Что такое ощущение восприятие
Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?
Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.
Что такое ощущение и восприятие?
Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.
Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.
Психология явлений
Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.
Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.
Физиологическая составляющая
Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:
Разница ощущения и восприятия
Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.
Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.
В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.
Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.
Ощущение и восприятие
Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.
Что такое ощущение
Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.
Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:
Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.
Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.
Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:
Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.
Теория обнаружения сигналов
Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.
Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.
Сенсорная адаптация
Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?
Зачем и как тренировать ощущения?
Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.
Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:
Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».
Что такое восприятие
Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.
Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.
Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.
Принцип гештальта
Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.
Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.
Сохранение постоянства восприятия
Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.
К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.
Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.
Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.
Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.
Тренировка восприятия
Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:
Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.
Разница между ощущением и восприятием
Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.
У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.
Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.
У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.
В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.
Что такое ощущение восприятие
I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:
II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).
Выделяют следующие виды расстройств ощущений:
Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи такие как, например, Леонид Абрамович Венгер, Рагнар Артур Гранит, Александр Владимирович Запорожец, Владимир Петрович Зинченко, Тамара Семеновна Комарова, Елена Евгеньевна Кравцова, Татьяна Владимировна Лавреньтьева, Евгений Николаевич Соколов, Кира Владимировна Тарасова, Виктор Васильевич Юртайкин и другие. Было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в мире.
Сергей Леонидович Рубинштейн, указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.
Выделяют основные свойства восприятия :
Диагностику уровня развития восприятия у детей можно проводить с помощью следующих методик: доски Сегена, кубики Кооса, «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковской, методика «Эталоны», методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна», тест «Коробочка форм» Т.Д. Марцинковской, тест «Эталоны» Л.А. Венгера, методика «Чего не хватает?» В.Р. Немова.
1. Зрительная агнозия характеризуется неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Бывает нескольких видов:
а) Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Особенности проявления: фрагментарность восприятия образа, тенденция к дополнению образа до целого по догадке, неспособность выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.
2. Тактильная агнозия.
б) Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем.
3. Оптико-пространственная агнозия. Отмечаются нарушения схемы тела, называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, идентификация и называние пальцев рук, письма и чтения.
4. Слуховая агнозия проявляется в трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов. Например, дети не различают такие звуки, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, шум ветра и дождя, взрослые не способны запоминать или узнавать мелодию (амузия).
III. Ошибки восприятия.
Осязательная, проприоцептивная и вкусовая чувствительность развиты к моменту рождения.
В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух.
К 1 месяцу жизни ребенок способен двигать глазами по горизонтали и вертикали.
Ко 2 месяцу жизни ребенок сосредоточивает взгляд на лице взрослого или игрушке, следит за их движением, в том числе по кругу, прислушивается к голосу или звучащему предмету.
Между вторым и третьим месяцем появляется комплекс оживления. Ребенок выделяет и отличает людей от окружающих предметов. На улыбку матери реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Определяет направление звука.
В 1 год у ребенка появляется такое свойство восприятия как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком. Например, малыш в 1,5 года легко узнает вазу с цветами на столе, на котором он только что играл с мамой. Ваза, перенесенная в другое место, им может быть не узнана, и он не знает, зачем нужен этот предмет. Эта же ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как новый предмет, с которым ребенок начинает знакомиться заново.
В 2 года ребенок способен к предвидению динамических взаимоотношений между предметами, телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами.
С конца 2 года ребенок называет воспринимаемый знакомый предмет.
К 3 годам ребенок различает геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), а также основные и дополнительные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Ребенок способен вычленять в каждом конкретном предмете ведущие и инвариантные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой он находится. Формируется такое качество зрительной перцепции как выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и переменные (случайные) признаки.
От 3 до 7 лет формируются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Например, способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое; выделяются контур и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
Слух дошкольника становится речевым, настроенным на восприятие и анализ фонемных, слоговых и лексемных единиц одного конкретного языка.
Для детей с речевыми нарушениями характерно искажение фонематического восприятия. Согласно исследованиям Г.Ф. Сергеевой (1973), нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии влияет на слуховое восприятие фонем. Однако не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, например, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.
Зрительное восприятие у дошкольников, имеющих нарушения речи, отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений развито в пределах возрастной нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий. Например, в процессе узнавания зашумленных предметов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Важно отметить, что число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
В заданиях, направленных на осуществление перцептивного действия (приравнивание к эталону) дети с речевыми нарушениями чаще пользуются элементарными формами ориентировки, то есть примериванием к эталону, причем нередко они ориентировались не на форму фигуры, а на ее цвет (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, 1991).
А.П.Воронова (1993) при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993).
По данным Е. М. Мастюковой, наиболее отчетливые пространственные нарушения отмечаются у учащихся подготовительных и первых классов речевых школ.
Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека у детей с алалией: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений. Однако пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушениях счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах.
Исследования способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и понимать их в импрессивной речи говорят о сохранности данных способностей, но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения этих отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.
Исследования лицевого гнозиса показывают зависимость между выраженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Так, наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи. Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечаются нарушения лицевого гнозиса. Нарушений же пальцевого стереогноза у детей с речевыми нарушениями по данным Е.М. Мастюковой (1991) не отмечается.
Т.М. Пирцхалайшвили и Л.С. Цветкова (1975) указывают на то, что у детей с различными формами дизартрий, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений наблюдается отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов.
В целом, нарушения зрительной сферы у детей с речевыми нарушениями проявляются в бедности и недифференцированности зрительных образов; инертности и непрочности зрительных следов; отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
Ощущение и восприятие
Ежедневно человеческий организм взаимодействует с окружающей средой, через систему своих ощущений. Судя относится восприятие запахов, ощущение вкусов, а также способность различать цвета, температуру и яркость освещения. На чем строятся такие способности человеческого организма, а также, как при этом работает наш мозг? В чем различия между восприятиями и ощущениями? Для чего необходимо понимать, как это все функционирует? Расскажем обо всем этом в нашем материале.
Что такое ощущение
Ощущениями (или по-другому чувственным опытом) называется такой психический процесс, который связывает изменение свойств и состояний в окружающей среды с сигналами, возникающими в отдельных органах чувств.
Если сказать проще, то это своеобразная сенсорная система, которая позволяет организму воспринимать внутреннюю и внешнюю стимуляцию. Примерами могут стать глаза, которые улавливают свет, или уши, которые позволяют определить колебания звуковых волн.
Все те, кто начинает обучение психологии и саморазвитию, должны понимать глубинные составляющие этого процесса. Само по себе ощущение, как процесс, строится на нескольких последовательных этапах:
Если произошло прикосновение к коже, задействуются механорецепторы, которые генерируют импульсы в мозг о факте и месте прикосновения. Для передачи этого блока данных, сенсорная информация превращается в нейронную, под влиянием процесса, получившего название «трансдукция». Через цепочки нейронных связей, импульс транслируется в необходимый сектор головного мозга, который трансформирует импульс в восприятие прикосновения.
В данном случае есть два важных момента. Организм подвергается воздействию ощущений круглосуточно, но в конкретный момент времени можно испытать только одно ощущение (специфическая функция внимания). При этом спустя некоторое время, можно вспомнить и о других ощущениях, если попытаться вспомнить о них.
Некоторые внешние раздражители не способны улавливаться органами чувств человека, поэтому информация о присутствии радиоволн, рентгеновского излучения и микроскопических прикосновениях к коже нам не доступна. Кроме этого, нам не доступен весь спектр запахов и вкусов. Если сравнить человеческий аппарат ощущений, то становится ясно, что у многих животных он более совершенный.
Большое количество известных психологов работало над проблемой измерения интенсивности ощущений. Точка в этих исследованиях до сих пор еще не поставлена, но есть некоторые моменты, на которых хотелось бы заострить внимание:
Для научного обоснования понятия ощущений представлено несколько теорий, позволяющих глубже вникнуть в суть происходящего.
Теория обнаружения сигналов
Наверняка в вашей жизни случалась ситуация, когда вы находились в помещении с большим скоплением людей. В такие моменты концентрация внимания была максимально затруднена, поскольку на организм воздействует большое количество стимулов. В таких обстоятельствах, к примеру, сложно разговаривать с кем-то.
В повседневной жизни нас часто ждет такая сложная задача – сконцентрировать все внимание на отдельном процессе, при этом максимально игнорируя потоки информации, регистрируемые органами чувств. В данном случае, человек самостоятельно расставляет приоритеты, выделяя для себя то, что действительно важно, а также то, что будет игнорироваться. Данный процесс получил название «теория обнаружения сигналов», поскольку в нем заложен сознательный фокус на чем-то одном, вместе с полным игнорированием всего остального.
Сенсорная адаптация
Знакома ли вам ситуация, когда сначала (в момент появления) запахи и звуки представляются яркими и четкими, а затем они уходят на задний план, а ощущения как бы притупляются? Как только организм приспособился к монотонному воздействию, то это отключает его восприятие – как пример можно привести фоновое тиканье часов или запах собственных духов. Процесс получил название сенсорной адаптации и был сформирован в результате эволюции. Логика достаточно простая – если стимул неизменен на протяжении длительного времени, то нет необходимости в его постоянном ощущении.
Свойства ощущений
Модальность (разновидность) – это качественная характеристика любого возникающего ощущения. Иными словами – это основное направление соответствующего ощущения (осязание, зрение, вкус, слух, обоняние). В пределах каждой группы могут выделять субмодальности. Пример для вкусовой модальности – четыре субмодальности, среди которых ощущения соленой, кислой, сладкой и горькой пищи.
Инерционность – само по себе ощущение не возникает в организме синхронно с воздействием раздражителя, а наблюдается задержка в сотые доли секунды. При исчезновении раздражителя, ощущение также будет исчезать с некоторой задержкой. В данной категории следует выделить такое понятие, как длительность ощущения, которая характеризует временной критерий ощущения, как такового.
Интенсивность – количественная характеристика ощущения, которая будет изменяться в зависимости от отдельных качеств раздражителя и уровня чувствительности рецептора. Простой пример – когда заложен нос при простуде, часть запахов пропадает или искажает из-за снижения чувствительности сенсорной системы.
Пространственное расположение раздражителя – это способность рецепторной системы улавливать информацию о локализации источника раздражения (к примеру, мы ощущаем направление падения солнечных лучей).
Степень чувствительности – это характеристики ощущений, которые могут быть измерены количественно. Если говорить о нижней границе, определяющей возможность воздействия раздражителя, то это нижний абсолютный порог чувствительности. Если говорить о предельной силе раздражителя, свыше которой ощущение пропадает, то это – верхний абсолютный порог чувствительности.
Адаптация – это процесс своеобразной трансформации, которая включает в себя изменяющуюся чувствительность в органе чувств, что происходит вследствие воздействия раздражителя. Тут выделяют негативную и позитивную адаптацию. Негативная – сильный раздражитель притупляет ощущения, позитивная – слабый раздражитель повышает чувствительность.
Взаимодействие между ощущениями – это взаимосвязанный процесс, который увеличивает или уменьшает чувствительность одного из органов чувств, под воздействием другого. В данной категории выделяются отдельные формы:
Сенсибилизация – это процесс изменения уровня чувствительности, который происходит под воздействием внутренних факторов. Примером данного процесса может стать известный факт – при произношении слов «кислый, лимон» сразу же возрастает чувствительность глаз и языка.
Синестезия – стимуляция происходит одного анализатора ощущения, а вместе с этим раздражение наблюдается и в другом анализаторе, ассоциированном с первоначальным (пример про лимон, описанный в пункте выше вызывает зрительновкусовую синестезию). Исследованиями в данной области занимались такие известные ученые, как Лурия А.Р., Павлов И.П. и Бершетейн Н.А.
свойства и классификация ощущений
Классификация ощущений
Источником любого ощущения выступает раздражитель с определенной физической характеристикой. Исходя из этого, ощущения можно классифицировать в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на определенные сенсорные системы:
Зачем и как тренировать ощущения?
При регулярной тренировке ощущений наблюдается значительное улучшение памяти. Известный факт, что информация будет запоминаться намного лучше, если она ассоциирована с каким-либо ощущением с органа чувств. К примеру, для улучшения прогресса в английском слова можно писать, делать более яркими или даже формировать связь с каким-то запахом. При этом процессы, протекающие в памяти, помогают хорошо развивать творческое мышление. Другими словами, можно говорить о том, чем больше ощущений испытывает человек, тем лучше у него когнитивные способности.
Расскажем об одном достаточно простом упражнении, которое отличается своей эффективностью. Его принцип состоит в том, что необходимо уделять 5-10 минут в день для тренировки одного своего чувства:
Некоторые могут усомниться в эффективности такой тренировки, утверждая, что все эти процессы происходят ежедневно. Важный момент в том, что ежедневное проявление ощущение – бессознательный процесс, а тренировка только тогда будет эффективной, когда является осознанной. Любые другие проявления ощущений воспринимаются мозгом, как фон.
Что такое восприятие
Поговорим теперь о таком процессе, как восприятие и о его принципиальных отличиях от ощущений.
Термином «восприятие» (реже – перцепция) будет называться механизм познавательной деятельности в отношении окружающего мира при помощи чувств, где имеет место быть прямое взаимодействие.
Ощущением будет называться сама способность услышать звуковые волны, в то время, как восприятие будет превращать их в прекрасную мелодию скрипки. Именно восприятие массива ощущений является важнейшим отличием от животных, а также вносит индивидуальные различия между людьми.
Само по себе восприятие действительно стало феноменальным явлением, поэтому многие ученые предпринимали неоднократные попытки сформировать теоретические основы данного процесса.
Принцип гештальта
С немецкого, значение термина «гештальт» можно перевести, как «форма» или «целое». Принципиальная позиция гештальт-психологов в том, что целое всегда крупнее, чем все его составляющие части. В данном аспекте для полноценного восприятия при помощи чувств, человек старается распределить эту информацию по группам. Это помогает оптимизировать восприятие информации в будущем, помогая избавиться от повторений.
К примеру, вы видите на бумаге знак «-» и воспринимаете его, как короткое тире. Если представить после этого шесть таких знаков, размещенных последовательно, то вы уже не будете воспринимать их, как одиночные тире, а назовете пунктирной линией. Если бы мы по-прежнему оценивали каждый элемент в группе, то это неоправданно бы увеличило время, которое затрачивалось на восприятие.