Что такое основы духовно нравственной культуры народов россии 5 класс
О предмете «ОДНКНР». «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В 2020-2021 учебном году предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является обязательной для изучения на уровне основного общего образования в соответствии с п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе.
Преподавание ОДНКНР так же, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, но не предполагает обучение религии. Курс регламентируется статьей 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с этой статьей семья школьника выступает в качестве заказчика и участника образования по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Данная статья устанавливает право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации, что в полной мере относится к выбору курсов в рамках предметной области ОДНКНР, особенно, если курсы предполагают изучение религиозных культур. Регламент выбора курса по ОДНКНР, связанного с изучением религиозной культуры, аналогичен регламенту выбору модуля курса ОРКСЭ. Требуется письменное заявление родителей, выбор подтверждается протоколом родительского собрания.
Обеспечение своевременного информирования родителей о преподаваемых в образовательной организации курсах в рамках предметной области ОДНКНР — первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации целей и задач духовно-нравственного образования. Дефицит информации создаёт риски распространения в родительской среде необоснованных опасений. При этом объективная новизна курсов для школы и общества требует не только информирования, но и просвещения, нацеленного на преодоление стереотипов, разъяснение сути предлагаемых нововведений и их значения для воспитания обучающихся. С этой целью образовательная организация может организовать взаимодействие с местной религиозной организацией.
Какие же аспекты обсуждения и изучения предполагает предметная область ОДНКНР?
Знакомство с нравственными ценностями религиозной культуры опирается на конкретные факты. Такими фактами могут быть сюжеты из Священного Писания, истории из источников христианской письменной культуры или современные жизненные истории. Суждения, выраженные в высказываниях авторитетных людей, пословицы и поговорки также могут быть отнесены к фактическому материалу. Многолетний опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла привел к выводу о том, что предлагаемые для изучения факты не должны содержать описаний каких-либо сверхъестественных явлений или чудес, требующих от слушателя веры. Опора на общепризнанную мудрость библейского текста, является ключевым отличием культурологического подхода к изучению религиозной традиции в общеобразовательной школе. Из библейского текста целесообразно выбирать фрагменты, объясняющие все нравственные ценности, но не содержащие при этом сверхъестественных событий, чудес. При использовании фрагмента текста Библии нужно подавать материал, приводя археологические или исторические данные, подтверждающие древность текста. Рассмотрение исторического контекста сюжета в хронологии других древних цивилизаций позволит расширить представление об изучаемом факте.
Наряду с выбором фактов для раскрытия сущности нравственных ценностей в конструировании урока по православной культуре важна постановка проблемы. Связанная с актуальным нравственным развитием учащихся и нацеленная на зону их ближайшего развития, такая проблема помогает определять логику урока. Сюжет, изучаемый на уроке, призван стать материалом для решения учащимися нравственной, исследовательской или логической проблемы.
Традиционно, в силу количественного национального превосходства, в большинстве образовательных организаций края одобрением пользуется изучение христианской культуры.
Предложенная в пособиях по ОДНКНР логика конструирования уроков основана на тезисе о том, что христианская нравственная ценность не тождественна пониманию той же ценности в секулярном мировоззрении. Проведенный анализ содержания общего образования показал, что материалистическая теория зарождения мира представлена как единственно возможная и научная. Современный научный дискурс оперирует разнообразными данными насчет возраста Земли и времени существования человека, являясь в большей степени научной гипотезой, обновляемой с появлением новых научных инструментов и концепций. Полагаем, что в рамках предмета ОДНКНР имеет смысл сопоставить существование научной, философской и религиозной картин мира, охарактеризовав специфику каждой из них в зависимости от объекта, на исследовании которого специализируется каждая из приведенных областей знаний. Научные, философские и религиозные картины мира в разной степени были подвержены изменениям. Самые существенные изменения претерпевали научные картины мира, вплоть до так называемых «революций». Философские картины мира выстраивались в философских школах или отдельными великими авторами и продолжали существовать параллельно, обретая своих последователей. Религиозные картины мира, основанные на богооткровенных положениях или на постулатах основателей, остаются наиболее неизменными на протяжении истории человечества. Представление о существовании различных картин мира и их изменениях в исторической ретроспективе по нашему мнению позволит учащимся сопоставить данные теоретические построения. Знакомство с разнообразием представлений о мире и человеке в мире на материале православной культуры призвано способствовать построению подростком собственной целостной картины мира.
Александр Геннадиевич Мудриченко, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ
Думаю, что смыслом религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
Руководитель МО учителей Директор МБОУ«Воздвиженская
гуманитарного цикла средняя общеобразовательная школа»
_________ Квак М.А. __________Шевченко З.В.
Протокол № 1 от Приказ № ___ от
«25» августа 2015 г. «27» августа 2015 г.
основного общего образования
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427 и 10 ноября 2011 г. № 2643.
— примерными программами по отдельным учебным предметам общего образования;
— федеральным перечнем учебников на 2014-2015 г., утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
— основной образовательной программой основного общего образования утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 2.
— годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год;
— Учебным планом МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 27.08.2015 г. № ____
-программы общеобразовательных учреждений по :
-Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс., Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 г.
— Положением о рабочей программе, утверждённым приказом директора школы от 27.05.2015 г. № 25.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова «Основы духовно- нравственной культуры народов России»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013., В.И. Власенко, А.В. Поляков. Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, 2015 г.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в 4 и 5 классах. В 5 классе продолжается формирование первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории и современности России.
Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, проявление толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения данного курса в 5 классе у учащихся углубляется осознание идеи духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными.
Курс призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение курса заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и духовность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области являются следующие:
— Совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
— Углубление и расширение представлений о средствах и методах хранения и передачи общечеловеческих ценностей;
— Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником истории его народа, его страны.
— Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в доминировании нравственных ценностей над материальными.
Место предмета в учебном плане. В соответствии с ФГОС в 5 класс основной школы введена предметная область «Духовно-нравственная культура народов России».
Учитывая экспериментальный опыт апробации данного курса в школе, предполагается следующий вариант изучения курса: в течение учебного года 1 час в неделю, общее число часов – 35.
Реализация данной программы рассчитана на 2015-2016 учебный год.
В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 17 часов, проведена её корректировка в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета.
В ФГОС основного общего образования учебный предмет «ОДНКНР» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
2). Разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир». Даѐтся характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в быту народа, в особых моментах истории страны.
3) Раздел «Религия и культура». Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе.
Принципы организации обучения:
— Культуроведческий. Определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России, в том числе национальной и религиозной.
— Принцип природосообразности. Обращение к эмоциональной стороне общественной жизни, окружающей природы, общественных отношений.
— Принцип диалогичности. Так как сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре.
— Принцип краеведения. Ознакомление с различными проявлениями культуры в данном городе, селе, регионе может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в полиэтнической среде.
— Принцип поступательности. Обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Предмет «ОДНКНР» развивает общую культуру школьника, формирует гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, общности. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты обучения:
— Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
— Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
— Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с её участниками;
— Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире, воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;
— Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
— Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Метапредметные результаты определяют круг УУД разного типа, которые успешно формируются средствами данного предмета:
— Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения;
— Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
— Овладение методами познания, логическими действиями и операциями;
— Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
— Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
— Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
— Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Раздел 1. «В мире культуры» (4 ч.)
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К.П. Брюллов, Е.И. Репин, К.С. Станиславский, Шолом-Алейхем, Г.С. Уланов, Д.Д. Шостакович, Р.Г. Гамзатов, Д.С. Лихачёв, С.Д. Эрьзя, Ю.С. Рытхэу и др.)
Человек- творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (15 ч).
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представление о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов.
В труде – красота человека. Тема труда в сказках, легендах, пословицах разных народов.
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники, строители БАМа и т.д.).
Раздел 3. Религия и культура (11ч).
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Христианство как одна из трех мировых религий. Раскол христианства. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм: внешние особенности, внутреннее убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 ч).
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир (3 ч).
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от еѐ таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс по ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Пушкино»
Директор МБОУ СОШ №9
По ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Количество часов в неделю_ 1 _
Количество часов в год _ 34
учитель _Нуриева Ирина Николаевна
Должность _ педагог-психолог
Срок действия программы 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по предмету основы духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253(ред. от 21.04.2016 г.)»Об утверждении федерального перечняучебников, рекомендуемых к использованию приреализацииимеющих государственнуюаккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднегообщего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Письмом Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761«Об изучении предметных областей: ОРКСЭ и ОДНКНР»
Учебный план МБОУ СОШ №9 г. Пушкино на 2019-2020 учебный год
Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;
развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа разработана для учащихся 5 класса.
Количество часов в неделю:1 ч.
Всего на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 34 ч.
Раздел 1. Введение (1ч.)
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России
Усвоение правил работы с учебником.
Совершенствование навыков целеполагания;
формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;
создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;
работы с метафорами.
Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны.
Уметь характеризовать понятие «душа»
Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Раздел 2. Православие (14 ч.)
Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Развитие морального сознания.
Совершенствование навыков целеполагания;
формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;
создания моделей и схем;
Установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Принятие позиции «другого».
Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру. Объяснять смысл слов: поучение, уния, милосердие, нестяжание, справедливость, правдолюбие
Понимать и принимать идеалы и ценности заложенные в «Поучении Владимира Мономаха». Понимать. Знать о позиции церкви в смутное время. Заветы оптинских старцев.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха». Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Православная Церковь в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Приоритеты Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Понимание важности для христианина не стяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над духовными.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина.
Православие в современной России. Повторительно-обобщающий урок
Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Благовещенский кафедральный собор – главный храм Воронежа.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России»
Раздел 3. Ислам (6 ч.)
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей;
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;
работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».
Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах. Объяснять понятие верховный сеид. Отношение русского правительства к мусульманам. Смысл понятий: «медресе», имам
Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию.Вхождение мусульманских народов в состав России.
Мусульмане в России. Терпимость русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Понятие «медресе».
Ислам в современной России. Мусульманское религиозное образование и мусульманские организации. Понятие имам.
Мусульманские ценности и идеалы. Ценности: милосердие, мир и согласие, здоровый образ жизни и др.
Дом и семья в исламе. Ценности семьи: уважения к старшим, милосердие.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России»
Раздел 4. Иудаизм (6 ч.)
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению.
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;
работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».
Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.
Объяснять понятий: кагал, хедер и иешива, синагога.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской империи. История иудаизма в Российской империи. Понятие «синагога
Иудаизм в СССР. История иудаизма в СССР. Трагедия Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.
Иудаизм в современной России. Историей иудаизма в современной России. Роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Особенности иудейской культуры, связанные с особенностями существования иудейских общин в России. Ценности семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»
Раздел 5. Буддизм (6 ч.)
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;
работы с метафорами; принятия позиции «другого».
Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий: гэлуг, лама, далай-лама, хурэ, хурул, даган. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками.
Буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимание важности связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.
Буддизм в современной России. События, связанные с историей буддизма в современной России.
Понимание важности ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Буддийские традиции народов России, связанные с домом и семьей. Понимание важности буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Понятие лама, цам.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»
Раздел 6. Обобщение (1ч.)
Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия.
Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа
Совершенствование навыков целеполагания;
формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;
создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;
работы с метафорами.
Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны
Повторительно-обобщающий урок. Защита проектов. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
График проведения практических работ