Что такое осциллограф автомобильный
Что такое осциллограф автомобильный
Что такое осциллограф
Основными параметрами электрического сигнала, неважно, силовой он или измерительный, являются ток и напряжение. Но эти физические величины человеком не воспринимаются, нужен измерительный прибор, преобразующий их значения в наглядный вид. Кроме того, должно проводиться косвенное сравнение с эталоном, то есть метрологическая процедура.
Эти функции выполняются вольтметром или амперметром, которые сейчас объединяются в составе мультиметра, способного измерять и некоторые другие параметры электрических цепей. Но подобные приборы не обладают наглядностью в наблюдении динамики процессов, происходящих к тому же с высокой скоростью. Вот тут и нужен осциллограф.
Данный прибор способен предоставлять информацию об однократных или циклически повторяющихся электрических процессах в графическом виде. По одной оси графика откладывается время, по другой – измеряемая величина. Скорость отслеживания в автомобильном варианте составляет единицы микросекунд у лучших приборов.
В настоящее время осциллографы в автомобильной диагностике выполняются в виде приставок к компьютеру. Принцип работы – цифровой. Это означает, что сигнал дискретизируется во времени аналого-цифровым преобразователем, после чего отсчёты, а их может быть порядка десяти миллионов в секунду, заносятся в память и выводятся на экран ноутбука.
Программное обеспечение прибора позволяет максимально помочь диагносту с сервисными функциями. Значения можно выводить в любой физической величине, по любой шкале, с автоматическим выбором и по нескольким каналам одновременно. А поскольку это всё же не просто прибор из практики радиоинженера, а составная часть мотор-тестера, то организуется и система автоматических тестов двигателя с формированием результатов и подсказок.
Какие узлы и системы подлежат проверке
Тестировать можно практически весь двигатель:
По мере увеличения количества электронных систем в автомобилях растёт и роль осциллографа. Фактически диагност со временем превратится в инженера-электронщика, а представители этой профессии давно срослись с осциллографами, и без них работа просто невозможна.
Что представляет собой мотор-тестер и чем они отличаются
В практическом исполнении осциллографы могут быть разными по способностям, уровню сложности, естественно, и по цене. А в рамках мотор-тестера приборные комплексы различаются ещё и комплектацией. Например, могут присутствовать следующие образцы вспомогательного оборудования:
Наряду с такими параметрами оборудования, как амплитудный и частотный диапазоны исследуемых сигналов, частота дискретизации и апертурные способности, помехозащищённость и количество каналов, могут отличаться и возможности по обеспеченности сервисными программами. Они бывают подсказывающими, справочными и обучающими, предоставлять множество дополнительных удобств в работе, иногда понятных только опытным профессионалам, а иногда наоборот – бросающихся в глаза новичкам при первом использовании.
Например, самым сложным и технически продвинутым считается осциллограф Постоловского USB Autoscope IV в полном комплекте датчиков и прочего вспомогательного оборудования. Этот восьмиканальный прибор заслужил и международное признание. Прекрасные характеристики – частота дискретизации до 12,5 МГЦ, при разрядности АЦП до 16 бит. Профессиональный уровень, богатая комплектация.
Но вполне возможно использовать на любом уровне диагностики и приборы попроще, например профессиональный мотор-тестер DIAMAG 2 ничуть не хуже в практике работы, при этом значительно дешевле. Шесть каналов, возможность дифференциального включения по входу, наличие библиотеки тестов, частота дискретизации в 1 МГц вполне достаточна для всех реальных применений в работе диагноста.
Существуют и ещё более практичные приборы, удобные для проведения экспресс-диагностики без фанатизма в глубоком погружении к физическим основам отказов. Например, двухканальный АВТОАС-ЭКСПРЕСС 2М обойдётся ещё дешевле, при этом обязательно быстро себя окупит, поскольку располагает в комплекте всем, что непременно потребуется. Известно, что примерно 95% всех случаев обращения к диагносту не требует больших умственных усилий, сложного оборудования и больших затрат времени. Достаточно простой, но эффективный прибор быстро укажет на источник проблем, что даст отличный старт для предстоящего развития участка автомобильной диагностики.
Ремонт и техническое обслуживание автомобилей
Диагностика автомобиля осциллографом
Что такое осциллограф?
Благодаря широкому интервалу развертки осциллограф дает возможность развернуть импульс даже для контроля наносекундных промежутков времени. Кроме того, некоторые осциллографы (многоканальные) способны одновременно снимать данные о сигналах с нескольких диагностируемых объектов (датчиков, систем и т. п.).
Увеличивая частоту снятия характеристик сигнала (частоту амплитудных колебаний), можно получить более подробную информацию о функционировании того или иного элемента электроники или электрооборудования автомобиля. При этом визуальный анализ осциллограммы интуитивно более понятен для специалиста, понимающего, как должна выглядеть осциллограмма в номинальном режиме работы диагностируемого элемента.
Во многих случаях осциллограф увеличивает скорость диагностики и достоверность полученного диагноза, поскольку осциллограмма зачастую более информативна, чем аналогичная информация, полученная с других диагностических приборов.
При работе с осциллографом от специалиста-диагноста требуется, в первую очередь, знать, как правильно подключить прибор, и как должен выглядеть график осциллограммы сигнала с исправно работающего прибора, системы или электрического устройства, т. е. элемента, подлежащего диагностированию.
Посредством осциллографа, с использованием различных диагностических программ и скриптов, можно выполнить анализ работы следующих систем и устройств:
— качество контакта «массы» автомобиля (двигателя) с аккумуляторной батареей;
— генераторной установки;
— всех видов электрических датчиков;
— системы зажигания (угла опережения зажигания, катушек, свечей и высоковольтных проводов);
— системы питания (форсунок, давления в рампе и топливного насоса);
— системы газораспределения (состояние клапанов и их работа);
— компрессии в цилиндрах двигателя на разных режимах работы.
Механическое состояние деталей цилиндропоршневой группы можно оценить, если в свечное отверстие цилиндра вставить датчик давления. В этом случае оценить состояние деталей ЦПГ можно достовернее, чем обычным пневмотестером.
В общем случае, при определенных навыках использования прибора, осциллограф позволяет диагностировать любую электрическую систему, прибор или устройство. Т. е. этим прибором можно проверять не только электронику систем, управляющих двигателем (ЭСУД), но и других электрических и электронных систем автомобиля – управление АКПП, ABS, ASR, ESP и т. п.
Принципиальное устройство осциллографа
По своей сути осциллограф – это визуальный вольтметр, который позволяет анализировать изменение напряжения в том или ином участке цепи во времени. При этом на осциллограмме по оси «Y» откладывается величина напряжения, а по оси «X» – время.
Для лучшего понимания действия прибора, разберем блок-схему типового осциллографа, так как все их основные виды имеют аналогичное устройство.
Обычно в комплекте с осциллографом есть делители, в виде специальных насадок с разъемами. Они работают так же, как аттенюатор. Эти насадки компенсируют емкость кабеля при работе с малыми импульсами. С помощью делителя возможности прибора расширяются, можно исследовать сигналы в несколько сотен вольт. После делителя сигнал проходит на предварительный усилитель, раздваивается и приходит на переключатель синхронизации и линию задержки, которая служит для компенсации времени срабатывания генератора развертки. Оконечный усилитель создает напряжение, поступающее на «Y»-пластины, и отклоняет луч в вертикальной плоскости.
Генератор развертки создает пилообразное напряжение, поступающее на пластины «Х» и горизонтальный усилитель, при этом луч отклоняется в горизонтальной плоскости. Устройство синхронизации создает условия для работы генератора развертки в одно время с появлением сигнала. В итоге на дисплей осциллографа выводится изображение импульса.
Переключатель синхронизации работает в положениях синхронизации:
Первое положение применяется чаще, так как оно более удобно.
Классификация осциллографов
Существует несколько видов осциллографов, имеющих разные характеристики, устройство и работу.
Аналоговые осциллографы
Такие осциллографы можно отнести к классическими моделями этого типа измерительных приборов. Любые аналоговые осциллографы имеют делитель, вертикальный усилитель, синхронизацию и отклонение, блок питания и лучевую трубку.
Такие трубки имеют больший диапазон частоты. Отклонение луча на экране прямо зависит от напряжения пластин. Горизонтальная развертка работает по линейной зависимости от напряжения горизонтальных пластин.
Нижний предел частоты равен 10 Герцам. Верхняя граница определяется емкостью пластин и усилителем. Сегодня аналоговые устройства вытесняются цифровыми приборами со своими достоинствами. Но аналоговые приборы пока не исчезают ввиду их малой стоимости.
Цифровые запоминающие осциллографы
Цифровые приборы, по сравнению с аналоговыми, имеют больше функциональных возможностей. Немаловажно и то, что стоимость их постепенно снижается. Цифровой осциллограф включает в себя делитель, усилитель, преобразователь аналогового сигнала, памяти, блока управления и выведения на жидкокристаллическую панель.
Принцип действия такого вида осциллографов придает им большие возможности.
Входящий аналоговый сигнал модифицируется в цифровую форму, и сохраняется. Скорость сохранения определяется управляющим устройством. Ее верхняя граница задается скоростью преобразователя, а нижняя граница не имеет ограничений.
Преобразование сигнала в цифровой код дает возможность увеличить устойчивость отображения, сохранять данные в память, сделать растяжку и масштаб проще. Применение дисплея вместо электронной трубки позволяет отображать любые данные и осуществлять управление прибором. Дорогостоящие приборы оснащаются цветным экраном, что позволяет различать сигналы других каналов, курсоры, выделять цветом разные места.
Параметры цифровых осциллографов намного выше аналоговых моделей, в больших пределах находится растяжка сигнала. Кроме простых схем включения синхронизации, может использоваться синхронизация при некоторых событиях или параметрах сигнала. Синхронизацию можно увидеть непосредственно перед включением развертки. Информация в цифровом виде позволяет записать в память экран с итогами измерения, а также распечатать на принтере.
Многие приборы оснащены накопителями для записи изображения в архив и последующей обработки.
Цифровые люминофорные осциллографы
Такой тип осциллографов работает на новой структуре построения, основанной на цифровом люминофоре. Он имитирует по подобию с аналоговыми приборами изменение изображения на экране. Люминофорные цифровые типы осциллографов дают возможность наблюдать на дисплее все подробности модулированных сигналов, как и аналоговые типы. При этом обеспечивается их анализ и хранение в памяти.
Люминофорные приборы, как и цифровые запоминающие осциллографы, имеет свою память для хранения различной информации, в том числе хранится разница задержки времени между разными пробниками. Возможность люминофорных осциллографов выводить данные с изменяемой интенсивностью значительным образом упрощает поиск повреждений в импульсных блоках. Это выражено при вычислении глубины модуляции сигнала при регулировке напряжения на выходе, приводящее к нестабильному функционированию блоков.
В люминофорных цифровых осциллографах объединены достоинства цифровых и аналоговых устройств, а во многом превосходят их. Люминофорные приборы обладают всеми преимуществами запоминающих осциллографов, обеспечивая возможности аналоговых приборов: быструю реакцию на смену сигнала и его отображение с разной яркостью.
Цифровые стробоскопические осциллографы
В этом виде осциллографов применяется эффект последовательного стробирования сигнала. При повторении сигнала выбирается мгновенное значение в определенной точке. При поступлении нового сигнала точка выбора смещается по сигналу. Так продолжается до полного стробирования сигнала. Модифицированный таким образом сигнал в виде огибающей линии мгновенных величин сигнала входа, повторяет форму сигнала.
Продолжительность модифицированного сигнала на много больше продолжительности тестируемого сигнала, а значит, имеется сжатие спектра. Это соответствует увеличению полосы пропускания. Стробоскопические виды осциллографов имеют большие полосы пропускания, и дают возможность производить исследования периодических сигналов с наименьшей продолжительностью. Стробоскопические осциллографы являются достаточно дорогими приборами, поэтому их применяют чаще всего для решения сложных диагностических задач.
Виртуальные осциллографы
Новый вид приборов может быть отдельным устройством с параллельным портом для вывода или ввода информации, а также с портом USB, а также встроенным вспомогательным прибором на базе карт ISA. Программная оболочка виртуальных осциллографов позволяет полностью управлять устройством, и имеет несколько возможностей сервиса: импорт и экспорт информации, цифровая фильтрация, разнообразные измерения, обработка информации математическим способом и т.д.
Осциллографы с применением персонального компьютера могут применяться для широких возможностей измерения. Например, для обслуживания и разработки радиотехнической и электронной аппаратуры, в телекоммуникационной связи, при изготовлении компьютеризированного оборудования, при выполнении диагностических мероприятий средств автотранспорта на станциях технического обслуживания и для многих других случаев, где требуется оценка и тестирование неустойчивых переходных процессов.
Виртуальные модели осциллографов являются хорошей альтернативой стандартных запоминающих цифровых осциллографов, поскольку они значительно дешевле, проще в применении и компактнее. К недостаткам виртуальных осциллографов относится невозможность измерения и отображения постоянной величины сигналов.
Портативные осциллографы
Цифровые технологии быстро развиваются, в результате чего цифровые стационарные приборы модифицируют в портативные устройства с хорошими параметрами габаритных размеров и массы, а также низким расходом электрической энергии.
Основные отличия автомобильного осциллографа от осциллографа общелабораторного применения заключаются в:
— наличии предусмотренных программным обеспечением специальных настроек, позволяющих максимально удобно работать с автомобильными электронными системами;
Помня о различиях между мотор-тестером и осциллографом, далее мы будем использовать в основном термин мотор-тестер (при этом большая часть сказанного будет применима и к автомобильным осциллографам).
Основные отличия мотор-тестера от сканера :
— при работе со сканером, сканер подключаетсятолькок диагностической колодке и диагност получает диагностическую информацию только от электронного блока управления;
— при работе с мотор-тестером диагност подключаетсянепосредственнок проверяемой электрической цепи (контактным или бесконтактным способом).
Кроме того, важным отличием являются особенности применимости этих приборов:
— сканер жестко применим только для тех автомобилей, для которых он предназначен (протоколы обмена которых он поддерживает);
— мотор-тестер в общем случае применим к любым автомобилям (однако существуют ограничения связанные, например, с особенностями устройства систем зажигания на некоторых автомобилях).
— осуществления диагностических операций, не поддерживающихся на данном автомобиле имеющимся сканером. Например, с помощью сканерной диагностики (даже на современных автомобилях) весьма ограничены возможности по диагностике системы зажигания и (косвенной) диагностике механической части двигателя;
— проверки данных, получаемых с помощью сканера.
Если средства на приобретение диагностического комплекта на первом этапе работы жестко ограничены, то начинать работу стоит все-таки со сканером (а уже позже приобрести мотор-тестер).
Полноценно работать, имея лишь один из этих приборов, нельзя.
Современные мотор-тестеры выполняют следующие функции:
Этот режим используется, в частности, для проверки сигналов от датчиков электронных систем управления и проверки управляющих сигналов от электронных блоков управления к исполнительным устройствам;
Функциональность этого режима у конкретного прибора полностью зависит от того, какие системы зажигания он поддерживает. Поддержка той или иной системы заключается в поддержке со стороны программного обеспечения прибора и наличии датчиков, необходимых для снятия осциллограмм первичной и вторичный систем зажигания;
4. Измеритель и осциллограф неэлектрических величин
— температура (масла, охлаждающей жидкости),
— давление (давление в цилиндре, давление масла, давление топлива, давление наддува в турбированных системах, давление выхлопных газов и пр.),
— разрежение (во впускном коллекторе),
Параметры мотор-тестеров и критерии выбора
Рассмотрим основные параметры мотор-тестеров, проанализировав которые можно выбрать подходящий для Ваших потребностей прибор:
I. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИБОРА
Можно выделить пять возможных типов исполнения:
Тип исполнения
Внешний вид
Мобильность
Размер экрана
Модели
Портативный переносной прибор, не совместимый с ПК (IBM PC)
Маленький или средний
Стационарный, не совместимый с ПК (IBM PC)
Маленький или средний
Стойка на базе ПК (IBM PC) со встроенными платами мотор-тестера
(консольный мотор-тестер)
МОДИС-М (со стойкой), Автомастер АМ1, КАД-400, DD-4000, Daspas-65, SUN SMP 4000
Внешний адаптер для ПК (IBM PC) + программное обеспечение на базе ПК (IBM PC)
ОСА-М и МОДИС-М, USB Autoscope II (осциллограф Постоловского), МотоДок-II, МотоДок-III, МТ-4, МТ-10, Автоас-Профи-2, PicoScope, CarTest-2000 lite
VetronixMastertech MTS-5100 (не совместим с IBM PC)
Плюсами любых исполнений на базе ПК, совместимого с IBM PC, можно специально отметить:
— возможность распечатки информации как для личного «бумажного» учета, так и для предоставления клиенту. При этом не возникает трудностей с совместимостью с любым имеющимся принтером;
— возможность параллельно с прибором использовать существующие огромные по объему информационные базы данных с осциллограммами нормативных сигналов, электросхемами и пр.
Наши соображения насчет тенденций:
— для работы в стационарных условиях полностью отказываются от стационарных автономных аппаратных приборов, не совместимых с IBM PC (типа МТ-5 или МОТ-240);
Причем, внешний адаптер для ПК никогда не поздно дооснастить стойкой и превратить в стационарный диагностический пост, а вот превратить стационарный мотор-тестер в мобильный невозможно;
Правда надо признать, что, имея такой комплект, рекомендуется, но не обязательно, иметь на подхвате и какой-либо портативный осциллограф (можно «нижнего уровня») для работы в стесненных условиях, проведения быстрых «экспресс-измерений», работы «под подъемником» и пр.
Каналы подразделяются на:
Один и тот же канал может выполнять и несколько функций.
Общепризнанно, что у современного мотор-тестера должно быть как минимум два канала, не считая канала синхронизации (там, где он выделен в отдельный канал), а лучше четыре канала (большее количество требуется очень редко).
Основными параметрами каждого канала являются:
— предел измерения (минимальное и максимальное значение напряжения, которое может быть подано на данный канал),
— частота дискретизации (как правило, относится и ко всем каналам),
Возможности синхронизации. Процессы в электрических цепях автомобиля происходят непрерывно, однако многие из них имеют определенную периодичность и их сигнал «полезно», во-первых, посмотреть в привязке к периодическим процессам (работа определенного цилиндра и т.п.), во-вторых, сравнить осциллограмму в различных периодах (прежде всего, для оценки устойчивости).
Для того, чтобы отображение осциллограммы шло не непрерывно, а начиналось с определенного момента, выбранного диагностом, служит механизм синхронизации. В качестве источника синхронизации (сигнала, по поведению которого определяется начало периода снятия осциллограммы) служит, например, сигнал во вторичной цепи зажигания первого цилиндра (при работе с классической системой зажигания), сигнал с датчика положения коленчатого вала и пр. Как правило, диагност может в зависимости от стоящих задач сам выбрать требуемый источник синхронизации.
Для выявления нестабильности поведения сигнала от периода к периоду удобен сервисный режим послесвечения, когда осциллограмма, снятая в каждом последующем периоде отображается не на очищенном от старых данных поле, а поверх осциллограмм этого же сигнала в предыдущих периодах (при этом осциллограммы предыдущих параметров показываются с уменьшающейся яркостью).
Возможности запоминания.
Осциллографы делятся на:
Незапоминающий осциллограф либо дает возможность наблюдать сигнал только в режиме реального времени, либо может заморозить, остановить только текущий кадр (режим HOLD). При этом возможность осциллографа запомнить несколько замороженных кадров не делает его запоминающим в общем смысле этого слова.
Разрешение и размер экрана. Этот параметр прямо оказывает влияние на удобство восприятия информации. Рекомендуются следующие минимальные диагонали и разрешения экрана:
Быстродействие вывода информации. Этот параметр критичен для приборов с жидкокристаллическим (ЖК) экраном. Даже если прибор имеет хорошую производительность при съеме и обработке информации низкая скорость вывода информации может свести все преимущества прибора на нет. Особенно сильно проблемы ЖК-экранов проявляются при низких температурах окружающего воздуха. К сожалению, альтернативы применению ЖК-экранов пока нет и эта проблема пока полностью не решена.
Также проблемы ЖК экранов проявляются в виде «отсвечивания» и «недостатка яркости» при работе на открытом воздухе.
Возможности по управлению отображением сигнала. Удобство работы с осциллографом существенно увеличивается, если программным обеспечением предусмотрены функции изменения горизонтальных (временных) и вертикальных (амплитудных) разверток в широком диапазоне значений, масштабирования, автомасштабирования, перемещения осциллограмм сигналов, автоматической расстановки осциллограмм на экране, возможности развертывания осциллограммы на весь экран (в том числе со скрытием панелей меню) и пр.
Особенности осциллографа зажигания. По основным параметрам осциллограф зажигания ничем не отличается от универсального осциллографа (во многих приборах деление на «модуль универсального осциллографа» и «модуль осциллографа зажигания» вообще условно и обработкой сигналов и первого и второго занимаются одни и те же цепи).
Основные особенности осциллографа зажигания:
— для работы с системой зажигания требуется использование специальных датчиков, а также каналов, предусматривающих их подключение. Для синхронизации от высоковольтного сигнала во вторичной цепи используется индуктивный датчик. Для непосредственно снятия осциллограмм высоковольтных сигналов используются разные типы датчиков в зависимости от особенностей различных систем зажигания. В системах с доступными высоковольтными проводами (традиционная система, система DIS), как правило, используют накладные емкостные датчики. Для систем «катушка на свече» (COP) и систем «катушка в распределителе» (CID) используют специализированные датчики.
Функции по графическому представлению осциллограмм системы зажигания заключаются, прежде всего, в поддержке различных режимов вывода осциллограммы сигналов первичной и вторичной цепи:
Здесь перечислены все основные параметры, значимые при выборе автомобильного осциллографа или мотор-тестера, включающего автомобильный осциллограф, прочие параметры имеют значение лишь при сравнении осциллографов лабораторного назначения.
III. ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МОТОР-ТЕСТЕРНЫХ РЕЖИМОВ ДИАГНОСТИКИ
В частности это тесты:
— Тест «Эффективность цилиндров» («Неравномерность вращения»)
— Тест «Давление в цилиндре»
— Тест «Баланс индикаторной мощности»
— Тест «Разрежение во впускном коллекторе»
— Тест «Давление в выпускной системе»
— Тест «Давление картерных газов»
— Тест «Опережение зажигания»
Отключение цилиндров может осуществляться:
— через отключение зажигания (искры);
— через отключение форсунок впрыска.
Рекомендации к применению. Данный метод рекомендуется применять при явно нестабильной работе двигателя, когда необходимо установить проблемный цилиндр или цилиндры.
Ограничения метода. Во-первых, не каждый способ отключения применим на любой системе зажигания или впрыска:
— на некоторых двигателях может быть существенно затруднен доступ к элементам системы зажигания или впрыска;
— отключение зажигания без отключения впрыска категорически запрещено на автомобилях с нейтрализатором отработавших газов, так как несгоревшее в отключенном цилиндре топливо очень быстро выведет его из строя;
— отключение зажигания без отключения впрыска не рекомендуется на автомобилях с датчиками кислорода по той же причине;
— ручное отключение элементов вторичной системы зажигания может привести и к поражению диагноста электрическим током (при несоблюдении правил техники безопасности) и к выходу из строя элементов системы зажигания (катушки, распределителя и др.) и пр.;
— в автомобилях с большим количеством цилиндров вклад каждого цилиндра в работу двигателя относительно невелик (то есть отключение одного цилиндра менее заметно и практически не сказывается на работе двигателя в целом). Хотя иногда проводят тест на таких двигателях с отключением цилиндров группами. Это ограничение в меньшей степени относится к анализу изменения состава выхлопа при отключении цилиндров.;
— чем больше количество цилиндров, тем более трудоемкой становиться процедура диагностики.
В-четвертых, в данном описании идет речь о применении метода только на бензиновых (как карбюраторных, так и инжекторных) двигателях. Однако, с определенными оговорками метод применим и на дизелях.
В автоматическом режиме прибор сам отключает цилиндры в заданном порядке, и сам регистрирует результаты, участия диагноста не требуется. В полуавтоматическом режиме диагност может с помощью прибора отключать произвольно выбранный цилиндр. Желательно, чтобы прибор поддерживал оба способа блокировки работы цилиндра (и через отключение зажигания и через отключение впрыска), а также связь с газоанализатором и вывод его данных в итоговый отчет.
В любом случае при использовании «нормального» диагностического прибора с диагноста полностью снимается необходимость регистрации результатов и их удобоваримого представления в графическом виде.
Типичная процедура выполнения теста при помощи мотор-тестера:
1. Заглушите двигатель.
2. Подключите жгуты мотор-тестера к двигателю в соответствии с руководством по эксплуатации прибора.
При блокировании впрыска (форсунок) достаточно подключить только кабель синхронизации и специальный жгут, подключающий мотор-тестер в разрыв штатного жгута форсунок автомобиля.
При блокировании зажигания (искры) обычно подключаются:
6. Запустите в программном обеспечении соответствующий тест.
(последовательность пунктов 4-6 может отличаться для разных моделей мотор-тестеров)
8. Запомните полученные результаты.
10. Проанализируйте полученные данные. Данные могут быть представлены примерно в таком виде:
Тест «Баланс мощности по цилиндрам»
Отключаемый цилиндр
Краткое пояснение
Установившиеся после отключения обороты, об/мин
Чем меньше, тем лучше
Падение оборотов, об/мин
Чем больше, тем лучше
Вклад цилиндра в суммарную мощность двигателя, %
([падение оборотов в конкретном цилиндре] / [сумма падений оборотов во всех цилиндрах])
Чем больше, тем лучше
HC после отключения, ppm
Изменение HC, ppm
Чем меньше, тем лучше (при отключении топливоподачи)
CO2 после отключения, %
Изменение CO2, %
Длительность впрыска после отключения, мс
Изменение длительности впрыска, мс
Чем больше, тем лучше
и/или в графическом виде (как правило, в виде бар-графов). Пример вывода результата теста «Баланс мощности по цилиндрам» на мотор-тестереVetronix MTS 5100 (взято с сайта chipmaster.ru). В данном примере показания указывают на неисправность в цилиндре номер 1:
Анализ результатов теста:
1. Неисправным является цилиндр, при отключении которого было получено наименьшее снижение оборотов.
3. При наличии газоанализатора возможности анализа существенно расширяются. Первые выводы можно сделать по показаниям газоанализатора еще до начала теста (теме газоанализа будет посвящен отдельный материал).
5. Как уже говорилось, анализ изменения длительности впрыска можно проводить на автомобилях с системой управления, активно реагирующей на отключение цилиндров увеличением количества впрыскиваемого топлива (через увеличение времени впрыска).
6. Естественно, по результатам теста может оказаться, что имеются существенные проблемы и более, чем с одним цилиндром.
Примечание. Также этот тест иногда называют «динамическая компрессия», однако целесообразнее все-таки применять понятие «относительная компрессия».
Рекомендации к применению. Данный метод рекомендуется применять при явно нестабильной работе двигателя, когда необходимо установить проблемный цилиндр или цилиндры.
Ограничения метода:
— с помощью данного метода невозможно определить абсолютное значение компрессии;
— одинаково плохое состояние цилиндров (например, если по всем цилиндрам абсолютное значение компрессии около 4 Атм) не может быть выявлено с помощью данного теста. Однако, во-первых, такая ситуация (чтобы все цилиндры были совершенно одинаково неисправны) встречается достаточно редко, во-вторых, такую ситуацию можно выявить по повышенным оборотам стартерной прокрутки и по заниженному абсолютному значению тока потребления стартера;
— для проведения теста необходимо блокировать подачу топлива и/или зажигание, что на современных двигателях бывает осуществить проблематично. Крайне желательно, чтобы была блокирована подача топлива;
— наличие низкой компрессии (даже абсолютной, а не относительной) в цилиндре не указывает прямо с гарантией 100% не только на причину неисправности, но и, тем более, на необходимость капитального ремонта двигателя. То есть выявление проблемного с точки зрения [относительной] компрессии цилиндра является, прежде всего, поводом для дальнейшего исследования (например, проверки цилиндра пневмотестером).
— в автоматическом режиме с помощью мотор-тестера. Естественно, прибор должен специально поддерживать выполнение этого теста (большинство современных мотор-тестеров поддерживают этот тест). При этом, как правило, прибор сам блокирует запуск двигателя, сам обрабатывает осциллограмму стартерного тока (определяет значение тока в пиках, определяет, какой пик осциллограммы к какому цилиндру относится), обсчитывает данные и выдает результат.
Типичная процедура выполнения теста при помощи мотор-тестера:
1. Заглушите двигатель. Убедитесь, что напряжение АКБ соответствует норме.
3. Подключите жгуты мотор-тестера к двигателю в соответствии с руководством по эксплуатации прибора. Обычно подключаются:
— кабель синхронизации. Как правило, возможна синхронизация по высоковольтному сигналу первого цилиндра;
4. Запустите выполнение теста и прокрутите двигатель стартером, следуя командам мотор-тестера (как правило, мотор-тестер указывает, когда съем данных завершен).
5. Проанализируйте полученные данные. Данные должны быть представлены примерно в таком виде:
Тест «Относительная компрессия»
Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (включая момент запуска стартера, взято с сайта http://www.chipmaster.ru, здесь приведен пример осциллограммы без блокирования запуска двигателя):
Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (фрагмент, при установившемся режиме прокрутки):
Цилиндр
Краткое пояснение
Среднее максимальное значение тока, потребляемого стартером в такте «Сжатие» в цилиндре
Чем больше, тем лучше
Относительная компрессия, %
([Среднее максимальное значение тока по цилиндру] / [Максимальное из средних максимальных значений тока по цилиндрам] * 100%)
Чем больше, тем лучше
или в графическом виде (как правило, в виде бар-графов). Пример вывода результата теста «Относительная компрессия» (в данном примере показания указывают наотсутстие цилиндров с существенно заниженной относительной компрессией):
Анализ результатов теста:
1. Начать анализ рекомендуется со значений оборотов стартерной прокрутки и максимального абсолютного тока потребления стартера. Завышенные обороты прокрутки стартера и заниженный максимальный ток потребления стартера указывают на одинаково плохую компрессию во всех цилиндрах. При этом анализ других результатов теста теряет смысл.
На исправном автомобиле (механическая часть, аккумуляторная батарея, стартер) и окружающей температуре около 20 градусов стартер раскручивает коленчатый вал двигателя до примерно 250-350 об/мин и ток потребления стартера составляет 80-250 А. Показания оборотов менее 150-200 об/мин в теплое время года указывают на возможную неисправность аккумуляторной батареи, либо стартера, либо сверхповышенное сопротивление механической части двигателя вращению (чаще все-таки первое или второе).
Если сила тока выше 300 А, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу. Если потребляемый ток ниже указанных величин, то причиной может быть сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления обмотки статора, окисление и загрязнение коллектора, окисление или подгорание контактных болтов втягивающего реле. Пример нормальной осциллограммы тока потребления стартера при запуске двигателя без блокирования подачи топлива и зажигания см. выше.
2. Неисправным является цилиндр, у которого минимальное значение тока потребления стартера при относительной компрессии менее 80-90%.
3. Естественно, по результатам теста может оказаться, что имеются существенные проблемы и более, чем с одним цилиндром.
При диагностировании мотор-тестером (без применения мощностного стенда и глубоких ходовых испытаний) эти параметры определяются условно и приближенно через обсчет времени ускорений и замедлений (в микроциклах разгона-выбега) коленчатого вала в районе определенных заданных оборотов;
— Тест «Давление в выпускной системе». Тест проводиться с использованием таких же датчиков, как и предыдущий. Тест помогает выявиться неработающий или плохо работающий цилиндр, а также оценить работу выпускных клапанов на двигателе, имеющим любое количество цилиндров (в этом главное преимущество этого теста перед тестом «Баланс мощности по цилиндрам»). Тест также проводиться как при запущенном двигателе, так и при прокрутке двигателя стартером;
IV. СПРАВОЧНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ
Справочные функции, выполняемые мотор-тестерами, можно разбить на три части:
2. Справочная база по устройству и диагностике автомобилей. У мотор-тестеров, выполненных в виде отдельных приборов без привязки к ПК, такая база, как правило, либо отсутствует, либо крайне скудна. У приборов на базе ПК такая база есть практически всегда и входит в комплект поставки. Что она должна содержать:
— фотографии с подсказками мест подключения прибора на различных моделях двигателей;
— эталонные осциллограммы первичной и вторичной цепей зажигания разных типов, эталонные осциллограммы с различных датчиков, эталонные осциллограммы в цепях различных исполнительных устройств;
V. ЯЗЫК ИНТЕРФЕЙСА
В общем, мы бы не рекомендовали рассматривать этот параметр как основной при выборе прибора.
VI. ВОЗМОЖНОСТЬ СОПРЯЖЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРОМ
Для мотор-тестеров, выполненных не на базе ПК, такая возможность может существенно расширить функциональную привлекательность и устранить недостатки такого исполнения прибора. Подключение к компьютеру может давать возможность:
— переноса на ПК и просмотра сохраненных в памяти прибора осциллограмм;
— ведения на ПК базы клиентов;
— прямого управления пробором в режиме «он-лайн» с просмотром получаемых осциллограмм на экране ПК;
— обновлять программное обеспечение прибора;
— распечатывать полученные данные;
VII. ВОЗМОЖНОСТИ СОПРЯЖЕНИЯ С ДРУГИМИ ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ
Даная возможность может существенно расширить функции мотор-тестера за счет более комплексного подхода к диагностике. Полезно взаимодействие мотор-тестера с:
— сканером. Здесь, прежде всего, полезна организация комплексной работы сканера в режиме просмотра текущих параметров и мотор-тестера (точнее его осциллографической части) в режиме просмотра осциллограммы с соответствующих датчиков. Такой режим реализован, например, в приборе CarmanScan VG. После выхода сканера Scandoc реализация такого режима также планируется при работе со связкой приборов MotoDoc-II + Scandoc.
Также взаимодействие между несколькими приборами полезно, если есть возможность подготовки сводного отчета о диагностических операциях (как для диагноста, так и для клиента), включающего данные с нескольких приборов.
VIII. УДОБСТВО РАБОТЫ
IХ. ПРОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ
— Возможности по документированию и учету как процесса выполнения всех диагностических операций, так и конечных результатов;
— Качество изготовления прибора, датчиков, кабелей, программного обеспечения;
— Наличие и степень устойчивости встроенной защиты от неправильного подключения и/или неправильного использования ПО («защиты от дурака»);
— Наличие и условия обновлений;
— Необходимость, периодичность и стоимость обслуживания, настройки, калибровки, поверки и пр. прибора;
— Гарантийное и послегарантийное обслуживание.
Лекция создана с использованием материалов с сайта
Автомобильное ремонтное и диагностическое оборудование