Что такое основы православной культуры

Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе

Что такое основы православной культуры. Смотреть фото Что такое основы православной культуры. Смотреть картинку Что такое основы православной культуры. Картинка про Что такое основы православной культуры. Фото Что такое основы православной культуры Наталья Толмачева
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе

В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей.Причин тому достаточно много: отказ от прошлого привёл к распаду связи времён, дети плохо знают историю нашей Родины, кризисные явления в обществе и семье, как основной его ячейке. Средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. Поэтому в школе необходим предмет «Основы православной культуры».

Основной целью данного предмета является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры.

Для достижения данной цели,учитель решает следующие задачи:

— пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;

— формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;

— знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.

На уроках могут быть использованы следующие средства:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

3) нравственный диалог;

4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;

5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.

Обучение должно быть организовано так, чтобы у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам него самого.Затем эта потребность позволит учителю совместно с ребенком поставить вопрос: для чего и как создавалась православная культура? Опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства создания православной культуры, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогает учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является без оценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без поддержки со стороны семьи изучение такого предмета будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Домашние задания должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер.

Я считаю, что изучение «Основ православной культуры» должно иметь продолжение и в средней школе. Это будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников.

Главное условие преподавания данного предмета — личность

преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом. Преподаватель должен быть высоконравственным человеком.

К моему большому сожалению данный предмет оказался противоречивым со стороны родителей. Примерно половина родителей отказывается от изучения данного предмета. Родители считают, что для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях; изучение этого предмета приведет к религиозному культу; религия – личное дело каждого и дети сами разберутся со временем, а на уроках их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».

Я, как мать, считаю, что в наше такое жестокое время изучение «Основ православной культуры» просто необходимо. Возраст 10 – 15 лет наиболее подвержен давлению времени, одноклассников, окружения. Именно в этом возрасте детская психика особенно не стабильна, дети становятся психически неуравновешенными. Поэтому у нас так часто случаются суициды в этом возрасте. Отсутствие контроля со стороны родителей приводит к принуждению детей посещать сайты с суицидной направленностью. Родители сами не понимают, что они сами виноваты в этом. Родителям просто необходимо как можно больше разговаривать со своими детьми, быть с ними друзьями.

Я думаю, что, если бы в наших школах именно в этот период взросления детей велся этот предмет, у нас в стране была бы совершенно другая картина. Дети бы четко понимали, как надо правильно жить. Ребенок, в котором с детства будут заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Задача родителей воспитать ребенка в вере и благочестии. Закладывая духовно – нравственные основы жизни, мы даем ребенку шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. Поэтому в школе необходимо изучение предмета «Основы православной культуры».

Что такое основы православной культуры. Смотреть фото Что такое основы православной культуры. Смотреть картинку Что такое основы православной культуры. Картинка про Что такое основы православной культуры. Фото Что такое основы православной культурыИспользование проектной деятельности в знакомстве с традициями православной культуры ля достижения качества образования воспитанников в знакомстве с традициями православной культуры я отдаю предпочтение проектному методу.

Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры «Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры». Ст. воспитатель МБДОУ д/с №32 Жукова Н. Г. Самая большая опасность,.

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.

Итоговый тест по Орксэ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс Итоговый тест по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Выбери правильный ответ. Что такое «веды» а) книги, рассказывающие.

Что такое основы православной культуры. Смотреть фото Что такое основы православной культуры. Смотреть картинку Что такое основы православной культуры. Картинка про Что такое основы православной культуры. Фото Что такое основы православной культурыКонспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.

Конспект занятия по «Основам православной культуры» Тема: Наши помощники : руки и и ноги. Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма занятия: занятие – исследование.

Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Театрализованное представление по основам православной культуры «Пасхальная история» Цель: Приобщение детей к основам православной культуры, обобщение и закрепление знаний дошкольников о празднике Пасха. Задачи: Прививать.

Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.

Источник

Размышления об Основах православной культуры

Что такое основы православной культуры. Смотреть фото Что такое основы православной культуры. Смотреть картинку Что такое основы православной культуры. Картинка про Что такое основы православной культуры. Фото Что такое основы православной культуры
Богоматерь Владимирская — Древо Государства Московского (работы Симона Ушакова, 1668)

В наши дни уже удается вводить предмет «Основы православной культуры» во многих учебных заведениях. Есть регионы, где в школах этот предмет включен в программу как обязательный. Есть регионы, где он принят в качестве факультатива. В некоторых местах борьба еще продолжается. Но уже становится очевидным, что предмет этот, скорее всего, войдет в курс современной школьной программы. И в связи с этим важно выяснить некоторые очень насущные вопросы.

Конечно, было много дискуссий о том, что вообще означает этот предмет — «Основы православной культуры». Существуют разные формулировки, определения вообще культуры и православной культуры в частности, поэтому для нас, чтобы не потеряться в этих формулировках, важно понять самое главное. У России, как, наверное, многие согласятся, очень богатое культурное наследие. А что находится в основе этого наследия? Несомненно, Православие. Известные русские писатели, поэты, музыканты, ученые были воспитаны в Православии. Поэтому часто в произведениях нашей отечественной литературы встречаются сюжеты, которые невозможно понять, будучи человеком неправославным. Допус­тим, в основе романов Ф.М. Достоевского полагаются глубокие евангельские истины. Вне Православия Достоевский непонятен. Или вспомним «Капитанскую дочку» Пушкина: Гринев, оказавшись под временным арестом, начинает молиться и чувствует в душе облегчение — неверующий читатель воспримет это просто как суеверие, но Пушкин вкладывал другой смысл: в тяжелой ситуации только молитва способна уравновесить внутренние силы. А вот особенно интересный факт: из записок секретаря Л.Н. Толстого Валентина Булгакова, проведшего при писателе последний год его жизни, становится известно, что супруга Льва Николаевича Софья Андреевна незаметно привязала к ножке его кровати православный образок, и в итоге Толстой, словно влекомый невидимой силой, едет в Оптину пустынь. Конечно, мы знаем, что у него не хватило сил и решимости пойти на исповедь, но оказывается, что и для него, и для его супруги Православие тоже хоть что-то, да значило, по крайней мере, где-то в глубинах своей души они это, несомненно, чувствовали.

Собственно, понять, что такое культура России, понять вообще историю нашего отечества невозможно без знания основ Православия. Автор этих строк учился в советской школе, окончание ее пришлось на перестроечные времена, но учебники были еще старые. И когда я поступил в Духовную семинарию, оказалось, что я не знал многих важнейших событий русской истории, хотя по истории у меня в школьном аттестате отличная оценка. Дело в том, что в советских учебниках упор делался на классовой борьбе и коммунистической идеологии. Пропускалось описание важнейших исторических событий по той простой причине, что это были события, в которых Россия представлялась неразрывной от Православия. Допустим, описание Крещения Руси и той перемены, которая произошла с князем Владимиром, личность преподобного Сергия Радонежского и его взаимоотношения с благоверным князем Димитрием Донским, роль Церкви в эпоху смутного времени, Оптина пустынь с ее преподобными старцами и их влияние на видных людей XIX века, личность святителя Филарета Московского, которого глубоко уважали и с которым советовались три императора, и многое-многое другое. Сама славянская письменность неразрывна от православной веры. И, не зная вот этих основ нашей истории и нашей культуры, невозможно быть культурным русским человеком. Поэтому в наши дни предмет «Основы православной культуры» поможет правильно понять отечественную историю, раскрыть для себя ценность русского культурного наследия и разобраться в проблемах сегодняшнего дня.

Вместе с тем существует реальная опасность, что преподавание основ православной культуры превратится в изучение только внешних составляющих, допустим только сухой истории главных церковно-исторических событий или внешних форм христианского искусства. То есть учащиеся будут прекрасно знать, в каком году был построен Успенский собор Кремля или Троицкий собор Сергиевой лавры, но при этом сами не сделают и шага, чтобы прийти в храм и от души помолиться за своих родителей или о самих себе. Они будут хорошо знать, кто изображен на иконах преподобного Андрея Рублева, но, возможно, не будут понимать, а зачем нам вообще нужны иконы. Все это станет восприниматься просто как религиозное творчество, культурное наследие православной старины. Это подобно тому как воспринимать праздник Пасхи только по обилию куличей и крашеных яиц и при этом быть совершенно далеким от подлинной веры в Воскресшего Христа.

И вот здесь нам важно понять, что сама культура есть выражение вещей более глубинных. Когда египтяне воздвигали свои пирамиды, бальзамировали умерших, это был не просто бездумный обряд, а исповедание их личной веры в загробную жизнь. Религиозное искусство неразрывно от духовной жизни религии, это есть исповедание во внешних формах сокровенной сущности религии. И в связи с этим важно помнить, что православный храм не просто вид религиозной архитектуры, а место богообщения, то место, где человек освобождается от грехов, от гнетущих его душу проблем, где он обретает подлинную радость от стяжания Духа Святого. Говорят: «Человека встречают по одежке, а провожают по уму». Культура — это одежда религии, и еще можно сказать, что она — отражение внутреннего содержания религии. И если человек чужд самой православной веры, если он чужд веры в Бога и не видит потребности в молитве и церковных таинствах, то и сама православная культура будет для него чужой. Поэтому изучать только культурную составляющую, игнорируя сокровенное содержание Православия, это все равно как изучать только тело человека и не замечать его душу. То есть это будет познание мертвое.

Итак, преподавание основ православной культуры должно быть неразрывно связано с изучением духовной составляющей Православия. Основы православной культуры невозможно понять без живого соприкосновения с духовным опытом Православия, тем опытом, который вдохновлял лучших представителей Православия, таких, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, и многих других к осуществлению в своей личной жизни Евангелия, а посредством их преображал духовно-нравст­венную жизнь и окружавших их людей. Когда мы говорим о бездуховности, о развитии в нашей стране наркомании, о растлении молодежи — что стоит за всем этим? Только ли дело в том, что молодежь незнакома с внешними атрибутами Православия? Что вообще такое бездуховность и какого духа нет у современного общества? В этом отношении нам подсказывают уже упомянутые нами святые отцы, что человеческой душе не хватает Духа Божия, Святого Духа, стяжание Которого доставляет сердцу удивительную свободу, ясность, чистоту и радость. Собственно, сама духовная жизнь, о которой должна идти речь на уроках основ православной культуры, согласно святым отцам, и есть стяжание Духа Святого. Перед лицом соблазнов невозможно выстоять за счет только своего собственного, человеческого духа. Поэтому основные проблемы возникают тогда, когда человек внутренне далек от того главного, что есть в Православии, то есть от живого опыта, опыта жизни во Христе. И, на наш взгляд, предмет «Основы православной культуры» должен обращать внимание именно на это, то есть на духовные основы, фундамент, на то самое главное, что находит выражение во внешних формах православной культуры, — на богообщение. В связи с этим важно подвести учащихся к пониманию того, что Православие не просто древняя религиозная традиция — а чистый путь ко Христу, что духовная жизнь не томительное самоограничение, как полагают многие, что это не ущемление себя — а освобождение сердца от уз греха, радость общения с Богом, что богослужение не последовательность устаревших обрядов — а священнодействие, приобщающее к благодати Божией.

Несомненно, определяющим в дальнейшей судьбе «Основ православной культуры» станет вопрос: а кто же именно будет преподавать этот предмет? Представьте, что в медицинском вузе хирургию возьмется преподавать не хирург, а человек, знающий понаслышке или прочитавший из книг, как оперировать людей. Наверное, такое преподавание будет очень поверхностным, потому что преподаватель сам, по своей жизни, оказывается вне этого предмета. Так и преподать основы православной культуры сможет только искренний православный педагог, который живет Православием и знает о нем не понаслышке. Вот такой преподаватель, даже если он повествует о внешней, только культурной составляющей Православия, все равно сможет через это указать на красоту православной веры, на саму жизнь, жизнь во Христе православных христиан. И подобно тому как в X веке посланники князя Владимира, которые еще мало что знали о содержании православной веры, но которых само созерцание внешнего благолепия собора святой Софии в Константинополе уже убедило в превосходстве Православия над другими религиями, так и в наши дни возможно возводить школьников через познание красоты православной культуры к пониманию внутренней красоты Православия, но только в том случае, если педагог сам будет жить Православием и видеть во внешних формах православной культуры проявление внутренней евангельской силы и жизни.

Мне известен пример одного бывшего адвентиста, причем он являлся даже диаконом, который ради расширения своего кругозора решил изучать православное богослужение, познакомиться с ним практически, для чего приходил в храм, и постепенно наше богослужение так привлекло его, что он перешел из адвентизма в Православие. Вот так практическое ознакомление с православной культурой сделало православным представителя иной христианской конфессии. Внешняя красота, благолепие православной культуры, несомненно, свидетельствуют о внутренней красоте самой веры. Но и эту, внешнюю красоту надо еще научиться видеть, поэтому от преподавателя требуется настоящий подвиг, чтобы донести до современных юношей и девушек, а что же есть истинная красота и в каких формах она способна находить свое подлинное воплощение. Конечно же, школьные лекции о православной культуре необходимо подкреплять практическим ознакомлением, приводить учеников в храмы, возить в монастыри, объясняя при этом каждый момент богослужения, объясняя храмовую и богослужебную символику. Тогда постепенно дет­ская душа станет откликаться, чувствуя благодать Божию, и, будем надеяться, откроет для себя удивительную красоту святых таинств Православной Церкви.

Также важно устраивать встречи школьников с опытными священно­служителями, духовниками, проповедниками, православными миссионерами. Бывает, что те же самые истины, но произнесенные новым человеком, более опытным, с живыми и яркими примерами, становятся для школьников наконец очевидным и убедительным свидетельством. Это поможет представить истины Православия намного богаче и глубже. Раскрывая для себя смысл православной веры, учащиеся начнут по-новому к ней относиться. Возможно, кто-то из них теперь поймет, что все это не просто уважение к древней традиции или, напротив, дань современной моде. А эта вера, собственно, отвечает той потребности, той жажде духовного света, которая есть в сердце каждого человека. Эта вера упорядочивает внутренний строй души и наполняет жизнь человека особенным, высшим смыслом. И вот тогда, открыв для себя смысл, внутреннее содержание Православия, человек станет радостным делателем на ниве собственного вечного спасения. А это, наверное, и есть конечная цель предмета «Основы православной культуры».

Источник

О предмете Основы православной культуры в школах

(Старое школьное сочинение)

Русский — это православный.
Ф.М. Достоевский

С 1 сентября 2006 года основы православной культуры (ОПК) изучаются в 15 регионах России. Два региона Черноземья — Брянская и Белгородская области — первые, где ОПК стал обязательным предметом. В нашей области он носит название «Православная культура». ОПК — для меня не просто предмет, школьная дисциплина. Православная культура – это взгляд православного человека на процессы, которые происходят в обществе.
По сей день не утихают споры о том, нужен ли в школах такой учебный курс. Многие противники утверждают, что это своеобразная пропаганда Церкви, нарушающая основы Конституции, право на свободу совести. Но те, кто спорят, вряд ли присутствовали на уроках Православной культуры: на них мы не учим молитвы, никто не принуждает нас до фанатизма уверовать в Бога, нет! Основы православной культуры — это предмет просветительский, и по своему содержанию намного шире, чем Закон Божий, потому что рассказывает об основах и особенностях православного образа жизни, о том, что такое молитва и почему русские люди молились, зачем они ходили и ходят в храмы, как изменяется внутренне человек, становясь православным, что происходит в его душе, как созидательный дух, поселяясь в душе православного человека, начинает изменять его жизнь? Без объяснения Закона Божьего здесь, конечно, не объяснить многие истины, но нас никто не заставляет молиться или идти в храм, нам лишь объясняют основы, по которым уже два тысячелетия живет православная цивилизация, те законы, которые Россия унаследовала более тысячи лет назад у древнейшей Римской и Византийской цивилизации и должна сохранить сейчас, являясь третьим Римом.
Дети обязаны знать культуру цивилизации, к которой они принадлежат. Поэтому взрослые, наши наставники — учителя и родители — должны неустанно говорить нам, детям, о том, что культура — это не просто какие-то материальные памятники, культура — это уклад жизни, образ жизни, мироощущение, образ мысли, это любовь, как жертвенность, это наша совестливость, наша стыдливость, наше понимание и различение добра и зла. Нужно говорить о том, что грех — это нарушение нравственных законов, о том, почему мучает совесть, когда обижаешь товарища, или не послушаешься родителей. Надо объяснять, что святость — это верность до смерти, когда на выбранном пути служения Богу ты, случается, падаешь, но находишь силы подняться и снова следовать выбранной дорогой. Дети должны знать, как издревле укрепляли свой дух русские православные люди, как умели каяться и как молитвенно предстояли перед Богом. С детства различать, где черное, а где белое, ведь в православии нет неопределённости — серого цвета.
В системе идеалов и ценностей явный приоритет приобретают материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижения собственного комфортного существования.
Система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный характер. Становится «хорошим тоном», например, приобщение к курению с юных лет или принятие наркотика перед посещением дискотеки.
Еще одним следствием доминирования материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость. Всё это мы – дети – видим по телевизору. Но те, кто зарабатывают на этом деньги, едва ли думают о том, что, например, в чьем-то сознании краска, имитирующая кровь в боевике, будет расценена как настоящая кровь, страдание человека. Что же это за осознанное травмирование неустойчивой психики подростков? А если кто-то из них решит, что это весело и завтра пойдет в подворотню убивать? Порой складывается такое чувство, что у людей из СМИ либо нет своих детей, либо напрочь отсутствуют представления о хорошем и плохом.
Дезориентация в системе жизненных целей приводит к росту тяжких пороков, таких как пьянство, курение, наркомания, токсикомания, что не может не вызывать тревоги за будущее России. Увеличивается уровень нервно-психических заболеваний и детского суицида, показатели по которым в России одни из самых высоких в мире.
Возникший духовный вакуум создал благоприятную почву для распространения опасных и разрушительных форм оккультизма и сектантства, что также способствует увеличению уровня нервно-психических отклонений и ухудшению физического здоровья.
Сейчас молодой человек не хочет быть защитником Родины, не может, а порой и не хочет иметь семью и воспитывать детей, не хочет честно трудиться, — он заражен тяжкими пороками – наркоманией, пьянством, озлобленностью.
Что же случилось с человеком? Какова причина этих негативных явлений с духовной точки зрения? Очевидно, что главная причина – ненормальное, болезненное состояние души. В чем это выражается? Без особенных углубленных рассуждений понятно, что в здоровом состоянии души у человека светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям, желание творческого труда. Христианство дает еще и более высокую планку духовному человеку – любовь не только к Богу и ближним, но и любовь к врагам.
Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радости бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.
Но как ребёнку или уже юноше разорвать этот порочный круг и встать на спасительный путь нравственности и веры в Бога? Вряд ли в этом ему помогут его по большей части курящие и пьющие друзья. Вот тут-то невольно вспомнишь о школьном предмете, который поначалу так не хотелось посещать, ведь всё новое зачастую принимается человеком в штыки.
Задача школьного духовно-нравственного воспитания заключается в преодолении последствий растлевающего влияния на детские души – влияния, как марксистско-ленинистской идеологии, так и последовавшей за ней в начале 1990-х годов тотальной деидеологизации. А духовно-нравственное воспитание в школах осуществляется преимущественно именно на основе программ по ОПК.
Быть учителем в наше время – это уже в каком-то смысле подвиг. А в тех условиях, в которые попали наши учителя, заниматься духовно-нравственным воспитанием учеников – подвиг вдвойне, тем более что полагающихся за это благ учителя не имеют совсем. Это то же подвижничество – преподавать предмет, обучающий нравственной норме, в условиях искусственно создаваемого сумасшедшего дома, когда хорошее называется дурным, а дурное – престижным. Но тут встает еще и такой вопрос: должен ли быль преподаватель православной культуры воцерковлен? Наверное, это не главное. Невоцерковленность человека еще не означает отсутствия у него веры. Известно, например, что наш воин, который проявил необычайную твердость в вопросах веры, в нравственных вопросах, – Женя Родионов – не был воцерковленным человеком, но крест с себя не снял и умер верным Христу и своему Отечеству. А ведь он там был не один. Их было четверо, и все четверо не были воцерковлены, однако никто не предал ни Отечества, ни Бога. Так что воцерковленность и духовная крепость человека не всегда напрямую связаны. Просто педагогам надо быть честными, порядочными, верными, уметь донести до ребят суть преподаваемого предмета.
И всё-таки, что бы ни говорили, «Закон Божий» и «Православная культура» – это совершенно разные учебные предметы, разные и по направленности, и по содержанию, и по правовым основаниям.
Учебный предмет «Закон Божий» – это обучение религии, обязательно предполагающее и включающее в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, т.е. не светский учебный предмет.
Тогда как учебный предмет «Православная культура» это светский культурологический учебный предмет, связанный не только с преподаванием знаний об основах православной христианской религии, но и представляющий более широкий комплекс знаний о культуре.
Каждый культурный, уважающий себя человек, к какой бы вере он ни принадлежал, должен знать основы культуры страны, в которой он живет. Собственно, понять, что такое культура России, понять вообще историю нашего Отечества невозможно без знания основ Православия. Для меня непонятно, как человек, живущий в России, может быть лишен собственной культуры – она же у нас вся насквозь православная. Как можно не знать, например, почему выходной день называется воскресенье? Я считаю, что такие уроки нужны, ведь они помимо повышения нравственности увлекают ребят в удивительный мир Древней, старинной России, делают их искренними патриотами своей Родины, заставляют задумываться над смыслом своей жизни. Итак, как говорил Николай Островский: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны учащихся воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить шаги по реализации наработанных позитивных предложений в этой сфере.
Например, хорошее начинание – устраивать встречи школьников с опытными священно¬служителями, духовниками, проповедниками, православными миссионерами. Бывает, что те же самые истины, но произнесенные новым человеком, более опытным, с живыми и яркими примерами, становятся для школьников, наконец, очевидным и убедительным свидетельством. Это поможет представить истины Православия намного богаче и глубже. Раскрывая для себя смысл православной веры, дети начнут по-новому к ней относиться. Возможно, кто-то из них теперь поймет, что все это не просто уважение к древней традиции или, напротив, дань современной моде. А эта вера, собственно, отвечает той потребности, той жажде духовного света, которая есть в сердце каждого человека. Эта вера упорядочивает внутренний строй души и наполняет жизнь человека особенным, высшим смыслом. И вот тогда, открыв для себя смысл, внутреннее содержание Православия, молодой человек станет начинающим делателем на ниве собственного вечного спасения. А это, наверное, и есть конечная цель предмета «Основы православной культуры».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *