Что такое осэ 4 класс
Основы светской этики, 4 класс. Основы религиозных культур и светской этики
Основы светской этики, 4 класс. Проект текстового оригинала учебного пособия для учащихся
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Проект текстового оригинала учебного пособия для учащихся Москва 2009
Урок 1
Россия – наша Родина
Вы узнаете:
Основные понятия
Россия. Отечество. Родина. Духовные традиции.
Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость… История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
Ты и твои сверстники – младшее поколение.
Твои родители – старшее поколение.
Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства.
Так исторически развивалась наша страна.
Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.
Мы любовно называем нашу страну родиной, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России. Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.
Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира.
Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.
Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов.
Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.
Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений. Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.
Вопросы и задания
Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых вашей семье.
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
Важные понятия
Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.
Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
Урок 2
Что такое светская этика
Вы узнаете
Основные понятия
Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Добро. Зло.
Слово этика придумал около 2500 лет назад Аристотель. Он жил в Древней Греции и был философом.
Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости.
В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что этика есть часть философии и учит тому, как правильно себя вести и сделать счастливым себя и других людей. С тех пор этика есть часть философии.
Этика изучает
Этика изучает мораль и нравственность.
Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово нравственность.
Поэтому часто слова мораль и нравственность можно использовать одинаково.
Этика не просто изучает, как люди себя ведут и почему они так поступают. Ведь люди могут поступать не только хорошо, но и плохо. Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми.
Но есть много хороших людей. Они дружат, любят других, помогают и заботятся о них.
Этика старается понять, почему одни люди совершают хорошие и добрые поступки, а другие делают плохо другим или себе? Этика учит Этика учит тому, что нужно делать, чтобы хороших людей было больше. И как их заслуженно вознаградить. Но мало самому быть добрым. Надо еще и бороться со злом.
Трудно дружить с плохим человеком. Тот, кто совершил плохой поступок, должен быть наказан. Поэтому этика изучает, как это сделать правильно, чтобы наказание было заслуженным.
Можно сказать, что главная задача этики, это ответить на вопросы, как сделать жизнь людей лучше?
Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика.
Светская этика возникла раньше многих современных религий Светская этика возникла раньше многих современных религий, которые включили в себя некоторые идеи светской этики. Но и светская этика использует отдельные этические мысли, существующие в религиях. Слово «светское» означает нерелигиозное.
Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих.
Можно сказать, что светская этика изучает вопросы о том, как самостоятельно совершать поступки и строить отношения с другими людьми с точки зрения человеческих представлений о добре и зле.
Это нелегко, и люди иногда ошибаются в своих поступках и оценках, но постепенно, помогая друг другу, люди учатся быть лучше. И хорошая жизнь людей зависит от них самих.
Вопросы и задания
Основные понятия
Мораль – привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», отсюда произошло слово нравственность.
Урок 3
Культура и мораль
Вы узнаете
Основные понятия
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Планирование ОРКСЭ ОСЭ на год 4 класс
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», 4 КЛАСС.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Учащимися 4 класса «А» и их родителями выбран модуль «Основы светской этики.»
Основные задачи модуля:
• знакомство обучающихся с основами светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
учебного модуля «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Нормы морали. Этикет.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Бондаренко Л.И., Перов В.Ю., А.Я. Данилюк
ОРКиСЭ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
4 класс
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Тема урока, страницы учебника
Решаемые проблемы (цели)
Россия — наша Родина.
Знакомство с духовным миром человека.
Осознание, что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений
Формирование первоначальных представлений о светской
этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину.
Что такое светская этика.
Знакомство с понятиями «этика»,
«светская этика». Формирование понимания, что предполагает светская этика.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Знакомство со значениями слова «культура». Понимание того, что культура — вторая природа. Знакомство с происхождением морали.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Осознание особенностей морали. Знакомство с нормами морали, принятыми в обществе.
Культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Формирование понимания, что есть добро и зло, их проявления. Знакомство с изменением представлений о добре и зле в ходе истории.
Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Добродетель и порок.
Знакомство с понятиями «добродетель», «порок».
Осознание важности добродетели в жизни человека.
Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Свобода моральный выбор человека.
Знакомство с понятием «свобода», понимание взаимосвязи свободы и морального выбора человека.
Свобода, моральный выбор, моральный конфликт.
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений
Формирование первоначальных представлений о светской
этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Свобода и ответственность.
Осознание понятия «ответственность», при каких условиях возможно ответственное поведение.
Ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
Понимание, что такое моральный долг, в чем особенности его проявления. Знакомство с моральными обязанностями человека.
Моральный долг, моральная обязанность.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Осознание понятия «справедливость», выяснение моральных правил справедливого человека.
Справедливость, моральные правила.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Альтруизм и эгоизм.
Знакомство с понятиями «альтруизм» и «эгоизм». Формирование здорового эгоизма.
Эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм.
Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Формирование понимания сути добродетельных, дружеских отношений. Раскрытие понятия «дружба».
Добродетельные отношения, дружба.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов.
Что значит быть моральным.
Закрепление знаний о добре и зле, добродетели, уяснение взаимозависимости свободы и морального выбора.
Добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Презентация творческих работ по изученным темам.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Род и семья — исток нравственных отношений.
Продолжение формирования понимания ценности родовых, семейных отношений, необходимости знания своей родословной, уважительного отношения к фамилии.
Род, семья, фамилия, родословная.
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений
Формирование первоначальных представлений о светской
этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Знакомство с тем, что входит в понятия «поступок» и «нравственный поступок». Осознание мотивов поступков и их целей, выбор средств достижения целей.
Поступок: мотив, цель, средства, действие, результат.
Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Золотое правило нравственности.
Понимание и принятие афоризма «Поступай с другим так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой».
Золотое правило нравственности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Стыд, вина, извинение.
Раскрытие понятий «стыд», «вина». Осознание отличия ложного стыда от стыда и чувства вины. Понимание необходимости раскаяния и извинения.
Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние, извинение.
Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоций.
Честь и достоинство.
Осознание, что входит в понятия «честь» и «достоинство». Раскрытие составляющих кодекса чести.
Честь, достоинство, кодекс чести.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Формирование представлений о совести, ее связи с понятием «стыд».
Совесть, стыд, размышления, чувства, воля.
Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Знакомство с понятиями «идеал», нравственный идеал», наполнения их жизненными примерами.
Богатырь, рыцарь, правила честного поединка.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Продолжение формирования представлений о нравственности и культуре. Развитие патриотизма, чувства гордости за героев страны. Воспитание чувства коллективизма.
Нравственность, культура, патриот, защитник Отечества, коллективист.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Осознание понятий «образец», «этикет», роли этикета в жизни человека. Знакомство с основными правилами этикета.
Этикет, образец, правила этикета.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие чувства семейственности, укрепление семейных отношений. Знакомство с праздничными ритуалами, правилами дарения и принятия подарков.
Праздник, подарок, праздничный ритуал.
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений
Формирование первоначальных представлений о светской
этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Жизнь человека — высшая нравственная ценность.
Формирование понимания уникальности и неповторимости человеческой жизни, воспитание толерантности.
Ценности, жизнь человека, уникальность, неповторимость жизни.
Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Любовь и уважение к Отечеству.
Развитие чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Родине. Знакомство с понятием «мораль гражданина».
Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ .
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Работа над творческими работами по изученным темам, оформление проектов.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Презентация творческих работ.
Защита проектов, презентация творческих работ