабах всей компании (планирование, финансы, бухгалтерия, маркетинг, кадры).

Оформленные по линейно-функциональному принципу организации, сохранив жесткость и простоту линейных структур, приобрели высокопроизводительный, специализированный управленческий потенциал. Освобождение линейных подразделений от решения общеорганизационных управленческих задач позволило резко увеличить масштабы их деятельности и тем самым реализовать полученный от этого положительный эффект. Эта схема отношений эффективна в небольших организациях или подразделениях, где требуется постоянная корректировка производства продукции, связанная с изменением спроса на продукцию. Она сочетает самостоятельность действия работников и профессионализм руководителя.

Схема «звезда» (рис. 4.9) представляет собой разветвленную систему линейных отношений [42].

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.9. Звездообразная схема отношений в организации

Данная схема подходит для филиальной структуры компании и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей организации. Между объектами управления отсутствуют внутренние связи. С каждым объектом только руководитель реализует линейные и функциональные связи.

Иерархическая схема (рис. 4.10) основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.10. Иерархическая схема отношений в организации [42]

Штабная схема (рис. 4.11) основана на базовой схеме «звезда».

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.11. Штабная схема отношений в организации [42]

Штабная схема предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решения и сам доводит его до соответствующего подразделения.

Матричная схема (рис. 4.12) предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.12. Матричная схема отношений в организации (линейные и функциональные связи): РА, РБ, РВ – функциональные руководители по функциям А, Б, В; РП1, РП2, РП3 – руководители производств [32]

На рисунке 4.13 представлена смешанная схема отношений индивидов в организации. Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры компании – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 4.13. Смешанная схема отношений в организации [42]

В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций могут существовать несколько представленных типов отношений.

Источник

Организационные отношения в системе менеджмента

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие организации и организационных отношений

Организационные отношения в системе менеджмента – это воздействие, взаимодействие или противодействие, осуществляемые между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Прежде чем рассматривать организационные отношения, необходимо дать определение самой организации.

Под организацией понимают пространственно-временную структуру производственных факторов и процессы их взаимодействия в целях получения максимальных количественных и качественных результатов в кратчайшие сроки и при минимальных затратах ресурсов (т.е. с наибольшей эффективностью).

Общие признаки организации:

Организации представляют собой единство состояний и процессов, поскольку они обеспечивают стабильность организационных решений. При этом стабильность самих организаций поддерживается за счет постоянно проходящего развития как внешней, так и внутрифирменной среды.

Структура управления нужна для того, чтобы выполнять общие и конкретные функции управления, сохранять в целесообразном виде горизонтальные и вертикальные связи, а также обеспечивать разделение между элементами управления.

Готовые работы на аналогичную тему

На вертикальное разделение влияет число уровней управления, а также директивные отношения и их подчиненность. Горизонтальное разделение производится на основе отраслевых признаков. Оно может определяться:

Регулированию со стороны организационной структуры подвергается:

Таким образом, фирму строят как иерархическую структуру, которая подчиняется законам рациональной организации:

Конкретная организационная структура зависит от ряда факторов:

Типы организационных управленческих структур

Под организационной структурой управленческого аппарата понимают форму разделения труда по управлению компанией.

Создание каждого подразделения и должности предназначается для выполнения того или иного набора работ или функций управления. Чтобы подразделение выполняло свои функции, его должностные лица должны быть наделены полномочиями, то есть правами распоряжаться ресурсами, а также должны нести ответственность за выполнение возложенных на них функций.

В схеме организационной структуры находит отражение статическое положение подразделений и должностей, а также характер существующих между ними связей. Связи бывают следующих типов:

В зависимости от того, связи какого типа реализованы, организационные структуры управления могут быть нескольких типов:

Источник

Организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Организационные отношения связывают весь набор составляющих отно­шений. Организационные отношения включают воздействия, взаимо­действия, противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов (организаций).

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношенияВоздействие определяется как одновременное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому.

Взаимодействие — это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие — это отрицательное действие обратной связи со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношенияБазовые, производные и смешанные схемы организационных отношений в социальной организации

Организационные отношения (руководитель — подчиненный, подчиненный — подчиненный) в социальной организации могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная (рис. 1) и кольцевая (рис. 2). К производным относятся схемы «колесо» (рис. 3) и «звезда» (рис. 4). Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной организации могут существовать несколько типов организационных отношений.

Для линейной структуры управления характерно сосредоточение всех функций управления в руках руководителя высшего уровня, прямое воздействие на объект управления. В данной схеме отсутствует обратная связь, а линейные (административные) и функциональные связи делегируются объекту управления. К преимуществам данной схемы организационных отношений относятся:

• обеспечение принципа единоначалия;

• ясность и четкость связей;

• невозможность получения подчиненными противоречивых заданий и распоряжений;

• оперативный контроль за деятельностью подчиненных.
Наиболее существенным недостатком линейной схемы является необходимость для руководителя обладать разносторонними знаниями.

Линейная схема рекомендуется для небольших организаций при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также боль­шой заинтересованности подчиненных в успешном функционировании организации.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Рис. 1 Линейная схема

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношенияКольцевая схема (рис. 2) представляет собой замкнутую на руко­водителя линейную схему организационных отношений. Она эффективна в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком. Для кольцевой схемы характерно четкое разделение функциональных обязанностей среди работников, в то время как административные остаются у руководителя

Организационные отношения между персоналом могут быть представлены также в виде различного сочетания базовых схем, именуемых как «колесо» и «звезда».

Схема «колесо» (рис. 3), в которой реализуются линейно-функциональные связи, эффективна в небольших организациях или подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой продукции и рынками сбыта. Схема сочетает четкое разделение функ­циональных обязанностей среди работников, их самостоятельность в принятии решений на своем уровне и профессионализм руководителя, который реализует линейное (административное) воздействие.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношенияСхема организационных отношений «звезда» (рис. 4) представ­ляет собой разветвленную схему линейных отношений. Она дает поло­жительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей организации. С каждым объектом только руководитель реализует линейные и функциональные связи.

Рис. 4 Схема «звезда»

К смешанным схемам организационных отношений относятся такие, как иерархическая, штабная и матричная.

Иерархическая схема (рис. 2.7), реализующая линейно-функ­циональные связи, основана на базовой схеме «колесо» и применяется для организации большой размерности с явно выраженным разделе­нием труда (технологическим, предметным, функциональным)

Источник

Организационные отношения и их типология

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Организационные отношения– воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Среда организационных отношений: В – взаимодействие; П – противодействие

Элементы организации– составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.

Организационные отношения могут складываться на уровне:

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде – это задача профессионального управления.

Город со множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации зависит от интеграции (сложности) организации.

Организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям). Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Типология организационных отношений

К структурным организационным отношениям относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействиеэто положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействиеэто отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.

Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контр­агенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации – это обязанность любого человека.

Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая, к производным – колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная. Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Линейная схема (в схеме нет обратной связи)

В схеме нет обратной связи. Линейная схема работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.

Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Кольцевая схема (функциональные связи)

Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

Схема «звезда» дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Схема «звезда» (линейная связь)

Иерархическая схема основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

Штабная схема основана на схеме «звезда». Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения . Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Штабная схема (линейная связь)

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Матричная схема (линейные и функциональные связи)

В основе матричной схемы лежат схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Смешанная схема отношений в организации

Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.

В качестве примера можно привести следующие схемы организационных отношений при проведении занятий со студентами:

Линейная схема. Преподаватель выдает задание на коллективное выполнение одному студенту, который после выполнения дает его другому для дополнений в той же или смежных областях знаний; второй дает третьему и т.д. В результате вклада каждого студента должен получиться хороший и многогранный ответ на вопрос.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения
Схема наращивания ответов на один вопрос по линейной схеме отношений индивидов

При линейной схеме отношений преподаватель не проверяет конечный результат, если студенты сами заинтересованы в хорошем выполнении задания.

Кольцевая схема. Эта схема в отличие от линейной имеет обратную связь, и преподаватель получает возможность контролировать результат выполнения после каждого ответа студента.

Схема «колесо». Это типовая схема проведения занятий. Преподаватель задает вопрос одному студенту и оценивает его ответ, остальные студенты коллективно принимают участие в дополнениях по основному ответу. Роль преподавателя заключается в корректировке и соблюдении технологии проведения занятий.

Схема «звезда». При проведении занятий преподаватель учитывает индивидуальную подготовку каждого студента. Каждому студенту или подгруппе преподаватель готовит персональные задания.

Схема позволяет эффективно проводить занятия при индивидуальном, а не групповом подходе. Формирование однотипных подгрупп может быть осуществлено с помощью тестирования или других методов.

Иерархическая схема. Преподаватель дает набор вопросов старосте на всю группу. Староста сам определяет, кому какой вопрос дать для подготовки ответов, так как предполагается, что староста лучше преподавателя знает возможности и степень подготовки студентов своей группы. Преподаватель освобождается от индивидуального подхода. Данная схема дает результаты, аналогичные для схемы «колесо».

9. СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ + 8

Организационные отношения в системе менеджмента призваны в полной мере обеспечить выполнение конкретных и общих задач управления, должны сохранять в целостности горизонтальные и вертикальные связи и разделение функций менеджмента. Вертикальное распределение определяется количеством уровней менеджмента, а также их директивными отношениями и подчиненностью. Что касается горизонтального разделения, то можно сказать, что оно определяется отраслевыми признаками, и может быть ориентировано на изготавливаемые изделия, вспомогательные процессы промышленного производства или пространственные условия производственного предприятия. В этих случаях организационные отношения в системе менеджмента регулируются распределением конкретных задач по структурным подразделениям предприятия. Кроме того, организационная структура в многом определяет компетентность в решении конкретных задач, а также взаимодействие отдельных элементов. Таким образом, создается иерархическая структура организации.

Задача организационной системы менеджмента в отношении управления состоит в том, чтобы определить именно ту структуру, которая в максимальной степени отвечает задачам и целям компании, а также внешним и внутренним факторам, которые на нее воздействуют. Определить наилучшую структуру довольно просто — она должна самым лучшим образом способствовать тому, чтобы организация имела возможность осуществлять эффективное взаимодействие с внешней средой, целесообразно и продуктивно направлять и распределять усилия трудового коллектива, и, таким образом, максимально удовлетворять потребности конечных потребителей и решать свои организационные вопросы с максимальной эффективностью.

Что такое организационные отношения. Смотреть фото Что такое организационные отношения. Смотреть картинку Что такое организационные отношения. Картинка про Что такое организационные отношения. Фото Что такое организационные отношения

Организационные отношения в системе менеджмента являются своеобразной формой разделения обязанностей по управлению производственным процессом. В этом случае каждая должность и подразделение формируются для выполнения конкретных работ или определенных функций. Для того чтобы эффективно справляться со своими обязанностями, должностным лицам (руководителям подразделений) предоставляются определенные права на управление ресурсами. Но в то же время они несут полную ответственность за выполнение задач, стоящих перед подразделением. Таким образом, схема организационных отношений отражает положение должностей и подразделений и характер существующих между ними взаимосвязей.

Следует сказать, что эффективность системы менеджмента качества любой компании в большинстве случаев зависит от грамотного распределения компетентности отдельных структурных подразделений (служб, участков), от их ответственности при выполнении поставленных задач и от обеспечения внутри них нормальных производственных взаимоотношений. Следовательно, скелет любой системы менеджмента — это организационная структура, которая постепенно обрастает «мускулатурой управления». Во многом этому способствуют такие нормативные документы, как должностные инструкции или положения о службах и отделах.

Первичный элемент структуры смк — это служебная должность. Должностные инструкции призваны четко разграничивать права и обязанности в отношении трудового коллектива. Данные инструкции содержат общие положения, основные обязанности и задачи, права и ответственность сотрудника. Во многих случаях именно должностная инструкция и является основным способом аттестации в отношении сотрудника.

Другим фактором, оказывающим влияние на организационные отношения в системе менеджмента, является степень централизации общей системы управления. Централизация означает сосредоточение властных полномочий на высшем уровне руководства компанией. Цель, которая при этом преследуется, это улучшение координации, увеличение синергии и предотвращение появления возможных ошибок на нижних уровнях системы менеджмента.

При этом есть и свои негативные стороны централизации системы управления, которые в большинстве случаев заключаются в уменьшении оперативности управления и возможности скорейшей адаптации к постоянно меняющимся условиям производственной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *