Что такое ориентировка во времени
Что такое ориентировка во времени
Ребёнок никогда не научится мыслить логически, пока не освоит ориентировку во времени. Не в смысле по часам научится разбираться, а шире. Это про всех детей, но с дисфункциями особенно.
Столкнувшись с мозговой дисфункцией у ребёнка (даже минимальной), родители теряются, не зная с чего начать работу по исправлению ситуации. С медицинской помощью понятно: делай, что врач прописал, и будет тебе счастье. Но есть ещё и педагогическая сторона: как учить, чему учить…. Она важнее в перспективе. Я бы начала с ориентировки. Полезна детям с дисфункцией ориентировка:
Ориентировка во времени и пространстве – основа жизни в этом мире.
Ориентировке в пространстве, на плоскости в обучении уделяется достаточно внимания, потому что его недостатки «вылезают» в ошибках письма. Ориентировке во времени повезло меньше. Наибольшие сложности с ориентировкой во времени испытывают дети с различными нарушениями развития.
Приведём пример коррекционной работы по проблеме с ребёнком с ЗПР (задержкой психического развития) в предшкольной подготовке.
Что имеется в виду под представлениями о времени? А следующее.
Задача: осознание себя во времени, начало и продолжение жизни.
Мы же решили пойти от периодов человеческой жизни, исходя из имеющегося у мальчика «философского» склада. Интерес к жизни, её концу – явление у семилеток нередкое. Поступательное течение времени тесно связано не только с жизнью человека, но и всей природы. Да и вообще основа логических построений.
Необходимые материалы к занятию по ориентировке во времени.
Рисунки (контуры, силуэты) людей разного возраста и пола, лист бумаги, фломастер. Пригодятся фотографии ребёнка в разном возрасте. Ещё полезней набор фотографий мамы, отца, бабушки, сибсов.
Ход занятия по ориентировке во времени
Сядьте рядом с ребёнком (обязательно так), положите перед собой лист бумаги. По ходу дела задаём вопросы. Ребёнок отвечает, как умеет. Не критиковать и не поправлять на собственный лад. Это его глубокие мысли. Здорово, если он их высказывает. Спасибо ему. Вы тоже делитесь своими мыслями. Будет отличная беседа.
Вы. Я думаю, она как дорога (улица). (Слева поставьте большую точку – начало). Вот человек родился – это день его рождения. У тебя когда день рождения? (Задание на дом: выучить наизусть дату, скорее всего ребёнок её не знает).
Вы. (Из точки проведите неровную горизонтальную линию, сперва короткую). Это жизнь. Примерно такая. Человек идёт по ней, как по дороге (улице). Когда жизнь начинается? (В день рождения.) Найди среди фигур самого маленького. (Ребёнок находит и приклеивает). Малыш в этом возрасте называется младенец. Как называется ребёнок, повтори? Как ты догадался, что это именно он? Что младенец умеет? Ты младенец? Почему? Запомни, день рождения – начало жизни.
Рассматриваем расположение фигур, приклеенных на линии жизни фигур. Повторяем их названия: младенец, мальчик, подросток, мужчина, старик. Уточняем, с какой фигурой ребёнок ассоциирует себя. (Значит, ты – мальчик?)
Закрепление периодизации жизни.
Для закрепления ребёнку предлагается:
В свободной деятельности предложите нарисовать фигуры людей разного возраста.
Таким же образом полезно поработать с любым ребёнком. Спросите для интереса даже школьника начальных классов, что для него день рождения? Веселье, подарки, гости…. Но немногие обозначат его, как начало жизни.
Анализ программных задач раздела «Ориентировка во времени» по возрастным группам
1. Анализ программных задач раздела «Ориентировка во времени» по возрастным группам 7
2 Методика формирования временных представлений в разных группах 14
1. Анализ программных задач раздела «Ориентировка во времени» по возрастным группам
Современные ДОУ работают по различным образовательным программам, наиболее распространёнными из них являются «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».
Методики развития временных отношений подробно описаны в работах Т. И. Ерофеевой, А. А. Столяра, Л. С. Метлиной, Т. Д. Рихтермана и др. В данной работе приводится краткий обзор по программе «Программе воспитания и обучения в детском саду» на основе работы А. А. Столяр.
В «Программе воспитания в детском саду» для каждой возрастной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени:
во второй младшей группе учить различать и называть утро, день, вечер, ночь;
Ниже рассмотрим эту работу более подробно.
Вторая младшая группа.
В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.
Программные задачи:
Дети должны знать и называть понятия: утро-день-вечер-ночь.
1) Беседа (наводящие вопросы о времени прихода ребенка в детский сад и т. д.)
2) Работа с картинками (сюжетные картинки о времени суток)
3) Художественное слово (различные стихотворения о времени суток)
Для закрепления используют дидактический материал, который представляет собой картины с определенной деятельностью, которая связана с конкретным временем суток. Проводится чтение стихов, рассказов, в которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка. Используются и логические словесные игры.Например: в игре «Пропущенное слово»воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а обедаем?».
С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени.
Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые, нарисованные на картинке, когда они это делают.Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?»Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. [4]
Средняя группа.
Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
Программные задачи:
Дети должны знать и называть части суток, работа над понятием сутки (вчера, сегодня, завтра)
2) Работа с картинками (сюжет меняется, дети работают с картинками)
3) Моделирование (работа с символами, дети подбирают картинки к символам и наоборот,работа над понятиями: вчера, сегодня, завтра, связывание понятий с деятельностью детей)
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках.Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь — это части суток.
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому.Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?»
Значение слов быстро — медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука. [4]
Старшая группа.
Программные задачи:
Закрепить понятие: сутки (вчера, сегодня, завтра). Провести знакомство с днями недели и отрывным календарем.
Учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. [11]
2) Работа с картинками (сюжет усложняется, можно применять картинки с временами года)
3) Моделирование (работа с символами, дети подбирают картинки к символам и наоборот,работа над понятиями: вчера, сегодня, завтра, связывание понятий с деятельностью детей)
В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.
В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии,где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?» И т. п.
Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время.Например:Воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили.» «. вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.» «. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п.
Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.
На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название.
Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда. Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам — Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного.Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.
Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели».
Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени,раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.
Подготовительная группа.
Программные задачи:
Закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца. Дети должны знать и называть дни недели.
2) Работа с картинками (сюжет усложняется, можно применять картинки с временами года, читаем прозу и стихи)
3) Моделирование (работа с символами, дети подбирают картинки к символам и наоборот,работа над понятиями: вчера, сегодня, завтра, связывание понятий с деятельностью детей)
Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия.
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день». Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей.
Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группы Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель.
Фотоотчёт о НОД ФЭМП «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать ориентировку а пространстве, упражнять воспитанников в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе;.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие Колобка. Ориентировка на листе бумаги» Тема: «Путешествие Колобка». Цель: Воспитывать интерес к математике, совершенствовать навыки учебной деятельности. Задачи: Образовательные:.
Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье» Приоритетная область: познавательное развитие. Интеграция образованных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,.
Конспект занятия по ФЭМП «Ориентировка в пространстве» (старший возраст) Конспект занятия по фэмп «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве Правильно использовать.
Ориентировка в пространстве и на плоскости Учить ориентироваться в квартире, подъезде, на улице. Учить передвигаться в пространстве комнаты по подражанию взрослому, словесной просьбе.
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.
Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.
НОД по познавательному развитию ФЭМП «Ориентировка во времени» в старшей группе
Ирина Геннадьевна Морозова
НОД по познавательному развитию ФЭМП «Ориентировка во времени» в старшей группе
КОНСПЕКТ. СОВМЕСТНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-го ГОДА ЖИЗНИ
«ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ»
Педагогические технологии: отгадывание загадок, использование сюрпризных моментов, интерактивные игры, алгоритм описательного рассказа.
Воспитатель Морозова Ирина Геннадьевна
Совместная непосредственно образовательная деятельность
по формированию элементарно математических представлений
с детьми старшего дошкольного возраста 6-го года жизни.
«Ориентировка во времени»
Педагог: Морозова Ирина Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №71 Кировского района Санкт-Петербурга
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве.
I. Познавательные задачи:
1. Закреплять знания детей о частей суток, дней недели, времен года, месяцев года.
2. Закреплять понятия «Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера.
3. Учить отгадывать загадки о частях суток.
1. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
III.Развивающие задачи:
1. Закреплять временные отношения у детей с целью использования времени рационально и точно.
2. Развивать смекалку, память, логическое мышление.
1. Воспитывать у детей целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
2. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей.
Оборудование: Доска, мяч, цветок, звездочки, картинки времен года, дней недели, частей суток, указка, игрушка «Степашка».
Ход деятельности:
Дети входят в группу, здороваются. (проходят на ковер)
Вос-ль: Ребята. Сегодня у нас необычный день, мы с вами отправимся в путешествие во времени. В пути нас ожидает много интересного и увлекательного.
Вос-ль: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
Вос-ль: Закрывайте глаза, мы отправляемся.
Порядок свой имеет все на свете
День за днем идет, идет.
Время движется вперед.
За зимой бежит весна,
Следом осень к нам идет
День за днем, из года в год
Время движется вперед.
Вос-ль: Ребята, посмотрите. Мы с вами оказались на необыкновенной планете, которая называется «Времечко».(дети проходят за столы и садятся на стульчики)
Появляется Степашка,с конвертом и цветком.
Здравствуй, Степашка. Степашка, мы совершаем путешествие во времени.
Воспитатель читает письмо от Степашке, где он просит ему помочь.
Первая станция называется «Части суток», на этой станции нам надо выполнить два задания.
Первое задание «Отгадай загадки»
Вос-ль: Вы готовы их отгадать?
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется. (ночь).
Что прогоняет ночь прочь? (утро)
Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют.
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
С зарей родился, чем больше рос,
Тем меньше становился. (день)
Вос-ль: Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?
Ответы: В загадках говориться о частях суток.
Вос-ль: А сколько частей в сутках?
Ответ: В сутках четыре части.
Вос-ль: Кто перечислит части суток.
Ответы: Утро, день, вечер, ночь.
Вос-ль: Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, но у нас есть еще одно задание «Выложи картинку суток»
Вос-ль: У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток, начиная с начала дня
(работа с раздаточным материалом,
Дети выкладывают картинку суток.
Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, перечислить какие части суток они выложили.
Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Вос-ль: На цветочке есть еще задания, и чтобы их выполнить, нам надо попасть на станцию «Дней недели».
Вос-ль: Так, давайте туда отправимся. Вот, она станция Дней недели.
Воспитатель:читает задание: перечислите дни недели
Ребята давайте перечислим дни недели.
Дни недели пролетели,
Что запомнить мы сумели?
Значит, это. (вторник).
Проведем мы в. (среду).
После дождичка в … (четверг).
Это, братцы,. (пятница).
Это, видимо, … (суббота).
Много шуток и веселья?
День последний, … (воскресенье).
Мы теперь расскажем всем:
Дней в неделе ровно семь
Воспитатель: Ребята, давайте с вами еще раз посчитаем, сколько дней длится неделя.
(показать поезд, дети все вместе считают кол-во вагонов)
Вос-ль: Молодцы вы правильно посчитали.
Максим, сколько длится неделя?
Ответы: неделя длится 7 дней.
Вос-ль: Ребята, скажите, какой сегодня день недели?
ответы детей: Сегодня день недели – среда
Вос-ль: Правильно, сегодня у нас среда.
А какой день недели будет завтра? завтра будет день недели четверг.
Какой день недели будет послезавтра? послезавтра будет пятница.
Какой день недели был позавчера? Позавчера было понедельник.
(Ответы детей, хвалю за правильный ответ)
Вос-ль: Вот видишь Степашка, ребята знают не только последовательность дней недели, но они могут назвать день сегодняшний, завтрашний, вчерашний.
Совсем скоро мы найдем звездочку.
Вос-ль: У нас есть еще задания, но вы все наверно устали, давайте разомнемся. (выйти на ковер)
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).
Вос-ль: Как хорошо мы отдохнули, теперь мы быстро доберемся до нужной нам станции «Времен года». Она совсем близко, вперед друзья (ведет детей) Дети садятся за столы.
Вот станция «Времена года»
Вос-ль: Ребята, для того, чтобы выполнить это задание нам надо сыграть в игру «Отгадай и покажи». Давайте с вами вспомним, какие времена года вы знаете?
(ответы детей: весна, зима, осень, лето)
Вос-ль: Ребята, я сейчас буду называть вам признаки времен года, а вы должны сказать к какому времени года они относятся и показать соответствующую картинку, прикрепив ее на доску.
Игра «Отгадай и покажи»
Сюжетные картинки лежат на столе.
(ответ детей: это бывает весной)
Найди картинку данного времени года и повесь. (ребенок находит, вешает на доску)
Вос-ль: Почему Игорь выбрал эту картинку.
Ответ: На картинке изображены весенние признаки. Перечислить.
Вос-ль: В это время года трещит мороз, дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу, когда это бывает?
ответ детей: это бывает зимой.
Вос-ль: Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Вос-ль: Почему Артем выбрал эту картинку?
Ответ детей: на картинке дети играют со снегом, катаются на санках и тд.
Вос-ль: В это время года поспевают фрукты и ягоды, ярко и жарко светит солнце.
ответ детей: найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Почему выбрали эту картинку?
Вос-ль: В это время года убирают урожай, на деревьях желтеют и опадают листья, часто идет дождь.
ответы детей: Это бывает осенью. Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).
Вос-ль: Почему выбрана эта картинка? Ответ детей
Вос-ль: Молодцы ребята вы правильно выбрали картинки, а теперь Степашка наверно хочет узнать месяцы весны?
Вос-ль: Ребята, давайте назовем Степашке месяцы весны.
(дети называют март, апрель, май)
Вос-ль: Ребята, как называются месяцы лета.
Вос-ль: Ребята, скажите, как называются месяцы осени.
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Вос-ль: Ребята, давайте перечислим месяцы зимы
(декабрь, январь, февраль)
Вос-ль: Степашка, теперь ты запомнил, какие месяцы бывают и как они называются.
Вос-ль: Ребятки, у нас осталось последнее задание.
III. Заключительная часть.
Давайте все вместе пройдем на ковер и поиграем в игру, которая называется
Игра с мячом : «Держи, бросай, месяцы года называй»
(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года – весна, ребенок, бросает мяч обратно, называя любой месяц весны)
(Во время игры мы находим звездочку)
Вос-ль: Степашка мы рады, что смогли тебе помочь найти звездочку, но наше путешествие подошло к концу, нам надо возвращаться домой.
Вос-ль: В добрый путь в страну познаний
Твердой поступью шагайте!
И чему вас научили
Никогда не забывайте!
Вос-ль: Ну вот ребята, мы и дома. Вам понравилось наше путешествие во времени?
Вос-ль:А давайте мы сейчас вспомним, как мы помогали искать звездочку, какие задания выполняли.
Ответы детей о временах года, днях недели, частях суток, месяцах зимы, весны, лета, осени, играли в игру «Держи, бросай, месяцы года называй».
Вос-ль: Молодцы ребята. Своими знаниями мы помогли Степашке найти и вернуть звездочку. На этом наше путешествие заканчивается, давайте попрощаемся со Степашкой. Дети прощаются.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Тема: Занятие 8. Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между.
Конспект открытого НОД по познавательному развитию ФЭМП в старшей грппе «В Королевстве Зеркал» В КОРОЛЕВСТВЕ ЗЕРКАЛ. Программное содержание: Расширять пространственные представления детей, закреплять понятия о геометрических фигурах,.
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Часы, циферблат, время, ориентировка во времени» (подготовительная группа) ТЕМА: «ЧАСЫ, «ЦИФЕРБЛАТ», «ВРЕМЯ» «ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ». ЦЕЛЬ: Познакомить детей с часами и их назначением, сформировать представления.
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Ориентировка во времени и на плоскости» Задачи. Образовательные: закрепить представления о признаках и последовательности времён года; учить ориентироваться на плоскости формировать.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени». Задачи: Упражнять.
Лэпбук «ФЭМП. Ориентировка во времени» Лэпбук «ФЭМП. Ориентировка во времени» Воспитатель. Свистункова Е. П. Пособие предназначено для педагогов детского сада, для систематизации.
Конспект НОД по познавательному развитию, ФЭМП с использованием ИКТ в старшей группе «Поиски пропавшей цифры» «Поиски пропавшей цифры». Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки счета в пределах 10 Закреплять представление о геометрических.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Ориентировка во времени и пространстве» ОО «Познавательное развитие» ФЭМП в подготовительной группе общеразвивающей направленности Тема: — Ориентировка во времени и Цель: способствовать.