Что такое острый каменный наконечник
Наконечник стрелы
Содержание
Части наконечников стрел
Каменные наконечники
Металлические наконечники
Древнейшие наконечники стрел
В 2010 году появилось сообщение о находке в Южной Африке, в пещере Sibudu, предположительно пока самых первых в истории наконечников стрел. Это мелкие отщепы камня неправильных форм со следами крови, кости и крепёжной смолы. Их возраст составляет 64000 лет. Это средний палеолит. Если открытие подтвердится, то всё равно, считается, что после этого тысячелетиями лет лук и стрелы больше не использовались. [6]
Хотя во многих индустриях последующих палеолитических культур имеются мелкие каменные острия — их наконечниками стрел не определяют.
Наконечники стрел индустрий финального палеолита
Первыми наконечниками стрел чаще определяют мелкие острия позднего этапа западноевропейской позднепалеолитической солютрейской культуры (22/18 тыс. — 17/15 тыс. л. до н. э.). То есть именно тогда и началось использовоние лука и стрел. Но указывается также, что невозможно пока точно различить, наконечники стрел и дротиков. Поэтому есть указания и на более раннюю граветтскую культуру (28—21 тыс. л. до н. э.), и на более поздние. Находки же самих стрел известны только для эпохи мезолита.
Солютрейская культура имела несколько видов наконечников стрел:
Все они выделяются тщательной покрывающей ретушью, но только со спинки. Брюшко ретушировано лишь на обоих кончиках.
Ещё несколько позднепалеолитических культур Европы выделяются именно по своеобразию своих мелких наконечников (конечно, не только по ним), которые из-за их размеров относят к микролитам. Это такие культуры, как мадленская, гамбургская, бромме, тьонгер, крезвел, лингби, аренсбургская, свидерская и др.
Сменившие солютрейскую культуру имели уже менее тщательно выполненные наконечники. Так гамбургская индустрия отличается своими наконечниками с выемкой в основании и срезанным наискось усечённым ретушью лезвием. А генетически связанная с ней аренсбургская — имела как наконечники с несколько диагональным лезвием, так и симметричные черешковые наконечники.
Одна из наиболее древних культур на территории России — стрелецкая культура верхнего палеолита с её известной стоянкой Сунгирь под Владимиром. Эта культура выделяется своими двусторонне обработанными наконечниками треугольной формы с выемками снизу и листовидными. [7]
В палеолите также широко применяли костяные наконечники, которые обычно представляют из себя заострённые круглые стержни с плоской лопаточкой на другом конце. Этой частью наконечник и вставлялся в расщеп на торце древка.
Деревянные наконечники, конечно, тоже применяли. Для охоты на птиц кончик древка даже не надо было затачивать. Могли быть зарубки. Если делают остриё, то перед этим конец древка накаляют для твёрдости. Для охоты на пушного зверья и птиц могли применять и полностью деревянные стрелы с крупным утолщением на конце. Такие стрелы известны у многих народов в позднее время.
Наконечники стрел мезолита
По костяным наконечникам стрел мезолитической иеневской культуры Волго-Окского междуречья было сделано предположенин, что они могли обтачиваться на примитивном токарном станке. Эти наконечники игловидной (веретенообразной) формы и имеют соответствующие следы обработки. [10]
Различные индустрии с наконечниками стрел имелись в Северной Америке. Первыми там стали использовать лук люди позднеархаичного / пост-архаичного периодов около 1000 л. до н. э. (см. Доколумбова хронология Северной Америки). Ранее использовали только копья и копьеметалки с дротиками. Разнообразие тамошних каменных наконечников, пожалуй, не имеет равного в Старом Свете. Характерной особенностью многих из них является наличие выемок у основания. По месту расположения, эти выемки могут быть угловыми, боковыми или базальными. Они облегчают закрепление на древке и (или) образуют шипы.
Наконечники неолита, энеолита, ранней и средней бронзы
В неолите продолжалось использование наконечников разнообразных форм, многие из которых были выработаны ещё в палеолите. Это листовидные, с вогнутым основанием (шипастые), ромбовидные, треугольные, треугольные с вогнутым основанием и шипами, черешковые с шипами и без них. Появились наконечники с зазубренными лезвиями (так называемые «ерши»). Иногда передняя часть наконечника делалась очень узкой, а основание резко расширялось. Их называют «стилеты» (Ливан).
В неолите также в некоторых регионах наконечники вытачивали из подходящих для этого пород (сланцы).
В энеолите, ранней и средней бронзе также использовали в основном каменные наконечники. Наряду с прежними формами, в раннюю бронзу, например, на Северном Кавказе выделяются так называемые «флажковидные наконечники». То есть несимметричные наконечники с боковым выступом. Иногда этот выступ переходил в шип. Несколько напоминает солютрейские наконечники, но сделанные ещё более тщательно: с двусторонней покрывающей струйчатой ретушью и часто с мелкопильчатой ретушью на лезвиях. Есть основания думать, что такие изменения знаменуют увеличение значения войны среди обществ того времени.
Не меньшее мастерство проявлялось при изготовления специфических «сердцевидных» кремнёвых наконечников катакомбной культуры. Они, при собственной ширине около сантиметра, имеют глубокую выемку в основании и острые шипы-«усики», которые, обычно, загнуты внутрь. Эти наконечники, видимо, были расчитаны на отделение от древка и даже раскалывание при попадании в тело. [11]
В Иране было найдено всего два черешковых двухлопастных наконечника эпохи бронзы (2000—1800 гг. до н. э.).
В Палестине металлические наконечники листовидных и ромбовидных форм появились в период средней бронзы (1750—1700 гг. до н. э.). В 1650—1550 гг. до н. э. у части наконечников на пере выделяется ребро жёсткости. В 1550—1479 гг. до н. э. — экземпляры подтреугольной формы. Не позднее 1220-х гг. до н. э. они становятся чётко треугольными. Некоторые даже с выделенным нижним концом граней. Но с острыми шипами наконечников в Палестине так и не появилось. В Анатолии, напротив, в 1450—1100 гг. до н. э. характерными становятся наконечники с треугольным пером и шипами.
Наконечники поздней бронзы и раннего железа
В начальный период поздней бронзы (киммерийский период) продолжалось использование разнообразных каменных наконечников. Наряду с ними широко применялась кость. В регионах степных культур юга России и на Украине (культура многоваликовой керамики, срубная, сабатиновская, белозерская) костяные наконечники были как черешковые, так и втульчатые. И первые, и вторые использовали для снаряжения тростниковых стрел. Черешковые просто вставлялись в тростинку, а для втульчатых применялись переходники — короткие деревянные стерженьки (аналогично более поздним скифским наконечникам [15] ). Имеются наконечники и с черешками, предназначенными для вставки в деревянные древки. Их черешки — или вытянутые плоские, или в виде косого среза на торце наконечника. По форме острия костяных наконечников делятся на пулевидные, овальные и карандашевидные. Последние чаще бывают трёхгранные, реже четырёхгранные (квадратные или ромбические) и бо́льшим количеством граней. Трёхгранные иногда имели специальный перехват для привязывания к древку и у некоторых выделялись узкие лопасти. Основание наконечников было или плоским, или с шипами. [16]
На Переднем Востоке бронзовые наконечники стали заменятся и где-то полностью заменились на железные в начале 1-го тысячелетия до н. э. В это же время в евразийских степях и, например, на Кавказе (кобанская культура) бронзовые только начали входить в широкое употребление. В предскифское время преобладали двухлопастные наконечники с ромбовидной головкой. Только в поздний (скифский) период металлические наконечники становятся обычным и массовым изделием. Причём такой массовости Древний Восток не знал. [17] В степи использовали именно втульчатые. Они имеют две или реже три лопасти. Двухлопастные могут ещё снабжаться крючковидным шипом, отходящим от втулки. У трёхлопастных сами лопасти могут быть в основании шиповатыми. Также массовыми являются и более поздние трёхгранные втульчатые наконечники, часто имеющие в основании шипы. Их рёбра иногда специально затачивались.
