Что такое органы сословного представительства
Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).
В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.
Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.
Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.
Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.
Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило предпосылкой к образованию в России абсолютизма. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько раз совещания с представителями посадских и служилых людей (последствия бывших земских соборов). В компетенцию таких совещаний входило решение вопросов соответствующего сословия.
Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода считается время правления Алексея Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).
Таблица «Органы сословного представительства»
Всего получено оценок: 158.
Всего получено оценок: 158.
Современные парламенты в ряде стран Европы ведут свою историю от органов сословного представительства, которые появились еще в Средние века. Появление таких учреждений связано с упадком феодального строя, а в России XVI века — еще и с объединением всех княжеств под царской властью. Кратко структуру и правовой статус органов сословного представительства при абсолютизме изучают в школьном курсе истории 7–11 классов, могут дать задание заполнить таблицу «Органы сословного представительства».
Первые парламенты в Европе
История современного парламентаризма началась в католической Европе XII–XIII веков, хотя ранее существовали различные образцы народного представительства, например, общегражданские собрания в древнегреческих полисах, Сенат в Римской республике, вече у восточных славян.
Рис. 1. Парламент Англии, Средние Века.
В 1137 году в королевстве Кастилия, занимавшем часть территории современной Испании, появились кортесы, то есть собрания знати и духовенства. В 1188 году представительство в кортесах получили горожане. С 1254 года их стали созывать в Португалии. В 1492 году на месте Кастилии и Арагона появилась Испанская империя, но региональные кортесы в ней существовали до начала XVIII века.
В Англии королевская власть с 1215 год была ограничена Великой хартией вольностей, а парламент стал действовать с 1265 года. В нем принимали участие представители следующих сословий:
В деле развития парламентаризма Англия стала лидером в Европе. Во Франции с 1302 года появились Генеральные штаты, но в XVI–XVIII веках, то есть до революции 1789 года они созывались редко.
Старейшим органом сословного представительства на планете, а также парламентом является Альтинг в Исландии, он ведет свою историю с 930 года. На острове Мэн, который относится к Британским коронным владениям, но при этом не входит в ЕС, парламент называется Тинвальд и существует с 979 года.
Сословное представительство в Новое время
В Нидерландах название органа сословного представительства — также Генеральные штаты, их историю можно отсчитывать с 1581, но на уровне провинций они существовали и ранее, с XV века.
В 1569 году, в результате Люблинской унии, появилось крупное европейское государство — Речь Посполитая. В ней органом сословного представительства стал сейм, который действовал до 1793 года. В этом государстве королевская власть была достаточно слабой, особенно в XVIII веке.
В Священной Римской империи, которая состояла из множества государств и княжеств, с 1648 по 1806 год верховным органом законодательской власти и основным элементом всей конституционно-правовой системы стал рейхстаг. В Германии он существовал с 1871 по 1918 год.
В Испании XIX века под влиянием революции во Франции и войны с Наполеоном появились Кадисские кортесы, которые действовали с 1808 по 1814 год и приняли первую конституцию в истории страны.
Лучше запомнить материал поможет таблица органов сословного представительства для 10 класса:
Государство
Орган власти и период появления
Кастилия и Испания
Кортесы с 1137 года
Англия и Великобритания
Парламент с 1265 года
Генеральные Штаты с 1302 года
Генеральные Штаты с 1581 года
Земский собор с 1549 по 1684 год
Священная Римская империя
Рейхстаг с 1648 года
В России историю органов сословного представительства следует вести от Земского собора 1549 года. Он был созван при молодом царе Иване IV. Земский собор не был постоянным сословно-представительным органом власти. Его созывали периодически до 1684 года, особенно важным стал собор 1613 года, избравший на царство новую династию — Романовых.
Что мы узнали?
В разных странах органы сословного представительства существовали в разные периоды, начиная со Средних Веков и заканчивая началом XX века. В качестве вывода следует отметить, что при укреплении абсолютизма в Новое время органы сословного представительства переставали играть заметную роль.
28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).
В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.
Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.
Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.
Основные черты Земского собора:
1) в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);
2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;
3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.
Полномочия Земского собора:
1) внешняя политика (вопросы войны и мира);
2) предложения по установлению налогов;
3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);
4) обсуждение и принятие законов.
Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.
Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило предпосылкой к образованию в России абсолютизма. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько раз совещания с представителями посадских и служилых людей (последствия бывших земских соборов). В компетенцию таких совещаний входило решение вопросов соответствующего сословия.
Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода считается время правления Алексея Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция.
Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной
Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция.
Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской
Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства.
Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные
101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция
101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция
Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их
2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция
2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся
2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция
2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и
61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование
61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование 1917–1920 гг. – период гражданской войны. В этих условиях формировались специальные органы для борьбы с контрреволюционными силами: милиция (полицейский и
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в
ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права
ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:1) конституционное правосудие;2) общее правосудие;3) арбитражное правосудие.Конституционный
Таблица Органы сословного представительства (10 класс) – в Испании, Англии, Германии, Франции кратко по истории
Современные парламенты в ряде стран Европы ведут свою историю от органов сословного представительства, которые появились еще в Средние века. Появление таких учреждений связано с упадком феодального строя, а в России XVI века — еще и с объединением всех княжеств под царской властью. Кратко структуру и правовой статус органов сословного представительства при абсолютизме изучают в школьном курсе истории 7–11 классов, могут дать задание заполнить таблицу «Органы сословного представительства».
Первые парламенты в Европе
История современного парламентаризма началась в католической Европе XII–XIII веков, хотя ранее существовали различные образцы народного представительства, например, общегражданские собрания в древнегреческих полисах, Сенат в Римской республике, вече у восточных славян.
Рис. 1. Парламент Англии, Средние Века.
В 1137 году в королевстве Кастилия, занимавшем часть территории современной Испании, появились кортесы, то есть собрания знати и духовенства. В 1188 году представительство в кортесах получили горожане. С 1254 года их стали созывать в Португалии. В 1492 году на месте Кастилии и Арагона появилась Испанская империя, но региональные кортесы в ней существовали до начала XVIII века.
В Англии королевская власть с 1215 год была ограничена Великой хартией вольностей, а парламент стал действовать с 1265 года. В нем принимали участие представители следующих сословий:
В деле развития парламентаризма Англия стала лидером в Европе. Во Франции с 1302 года появились Генеральные штаты, но в XVI–XVIII веках, то есть до революции 1789 года они созывались редко.
Старейшим органом сословного представительства на планете, а также парламентом является Альтинг в Исландии, он ведет свою историю с 930 года. На острове Мэн, который относится к Британским коронным владениям, но при этом не входит в ЕС, парламент называется Тинвальд и существует с 979 года.
Рис. 2. Генеральные штаты Франции.
Сословное представительство в Новое время
В Нидерландах название органа сословного представительства — также Генеральные штаты, их историю можно отсчитывать с 1581, но на уровне провинций они существовали и ранее, с XV века.
В 1569 году, в результате Люблинской унии, появилось крупное европейское государство — Речь Посполитая. В ней органом сословного представительства стал сейм, который действовал до 1793 года. В этом государстве королевская власть была достаточно слабой, особенно в XVIII веке.
В Священной Римской империи, которая состояла из множества государств и княжеств, с 1648 по 1806 год верховным органом законодательской власти и основным элементом всей конституционно-правовой системы стал рейхстаг. В Германии он существовал с 1871 по 1918 год.
В Испании XIX века под влиянием революции во Франции и войны с Наполеоном появились Кадисские кортесы, которые действовали с 1808 по 1814 год и приняли первую конституцию в истории страны.
Лучше запомнить материал поможет таблица органов сословного представительства для 10 класса:
Государство
Орган власти и период появления
Кастилия и Испания
Кортесы с 1137 года
Англия и Великобритания
Парламент с 1265 года
Генеральные Штаты с 1302 года
Генеральные Штаты с 1581 года
Земский собор с 1549 по 1684 год
Священная Римская империя
Рейхстаг с 1648 года
В России историю органов сословного представительства следует вести от Земского собора 1549 года. Он был созван при молодом царе Иване IV. Земский собор не был постоянным сословно-представительным органом власти. Его созывали периодически до 1684 года, особенно важным стал собор 1613 года, избравший на царство новую династию — Романовых.
Рис. 3. Земский собор 1649.
Что мы узнали?
В разных странах органы сословного представительства существовали в разные периоды, начиная со Средних Веков и заканчивая началом XX века. В качестве вывода следует отметить, что при укреплении абсолютизма в Новое время органы сословного представительства переставали играть заметную роль.
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Смотреть что такое «СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО» в других словарях:
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представляют не все население страны или ее отдельной территориальной части, а закрытые социальные группы сословия, от которых они непосредственно избираются (или… … Энциклопедия юриста
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельных территориальных частей, а закрытые социальные группы сословия, от которых эти… … Юридическая энциклопедия
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельных территориальных частей, а закрытые социальные группы сословия, от которых эти… … Энциклопедический словарь экономики и права
сословное представительство — принцип организации власти, в соответствии с которым депутаты выборных учреждений представляют не все население страны или ее отдельной территории, а закрытые социальные группы сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются. С.п.… … Большой юридический словарь
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СОСЛОВНОЕ — (см. СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО) … Энциклопедический словарь экономики и права
Представительство политическое — способ передачи власти в полном ее объеме какому либо лицу или группе лиц, отправлять которую нельзя иным способом. Существует два главных вида П.: одно в международных отношениях, другое в сфере законодательства или управления внутри государства … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, комплекс полномочий, делегированных народом (см. НАРОД) своим выборным представителям на строго определенный срок, а также представительных органов власти. Понятие представительной власти включает природу власти (см.… … Энциклопедический словарь
Большой королевский совет — один из центральных органов власти в средневековых монархиях Европы, представляющий собой собрание представителей высшей аристократии и духовенства, созываемое королём для решения наиболее важных вопросов государственного управления. Большой… … Википедия
Королевский совет — Большой королевский совет один из центральных органов власти в средневековых монархиях Европы, представляющий собой собрание представителей высшей аристократии и духовенства, созываемое королём для решения наиболее важных вопросов… … Википедия
СОСЛОВНЫЙ — СОСЛОВНЫЙ, сословная, сословное. 1. прил. к сословие в 1 знач. (дорев.). Сословные представители. 2. прил. к сословие во 2 знач. (дорев.). Сословные интересы присяжных поверенных. 3. прил., по знач. связанное с общественным устройством, в основе… … Толковый словарь Ушакова