Что такое осанка 5 класс физкультура определение
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 5. Осанка как показатель физического развития человека
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Признаки правильной и неправильной осанки.
2. Причины нарушения осанки в школьном возрасте.
3. Упражнения при нарушении осанки по функциональной направленности.
4. Самостоятельный отбор упражнений для индивидуальных занятий с учётом показателей собственной осанки.
Осанка — свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению.
Правильной (нормальной) осанкой считается такое положение тела, когда голова, плечи и туловище удерживаются прямо и ровно.
Кифоз — искривление позвоночника у человека, обращенное выпуклостью назад.
Сколиоз — боковое искривление позвоночника человека.
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением продольного, реже поперечного свода в результате слабости связочно-мышечного аппарата.
Коррекция — комплекс мер, направленных на исправление осанки.
Физическое развитие — динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Динамические упражнения характеризуются попеременным напряжением и расслаблением мышц, сопровождаются движением в суставах.
Статические упражнения выполняются напряжением мышц без динамического воздействия с применением снарядов, оборудования, тренажеров.
Корригирующие упражнения предназначены для исправления осанки.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018. — С. 15-18.
1. Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьников / И. Д. Ловейко. — М.: Просвещение, 1970.
2. Физическая культура. 5 класс: учебник для обшеобразоват. организаций / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, Изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Официальный сайт http://doclvs.ru/medpop/osanka.php
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению. На формирование осанки оказывают влияние как эндогенные, так и экзогенные факторы, которые между собой взаимосвязаны. В различные периоды жизни детей под влиянием условий быта, учёбы осанка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, вследствие этого различные нарушения её могут быть скорректированы.
Активная двигательная деятельность является обязательным условием для нормального физического развития человека и формирования правильной осанки.
Физическое развитие и осанка детей могут быть улучшены лишь при использовании всех возможностей физической культуры.
Выберите тип интерактивного теста
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор.
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка.
3. Установление соответствий между элементами двух множеств.
4. Добавление подписей к изображениям.
5. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
8. Сортировка элементов по категориям.
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
11. Выделение цветом.
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
III группа – не менее 50% :
13. Автоматически заполняемый кроссворд.
14. Смежный граф (автоматически заполняемый).
16. Географические карты.
Информация о тестовом вопросе
Ответы для выбора даны в виде букв, среди которых есть правильный ответ. Выберите один правильный вариант.
Большую часть времени школьники проводят за партами, у компьютеров, у телевизоров. Это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие. Как называется эта нагрузка?
А) статическая; Б) динамическая; В) аэробная; Г) анаэробная.
Информация об ответах
А) статическая; Б) динамическая; В) аэробная; Г) анаэробная.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными.
Выберите тип интерактивного теста
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор.
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка.
3. Установление соответствий между элементами двух множеств.
4. Добавление подписей к изображениям.
5. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
8. Сортировка элементов по категориям.
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
10. Подчёркивание, зачёркивание элементов.
11. Выделение цветом.
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
III группа – не менее 50% :
13.Автоматически заполняемый кроссворд.
14. Смежный граф (автоматически заполняемый).
Информация о тестовом вопросе
Зачеркните лишнее слово в каждой строке.
Признаки правильной осанки: прямое расположение головы, симметричность плеч и лопаток, лопатки прижаты к спине, грудь впалая.
Признаки неправильной осанки: опущенная голова, асимметрия положения плечевого пояса, отклонение туловища вправо или влево, изменённая форма грудной клетки, подтянутый живот.
Признаки плоскостопия: утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах, головные боли, изменение формы стопы, слабые мышцы живота.
Информация об ответах
Признаки правильной осанки: прямое расположение головы, симметричность плеч и лопаток, лопатки прижаты к спине, грудь впалая.
Признаки неправильной осанки: опущенная голова, асимметрия положения плечевого пояса, отклонение туловища вправо или влево, изменённая форма грудной клетки, подтянутый живот.
Признаки плоскостопия: утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах, головные боли, изменение формы стопы, ослаблены мышцы живота.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными.
Физическая культура, 5 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Признаки правильной и неправильной осанки.
2. Причины нарушения осанки в школьном возрасте.
3. Упражнения при нарушении осанки по функциональной направленности.
4. Самостоятельный отбор упражнений для индивидуальных занятий с учётом показателей собственной осанки.
Осанка — свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению.
Правильной (нормальной) осанкой считается такое положение тела, когда голова, плечи и туловище удерживаются прямо и ровно.
Кифоз — искривление позвоночника у человека, обращенное выпуклостью назад.
Сколиоз — боковое искривление позвоночника человека.
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением продольного, реже поперечного свода в результате слабости связочно-мышечного аппарата.
Коррекция — комплекс мер, направленных на исправление осанки.
Физическое развитие — динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Динамические упражнения характеризуются попеременным напряжением и расслаблением мышц, сопровождаются движением в суставах.
Статические упражнения выполняются напряжением мышц без динамического воздействия с применением снарядов, оборудования, тренажеров.
Корригирующие упражнения предназначены для исправления осанки.
Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению. На формирование осанки оказывают влияние как эндогенные, так и экзогенные факторы, которые между собой взаимосвязаны. В различные периоды жизни детей под влиянием условий быта, учёбы осанка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, вследствие этого различные нарушения её могут быть скорректированы.
Активная двигательная деятельность является обязательным условием для нормального физического развития человека и формирования правильной осанки.
Физическое развитие и осанка детей могут быть улучшены лишь при использовании всех возможностей физической культуры.
Физическая культура. 5 класс
Факторы, влияющие на формирование правильной осанки у школьников
Необходимо запомнить
Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению. В различные периоды жизни детей под влиянием условий быта, учёбы осанка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, вследствие этого различные нарушения её могут быть скорректированы.
На формирование осанки оказывают влияние как эндогенные, так и экзогенные факторы, которые между собой взаимосвязаны.
Осанка и варианты её нарушений
Нажмите на изображение.
Плоскостопие и нарушение осанки
Плоскостопие – это деформация стопы, сопровождающаяся уплощением её сводов. Причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Различают пять видов плоскостопия. Статическое плоскостопие является наиболее распространённым.
Период 12-15 лет является предрасполагающим моментом для возникновения нарушений осанки.
Нарушение осанки – функциональная деформация позвоночника, поддающаяся волевой коррекции, исправимая в положении разгрузки. В этот период допустимы дозированные силовые упражнения, но упражнения на выносливость следует ограничить.
Для формирования правильной осанки следует гармонично развивать силу различных мышечных групп, формировать умения напрягать и расслаблять мышцы и обязательно использовать зрительный самоконтроль перед зеркалом. С помощью физических упражнений можно оказывать избирательное воздействие на отдельные группы мышц.
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 5. Осанка как показатель физического развития человека
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Признаки правильной и неправильной осанки.
2. Причины нарушения осанки в школьном возрасте.
3. Упражнения при нарушении осанки по функциональной направленности.
4. Самостоятельный отбор упражнений для индивидуальных занятий с учётом показателей собственной осанки.
Осанка — свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению.
Правильной (нормальной) осанкой считается такое положение тела, когда голова, плечи и туловище удерживаются прямо и ровно.
Кифоз — искривление позвоночника у человека, обращенное выпуклостью назад.
Сколиоз — боковое искривление позвоночника человека.
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением продольного, реже поперечного свода в результате слабости связочно-мышечного аппарата.
Коррекция — комплекс мер, направленных на исправление осанки.
Физическое развитие — динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Динамические упражнения характеризуются попеременным напряжением и расслаблением мышц, сопровождаются движением в суставах.
Статические упражнения выполняются напряжением мышц без динамического воздействия с применением снарядов, оборудования, тренажеров.
Корригирующие упражнения предназначены для исправления осанки.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018. — С. 15-18.
1. Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьников / И. Д. Ловейко. — М.: Просвещение, 1970.
2. Физическая культура. 5 класс: учебник для обшеобразоват. организаций / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, Изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Официальный сайт http://doclvs.ru/medpop/osanka.php
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению. На формирование осанки оказывают влияние как эндогенные, так и экзогенные факторы, которые между собой взаимосвязаны. В различные периоды жизни детей под влиянием условий быта, учёбы осанка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, вследствие этого различные нарушения её могут быть скорректированы.
Активная двигательная деятельность является обязательным условием для нормального физического развития человека и формирования правильной осанки.
Физическое развитие и осанка детей могут быть улучшены лишь при использовании всех возможностей физической культуры.
Выберите тип интерактивного теста
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор.
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка.
3. Установление соответствий между элементами двух множеств.
4. Добавление подписей к изображениям.
5. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
8. Сортировка элементов по категориям.
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
11. Выделение цветом.
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
III группа – не менее 50% :
13. Автоматически заполняемый кроссворд.
14. Смежный граф (автоматически заполняемый).
16. Географические карты.
Информация о тестовом вопросе
Ответы для выбора даны в виде букв, среди которых есть правильный ответ. Выберите один правильный вариант.
Большую часть времени школьники проводят за партами, у компьютеров, у телевизоров. Это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие. Как называется эта нагрузка?
А) статическая; Б) динамическая; В) аэробная; Г) анаэробная.
Информация об ответах
А) статическая; Б) динамическая; В) аэробная; Г) анаэробная.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными.
Выберите тип интерактивного теста
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор.
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка.
3. Установление соответствий между элементами двух множеств.
4. Добавление подписей к изображениям.
5. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.
8. Сортировка элементов по категориям.
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
10. Подчёркивание, зачёркивание элементов.
11. Выделение цветом.
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
III группа – не менее 50% :
13.Автоматически заполняемый кроссворд.
14. Смежный граф (автоматически заполняемый).
Информация о тестовом вопросе
Зачеркните лишнее слово в каждой строке.
Признаки правильной осанки: прямое расположение головы, симметричность плеч и лопаток, лопатки прижаты к спине, грудь впалая.
Признаки неправильной осанки: опущенная голова, асимметрия положения плечевого пояса, отклонение туловища вправо или влево, изменённая форма грудной клетки, подтянутый живот.
Признаки плоскостопия: утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах, головные боли, изменение формы стопы, слабые мышцы живота.
Информация об ответах
Признаки правильной осанки: прямое расположение головы, симметричность плеч и лопаток, лопатки прижаты к спине, грудь впалая.
Признаки неправильной осанки: опущенная голова, асимметрия положения плечевого пояса, отклонение туловища вправо или влево, изменённая форма грудной клетки, подтянутый живот.
Признаки плоскостопия: утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах, головные боли, изменение формы стопы, ослаблены мышцы живота.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными.
Доклад на тему: «Правильная осанка» — признаки, виды и значение для здоровья
Осанка — это положение туловища, которое человек принимает при ходьбе, сидя и стоя. Если неправильно держать корпус, могут развиться патологии позвоночника. При шейном и поясничном лордозе он прогибается вперед, при крестцовом кифозе — назад. Доклад на тему «Правильная осанка» предоставит информацию о профилактике заболеваний позвоночника.
Почему важно держать осанку
В учебнике по биологии указано, что естественные изгибы позвоночника имеют рессорную функцию, которая предотвращает резкое колебание туловища при ходьбе. А правильная осанка — залог здоровья. Если человек научился держать ее, органы и системы будут функционировать хорошо. У него не возникнет нарушений со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, внутренние органы будут получать достаточное количество кислорода.
Осанка важна для жизнедеятельности всего организма. Она придает человеку уверенности в себе, делает походку легкой. Осанка является не врожденным, а приобретенным двигательным навыком. В его основе — совокупность условно-рефлекторных связей. В сообщении про осанку указывается, что положение тела надо формировать с раннего детства.
Если осанка хорошая, правая и левая часть туловища симметрично развиты, поясничный отдел позвоночника слегка выдвинут вперед, а грудной — назад. Другие особенности:
У человека с правильной осанкой рельефная мускулатура, суставы подвижные. Он легко сгибает и разгибает колени, при этом не сильно напрягает мышцы.
Осанка формируется с рождения. В этом играют роль несколько факторов. Правильное положение туловища зависит от того, под каким углом наклонен таз, насколько сильны мышцы конкретного человека. Формирование осанки также зависит от особенностей позвоночного столба, в норме он имеет 3 выраженных изгиба.
По мере развития позвоночника и мышц формируется положение плеч, головы. У ребенка в возрасте 6−7 лет хорошо видна осанка, но в 18 лет она сформирована окончательно.
Родителям нужно обращать внимание, как дети держат туловище. Мышечно-связочный аппарат ребенка не является совершенным, как скелет. Неправильное положение тела в юном возрасте может повлечь за собой сколиоз. Заболеванию подвержены учащиеся младших классов, оно проявляется асимметричным положением позвоночника и корпуса.
Возможные нарушения в организме
В докладе на тему «Осанка» следует указать, что здоровая спина гибкая, устойчивая к механическим нагрузкам. Человек с неправильным положением туловища предрасположен к патологиям позвоночника, спинного мозга. Последний подает сигнал органам от головного.
Если нарушается положение одного позвонка, происходит сдавливание межпозвоночного диска. В тяжелых случаях страдают кровеносные сосуды, нагрузка идет на нервные окончания. Прерывание связи между спинным и головным мозгом влечет за собой необратимые патологические процессы.
Плохая осанка ведет к нарушению функций костного мозга. Поражается костный скелет, страдает нервная система и двигательный аппарат. В этом случае у человека наблюдается повышенная утомляемость, периодически возникает головная боль, нарушается работа внутренних органов. Неправильная осанка ведет к деформации скелета, суставов и мышц. Связки испытывают колоссальную нагрузку, причем она распределяется неравномерно.
По этим причинам у человека развиваются патологии опорно-двигательного аппарата, рессорная функция позвоночника нарушается. Появляются микроскопические травмы головного и спинного мозга, возникают другие нарушения:
Дефекты осанки приводят к тому, что внутренние органы меняют свое положение, они зажимаются друг другом или тканями, которые расположены рядом.
Позвоночный столб не может противостоять деформирующим процессам. Это способствует его искривлению. Когда дефекты осанки становятся ярко выраженными, происходят изменения:
Врожденное нарушение осанки встречается редко, чаще оно приобретенное. Причина — неправильное положение туловища, слаборазвитые спинные мышцы. Заболеваниям позвоночника способствует сидячая работа, или та, что требует постоянного наклона.
Патологии позвоночного столба развиваются у тех, кто горбится, сутулится, неправильно ходит, держа одну руку в кармане. В этом случае перекашивается плечевой пояс. Современный ритм жизни, сидячая работа и невнимательность к собственному здоровью предрасполагают к заболеваниям позвоночника.
Упражнения, организация рабочего места
При незначительных нарушениях осанки полезно упражнение. Принять положение сидя, согнуть руки, отвести их за спину. Почувствуется хруст в спине. Не стоит бояться, это нормально. Детям и взрослым с проблемами осанки рекомендуется проделывать такое упражнение 8 раз в день в течение 2-х недель с перерывом в 20 дней.
Во избежание патологий позвоночника следует правильно организовать рабочее место. Стол должен быть на уровне локтей, руки свободно опущены. Когда они располагаются на столе, мышцы шеи и плеч расслаблены.
Лучше сделать так, чтобы монитор находился на одном уровне с лицом. Тогда, глядя на экран, не придется сгибать шею. Рекомендуется разместить клавиатуру на уровне кистей рук. При работе за компьютером не нужно задирать голову, опускать подбородок, в противном случае увеличится нагрузка на позвоночник.
Кресло должно быть комфортным, с наклоном спинки на 15 градусов. Хорошо, если в нем будет выпуклость для поясницы. Следует опираться на средний грудной отдел позвоночника, каждые 45 минут вставать и выполнять легкие физические упражнения. Рабочая поза сильно влияет на формирование осанки, поэтому она должны быть максимально комфортной.
Что еще следует помнить
Профилактика заболеваний позвоночника — это и правильная организация спального места. Рекомендуется выбирать не слишком толстую подушку для сна (оптимальная толщина — 13−16 см). Когда человек укладывается набок, между плечом и головой должен быть прямой угол. В положении лежа позвоночник образует прямую линию. Запрещается спать на жесткой поверхности.
Некоторые юноши 11−17 лет увлекаются тяжелыми видами спорта, а именно в этом возрасте окончательно формируется позвоночник. Тяжелые физические нагрузки в положении стоя противопоказаны, но полезны упражнения, выполняемые горизонтально. В любом случае нагрузка должна быть дозированной.
Полезные процедуры
При нарушениях позвоночника лечение направлено на улучшение физического развития. Целью терапии является организация статической нагрузки на позвоночник, выполнение упражнений, способных удерживать его в вертикальном положении.
В реферате на тему «Осанка» следует указать, что закаливание полезно при нарушениях позвоночника. Оно укрепляет иммунитет, повышает жизненный тонус и способствует формированию правильного положения тела. Если наблюдается сутулость, рекомендуется заняться плаванием. В развитии осанки большую роль играет полноценный отдых. Он восстанавливает центральную нервную систему, улучшает функции мышц, уменьшает физическую нагрузку на позвоночник и укрепляет суставы.
Укрепление мышц спины
Чтобы обеспечить профилактику патологий позвоночника, надо принимать меры, способствующие укреплению мышечно-связочного аппарата. Рекомендованы умеренные физические упражнения на укрепление спинных мышц. В процессе их выполнения нагрузка идет на межпозвоночные диски.
При радикулите и остеохондрозе полезна растяжка. Когда позвоночник растягивается, межпозвонковые промежутки становятся больше, в результате задняя продольная связка испытывает меньшую нагрузку, не происходит сдавливания нервных окончаний. Также улучшается циркуляция крови и лимфы в области пораженных позвонков, исчезают рефлекторные боли.
Есть множество упражнений, способных вылечить заболевания позвоночника в легкой форме. Одно из них — лежать на спине в течение 15 минут (но не после еды). Лежать лучше на твердой поверхности, так удастся «разгрузить» позвоночник.
Полезно висеть на турнике, не нужно подтягиваться или качаться. После упражнения не прыгать, а плавно спускаться, в противном случае эффект не будет достигнут. Лечение осанки проводят, чтобы улучшить физическое развитие ребенка или взрослого. Важно организовать правильные статические нагрузки на позвоночник. Цель упражнений — укрепить мышцы, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении.
В основе терапии лежит разработка мышечного корсета. Задача лечебной гимнастики — развить физическое здоровье, улучшить координацию. Если у ребенка плохая осанка, врачи рекомендуют ему больше двигаться, принимать участие в играх. Это поможет укрепить скелет и связочно-мышечный аппарат. Позвоночник лечат водными процедурами, они положительно воздействуют на разные группы мышц и помогают развить равновесие.
От правильного положения корпуса зависит работа внутренних органов. Для всего организма важное значение имеет осанка, реферат по физкультуре предоставит подробную информацию о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний позвоночника.