Наконечники скифских типов были распространены довольно широко, а изготавливали их или местные мастера лесостепи, или они поставлялись из греческих городов Северного Причерноморья. Отливались из оловянистой или свиново-оловянистой бронзы. Реже применяли для наконечников томпак или латунь. [18] Под влиянием явной эффективности киммерийско-скифских стрел на Древнем Востоке вновь входят в употребление бронзовые наконечники, теперь уже скифских форм. Это было связано и с изменением военной тактики. Так как ставшим необходимым большое количество наконечников легче массово отливать из бронзы, чем каждый выковывать из железа. [19]
Железные кованые наконечники скифы применяли, но гораздо реже, так как довольно сложно методом ковки делать именно втульчатые наконечники. Внешне они походят на бронзовые. Повторяют форму бронзовых также костяные и деревянные наконечники. Костяные вырезались из кости ножом. Пулевидные могли вытачиваться на простейшем токарном станке, так как несут следы резца. Костяные наконечники часто тщательно полировали. Деревянные составляли одно целое с древком стрелы. [20]
С начала по 2-ю пол. VI в. до н. э. в Причерноморье наконечники с заострёнными шипами вытеснили два других типа без выделенных шипов с лавролистным и остролистным пером. Одновременно в Средней Азии широко распространяются трёхлопастные втульчатые наконечники скифского типа, в том числе и с заострёнными шипами, с выделенной и скрытой втулкой. На Ближнем Востоке появление ранних и поздних типов евразийских наконечников хорошо соотносится с походами киммерийцев в Египет и Средиземноморье (VII в. до н. э.) и скифов в Мидию, Сирию и Палестину (70-е гг. VII в. — начало VI в. до н. э.). Наличие архаичных киммерийских трёхлопастных без шипов наконечников в Иране, объясняется наличием там мидийского контингента, а поздних скифских в Египте и других местах (2-я пол. VI—V вв. до н. э.) — служащими в ахеменидских гарнизонах среднеазиатскими степняками (саки хаумаварга и тиграхауда). Но евразийские бронзовые наконечники не вытеснили местные типы железных наконечников. На Ближнем Востоке были в ходу и те и другие. [21]
Среди кочевников Восточной Степи 1-го тыс. до н. э. применялись бронзовые наконечники с тремя видами насадов: втульчатые, черешковые и зажимные. Последние представляют собой насад в виде двух или трёх лопастей. Черешки же были уплощенные — для насада на деревянные древки. В отличие от длинных круглых черешков китайских бронзовых стрел эпохи Цинь и Западное Чжоу, где черешки обматывали тканью и вставляли в бамбуковые или тростниковые древки. [22]
Кочевники поздней древности (II в. до н. э. — V в. н. э.) (Сарматы, хунну, тесинцы и таштыки в Минусинской котловине, кокэльцы в Туве) в начальный период применяли такие же бронзовые наконечники, как и скифы, не внося новых изменений. Позднее они перешли на более простые в изготовлении черешковые наконечники из железа, которые и вытеснили бронзовые. На западе на железные наконечники первыми перешли сарматы. На востоке примером для подражания были хунну. Но у хунну, кокэльцев и некоторых других восточных кочевников определённое количество бронзовых использовалось всегда. У хунну известны и биметаллические наконечники. Большим разнообразием отличается и набор наконечников кокэльцев (II—V вв. н. э.), не совсем сопоставимый с хуннским.
Самые массовые наконечники этого периода — железные трёхлопастные, происходящие от трёхлопастных скифского типа. Они годились для обстрела незащищённого противника и конницы. Их острия расширились, размах лопастей увеличился. Это повысило баллистические свойства (устойчивость в полёте) и поражающие качества (увеличение поверхности поражения) стрел. Подобные наконечники стали популярны и у многих соседей кочевников. Редкой формой у разных народов были четырёхлопастные наконечники. Их можно рассматривать как пробный вариант. [23] [24]
В азиатских степях широко применяли и плоские наконечники разнообразных форм. Некоторые из них произошли, видимо, напрямую от кремнёвых наконечников, которые тогда и позднее использовали в сибирской тайге. Плоские наконечники, кроме разнообразной формы, делятся ещё на широкие, узкие и «срезни». Широкие предназначались для обстрела незащищённого противника. Самые широкие — конницы. Узкие с массивным остриём могут быть применены против доспехов.
Срезни (по-другому, «секторные» и «томары») применялись и позднее — всё Средневековье. Рабочие лезвия срезней бывают слегка выдающимися вперёд, плоскими, лунообразными или в форме ласточкина хвоста. О предназначении их имеются разные мнения. Судя по изображениям, их применяли для охоты на птиц и зверей. Они ломают кости и наносят широкие рубленые раны, от которых животное неизбежно истекает кровью. Они также обладают антирикошетным свойством и более широкой площадью захвата цели. Срезни могут выполнить и некоторые особые задачи, например, перерезать какие-то верёвки. Самые крупные могли применяться — наряду с крупными трёхлопастными и плоскими — для обстрела вражеской конницы. Встречаются и трёхлопастные срезни. Азиатские степняки применяли также множество разновидностей наконечников «ярусных форм». Эти наконечники объединяют в себе свойства обычных трёхлопастных и срезней.
У хунну было и небольшое количество железных «бронебойных наконечников» (трёхгранные удлинённо-треугольные и четырёхгранные удлинённо-ромбические). Эту же роль у них выполняли бронзовые гранёные наконечники скифских типов и биметаллические (бронзовый втульчатый с железным черешком). Три типа бронебойных известно у кокэльцев и один — в верхнеобской культуре.
Выделяют ещё один тип наконечников степняков — «боеголовковые». Они отличаются вытянутой шейкой с упором. Считается, что такая форма способствует более глубокому проникновению в тело. Это, конечно, не так.
Костяные наконечники продолжали применять. Имеется множество их форм. Для восточных степей характерна своеобразная форма костяных наконечников с вильчатым насадом. Подобные применяли в Сибири с эпохи энеолита, но распространили в Южной Сибири, видимо, хунну. Большое разнообразие костяных наконечников имелось у племён верхнеобской культуры. У кокэльцев, наоборот, было мало типов костяных наконечников. Известны цельнодеревянные стрелы кокэльцев, используемые для охоты на пушных зверей. [23]
Свистящие стрелы
В этот период, а затем и средневековые кочевники Северо-Восточной Евразии применяли так называемые «стрелы свистульки» (например, хунну, монголы). Их применяли также буряты, турки, китайцы, японцы и другие. В том числе, в Восточной Европе и на Руси. У такой стрелы, чаще всего, на древке, ниже наконечника, имелась костяная свистунка в виде шарика, удлинённой или биконической гранёной формы, снабжённая отверстиями. Иногда их насаживалось даже по три или четыре штуки. Более редкий вид — это цельные со свистунками наконечники, имеющие в основании выпуклые полости с отверстиями или внешне схожие с костяными вытянуто-округлые железные полости с отверстиями на месте шейки. Свистунки выполняли также роль муфты, препятствующей расколу древка черешком наконечника. В пользу этого говорит то, что свистунками чаще снабжались крупные трёхлопастные наконечники, а также наличие «свистунок» вообще без отверстий.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.
Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.
Иллюстрация из открытой сети Интернет:
Каменный наконечник копья возрастом до 500 000 лет назад (Кату Townlands, город Кату, Южная Африка).
Кату Townlands, один из самых богатых доисторических археологических памятников в Кату. Здесь найдены десятки тысяч артефактов Каменного века, в том числе ручные топоры (рубила) и другие инструменты, возраст которых составляет от 700 000 до 1 000 000 лет назад. Кату Townlands расположен между холмами Kuruman на востоке и горой Langberge на западе.
Основной инстинкт выживания – это инстинкт самосохранения, который властно, бескомпромиссно, «молча» и неумолимо требует от любого живого организма, в том числе от животных и человека, быть осторожным, опасаться, настораживаться, тревожиться, бояться, трусить, в первую очередь, бежать, избегать любой опасности.
Сколько животных убежало от древних первобытных охотников, прежде чем они могли воткнуть в них свои колы-копья или кинуть в них тяжёлым камнем!?
Сколько животных было только слегка поранено острыми и не очень острыми концами колов-копьёв, брошенных неумелой или слабой рукой охотников?
Сколько досады, обиды, сожаления, злости и ярости было «выплеснуто» на убежавших животных, на бесполезное кол-копьё, на некстати ослабевшую руку, на неумелого охотника, на ветку, треснувшую некстати, на соучастников свидетелей неудачи охотника, на их мам, пап и голодных родственников, ждущих вожделенное мясо?!
Но больше всего досады было выражено колу-копью, этой бесполезной тяжёлой палке, которая не хотела «протыкать» своим концом шкуру животного…
Вот если бы приладить к колу-копью острый осколок камня или острый осколок кости, тогда, может быть, тяжёлое кол-копьё легче вонзится в тело животного? Ведь острые колючки кустарника и острые зубы хищников так легко вонзаются в руки и ноги, так легко рвут кожу…
Главное, тогда можно было бы метать кол-копьё с большего расстояния и не красться к животному вплотную…
Дело в том, что и сами охотники подвержены воздействию властного инстинкта самосохранения и не рискуют подходить к опасному животному на близкое расстояние. Доведённое страхом и болью до отчаяния даже самое слабое и безобидное животное может лягнуть, забодать рогами, навалиться всей своей тушей, укусить крепкими зубами, боднуть лбом, затоптать копытами.
Вероятно, эти мотивы и эти обстоятельства повлияли на неандертальских охотников, обладателей колов-копьёв и они много тысяч лет назад от данного времени (50 000-49 000 до н.э.) начали прикреплять к концам своих колов-копьёв каменные, роговые или костяные острые наконечники.
Так естественно, обыкновенно, возможно, совсем не революционно повсеместно и практически в одно и то же историческое время возникли метательные колы-копья с прикреплёнными к ним каменными, роговыми и костяными наконечниками.
Единственное ограничение этому историческому событию – это возникновение умения изготавливать кожаные полоски, нити из кишок животных, плетёные шнурки из волокон растений и, возможно, шерсти, а также «изобретение» смолы-клея для крепления наконечников к древку копья.
Археологические данные свидетельствуют, что впервые каменные наконечники метательных копий появились в Африке 180 000 лет до н.э. (ХР 2.5.14. Эпоха человека современного вида. Универсальные копья).
Восточная Африка (Кения, Эфиопия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Каменные лезвия копий. Отщепы. 180 000 до н.э.
Изготовление из отщепов каменных наконечников копий «кенийского» и «эфиопского» типов. Первые имеют форму крупных и мелких листообразных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских каплеобразных и острых пластин.
Восточная Африка (Нубия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий нубийского типа. 180 000 до н.э.
Изготовление обитателями Восточной Африки из отщепов каменных наконечников копий «нубийского» типа. Наконечники имеют форму крупных и мелких листообразных и треугольных грубо обработанных каменных лезвий. Из всех разновидностей копий в Африке преобладают метательные копья. Они являются универсальными орудиями.
Древком копья можно было бить по веткам деревьев и кустов, пугая и сгоняя животных в нужном направлении. Их можно было метать в жертву или добычу. Ими можно было колоть, тыкать или втыкать, навалившись всем весом тела охотника на древко. Наконец древком копья можно было действовать на охоте или в бою, как обычной палкой.
Северная Африка. Сахара. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий аутерийского типа. 180 000 до н.э.
Изготовление обитателями Сахары из отщепов каменных наконечников копий «пре-ауреньякского» и «атерийского» типов. Первые имеют форму треугольных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских и острых треугольных пластин с черенком для крепления в древке копья.
Африканские охотники, как правило, имеют два-три разных копья. Одно копьё для броска, другое для рукопашного боя. Впоследствии к заднему концу копья привязывался тонкий длинный ремешок, чтобы брошенное копьё можно было притянуть обратно.
Копья для броска и для рукопашного боя-охоты отличаются не длиной и весом, а балансом. Центр тяжести метательного копья смещён ближе к наконечнику-острию. Метательные и рукопашные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками распространились по всему обитаемому людьми миру (Ойкумене).
Южная Африка. Бамбатан. Ховинсонс Поорт. «Залив спокойствия». Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Листообразные и треугольные наконечники копий. Первобытный дизайн. Одухотворение орудий труда. 180 000 до н.э.
Изготовление африканскими обитателями «Залива спокойствия» (Южная Африка) каменных наконечников копий треугольной и листообразной формы из обработанных плоских каменных лезвий. Впервые, наконечники копий становятся не только технологически совершенными, но и красивыми.
Начало развития так называемого «первобытного дизайна» (180 000-150 000 до н.э.). Орудия труда становятся предметами искусства, которыми восхищаются, гордятся, которых любят и почитают (одухотворяют).
Здесь в Центральной Африке 180 000 лет до н.э. сформировалось первобытное человечество и первые формы первобытнообщинного строя.
Здесь родились первые первобытные люди современного человечества, Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев.
Здесь осуществлялся процесс расогенеза, формирования первопредков всех современных рас, народов и этносов.
Здесь возникла Экваториальная или Австрало-негроидная раса. Здесь началось разделения африканской Экваториальной или Австрало-негроидной расы от людей остальных будущих рас человечества (180 000-134 000 до н.э.), разделение рас и языков.
Здесь начало современной ноосферной информационной цивилизации современного человечества.
То время (180 000-134 000 до н.э.) является границей возможностей глоттохронологии – науки сравнения корней древнейших языков человечества. Это время наиболее древней мутации мтДНК человека, которую можно распознать современными научными методами. С этого времени в коллективной первобытной памяти—сознании человечества сохраняются все возникающие структуры-образы и архетипы, составляющие информационную среду (ноосферу) цивилизации современного человечества.
Одним из таких ноосферных архетипических образов-структур первобытной памяти-сознания является копьё и метательное копьё с наконечником.
Копьё – это вид колющего, колюще-ударного, колюще-рубящего и колюще-метательного древкового холодного орудия-оружия. Копьё, в отличие от простого кола-копья, состоит, как правило, из деревянной палки-древка разного диаметра и длины с острым наконечником (наконечниками) из различных материалов.
Длина копья зависит от цели, задачи и способа применения этого орудия-оружия: классическое метательное копьё имеет длину до 2 метров, а колюще-ударное копьё от 2 до 4 метров.
Размеры и формы наконечников копья могут быть разных форм, видов и типов, но не более 50 см по габаритам.
Знаменитые «Шёнингенские копья» (Германия) без наконечников применялись «европейскими» первобытными неандертальскими охотниками 300 000 лет до н.э. в охоте на лошадей и бизонов. Африканские охотники на территории будущей Эфиопии (локация Гадемонта), возможно, впервые 280 000 лет до н.э. применили копья с каменными наконечниками («хафтинг»).
С острогой и рогатиной первобытные обитатели Евразии смело шли на любого хищника, пещерного и бурого медведя, на бизона, шерстистого носорога и мамонта. Однако для успешной охоты с острогой требовалось исключительное мужество, хладнокровие, выдержка, умение и большая физическая сила, так как острогу держали обеими руками и бой с противником происходил в непосредственной близи, врукопашную.
Ещё очень долго классические неандертальцы и кроманьонцы Евразии использовали метательные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками в качестве вспомогательных орудий-оружия. Наоборот, в африканских и австралийских открытых саванах, в степях и в пустынях метательные копья стали основным охотничьим орудием-оружием первобытных охотников.
Главное достоинство колюще-ударного копья в прицельной избирательности удара-укола, от которого очень трудно уклониться, потому что колюще-ударное копьё постоянно находится в руках охотника-воина и может быть быстро приведено в ударное положение. Существует большое количество приёмов владения колюще-ударным копьём, которые со временем превратились в боевое искусство владения копьём.
Главный недостаток колюще-ударного копья в его размерах, габаритах движения копьём, инерционности, в непосредственной близости от сопротивляющегося противника. Длина копья определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником.
Главное достоинство колюще-метательного копья в относительно безопасном расстоянии, с которого копьё метается-бросается в цель или противника. Расстояние прицельного и смертоносного броска определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником. Большинство растительноядных животных (основная цель охоты) может нанести ответное поражение охотнику только вблизи от него, вплотную.
Главный недостаток колюще-метательного копья в отсутствии корректирующего (управляющего) воздействия после метания-броска копья. Метательное копьё летит только туда, куда его бросили-метнули и на него могут воздействовать различные факторы окружающей среды (боковой ветер, плотность среды, случайные препятствия и помехи).
В любом случае от прицельного глазомера, навыков, тренированности, силы, опыта, умения и знания владельца копья зависит его эффективная результативность. Даже обыкновенная заострённая бамбуковая палка в умелых и сильных руках простого крестьянина в нужное время и в нужном месте превращается в грозное смертоносное оружие…
Универсальные среднего размера копья (до 2 метров длиной) применялись как палки-бо, палки-посохи, палки-выручалки, палки-дубинки, палки-копалки, колы-копья (только с наконечником). Копьё наравне с палкой-палицей стало символом Древнего Каменного века, символом мужской силы, стати, мужественности, власти.
Из-за универсальности применения копья их обычно носили по два, одно бросали-метали в цель, а второе использовали для добивания. Если копьё было одно, то к его заднему концу обычно привязывали тонкий ремешок-бечёвку, чтобы копьё после неудачного броска можно было быстро вернуть хозяину.
Например, остроги-рогатины превратились в так называемые «заградительные» или «загонные» копья – толстые и длинные шесты-жерди с острыми наконечниками, которые задним концом устанавливались под углом в землю, придерживались ногой, держались обеими руками и выставлялись группой или частоколом перед стадом животных или шеренгой врагов.
Дело в том, что, не добившись результата в ближней схватке или бою, охотник-воин имеет возможность метнуть-бросить вслед убегающей жертве копьё и поразить её.
Очень яркий и показательный пример такого дальнего и точного броска копья показан в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006) в сцене погони опытных охотников-воинов майя за их пленником по имени «Лапа Ягуара». Копьё на дистанции не менее 70 метров настигает и пронзает насквозь в спину одного из бегущих пленников…
Копьё нужно охотнику или воину для того, чтобы на расстоянии длины копья или на дистанции броска копья насмерть поразить жертву или противника. Для этого копьё должно быть в меру тяжёлым (инерционным), массивным и обязательно острым, с острым твёрдым наконечником.
Наконечник копья должен не просто пробить шкуру или защитные покрытия, но глубоко проникнуть в тело жертвы, вызвать болевой шок и большую потерю крови (жизненной силы). Кроме этого твёрдый наконечник копья и само древко копья должно мешать работе мышц и органов жертвы или противника, сковывать его движения.
Костяной наконечник только укалывал и ломался, деревянный наконечник из твёрдых пород древесины быстро тупился, роговой наконечник требовал больших усилий для проникновения в тело жертвы, а каменный заострённый и обоюдоострый листовидный наконечник относительно легко пробивал практически любую шкуру животного (особенно в брюшной полости и в паху).
При этом каменный наконечник не портился от крови и мог использоваться вместе с копьём неоднократно (конечно, если оставался цел).
Эффект проникновения в тушу добытого животного каменного ножа, резца или иного острого каменного орудия был хорошо известен и изведан первобытными людьми. Соединение острого небольшого и лёгкого каменного орудия-острия с массивным деревянным древком превратило копьё в грозное проникающее орудие-оружие.
Острый наконечник открывал рану вглубь тела жертвы, а массивное копьё по инерции следовало за ним в эту рану, усугубляя смертоносное воздействие на жертву. Практически копьё с острым каменным наконечником может пронзить насквозь тело любой жертвы, была бы приложена соответствующая сила.
Видимо, поэтому на копьях-рогатинах, копьях-единорогах, копьях-острогах на расстоянии примерно 30-50 см от наконечника первобытные люди стали крепить упоры-перекладины, чтобы, например, медведь не мог в ярости, нанизываясь на древко копья, добраться до охотника. Кроме этого упоры-перекладины позволяют охотникам удерживать на расстоянии упирающихся животных, ограничивать их движения и передвижения.
Кстати, копьё с упором-перекладиной может действовать и применяться как рычаг с опорой на задний конец копья (на пятку). Так, например, рогатиной или острогой с упором поднимали в воздух и перекидывали через себя противников древние воины-силачи…
Метательное копьё гораздо легче и тоньше ударно-колющего копья, поэтому его результативность не только в проникновении в тело жертвы, а в нанесении как можно большего ранения (широкого и глубокого), чтобы вызвать большую кровопотерю и болевой шок. Для этого наконечники метательного копья делают либо очень узкими, трёхгранными (многогранными), либо широкими с гранёной серединой и узкими острыми краями-остриями (такие наконечники крепче).
Гарантированное расстояние, с которого опытный охотник может без промаха поразить цель метательным копьём – 20-25 метров. Однако гарантии, что копьё поразит цель-жертву в жизненно важные области тела, нет, так как и охотник, и жертва и окружающая среда всегда находятся в движении.
К тому же каменные наконечники копий тоже не отличаются ударной прочностью и могут сломаться, если копьё упало на камни, поэтому бросок метательного копья должен быть мощным, сильным, резким и максимально точным (метким). Вот почему на скалах и стенах пещерных стоянок будут нарисованы разные животные и стрелочками будут показаны места, куда нужно прицельно метать копья и стрелы.
Однако каменные наконечники копий, несомненно, были заменяемые. Если один ломался, то другой, запасной, прикреплялся к древку метательного копья и охота продолжалась. Поэтому, весьма вероятно, наконечники копий крепились несколькими витками крепкого шнурка и держались в древе копья за счёт продуманной (хитрой) конструкции наконечника и крепления.
Практически все найденные археологами наконечники копий периода Среднего палеолита или Древнего Каменного века (300 000-40 000 до н.э.) не имеют плоских хвостовых выступов (черешков), как у наконечников стрел, которыми они вставлялись в выемки на конце древка копья. Вероятнее всего эти наконечники копий просто отломились от своих хвостовых выступов (черешков), откололись при использовании.
При этом наличие абсолютного большинства каменных наконечников стрел с плоскими хвостовыми выступами (черешками) доказательно свидетельствует, что форма каменных наконечников копий была подобна форме каменных наконечников стрел.
Действительно, каменный наконечник копья с плоским хвостовым выступом (черешком) надёжно крепился в расщеп на конце древка, расщеп надёжно стягивался сырым кожаным ремешком или шнурком из сухожилий. Высохшая кожа туго сжимала расщеп и держала наконечник в древке копья.
Такое крепление каменного наконечника копья хорошо выдерживало осевые нагрузки, но воздействия сбоку могли легко выбить наконечник из расщепа или сломать его. Недаром говорится: «Где тонко, там и рвётся (ломается)».
Поэтому существовал способ крепления насаживанием каменного наконечника на древко копья. Выемка для древка делалась уже в основании каменного наконечника копья. При этом возникала необходимость закрепления наконечника, исключение изменения его положения при использовании.
Для этого в нижней части наконечника делались кольцевые зарубки-выемки, за которые кожаным ремешком или сухожилиями наконечник туго привязывался к древку копья. Недостаток такого крепления также понятен – осевые нагрузки наконечник выдерживает, боковые – нет.
Сам наконечник делался такой формы, чтобы собой восстанавливать ровность формы древка. Приложенный на смоляной клей к древку наконечник туго «прибинтовывался», обматывался вместе с древком. В результате получалось надёжное крепление каменного наконечника, который хвостовой частью упирался в выступ древка, а боковой частью надёжно прилегал к древку. Таким образом, каменный наконечник и деревянное древко копья составляли одну единую конструкцию.
Какое качественное свойство придал палке-колу-копью каменный наконечник? Изменение центра тяжести копья, которое позволило копьё с наконечником прицельно метать, бросать. Простая палка, брошенная как копьё, летит хаотично. Палка-древко с относительно тяжёлым наконечником летит прямо, как бы следуя за наконечником в полёте.
Владение копьём и метание копья повсеместно во все времена, у всех рас, народов и этносов человечества (человечеств) считалось мужским занятием и настоящим искусством. Метанию копья традиционно учились с детства и постоянно до конца жизни.
Дальнейшим совершенствованием первобытного метательного копья стало изобретение лёгких дротиков и копьеметалки, а тяжёлого ударно-колющего копья – тарана.