Что такое организация в менеджменте

Discovered

О финансах и не только…

Что такое организация в менеджменте. Смотреть фото Что такое организация в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организация в менеджменте. Картинка про Что такое организация в менеджменте. Фото Что такое организация в менеджменте

Организация в системе менеджмента

Понятие организации

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.

Любая группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям, чтобы считаться организацией:

Эти существенные характеристики обусловливают определение:

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Это определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Они существуют во всех формальных организациях.

Организация близка по смыслу понятию «система». Таким образом, организация рассматривается как сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих переменных, а член организации — как одна из переменных величин в системе.

Целью организации является создание эффективной связи между отдельными компонентами системы, чтобы они составляли одно целое и различные усилия работников были направлены в одном направлении, что давало бы возможность достичь поставленных целей.

Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации — это совокупность факторов, которые формируют долгосрочную её доходность и находятся под непосредственным контролем руководителей и персонала организации.

Любая организация состоит из элементов (отделов, служб, групп, отдельных исполнителей), их ролей и отношений, определённых иерархией, полиархией (разновидность горизонтальной координации, при которой взаимодействуют работники, которые не подчиняются друг другу и стоят на одном иерархическом уровне или занимают одинаковые должности). Эти роли, отношения и кодексы могут иметь официальные и неофициальные аспекты деятельности.

Внутренняя среда предприятия объединяет все функциональные зоны внутри производственной системы. Она состоит из множества компонентов (ресурсов), которые различаются в зависимости от функциональных областей деятельности фирмы, связанных с принятием управленческих решений. Микросреда вырабатывает решения по деятельности предприятия в условиях воздействия на неё со стороны основных сил, внешних по отношению к фирме (основными генераторами этих сил являются поставщики, конкуренты и потребители — представители макросреды).

Так, в состав внутренней среды организации традиционно включают следующие ресурсы:

Внутри предприятие разделено на несколько функциональных областей, общих для всех типов фирм и систем. Рассмотрим кратко их назначение:

Внешняя среда организации

Внешняя среда организации — это совокупность факторов, которые формируют долгосрочную прибыльность организации и на которые организация не может влиять вообще или способна оказывать незначительное влияние.

Характеристики внешней среды:

Факторы внешней среды делятся на:

Поставщики — это целая группа различных по своей природе организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе материально-технического обеспечения производственной и научно-технической деятельности производственной системы.

Конкуренты — это группа предприятий и частных лиц, независимо действующих на рынке и производящих или оказывающие аналогичные данному предприятию продукцию или услуги.

Потребители — это силы, которые находятся в цепочке продвижения товара к конечному потребителю, включая его самого. В первую очередь — это отдельные лица и предприятия, потребители данной продукции.

Кроме того, к силам макросреды относятся также разнообразные «контактные аудитории». В эту группу сил входят: финансовые организации, обеспечивающие предприятие капиталом (банки, инвестиционные компании и др.), средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, радио и телестанции), государственные учреждения, занимающиеся регулированием производственной деятельности.

Экономические факторы: исследуется инфляция, налоговая ставка, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий.

Политические факторы: соглашение по тарифам и торговле между странами, нормативные акты правительства, уровень развития правового регулирования экономики, кредитная политика и др.

Рыночные факторы: исследуются изменения демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, уровень конкуренции, доля рынка, ёмкость рынка.

Технологические факторы: изменения во внешней технологической среде — создание принципиально новых технологий производства, обработки и передачи информации и т.п.

Социальные факторы включают общественные ценности, установки. Именно в социальной среде при экономической нестабильности возникает много проблем, угрожающих положению организации.

Международные факторы — анализ других стран. Стратегия организации может быть направлена ​​на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, в укреплении внутреннего рынка или на распространение международной активности.

Правовая среда — все промышленные предприятия работают в юридических рамках. Контакты предприятия с потребителями, поставщиками и наёмной рабочей силой являются объектами специальных законов, которыми защищаются их права и определяются их обязанности.

Источник

Классификация организаций

Признаки классификации

Организация представляет собой совокупность элементов (трудовых, материально-технических и иных ресурсов), объединенных едиными задачами и целями. Основное и центральное место в организации отводится человеку, владеющему, использующему и распоряжающимся финансами, техникой и технологией, принадлежащими этой организации.

Каждой организации свойственны наиболее общие признаки. К данным признакам относятся:

Наряду с пониманием базовых элементов организации, также взаимосвязей с внешней средой и этапов ее развития для успешного управления значимым является знание особенностей различных видов и типов организаций.

Основные классификации организаций

Рассмотрим классификацию организаций, что означает объединение их по ряду критериев, таким как размер, отношение к прибыли, организационно-правовая форма формализация, форма собственности, вид деятельности и т.д. (рисунок 1 и 2):

По формам собственности организации подразделяют на:

В зависимости от организационно-правовой формы организации могут создаваться в форме:

По отношению к прибыли компании подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Первые в качестве основной цели своей деятельности ставят извлечение прибыли, вторые не стремятся распределять или извлекать полученную прибыль между участниками.

Формальные и неформальные организации

По критерию формализации организации разделяют на формальные и неформальные.

Формальная организация – это организация, которая была создана намеренно по инициативе руководства, имеет четко формализованные правила, поставленные цели, связи и структуру. В состав данной группы входят все международные и государственные учреждения, организации бизнеса.

Отличия формальной организации и неформальной организации представлены в таблице 1.

ПараметрФормальная организацияНеформальная организация
1. Структура
1.1. происхождениеЗапланированоСпонтанно
1.2. характеристикиСтабильныДинамичны
1.3. рациональностьРациональнаЭмоциональна
2. ЦелиСлужение обществу или получение прибылиУдовлетворение своих членов
3. Влияние
3.1. основаДолжностьЛичность
3.2. направлениеСверху внизСнизу вверх
3.3. типВластьАвторитет
4. Основа занимаемого положенияДолжностьРоль
5. Основа организацииОрганизационная схемаСоциограмма
6. Механизмы контроляПонижение в должности, угроза увольненияСоциальные или физические нормы (санкции)
7. Коммуникации
7.1. каналыФормальныеНеформальные
7.2. точностьВысокаяНизкая
7.3. скоростьНизкаяВысокая
7.4. сетиЧетко определены, следуют формальным линиямПлохо определены, пересекаются с формальными каналами
8. Прочее
8.1. включенные индивидыВсе в рабочей группеТолько «принятые»
8.2. лидерствоПо назначениюПо соглашению членов
8.3. основа для преданностиЛояльностьСплоченность
8.4. взаимоотношенияРазвиваются на основе должностных обязанностейВозникают спонтанно
8.5. основа взаимодействияЗанимаемая должность, функциональные обязанностиЛичные характеристики, статус

Классификация организаций по видам деятельности

Наиболее значимое различие при классификации организаций наблюдается по видам выполняемой деятельности:

В свою очередь торговые организации подразделяются на розничные и оптовые.

Организации розничной торговли предназначены для обслуживания населения, т.е. розничных потребителей. Их главной задачей выступает удовлетворение различных потребностей населения в товарах и услугах надлежащего качества и широкого ассортимента.

Организации оптовой торговли осуществляют в основном посредническую деятельность между компаниями, которые производят потребительские товары, и розничными торговыми предприятиями, а также оказывают транспортные и иные услуги клиентам.

Классификация организаций в зависимости от размера

В зависимости от размера выделяют организации:

В Российской Федерации этот критерий неодинаков для каждой отрасли экономики. Так, численность работников малых предприятий промышленности, транспорта и строительства не должна превышать 100 человек, научно-технической сферы и сельского хозяйства – 60 человек, оптовой торговли – 50 человек, бытового обслуживания населения и розничной торговли– 30 человек. Что касается малых организаций, которые осуществляют одновременно несколько видов деятельности (многопрофильные предприятия), то размер определяется в зависимости от того вида деятельности, удельный вес которого является наибольшим в годовом объеме прибыли или годовом объеме оборота.

Крупные и средние организации в Российской Федерации не имеют критериев, которые устанавливаются законодательно, поэтому, они определяются по фактическим показателям достаточно произвольно.

Источник

3.1. Понятие и признаки организации

3.1. Понятие и признаки организации

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения значимой для всех членов группы общей цели или целей. В этом состоит ее главная функция (задача), выполняя которую организация преобразует с помощью различных технологий имеющиеся ресурсы в требуемые конечные результаты.

Организация всегда является системой и представляет собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация может рассматриваться одновременно и как субъект, и как средство деятельности. Термином «организация» также характеризуется состояние упорядоченности разрозненных элементов (людей, объектов и прочего), их взаимосвязь, взаимное расположение в рамках такого целого.

Расширение рыночных отношений ведет к увеличению количества организаций и усилению их роли в жизни общества; большинство людей выступают прежде всего как их представители (владельцы, руководители, сотрудники). Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание зависит от внешнего мира. Она описывается такими основополагающими характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал.

Объединение людей может считаться организацией при наличии следующих обязательных признаков:

• наличие одной или нескольких целей, которые принимаются членами группы в качестве общих, придают смысл существованию организации, определенную и конкретную направленность действиям персонала;

• обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения;

• системность, наличие связей (экономических, технологических, социальных и т. д.) между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга;

• саморегулирование, позволяющее организации в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды;

• наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка.

Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях существования внешних и внутренних помех (и вопреки ним), а также возвращаться к первоначальному либо переходить в качественно более высокое состояние.

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых считается закон синергии. Он гласит, что ее потенциал как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов вследствие их взаимной поддержки и дополнения. Таким образом, от объединения в организацию для субъектов существует реальный выигрыш.

Закон использования противоположно направленных процессов и функций (дифференциации и интеграции, децентрализации и централизации и т. п.) позволяет одновременно выгодно использовать все составляющие и, следовательно, существенно увеличивать общие организационные возможности.

Закон поддержания оптимальной пропорциональности между организацией и ее элементами в любой ситуации способствует максимальной реализации потенциала всей системы.

Закон композиции говорит о том, что функционирование всех без исключения организационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них ее конкретизируют, являются по отношению к ней подцелями.

Закон самосохранения гласит, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий:

• избегать серьезных потрясений;

• рационально использовать ресурсы;

• расширять масштаб и сферы деятельности.

Закон информированности утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.

Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.

Закон онтогенеза утверждает, что жизнь любой организации состоит из трех последовательно сменяющих друг друга фаз: становления, развития и угасания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Понятие фирмы: ее признаки и функции

2. Понятие фирмы: ее признаки и функции Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую

3.19 Признаки мотивации

3.19 Признаки мотивации Есть приметы, позволяющие грубо оценить мотивацию до начала конкурса, даже если вы не обладаете большой наблюдательностью. Приведем основные из них.Признаки сильной положительной мотивации:• если перед регистрацией часть участников уже с

1.1. Роль организации в жизни современного общества. Понятие организации

1.1. Роль организации в жизни современного общества. Понятие организации Если девятнадцатый век ассоциируется у человечества с именами великих личностей — Наполеона, Эдисона, Пушкина, то двадцатый скорее всего останется в нашей памяти веком «суперорганизаций», в корне

Первые признаки конфликта

Первые признаки конфликта Первые признаки разрушения полного взаимопонимания между Джоном и Стивом появились во время длительной подготовки к рекламной кампании, которую предполагалось развернуть накануне вывода компьютера Macintosh на рынок. Речь идет о знаменитом

Глава 7 ПРИЗНАКИ СТАРЕНИЯ

Глава 7 ПРИЗНАКИ СТАРЕНИЯ Мохандас Карамчанд Ганди о том, что нас губит: политика без принципов, удовольствие без совести, богатство без труда, знание без характера, бизнес без морали, наука без гуманизма, поклонение без жертвенности. Симптомы того, что организация

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на

11 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЦЕННЫХ БУМАГ

11 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЦЕННЫХ БУМАГ Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме, свидетельствующий о праве собственности его владельца на опре–деленную сумму денег или конкретные имущест–венные ценности.Ценные бумаги – это права на ресурсы,

4. Признаки кризиса

4. Признаки кризиса Классификационные критерии кризиса могут оцениваться и как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки

Признаки качества

Признаки качества Признаки качества могут рассказать об обслуживании очень много, поэтому успешные организации, стремящиеся предлагать особые услуги, уделяют большое внимание их созданию и управлению. Эти признаки делятся на три категории: функциональные, внешние

2.7. Понятие организации, модели организаций и их влияние на поведение людей

2.7. Понятие организации, модели организаций и их влияние на поведение людей Нанимаясь на работу в организацию, человек осознанно соглашается на целый ряд условий, в которых будет протекать его трудовая жизнь, и выражает готовность принять ряд ограничений в части своего

Признаки движения к достижению

Признаки движения к достижению Если мы рассмотрим признаки достижения успеха, можем увидеть, какие дела ведут к успеху, а какие просто решают проблемы. Это также поможет разобраться, что вы чувствуете, когда чем-либо занимаетесь. (Подсказка: вы скоро научитесь понимать,

Источник

Организация в менеджменте

Определение понятия организации, ее жизненного цикла, внутренней и внешней среды. Рассмотрение предприятия как разновидности социальной организации, их классификация по форме собственности. Производственная система предприятия и её иерархические уровни.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.12.2013
Размер файла1,1 M

Что такое организация в менеджменте. Смотреть фото Что такое организация в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организация в менеджменте. Картинка про Что такое организация в менеджменте. Фото Что такое организация в менеджменте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация в менеджменте

1. Понятие организации

В этой теме для осваивающих менеджмент и интересующихся проблемами управления будут освещены следующие вопросы:

* жизненный цикл организации;

* внутренняя среда организации;

* внешняя среда организации;

* организация—носитель производственного процесса;

* предприятие как разновидность социальной организации;

* предприятие как система;

* организационно—правовые формы предприятий;

* предприятие как физическая и кибернетическая система;

* деление предприятия на подразделения;

* разновидность предприятий по форме собственности;

* производственные подразделения предприятия как объекты управления; организация предприятие собственность производственный

* производственная система предприятия и её иерархические уровни.

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента.

* под организацией понимается процесс создания, формирования чего-нибудь из отдельных элементов, составных частей;

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИИ. Организация как структура характеризуется рядом основополагающих признаков. К ним относятся:

* Наличие цели. Цель придаёт смысл существованию организации, определённость и направленность действиям её членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач.

* Наличие в организации некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию ее цели.

* Наличие внутреннего координирующего центра, который придаёт стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам. Это служит важным условием нормального функционирования и развития организации.

* Действие принципа саморегулирования Суть саморегулирования состоит в том, что координирующий центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации и координирует действия ее членов.

* Обособленность, наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения, в том числе от других организаций

* Организационная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, традиций, символов, словом всего того, что отличает данную организацию от других Организационная культура формируется постепенно и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации. В то же время, посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ. «Жизнь» организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета труда или услуги. Она имеет свои фазы и особенности развития. Вся деятельность организации проходит ряд стадий начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Известны пять основных фаз развития организации.

* определение главной цели, заключающейся в выживании;

* кризис стиля руководства (руководство одним лицом);

* выживание за счёт жёсткого руководства;

* эффект руководства за счёт делегирования полномочий (децентрализованное руководство),»

* в области руководства эффект достигается за счёт координации действий;

2. Внутренняя и внешняя среда организации

Каждая организация, функционирующая для выполнения ею своей миссии (предназначения), как социально—экономическая система находится в системном окружении, среди множества социально-экономических объектов. Она постоянно взаимодействует с внешней средой. Между конкретной организацией и внешней средой происходит обмен и движение материально-вещественных и информационных потоков.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА И ЕЕ ПАРАМЕТРЫ. Вопросы внутренней и внешней среды организации мало исследованы и слабо освещены в литературе по проблемам управления. Вряд ли существует установившийся набор составляющих внутренней или внешней среды. Однако можно попытаться очертить внутреннюю среду и с определенной погрешностью определить ее составляющие в виде блоков (параметры).

Внутреннюю среду организации целесообразно рассматривать под углом зрения кибернетики, как состоящую из двух частей (управляемой и управляющей систем или подсистем). Каждая из названных систем состоит из блоков. Совокупность этих блоков и даст набор параметров внутренней среды.

«для чего должны функционировать обе её части и организация в целом?» Подробно вопрос о цели будет рассмотрен в следующей теме.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЕЕ ПАРАМЕТРЫ. В отличие от внутренней среды, имеющей границы существования (те же, что и организация), внешняя среда не имеет фиксированных границ. Её составляют различные социальные объекты (системы), как соседствующие с данной организацией, так и сколь угодно удаленные от последней.

Для рассмотрения составляющих внешней среды применим блочную конструкцию (как и в случае с внутренней средой) и попытаемся определить набор блоков (параметров).

При специальном исследовании внешней среды перечень её параметров может быть конкретизирован и расширен в соответствии с поставленной целью.

Мы здесь обращаем внимание осваивающих менеджмент на компоновку составляющих среды, не претендуя на полноту их набора. Кроме составляющих внутренней и внешней среды, которые являются важнейшими характеристиками организации как социально—экономической системы, необходим учёт факторов, оказывающих влияние на организацию со стороны той или иной среды.

Природа, как внешняя среда организации тоже непредсказуема. Бушующие в социально—экономических системах страсти порой не идут ни в какое сравнение с природными катаклизмами: землетрясения, ливневые дожди, ураганы, засуха, пожары от возгорания и другие бедствия. Уязвима и сама природа, большой вред ей наносит человек, что отрицательно сказывается на деятельности той или иной организации.

Взаимодействие между внутренней и внешней средой оценивается их влиянием на жизнедеятельность организации. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Внешняя среда, как воздух, необходима организации, она обеспечивает её функционирование и развитие. Из внешней среды организация получает сырьё, материалы, оборудование, рабочую силу, информацию, т.е. всё необходимое для преобразования предмета труда в готовый продукт. Во внешнюю среду организация направляет произведённую продукцию, выполненные работы и услуги, информацию. Так происходит постоянный обмен продуктами деятельности между внешней средой и организацией. В этом и заключается позитивное влияние внешней среды на организацию.

Внутренняя среда организации подвластна профессиональным менеджерам, они успешно управляют ею, добиваясь высоких результатов. Но для этого должна быть разработана прогрессивная модель управления, обеспечивающая прибыльное хозяйствование.

Такая модель предусматривает упорядочение и гармонизацию в функционировании всех составляющих внутренней среды и превращение последней в хорошо отлаженный механизм. Внутренняя среда становится благоприятной для организации.

Рис. Позитивное влияние внутренней среды на организацию

Изучаемые среды часто оказывают на организацию возмущающее воздействие, стремятся разрушить её. Организация испытывает удары извне и изнутри, которые становятся наиболее тяжеловесными в переходный к рыночным отношениям период. Чтобы укрыться от прямых ударов и выжить, организация ищет способы защиты, приспосабливаясь к агрессивным средам и перестраивая внутреннюю среду, что в её силах. На рисунке показано возмущающее воздействие на организацию со всех сторон.

Рис. Негативное влияние внешней и внутренней среды на организацию

Изучение и анализ влияния среды на организацию является главной заботой менеджера, а для решения этих сложных задач ему потребуются обширные знания, опыт и экономический образ мышления. ВОПРОСЫ среды организации настолько объёмны и многообразны, что охватывают весь теоретический и практический менеджмент.

3. Правовой статус организации

Известны десятки форм организаций по российскому и зарубежному законодательству со своими правовыми и управленческими особенностями. По российскому законодательству (Гражданский кодекс РФ, часть первая) все организации делятся на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим организациям относятся:

* производственный кооператив (артель);

* полное хозяйственное товарищество;

* хозяйственное товарищество на вере (коммандитное);

* хозяйственное общество с ограниченной ответственностью;

* хозяйственное общество с дополнительной ответственностью;

* акционерные общества (открытое, закрытое);

* государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, федеральное казённое предприятие.

К некоммерческим организациям относятся:

* потребительский кооператив (союз, общество);

* общественные и религиозные организации;

* объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Все организации независимо от правовой формы (формы хозяйствования):

* являются юридическими лицами;

* имеют форму собственности.

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В связи с участием в образовании юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся:

* хозяйственные товарищества и общества;

* производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся:

* государственные или муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия;

* финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав относятся;

* общественные и религиозные организации (объединения);

* благотворительные и иные фонды;

* объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ. Известны следующие формы собственности:

* собственность общественных организаций.

Частная собственность имеет разновидности:

* частная индивидуальная (индивидуальный труд);

* частная коллективная собственность (коллективный труд).

СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. Рассмотрим материальное и социальное содержание собственности.

Материальное содержание собственности включает:

* пользование средствами производства;

Социальное содержание собственности охватывает вопросы:

* существует ли экономическое отчуждение непосредственного работника от средств производства;

* участвует ли он в управлении производством;

* участвует ли он в распределении прибыли;

* кто распоряжается результатами труда.

Наёмный работник на современных предприятиях рыночных стран редко бастует, участвует в совершенствовании производства, заботится о престиже фирмы. Объясняется это тем, что существенно модифицировалась традиционная частная собственность и наёмный рабочий владеет акциями, участвует в управлении и дележе прибыли.

Для освещения поставленного вопроса нам потребуется прибегнуть к понятию производства и производственного процесса и доказать, что любая организация имеет производство, производственный процесс и что—либо производит, т.е. создаёт потребительную стоимость. Рассмотрим классические определения производства и производственного процесса и критически оценим их пригодность для любого производства: материального и нематериального (духовного).

Как видим, данное классическое определение обслуживает только материальное производство (создание материальных благ и услуг), упуская из поля зрения нематериальное производство (создание нематериальных услуг и благ).

Несомненно, что материальное производство, понимаемое как изготовление материальных предметов в виде пищи, одежды, обуви, жилья, машин, приборов, зданий и сооружений, играет огромную роль в экономике и составляет значительную часть всей экономической деятельности. Труд в сфере материального производства, будучи во многом физическим трудом, есть источник материальных благ, вещественного богатства, благосостояния людей.

Однако с позиций современной экономики, экономической науки сводить производство только к созданию и преобразованию материальных, вещественных, предметов было бы крайне ограниченным, пожалуй, ошибочным. Ведь даже получение, преобразование, передача энергии уже не есть производство вещественной продукции. А между тем, выработку тепла, электричества мы называем энергопроизводством.

Совершенно правомерно и словосочетание «производство услуг», хотя и в обыденной речи, и в книгах многие предпочитают говорить и писать «оказание услуг». Напомним, что услуги есть вид деятельности, полезный эффект которой создаёт сама деятельность, изменяющая качество продукта. Почему же не говорить и не считать, что услуги производятся? Ведь актёры производят сценическое действие, врачи производят лечение, операции, учителя производят новые знания.

Употребление термина «производство» в самом широком смысле слова, по отношению к созданию любого полезного, нужного творения, позволяет считать любой труд «производством ценностей, стоимостей».

Если труд есть взаимодействие людей с природой и между собой и главный фактор производства, то достоверно можно утверждать, что в любой организации:

Тогда при таком, правильно перефразированном, определении верно другое утверждение:

Труд любой профессии работников характеризуется следующими простыми моментами:

Эти моменты свои у преподавателя, врача, парикмахера, художника, каменщика, дворника, токаря, шахтера, руководителя коллектива, агронома, тракториста, доярки. Названные моменты труда раскрывают его особенности у каждой профессиональной группы работников.

Среди простых моментов труда наибольший интерес для осваивающих менеджмент и исследователей проблем управления представляет Предмет труда. С него любой работник в любом производстве (материальном, духовном) начинает свой трудовой процесс, добиваясь преобразования (превращения) предмета труда в готовый продукт. Без предмета труда не может осуществиться ни индивидуальный процесс, ни коллективный, ни производственный процесс как совокупность частичных процессов.

И последний штрих в различии слов «производство» и «производственный процесс», которые близки как синонимы:

После рассмотрения интересующих нас понятий, покажем, что любая организация имеет производство и производственный процесс:

Таким образом, независимо от миссии организации последняя обязательно что—либо производит, создает потребительную стоимость и удовлетворяет потребности потребителя Взгляд на любую организацию как носителя производства и производственного процесса не распространен в экономической теории и литературе, что является пробелом в образовании и хозяйственной жизни

Говоря о безусловном наличии производственного процесса в любой без исключения организации, следует заметить, что

* в организациях материального (вещественного) производства процесс по производству материальных благ и услуг называется, как и должно, производственным,

* в организациях нематериального (духовного) производства процесс по производству нематериальных благ и услуг, являясь производственным, чаще называется в соответствии с миссией организации (образовательный, воспитательный, финансовый и т.п.)

5. Предприятие как разновидность организации

В российской экономике (литературе и хозяйственной практике) многие социально—экономические объекты называют предприятиями несмотря на официальную организационно—правовую форму. Термин «предприятие» по обобщенному названию социальных объектов, особенно материального производства, у нас занимает второе место после термина «организация». В последнее время по образцу рыночных стран «предприятия» начинают сдавать свои позиции «фирмам», широко распространенным в зарубежной хозяйственной жизни. Но суть дела не в названии и все уже рассмотренные нами элементы организации и ожидающие своей очереди в последующих темах целиком переносятся на предприятия и фирмы.

Основное звено организации производительных сил и производственных отношений

Самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию выполняет работы и услуги

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СИСТЕМА. Являясь социально—экономической системой, предприятие может быть физической и кибернетической (информационной) системой. Физическая система представляет собой совокупность средств производства и процессов труда по преобразованию предметов труда в готовый продукт. Такая система отчетливо себя проявляет в материальном (вещественном) производстве, хотя имеет место в любом производстве, включая духовное. Нельзя себе представлять физическую систему предприятия как функционирующую изолировано, в автономном режиме. Она имеет место на уровне рабочего места оператора (исполнителя трудового процесса), который воздействует на предметы труда с помощью инструментов машин и механизмов (средств труда). И вряд ли в любом производстве исполнитель трудового процесса обойдется без предметов и средств труда станок, резец и заготовка у токаря, телефон, микрокалькулятор, авторучка у руководителя коллектива, трактор с навесными приспособлениями у тракториста полеводческой бригады; скрипка, микрофон у скрипача и т.п. Таким образом, человек как социальная система для производства благ и услуг постоянно взаимодействует с физической (или технической) системой.

Кибернетическая (информационная) система представляет собой две части предприятия: преобразующую производственную систему (управляемую систему) и аппарат управления (управляющую систему), взаимодействующие с внешней средой. В этой связи важно не выпускать из виду тот неоспоримый факт, что все протекающие на предприятии процессы делятся на два вида:

процессы по производству благ и услуг (материальных и нематериальных);

Производственный рабочий управляет предметами и средствами труда, используя технологию, инструкции, режимы, правила и другие носители информации. Следовательно, вместе с процессами по производству благ и услуг протекают и информационные процессы. Работники аппарата управления участвуют в выполнении только информационных процессов.

Предприятие как кибернетическая и преобразующая система имеет следующие основные параметры:

трансформацию (процесс преобразования);

Поступающая из внешней среды информация на вход производственной системы по каналам обратной связи передаётся в управляющую систему для подготовки и принятия управленческого решения. Аналогичным образом поступает информация о состоянии процесса преобразования и с выхода о реализации продукта труда. Так происходит взаимодействие производственной системы (управляемой) с управляющей системой и функционирование кибернетической системы (предприятия в целом).

Предприятие как система на самом деле представляет собой совокупность систем:

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. Почему любое предприятие делится (расчленяется) на подразделения? Расчленяется на подразделение и производство (объект управления), и аппарат управления (субъект управления). Часто говорят, что подразделенческое строение предприятия обусловлено иерархией производства и обеспечивает более эффективное управление им путём нацеленности той или иной команды со стороны субъекта управления на конкретное звено производства. Такую мысль нельзя сбрасывать со счетов.

За каждым управленским подразделением закрепляется большая конкретная функция (управление кадрами, управление учётом, управление маркетингом), которая в силу специализации труда расчленяется на подфункции (участки работ), выполняемые бюро, группами, секторами или отдельными специалистами. Число управленческих, как и производственных, подразделений определяется размерами предприятия и масштабом производства.

Всю совокупность подразделений предприятия можно наглядно представить так:

Подразделенческая модель предприятия даёт богатую пищу менеджеру для разработки новых, более экономичных конструкций социально— экономической системы на основе совершенствования разделения труда, технологии производства и управления им.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие внутренней и внешней среды организации в стратегическом менеджменте. Направления анализа внутренней среды: маркетинг, производство, финансы, персонал, структура управления. Факторы среды косвенного воздействия. Параметры оценки предприятия.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 27.01.2011

Анализ организационной структуры и жизненного цикла ОАО «Зарубежэнергопроект». Основные принципы кадровой политики и корпоративного поведения в компании. Изучение проблем в функционировании предприятия во внешней среде. Возможности и угрозы организации.

курсовая работа [176,3 K], добавлен 26.10.2015

Внутренняя среда организации как часть общей среды, которая находится в рамках организации, ее переменные. Жизнедеятельность фирмы как двухсторонний процесс: единство внешней и внутренней среды. Процедура и сущность анализа внутренней среды предприятия.

контрольная работа [33,6 K], добавлен 09.11.2010

Сущность внешней среды для организации. Механизм управления внутренней и внешней среды на примере организации ЗАО «Обувная фирма «Юничел». Оценка и поиск конкурентных преимуществ. SWOT-анализ предприятия. Методика эффективности предлагаемых мероприятий.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 16.04.2014

Исследование внешней и внутренней среды ООО «Мечел-Сервис», разработка направлений совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды. Характеристика предприятия. Рекомендации по выбору стратегических решений, их экономическое обоснование.

дипломная работа [2,1 M], добавлен 11.02.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *