Что такое организация учебного процесса

Лекция. Организация учебного процесса

Педагогические, психологические и методические основы мотивации, организации учебного процесса, контроля на занятиях различного вида

В последнее время жизнь в целом, в том числе и профессиональная деятельность, характеризуются возрастающей сложностью, неопределенностью и динамикой, поэтому люди должны быть готовы функционировать в непрерывно изменяющейся социально-экономической среде, а потому компетентностный подход приобретает все большую актуальность в образовании. В современном мире знание само по себе перестает быть ценностью, а «обучаемость» начинает цениться больше, чем «обученность».

Основной целью современного образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях знаний, готового к деятельности и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, способного к адаптации в изменяющихся внешних условиях.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Основной ценностью обучения становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Компетентность – это особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности. Это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, используя набор способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.

Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, ситуацией и должностью.

Компетентности и компетенции во взаимодействии обусловливают результат деятельности и успех решения проблем. Как компетентности, так и компетенции имеют сложный состав и многоуровневую структуру, а также разные уровни их сформированности у конкретной личности, латентные особенности проявления, специфические взаимодействия и степени проявления каждой в зависимости от мотивации и внешних условий форм и методов обучения, особенностей будущей профессии.

В основе учебной деятельности лежит система мотивации. Лайл и Спенсер выделяют пять типов базовых качеств личности.

Мотивы, которые нацеливают, направляют и выбирают поведение на определенные действия и цели. Мотивированные на достижение люди постоянно ставят перед собой многообещающие и трудные цели, несут личную ответственность за их достижение и пользуются обратной связью для достижения лучшего результата.

Психофизиологические особенности (или свойства) и соответствующие реакции на ситуации или информацию: скорость реакции, хорошее зрение, музыкальный слух и др.

Я – концепция является частью представления человека о самом себе, установки, ценности или образа «Я» человек, определяющий веру в то, что он может эффективно действовать в любой ситуации.

Знания – информация, которой обладает человек в определенных содержательных областях; лучше всего прогнозируют, что человек может сделать, а не то, что он сделает

Навык как способность выполнять определенную физическую или умственную задачу, умственные или познавательные компетенции включают аналитическое мышление (обработка знаний и данных, определенные причины и следствия, организация данных и планов) и концептуальное мышление (выявление паттернов в комплексных данных).

Я – концепция, свойства и мотивы, присущие компетенции, более скрыты, глубоки и спрятаны в самой сердцевине личности.

Поверхностные компетенции (знания и навыки) развивать относительно просто, глубинные компетенции (мотивы и свойства), лежащие в основе «модели айсберга», оценить и развить труднее. Компетенции на основе Я – концепции находятся где-то посередине. Установки и ценности, такие как уверенность в себе (видение себя руководителем, а не техником/профессионалом), можно изменить при помощи тренинга, психотерапии и/или упражнений для позитивного развития, но это требует времени и усилий.

Компетенции, имеющие в своей основе мотив, свойство и Я – концепцию, определяют развития и навыки поведенческих действий, которые, в свою очередь, прогнозируют результаты исполнения работы как мотив/свойство, поведение и результат модели причинного потока.

Поведение без намерения и мотива не может рассматриваться как составляющая компетенция. Поведение-действие может содержать в себе мысль, где размышление предшествует и прогнозирует поведение (инкубационный период развития идеи).

Оцениваться компетенции могут в ходе специальных оценочных процедур, связанных с деятельностью, а проявление или не проявление компетенций в той или иной ситуации связано в том числе с мотивацией человека к осуществлению деятельности или действия. Поэтому компетенции являются показателями не результативности деятельности, а самого процесса или того, как человек осуществляет деятельность.

В докладе международной комиссии по образованию для ХХ I века «Образование: скрытое сокровище» Ж. Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» и определил, по сути, основные глобальные компетенции.

Источник

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий для каждой специальности, которые разрабатываются в институтах и колледже совместно с учебным отделом академии на основе государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, примерных учебных планов по специальностям.

Учебный год для студентов очной формы обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно учебным планам.

Практика студентов проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм на основе договоров, заключенных институтомс этими организациями. Учебный процесс основывается на требованиях и положениях ФГОС ВПО, разработанных в соответствии с ними учебных планах Института по ООП ВПО и учебных программах изучения дисциплин.

Освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Организация учебного процесса призвана обеспечивать:

· Современный научный уровень подготовки кадров, а также оптимальное соотношение времени теоретического и практического обучения.

· Логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса.

· Органическое единство процесса обучения и воспитания.

· Внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники передового опыта деятельности трудовых коллективов, общественных объединений и организаций, в том числе других стран.

· Рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления информации с новейшими достижениями в различных областях науки.

· Создание необходимых условий для творческой педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава, для успешного освоения студентами избранных ООП ВПО, программ учебных дисциплин и рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу.

Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в Институте, являются ФГОС ВПО, учебные планы по ООП ВПО и программы учебных дисциплин.

Учебный план специальности (направления) разрабатывается на основе требований ФГОС ВПО, рекомендуемого Учебно-методическим объединением примерного (базового) учебного плана, обсуждается на Ученом совете и утверждается ректором Института.

Учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса. План учебного процесса содержит перечень учебных дисциплин, время, сроки и логическую последовательность их изучения, виды учебных занятий и практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестаций.

При необходимости, в учебные планы по решению Ученого совета Института могут вноситься изменения, определяемые новыми нормативными актами Министерства образования и науки Российской федерации.

Учебная программа включена в учебно-методический комплекс учебной дисциплины определяет содержание, последовательность и время изучения разделов и тем учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации, а ее содержание является единым для всех форм обучения, за исключением времени изучения и методических указаний по проведению занятий профессорско-преподавательским составом. Учебная программа включает в себя введение, содержательную часть изучения дисциплины, методические указания и перечень основной и дополнительной литературы.

Учебные программы разрабатываются кафедрами, рассматриваются на их заседаниях и утверждаются Научным советом Института.

Основным элементом организации учебного процесса является его планирование, которое осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения требований учебных планов и программ. Планирование учебного процесса базируется на основе:

— годового графика учебного процесса;

— тематических планов учебных дисциплин;

— наличия профессорско-преподавательского состава, его возможностей и закрепленной за ним учебной нагрузкой;

— наличия аудиторного фонда.

Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе требований учебных планов подготовки бакалавров, специалистов, магистров. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, каникул, а также итоговой государственной аттестации.

Годовой график учебного процесса разрабатывается учебным отделом, утверждается ректором Института и принимается на заседании Учёного совета Института.

Тематические планы изучения учебных дисциплин разрабатываются кафедрами и ежегодно корректируются с учетом новейших достижений науки и техники и требований практики. В них определяются: перечень разделов и тем, виды занятий (включая курсовые проекты, курсовые и контрольные работы), порядок их проведения, время, отводимое на изучение учебного материала, а также форма итогового и промежуточного контроля.

Тематические планы взаимосвязанного (комплексного) изучения смежных дисциплин, преподаваемых разными кафедрами, должны быть согласованы и обсуждены на совместных заседаниях кафедр.

На основе тематических планов кафедрами разрабатываются графики последовательности прохождения учебных дисциплин, в которых определяются последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры по особенностям планирования учебных занятий по каждой дисциплине.

Распределение преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится кафедрами на основе учебной нагрузки, получаемой из учебного отдела. Эти сведения представляются в учебный отдел вместе с графиками последовательности прохождения учебных дисциплин.

В распорядке дня, утвержденном ректором Института, устанавливается время проведения учебных занятий.

Наличие аудиторного фонда определяется учебным отделом до начала учебного года и утверждается Ректором.

Учебным отделом составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.

Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса

В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием фамилий и инициалов преподавателей, их ученой степени. Расписание подписывается деканом факультета и утверждается проректором по учебной работе Института и вывешивается не позднее, чем за 10 дней до начала занятий.

Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения проректора по учебной работе Института.

При организации учебного процесса необходимо руководствуются следующими основными положениями:

При формировании учебных групп для проведения практических, семинарских и других видов занятий необходимо добиваться равномерного распределения студентов по ним. Как правило, их состав не должен превышать 25-30 человек. Состав учебных групп определяется приказом по Институту и, при необходимости, может корректироваться ежегодно перед началом учебного года.

Из учебных групп формируются курсы, лекционные потоки.

Учебный год при очной и очно-заочной формах обучения состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией.

Учебный год для студентов заочной формы обучения также составляет два семестра, каждый из которых начинается установочной и заканчивается зачетно-экзаменационной сессиями.

Максимальный объем недельной учебной нагрузки и количество обязательных аудиторных занятий определяются требованиями федеральных государственных образовательных стандартов конкретных ООП ВПО, именуемые – ФГОС ВПО.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий, в этом случае продолжительность такого занятия может быть установлена не менее 90 минут.

Освобождение студентов от учебных занятий (кроме больных) допускается в исключительных случаях и только с разрешения декана факультета.

В Институте ведется следующая основная учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:

— журналы учета учебных занятий;

— экзаменационные (зачетные) листы (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);

— зачетные книжки студентов;

— учебные карточки студентов;

— сводные ведомости о результатах выполнения учебного плана студентами учебных групп за весь период обучения;

— книги учета окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов.

Основными видами занятий являются:

— практика (учебная, производственная, преддипломная);

Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей.

Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекции читаются руководством Института, деканами факультетов, заведующими кафедрами, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями. К чтению лекций, в порядке исключения, могут допускаться наиболее опытные и квалифицированные преподаватели. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые и профессора из других вузов, специалисты научных учреждений, специалисты-практики.

Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждаются на кафедре или предметно-методической комиссии и утверждаются заведующим кафедрой.

Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решения задач и т.п.).

Практическое занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач, а также отработки студентами методики решения тестов базовых (остаточных) знаний.

Практическое занятие может проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

Лабораторное занятие имеет целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами.

Деловая игра проводится с целью воспроизведения (моделирования) предметного и социального содержания профессиональной и общественной деятельности будущего специалиста.

Для проведения деловых игр составляется методическая разработка, в которой указывается: тема, цель, учебные вопросы, общая фабула, содержание вводных, задания студентам и т.п. Методическая разработка обсуждается на кафедре (совместных заседаниях кафедр) и утверждается ее заведующим (для межкафедральных деловых игр – проректором по учебной работе Института).

Консультацияявляется одной из форм руководства учебной работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Кафедрой разрабатывается семестровый график консультаций по всем изучаемым дисциплинам, который представляется в учебный отдел за неделю до начала семестра.

Самостоятельная подготовка студентов проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой студентов осуществляют преподаватели факультетов и кафедры базового вуза и филиалов Института, которые определяют задания в соответствии с общим бюджетом времени, предусмотренным для данной дисциплины учебным планом и организуют работу учебных кабинетов и лабораторий.

Практика (учебная, производственная и преддипломная) является составной частью учебного процесса и важным средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью будущих специалистов.

Для качественной подготовки студентов к занятиям преподаватели факультетов и кафедры базового вуза и филиалов Института должны разрабатывать учебно-методические комплексы по ООП ВПО в целом, учебно-методические комплексы по отдельных учебным дисциплинам ООП ВПО, планы семинарских, практических и лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним.

Курсовая работа (проект) имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.

Количество курсовых работ (проектов) в течение всего срока обучения определяется учебным планом.

Для руководства работой студентов назначается руководитель из числа профессорско-преподавательского состава, научных работников Института или из практических работников.

Курсовая работа (проект) выполняется студентами в часы самостоятельной подготовки. Вместо курсовой работы (проекта) на защиту может быть представлена научная работа студента, выполненная по данной дисциплине.

По результатам защиты курсовой работы (проекта) студенту выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки он выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые кафедрой.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Организация процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Этапы процесса обучения

Процесс обучения – это целенаправленная деятельность педагога по передаче знаний, умений и навыков подрастающему поколению.

Организованный процесс обучения состоит из нескольких последовательных этапов:

Результат обучения – это то, что получает учащийся по итогу обучения. Результат принято разделять на три типа:

Структура процесса обучения

Процесс обучения имеет конкретную цель и задачи, установленные на основании возраста учащихся. Цель и задачи определяют конкретные формы и виды реализации обучения. Организация процесса обучения предполагает наличие трех стадий.

Стадия погружения и творческого манипулирования.

Данная стадия наблюдается у детей младшего возраста. Она характеризуется тем, что ребенок прежде, чем приступит к выполнению учебного задания, может увлечься инструментами и материала, и использовать их не по назначению. Так, например, если ребенку младшего возраста дать задание нарисовать определенный предмет, то изначально большинство детей попробуют использовать предметы для рисования (краски, кисти, карандаши и т.д.) как самоценными объектами, которые не имеют статуса инструментов или средств чего-либо.

Необходимо отметить, что стадия погружения не несет в себе никакого реального опыта ребенка. Все действия, которые ребенок совершает, он делает, исключительно из любопытства. Экспериментируя таким образом, осуществляется самоценная для каждого ребенка творческая, исследовательская деятельность. Исследуя, ребенок не преследует какую-то определенную цель, он как бы погружается в материал без предварительного замысла и далее уже «идет» за ним, за его возможностями и свойствами.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, процесс погружения – это стадия, на которой ребенок исследует, творит, получает определенный опыт и знания. Погружение у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от его возможностей и потребностей.

Задача педагога, не останавливать ребенка, а помочь ему как можно плодотворнее осуществить процесс погружения и исследования окружающего мира.

Стадия «выращивания», присвоения способа действия.

На данной стадии происходит присвоение каждым ребенком характерными только для него чертами учебной деятельности. Полученные на предыдущем этапе знания, переходят в умения. Например, если на этапе погружения ребенок во время рисования, казалось бы, бессмысленно смешивал краски, разными способами делал мазки кисточкой и т.д. На данном этапе он уже используя знания о том, что будет если смешать краски и как нужно держать кисточку, чтобы получить тонкий или толстый мазок, оттачивает умение правильно рисовать. То есть, ребенок оттачивает умение, приобретает навык и опыт.

Этот этап обучения присутствует в развитии каждого ребенка. Его основной выступают: узнавание и воспроизведение, которые соразмерны по уровню развития фантазии и воображения детей.

Процесс перехода от стадии погружения на стадию присвоения у каждого ребенка занимает разное количество времени и варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка.

Основная задача педагога (взрослого) на данном этапе заключает в том, чтобы предоставить каждому ребенку максимально эффективные условия для реализации своих потребностей и получения необходимого опыта.

Стадия использования нового способа в собственной деятельности.

Процесс обучения предусматривает не только организованное обучение и развитие ребенка, но и спонтанное обучения.

Спонтанное обучение – это процесс получения знаний, умений и навыков, который возник неожиданно, без предварительного планирования и организации со стороны педагога.

Однако, для того чтобы возникло спонтанное обучение от педагога требуется создать такие условия, при которых возможно развернуть собственную деятельность ребенка.

Собственная деятельность ребенка – это неспецифическая (игровая, продуктивная, исследовательская, смешанная и т.д.) деятельность ребенка, компоненты которой принадлежать самому ребенку и потому остаются для него актуальными.

Способность детей строить свою собственную деятельность является одной из важнейших предпосылок для построения в будущем, при переходе к реактивному обучению, учебной деятельности. Тот факт, что многие дети дошкольного и школьного возраста не имеют возможности строить такую деятельность на материале, который они освоили, является одной из основных проблем современного начального (и не только начального) образования.

Именно построение собственной творческой деятельности с использованием приобретенных навыков и знаний является третьим, очень важным этапом процесса обучения, если он проходит полностью. Это проявляется в спонтанном обучении.

Источник

Организация учебного процесса в вузе.

Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса

Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса

Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса

Образовательный процесс в вузе коренным образом отличается от обучения на любой из предыдущих ступеней образования. От того, насколько информирован новоиспеченный студент об особенностях «вузовского» учебного процесса, насколько он к ним адаптировался, зависит успешность его обучения. С точки зрения содержания, образовательный процесс в вузе предполагает освоение студентом системы общих и научных, практических знаний об окружающей действительности, получение знаний и навыков применения методов исследовательской работы, научного познания, приобретение и закрепление нравственных качеств, эстетического вкуса, ценностного отношения к учебной деятельности, профессии, труду и к миру в целом.

Что такое организация учебного процесса. Смотреть фото Что такое организация учебного процесса. Смотреть картинку Что такое организация учебного процесса. Картинка про Что такое организация учебного процесса. Фото Что такое организация учебного процесса

Данные составляющие образовательного процесса в вузе могут быть реализованы лишь при условиях наличия у студентов таких качеств и способностей, как собранность, настойчивость, воля, высокая эмоциональная культура и навыков самовоспитания, самообучения, самоуправления, самоконтроля, самосовершенствования. Это связано в первую очередь с возрастанием роли и объема самостоятельности студента в процессе приобретения новых знаний. При этом в вузе также существенно изменяется порядок контроля за ходом обучения: контрольных мероприятий становится меньше, они проводятся реже. На смену ежедневным опросам на уроках приходят экзаменационные сессии, проводимые дважды в год, учебные аттестация, организуемые дважды в семестр; другие формы контроля, осуществляемые по графику учебного процесса. Такой порядок иногда вызывает у некоторых студентов неверное представление о легкости студенческой жизни, что чревато серьезными негативными последствиями, так как, например, низкие оценки могут привести не только к неприятным объяснениям в деканате, но и к отчислению из Института еще до начала экзаменационной сессии.

Чтобы успешно и эффективно овладевать специальными профессиональными знаниями, студенту необходимо также знать некоторые общие правила и технологии получения учебной информации, иметь представление о содержании учебного плана выбранной специальности, о требованиях, предъявляемых к выпускнику вуза. Вся эта информация в совокупности образует содержание курса «Культура интеллектуального труда».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *