Что такое особенности формы
Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений
Настоящий курс лекций и практических упражнений может быть рекомендован учащимся различных специальностей, но, разумеется, не заменяет личного общения с педагогом и практического анализа музыкальной формы и выразительных средств музыкальных произведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ.
ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ В ФОРМЕ.
Понятие музыкальной формы.
Музыкальная форма — лат. forma — вид, образ, очертание, красота. Это понятие имеет несколько значений:
Музыкальная форма вообще (форма как категория, присутствующая в искусстве)
Система музыкальных средств для воплощения содержания произведения: мелодические мотивы, лад, гармония, ритм, фактура, тембр и др.
Исторически сложившийся тип композиции: канон, рондо, фуга, соната, сюита. В этом понятии форма сближается с жанром
Важнейшее значение в искусстве имеет соотношение понятий формы и содержания. Содержание музыки — это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает. Язык музыки часто непереводим на язык слов, но сочинение может сопровождаться развёрнутой программой, данной автором (Г. Берлиоз — «Фантастическая симфония»). Возможна скрытая программа, например в названии (П.Чайковский — симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта», Л.Бетховен — Симфония №3 «Героическая»). Многие произведения не имеют программы, но в любом сочинении есть интонационная фабула — развитие и взаимодействие интонаций, музыкально-интонационный сюжет. Содержание подразумевает идею и образ. Например, идея Симфонии №5 Д.Шостаковича — плач по судьбам миллионов людей, погибших в ХХ в. А образы — трагедия в I части, картина «ликования из-под палки» в финале. В сложном взаимодействии формы и содержания последнее является ведущим.
Музыкальная форма любого произведения имеет 2 стороны:
ФОРМА-СХЕМА — структура, композиционный план
ФОРМА-ПРОЦЕСС — слушая произведение, мы как бы участвуем в его создании, наблюдаем за рождением музыкального материала.
исследователей-музыковедов сложились различные способы классификации музыкальных форм. Одна из них — по эпохам:
Музыкальные формы эпохи барокко
Музыкальные формы ХХ века
Также есть деление на инструментальные и вокальные формы.
Независимо от классификаций существуют определённые типы форм:
Циклические формы (сюита, сонатно-симфонический цикл),
Смешанные формы и разновидности перечисленных форм
Музыкальные жанры — это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с различным жизненным назначением музыки, способом и условиями её бытования, исполнения и восприятия.
В связи с жизненным назначением:
прикладные (бытовые и религиозные обряды, музыка к спектаклям и кинофильмам)
автономные (музыка, предназначенная для концертного исполнения)
духовные (религиозного содержания или исполняемая в церкви)
светские (музыка не связанная с религиозной традицией)
В связи с условиями бытования:
пленэрные (музыка на открытом воздухе)
По способу исполнения жанры бывают:
Музыкальные жанры могут пересекаться. Они имеют национальную характеристику (итальянское каприччио, норвежские танцы…), характеризуется ритмом, метром, фактурой, темпом. Отличительные черты жанра зависят от эпохи и индивидуального стиля композитора.
Музыкальный стиль — это система средств выразительности, которая служит для воплощения определённого содержания и свойственна конкретному историческому периоду, национальной культуре, отдельным направлениям, школам, индивидуальным особенностям композиторского письма. Например: Стиль эпохи — барокко, классицизм, романтизм и др. Национальный стиль — австро-немецкий, русский и др. Стиль направления или школы — Мангеймская школа, Венская школа, «Могучая кучка», французская «Шестёрка». Индивидуальный стиль — стиль В.Моцарта, П.Чайковского, Г.Свиридова…
Музыкальные формы
Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:
Классический период.
Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.
Фраза= 2 такта
Предложение= фраза+фраза= 4 такта
Период= предложение+ предложение= 8 тактов
Примеры периодов повторного строения:
Простая двухчастная форма (АВ)
Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..
Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.
Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.
Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:
Простая трехчастная форма (АВА).
Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)
Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.
В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:
Сложная трехчастная форма (АBА)
Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.
Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.
Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).
Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:
Сложная двухчастная форма (АВ)
Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.
Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.
Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:
Характерные черты формы:
Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:
Вариационная форма (А А1 А2 А3…)
Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).
Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.
В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:
Форма рондо.
Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).
Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).
Форма рондо: А В А С А.
Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).
Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.
Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.
Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.
Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:
Что обозначает форма? Вопрос достаточно сложный. Даже немного философский. Данная наука рассматривает взаимосвязь формы и содержания. Но в этой статье речь пойдет не о философских размышлениях, а о значении слова «форма». Это слово распространено в речи, но что оно обозначает? В статье указано толкование, его часть речи, а также синонимы. Не обойтись и без примеров предложений.
Определение части речи
Все слова в русском языке взаимодействуют друг с другом. Не бывает такого, что одна языковая единица находится в вакууме и живет сама по себе. Слова находятся в непрерывном контакте. Они формируют предложения и позволяют передавать информацию.
Вам будет интересно: Университетский колледж Лондона (University College London, UCL): условия поступления и обучения, общежитие
Чтобы научиться употреблять термин «форма», нужно знать, что это за часть речи. Важно понимать, какую синтаксическую роль несет данная языковая единица. Лучший способ, который поможет определить часть речи слова «форма» — это составление самого простого предложения и последующий его анализ.
Рассмотрим, какую роль играет слово «форму» в данном предложении. Здесь это дополнение: «указал (что?) форму». Обладает зависимым словом: «форму (чего?) детали». Вызывает в воображении конкретный образ. То есть это неодушевленное существительное, отвечающее на вопрос «что?». Употребляется во множественном числе — «формы».
Лексическое значение
Теперь понятно, что «форма» — это имя существительное. Но мало знать, что это за часть речи. Нужно еще и найти лексическое значение. Здесь на помощь придет толковый словарь. Там указаны толкования всех языковых единиц, которые только существуют.
Стоит отметить, что у существительного «форма» есть несколько толкований. Порой они совсем не связаны друг с другом. Это наталкивает на мысль, что слово «форма» может использоваться в самых различных контекстах.
Очевидно, что понятие «форма» довольно обширно. Это слово встречается в самых разных речевых ситуациях. Оно употребляется в философских трактатах, лингвистических исследованиях, официально-деловой лексике, научных трудах. Встречается в разговорном и художественном стиле речи.
Такие разные формы
Существительное «форма» широко применяется в речи. В одном тексте оно указывает на клише для печати, в другом — на состояние тела, в третьем — на бланк. То есть нужно тщательно анализировать предложения, чтобы понять лексическое значение существительного «форма».
Какие виды форм существуют? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Классификация зависит от конкретного значения слова «форма».
Например, если подразумевается геометрическая, то можно представить такую классификацию:
Когда речь идет о формах правления государства, то классификация будет такой:
Форма одежды тоже бывает разной. Она может быть летней и зимней, повседневной и походной.
То есть вид зависит от того, что именно обозначает слово «форма». Важно понять, в каком контексте употребляется это слово, а потом приступать к классификации.
Примеры предложений
Чтобы запомнить, что такое форма, рекомендуется составить с этим словом предложения. Всем известно, что информация, закрепленная на практике, усваивается намного эффективнее.
Теперь понятно, что такое форма. Представленные предложения помогли закрепить толкование этого многозначного слова.
Синонимы к слову
Существительное «форма» можно и нужно заменять синонимами. Но стоит учесть, что близкие по значению слова должны вписываться в контекст. Если форма обозначает одежду, то синоним будет одним, если бланк — то другим.
Важно, чтобы синоним к слову «форма» не деформировал смысл предложения. Ниже представлены варианты синонимов. В некоторых случаях они бывают взаимозаменяемыми.
Представленные синонимы помогут заменить слово «форма». Например, если имеется в виду одежда, можно применить слово модель. Если же говорится о каком-либо бланке, уместно использование существительного образец.
Сложности употребления
Существительное «форма» — это стилистически нейтральное слово. Оно приемлемо для всех стилей речи. Важно отметить многообразие его значения.
Нередко из-за подобной многозначности возникает некоторая путаница. Особенно среди людей, для которых русский язык не является родным.
При возникновении любых трудностей лучше проконсультироваться с толковым словарем. Там указано толкование слова «форма». При помощи словаря синонимов есть возможность подобрать слово с похожим лексическим значением. Это поможет избежать повторов, а также обогатить речь.
ФОРМА
Полезное
Смотреть что такое «ФОРМА» в других словарях:
форма́т — формат … Русское словесное ударение
ФОРМА — ФОРМА, формы, жен. (лат. forma). 1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. «Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.» Л.Толстой. || только мн. Очертания… … Толковый словарь Ушакова
ФОРМА — (лат. forma). 1) общий вид, очертание предмета. 2) установленная одежда для какой либо должности, или ведомства. 3) льяло, прибор, в который отливают фигуры для придания им известного наружного очертания. 4) рама, в которую заключают набор шрифта … Словарь иностранных слов русского языка
форма — Вид, выкройка, фасон, модель. См. вид, платье, характер.. для формы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. форма конфигурация, фигура; вид, выкройка, фасон, модель, платье,… … Словарь синонимов
Форма — Форма ♦ Forme Допустим, перед нами статуя Аполлона. Вслед за Аристоте лем мы можем различить в ней материю (мрамор, из которого она сделана) и форму (ту, которую придал ей скульптор). Мы понимаем, что форма – это цель, к которой стремится… … Философский словарь Спонвиля
ФОРМА — жен., лат., франц. фигура, наружный вид, ураз, образ, очерк или стать. Изящные формы Аполлона. Форма этих кувшинов неудобна. Форма соляных гранок кубическая. | Образец вещи, пример. Военная форма, мундир с принадлежностью, по данному образцу. |… … Толковый словарь Даля
Форма — (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на обилие… … Литературная энциклопедия
Форма — ФОРМА (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на… … Словарь литературных терминов
Что такое особенности формы
ФОРМА
Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственнаяструктурная организация объекта, возникающая в результате содержательногопреобразования материала; так же это внешнее или структурное выражениекакого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческойдеятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несетв себе ценностно-ориентированную информацию.
Та же закономерность и целесообразность присуща вещам предметной среды. Здесь дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость,мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой.
Таким образом, в выразительных проявлениях формы участвуют:
Закономерности пропорционального построения выясняются по аналогии с природными формами. Выделяются основные принципы построения предметной формы:
Многообразие форм
Всё, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.
Форма — это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.
Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:
Выразительность формы становится главной при её первичном восприятии.
Лицо человека воспринимается и запоминается лучше, когда оно находится в определённом эмоциональном состоянии, чем когда оно имеет правильные формы и совершенно спокойно.
Чувство формы
Совершенство изобразительной формы