Что такое оркестровка в музыке

Оркестровка

Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства. Чем глубже это знание, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура. Признанными мастерами инструментовки были романтики Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, импрессионисты Клод Дебюсси и Морис Равель, Николай Римский-Корсаков, Рихард Штраус, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Эдисон Денисов, Николай Корндорф и другие композиторы.

Понятие инструментовки входит в понятие аранжировки, то есть инструментовки в широком смысле — для любого состава инструментов, в том числе электронных, а также голосов.

Важнейшие исследования и пособия по оркестровке

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Оркестровка» в других словарях:

ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка

оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов

ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь

ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Оркестровка (ИТ) — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка автоматическое размещение, координация и управление сложными компьютерными системами и службами. Оркестровка описывает то, как сервисы должны взаимодействовать между собой,… … Википедия

ОРКЕСТРОВКА — инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания … Энциклопедия Кольера

оркестровка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Муз. 1. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. Работать над оркестровкой. О. оперы. 2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных инструментов и их сочетание в оркестре.… … Энциклопедический словарь

Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия

Источник

ОРКЕСТРОВКА

Смотреть что такое «ОРКЕСТРОВКА» в других словарях:

ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка

оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов

ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь

ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Оркестровка (ИТ) — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка автоматическое размещение, координация и управление сложными компьютерными системами и службами. Оркестровка описывает то, как сервисы должны взаимодействовать между собой,… … Википедия

Оркестровка — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка (то же, что инструментовка) изложение музыки для исполнения её каким либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX XX… … Википедия

оркестровка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Муз. 1. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. Работать над оркестровкой. О. оперы. 2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных инструментов и их сочетание в оркестре.… … Энциклопедический словарь

Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия

Источник

ИНСТРУМЕНТОВКА

Один из важ­ней­ших эле­мен­тов тех­ни­ки ком­по­зиции, инструментовка пред­по­ла­га­ет зна­ние и ху­до­же­ст­вен­но-це­ле­со­об­раз­ное ис­поль­зо­ва­ние свойств музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (их тем­бров, приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния, тех­нических и ди­на­мических воз­мож­но­стей) и их со­че­та­ний (все­го ор­ке­ст­ра в це­лом, его отдельных групп, со­ло и т. п.). Ха­рак­тер и приё­мы инструментовки обу­слов­ле­ны жан­ром и ин­ди­ви­ду­аль­ным ком­по­зи­тор­ским за­мыс­лом со­чи­не­ния и за­ви­сят от со­во­куп­но­сти музыкальных средств: ме­ло­ди­ки, гар­мо­нии, рит­ми­ки, музыкального скла­да, фак­ту­ры, го­ло­со­ве­де­ния и т. п. Один и тот же ин­то­на­ци­он­но-те­ма­тический ма­те­ри­ал в раз­ных раз­де­лах со­чи­не­ния мо­жет быть по-раз­но­му ин­ст­ру­мен­то­ван, при­об­ре­тая при ка­ж­дом но­вом спо­со­бе инструментовки иной от­те­нок вы­ра­же­ния и не­ред­ко из­ме­няя свой ха­рак­тер. Например, главная те­ма I час­ти 6-й сим­фо­нии П.И. Чай­ков­ско­го вна­ча­ле зву­чит у различных ор­ке­ст­ро­вых групп, а за­тем во всём ор­ке­ст­ре (тут­ти), дос­ти­гая в куль­ми­на­ции тра­ге­дий­ной си­лы.

Во 2-й половине XVIII века в свя­зи с раз­ви­ти­ем жан­ра сим­фо­нии сло­жил­ся так называемый клас­сический со­став ма­ло­го сим­фо­нического ор­кест­ра с раз­ви­ты­ми функ­цио­наль­ны­ми груп­па­ми (струн­ные смыч­ко­вые, ду­хо­вые; удар­ные пред­став­ле­ны ли­тав­ра­ми). Важ­ней­шая роль в его фор­ми­ро­ва­нии при­над­ле­жит Й. Гайд­ну и В.А. Мо­цар­ту. На­чи­ная с Л. ван Бет­хо­ве­на чис­ло групп ин­ст­ру­мен­тов воз­рос­ло до 4 (струн­ная, де­ре­вян­ная, мед­ная и удар­ная). С изо­бре­те­ни­ем хро­ма­тических мед­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов на ба­зе клас­сического ор­ке­ст­ра XIX века (в ча­ст­но­сти, под влия­ни­ем идей музыкального ро­ман­тиз­ма) по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся сим­фо­нический ор­кестр современного ти­па (в сим­фо­нической и те­ат­раль­ной му­зы­ке К.М. фон Ве­бе­ра, Ф. Шу­бер­та, Г. Бер­лио­за, М.И. Глин­ки, Ф. Лис­та, Р. Ваг­не­ра, Дж. Вер­ди, А.П. Бо­ро­ди­на, И. Брам­са, М.П. Му­сорг­ско­го, П.И. Чай­ков­ско­го, Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва). Окон­ча­тель­но офор­мив­ший­ся во 2-й половине XIX века, он (с не­ко­то­ры­ми ва­ри­ан­та­ми) по­ны­не со­от­вет­ст­ву­ет ху­дожественным по­треб­но­стям ком­по­зи­то­ров различных на­прав­ле­ний и ин­ди­ви­ду­аль­но­стей, как тя­го­тею­щих к кар­тин­но­сти, кра­соч­но­сти, музыкальной зву­ко­пи­си, так и стре­мя­щих­ся к пси­хо­ло­гической уг­луб­лён­но­сти музыкальных об­ра­зов.

На­ря­ду с ис­поль­зо­ва­ни­ем «чис­тых» (соль­ных) тем­бров, ком­по­зи­то­ры ста­ли дос­ти­гать осо­бых эф­фек­тов, сме­ло сме­ши­вая раз­но­род­ные крас­ки, уд­ваи­вая го­ло­са в 2, 3 ок­та­вы и бо­лее, вво­дя слож­ные мик­сту­ры. Ин­ст­ру­мен­ты, ра­нее при­ме­няв­шие­ся лишь как рит­ми­че­ские или в ка­че­ст­ве сред­них го­ло­сов фак­ту­ры, всё ча­ще ис­поль­зо­ва­лись как но­си­те­ли те­ма­тиз­ма. Зна­чительное ме­сто в инструментовки ста­ли от­во­дить лейт­тем­брам, ко­гда ка­ж­дый ин­ст­ру­мент ста­но­вит­ся «пер­со­на­жем» ра­зыг­ры­вае­мо­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го спек­так­ля. С этим свя­за­ны ин­тен­сив­ные по­ис­ки но­вых тем­бров. В по­ис­ках рас­ши­ре­ния вы­ра­зительности изо­бра­зителных воз­мож­но­стей инструментовки сло­жил­ся ор­кестр XX века (в про­из­ве­де­ни­ях Г. Ма­ле­ра, Р. Штрау­са, К. Де­бюс­си, М. Ра­ве­ля, Б. Бар­то­ка, И.Ф. Стра­вин­ско­го, Б. Брит­те­на, С.С. Про­кофь­е­ва, Д.Д. Шос­та­ко­ви­ча). По­яв­ля­ют­ся но­вые кон­ст­рук­ции ин­ст­ру­мен­тов, по­зво­ляю­щие дос­ти­гать не­обыч­ных эф­фек­тов (например, глис­сан­до на пе­даль­ных ли­тав­рах). Изо­бре­те­ны но­вые ин­ст­ру­мен­ты (в ча­ст­но­сти, элек­тро­аку­сти­че­ские). В сим­фо­нический ор­кестр всё ча­ще вво­дят­ся не­ор­ке­ст­ро­вые ин­ст­ру­мен­ты (сак­со­фо­ны, щип­ко­вые ин­ст­ру­мен­ты). В пар­ти­ту­рах многих ком­по­зи­то­ров XX века ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся удар­ные ин­ст­ру­мен­ты, час­то с оп­ре­де­лён­ной вы­со­той зву­ка (кси­ло­фон, ко­ло­коль­чи­ки, виб­ра­фон, раз­но­вы­сот­ные ба­ра­ба­ны, труб­ча­тые ко­ло­ко­ла), а так­же че­ле­ста, фортепиано и различные элек­тро­ин­ст­ру­мен­ты. Смыч­ко­вые ин­ст­ру­мен­ты за­час­тую ис­поль­зу­ют­ся для щип­ко­во­го и удар­но­го зву­ко­из­вле­че­ния, вплоть до по­сту­ки­ва­ния смыч­ка­ми по де­кам.

Инструментовка как специальная учеб­ная дис­ци­п­ли­на вхо­дит в про­грам­мы кон­сер­ва­то­рий и других музыкальных учеб­ных за­ве­де­ний.

Дополнительная литература:

Ги­ро Э. Ру­ко­во­дство к прак­ти­че­ско­му изу­че­нию ин­ст­ру­мен­тов­ки. 3-е изд. М., 1934;

Ви­дор Ш. М. Тех­ни­ка со­вре­мен­но­го ор­ке­ст­ра. М., 1938;

Ва­си­лен­ко С. Ин­ст­ру­мен­тов­ка для сим­фо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. М., 1952–1959. Т. 1–2;

Ро­галь-Ле­виц­кий Д. Р. Со­вре­мен­ный ор­кестр. М., 1953-1956. Т. 1–4;

Рим­ский-Кор­са­ков Н. Ос­но­вы ор­ке­ст­ров­ки // Рим­ский- Кор­са­ков Н. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1959. Т. 3;

Ге­варт Ф. А. Но­вый курс ин­ст­ру­мен­тов­ки. 2-е изд. М., 1913; он же. Ру­ко­во­дство к ин­ст­ру­мен­тов­ке / Пер. П. И. Чай­ков­ско­го // Чай­ков­ский П. И. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1961. Т. 3-Б;

Ве­прик А. Очер­ки по во­про­сам ор­ке­ст­ро­вых сти­лей. М., 1961;

Бер­ли­оз Г. Боль­шой трак­тат о со­вре­мен­ной ин­ст­ру­мен­тов­ке и ор­ке­ст­ров­ке / С доп. Р. Штрау­са: В 2 т. М., 1972;

Глин­ка М. И. За­мет­ки об ин­ст­ру­мен­тов­ке // Глин­ка М. И. Полн. собр. соч. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1973. Т. 1;

Цук­кер­ман В. Тембр и фак­ту­ра в ор­ке­ст­ров­ке Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва // Цук­кер­ман В. Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские очер­ки и этю­ды. М., 1975. Вып. 2.

Источник

оркестровка

Смотреть что такое «оркестровка» в других словарях:

ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка

оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов

ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь

ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Оркестровка (ИТ) — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка автоматическое размещение, координация и управление сложными компьютерными системами и службами. Оркестровка описывает то, как сервисы должны взаимодействовать между собой,… … Википедия

Оркестровка — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка (то же, что инструментовка) изложение музыки для исполнения её каким либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX XX… … Википедия

ОРКЕСТРОВКА — инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания … Энциклопедия Кольера

Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия

Источник

Оркестровка

Оркестровка является одним из элементов аранжировки. Оркестровка подразумевает разложение музыкального материала для каждого отдельного инструмента оркестра. В нее могут входить партии духовых, струнных, ударных, клавишных и других музыкальных инструментов.

Смысл оркестровки заключается в исполнении каждым инструментом (или группой инструментов) собственной партии, результатом чего должна стать законченная аранжировка.

Оркестровка — это довольно непростое занятие. Она пишется уже после завершения главной части аранжировки музыкального произведения с лидирующими инструментами, то есть в последнюю очередь.

Оркестровка может также означать и переложение музыкальной композиции, которая написана для одних инструментов, в композицию для других.

Само название этого понятия происходит, как можно догадаться, от слова «оркестр». Соответственно оркестровка являет собой распределение партий инструментов как раз среди состава оркестра.

К примеру, если речь идет о переложении оркестровых партий классического произведения в современную электронную музыку, то это — аранжировка, а если же происходит переложение современной музыки для исполнения оркестром, то это уже оркестровка.

В наше время оркестровку часто используют в работе над произведениями современных рок-групп, джазовых коллективов и поп-исполнителей.

Оркестровку можно создавать и искусственным путем, то есть с использованием специализированных компьютерных программ. Конечно, виртуальные инструменты не в силах заменить живой оркестр, но, с другой стороны, в компьютерную оркестровку могут входить элементы, которые не могут быть исполнены живым составом.

Создание профессиональной оркестровки требует наличия определенного профессионализма, умения ориентироваться в устройстве используемых инструментов и навыков их комбинирования с целью получения красивого звучания.

Аранжировщик, который пишет оркестровки, должен обладать безупречными знаниями музыкальной грамоты, а при написании компьютерных оркестровок иметь в наличии все необходимые программные приложения и в совершенстве ими владеть.

Процесс оркестровки требует серьезного отношения, так как качественная оркестровка способна наполнить новыми красками, а некачественная наоборот окончательно испортить первоначальный материал, созданный композитором.

Профессиональная оркестровка сделает звучание композиции намного более красивым и интересным.

Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.as-workshop.ru обязательна!

Оркестровка
Оркестровка является одним из элементов аранжировки. Оркестровка подразумевает разложение музыкального материала для каждого отдельного инструмента оркестра. В нее могут входить партии духовых, струнных, ударных, клавишных и других музыкальных инструментов.
Смысл оркестровки заключается в исполнении каждым инструментом (или группой инструментов) собственной партии, результатом чего должна стать законченная аранжировка.
Оркестровка — это довольно непростое занятие. Она пишется уже после завершения главной части аранжировки музыкального произведения с лидирующими инструментами, то есть в последнюю очередь.
Оркестровка может также означать и переложение музыкальной композиции, которая написана для одних инструментов, в композицию для других.
Само название этого понятия происходит, как можно догадаться, от слова «оркестр». Соответственно оркестровка являет собой распределение партий инструментов как раз среди состава оркестра.
К примеру, если речь идет о переложении оркестровых партий классического произведения в современную электронную музыку, то это — аранжировка, а если же происходит переложение современной музыки для исполнения оркестром, то это уже оркестровка.
В наше время оркестровку часто используют в работе над произведениями современных рок-групп, джазовых коллективов и поп-исполнителей.
Оркестровку можно создавать и искусственным путем, то есть с использованием специализированных компьютерных программ. Конечно, виртуальные инструменты не в силах заменить живой оркестр, но, с другой стороны, в компьютерную оркестровку могут входить элементы, которые не могут быть исполнены живым составом.
Создание профессиональной оркестровки требует наличия определенного профессионализма, умения ориентироваться в устройстве используемых инструментов и навыков их комбинирования с целью получения красивого звучания.
Аранжировщик, который пишет оркестровки, должен обладать безупречными знаниями музыкальной грамоты, а при написании компьютерных оркестровок иметь в наличии все необходимые программные приложения и в совершенстве ими владеть.
Процесс оркестровки требует серьезного отношения, так как качественная оркестровка способна наполнить новыми красками, а некачественная наоборот окончательно испортить первоначальный материал, созданный композитором.
Профессиональная оркестровка сделает звучание композиции намного более красивым и интересным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *