Что такое осмысленность в психологии
осмысленность
Смотреть что такое «осмысленность» в других словарях:
осмысленность — рациональность, осознанность, сознательность, разумность Словарь русских синонимов. осмысленность см. разумность 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ОСМЫСЛЕННОСТЬ — ОСМЫСЛЕННОСТЬ, осмысленности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к осмысленный во 2 знач. Осмысленность поступков. Осмысленность взгляда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
осмысленность — ОСМЫСЛЕННОСТЬ, осознанность СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, осмысленный, осознанный ОСМЫСЛИВАТЬ/ОСМЫСЛЯТЬ, осознавать/осознать СОЗНАТЕЛЬНО, осмысленно, осознанно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
осмысленность — ОСМШЫСЛЕННЫЙ, ая, ое; лен, ленна. Разумный, сознательный. О. ответ. Ребёнок уже смотрит осмысленно (нареч.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
осмысленность — наличие смысла, в противоположность бессмысленности отсутствию смысла. Традиционно важной всегда считалась дихотомия истина ложь и основной проблемой проблема отличения истинных предложений от ложных. Однако в начале XX в. на первый план… … Словарь терминов логики
Осмысленность — ж. отвлеч. сущ. по прил. осмысленный 3., 4. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
осмысленность — осмысленность, осмысленности, осмысленности, осмысленностей, осмысленности, осмысленностям, осмысленность, осмысленности, осмысленностью, осмысленностями, осмысленности, осмысленностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
осмысленность — осм ысленность, и … Русский орфографический словарь
осмысленность — см. осмысленный; и; ж. Осмы/сленность взгляда … Словарь многих выражений
Осмысленность восприятия — Осмысленность восприятия: свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком и относить к определенной языковой категории. Источник: ГОСТ Р 43.0.5 2009. Национальный… … Официальная терминология
Осмысленность
Осмысленность – смысловая наполненность по отношению к явлениям и объектам окружающей действительности. В психологии, как правило, говорят о категории «осмысленность восприятия».
Восприятие человека базируется не только на чувственной природе, важную роль играет этап осмысления. Человеку (при условии, что у него нет психических отклонений) не составляет труда сказать сразу, какой предмет он увидел (воспринял). Эта возможность появляется у него благодаря осмысленности восприятия, которая в данном случае означает вовлеченность мышления и процесса осознания значения.
Показательный пример приводят А. Гельб и К. Гольдштейн при описании в клинических наблюдениях течения болезни одного из своих подопечных. Больной не мог целостно воспринимать объекты, однако видел их своеобразные замены. Так, например, вместо дворника на улице он видел длинную черту и хаотичные точки то в одном месте, то в другом. Несмотря на то, что у него не было четкой картины перед глазами, он все равно знал, что это дворник, поскольку видел эту «замену» в своем сознании ежедневно.
У больного сенсорные процессы протекали отдельно от мыслительных актов, что является причиной подобного искажения восприятия. Здоровые люди обладают способностью воспринимать объекты и явления осмысленно – за счет единства чувственного и логического. Еще один пример, который иллюстрирует этот процесс: человек может легко повторить за говорящим слова знакомой ему речи и значительно искажает слова, произнесенные на чужом для него языке.
Осмысление (Осмысленность)
Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»
Разум, если даже его притесняют и пренебрегают им, в конечном счете,
всегда одерживает верх, ибо жить без него невозможно.
Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый.
Осмысление (Осмысленность) как качество личности – способность постигать смысл, значение чего-либо, осознавать что-либо, добиваться полного понимания и ясности чего-либо; наполнять смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее.
Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы. После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать. Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом. Прошли века. Учёные последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения.
Осмысление – одна из важнейших ступенек принятия нового знания. Человек осмысленный пользуется этой ступенькой. Человек бессмысленный даже не подозревает о наличии такой ступеньки, останавливается на обработке входящей информации на уровне не разума, а ума, что свидетельствует о поверхностности восприятия материала.
Осмысление — функция разума. В силу разных причин разум может быть заблокирован. Человек уже не в состоянии воспринимать новое знание. Самая распространенная причина – эгоизм. Ложное эго эгоиста считает, что оно всё знает, разбухает от важности и полностью перекрывает доступ информации к разуму Она, как Цербер, стоит на страже, чтобы не пропустить никакого знания в разум. Человек довольствуется услугами ума. Прочитал желтую газетенку, посмотрел телевизор, поучаствовал в пустопорожних беседах – информация в одно ухо влетела, прогулялась по поверхности ума и спокойно вылетела в другое ухо. Знание в разум не попало. Осмысления не произошло.
Осмысление – отработанный навык принятия в себя нового знания. Оно предполагает серьезное, уважительное отношение к новому знанию. Человек осмысленный осознает, что знание может изменить его жизнь, может полностью переменить судьбу, поэтому относится к его восприятию крайне серьезно и ответственно. Он понимает, что следовать новому знанию, можно только после глубочайшего его осмысления. Только фанатики и легковеры, услышав первую понравившуюся мыслишку, не осмыслив ее, слепо следуют ей. Человек осмысленный семь раз отмерит, проанализирует, разберется, как знание работает на практике и только потом сделает его частью своего жизненного опыта. Это и есть осмысление.
Как нужно работать с новым знанием? Какое знание можно считать авторитетным? Каковы критерии его истинности? Олег Торсунов пишет: «Если вы слушаете знание какое-то и чувствуете, что само слушание приносит радость — раз. Что оно вдохновляет вас менять свою жизнь — два. Что плохие черты характера и привычки отпадают сами, даже не нужно напрягаться — три. Это знание должно идти из древних авторитетных источников — четыре. И оно должно даваться человеком, который сам следует своим наставникам в пути, идет по пути, т.е. он, у него есть духовные наставники — пять? То есть если все это совпадает, значит, вы можете слушать дальше… человек не просто слушает, он слушает с глубоким почтением и очень внимательно, т.е. он реально вживается в звук. Это именно такое слушание дает изменение в сердце. В сердце, означает в разуме, в данном случае».
Итак, восприятие знания на первом этапе предполагает активное слушание. Знание авторитетное – значит, слушание будет смиренным, бес споров, вскриков, доказываний своей правоты, разрывания тельняшек на груди. Человек осмысленный превращается в послушника. Он и слушает и слышит. Слышит, ибо превратился в олицетворенное послушание. Новое знание полноводным потоком протекает через разум. Услышать новое знание – означает пропустить его энергию в разум. Но на одном активном слушании не выедешь. Нужна следующая стадия – осмысление.
Осмысление предполагает умение удерживать информацию в уме, то есть запоминать. Запомнив входящую информацию, человек допускает ее в разум и начинает анализировать, как новое знание можно применить в жизни, работает оно или нет.
Существует два типа людей, не способных на осмысление. Первый тип людей называется бесплодный читатель, а второй — поверхностный критик. Бесплодный читатель или бесплодный изучатель. Это начетчик — человек, который прочитал много, считает себя эрудитом, знатоком, интеллектуалом, но от его чтения пользы, как от козла молока. Он не осмысливает новое знание, не пытается сделать его частью своего опыта, не желает его проверить на своей жизни.
Мудрец, человек осмысленный может прочитать какой-то афоризм и, если он ему понравился, захочет испытать его на практике. Это дорого стоит. Если б каждый проверял на практике одну мысль в день, люди были бы сплошь мудрецами. Бесплодный читатель вроде принял то, что прочел, но принял дешево – ну, услышал и ладно, приму к сведению и на этом финальная черта. До осмысления дело не дошло. Серьезного, уважительного и ответственного отношения к новому знанию не получилось.
Осмысление как функция разума дает возможность осознать, как жить правильно, что делать можно, а что категорически нельзя, оно дает человеку доступ к пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Для этого нужно включить разум и не быть бесплодным читателем.
Поверхностный критик – другой тип людей, не способных на осмысление. В таких людях забродила, как брага, гордыня, тщеславие, эгоизм. Они не способны ничего усвоить. Ведут себя, как боевые петухи. Такой сидит на лекции уже нахохленный, готовый к драке. Он еще не знает, о чем будет идти речь, но уже готов всё опровергать и спорить до хрипоты. Он заранее ни с чем не согласен, и лектора воспринимает в штыки. Это означает, что человек украл у себя осмысление, стал инвалидом осмысленности, превратился в жалкого, поверхностного критика.
Настроенный на антагонизм, он не способен активно слушать и слышать. Став рабом гордыни, он перекрыл доступ нового знания к разуму. Гордец не пропускает звук внутрь. Он слышит только себя. Им руководит желание показать всем, какой он значительный и важный. Его интересует не знание, а чувство собственной значимости. В итоге поверхностный критик проходит мимо процесса осмысления, как прогульщик мимо кассы.
Один человек ловил рыбу. За ним исподтишка наблюдала обезьяна. И захотелось ей тоже, по его примеру, забросить в реку сеть. День был жаркий, и рыболов забрался в пещеру, чтобы отдохнуть в тени, а сети свои оставил на берегу. Тогда пришла обезьяна и попыталась, подражая рыбаку, забросить сеть. Но, не зная, как с нею обращаться, она в ней запуталась. Стараясь высвободиться, обезьяна всё туже затягивала петли и, в конце концов, задавила себя этой сетью. Когда вернулся рыболов, он сказал, обращаясь к издыхающей обезьяне: — Тебя погубило твоё скудоумие и отсутствие осмысленности.
Осмысленность в психологии
Всегда ли мы наделяем свои действия смыслом? Во всем ли сказанном нами можно отыскать смысл? Давайте разберемся с этими вопросами, чтобы понять, что такое осмысленность восприятия.
Семь раз отмерь – один отрежь
Осмысленность мышления – это не что иное, как количество и качество смыслов, полученных посредством мышления. Различают следующие виды мышления:
Большая часть людей обладает связным мышлением. Разумное мышление дано меньшей части человечества. О мудром мышлении даже говорить не стоит, поскольку оно является редким даром.
Все знания, полученные нами путем изучения окружающего мира и себя самих, должны пройти процесс осмысления. Другими словами, все новое – будь то мелодия, или же прочитанная книга, или услышанная информация – должно быть пропущено через наш разум.
Люди, которые обладают такой чертой, как осмысленность, относятся к любому новому знанию почтительно. С уважением принимая информацию, человек анализирует ее, старается понять, как он может применить это знание в своей жизни, впоследствии сделав его полезным для себя.
Смоделируем ситуацию. На время вернемся за школьные парты и переместимся на урок истории. Педагог вдохновенно повествует о монголо-татарском нашествии (тема может быть любой).
Класс сразу делится условно на несколько категорий. Первые – «в одно ухо влетело, в другое вылетело», то есть не способные осмысливать. Ученики не пропускают в свой разум того, что им пытаются донести, и сидят, уставившись безразличным взглядом в какое-то пространство.
Вторые – бесполезные читатели. Они делали все: читали, слушали, считали себя высокоразвитыми эрудитами, но действия эти были неосмысленными, а значит, чтение теряет смысл. Важно понять: ценно не количество прочитанных книг, а объем понятого и осмысленного самостоятельно.
Третьи – поверхностные критики. Для них не важны ни тема, ни учебный предмет, они всегда готовы все опровергать и спорить с пеной у рта, такие люди тоже лишены осмысленности.
Четвертая группа – люди осмысленные. Их процент не превышает численности остальных, что является поводом для грусти. Их легко отличить в этом классе. Слушают и слышат. Сидят, словно завороженные, ловя каждое слово, как глоток свежего воздуха. Они позволяют новому знанию протекать потоком через разум, в результате чего происходит осмысление.
Из этого вытекает следующий вопрос: как понять, что знание для нас авторитетно? Это делается по нескольким критериям:
Конфуций сказал, что путь мышления – самый благородный из всех. Человек, который умет мыслить, анализировать, обладает по крайней мере каплей мудрости и никогда не «наступит на грабли». Остальные со временем могут прийти к таким же решениям, «избитые» опытом.
Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке. Наверное, у всех бывало такое: человек на вид умный, интеллигентный ровно до тех пор, пока он не заговорит. Чего только порой не услышишь! А ведь осмысленная речь – один из важных критериев разумности.
Все мы относимся к виду «человек разумный» – так окрестили нас биологи, но всех ли так могут назвать исследователи в области психологии? Возможно, вы думаете: «Говорить осмысленно? Что может быть проще?» – на самом же деле это весьма непросто.
Осмысленная речь является сложной конструкцией, в которой принимают участие оба собеседника. Их взаимодействие должно быть крайне тонким и внимательным. Беседа летит в тартарары, если ваш тезис был проигнорирован или попросту не понят собеседником.
Нельзя налететь на человека вдруг и начать «вываливать» всю информацию. Правильное построение разговора – тоже искусство. Говорить осмысленно – это красиво.
Для начала нужно обозначить свои намерения, определить контекст (о ком или о чем вы хотите поговорить или узнать). Затем – краткое изложение своей мысли, так делают осмысленные люди! Нет нужды сразу же битый час рассказывать о том, что собеседнику, возможно, неинтересно!
Увидели заинтересованность? Прекрасно! Даем развернутый ответ, обосновываем все тезисы, подводим свою речь к развязке – к тому, ради чего, собственно говоря, вы и затеяли этот разговор.
Именно по такой схеме строится речь осмысленного индивидуума. Нельзя назвать разумной речь, когда человек начал об одном, перескочил на другое, закончил третьим, вообще не относящимся к первым двум. Следует следить за собой, за тем, что мы говорим, как это делаем.
Бокал или амфора
Женская речь и логика зачастую дают повод для шуток. Для психологов же этот вопрос является поводом для изучения. Как строится осмысленная речь у девушек, а как – у мужчин?
Речь девушки похожа на бокал: начала издалека, подвела к итогу, к выводам, затем снова вернулась к решению каких-то вопросов. Речь мужчин, скорее, как амфора: по делу, разумно и четко. Осмысленность есть и там, и там.
Всегда ли действует эта схема? Нет. В наше время женщины могут делать карьеру, становясь бизнес-леди, а вот для мужчин в домашней обстановке такая схема не будет осмысленной. Поэтому кто бокал, а кто амфора, зависит от жизненной ситуации!
Разум и чувства в одном флаконе
Согласитесь, если рассказчик добавит в свою речь красок, таких как выразительность, жесты, изменение выражения лица, то сказанное засияет всеми своими гранями. Такую речь хочется слушать и слушать! Осмысленность будет красивой.
Монотонное зачитывание параграфа вслух, например, скорее погрузит слушателей в сон, а не вызовет желание мыслить, пропуская через свой разум информацию. Даже если это выступление будет осмысленным, его пропустят мимо ушей.
Чрезмерное чувственное и эмоциональное окрашивание сделает любое выступление неосмысленным. Необходимо уметь выбрать нужный тон, стиль, уметь сдерживать порывы чувствительности, чтобы не выставить себя в невыгодном свете.
Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Осмысленная, правильная и выразительная речь – одна из важных ступенек в развитии человека. Тот, кто сможет подняться на эту ступень, станет выше остальных во всем.
Допустим, вы подходите познакомиться к девушке. Внешне она очень миловидная, осанка королевская, улыбка обворожительная. Вы завязываете разговор, и достаточно пары минут, чтобы понять, с кем вы имеете дело – слушать бессвязную, неосмысленную речь вам будет неприятно.
Досадно, правда? Девушке стоит задуматься, поработать над осмысленностью своей речи. Какие действия предпринять?
Скажем сразу, работа предстоит кропотливая. Чтобы стать более осмысленным и разумным человеком, необходимо проделать большой труд.
Следует запастись не только терпением, но и диктофоном. Внимательно слушайте других, ведь слушать других людей легче, чем самого себя. Детально разбирайте разговоры – есть ли в них структура, тезисы, или же говорящий «скачет» с темы на тему, нелогичен и непоследователен. Учитесь выявлять неосмысленную речь.
Следите за собой. Пропускайте слова через разум, проверяя, есть ли в них смысл.
Другие упражнения, которые могут вам помочь:
Больше практики, упорства – и через некоторое время вы увидите результат. Вы станете центром внимания. Окружающие будут стремиться к общению с вами.
Быть человеком осмысленным, думать и постигать новые грани этого мира и себя самого – есть самая высокая ступень в человеческом развитии. Следует тянуться к этому, дабы стать настоящей целостной личностью. Поэтому мы и разобрали сегодня, что такое осмысленность восприятия. Автор: Вера Иванова
Свойства восприятия в психологии с примерами
Человек воспринимает окружающий мир не хаотично, а пытаясь систематизировать отдельные явления и предметы, сформулировать о них своё представление, определить, насколько увиденное или услышанное может быть полезным или опасным, используемым для определённой цели.
Это активный процесс, при котором используются не только органы чувств, но и двигательные функции: положение рук, движение глаз, перемещение в пространстве для улучшения восприятия.
Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.
Примеры восприятия
Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.
К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.
Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.
Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.
В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:
Существует и несколько категорий восприятия:
Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.
Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.
Что им не является?
Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.
Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.
Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.
Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.
Основные свойства
Константность
Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.
Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.
Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.
Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.
Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.
Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.
Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.
А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.
Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.
Предметность
Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.
Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.
И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.
Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:
Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.
Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.
Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.
Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.
Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.
Целостность
Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.
Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.
Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.
Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.
Осмысленность
Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.
Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.
Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.
Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.
Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.
Структурность
Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:
Апперцепция
Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.
В чем это проявляется:
Активность
Как правило, активность восприятия окружающей действительности зависит от темперамента человека, его физического состояния, общительности и даже социального статуса.
Некоторым людям вполне хватает время после работы проводить дома, у телевизора, им откровенно скучно в музеях, в театре, даже в кинотеатре.
Во многом зависит активность восприятия от воспитания. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос любознательным, интеллектуально развитым, любил познавать окружающий мир, приучайте его к этому с детства.
Правда, эта активность не должна быть слепой.
Психологи рекомендуют приучать детей разделять воспринимаемое на основную фигуру (главное) и фон (второстепенные предметы), чтобы информация была структурированной.
То есть, восприятие помогает нам активно жить, приспосабливаться к внешним условиям, и процесс этот у людей обычно происходит постоянно.