Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна

Решение № 2-7092/2018 2-7092/2018

М-7090/2018 М-7090/2018 от 24 октября 2018 г. по делу № 2-7092/2018

Именем Российской Федерации

24 октября 2018 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Плотко Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бушеневой К.А. к АО Банк «Онего» о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно,

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о слушании дела, представили отзыв на исковые требования.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. (ред. от 08.03.2015) > «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» > Глава VI. Заключительные положения > Статья 15. Возможность повторного внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации» target=»_blank»>15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 46″ target=»_blank»>46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст. Часть IV > Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях > Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» target=»_blank»>325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

В силу п.10 Правил в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами. При следовании к месту проведения отпуска за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета). Указанная в справке стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Таким образом, данные нормы позволяют применить ортодромию маршрута полета.

В обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, даны разъяснения о том, что расчет и справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выдается транспортной организацией в произвольной форме, в том числе при расчете могут применяться значения ортодромических расстояний, представляемые ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Однако, официальный сайт ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не содержит сведения о значениях ортодромических расстояниях. Кроме того, в письме казначейства России от 17.09.2013 № 42-7.4-05/8.2-574 «О применении Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 № 455» обозначено, что метод использования таблиц «Значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов», разработанных государственным унитарным предприятием Госкорпорация по Организации воздушного движения и размещенных на Интернет-сайте Правилами не предусмотрен. Для определения указанной стоимости целесообразно направить запрос в транспортную организацию, осуществившую перевозку, и возмещать расходы сотрудникам на основании данной стоимости.

В судебном заседании установлено, что истец проживает в – на территории, приравненной к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 года № 2226).

В период ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске (приказ о предоставлении отпуска от ДД.ММ.ГГГГ №).

С целью отдыха вместе с дочерью ФИО выезжала из в по маршруту: и обратно воздушным и железнодорожным транспортом.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации ей стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере руб. Истцом оплата не произведена, что не оспаривалось стороной ответчика.

В соответствии со ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 140. Сроки расчета при увольнении» target=»_blank»>140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

При этом суд принимается во внимание, что справки о перелетах содержат не только указание о стоимости перелета, но и сведения о номерах конкретных рейсов, которыми осуществлялся перелет, совпадающих с номерами рейсов, указанных в маршрутных квитанциях электронного билета.

Расчет стоимости авиаперелета с учетом ортодромических расстояний, а также перелета из аэропорта до аэропорта и обратно выполнен судом по следующей формуле:

D – стоимость перелета по территории РФ;

А – ортодромия по территории РФ (расстояние от аэропорта пункта отправления до государственной границы и обратно от госграницы до аэропорта пункта прибытия в Россию), в данном случае составила 3066 км. (1652 км. + 1414 км.)

С – общая ортодромия (расстояние от пункта отправления на территории Российской Федерации до конечного пункта за пределами Российской Федерации и обратно), в данном случае 4702 км. (2576 км. + 2126 км.);

В – стоимость перелета, в данном случае составляет руб.

Таким образом, стоимость перелета истца по территории Российской Федерации из расчета на одного человека составляет: руб. = 3066 км. х руб. / 4702 км.

Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость перелета в размере 16700,98 руб. (8350,49 руб. х 2 чел.).

Также в пользу истца подлежит взысканию стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда по маршруту: и обратно по представленным билетам, согласно которым обоснованными являются требования о взыскании 5210,60 руб. ( руб.+ руб. + руб.). Указанная сумма не оспаривается ответчиком.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно в 2018 году в сумме 21911,58 руб. (16700,98 руб. + 5210,60 руб.).

При этом, принимая во внимание положение ч.3 ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 16. Решение суда > Статья 196. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда» target=»_blank»>196 ГПК РФ, согласно которым суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, ко взысканию с ответчика суд определяет сумму в размере 21910,60 руб.

Исковые требования Бушеневой К.А. к АО Банк «Онего» о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно удовлетворить.

Взыскать с АО Банк «Онего» в пользу Бушеневой К.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в 2018 году в сумме 21910,60 руб.

