Что такое организация обучения
Организация процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Этапы процесса обучения
Процесс обучения – это целенаправленная деятельность педагога по передаче знаний, умений и навыков подрастающему поколению.
Организованный процесс обучения состоит из нескольких последовательных этапов:
Результат обучения – это то, что получает учащийся по итогу обучения. Результат принято разделять на три типа:
Структура процесса обучения
Процесс обучения имеет конкретную цель и задачи, установленные на основании возраста учащихся. Цель и задачи определяют конкретные формы и виды реализации обучения. Организация процесса обучения предполагает наличие трех стадий.
Стадия погружения и творческого манипулирования.
Данная стадия наблюдается у детей младшего возраста. Она характеризуется тем, что ребенок прежде, чем приступит к выполнению учебного задания, может увлечься инструментами и материала, и использовать их не по назначению. Так, например, если ребенку младшего возраста дать задание нарисовать определенный предмет, то изначально большинство детей попробуют использовать предметы для рисования (краски, кисти, карандаши и т.д.) как самоценными объектами, которые не имеют статуса инструментов или средств чего-либо.
Необходимо отметить, что стадия погружения не несет в себе никакого реального опыта ребенка. Все действия, которые ребенок совершает, он делает, исключительно из любопытства. Экспериментируя таким образом, осуществляется самоценная для каждого ребенка творческая, исследовательская деятельность. Исследуя, ребенок не преследует какую-то определенную цель, он как бы погружается в материал без предварительного замысла и далее уже «идет» за ним, за его возможностями и свойствами.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, процесс погружения – это стадия, на которой ребенок исследует, творит, получает определенный опыт и знания. Погружение у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от его возможностей и потребностей.
Задача педагога, не останавливать ребенка, а помочь ему как можно плодотворнее осуществить процесс погружения и исследования окружающего мира.
Стадия «выращивания», присвоения способа действия.
На данной стадии происходит присвоение каждым ребенком характерными только для него чертами учебной деятельности. Полученные на предыдущем этапе знания, переходят в умения. Например, если на этапе погружения ребенок во время рисования, казалось бы, бессмысленно смешивал краски, разными способами делал мазки кисточкой и т.д. На данном этапе он уже используя знания о том, что будет если смешать краски и как нужно держать кисточку, чтобы получить тонкий или толстый мазок, оттачивает умение правильно рисовать. То есть, ребенок оттачивает умение, приобретает навык и опыт.
Этот этап обучения присутствует в развитии каждого ребенка. Его основной выступают: узнавание и воспроизведение, которые соразмерны по уровню развития фантазии и воображения детей.
Процесс перехода от стадии погружения на стадию присвоения у каждого ребенка занимает разное количество времени и варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка.
Основная задача педагога (взрослого) на данном этапе заключает в том, чтобы предоставить каждому ребенку максимально эффективные условия для реализации своих потребностей и получения необходимого опыта.
Стадия использования нового способа в собственной деятельности.
Процесс обучения предусматривает не только организованное обучение и развитие ребенка, но и спонтанное обучения.
Спонтанное обучение – это процесс получения знаний, умений и навыков, который возник неожиданно, без предварительного планирования и организации со стороны педагога.
Однако, для того чтобы возникло спонтанное обучение от педагога требуется создать такие условия, при которых возможно развернуть собственную деятельность ребенка.
Собственная деятельность ребенка – это неспецифическая (игровая, продуктивная, исследовательская, смешанная и т.д.) деятельность ребенка, компоненты которой принадлежать самому ребенку и потому остаются для него актуальными.
Способность детей строить свою собственную деятельность является одной из важнейших предпосылок для построения в будущем, при переходе к реактивному обучению, учебной деятельности. Тот факт, что многие дети дошкольного и школьного возраста не имеют возможности строить такую деятельность на материале, который они освоили, является одной из основных проблем современного начального (и не только начального) образования.
Именно построение собственной творческой деятельности с использованием приобретенных навыков и знаний является третьим, очень важным этапом процесса обучения, если он проходит полностью. Это проявляется в спонтанном обучении.
Организация обучения
Эффективноть проведения обучения зависит от многих факторов. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим основные этапы и элементы процесса организации обучения.
Содержание
Процесс обучения
Процесс обучения можно представить в виде следующей схемы:
В тех организациях, где работа с персоналом осуществляется системно, процесс профессионального развития сотрудников является непрерывным и цикличным.
Потребности в обучении
Существует 3 вида потребностей, на удовлетворение которых должно быть направлено обучение.
Потребности, связанные с выполнением обязанностей, определяются на основе анкетирования или опроса непосредственных руководителей и специалистов, успешно выполняющих эти обязанности, анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, сотрудники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста. Это особенно важно в современных условиях.
Обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Внутрифирменное обучение позволяет быстрее адаптироваться в коллективе, в профессии, ощутить приобщенность к ценностям компании, выявить свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности и в результате построить планы собственного развития в профессии.
Значение обучения
Эффективное обучение приносит большую пользу и имеет огромное значение в развитии как для организации, так и самих сотрудников.
Можно выделить следующие основные эффекты от повышения квалификации персонала для организации:
Эффект для сотрудников:
Факторы, влияющие на качество обучения
Среди факторов, влияющих на качество обучения можно выделить факторы как со стороны компании, так и со стороны самого обучающегося.
Факторы со стороны компании:
Факторы со стороны сотрудника:
Перечисленные пункты не исчерпывают всех факторов, влияющих на обучение, но и они показывают, что какое бы обучение и развитие ни предлагалось и ни проводилось, реальная ситуация в сфере обучения и развития определяется самыми разными факторами.
Условия высокой эффективности обучения
Для успешного достижения целей обучения должны быть созданы благоприятные условия обучающимся, верно определено содержание обучения и выбор средств, которые наилучшим образом позволят решить данные задачи, а также необходимо максимально использовать принципы, обеспечивающих высокую эффективность учебной деятельности.
Среди принципов, реализация которых обеспечивает высокую эффективность обучения, можно выделить следующие:
Основой для эффективного обучения персонала является правильная оценка его уровня подготовки. Кроме того, обучающиеся могут различаться по уровню развития у них способностей необходимых для успешной профессиональной деятельности в определенной области. В случае больших различий в уровне подготовки между слушателями, программу приходиться ориентировать на средний уровень, что снижает потенциальную возможную отдачу от обучения слушателей с более высоким уровнем подготовки. Выравнивание учебных групп по уровню общей профессиональной квалификации слушателей позволяет повысить эффективность обучения.
Важной задачей для преподавателя является формирование у слушателей высокой мотивации к обучению, отсутствие мотивации или отсутствие желания учиться ограничивают возможности обучающихся к усвоению новых знаний. Повышения мотивации является важной задачей, которую преподавателям необходимо по ходу обучения. Для того чтобы сгладить различия в уровне мотивации к обучению необходимо еще до начала обучения стимулировать стремление работников к развитию профессиональных навыков и получению новых знаний.
Предоставление обучающимся информации об успехах в обучении и о том, в какой степени эти достижения отвечают установленным требованиям, является одним из принципов обеспечивающих эффективное обучение. Обратная связь необходима для отслеживания прогресса в обучении, а также при возникновении возможных затруднений, для понимания их характера, источников и причин возникновения, и определения действий для того чтобы избежать их в будущем. Обратная связь повышает мотивацию к обучению.
Практика – это возможность уже в ходе занятий проработать полученные в ходе обучения знания и навыки в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми обучающимся приходиться сталкиваться в процессе своей профессиональной деятельности. Без практического закрепления знаний, навыков и умений, которые были освоены в ходе учебы, трудно рассчитывать на реальное повышение отдачи от работников и улучшения рабочего поведения.
Ключевым вопросов при подготовке любой программы профессионального обучения и использования любого метода обучения работников является вопрос применимости полученных навыков и знаний непосредственно к своей профессиональной деятельности. Если полученные знания и навыки в одной ситуации можно успешно применить в другой ситуации (при выполнении другой работы), то такой перенос называется позитивным. Нейтральным переносом называется перенос, при котором полученные знания и навыки в одной ситуации не применимы в другой ситуации. Негативный перенос – это перенос, при котором полученные навыки и знания в одной ситуации отрицательно сказываются на результаты деятельности в другой ситуации.
Данный принцип заключается не только в готовности и стремлении работника к практическому использованию результатов обучения в работе, но и то, насколько условия на рабочем месте располагают к этому. Работники получают знания для того, чтобы они могли их применять на своей работе, могли лучше выполнять те задачи и функции, которые выполняют сегодня или которые им предстоит выполнять в будущем. Без соблюдения данного принципа теряется всякий смысл обучения. Обеспечение высокого уровня востребованности результатов обучения – сложная задача, требующая как от самих работников, так и от руководителей старых стереотипов работы, а также возможной перестройки всей системы управления.
Эффективность работы по обучению и повышению квалификации, может быть повышена за счет уменьшения или устранения факторов снижающих её эффективность, таких как плохая система контроля, низкая подготовка самих преподавателей, отсутствие заинтересованности руководства. А также выявление недостаточно полного использования методик обучения, неверно выбранных методик, незнание опыта других организаций.
Оценка эффективности обучения
На тему оценки эффективности обучения ведется много дискуссий. Одни считают, что измерить экономический эффект от обучения невозможно, или, по крайне мере, оценка будет не корректна, а другие же напротив, утверждают, что результат обучения можно и нужно рассчитывать.
Более подробную информацию о подходах к оценке эффективности обучения можно узнать из статьи Оценка эффективности обучения
Формы организации обучения в педагогике
Что такое формы организации обучения
Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.
Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.
Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История развития форм обучения
На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.
Основные виды
К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.
Индивидуальная
Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.
Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.
Групповая
Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.
Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.
Фронтальная
Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.
Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.
Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.
Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.
Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.
Основные задачи форм обучения
В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.
Урок — основная форма организации обучения
В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:
На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.
Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.
Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:
Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.
Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.
Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.
Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.
Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.
Преимущества и недостатки
Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:
Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.
Из недостатков следует выделить следующие:
Какие формы обучения можно сочетать
Выбирая из многообразия обучающих форм, следует обратить внимание на те виды, которые сочетаются между собой и дополняют друг друга.
Примеры форм организации обучения, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:
Использование нескольких форм обучения зависит от цели уроков, предметной составляющей и уровня знаний учеников. Следует сочетать формы грамотно и рационально, тогда образовательный процесс будет продуктивнее.
Формы организации обучения
Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.
Понятие о формах организации обучения
Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.
Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.
Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.
С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.
Эмпирическая типологизация средств обучения
В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:
Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.
В группе во время совместной деятельности наблюдается гармонизация отношений между всеми участниками процесса, создание благоприятной атмосферы, что сказывается как на продуктивности обучения, так и на активности во внеклассной и внешкольной деятельности.
К числу основных преимуществ фронтальной формы работы можно отнести возможность охвата педагогическим воздействием сразу большого количества обучающихся.
Классно-урочная система как основная форма организации обучения
Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:
Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.
Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полученный в ходе урока, является базисом для продолжения обучения.
Урок – это автономная, логически завершенная организационно-структурная единица образовательного процесса.
Классификация уроков как форм обучения
Классно-урочная система включает различные типы уроков:
Как видите, форма обучения – это процессуальная сторона образования, которая позволяет организовать целенаправленный процесс личностного и профессионального развития.
Обучение персонала — как организовать обучение и развитие персонала: пошаговая инструкция для работодателей + методы выявления потребностей в обучении персонала организации
Всем привет! Сегодня я, Алла Просюкова, предлагаю поговорить об обучении персонала.
Стремительное развитие технологий заставляет работодателей заботиться о постоянном повышении уровня персонала через его обучение. Профессиональные кадры повышают конкурентоспособность компании и её прибыли.
Повышение квалификации идёт на пользу и самим сотрудникам. Они лучше справляются с поставленными задачами, что ведёт к повышению зарплат и карьерному продвижению. Но чтобы достичь желаемых результатов, необходимо знать основные моменты организации обучения персонала. Именно об этом и пойдет речь в моей новой статье.
Дочитавших до конца ждёт бонус — полезные советы по теме статьи и интересный видеоматериал.
1. Что такое обучение персонала и для чего оно проводится?
Мы постоянно слышим: «обучение персонала, обучение персонала». Но что на самом деле представляет собой этот процесс, смогут четко объяснить не многие.
Поэтому начнем с основного определения.
Обучение персонала – это развитие профессиональных навыков, умений и знаний сотрудников в соответствии с целями и стратегией компании.
Как я уже писала выше, обучение сотрудников важно не только для работодателя, но и для самих сотрудников.
Преимущества для работодателя:
Положительные моменты для сотрудника:
2. Какие существуют виды обучения персонала — ТОП-3 основных вида
Обучение персонала классифицируется по различным критериям. По видам оно подразделяется на подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Вот именно с ними я познакомлю вас подробнее.
Вид 1. Подготовка персонала
Цель подготовки сотрудников — получение необходимых знаний и навыков для выполнения определенных задач.
Пример
Даша весной этого года окончила школу и пробовала поступить в университет. Однако недобрала баллов. Девушка решила на платное отделение не идти, а подготовиться и повторить попытку в следующем году. А пока надо идти работать! Разумеется, профессии у нее никакой не было.
Исходя из ситуации, Даша выбрала для своего трудоустройства ближайший супермаркет. Удобный график, «живая» работа близко к дому плюс обучение и подготовка персонала прямо на рабочем месте. И профессией овладеваешь, и зарплата идёт.
Вид 2. Переподготовка персонала
Из названия это вида обучения становится понятно, что переподготовка – это получение знаний работниками в связи со сменой профессии, либо изменениями требований к ней.
Пример
Наталья Козина имела высшее экономическое образование и 4 года опыта работы бухгалтером. По долгу службы она тесно взаимодействовала с планово-экономической службой. Поэтому, когда в компании освободилось место экономиста, руководство решило предложить его именно Козиной.
Но Наталья не обладала нужными знаниями. Руководство решило направить ее на краткосрочную переподготовку в собственный обучающий центр.
Вид 3. Повышение квалификации
Этот вид предполагает получение работниками дополнительных знаний в связи с изменением квалификационных требований к той или иной должности, специальности и т.д.
Такое обучение поможет сотруднику без потерь адаптироваться к новым условиям и продолжать выполнять свои обязанности на должном уровне.
Порой повышение квалификации – это единственный способ сохранить за собой свое рабочее место.
3. Основные методы обучения персонала на рабочем месте — 6 главных методов
Для обучения персонала применяются различные методы. Их выбор зависит от способа получения знаний: обучение на рабочем месте без отрыва от производства или обучение вне рабочего места.
Рассматривать мы будет методы, относящиеся и к тому и к другому способу. Начнем с рассмотрения 6 методов, применяемых при обучении персонала на рабочем месте.
Метод 1. Копирование
Здесь все предельно ясно. Новый работник наблюдает за действиями более опытного сотрудника, повторяет все его движения, как бы считывая их.
Чем точнее он их повторяет, тем быстрее разовьется у новичка нужный профнавык.
Метод 2. Производственный инструктаж
Наверняка помните, как при трудоустройстве с вами проводили производственный инструктаж.
Производственный инструктаж – обобщенные сведения о предстоящем функционале, позволяющие облегчить вхождение в новую должность и смягчить привыкание к новому рабочему месту.
Метод 3. Наставничество
Этот метод уходит своими корнями в далекие годы на заре молодой советской республики.
Наставничество – обучение молодого специалиста опытным сотрудником, который на определенный период закрепляется за новичком, берет над ним шефство.
Отличительная особенность этого метода – обучение проводится прямо на рабочем месте в рабочее время, под контролем наставника и с его постоянной поддержкой.
Наставничество в своем развитии проходит 5 стадий.
Наставничество как метод обучения персонала особенно актуально там, где велика роль практических навыков. Например, в банковской сфере.
Метод 4. Ротация
Ротация – временное перемещение работника на другое рабочее место с целью получения новых навыков, знаний, опыта.
Преимущества ротации:
Этот метод особо востребован в компаниях, где необходима полная взаимозаменяемость сотрудников.
Пример
В большинстве коммерческих банков освоение новых участков работы проходит как раз с помощью ротации.
Так, например, сотрудник-операционист, обслуживающий физлиц, переводится временно на обслуживание юрлиц. Через какое-то время он становится универсальным работником операционного отдела банка. Затрат на обучение банк не понес никаких, а выгода очевидна!
Очень часто ротация совмещается с наставничеством.
Пример
Главный специалист операционного отдела Марина Лаптева засобиралась на 2 недельки в очередной отпуск. Замещать ее будет Ольга, ведущий специалист этого же отдела.
Чтобы Ольга смогла полноценно выполнять свои должностные обязанности на новом месте, ее загодя на 2 недели перевели на этот участок, где девушка под руководством опытной Марины освоила основные моменты должностных обязанностей главного специалиста.
Когда пришло время, и Лаптева ушла в отпуск, Ольга, приняв ее обязанности на себя, без проблем отработала эти 14 дней.
Метод 5. Делегирование
Делегирование – передача полномочий в принятии решений по определенной проблеме.
Пример
Управляющий операционным офисом Петр Васильевич через 2 месяца уезжал в командировку. Замещение возлагалось на Светлану Ивановну Колосову – начальника операционного отдела, грамотного специалиста с большим опытом работы.
Однако она еще ни разу не была в роли управляющего офисом! Чтобы замещение прошло успешно, Петр Васильевич стал ежедневно поручать (делегировать) Светлане Ивановне решение различных вопросов.
Вчера Колосова единолично выезжала в ООО «Мечта» для презентации возможностей зарплатного проекта. Сегодня Светлана Ивановна самостоятельно разбирается со счетами офиса за коммунальные услуги, выставленные поставщиками. Завтра по плану Петра Васильевича она вместо него будет собеседовать кандидата на должность кредитного инспектора.
Так за достаточно короткое время Светлана Ивановна без стресса и проблем освоит основные полномочия управляющего офисом.
Метод 6. Метод усложняющихся заданий
При таком методе обучающемуся раз от раза даются все более сложные и объемные задания.
Пример
Когда новый сотрудник банка находится на испытательном сроке, то нагружают его, как правило, постепенно.
Сначала он знакомится с основными внутренними документами, необходимыми ему для исполнения своих должностных обязанностей.
Затем он отрабатывает навык по открытию операционного дня. Потом ему поручается обслуживание 1-2 клиентских счетов. Так ежедневно сотрудник постигает все тонкости профессии.
4. Основные методы обучения персонала вне рабочего места — 7 главных методов
Теперь ознакомимся с методами обучения за пределами рабочего места.
Я выбрала для рассмотрения 7 наиболее известных методов.
Метод 1. Лекции
Лекция – способ получения теоретических знаний. Лекторами выступают эксперты в той или иной сфере.
Лекционный метод обладает как преимуществами, так и недостатками.
Достоинства и недостатки лекционного метода:
№ | Недостатки | Достоинства |
1 | Слушатели – пассивные участники процесса обучения | Возможность охвата большой аудитории |
2 | Отсутствует обратная связь | Подача большого объема материала за достаточно короткий срок |
3 | Невозможно определить уровень усвояемости учебного материала | Низкие финансовые затраты лекционного курса |
Метод 2. Семинары и конференции
Конференция позволяет участникам находить решение проблем в процессе активного коллективного обсуждения.
На семинарах закрепляется прослушанный лекционный материал, проверяется его усвоение. Обычно семинар проходит в виде активного обсуждения темы, которое позволяет рассмотреть ее со всех сторон, разобрать сложные вопросы с использованием практического опыта не только преподавателя, но и самих обучающихся.
В отличие от лекций, семинары проводятся сравнительно небольшими группами (10-15 чел.)
Метод 3. Деловые игры
Разыгрывается реальная профессиональная ситуация, при которой участники игры (обучающиеся) пытаются решить поставленную условием задачу.
Такая методика позволяет обучаться, играя.
Метод 4. Тренинги
В тренингах теоретический блок сведен к минимуму. Большая его часть — это ситуационные практические задания, в ходе которых участники отрабатывают необходимые профнавыки.
Этот метод основан на активных формах обучения с использованием ролевых игр и групповых дискуссий.
Метод 5. Моделирование
При обучении персонала посредством моделирования воссоздаются реальные рабочие ситуации.
Пример
При обучении «кредитников» одного из коммерческих банков Казани фирма «Актив» широко применяет метод моделирования.
Во время занятия создается реальная ситуация, например, первичное консультирование клиента физлица по поводу получения автокредита. Участники группы делятся на клиентов и консультантов.
Такое погружение в реальные условия помогает закрепить навыки, глубже вникнуть в ситуацию, преодолеть страх общения, научиться работать с клиентскими возражениями.
Метод 6. Кружки качества и рабочие группы
Кружки качества — это добровольно созданные группы для эффективного решения поставленных задач общими усилиями.
Плюсы обучения:
Минусы метода:
Метод 7. Самостоятельное обучение
Работники без чьей-либо помощи изучают необходимый материал.
Самостоятельное обучение имеет ряд преимуществ:
Но есть и ряд негативных моментов при самообучении:
В век высоких технологий и интернета самостоятельное обучение проходит весьма разнообразно с использованием видео, аудио, спецпрограмм.
Особо популярно самостоятельное обучение с помощью видео-уроков. «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю» — резонно замечал Конфуций.
Видео-уроки позволяют обучающемуся наглядно представить ситуацию, в деталях и в движении.
5. Как организовать обучение персонала — пошаговая инструкция
Если вы не профессионал в сфере обучения персонала или вам не приходилось выступать в роли организатора обучающих программ, то моя пошаговая инструкция будет для вас полезна.
Читайте и применяйте на практике.
Шаг 1. Определяем цель проведения обучения
Перво-наперво необходимо определить цель предполагаемого обучения.
Решите, что вам нужно:
Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат обучения
Часто формат обучения напрямую влияет на его эффективность. Как правильно выбрать его?
Если у вас большая компания, ее подразделения разбросаны по всей стране, и ваши сотрудники хорошо владеют компьютером, выбирайте дистанционную форму обучения.
Если компания небольшая, то возможно, более приемлемая форма — обучение с инструктором. Прямой контакт способствует лучшей усвояемости материала.
Сделайте правильный выбор, и тогда обучение будет не только полезным, но и приятным.
Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы
В компаниях, где есть собственные учебные центры, как правило, разрабатываются свои обучающие программы.
Такие программы в полной мере отвечают потребностям фирмы. Но только в том случае, если они сделаны профессионально. Иначе лучше подобрать курсы, предлагаемые специализированными разработчиками.
Шаг 4. Находим и подготавливаем обучающих тренеров
Обучение персонала проводят как штатные тренеры, так и приглашенные. Если в фирме имеются свои наставники, способные обучать, не забывайте проверять их уровень подготовки, регулярно отправляйте на повышение квалификации. Ведь они такие же сотрудники, и им также важна актуальность имеющихся знаний!
Достаточно распространен вариант обучения с приглашенными тренерами. Тщательно отбирайте таких специалистов: собирайте отзывы, запрашивайте документацию, подтверждающую уровень их профессионализма, проверяйте лицензии.
Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия
Проанализируйте и утвердите график обучения и его программу. Создайте условия для его прохождения.
Некоторые компании проводят курсы по выходным дням. Затем компенсируют эти дни, присоединяя их к очередному отпуску.
Обучая сотрудников, не устраняйтесь от контроля этого процесса. Зная, что вы держите «руку на пульсе», сотрудники будут более ответственны, да и тренеры не расслабятся.
Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал
Закрепление пройденного материала проводите с помощью ситуационных задач. Такой способ позволит выявить пробелы в обучении и вовремя их скорректировать.
Лучший способ проверить знания — тестирование: ответы жестко фиксируются, любое несогласие с результатами легко опровергнуть.
Шаг 7. Анализируем результаты обучения и подводим итоги
Любое обучение заканчивается подведением итогов. Рекомендую всем, прошедшим обучение, предложить заполнить анкету, которая определит уровень удовлетворенности персонала пройденным курсом, узнать потребности в дальнейшем обучении, выявит «узкие» места курса.
По результатам производятся кадровые перестановки, меняется оплаты труда, некоторые из сотрудников зачисляются кадровый резерв и т.п.
Только в этом случае работники будут мотивированы к дальнейшему обучению и повышению своей квалификации.
6. Профессиональная помощь в обучении персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг
Если в вашей компании нет специалистов по обучению персонала, задачу стоит поручить профессиональным специализированным компаниям.
Я решила облегчить вам выбор и отобрала 3 высокопрофессиональных обучающих компании. Знакомьтесь! Выбирайте!
1) Триумф
Кадровый центр «Триумф» занимается кадровыми проектами с 1997. Агентство оказывает услуги высочайшего качества. Свидетельством служит клиентская база компании, где есть Газпром и РБК, Райффайзенбанк и Банк Открытие, Химинвест и Гедеон Рихтер, а также множество других известных фирм.
Основные направления деятельности:
Все специалисты кадрового центра имеют большой практический опыт и необходимый образовательный уровень, который они постоянно поддерживают в актуальном состоянии.
2) Гранит-Консалтинг
Компания более 7 лет оказывает юридические и консалтинговые услуги на всей территории России от Калининграда до Владивостока.
13822 юрлица стали уже постоянными клиентами «Гранит-Консалтинг».
Услуги компании:
Это лишь частичный перечень. Посетите сайт компании и ознакомьтесь с ним более подробно. Там же вы сможете найти полезные публикации, отзывы клиентов и много другой нужной информации.
3) MegaPeople
«MegaPeople»- тренинговый центр, занимающийся обучением и развитием персонала, разрабатывает эффективные тренинги и курсы повышения квалификации. Посетите сайт компании.
Там вы найдете:
На сайте компания предлагает своим посетителям бесплатно пройти пробный онлайн тренинг по продажам. Испытайте свои силы, но и составьте мнение об обучающих курсах.
7. Как выбрать провайдера и программу обучения — 4 простых совета
Сделать выбор всегда сложно. Дельный совет в такой ситуации будет кстати.
Вам в помощь я подготовила несколько небольших советов, которые позволят правильно сориентироваться на рынке обучения персонала.
Совет 1. Уделяйте внимание визуальным средствам, сопровождающим процесс
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это крылатое выражение как нельзя лучше передает важность визуальных средств в обучении.
Научно доказано, что в мире порядка 60% всего населения — визуалы – люди, воспринимающие окружающий мир с помощью зрения.
Макеты, плакаты, слайды, презентации, фильмы – все это визуальные средства, применяемые для сопровождения обучающего процесса. Такие средства делают обучение наглядным и «живым».
Совет 2. Познакомьтесь с преподавателем и изучите отзывы о нем
К выбору преподавателя следует подходить со всей ответственностью. Именно от его мастерства, уровня подготовки, профессионального чутья, умения подать материал и донести его до слушателей, во многом зависит и результат обучения.
По словам педагога-новатора В.Ф.Шаталова преподаватель, кроме высоких профессиональных качеств и глубокого знания предмета обучения должен уметь запускать так называемый механизм «соленого огурца».
«Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится!».
Умение создать такую обстановку, такой «рассол» в среде обучающихся наиважнейшее качество хорошего педагога-наставника.
Вы выбрали курсы профессиональной переподготовки или обучения? Перед принятием окончательного решения узнайте, кто будет вести его. Постарайтесь лично встретиться с ним еще до начала обучения. Помните первое впечатление — самое верное!
Совет 3. Определите актуальность программы
Ознакомьтесь с программой обучения. Посмотрите, насколько она сейчас актуальна и полезна именно для вас. Возможно, большинство тем вам уже хорошо знакомо, и вы просто-напросто заскучаете на этих занятиях.
Совет 4. Уточните условия проведения обучения
Условия обучения – это обстоятельства, при которых оно проходит.
Основные условия, на которые необходимо обратить внимание:
Полезные рекомендации по выбору обучающей компании узнайте из видеоролика.
8. Заключение
Чтобы обучение персонала было эффективным, следует знать основные его виды и методы. Именно об этом я и рассказала вам, дорогие читатели, в своей статье. Теперь вы знаете основные нюансы процесса, а значит, готовы приступить к организации обучения в своей компании!
Вопрос к читателям
Какие виды обучения приняты в вашей компании? Считаете ли вы обучение в форме лекций эффективным?
Успехов вам! Высказывайтесь в комментариях по теме статьи, ставьте лайки в соцсетях, оставляйте отзывы, задавайте вопросы! Мы ценим ваше мнение, оно помогает нам стать лучше!
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.