Что такое основные понятия и термины
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Смотреть что такое «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ» в других словарях:
Основные понятия — 1. Вихревая труба Устройство, предназначенное для реализации вихревого эффекта Источник: ГОСТ 22616 77: Трубы вихревые. Термины и определения оригинал документа Основные понятия 1. Программа Program Да … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ — ’ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ’ (‘Die Grundbegriffe der Metaphysik’) работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1929 1930. Ему предшествовали лекции 1925 1926, прочитанные в Риге, затем фундаментальный труд… … История Философии: Энциклопедия
Основные понятия в области электродной продукции — Источник: ГОСТ Р 54256 2010: Продукция электродная. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Основные понятия в Каббале — Каббала … Википедия
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ — ( Die Grundbegriffe der Metaphysik ) работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1929 1930. Ему предшествовали лекции 1925 1926, прочитанные в Риге, затем фундаментальный труд Бытие и время [см. Бытие и… … История Философии: Энциклопедия
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ — … Пестициды и регуляторы роста растений
ГОСТ 27.002-89: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 27.002 89: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 1.2. Безотказность Reliability, failure free operation Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007: Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология — Терминология ГОСТ Р ИСО 12100 1 2007: Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология оригинал документа: 3.37 аварийная остановка (emergency stop): Функция машины, предназначенная для… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15467-79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15467 79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 16. Базовое значение показателя качества продукции Значение показателя качества продукции, принятое за основу при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 19605-74: Организация труда. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 19605 74: Организация труда. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 10. Дисциплина трудовая Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка на предприятиях, в учреждениях и организациях Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Полезное
Смотреть что такое «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ» в других словарях:
Основные понятия — 1. Вихревая труба Устройство, предназначенное для реализации вихревого эффекта Источник: ГОСТ 22616 77: Трубы вихревые. Термины и определения оригинал документа Основные понятия 1. Программа Program Да … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Основные понятия в области электродной продукции — Источник: ГОСТ Р 54256 2010: Продукция электродная. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 27.002-89: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 27.002 89: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 1.2. Безотказность Reliability, failure free operation Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007: Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология — Терминология ГОСТ Р ИСО 12100 1 2007: Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология оригинал документа: 3.37 аварийная остановка (emergency stop): Функция машины, предназначенная для… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 17703-72: Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 17703 72: Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 16. Автоматический выключатель Выключатель, предназначенный для автоматической коммутации электрической цепи.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15467-79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15467 79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 16. Базовое значение показателя качества продукции Значение показателя качества продукции, принятое за основу при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СО 34.21.308-2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения — Терминология СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения: 3.10.28 аванпорт: Ограниченная волнозащитными дамбами акватория в верхнем бьефе гидроузла, снабженная причальными устройствами и предназначенная для размещения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 19605-74: Организация труда. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 19605 74: Организация труда. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 10. Дисциплина трудовая Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка на предприятиях, в учреждениях и организациях Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 19880-74: Электротехника. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 19880 74: Электротехника. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: S3 Элемент электрической цепи Отдельное устройство, входящее в состав электрической цепи, выполняющее в ней определенную функцию Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 18861-73: Документация внешнеторговая. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 18861 73: Документация внешнеторговая. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: IR Расчетный внешнеторговый документ Расчетный документ Определения термина из разных документов: IR Расчетный внешнеторговый… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Основные понятия
Устройство, предназначенное для реализации вихревого эффекта
Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма
Смотри также родственные термины:
Основные понятия в области электродной продукции
Полезное
Смотреть что такое «Основные понятия» в других словарях:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ — ’ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ’ (‘Die Grundbegriffe der Metaphysik’) работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1929 1930. Ему предшествовали лекции 1925 1926, прочитанные в Риге, затем фундаментальный труд… … История Философии: Энциклопедия
Основные понятия в области электродной продукции — Источник: ГОСТ Р 54256 2010: Продукция электродная. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Основные понятия в Каббале — Каббала … Википедия
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ — ( Die Grundbegriffe der Metaphysik ) работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1929 1930. Ему предшествовали лекции 1925 1926, прочитанные в Риге, затем фундаментальный труд Бытие и время [см. Бытие и… … История Философии: Энциклопедия
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ — … Пестициды и регуляторы роста растений
ГОСТ 27.002-89: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 27.002 89: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 1.2. Безотказность Reliability, failure free operation Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007: Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология — Терминология ГОСТ Р ИСО 12100 1 2007: Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология оригинал документа: 3.37 аварийная остановка (emergency stop): Функция машины, предназначенная для… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15467-79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15467 79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 16. Базовое значение показателя качества продукции Значение показателя качества продукции, принятое за основу при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 19605-74: Организация труда. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 19605 74: Организация труда. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 10. Дисциплина трудовая Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка на предприятиях, в учреждениях и организациях Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Понятия выражаются в словах, которые связывают понятие с предметом или явлением. Значение слова показывает, что вкладывается в то или иное понятие, какие представления связываются с ним.
Следовательно, содержание понятия, обозначенного термином, может быть раскрыто только посредством его дефиниции — краткого логического определения, устанавливающего существенные отличительные признаки предмета или значение понятия, т. е. его содержание и границы. Поэтому следует иметь в виду, что термин лишь называет понятие, а его существо, содержание раскрывает определение.
Термины обладают рядом особенностей:
— системность — термин всегда связан с другими терминами данной предметной области;
— наличие дефиниции (определения) большинства терминов;
— моносемичность — однозначность термина в пределах одной предметной области, одной научной дисциплины или сферы профессиональной деятельности;
В отличие от общелитературного язык профессионального общения требует однозначности толкования основных понятий, выраженных в терминах. Для документационного обеспечения управления это особенно важно: язык делового общения тесно связан с лексикой законодательных и нормативных актов, и неточное употребление того или иного термина может иметь нежелательные юридические последствия.
Термины конкретной области знания или деятельности составляют отдельную терминосистему (терминологию).
Терминология документоведения включает в себя термины документационного обеспечения управления, обозначающие все, что связано с процессами создания документов, их обработки, поиска, хранения, использования.
Документоведение— научная дисциплина, изучающая закономерности формирования и функционирования систем документационного обеспечения управления (ДОУ). Основу терминосистемы документоведения составляет терминология ДОУ.
Традиционно сфера деятельности, связанная с обработкой документов, называется делопроизводством. Термин «делопроизводство» в России возник, по данным словарей русского языка, во второй половине XVIII в. и образован от сочетания слов «производство дела». Значение его становится понятным, если иметь в виду, что термин «дело» первоначально обозначал вопрос (судебный или административный), решаемый органом управления. Следовательно, делопроизводством называлось, прежде всего, рассмотрение и решение дел (вопросов). Термин «дело» в значении «собрание документов», относящихся к какому-либо вопросу, стал употребляться позже.
Терминологический стандарт определяет делопроизводство как отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами. Термин «делопроизводство» в соответствии с Государственным стандартом, синонимичен термину «документационное обеспечение управления», который вошел в научный оборот более 10 лет назад в связи с изменением организационно-технической основы делопроизводства и методологических подходов к его совершенствованию благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительной техники и появлению новых информационных технологий создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и использования информации. Термин «документационное обеспечение управления» подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и образован по аналогии с такими терминами, как «программное обеспечение», «информационное обеспечение», «лингвистическое обеспечение» и т. п.
Делопроизводство (ДОУ) предполагает, прежде всего, создание документов, или документирование, под которым понимается запись информации на различных носителях по установленным правилам. Документирование — регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе, обеспечивающий ее юридическую силу. Документирование всегда осуществляется по определенным правилам, установленными правовыми нормативными актами или выработанными традицией.
Документирование может осуществляться на естественном языке и на искусственных языках с использованием новых носителей информации. При документировании на естественном языке создаются текстовые документы — документы, содержащие речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи. Текстовый документ, созданный с помощью письма, — это традиционный документ на бумажном носителе или видеограмма документа — изображение документа на экране монитора.
При документировании на искусственных языках документы создаются на машинных носителях — документы, созданные с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку информации электронно-вычислительной машиной (ЭВМ).
Большое значение при создании документов имеют средства документирования — орудия, используемые человеком для создания документов:
— простые орудия (ручки, карандаши и др.);
— механические и электромеханические (пишущие машины, магнитофоны, диктофоны, фото-, кино- и видеотехника и др.);
— средства автоматизации — компьютерная техника.
В зависимости от используемых средств документирования различаются способы документирования (текстовое документирование, кино-, фото-, фонодокументирование, электронное документирование) и типы создаваемых при этом документов.
При использовании простых орудий создаются рукописные письменные документы (текстовые документы, информация которых зафиксирована любым типом письма), изобразительные документы (содержащие информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта) и графические документы (в которых изображение объекта получено посредством линий, штрихов, светотени). При использовании фототехники создаются фотодокументы, при использовании звукозаписывающей техники — фоно- (или звуковые) документы, при применении кино- или видеотехники— кинодокументы, с помощью компьютерной техники — письменные документы на бумажном носителе и видеограммы, а также документы на машинных носителях.
Результатом документирования является документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Носитель — это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.
В настоящее время наиболее распространенным носителем документной информации является бумага; наряду с ней широко используются и новые носители — магнитные, позволяющие использовать для документирования вычислительную технику.
Документирование предполагает соблюдение установленных правил записи информации, что придает юридическую силу создаваемым документам. Юридическая сила — свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления.
Любой документ, создаваемый в обществе, является элементом системы более высокого уровня и входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Под системой документациипонимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. Как буквы одного языка составляют алфавит, так и отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой классификации систем документации, видов и разновидностей документов, а используется эмпирически сложившееся разделение документов на системы документации.
Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения всех документов на официальные и документы личного происхождения. К последним относятся документы, созданные человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей; это самая немногочисленная с точки зрения видов и разновидностей система документации, она включает личную переписку, воспоминания (мемуары), дневники.
Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности разделяются на управленческие, научные, технические (конструкторские), технологические, производственные и др. Именно управленческие документы, обеспечивают управляемость объектов в рамках как государства, так и отдельной организации. Эти документы представлены комплексом систем, основными из которых являются:
— информационно-справочная и справочно-аналитическая документация;
— документация по обеспечению кадрами (по личному составу);
— документация по обеспечению финансами (бухгалтерский учет и отчетность);
— документация по материально-техническому обеспечению;
— документация по документационному и информационному обеспечению деятельности учреждения;
Документы, составляющие одну систему документации, характеризуются единством целевого назначения и в комплексе обеспечивают документирование той или иной управленческой функции или вида деятельности.
Документооборот организации — это совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов в учреждении с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки. В целях рациональной организации документооборота все документы распределяются на документопотоки: регистрируемые и нерегистрируемые документы, входящие, исходящие и внутренние документы, документы, поступающие или направляемые в вышестоящие организации, документы, направляемые или поступающие из подведомственных организаций, и др. Под документопотокомпонимается совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота.
Наряду с организацией документооборота в понятие «организация работы с документами» входит хранение документови их использование в деятельности учреждения. Система хранения документов — это совокупность средств, способов и приемов учета и систематизации документов с целью их поиска и использования в текущей деятельности учреждения. Для системы хранения документов наиболее значимыми понятиями являются понятия «номенклатурадел» и «дело». Номенклатура дел — это систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в делопроизводстве учреждения, расположенных в определенной последовательности с указанием сроков их хранения, а дело— это совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности и помещенных в отдельную обложку.
Рассмотренные в данном разделе термины составляют основу терминосистемы документационного обеспечения управления (делопроизводства). Большинство рассмотренных терминов — делопроизводство, документ, реквизит, формуляр, система документации, документооборот и др., — обозначают основные понятия научной дисциплины. Наряду с рассмотренными понятиями используются и другие понятия, раскрывающие отдельные специфические стороны изучаемой предметной области.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основные понятия, термины и определения
ПредварительнОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Две следующие лекции “Задачи и проблемы при исследованиях и разработках” и “Виды научных результатов” являются четырёхчасовыми. Для осознания того, как выявляются недостатки оформления диссертаций и авторефератов при формулировании научной задачи или проблемы и научных результатов диссертационного исследования, каждому из Вас следует найти диссертацию и какой-нибудь автореферат, в наибольшей степени соответствующие теме Вашей диссертационной работы, с целью последующего анализа.
Лекция 4 Задачи и проблемы
При исследованиях и разработках
1 Основные понятия, термины и определения
2 Методические рекомендации по формулированию целей и задач научных исследований и разработок
3 Типичные недостатки оформления цели и научной задачи диссертационного исследования
Введение
Вся наша сознательная жизнь протекает в многомерном пространстве постоянно решаемых задач и проблем.
Решаемые задачи (проблемы) могут быть из самых различных областей знаний и предметных областей. Проснувшись утром, мы решаем задачу принятия решения – встать немедленно или некоторое время понежиться. Мы вынуждены решать множество задач: каким именно транспортом добраться на работу, на работе мы решаем профессиональные задачи и т. д. Довольно часто то, что требуется решить, оказывается проблемой.
Задачи и проблемы могут решаться либо научными методами, либо без их использования. Умение решать задачи и проблемы без использования научных методов – это искусство.
Такова истина, что любое искусство за счёт развития науки постепенно вытесняется, и ввиду этого количество задач и проблем, решаемых научными методами, с течением времени возрастает. Однако, вытесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая в тех или иных предметных областях, искусство не исчезает в целом, так как постоянно находит в окружающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новые области приложения и тем самым открывает новые горизонты для разработки задач и проблем, решаемых научными методами.
Основные понятия, термины и определения
Рассматривая далее задачи и проблемы, решаемые в интересах развития науки и получения с использованием разработанных научных методов полезных для практики научно обоснованных результатов, вспомним общеизвестные утверждения:
«Наука начинается там, где начинают измерять» (выдающийся русский химик Менделеев),
«Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой» (известный политик и философ К.Маркс),
и в качестве исходных используем следующие известные определения.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения [1].
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования [1].
Метод – совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [2].
Научный метод – разработанный в результате научной деятельности метод, опубликованный в научном издании.
Согласно Федеральному закону о науке и государственной научно-технической политике [3]:
“Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее – научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
…Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников … и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
…Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации”.
…Научный и (или) научно-технический результат – продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе”.
В наиболее общем случае:
исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности [2];
разработка – комплекс взаимообусловленных работ (исследовательских, опытно-конструкторских, экспериментальных и др.), осуществляемых профессиональными методами, включающий как сам процесс разработки, так и его результат, выраженный в конкретной форме.
Конкретные формы результатов исследований и разработок могут быть самыми различными – от чисто прагматических (практически полезные решения – технические, экономические, технологические или др. и их реализации) и вплоть до чисто теоретических (научные положения и выводы, модели, теории и т.п.).
Исследования и разработки диалектически взаимосвязаны – любое исследование включает разработку тех или иных его результатов, а любая разработка немыслима без исследования (в частности, в виде анализа) вариантов разрабатываемого.
Каждое исследование и каждая разработка соответствует некоторой цели.
Цель исследования (разработки) – основной результат, которого стремятся достигнуть.
Далее будет идти речь о целях научного исследования, вытекающих из целей развития науки в соответствующей области.
Если говорят, что цель развития науки – разработка методов, моделей и т.п. научно-методических построений, то не следует ли согласиться с тем, что в данном случае речь идёт о развитии науки в первую очередь ради науки?
Определение цели научного исследования с точки зрения развития науки ради науки (научной цели) является весьма важным и вполне справедливо в отношении целей теоретического исследования в области фундаментальной науки.
Примеры научных целей:
разработка метода (методики и т.п.) …;
В области же прикладной науки цель её развития не может быть иной, кроме как отдача практике, а разработка методов, моделей и т.п. научно-методических построений превращается в средство достижения цели.
Определение цели научного исследования с точки зрения отдачи практике (прагматической цели) является (если это осуществимо) не менее (а может быть, и более) важным, чем определение “чисто” научной цели.
Примеры прагматических целей:
повышение точности (помехоустойчивости и т.п.)…;
сокращение экономических затрат…
Цель формулируется в отношении рассматриваемого объекта исследования (разработки).
Объект исследования – вполне определённая часть исследуемой предметной области (объект, процесс, явление и т.п.), на познание и преобразование которой направлено проводимое исследование.
Объект разработки – объект, для создания или развития которого осуществляется разработка.
Цель исследования (разработки) может достигаться разными путями (способами), при этом каждый путь достижения цели может быть пройден по-разному посредством решения той или иной общей задачи, соответствующей достигаемой цели, которое обычно сводится к решению того или иного множества частных задач.
Так, например, цель «Повышение оперативности управления изделием» может быть достигнута, по крайней мере, двумя путями – модернизацией имеющегося изделия либо созданием нового изделия, при этом различные варианты как модернизации изделия, так и его создания приводят к необходимости решения существенно различающихся задач технико-экономического обоснования, проектирования, экспериментальной проверки и т.п.
Путь достижения цели при документальном оформлении результатов исследования или разработки выражается:
– в предельно компактной форме – в названии общей задачи исследования (разработки), обычно переходящем в название документа, в котором излагаются описание процесса исследования (разработки) и его результатов;
– в более развёрнутом виде – в краткой формулировке задачи.
Кроме того, в ещё более развёрнутом виде цель чаще всего раскрывается в перечне (названиях) частных задач, определяющих основные вопросы, подлежащие исследованию (разработке).
Все проводимые с применением научных методов исследования (разработки) лежат в широком спектре – от выполняемых на самом высоком уровне, вызванном потребностями науки и практики (например, диссертация на соискание учёной степени, опытно-конструкторская разработка), до таких, которые имеют весьма ограниченное, например, учебно-воспитательное значение (курсовая задача или дипломный проект в вузе).
Следует особо отметить, что сложные задачиобычно решаются путём их декомпозиции на более простые частные задачи. Это обстоятельство вынуждает далее формулировать основные определения применительно к самому широкому кругу задач, решаемых с использованием научных методов.
Будем исходить из универсального понятия, приводимого в словаре русского языка [4]: задача – «то, что дано, предложено для выполнения, разрешения; то, что требует выполнения, разрешения«. В таком случае вполне естественными являются следующие определения.
Задача исследования (разработки) – это ЧТО ТРЕБУЕТСЯ и ЧТО ДАНО в отношении предмета исследования (разработки), при этом, по крайней мере, одно решение задачи известно (опубликовано).
Предмет исследования – та сторона объекта, которая является ключевой с точки зрения познания и преобразования объекта исследования.
Предмет разработки – та часть объекта, которая непосредственно разрабатывается.
Проблема исследования (разработки) – это что требуется и что дано в отношении предмета исследования (разработки), при этом решение проблемы, обеспечивающее получение того, что требуется, не известно (не опубликовано).
Проблема после нахождения хотя бы одного её решения, по определению, превращается в задачу.
При решении задач и проблем
что требуется излагается путём перечисления требуемых результатов – вычисляемых величин, доказываемых утверждений и др.
что дано характеризуется перечислением исходных данных, используемых при решении задачи (проблемы), а также (при наличии) учитываемых условий (в том числе допущений и ограничений).
Решение задачи (проблемы) – это тройка:
что требуется + что дано + способ решения.
Каждому решению задачи соответствует конкретный (один из известных) способ (или комбинация способов) решения.
Способ решения задачи (проблемы) – метод, методика или алгоритм, с помощью которого получается результат решения задачи (проблемы).
Последующие определения и пояснения даются для задачи, но полностью относятся и к проблеме, т.е. везде, где говорится «задача», следует понимать также «проблема».
По существу требуемых результатов задачи исследований и разработок, решаемые научными методами, разделяются на оценочные и оптимизационные, к которым сводятся все другие задачи (анализа, синтеза, обоснования, доказательства и пр.).
Оценочная задача – в которой для достижения цели требуется определение количественного и (или) качественного значения целевого показателя с использованием целевой функции.
Оптимизационная задача – в которой для достижения цели требуется оптимизация критериального показателя.
В данном случае понятие оптимизации (в том числе максимизации и минимизации) используется не в смысле поиска экстремума, а в научно-прикладном смысле.
Частным случаем оптимизации является нахождение экстремума – теоретического максимума или минимума.
Среди оптимизационных задач можно выделить:
– задачи максимизации (минимизации) значения целевой функции;
– задачи нахождения значения варьируемого показателя, обеспечивающего максимизацию (минимизацию) значения целевой функции.
Целевая функция – соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение соответствующего цели решения задачицелевого показателя, используемого решении оценочной задачи, либо значение критериального показателя, используемого при решении оптимизационной задачи.
Развитие науки на различных уровнях познания приводит к возникновению разных, в том числе производных, предметов и методов исследования.
Изучение предмета исследования окружающего мира, не являющегося методом или теорией – объекта исследования предметного уровня, – происходит на предметном (предметологическом) уровне познания и приводит к появлению метода (а в более общем случае – методов, методик и теорий) предметного уровня.
В свою очередь, изучение в качестве предмета исследования методов предметного уровня происходит на методологическом уровне познания и приводит к появлению методовметодологического уровня.
В дальнейшем на методологическом уровне познания происходит изучение в качестве предмета исследования методов методологического уровня, что приводит к появлению производных методов более высоких методологических уровней.
Соответственно уровню познания, предмет и цель исследования (разработки), способ решения научной задачи, а также рассматриваемая задача в целом, может быть предметного либо методологического уровня.
Задачи предметного уровня решаются предметными методами в отношении объектов (определяющих, что требуется и что дано), не являющихся методами.
Задачи методологического уровня решаются методологическими методами в отношении объектов, являющихся методами (как предметными, так и методологическими).
Все задачи, решаемые в процессе научной и научно-технической деятельности при выполнении исследований и разработок научными методами, можно разделить на научные и научно-технические.
“Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых научных знаний, в том числе:
научная деятельность в области фундаментальных научных исследований – теоретические (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых научных знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
научная деятельность в области прикладных научных исследований – теоретические (или) экспериментальные исследования, направленные преимущественно на получение новых научных знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение новых практических знаний и их применение для достижения практических целей”.
Дополнительные определения:
Научные знания – совокупность полученных в процессе развития науки как системы знаний научных результатов, апробированных на практике, прошедших экспертизу специалистов, официально признанных и опубликованных.
Практические знания – совокупность знаний, получаемых в практике научно-технической деятельности.
Каждый из названных видов деятельности – научной и научно-технической – выполняется работником соответствующей профессии, решающим характерные для него задачи и проблемы и получающим специфические результаты.
Инженерно-технический работник решает научно-технические задачи известными методами.