Взыскать с АО Банк «Онего» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 857,32 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.М. Бингачова

Мотивированное решение суда изготовлено 26.10.2018.

Источник

Локсодромия и Ортодромия.

Локсодромией, или кривой равных путевых углов, называется линия, пересекающая меридианы под одинаковыми углами.

На поверхности земного шара локсодромия имеет вид пространственной спирали, с каждым оборотом вокруг земного шара асимптотически приближающейся к полюсу.

Кроме частных случаев, когда локсодромия и ортодромия совпадают (полет по меридиану или экватору), локсодромия длиннее ортодромии и обращена выпуклостью всегда к экватору.

Максимальное увеличение пути при полете по локсодромии, в сравнении с полетом по ортодромии, в зависимости от разности долгот ИПМ п КПМ (Х2—Я^), и значение широты, при которой увеличение пути максимально.

Полеты по локсодромии в настоящее время, особенно на самолетах с ГТД, практического применения не имеют, а поэтому прокладка локсодромии на полетной карте здесь не разбирается. Следует лишь отметить, что локсодромию большой протяженности следует прокладывать по точкам. Для этого необходимо предварительно рассчитать путевой угол и координаты ее промежуточных точек. Элементы локсодромии можно рассчитать по формулам или определить графически при помощи картографической сетки в меркаторской проекции.

Задаваясь долготой промежуточной точки, находят величину D, являющуюся функцией широты. Широту ф промежуточной точки находят по D при помощи специальных таблиц, прилагаемых к учебникам авиационной картографии.

Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Смотреть фото Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Смотреть картинку Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Картинка про Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Фото Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна

Ортодромией называется линия кратчайшего расстояния между двумя точками на земной поверхности. Ортодромия является дугой большого круга, плоскость которого проходит через центр земного шара и две заданные точки на поверхности земного шара. Меридианы являются ортодромиями, соединяющими северный и южный географические полюса, — это частные случаи ортодромии. В общем случае ортодромия пересекает меридианы под различными, неравными между собой углами.

Опорный меридиан (ОМ) — меридиан, проходящий через начальную точку ортодромии участка. Расчеты или измерения ортодромического направления полета самолета выполняют от опорного меридиана.

Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Смотреть фото Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Смотреть картинку Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Картинка про Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна. Фото Что такое ортодромия маршрута полета воздушного судна

Уравнение локсодромии на поверхности земного шара

Кроме частных случаев, когда локсодромия и ортодромия совпадают (полет по меридиану или экватору), локсодромия длиннее ортодромии и обращена выпуклостью всегда к экватору.

Максимальное увеличение пути при полете по локсодромии, в сравнении с полетом по ортодромии, в зависимости от разности долгот ИПМ п КПМ (Х2—Я^), и значение широты, при которой увеличение пути максимально.

Полеты по локсодромии в настоящее время, особенно на самолетах с ГТД, практического применения не имеют, а поэтому прокладка локсодромии на полетной карте здесь не разбирается. Следует лишь отметить, что локсодромию большой протяженности следует прокладывать по точкам. Для этого необходимо предварительно рассчитать путевой угол и координаты ее промежуточных точек. Элементы локсодромии можно рассчитать по формулам или определить графически при помощи картографической сетки в меркаторской проекции.

Задаваясь долготой промежуточной точки, находят величину D, являющуюся функцией широты. Широту ф промежуточной точки находят по D при помощи специальных таблиц, прилагаемых к учебникам авиационной картографии.

Ортодромией называется линия кратчайшего расстояния между двумя точками на земной поверхности. Ортодромия является дугой большого круга, плоскость которого проходит через центр земного шара и две заданные точки на поверхности земного шара. Меридианы являются ортодромиями, соединяющими северный и южный географические полюса, — это частные случаи ортодромии. В общем случае ортодромия пересекает меридианы под различными, неравными между собой углами.

Опорный меридиан (ОМ) — меридиан, проходящий через начальную точку ортодромии участка. Расчеты или измерения ортодромического направления полета самолета выполняют от опорного меридиана.

Начальный азимут ортодромии (А) — угол, образованный северным направлением меридиана, проходящего через начальную точку ортодромии, и ортодромией.

При полете по ортодромии следует помнить, что ИПУ ортодромии изменяется на угол б — угол схождения меридианов, который можно вычислить по приближенной формуле

Элементы ортодромии (длина, координаты промежуточных точек и ортодромическнй путевой угол) могут быть вычислены по формулам сферической тригонометрии или графически.

3-й способ. ОПУ может быть измерен непосредственно на карте от любого меридиана с последующим внесением поправки на угол сближения опорного меридиана и меридиана места измерения углов.

Для выполнения полета по ЛЗП в обратном направлении замер ортодромических путевых углов происходит от меридианов, бывших конечными при полете в первоначальном направлении. Следовательно, путевые углы при полете туда и обратно будут отличны друг от друга не только на 180°, но и на величину поправки на сближение меридианов.

Если весь маршрут полета проходит по ортодромии и не имеет ПГ1М, то расчет путевых углов значительно упрощается:

1) маршрут разбивают на участки по 1 000—1200 км.

2) меридианы начальных точек участков считают опорными для обоих направлений и от них измеряют ортодромические путевые углы.

Изображение ортодромии на картах в различных проекциях. На картах, составленных в равноугольной цилиндрической проекции (проекции Меркатора), ортодромия изображается в виде сложной кривой, всегда обращенной выпуклостью к географическим полюсам.

На картах центральной проекции все ортодромии изображаются прямой линией.

На картах в полярной стереографической проекции ортодромия в общем случае изображается дугой окружности. Кривизна ортодромии тем меньше, чем ближе она расположена к географическому полюсу. Меридианы, являющиеся частным случаем ортодромии, на картах полярной стереографической проекции изображаются прямыми линиями.

На бортовой аэронавигационной карте масштаба 1 : 2 000 000, составленной в видоизмененной поликонической проекции, ортодромия в пределах одного листа практически представляет собой прямую линию.

Линией равных азимутов (ЛРА), или равных радиопеленгов, называется линия, в каждой точке которой наземная радиостанция пеленгуется под одним и тем же углом (ЙПР). При помощи линии равных азимутов как линии положения определяют место самолета по наземным импульсным маякам при помощи бортового радиолокатора Линия равных азимутов — сложная кривая. На земном шаре она пересекает меридианы под различными углами и лишь с меридианом, проходящим через точку установки радиостанции, она составляет угол, равный истинному пеленгу радиостанции (ИПР).

(ЛРР) называется линия на земной поверхности, все точки которой находятся от некоторой определенной точки на одинаковом удалении — на окружности малого круга земного шара. Как линия положения, линия равных расстояний в самолетовождении применяется при астрономических измерениях высоты светила с помощью секстанта. В авиационной астрономии ЛРА носит название круга равных высот, на карте она заменяется касательной — прямой равных высот. Элементы этой линии рассчитывают при помощи специальных таблиц высот и азимутов светил — ТВА.

ЛРР используют при применении угломерно-дальномерных и двухполюсных дальномерных радиотехнических систем.

На картах разных проекций ЛРР имеют различный вид. На картах стереографической проекции ЛРР — окружности.

ЛРР наносят на карты с большой степенью точности по промежуточным точкам ЛРР, вычисленным по формулам прямой и обратной геодезических задач (расчеты производятся на поверхности эллипсоида Красовского).

Гиперболой (сферической), или линией равных разностей расстояний, является кривая, в каждой точке которой разность расстояний до двух фиксированных точек (радиостанций) есть величина постоянная. Для целей самолетовождения с использованием линий равных разностей расстояний существуют гиперболические системы навигации. Такие системы включают в себя две пары (или цепочку) наземных станций и бортовое оборудование (приемо-индикаторы), позволяющие с достаточной точностью измерить разность расстояний от самолета до радиостанций.

Место самолета по гиперболической системе определяют пересечением двух гипербол.

Карта — условное уменьшенное обобщенное, построенное по определенным математическим правилам изображение земной поверхности на плоскости.

План — изображение на плоскости в крупном масштабе небольших участков земной поверхности, принимаемых за плоскость.

Картографическая проекция — способ изображения поверхности земного шара или земного эллипсоида на плоскости.

Масштаб — отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на поверхности Земли.

Главный масштаб (М) показывает, во сколько раз уменьшен земной шар (или эллипсоид) при проектировании его на плоскость. Главный масштаб всегда указывается на карте.

Частный масштаб (ц) определяется как отношение бесконечно малого отрезка на карте в данной точке и по данному направлению к соответствующему бесконечно малому отрезку на поверхности земного шара (или эллипсоида).

Частный масштаб в направлении меридиана обозначается буквой т, а в направлении параллели — буквой п.

Главными направлениями называются направления, по которым частные масштабы или минимальны, пли максимальны. Максимальный и минимальный масштабы в данной точке обозначаются а и б. Почти во всех проекциях карт, применяемых в самолетовождении, главные направления совпадают с меридианами и параллелями.

Увеличение масштаба с определяется отношением частного масштаба к главному

Искажение длин У определяется разностью между увеличением масштаба и единицей.

Искажение направлений со определяется разностью между направлением на земном шаре и тем же направлением на карте. Максимальное искажение направлений в данной точке вычисляют по формуле

Масштабом площади р называется отношение площади бесконечно малого участка на карте к соответствующей площади на поверхности глобуса, до размера которого уменьшен земной шар перед проектированием его на плоскость. Искажение площадей характеризуется величиной масштаба площади.

По характеру искажения катографические проекции подразделяются на равноугольные, равнопромежуточные, равновеликие и произвольные.

Равноугольные проекции характеризуются тем, что углы и направления на картах, составленных в этих проекциях, изображены без искажений; частные масштабы по главным направлениям равны между собой; бесконечно малые фигуры на карте сохраняют подобие соответствующим фигурам на земном шаре. Эти данные выражаются следующим образом: a — b; ы = 0; р = ab.

Равноугольные проекции позволяют наиболее просто определять направления и поэтому нашли широкое применение при создании авиационных карт, так как для самолетовождения важно точное измерение направления.

Равнопромежуточными называются проекции, в которых частные масштабы во всех точках по одному из главных направлений равны главному масштабу.

Равновеликими называются проекции, в которых площадь изображаемой фигуры равна площади той же фигуры на карте.

Произвольными называются проекции, которые не равноугольны, не равно-промежуточны и не равновелики.

Произвольные проекции имеют практически очень небольшие искажения в направлениях, длинах и площадях и поэтому нашли широкое применение в самолетовождении. Аэронавигационная карта масштаба 1 : 2 000 000 составлена в видоизмененной поликонической проекции, которая является произвольной.

В зависимости от вида нормальной сетки или способа построения картографической сетки проекции карт, используемых в самолетовождении, подразделяются на цилиндрические, конические, пол и конические, азимутальные и др. Нормальной называется такая сетка координатных линий, соответствующих определенной системе координат, которая имеет наиболее простое изображение в дайной проекции. В некоторых проекциях нормальная сетка совпадает с географической сеткой.

Цилиндрические проекции — это проекции, в которых меридианы нормальной сетки изображаются прямыми линиями, параллельными между собой и отстоящими друг от друга на расстояниях, пропорциональных разности соответствующих долгот; параллели изображаются в виде

прямых линий, перпендикулярных меридианам. Такая сетка получается при проектировании сетки меридианов и параллелей глобуса на боковую поверхность цилиндра (касательного или секущего) и развертывания этой поверхности па плоскость.

В зависимости от расположения оси цилиндра относительно оси вращения глобуса цилиндрические проекции делятся на нормальные цилиндрические проекции (ось цилиндра совпадает с осью вращения глобуса), поперечные цилиндрические проекции (ось цилиндра перпендикулярна оси вращения глобуса), косые цилиндрические проекции (угол между осью вращения цилиндра и осью глобуса больше 0 и меньше 90°).

В нормальных цилиндрических проекциях нормальная сетка совпадает с географической сеткой меридианов и параллелей.

Простая цилиндрическая проекция имеет следующие уравнения прямоугольных координат.

Вид географической сетки в простой цилиндрической проекции: меридианы — прямые, параллельные между собой и отстоящие друг от друга на расстояниях, пропорциональных разности Н долгот; параллели — прямые, перпендикулярные меридианам, отстоящие друг от друга на расстояниях, пропорциональных разности широт.

Проекция равнопромежуточна по направлениям меридианов. Все параллели (кроме экватора) искажены. Искажения в направлении параллелей увеличиваются при увеличении широты. На полюсе это искажение максимально, так как точки полюсов изображаются прямыми, длина которых равна длине экватора. Искажения углов и площадей также увеличиваются при увеличении широты. На полюсе искажение углов (2со) достигает 180°, а масштаб площади равен бесконечности.

Источник

В отпуск за границу

Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Учреждение расположено в северном регионе. Сотрудникам и членам их семей один раз в два года компенсируется стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно. Страховые взносы на эту компенсацию не начисляются. При проверке ФСС обнаружила следующее нарушение: неначисление страховых взносов на компенсацию проезда сотрудникам, которые проводили отпуск за границей. В материале ответим на вопрос, правомерны ли действия проверяющих, а также рассмотрим порядок обложения НДФЛ стоимости проезда.

Компенсация расходов

Положениями ст. 1 и 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для лиц, работающих по найму в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для членов их семей, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем, предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, которая устанавливается Трудовым кодексом.

Исходя из положений ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, а также стоимости проезда и провоза багажа членов их семей.

Для справки: перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12.

Таким образом, норма о том, что компенсация стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам-«северянам» выплачивается, только если проезд осуществлен в пределах территории Российской Федерации, установлена Трудовым кодексом.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды РФ, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику:

стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным;

стоимость провоза багажа весом до 30 кг;

стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Важно: работник должен представить работодателю документы, подтверждающие, что члены его семьи, в отношении которых была компенсирована стоимость их проезда к месту использования отпуска и обратно, в проверяемом периоде имели статус неработающих членов семьи.

В соответствии с п. 10 Порядка компенсации расходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, компенсируются расходы на проезд железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.

При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы РФ.

При следовании к месту проведения отпуска за пределы территории РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту работнику следует представить справку, выданную транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).

Указанная в справке стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве РФ (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Добавим, что гражданам, работающим в госучреждениях, выплачивается компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно к месту постоянного жительства в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов), но не выше стоимости проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса (п. 5 Порядка компенсации расходов).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в бюджетных организациях устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в коммерческих организациях – коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Конечно, работодатель вправе выплачивать работникам дополнительные компенсации, например, он может оплатить проезд, даже если работник проводит отпуск за рубежом. Но в бюджетных организациях такое возможно только за счет приносящей доход деятельности.

При этом существуют особенности в порядке обложения страховыми взносами и НДФЛ стоимости проезда в зависимости от используемого транспорта.

К сведению: работники, которые не воспользовались правом на бесплатный проезд к месту проведения отпуска в 2020 году из-за ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, могут реализовать его в 2021 году. Если период, за который предоставляется право, заканчивается в 2020 году, то за период 2021 – 2022 годы данное право реализуется в 2022 году (п. 2 Особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 887).

Страховые взносы

В отпуск за границу – на самолете

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 и п. 1 ст. 421 НК РФ объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

На основании п. 7 ст. 422 НК РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

При этом исходя из упомянутой нормы в случае использования отпуска за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе до международного аэропорта, в котором работник проходит пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.

Аналогичная норма содержится в п. 8 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе до международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.

Порядок обложения страховыми взносами компенсации авиаперелета работникам-«северянам» подробно раскрыт в Письме Минфина РФ от 15.04.2019 № 03-15-07/26942 (направлено для использования в работе в нижестоящие налоговые органы Письмом ФНС РФ от 23.04.2019 № БС-4-11/7798@). Рассмотрим формулировки документа.

Из положений ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск лиц через государственную границу.

Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории РФ лицом, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которое отправляется к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами только стоимость проезда (включая стоимость провоза багажа) такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль, и обратно.

Арбитры в данном вопросе солидарны с проверяющими. По мнению судей, стоимость перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения воздушным судном государственной границы РФ и обратно подлежит обложению страховыми взносами. В частности, такое мнение высказано:

в Постановлении АС ВСО от 05.03.2020 № Ф02-755/2020, Ф02-760/2020 по делу № А33-36808/2018 (Определением ВС РФ от 30.07.2020 № 302-ЭС20-9816 отказано в передаче данного дела для пересмотра);

в Постановлении АС ЗСО округа от 10.06.2019 № Ф04-1818/2019 по делу № А75-13663/2018 (Определением ВС РФ от 02.09.2019 № 304-ЭС19-13776 отказано в передаче данного дела для пересмотра);

в Постановлении АС ЗСО от 17.08.2018 № Ф04-3574/2018 по делу № А75-20605/2017 (Определением ВС РФ от 22.01.2019 № 304-КГ18-18795 отказано в передаче данного дела для пересмотра);

в Постановлении АС ВСО от 12.12.2018 № Ф02-5584/2018 по делу № А19-24623/2017;

в Постановлении АС ДВО от 27.12.2018 № Ф03-5357/2018 по делу № А37-579/2017;

в Постановлении АС СЗО от 31.05.2018 № Ф07-5183/2018 по делу № А05-12810/2017 (Определением ВС РФ от 24.09.2018 № 307-КГ18-14029 отказано в передаче данного дела для пересмотра);

в Постановлении АС ВВО от 14.04.2017 № Ф01-956/2017 по делу № А29-7147/2016 (Определением ВС РФ от 20.06.2017 № 301-КГ17-7173 отказано в передаче данного дела для пересмотра).

Мы полагаем, что в случае если ФСС обнаружил нарушение – учреждение не начисляло страховые взносы на компенсацию авиаперелета из международного терминала аэропорта, расположенного в РФ, до места проведения сотрудником отдыха за границей и обратно – оспорить это решение ФСС в суде вряд ли удастся.

Если, например, сотрудник совершил перелеты из места проживания до Москвы, а затем оттуда – за рубеж (и так же обратно), то не облагается страховыми взносами только стоимость авиаперелета от места проживания до Москвы и обратно. На компенсацию расходов на авиаперелет по международному рейсу должны быть начислены страховые взносы.

Что касается вопроса обложения страховыми взносами стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семьи работника, то этот вопрос неоднозначный. В Налоговом кодексе сказано, что освобождается от обложения страховыми взносами стоимость проезда (включая стоимость провоза багажа) как работника, так и членов его семьи от места жительства до международного аэропорта, в котором они проходят пограничный контроль, и обратно. Существует мнение, что поскольку члены семьи работника не состоят в трудовых отношениях с работодателем, соответственно, у последнего нет никаких оснований для начисления страховых взносов со стоимости их проездных билетов, в том числе если отпуск проводится за границей. Такой вывод, в частности, содержится в Решении ВС РФ от 14.06.2018 № АКПИ18-393, Письме Минтруда РФ от 25.11.2015 № 17-4/В-573.

Несмотря на это существует и другая позиция. По мнению некоторых арбитров, оплата проезда в отпуск и обратно супругам и несовершеннолетним детям работника является объектом обложения страховыми взносами в силу п. 1 ст. 420 НК РФ как выплата в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, поскольку производится работникам организации с целью компенсации им расходов на оплату проезда членов их семей. Иными словами, если работник с семьей отдыхает за пределами территории РФ, то взносами не облагается только часть расходов. Эта сумма рассчитывается так же, как для сотрудника (от места отправления в России до международного аэропорта), поскольку все выплаты в рамках оплаты проезда как самого работника, так и членов его семьи идентичны по своей природе (Постановление АС СЗО от 25.08.2020 № Ф07-9158/2020 по делу № А42-7184/2019, Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.11.2020 по делу № А42-7184/2019).

Ключевой вывод: размеры компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам и членам их семей, а также размер не облагаемой страховыми взносами части стоимости проезда определяются по-разному. В частности, если работник (и члены его семьи) проводит отпуск за пределами территории РФ и добирается туда воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту, то:

1) ему частично компенсируется стоимость проездных билетов (его и членов его семьи), которая определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве РФ, к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна (подтверждается справкой авиакомпании);

2) страховыми взносами не облагается только стоимость проезда (включая стоимость провоза багажа) работника и членов его семьи от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он (они) проходил (проходили) пограничный контроль, и обратно. Если в аэропорту работник прошел пограничный контроль, вся стоимость международного авиаперелета облагается страховыми взносами. То есть если сотрудник представил в бухгалтерию справку из авиакомпании о стоимости перелета над территорией РФ, она учитывается только при определении размера компенсации. Что касается страховых взносов, то стоимость авиаперелета, приходящаяся на территорию РФ, не влияет на порядок их исчисления.

Отметим также, что вопрос о том, облагается ли страховыми взносами стоимость международного перелета членов семьи работника, – спорный. Контролирующие органы, скорее всего, будут утверждать, что порядок обложения страховыми взносами не зависит от того, кому куплен билет (самому работнику или члену его семьи). Если учреждение примет решение не начислять страховые взносы, правду придется искать в суде. Среди судей нет единого мнения на этот счет.

В отпуск за границу – на поезде

В предыдущем разделе мы уже говорили, что не облагается страховыми взносами стоимость проезда работника-«северянина» к месту использования им отпуска и обратно, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи и стоимость провоза багажа, оплачиваемые работодателем (п. 7 ст. 422 НК РФ, п. 8 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). При этом в случае использования отпуска за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ.

Под пунктом пропуска через государственную границу при следовании железнодорожным транспортом понимается железнодорожная станция, находящаяся в непосредственной близости от государственной границы, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 9 Закона РФ № 4730-1).

Таким образом, при проведении отпуска работником организации, расположенной в районе Крайнего Севера, за пределами территории РФ не облагается страховыми взносами только стоимость его проезда к месту проведения отпуска и обратно – от места его жительства или работы до пункта пропуска через государственную границу РФ, в котором работник проходит паспортный контроль.

Так, например, при отправлении поезда из Санкт-Петербурга в южном направлении освобождается от обложения страховыми взносами компенсация, рассчитанная исходя из стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда от станции «Санкт-Петербург» до поселка Веселое (населенный пункт на границе РФ с Абхазией), но не более фактически произведенных работником расходов (Письмо Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-15-08/92607). Подтвердить эту стоимость нужно справкой, полученной в РЖД.

Аналогичным образом при отправления поезда из Санкт-Петербурга в западном направлении освобождается от обложения страховыми взносами компенсация, рассчитанная исходя из стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда от станции «Санкт-Петербург» до г. Невеля Псковской области (город на границе РФ с Белоруссией), но не более фактически произведенных работником расходов (Письмо Минфина РФ от 31.01.2020 № 03-15-06/6028).

В отношении граждан, работающих в госуучреждениях, компенсации подлежит оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно к месту постоянного жительства в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

Вопрос же о необходимости обложения страховыми взносами части стоимости проезда неработающих членов семьи работника (которая приходится на проезд железнодорожным транспортом по территории иностранного государства) является спорным и был рассмотрен выше.

Ключевой вывод: при проведении работником организации, расположенной в районе Крайнего Севера, отпуска за пределами территории РФ не облагается страховыми взносами только стоимость его проезда железнодорожным транспортом к месту проведения отпуска и обратно – от места его жительства или работы до пункта пропуска через государственную границу РФ, в котором работник проходит паспортный контроль.

При этом вопрос о необходимости обложения страховыми взносами части стоимости проезда неработающих членов семьи является спорным.

Налог на доходы физических лиц

Аналогичные содержащимся в ст. 422 НК РФ нормы появились в 2021 году и в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ государственные пособия, связанные с оплатой работодателем своим сотрудникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости их проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ. В случае использования отпуска за пределами территории РФ не подлежит налогообложению стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе до международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.

В отличие от порядка обложения страховыми взносами части стоимости проезда членов семьи работника, приходящейся на проезд по территории иностранного государства (напомним, что это спорный вопрос), в отношении НДФЛ неопределенности нет. Независимо от категории получателя компенсации (работник или члены его семьи) порядок обложения этой суммы НДФЛ одинаков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *