Что такое осж предмет в школе

Адаптированная рабочая программа по ОСЖ 5 класс

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЕМЛЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

На заседании МО Директор школы-интерната Павликова А.В.

Протокол № от Приказ № от

В _________ КЛАССЕ

Программа по ОСЖ является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОСЖ, которые определены стандартом.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков чтения и развития речи в младших классах, и рассчитана на 34 часа учебного времени.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса.

Занятия по данной программе проводятся в форме урока по 45минут. На курс отведено 34 академических часа или 1 часу в неделю.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов указанное в тематическом плане которое может изменяться на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые успешно овладевают учебным материалом. 30-35% испытывают трудности в обучении, 35-40% нуждаются в разнообразных видах помощи, 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне.

Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение закрепления пройдённого материала.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Основы социальной жизни»:

иметь представления о разных группах продуктов питания;

знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам; понимать их значение для здорового образа жизни человека;

уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;

иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи;

соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

знать отдельные виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;

уметь соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;

знать правила личной гигиены и уметь их выполнять под руководством взрослого;

знать названия предприятий бытового обслуживания и их назначение;

уметь решать типовые практические задачи под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

знать названия торговых организаций, их виды и назначение;

уметь совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;

иметь представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

иметь представление о различных видах средств связи;

знать и соблюдать некоторые правила поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

знать названия организаций социальной направленности и их назначение;

знать способы хранения и переработки продуктов питания;

составлять меню из предложенных продуктов питания;

самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;

самостоятельно совершать покупки различных видов товара;

соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; иметь представление о морально-этических нормах поведения;

иметь навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;

пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет-средствами;

знать основные статьи семейного бюджета, уметь вести его расчет;

составлять различные виды деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ЕГО УЧАЩИМИСЯ

В данной программе представлены разделы изучения курса ОСЖ 5 класса. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом классе указывается количество часов. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

ОСЖ в 5 классе изучается впервые, программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

В 5 классе обучается 6 учащихся. Трунов Сергей, Дронов Андрей, Гомонова Ольга, Филатов Валерий, Курочкина Ольга, ученики активны и любознательны. По уровню развития очень разнообразны. Турбин Никита требует индивидуального подхода и контроля со стороны учителя.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет находится в учебном плане в разделе 1 «Предметные области», в обязательной части 1.2.13. Основы социальной жизни

Предметная область «Основы социальной жизни».

В 5классе на ее изучение отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на 2 вариант образовательной программы.

C ОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 год

Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.

Тематический курс 5 класса состоит из 7 разделов.

I Раздел Вводное занятие (1 ч) Беседа о содержании и значении предмета «Основы социальной жизни». Знакомство с кабинетом и правилами поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях.

III Раздел Одежда и обувь (5 ч) Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Сушка и чистка домашней, школьной формы и верхней одежды. Практическая работа. Виды обуви. Ее назначение. Правила и приемы повседневного ухода за обувью. Подготовка сезонной обуви к хранению. Сушка и чистка обуви. Практическая работа

IV Раздел Питание (13 ч) Питание. Значение продуктов питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов составляющих рацион. Экскурсия в магазин. Место приготовления пищи и оборудование его. Посуда и приборы. Правила и приемы ухода за посудой и помещением. Сервировка стола к завтраку. Практическая работа. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Приготовление бутербродов. Техника безопасности в обращении с ножом. Практическая работа. Приготовление винегрета. Приготовление салата из капусты. Приготовление окрошки. Приготовление супа. Приготовление блюд из яиц. Отварные яйца. Обобщающий урок. Контрольная работа

V Раздел Жилище (5 ч) Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе: жилой дом, квартира, интернатные помещения. Виды жилья: собственное, государственное. Экскурсия: чтение названия улиц, номеров. Почтовый адрес дома, школы- интерната. Гигиенические требования к жилому помещению. Правила вытирания пыли, подметания пола.

VI Раздел Транспорт (3ч) Транспорт. Виды транспортных средств. Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте, на улице, в автобусе. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Изготовление знаков дорожного движения.

VII Раздел Торговля (3 ч) Торговля. Виды торговых предприятий. Продуктовые магазины. Экскурсия в магазин. Повторение техники безопасности на уроках ОСЖ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основной вид учебной деятельности обучающегося

Источник

ОСЖ рабочая программа 5 класс ФГОС

Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни 5-10 классов. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ на основе следующих документов:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. А.И. Герцена от 03 апреля 2015 года;

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

5. СанПин 4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»;

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014 г

Концепция программы: программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Данный учебный предмет входит в образовательную область – основы социальной жизни (5-6 классы) – 1 час/нед., (7-10 классы) – 2 час/нед.

Цели предмета: Формирование и развитие накопления социально-трудовых и профессиональных навыков современного человека, способного к успешной адаптации в социуме, конкуренции в условиях рыночной экономики, как полноценного члена общества, через профессиональную ориентацию на всех этапах обучения.

Профессиональная ориентация – этот научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а так же формирование потребности и готовности на труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися

Научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму.

Сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами,

механизмами, химическими средствами.

Сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность

работы в небольшом коллективе.

Обеспечить получение опыта деятельности.

Передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ.

Корригировать внимание учащихся развивать устную речь.

Способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать эмоционально волевую сферу в процессе практической деятельности.

Активизировать словарный запас, умение вести диалог по теме.

Воспитательные Воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Общая характеристика учебного процесса.

Формы организации учебного процесса

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы: принцип коррекционной направленности , воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.

При последовательном изучении курса «Основы социальной жизни» может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Формируемые универсальные учебные действия:

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину.

Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя.

Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя.

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва.

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва. Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов.

Умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, проявлять инициативу и планировать свою деятельность.

Умение планировать собственную деятельность и вносить свои коррективы, проявлять инициативу.

Умение работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления) осуществлять контроль выполнения точности выполнения операций.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, умение добывать нужную информацию с помощью учителя.

Умение контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию и применять её.

Умение контролировать и оценивать свои действия самостоятельно.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, предложенных учителем наглядных пособиях

Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, с помощью учителя.

Умение планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач с помощью учителя.

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение планировать собственную деятельность

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций и др.

В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеников всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний – заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы.

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

Система оценки достижений учащихся.

В целях обеспечения усвоения программного материала и овладения необходимыми умениями каждым учеником организован систематический контроль уровня обученности. Он включает в себя контроль за усвоением знаний и контроль сформированности умений и навыков. Формы контроля отражены в тематическом планировании. Отметка «5» «4» «3» «2» За письменный ответ ставится учащемуся, если он:

Отметка «5» При выполнении от 90% до 100% задания.

Отметка «4» При выполнении от 60% до 90% задания.

Отметка «3» При выполнении от 40% до 60% задания.

Отметка «2» При выполнении менее 40% задания.

Оценка устных ответов:

«5» За устный ответ ставится учащемуся, если он: Обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

«4» Дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

«3» Обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Обнаруживает незнание большей, или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не использует помощь учителя.

На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока:

словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;

практические: карточки, тесты.

урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

урок обобщения и систематизации знаний (тестирование);

нестандартные уроки (экскурсия, урок- ролевая игра и др.)

ПК, компьютерные презентации.

Интерактивная доска, ПК, видеофрагменты фильмов( DVD ), компьютерные презентации, музыкальные композиции.

«Основы социальной жизни»: 5 класс

Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики, основы социальной жизни в младших классах и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В процессе обучения дать учащимся представление о предмете социально-бытовой ориентировки, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию;

Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.

Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые учащимися в повседневной жизни.

К концу 5-го класса

учащиеся должны знать

последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;

виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;

санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

различные меню завтрака;

правила поведения за столом;

правила поведения при встрече и расставании;

почтовый адрес своего дома и школы-интерната;

наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

виды магазинов и их назначение.

Учащиеся должны уметь:

совершать утренний туалет;

подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;

накрывать стол с учетом конкретного меню;

тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

учащиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;

соблюдать правила дорожного движения;

соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

соблюдать правила поведение в магазине;

выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.

Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;

. Девяткова Т.А.,Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., ЩербаковаА.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005.

Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013.

Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994.

В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012.

по предмету «Основы социальной жизни»

в 5 классе (34 часа; 1 раз в неделю)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *