Что такое основы дизайна
10 базовых принципов визуального дизайна
Вчера я слушал подкаст и обратил внимание, как кто-то задавал вопрос и по ходу дела сказал: «Старый фанат, впервые звоню». По какой-то причине это заставило меня подумать о Medium. Я читаю тут статьи давным-давно, но никогда не вставлял свои два цента. Сегодня тот день, когда это изменится.
Для начала я решил написать о чём-то, что мне близко, о визуальном дизайне (он же графический дизайн), более конкретно об основных принципах, использование которых пришло с опытом, и которые я считаю наиважнейшими для хорошего выполнения моей работы.
Не хочу раздувать статью, поэтому буду краток по каждому принципу. Тем, которые заслуживают более подробного изложения, я могу посвятить полноценную статью в будущем.
Итак, готовы? Всё начинается с…
#1 Точка, линия и форма
Это основные строительные блоки любого дизайна, не важно чего. С ними вы можете создать всё что угодно, от простых иконок до очень сложных иллюстраций, всё сделано сочетанием этих простых элементов.
В геометрии точка — это комбинация координат x и y, добавьте ось z — и вы в трёхмерном пространстве, но ограничимся двумя измерениями в этой статье.
Точка > линия > форма
Если соедините две точки, то получите линию. Линия, состоящая из необъятности точек, немного похожа на гроздь атомов, которые формируют молекулы, а они, в свою очередь, формируют все объекты вокруг вас. Затем, если добавить третью точку и соединить их, вы получите форму, в данном случае треугольник, но как упоминалось ранее, с помощью этих базовых элементов вы можете получить практически всё, что хотите.
Но для ваших глаз эти формы не существуют, на самом деле, пока не добавите к ним кое-что…
#2 Цвет
Видимый цветовой спектр
Человеческий глаз может видеть более 10 миллионов различных цветов от красного до фиолетового, и с детства все мы учимся присваивать определённые ценности или значения определённым цветам.
Например, представьте огни светофора. Это просто цвета, но мы усваиваем, что красный обозначает стоп, зелёный значит идти, жёлтый означает ступить на рельсы, потому что вы можете сделать это, пока не включился красный. Это показывает, что мы предпринимаем очень разные действия просто в зависимости от цвета, иногда даже не осознавая это.
По моему мнению, это происходит просто потому что мы обучились этим вещам, а не потому что у цвета есть присущие значения от природы. Это подтверждается тем, что эти значения изменяются в зависимости от культуры, где и когда вы выросли.
Всё это значит, что вы можете добавить значение, цель и тон, просто выбрав правильный цвет, нужно только убедиться в том, что вы очень хорошо понимаете, для кого вы проектируете.
Теперь, когда вы можете увидеть свой треугольник, как насчёт сделать его более интересным…
#3 Типографика
От треугольника к букве А
Это большое дело, и я считаю одним из самых важных и сложных для дизайнера реализовать всё правильно. Дело не только в том, что ты пишешь, но в том, как ты преподносишь это. Типографика — это то, как будут выглядеть твои слова.
С правильным шрифтом вы можете взять банальный текст и сделать его мощным. Но это не легко. Что легко — так это полностью сдуть мощное заявление, просто выбрав неправильный шрифт. Типографика, как и цвет, позволяет определить тон.
Большинство шрифтов спроектированы для определённых целей использования, вам просто нужно выучить их и использовать в своих целях. Некоторые шрифты хороши для больших блоков текста, другие для заголовков. Некоторые исключительно функциональные и суперчистые, а другие просто созданы смешными или для иронического использования (вы понимаете, о чём я).
Можно выбрать из тысяч разных шрифтов, но до тех пор, пока вам не понадобится нечто вычурное или вы будете создавать нечто очень специфическое, я бы порекомендовал всегда придерживаться классики. Однако, если чувствуете храбрость, то можете даже спроектировать свой собственный шрифт, хотя при грамотном исполнении я считаю это одной из самых сложных вещей для дизайнера. Но если думаете, что готовы для одной задачи, которую не сможете забыть, то это…
#4 Пространство
Способ, которым вы уравновешиваете пространство, поможет или испортит дизайн, что особенно актуально в типографике.
Нужно рассмотреть, как каждый элемент/буква соотносится с другими, дать им в точности столько пространства для дыхания, сколько нужно. Его обычно называют негативным пространством (позитивное пространство — это сами буквы).
Настройка негативного пространства между символами (он же кернинг)
Вы должны принять негативное пространство как часть своего дизайна и так же использовать его. Пространство может быть мощным средством и поможет зрителю пробраться через дизайн. Оно также может быть местом для отдыха глаз.
Но используйте его мудро, слишком много пространства — и ваш дизайн будет выглядеть незавершённым, слишком мало пространства — и ваш дизайн будет казаться слишком захламлённым.
Если научитесь находить правильное соотношение между позитивным и негативным пространством, то сможете создавать…
#5 Баланс, ритм и контраст
Это когда вы начинаете превращать кучу простых элементов в нечто интересное и привлекательное. Грамотно сбалансируйте все элементы вашего дизайна, учитывая их визуальную высоту. Большой чёрный квадрат в правом верхнем углу утопит дизайн в ту сторону. Компенсируйте этот вес или передвиньте квадрат в другое место.
Настройка визуального веса слов для создания ритма и контраста
Способ, которым вы раскладываете элементы на странице, критически важен, потому что более тяжёлые элементы помогут создать контраст и ритм, и глаз вашего зрителя пройдётся по дизайну изящно и без особых усилий.
Кое-что может помочь вашему ритму и балансу, и с этим тоже можно поиграться…
#6 Масштаб
Делаем следующий шаг, настраивая масштаб слов
Масштаб поможет создать не только ритм, контраст и баланс, но ещё и иерархию. Обычно не все элементы вашего дизайна должны иметь одинаковую важность, и один из лучших способов сообщить это — размер.
Теперь, это должно служить определённой цели. Не поддавайтесь на подход «сделай мой логотип больше» и забудьте о пространстве, которое я упоминал ранее.
Например, взять газетную страницу. Что самое большое на странице?
Заголовки, они обычно короткие. Почему? Так вы можете быстро пробежать глазами страницу и увидеть, если ли что интересное почитать. Затем у нас есть подзаголовки, которые с меньшим шрифтом, но дают больше информации о статье, и в конце концов есть сама статья с минимальным размером шрифта, но самый удобочитаемый большой фрагмент текста.
Итак, мы говорим о том, что размер должен выполнять определённую функцию, и никогда не забывайте о человеке, который будет потреблять ваш дизайн. В случае с газетой пришло время навести некоторый порядок с…
#7 Сетка и выравнивания
Это как то странное удовлетворение, когда вы играете в тетрис и складываете последнюю линию, которая исчезает с экрана.
Создание определённой связи между элементами, чтобы они выглядели более сбалансированно и приятно
Предполагается, что они невидимы, но вы их увидите, если откроете книгу или газету. Так или иначе, но (независимо от того, что вы дизайните) привязка к сетке структурирует ваш дизайн и сделает его более приятным и лёгким в усвоении.
Даже если вы намеренно делаете хаотический дизайн, должен быть порядок в этом хаосе.
Выравнивание особенно важно для текста, есть несколько способов выровнять его, но в моём обычае выравнивать по левому краю. Разумеется, всегда важно, что и для кого вы создаёте, но обычно люди читают слева направо и сверху вниз, так что текст по центру или справа намного труднее прочитать.
#8 Фрейминг
Это ключевая концепция в фотографии, но она также применима и в визуальном дизайне.
Где бы вы ни использовали картинку, иллюстрацию или что-то ещё, создайте правильный фрейминг — и увидите разницу.
Рефрейминг композиции, чтобы добавить интерес и дополнительный элемент
Попробуйте направить взгляд на то, что важно, масштабируйте/кадрируйте изображения, чтобы ваш объект выделялся или усиливал ваше сообщение. Здесь самое важное — история, и как правильно её рассказать.
После всего этого, если вам кажется, что нечто интересное пропущено, то можете поиграться с…
#9 Текстуры и паттерны
Тестируем текстуру с шумом
Лично я рассматриваю текстуры и паттерны как аксессуары, вы не обязаны использовать и можете прожить без них, но иногда они могут почти одним фактом своего применения сделать ваш дизайн или добавить ту колечку интереса, которой ему не хватало.
Текстуры сегодня не такие модные, какими были когда-то, но с ними вы можете добавить новое измерение своему дизайну, сделав его более трёхмерным и осязаемым.
Текстуры не обязательно должны быть в самой композиции, если вам что-то надо напечатать, выберите правильную бумагу, добавьте штуки вроде фаски, тиснения или УФ-лакировки — и ваш дизайн может превратиться из банального в нечто прекрасное. Но выберите одно, не сходите с ума со специальной отделкой.
Паттерны всегда имеют дело с повторами и могут почти считаться текстурами, в зависимости от того, как вы используете их. Я считаю, что их можно использовать, в основном, для внедрения ритма и динамизма в плоский дизайн, а также как способ компенсировать избыток негативного пространства.
Последнее, но не менее важное, и в реальности что я считаю чашей святого Грааля в визуальном дизайне, это…
#10 Визуальная концепция
Это идея за вашим дизайном. Что вы имеете в виду и каков скрытый смысл за этим поверхностным изображением.
Лампа идей… клише, я знаю 🙂
Это то, что отличает великолепный дизайн от чего-то, что вы можете скачать из стока.
Создавайте дизайн с мыслью, с целью, и всегда держите идею, которая всё объединяет. Внимательно выберите шрифты для этой цели, думайте, как каждая крошечная часть вашего дизайна следует этой базовой концепции. Согласованность — самое важное.
Если ваша концепция сильна, то вы сможете защитить её и продать идею клиенту/боссу или кому вы её будете показывать.
Также грамотно продуманный дизайн проживёт годы. Модные хипстерские штучки — это классно и круто, как усы и клетчатые рубашки, но у них есть срок годности. Я действительно думаю, что хороший дизайн НЕ следует трендам, а создаёт их.
Вот теперь у вас есть они, «мои» 10 принципов для создания хорошего дизайна. Даже хотя я считаю #10 самым важным, вам следует уделить внимание всем остальным принципам и убедиться, что вы достигли совершенства в своём искусстве. У вас может быть хорошая идея, но я думаю, что вы также должны знать, как её реализовать (или знать того, кто может это сделать вместо вас).
Говорят, что нельзя судить книгу по обложке, но большинство людей в реальности так и делают. Если содержание книги недостаточно хорошо отображено на обложке, то это определённо повлияет на успех.
В качестве заключения должен упомянуть: Есть, конечно, другие вещи, которые я учитываю в проекте/дизайне, вроде понимания аудитории и того, чего мы хотим добиться с его помощью, однако я не включал их в список принципов, потому что я считаю эти «ограничения» важной частью определения визуальной концепции. Идея может быть великолепной, но если она не отвечает требованиям проекта, то рано или поздно провалится.
Надеюсь, вы найдёте этот список полезным, даже если вы всё это раньше знали. Я действительно использую этот набор принципов так же интенсивно, как ручки Штедлер, и для меня было интересным упражнением деконструировать мои дизайны в своего рода «строительные блоки».
Не стесняйтесь оставлять свои отзывы, я всегда открыт для здоровой дискуссии.
Основы дизайна, которые должен знать каждый креативщик
Обычный поиск в Google по запросу “образовательные онлайн-ресурсы по дизайну” даёт миллионы результатов — вовсе неудивительно, что понимание того, с чего начинать изучение, может показаться дизайнеру-новичку непосильной задачей. Чтобы стать экспертом в дизайне, как и в любом другом деле, крайне важно освоить основы.
Ниже представлены ключевые аспекты дизайна, с которыми, по моему мнению, должен быть знаком любой креативщик. Будучи дизайнером, я могу подтвердить, что сама использую знания этих фундаментальных принципов в той или иной форме в своей повседневной работе.
Модульные сетки
Каждая страница изначально представляет собой чистый лист. Как и при решении любой задачи, введение условий и ориентиров упрощает путь к структурированному решению. В дизайне здесь вступают в игру модульные сетки. Они позволяют выравнивать элементы по упорядоченным колонкам и строкам и таким образом достигать сбалансированности и цельности страницы.
Исторически сложилось так, что модульные сетки изначально использовались для типографского набора печатных изданий. С приходом индустриальной революции сетки стали использоваться, чтобы делить страницу на сегменты для вставки рекламы. Творческие движения, такие как Bauhaus и футуристы, исследовали применение сеток и способы творческого осмысления в диктуемых им условиях.
Йозеф Мюллер-Брокман, известный как отец швейцарского графического дизайна, написал пособие “Модульные системы в графическом дизайне” в 1980 году. Эта книга считается обязательной к прочтению для любого начинающего дизайнера, поскольку содержит обширную базу и огромное количество примеров макетов.
На практике в большинстве популярных концепций используется модульная сетка из 12 колонок одинаковой ширины, что позволяет дизайнерам делить заданную область на половины, трети, четверти или шестые части. Такой подход помогает добиваться целостности, выравнивания и сбалансированности, так как благодаря сетке базовая линия каждой строки текста выравнивается с межстрочным интервалом.
Построив сетку, можно быстро и легко распределить места для контента на пустой странице. Разные компоненты вашего проекта разойдутся по разным частям сетки в зависимости от их важности и места в иерархии.
Хорошо проработанная цветовая палитра играет ключевую роль в визуальном восприятии. Она привлекает внимание, вызывает определённые эмоции и своей продуманной комбинацией создаёт ощущение порядка. По сути, это психологический инструмент для эффективной передачи аудитории какой-либо идеи или настроения.
Согласно исследованию преподавателя графического дизайна Яна В. Уайта, цветную рекламу читают на 42% чаще, чем ту же самую, но чёрно-белую. Также доказано, что присутствие цвета стимулирует память, благоприятно влияет на покупательскую способность и повышает узнаваемость бренда до 80%.
Хотя всё зависит от того, как цвета используются, они всё же обладают разнообразными значениями. Тёплые цвета (оттенки красного, оранжевого, жёлтого) символизируют страсть, динамичность, энергию. Холодные цвета (оттенки зелёного, синего, фиолетового) ассоциируются с природой, покоем, достатком, доверием, величественностью, романтикой. Нейтральные цвета (оттенки чёрного, серого и белого) существуют для создания баланса в дизайне.
Большинство палитр включает от трёх до шести оттенков в зависимости от тематики. Используйте в своём дизайне универсальное правило 60%/30%/10% для доминирующего, второстепенного и акцентного цветов соответственно. Эта создаёт баланс между разными оттенками и пользуется популярностью в дизайне интерьеров. Следуя этому правилу, вы облегчите мозгу зрителя восприятие вашего дизайна.
Вот несколько онлайн-ресурсов, которые помогут вам с созданием палитры:
Как и многое другое, теорию цвета трудно понять сразу, ведь нужно время, чтобы наметать глаз. Я люблю искать вдохновение в окружающих меня цветах — в фильмах, фотографиях, иллюстрациях и т.д. Один из моих любимых каналов на YouTube — COLORS. Идея там состоит в сочетании цветов одежды музыкантов и цвета стен студии. Ещё один ресурс, к которому я часто обращаюсь — форум r/AccidentalWesAnderson, один из моих любимчиков на Reddit.
Вспомните, когда в последний раз цвет вызывал у вас эмоцию, похожую на ту, что вы хотите передать зрителю. Где вы были, что видели, что чувствовали? Используйте эту информацию при выборе цветов.
Типографика
Веб-дизайн на 95% состоит из типографики, так как практически вся информация в сети представлена в письменном виде. Поэтому для того, чтобы сделать дизайн привлекательным, крайне важно уметь организовывать шрифты в сбалансированную систему, ведь пользователи будут воспринимать дизайн через экраны своих устройств.
Подбор шрифтов — это искусство, однако есть кое-какие правила, которые могут помочь в выборе. Прежде всего, начинайте со шрифтов с ярко выраженными базовыми характеристиками: различимость, читабельность, чёткая разрядка и уместность в контексте дизайна. Есть множество забавных и причудливых шрифтов, но это вовсе не означает, что вам нужно их использовать. Спросите себя, отражают ли выбранные вами шрифты настроение, которое вы хотите передать.
Далее определите, сколько шрифтов нужно для вашего дизайна (обычно от одного до трёх). Если пользуетесь только одним, можете пропустить этот абзац и читать следующий. Если же вы используете более двух шрифтов, принципиально важным будет умение подбирать пары. А теперь ваша очередь играть в Купидона. Два шрифта будут отлично смотреться вместе, если среди всех их характеристик совпадает у них только одна. Эта общая черта, как правило, хорошо различима (одинаковая высота букв, толщина линий). “Фактор совместимости” шрифтов также повышается, если они были созданы в одно время или одним типографом.
Если нужно вдохновение, зайдите на Fonts in Use — там собрана коллекция популярных шрифтов из разных источников.
Как только определились со шрифтами, можете приступать к следующему шагу — построению модульной шкалы шрифтов. В книге Роберта Брингхёрста “Основы стиля в типографике” автор говорит, что модульная шкала, подобно музыкальной, представляет собой условленную совокупность гармоничных пропорций.
Какое отношение это имеет к шрифту? Как только вы выбрали базовый размер шрифта, вы можете рассчитать подходящие размеры для других начертаний с помощью пропорции. Я рекомендую использовать золотое сечение (1:1,618) или чистую кварту (2:3), так как именно с помощью этих пропорций создавали свои эстетичные работы математики, архитекторы и музыканты эпох Древней Греции и Ренессанса.
Вот некоторые популярные визуальные калькуляторы шрифтов:
Я считаю, что значение этих трёх базовых понятий неоценимо при создании хорошего дизайна (естественно, успешный дизайн опирается так же на требования проекта). И пусть каждое из них диктует свои правила, иногда именно нарушение правил делает дизайн великолепным. Но тем не менее запомните их, и я уверена, вас ждёт успешный старт в карьере.
Основы дизайна. Самые главные правила
Давайте будем учиться. Создавать красоту. И жить красиво.
Основы дизайна. Правило золотого сечения
Правило золотого сечения гласит: никаких ровных или кратных делений. Только ассиметрия и иррациональность. Надо сочетать два цвета обоев на стенах на треть по высоте? Отмерьте треть и еще чуть.
Основы дизайна. Психология восприятия визуальной информации
Разберем «по косточкам» вещи и явления из самой гущи повседневной жизни. Нравится картина или нет. Удобно, уютно в комнате или не очень. В сознание поступает только результат, а голова при этом проделывает действительно большую аналитическую работу.
При взгляде на картину мы пробегаем взглядом из верхнего левого угла в нижний правый. Всегда. Без исключений. Правши и левши. Затем уже начинаем блуждать по картине взглядом, останавливаясь сначала просто на ярких пятнах, а затем на элементах, несущих смысловую нагрузку.
Разберем это на примере геометрических фигур.
Отношения между этими геометрическими примитивами могут быть весьма драматичны. В зависимости от их положения, изображение квадрата и кружочка приобретают любое эмоциональное звучание.
А во втором шарик «парит», как бы улетает от квадрата. Квадрат теперь дает нам чувство уверенности, основательности, покоя.
Основы дизайна. Энергия и ее отсутствие
Основы дизайна. Мажор-минор
Не менее важным носителем эмоций является форма.
Арабы читают из нижнего правого угла в верхний левый. И все восприятие зрительной информации у них происходит с точностью до наоборот.
Я вас умоляю. Не приступайте к ремонту, пока не продумали весь проект целиком, вплоть до мебели. Цвет пола или стен окончательно утверждайте после того, как выберете корпусную мебель, цвета обивки на диванах. Кухню. Пусть подготовительный этап немного затянется. Зато все получится хорошо. Признаюсь вам, я сам совершил ошибку, от которой теперь вас предостерегаю.
А сколько у нас было случаев, когда клиенты все-таки переклеивали новые обои после покупки мебели!
Основы дизайна. Недекоративная роль живописи в интерьере
Дизайн — увлекательный процесс художественного проектирования
Дизайн (от английского — design — «проектировать») — это совокупность действий человека или группы людей по художественному конструированию всевозможных изделий. Дизайном также называют результат процесса проектирования предметов или объектов (например — дизайн самолета или книги).
Дизайн играет огромную роль в современном мире, особенно — в промышленном производстве. Дизайнеры в процессе разработки проекта не только стремятся создать максимально функциональное изделие, но и учитывают его ценность с точки зрения эстетики.
Виды дизайна
Дизайн — это очень объемное понятие, которое включает огромное количество разнообразных процессов деятельности, направленных на создание того или иного продукта. В зависимости от сферы применения (назначения) различают следующие виды дизайна:
Процесс разработки дизайна нельзя назвать однообразной работой. Напротив, дизайнерам-художникам постоянно приходится творить — придумывать и воплощать в своих проектах революционные идеи в самых разных сферах жизни человека.
История дизайна
История дизайна неразрывно связана с развитием промышленного производства. Но даже в первобытном обществе наши далекие предки при изготовлении элементарных орудий труда учитывали их функциональность и эстетические свойства.
Слово «дизайн» появилось в повседневном обиходе людей в XVI веке сначала в Италии, а затем и в остальных странах Европы. В те времена в него вкладывали иной смысл, словосочетание disegno intero означало первый набросок будущего произведения искусства или оригинальную идею, возникшую в голове художника.
В середине XIX века на фоне бурного промышленного роста и усиления конкуренции возникла потребность в новаторских методах разработки продукции. Промышленники начали больше внимания уделять проектированию новых образцов, чтобы завоевать внимание покупателей.
В конце XIX века в Англии возникло арт-движение «Искусства и ремесла» (Arts & Crafts). Его главными вдохновителями были Джон Рёскин (John Ruskin) и Уильям Моррис (William Morris). Они выступали против безликого индустриального производства и призывали разрабатывать продукцию с учетом ее эстетической и художественной ценности. Рёскин и Моррис впервые в мировой истории сформировали главные принципы теории дизайна, которые в будущем нашли широкое применение в промышленности.
В начале ХХ века в составе руководства многих крупных предприятий появились художники. Они помогали владельцам фирм вырабатывать собственный корпоративный стиль и принимали участие в разработке новых образцов продукции.
В 1920-х годах возникли первые школы преподавания дизайна (ВХУТЕМАС в СССР и Баухауз в Германии). Тогда же появились дипломированные специалисты-дизайнеры в разных сферах промышленного производства.
С начала 30-х годов ХХ века на рынке труда капиталистических стран становится востребованной профессия дизайнера. С этого времени спрос на хороших специалистов в этой сфере деятельности постоянно держится на высоком уровне.
В послевоенные годы даже в странах социалистического лагеря важность промышленного дизайна становится очевидной. Основы проектно-художественной деятельности включают в программы обучения многих высших учебных заведений технической направленности. В США и Западной Европе печатаются фундаментальные научные труды теоретиков искусства по дизайну, ведутся активные дискуссии на эту тему, возникают многочисленные объединения художников-дизайнеров.
В наши дни дизайнерским объектом можно по праву назвать практически любое новое готовое изделие промышленности во всех сферах деятельности человеческого общества. Дизайнеры активно участвуют во всех этапах создания новых продуктов: от разработки оригинальной идеи до оценки результатов их продаж на рынке.
На портале Very Important Lot посетители имеют прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, созданными выдающимися дизайнерами прошлого. Здесь же можно напрямую купить картины у современных художников для интерьера или для пополнения своей коллекции достойными экземплярами.