Что такое оркестровка в музыке
Оркестровка
Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства. Чем глубже это знание, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура. Признанными мастерами инструментовки были романтики Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, импрессионисты Клод Дебюсси и Морис Равель, Николай Римский-Корсаков, Рихард Штраус, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Эдисон Денисов, Николай Корндорф и другие композиторы.
Понятие инструментовки входит в понятие аранжировки, то есть инструментовки в широком смысле — для любого состава инструментов, в том числе электронных, а также голосов.
Важнейшие исследования и пособия по оркестровке
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Оркестровка» в других словарях:
ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка
оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов
ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь
ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Оркестровка (ИТ) — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка автоматическое размещение, координация и управление сложными компьютерными системами и службами. Оркестровка описывает то, как сервисы должны взаимодействовать между собой,… … Википедия
ОРКЕСТРОВКА — инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания … Энциклопедия Кольера
оркестровка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Муз. 1. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. Работать над оркестровкой. О. оперы. 2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных инструментов и их сочетание в оркестре.… … Энциклопедический словарь
Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия
ОРКЕСТРОВКА
Смотреть что такое «ОРКЕСТРОВКА» в других словарях:
ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка
оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов
ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь
ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Оркестровка (ИТ) — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка автоматическое размещение, координация и управление сложными компьютерными системами и службами. Оркестровка описывает то, как сервисы должны взаимодействовать между собой,… … Википедия
Оркестровка — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка (то же, что инструментовка) изложение музыки для исполнения её каким либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX XX… … Википедия
оркестровка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Муз. 1. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. Работать над оркестровкой. О. оперы. 2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных инструментов и их сочетание в оркестре.… … Энциклопедический словарь
Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия
ИНСТРУМЕНТОВКА
Один из важнейших элементов техники композиции, инструментовка предполагает знание и художественно-целесообразное использование свойств музыкальных инструментов (их тембров, приёмов звукоизвлечения, технических и динамических возможностей) и их сочетаний (всего оркестра в целом, его отдельных групп, соло и т. п.). Характер и приёмы инструментовки обусловлены жанром и индивидуальным композиторским замыслом сочинения и зависят от совокупности музыкальных средств: мелодики, гармонии, ритмики, музыкального склада, фактуры, голосоведения и т. п. Один и тот же интонационно-тематический материал в разных разделах сочинения может быть по-разному инструментован, приобретая при каждом новом способе инструментовки иной оттенок выражения и нередко изменяя свой характер. Например, главная тема I части 6-й симфонии П.И. Чайковского вначале звучит у различных оркестровых групп, а затем во всём оркестре (тутти), достигая в кульминации трагедийной силы.
Во 2-й половине XVIII века в связи с развитием жанра симфонии сложился так называемый классический состав малого симфонического оркестра с развитыми функциональными группами (струнные смычковые, духовые; ударные представлены литаврами). Важнейшая роль в его формировании принадлежит Й. Гайдну и В.А. Моцарту. Начиная с Л. ван Бетховена число групп инструментов возросло до 4 (струнная, деревянная, медная и ударная). С изобретением хроматических медных духовых инструментов на базе классического оркестра XIX века (в частности, под влиянием идей музыкального романтизма) постепенно складывался симфонический оркестр современного типа (в симфонической и театральной музыке К.М. фон Вебера, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, М.И. Глинки, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди, А.П. Бородина, И. Брамса, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова). Окончательно оформившийся во 2-й половине XIX века, он (с некоторыми вариантами) поныне соответствует художественным потребностям композиторов различных направлений и индивидуальностей, как тяготеющих к картинности, красочности, музыкальной звукописи, так и стремящихся к психологической углублённости музыкальных образов.
Наряду с использованием «чистых» (сольных) тембров, композиторы стали достигать особых эффектов, смело смешивая разнородные краски, удваивая голоса в 2, 3 октавы и более, вводя сложные микстуры. Инструменты, ранее применявшиеся лишь как ритмические или в качестве средних голосов фактуры, всё чаще использовались как носители тематизма. Значительное место в инструментовки стали отводить лейттембрам, когда каждый инструмент становится «персонажем» разыгрываемого инструментального спектакля. С этим связаны интенсивные поиски новых тембров. В поисках расширения выразительности изобразителных возможностей инструментовки сложился оркестр XX века (в произведениях Г. Малера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока, И.Ф. Стравинского, Б. Бриттена, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича). Появляются новые конструкции инструментов, позволяющие достигать необычных эффектов (например, глиссандо на педальных литаврах). Изобретены новые инструменты (в частности, электроакустические). В симфонический оркестр всё чаще вводятся неоркестровые инструменты (саксофоны, щипковые инструменты). В партитурах многих композиторов XX века широко используются ударные инструменты, часто с определённой высотой звука (ксилофон, колокольчики, вибрафон, разновысотные барабаны, трубчатые колокола), а также челеста, фортепиано и различные электроинструменты. Смычковые инструменты зачастую используются для щипкового и ударного звукоизвлечения, вплоть до постукивания смычками по декам.
Инструментовка как специальная учебная дисциплина входит в программы консерваторий и других музыкальных учебных заведений.
Дополнительная литература:
Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки. 3-е изд. М., 1934;
Видор Ш. М. Техника современного оркестра. М., 1938;
Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. М., 1952–1959. Т. 1–2;
Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр. М., 1953-1956. Т. 1–4;
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки // Римский- Корсаков Н. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1959. Т. 3;
Геварт Ф. А. Новый курс инструментовки. 2-е изд. М., 1913; он же. Руководство к инструментовке / Пер. П. И. Чайковского // Чайковский П. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1961. Т. 3-Б;
Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961;
Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / С доп. Р. Штрауса: В 2 т. М., 1972;
Глинка М. И. Заметки об инструментовке // Глинка М. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1973. Т. 1;
Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1975. Вып. 2.
оркестровка
Смотреть что такое «оркестровка» в других словарях:
ОРКЕСТРОВКА — (от сл. оркестр). Аранжировка музыкального произведения таким образом, чтобы каждый из инструментов оркестра исполнял свою партитуру. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТРОВКА от слова оркестр.… … Словарь иностранных слов русского языка
оркестровка — и, ж. orchestrer. 1. спец. Изложение музыкальной пьесы для исполнения оркестром; инструментовка. БАС 1. 2. спец. Характер распределения партий в музыкальном произведении между отдельными инструментами. БАС 1. Волшебные очаровательные эффекты… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
оркестровка — сущ. • инструментовка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. оркестровка сущ., кол во синонимов: 3 • инструментация … Словарь синонимов
ОРКЕСТРОВКА — см. Инструментовка … Большой Энциклопедический словарь
ОРКЕСТРОВКА — ОРКЕСТРОВКА, оркестровки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. оркестровать; то же, что инструментовка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
оркестровка — ОРКЕСТРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Произвести ( водить) инструментовку чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Оркестровка (ИТ) — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка автоматическое размещение, координация и управление сложными компьютерными системами и службами. Оркестровка описывает то, как сервисы должны взаимодействовать между собой,… … Википедия
Оркестровка — Для термина «оркестровка» см. другие значения. Оркестровка (то же, что инструментовка) изложение музыки для исполнения её каким либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX XX… … Википедия
ОРКЕСТРОВКА — инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания … Энциклопедия Кольера
Оркестровка — изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см. Инструментовка … Большая советская энциклопедия
Оркестровка
Оркестровка является одним из элементов аранжировки. Оркестровка подразумевает разложение музыкального материала для каждого отдельного инструмента оркестра. В нее могут входить партии духовых, струнных, ударных, клавишных и других музыкальных инструментов.
Смысл оркестровки заключается в исполнении каждым инструментом (или группой инструментов) собственной партии, результатом чего должна стать законченная аранжировка.
Оркестровка — это довольно непростое занятие. Она пишется уже после завершения главной части аранжировки музыкального произведения с лидирующими инструментами, то есть в последнюю очередь.
Оркестровка может также означать и переложение музыкальной композиции, которая написана для одних инструментов, в композицию для других.
Само название этого понятия происходит, как можно догадаться, от слова «оркестр». Соответственно оркестровка являет собой распределение партий инструментов как раз среди состава оркестра.
К примеру, если речь идет о переложении оркестровых партий классического произведения в современную электронную музыку, то это — аранжировка, а если же происходит переложение современной музыки для исполнения оркестром, то это уже оркестровка.
В наше время оркестровку часто используют в работе над произведениями современных рок-групп, джазовых коллективов и поп-исполнителей.
Оркестровку можно создавать и искусственным путем, то есть с использованием специализированных компьютерных программ. Конечно, виртуальные инструменты не в силах заменить живой оркестр, но, с другой стороны, в компьютерную оркестровку могут входить элементы, которые не могут быть исполнены живым составом.
Создание профессиональной оркестровки требует наличия определенного профессионализма, умения ориентироваться в устройстве используемых инструментов и навыков их комбинирования с целью получения красивого звучания.
Аранжировщик, который пишет оркестровки, должен обладать безупречными знаниями музыкальной грамоты, а при написании компьютерных оркестровок иметь в наличии все необходимые программные приложения и в совершенстве ими владеть.
Процесс оркестровки требует серьезного отношения, так как качественная оркестровка способна наполнить новыми красками, а некачественная наоборот окончательно испортить первоначальный материал, созданный композитором.
Профессиональная оркестровка сделает звучание композиции намного более красивым и интересным.
Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.as-workshop.ru обязательна!
Оркестровка
Оркестровка является одним из элементов аранжировки. Оркестровка подразумевает разложение музыкального материала для каждого отдельного инструмента оркестра. В нее могут входить партии духовых, струнных, ударных, клавишных и других музыкальных инструментов.
Смысл оркестровки заключается в исполнении каждым инструментом (или группой инструментов) собственной партии, результатом чего должна стать законченная аранжировка.
Оркестровка — это довольно непростое занятие. Она пишется уже после завершения главной части аранжировки музыкального произведения с лидирующими инструментами, то есть в последнюю очередь.
Оркестровка может также означать и переложение музыкальной композиции, которая написана для одних инструментов, в композицию для других.
Само название этого понятия происходит, как можно догадаться, от слова «оркестр». Соответственно оркестровка являет собой распределение партий инструментов как раз среди состава оркестра.
К примеру, если речь идет о переложении оркестровых партий классического произведения в современную электронную музыку, то это — аранжировка, а если же происходит переложение современной музыки для исполнения оркестром, то это уже оркестровка.
В наше время оркестровку часто используют в работе над произведениями современных рок-групп, джазовых коллективов и поп-исполнителей.
Оркестровку можно создавать и искусственным путем, то есть с использованием специализированных компьютерных программ. Конечно, виртуальные инструменты не в силах заменить живой оркестр, но, с другой стороны, в компьютерную оркестровку могут входить элементы, которые не могут быть исполнены живым составом.
Создание профессиональной оркестровки требует наличия определенного профессионализма, умения ориентироваться в устройстве используемых инструментов и навыков их комбинирования с целью получения красивого звучания.
Аранжировщик, который пишет оркестровки, должен обладать безупречными знаниями музыкальной грамоты, а при написании компьютерных оркестровок иметь в наличии все необходимые программные приложения и в совершенстве ими владеть.
Процесс оркестровки требует серьезного отношения, так как качественная оркестровка способна наполнить новыми красками, а некачественная наоборот окончательно испортить первоначальный материал, созданный композитором.
Профессиональная оркестровка сделает звучание композиции намного более красивым и интересным.