Что такое органы самоуправления в школе
Что такое органы самоуправления в школе
Сегодня не все родители знают, что участвовать в управлении школой может не только руководство образовательного учреждения, но и органы школьного самоуправления, сформированные педагогами, а также учащимися и их родителями. Такие органы могут влиять на школьную политику через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Органы школьного самоуправления играют важную роль, так как с их помощью обеспечивается полноценное функционирование учебного процесса, где учитываются интересы всех участников школьной жизни.
Сегодня система школьного самоуправления реализуется в самых различных формах, типичными из них являются:
Наиболее распространенными из них являются: родительская конференция, родительский совет, родительский комитет и т. д. Органы родительского самоуправления имеют право: контролировать (в пределах действующего законодательства и Устава школы) выполнение родителями и учащимися своих обязанностей, защищать их права; рассматривать и принимать решения по конфликтным ситуациям между родителями, а также родителями и представителями школы; оказывать содействие в укреплении учебно-материальной базы школы; составлять обращения в органы местного управления о предоставлении той или иной помощи учебному заведению и т.д.
Наиболее распространенные формы: педагогические и методические советы, объединения классных руководителей и др. Такие органы могут участвовать в управлении учебно-воспитательным процессом, внеклассной, внеурочной работой, а также утверждать план работы школы на учебный год, представлять педагогов к различным видам поощрения.
Кроме приведенных форм в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что органы самоуправления являются важным компонентом образовательного процесса в школе. Для их создания (или изменения уже действующих органов) необходимо на первом этапе сформировать инициативную группу и обобщить все имеющиеся предложения, выявить конкретные потребности. После этого стоит сформировать группу, которая занялась бы разработкой необходимых документов, определила приоритетные для конкретной школы структуру и содержание деятельности органов школьного самоуправления. Лучше всего, если в такую группу будут входить не только учащиеся и родители, но также представители школы. И на последнем этапе нужно предоставить сформированные документы администрации школы для дальнейшего их согласования и утверждения администрацией, родителями и учениками.
Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА
Самоуправление в школе
Школьное самоуправление — это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации». Как это выглядит на практике, для чего нужна система самоуправления, и как ее организовать?
Что такое самоуправление в школе
Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.
Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.
Пункт 17 ст. 34 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что обучающиеся имеют право на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом».
Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.
Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.
Цели и задачи
Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.
Цель школьного самоуправления — осуществление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них.
Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.
Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель — помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.
Как устроено
Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.
Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.
Но общие принципы одни и те же:
Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.
Уровни самоуправления («вертикальная» структура):
В большинстве школ ученическое самоуправление разделяется по «горизонтали» — по направлениям деятельности:
Такие «секторы», «министерства», «отделы» и т. д. занимаются практической работой. Подобная структура, созданная по принципу государственной (или пионерской и комсомольской, как ее помнят родители и бабушки-дедушки современных школьников), отработана десятилетиями. Очень важно, что такое школьное самоуправление предлагает детям и подросткам модель того, как функционирует государство и общество «во взрослой жизни», и дает возможность попрактиковаться.
Как организовать ученическое самоуправление
Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?
Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.
Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.
Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.
Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.
Шаг 5. Реализация плана деятельности.
Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.
Важная часть работы ученического самоуправления — информация. Все, что происходит в школе, особенно по инициативе самих ребят, необходимо оперативно публиковать во всех «СМИ»: на школьных стендах, сайте, в группах в официальных группах в социальных сетях.
Школьное ученическое самоуправление
Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
Ученическое самоуправление
освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по
отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
Министерства
Ведущий вид деятельности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность
организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
Художественно – эстетическая деятельность
тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и
Ожидаемые результаты:
Основные формы ученического самоуправления.
6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,
являясь органической частью общешкольного управления.
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование
(коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий
педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,
направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Нормативные документы регулирующие вопросы школьного самоуправления:
— Устав школы
— Положение об ученическом самоуправлении
— Конвенция о правах ребёнка
— Конституция Российской Федерации
— Закон об образовании
— Всеобщая декларация прав человека
— Локальные акты, регламентирующие деятельность школы
Особенности деятельности органов самоуправления в школе
Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности деятельности органов самоуправления в школе
Для чего в школе создаются органы самоуправления? Ответ на этот вопрос может быть таким: выборные органы в школе нужны для того, чтобы все участники образовательного процесса могли повлиять на жизнь и процесс обучения детей, условия работы в школе, особенности взаимодействия школы и родителей и т. д.
Органы самоуправления в школе — это обязательный элемент школьной жизни, система, которая позволяет всем участникам образовательных отношений принимать участие в управлении учебным заведением. Главной задачей самоуправления является учет потребностей и обучающихся, и родителей, и педагогов при принятии решений в школе, защите гражданских прав и интересов. Пределы, в которых действуют органы самоуправления, определяются Уставом образовательного учреждения и локальными актами. Решения, которые принимают органы самоуправления могут быть разнообразны: более благоприятный режим обучения, выбор профилей для обучающихся, распределение денег школы на определенные нужды. Как будут выглядеть органы самоуправления, определяет сама образовательная организация. Это может и ученический совет, и совет родителей, то есть внутришкольное самоуправление, которое представляет интересы отдельных групп участников образовательного процесса.
Выдержка из Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон):
«В целях учета мнения обучающихся, родителей/законных представителейнесовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников) (ст. 26 Закона).
Школьная администрация должна всячески поддерживать и создавать все условия для реализации прав обучающихся выступать со своими инициативами в рамках работы органов самоуправления. Управляющий совет школы — это такой орган управления школой, который может принимать общешкольные решения.
Обратимся к Закону, который закрепляет за обучающимися право на участие в управлении образовательной организацией (ст.34 Закона). Таким образом, ученическое самоуправление дает право учащимся совместно с педагогами школы и родителями решать особенности организации школьной жизни.
Статья 26 Закона устанавливает особенности управления образовательной организацией. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор, который может осуществлять управление школой на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие означает, что функции управления и руководство в образовательном учреждении концентрируются в руках одного лица — руководителя.
«В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации» (ст. 26 Закона).
На какой срок формируется выборный орган, компетенция работы органов школьного самоуправления, порядок принятия решений устанавливаются Уставом школы. Основные вопросы, касающиеся порядка работы органов самоуправления и организации их деятельности, регулируются уставом школы, положением об управляющем совете и другими локальными актами школы.
Школьные органы самоуправления должны обеспечить эффективное решение текущих задач.
Итак, какие вопросы и задачи могут решать органы самоуправления в школе?
Органы самоуправления могут влиять на решения о продолжительности учебной недели, принимать решения о введении школьной формы, осуществлять контроль при использовании труда несовершеннолетних в школе, определять время начала и окончания занятий. Часто управляющие советы и советы обучающихся принимают решение о выборе профилей в школе, выборе учебников. Управленческие советы решают множество финансово-хозяйственных вопросов, утверждают программу развития школы. Коллегиальные органы самоуправления также нередко могут быть представлены попечительским советом, наблюдательным советом. Принимаемые решения не должны противоречить законодательству РФ.
Примерный регламент работы органов самоуправления.
Примерный регламент работы можно рассмотреть на примере регламента работы управляющего совета.
Заседания управляющего совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два-три месяца; по плану работы управляющего совета; по инициативе председателя совета; по требованию: руководителя общеобразовательного учреждения; представителя учредителя общеобразовательного учреждения.
Инициатору созыва внеочередного заседания следует сформулировать вопрос, подлежащий внесению в повестку дня. Он же может предложить формулировку решения вопроса, а также форму проведения заседания и перечень информации (материалов), предоставляемых членам управляющего совета по своему вопросу.
Предложения о созыве управляющего совета оформляются в письменном виде и предаются Председателю совета.
На заседании управляющего совета не могут рассматриваться вопросы, не указанные в повестке дня.
В случае, если предложение о включении того или иного вопроса в повестку дня заседания поступило непосредственно на заседании, решение о включении его в повестку дня принимается в порядке, установленном управляющим советом.
Информацию о заседании совета до сведения членов управляющего совета следует доводить не позднее чем за неделю до его заседания.
Уведомления о заседаниях управляющего совета направляются персонально каждому члену совета в письменной форме, где указывается:
К уведомлению прилагаются все материалы, необходимые для принятия решений на заседании совета.
Заседания управляющего совета и его решения считаются правомочными, если на заседании присутствует не менее половины его членов.
Передача права голоса членом управляющего совета иному лицу, в том числе другому члену управляющего совета, не допускается.
В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
К участию в заседаниях совета допускаются лица, не являющихся его членами, в случае их пригласили одни или несколько членов управляющего совета и против этого не возражает более половины членов управляющего совета, присутствующих на заседании. Приглашенным участникам предоставляется на заседании управляющего совета право совещательного голоса.
Принятию решения управляющим советом предшествует стадия его подготовки.
В целях подготовки заседаний управляющего совета и выработки проектов постановлений, председатель вправе запрашивать у руководителя общеобразовательного учреждения необходимые документы, данные и иные материалы. В этих же целях управляющий совет может создавать постоянные и временные комиссии совета, утверждать ее персональный состав.
Подготовленные к обсуждению предложения комиссии носят рекомендательный характер.
Какие права возникают у обучающихся, которые избираются в органы самоуправления?
Обучающимся опыт работы в таких выборных и демократических органах дает возможность обучиться навыкам сотрудничества, управления, проектирования, принятия ответственных решений.
Вопросы, которые решают школьники, как управляющие:
Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам. Возможно, ученическое самоуправление в конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой — как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.
Интересным является опыт введения должности президента в школе. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. Формы организации школьного самоуправления могут быть разнообразны.
Педагогический совет является одной из самых традиционных форм самоуправления. Педагогический совет решает вопросы управления непосредственно в сфере педагогической и воспитательной деятельности.
Участвуя в работе органов самоуправления — родители, старшеклассники, работники школы совместно создают школьные законы, нормы, правила по которым работает вся школа, включая ее директора.