Что такое отбор информации в информатике
Презентация к уроку на тему » Поиск и отбор информации. Критерии отбора. Методы поиска» (11 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Поиск и отбор информации. Критерии отбора. Методы поиска. Цель: сформировать понятие поиск и методов поиска информации; сформировать понятие отбора, критериев отбора информации
Термин «информационный поиск» был впервые введён Кельвином Муром в 1948 году. В его докторской диссертации этот термин опубликован и употребляется в литературе с 1950 года. Сначала системы автоматизированного ИП, или информационно-поисковые системы (ИПС), использовались лишь для обеспечения доступа к книгам, журналам и другим документам. Широкое распространение ИПС получили с появлением сети Интернет. У русскоязычных пользователей наибольшей популярностью пользуются поисковые системы Google, Yandex и Rambler.
Поиск информации представляет собой процесс выявления в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной теме (предмету), удовлетворяют заранее определенному условию поиска (запросу) или содержат необходимые (соответствующие информационной потребности) факты, сведения, данные. Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой информации заинтересованным лицам. В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов: 1. определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса; 2. определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников); 3. извлечение информации из выявленных информационных массивов; 4. ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.
Виды поиска Полнотекстовый поиск — поиск по всему содержимому документа. Пример полнотекстового поиска — любой интернет-поисковик, например www.yandex.ru, www.google.com. Поиск по метаданным — это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой — название документа, дата создания, размер, автор и т. д. Пример поиска по реквизитам — диалог поиска в файловой системе (например, MS Windows). Поиск изображений — поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии (загружена пользователем или добавлен URL изображения). В результатах поиска пользователь получает похожие изображения.
Парадокс интернета: Полезной информации становится все больше, а найти что-то необходимое – все сложнее.
Принципы отбора информации
Блок «Сам себе исследователь»
Данный блок направлен на изучение работы с поиском и исследованием различной информации и ресурсов. В структуру блока входит:
1. Что такое информационный поиск;
2. Где искать информацию;
3. Как выбирать достоверные источники;
4. Принципы отбора информации;
5. Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы.
6. Рекомендуемые ресурсы
Что такое информационный поиск
Думаю, ни для кого не секрет, что это такое. Однако, я решила выделить ряд особенностей, чтобы вы с ними просто ознакомились.
По сути, поиск иинформации является процессом выявления в определенном массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиях, и в которых имеются необходимые сведения и факты (к примеру, вся необходимая информация по теме образования).
Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:
― Определятся информационная потребность и формулирется запрос;
― Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация;
― Информация извлекается из выявленных источников;
― Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска.
Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретную инфорацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.
Где искать информацию
Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всему прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.
Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.
Как выбирать достоверные источники
Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:
― Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём;
― Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области;
― Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи;
― Художественная литература, служащая, как правило, источником информации – пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных;
― Публицистические произведения – категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов;
― Средства массовой информации – комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет.
Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).
Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления – позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.
Принципы отбора информации
Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:
1. Принцип наглядности
― Информация доступна для восприятия и понимания;
― Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы;
― Информация соответствует запрашиваемым критериям.
2. Принцип научности
Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.
Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:
― Данные соответствуют научным представлениям современности;
― Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса;
― Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания.
3. Принцип актуальности
Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:
― Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя;
― Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте;
― Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам;
― Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все.
4. Принцип систематичности
Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.
Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:
― Аналогичные данные можно найти в различных базах данных;
― Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме.
5. Принцип доступности
Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:
Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной;
Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон;
Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл.
6. Принцип избыточности
Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.
Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.
Правила поиска информации в Интернете
Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.
Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является Google.. В России к нему добавляется Яндекс, поиск@mail.ru и Rambler.
При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.
Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.
7. S. Отбор информации
7. S. Отбор информации
Потоки информации связывают между собой многие переменные в системе. Отбор информации из её потока не оказывает воздействия на ту переменную, о которой собирается информация. На рис. 7–5 отбор информации показан маленьким кружком в точке отбора и пунктирной линией информации.
Рис. 7–5. Отбор информации от уровней и темпов.
Читайте также
7.4. Поиск и отбор документов
7.4. Поиск и отбор документов Поиск документовВ журнале документов можно осуществлять разные варианты поиска нужного документа:? Быстрый поиск в списке может производиться по дате документа. При начале набора даты в колонке «Дата» под нижней строкой открывается
1.5.1.1. Отбор в клубы
1.5.1.1. Отбор в клубы Первую из заявленных задач — вычисление потенциальных участников — интернет помогает решить уже сегодня. Однако в отсутствие прицельного запроса на это решение соответствующие приемы не доведены до ума. Они не заточены на клубный сервис, поэтому люди
Отбор партнеров по каналу
Отбор партнеров по каналу Итак, какие шаги должен предпринять поставщик, отбирая конкретных членов канала, чтобы добиться оптимального соотношения между стратегиями, целевыми рынками и франшизой потребителя? Проведение дистрибьюторского аудита в рамках анализа канала
Отбор продавцов
Отбор продавцов При отборе кандидатов в службу сбыта следует добиваться максимальной эффективности этой процедуры. Компания должна понимать, что процесс отбора повышает возможность принятия хорошего решения и снижает возможность принятия плохого. Психологи и
79 ОБУЧЕНИЕ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА
79 ОБУЧЕНИЕ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА В наше время одной из современных тенденций в области развития предприятий является обучение персонала. Это объясняется тем, что быстро устаревают и так же быстро обновляются практические знания.Организации, которые занимаются подобной
Глава 3. Жесткий отбор
Глава 3. Жесткий отбор Жесткие рамки рыночной экономики не оставляют предприятиям выбора. Конкуренция делает свое черное дело. На рынке труда могут выжить только самые способные и талантливые. И так хочется добавить – стойкие. Те, которые смогут вместе с фирмой пережить
Глава 3 Жесткий отбор
Глава 3 Жесткий отбор Жесткие рамки рыночной экономики не оставляют предприятиям выбора. Конкуренция делает свое черное дело. На рынке труда могут выжить только самые способные и талантливые. И так хочется добавить – стойкие. Те, которые смогут вместе с фирмой пережить
5.2.2. Многошаговый отбор менеджеров
5.2.2. Многошаговый отбор менеджеров Итак, мы поняли, что очень сложно найти подходящего работника. А найти подходящего менеджера по продажам – еще сложнее. А ведь в любом бизнесе продажи – это наше все. Более подробно маркетинг и элементы продаж мы рассмотрим в восьмой
РЕКРУТИНГ И ОТБОР
РЕКРУТИНГ И ОТБОР Язык компетенций используется многими организациями как основа личностной спецификации, сформулированной как виды компетенций и разработанной в ходе ролевого анализа. Виды компетенций, определенные для той или иной роли, используются как базовая
ЦЕЛЕВОЙ ПОДБОР И ОТБОР
ЦЕЛЕВОЙ ПОДБОР И ОТБОР Первый шаг заключается в том, чтобы определить, какого рода люди нужны организации в отношении их опыта, квалификации и вероятной степени соответствия культуре организации – ее ценностям и нормам. Это включает в себя анализ и оценку рабочих
ОТБОР АНКЕТ
ОТБОР АНКЕТ После того как было опубликовано объявление о вакансии или вакансиях и получено достаточное количество откликов, обычная последовательность действий, необходимых, чтобы обработать и отобрать анкеты, такова:1. Составьте рабочую таблицу со списком кандидатов,
Отбор компаний 10×
Отбор компаний 10? Первый год работы ушел на то, чтобы отобрать примеры для исследования. Мы искали реальные случаи, удовлетворяющие трем основным критериям:1. Показатели компании на протяжении пятнадцати и более лет устойчиво превышали средние фондовые показатели
Отбор компаний в группу 10×
Отбор компаний в группу 10? Мы применили три всеохватывающих принципа отбора, чтобы выделить для исследования исключительно успешные компании:1. Эти компании достигли выдающихся результатов, в период наблюдения они стали очевидными победителями на фондовом рынке и в
Отбор компаний для сравнения
Отбор компаний для сравнения На основании документов мы провели систематический обзор каждой отрасли, подбирая для наших компаний идеальные пары. Кандидатов в пары для сравнения мы оценивали по шести критериям. Критерии с первого по четвертый гарантируют сходный
4.4.3. Отбор, или предконтрактные методы
4.4.3. Отбор, или предконтрактные методы Когда все параметры, относящиеся к закупке, формально закреплены в контракте (в смысле, описанном в предыдущем разделе), высокая конкуренция по цене на стадии присуждения закупочного контракта всегда приветствуется.
9. Отбор
9. Отбор Все планы реализовать невозможно, поэтому неизбежно наступает момент, когда требуется отсеять большую часть идей, оставив только те, которые выполнимы.Для этого можно прибегнуть к голосованию. Всем нам знакомы поднятые руки и опускаемые в урну бюллетени, но для
Кравченко Светлана Васильевна
Учитель физики и информатики
Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Поиск информации представляет собой процесс выявления в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной теме (предмету), удовлетворяют заранее определенному условию поиска (запросу) или содержат необходимые (соответствующие информационной потребности) факты, сведения, данные.
Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой информации заинтересованным лицам.
В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов:
определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;
1. определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);
2. извлечение информации из выявленных информационных массивов;
3. ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.
Виды поиска
Полнотекстовый поиск – поиск по всему содержимому документа. Пример полнотекстового поиска – любой интернет-поисковик, например www.yandex.ru, www.google.com.
Поиск по метаданным – это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой – название документа, дата создания, размер, автор и т. д. Пример поиска по реквизитам – диалог поиска в файловой системе (например, MS Windows).
Поиск изображений – поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии (загружена пользователем или добавлен URL изображения). В результатах поиска пользователь получает похожие изображения.
Методы поиска
Адресный поиск – процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
Семантический поиск – процесс поиска документов по их содержанию.
Документальный поиск – процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.
Фактографический поиск – процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов и получаемые непосредственно из источников их возникновения.
Для того чтобы найденная Вами информация действительно отражала реальное положение дел,
поиск должен удовлетворять следующим критериям:
· полнота охвата ресурсов;
· высокая скорость проведения поиска.
Выполнение практического задания за компьютерами.
Осуществите поиск информации и опишите все этапы этого процесса (примерный образец приведен ниже):
1) Рассмотрим информационную потребность, представленную в следующем вопросе: «Почему число 500 в римской системе счисления обозначается символом D?»
Ключевые слова: римские цифры (римская система); происхождение; 500 в римской системе; символ D в римской системе счисления, история римских цифр…
Поиск и отбор информации
Поиск и отбор информационных материалов – взаимосвязанный процесс. Необходимо овладеть умением отыскать в море информации только нужные сведения, факты, идеи. Первичной информации в море новой литературы содержится не более 25%, остальная – вторичная. Задача заключается в том, чтобы отыскать в информационном потоке оригинальные издания и отсеять все остальное, найти такую информацию, которая является наиболее ценной и актуальной в данный момент.
Для эффективного использования информации необходимо:
♦ научиться быстро, с наименьшей затратой сил следить за потоком новой информации;
♦ рационально выбирать из информационного потока книги, статьи и другие материалы по конкретной теме;
♦ оперативно и полно извлекать из отобранных материалов нужную информацию.
В современной науке все более широкое распространение получают комплексные исследования. Кроме того, нужная информация может встретиться и в работах более широкого профиля, например по менеджменту. Поэтому необходимо ознакомиться с библиографиями не только по узкой теме, бухгалтерскому учету и аудиту, но и по другим дисциплинам, а иногда и отраслям знания: статистике, менеджменту, финансам и т.д.
Какой бы узкой и специальной ни была тема, поиск материала для ее разработки может продолжаться бесконечно. Для того чтобы сузить сферу поиска, нужно проанализировать информацию и отобрать наиболее необходимую.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.
При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в других справочных системах. Эти справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных системах, как правило, содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам. Недостатком использования данных систем является то, что версии этих документов не являются официальными и поэтому иногда содержат ошибки. Следовательно, получив первичную информацию при помощи справочно-информационных систем, достоверность этой информации следует подтвердить по официальным источникам издания.
Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале вуза и методических кабинетах кафедр. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках, официальных изданиях.
Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях на соискание ученых степеней, опубликованных монографиях.
Практика показывает, что большинство начинающих исследователей, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; количество изданий (первое, второе и т.д.); аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.
При изучении заглавия следует сопоставить его с темой вашей будущей работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то для вас будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то вам будет интересна только часть издания.
Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации маститых ученых. Как правило, малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения. Эти новые положения могут использоваться вами в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.
Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ.
Время издания отражает особенности того исторического периода, в котором писалась книга. Материалы, опубликованные до начала 90-х гг., характеризуются идеологизированностью и рассмотрением процессов с марксистско-ленинских позиций. Период с начала 90-х гг. до 1998 г. характеризовался эйфорией реформ, и книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка.
Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных имеется возможность оценить, насколько близка книга к проводимым исследованиям.
Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления следует определить, какая часть издания будет особенно полезна для исследований.
Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.
Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой области.
Иллюстративный материал в представляющих интерес главах позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.
Поскольку первое предложение, как правило, отражает основную мысль абзаца, то для понимания смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения абзацев.
При наличии достаточного времени вызвавший интерес материал изучается более внимательно. При необходимости сведения могут быть выписаны или ксерокопированы.
При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну взять побольше. Чем больше будет собрано научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.
Необходимо составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта минута поможет сберечь часы работы.
Для обеспечения работы с литературой запись сведений о ней – библиографическое описание – удобнее всего делать на стандартных библиотечных карточках или перфокартах. Для каждого издания или публикации необходимо оформить отдельную карточку или перфокарту. Это обеспечит место не только для библиографического описания (набора сведений о произведении печати), но и для аннотации, краткого реферата, для шифра и сведений о библиотеке, в которой хранится данное издание. Можно указать отдельные страницы, представляющие интерес, а еще лучше дать краткую аннотацию. Карточки можно сортировать в любом порядке, удобном для этой стадии работы, но лучше в алфавитном, что поможет избежать дублирования описаний. Это особенно важно при просмотре литературы с целью ретроспективного поиска за большой промежуток времени. Карточки, благодаря шифрам, легко систематизировать, перестраивая по мере надобности схему классификации, дополняя ее новыми разделами и новыми карточками.
Личная библиографическая картотека представляет собой гибкий рабочий аппарат; она удобнее любых списков. В процессе работы над темой с помощью картотеки удобно планировать и организовывать работу по ознакомлению с источниками, установить, какие материалы уже проработаны и какие еще нужно доработать. В зависимости от особенностей темы и литературы к ней в картотеке может применяться любое расположение карточек (алфавитное, систематическое, хронологическое, по видам изданий и т.д.).
Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием продуктивности и качества самостоятельной работы. Знания и навыки в этой области включают: представление о системе научно-технической информации в целом и о том, как эта система конкретно представлена там, где работает, учится студент, аспирант; знания о возможных источниках информации; умение пользоваться библиографическими и другими справочными материалами.
Источник научной информации – это носитель, содержащий сообщение. Органы научно-технической и справочной информации представлены библиотеками (общими и специальными). В библиотеках основными формами обслуживания читателя являются: справочно-библиографическое; абонемент; ксерокопирование.
Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется специальными библиографическими отделами или бюро, системой каталогов (алфавитных, систематических, предметных, вспомогательных) и картотек (перечней всех материалов, выявленных по определенной тематике).
Библиотечные каталоги являются связующим звеном между книжным фондом и читателями библиотеки. Они выполняют различные функции, которые обеспечивают раскрытие содержания книжного фонда и целенаправленное руководство чтением читателей. Библиотечные каталоги имеют информационно-поисковую функцию, осуществляемую в процессе ручного поиска по каталогу, т.е. при сопоставлении запроса читателя с данными каталогами.
Алфавитный каталог – это информационно-поисковая система (ИПС), информационно-поисковым языком которой является библиографическое описание. Каталожные карточки с описанием книг расставляются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и заглавиям произведений.
Алфавитный принцип (строгий алфавит) расстановки карточек позволяет собрать в одном месте совокупность основных и добавочных описаний, в заголовке которых указана фамилия одного и того же автора, что обеспечивает исчерпывающий ответ на один из самых важных вопросов: какие книги определенного автора имеются в библиотеке? Алфавитный принцип организации каталога позволяет ответить и на другой важный вопрос: имеется ли в библиотеке конкретная книга, автор и заглавие которой известны, а также выделять отдельные массивы описаний изданий индивидуального и коллективного автора.
Систематический каталог – это информационно-поисковая система, которая учитывает содержание произведений печати. ИПС здесь является индексом библиотечной классификации. Для того, чтобы пользоваться систематическим каталогом, нужно знать точный индекс интересующей вас отрасли знания, так как карточки с библиографическим описанием, учитывая содержание произведений печати, расставляются в отделе соответствующей отрасли знаний. Структура отделов систематического каталога соответствует принятой в данной библиотеке классификации.
Для оказания помощи читателям в поиске литературы по систематическому каталогу служит алфавитно-предметный указатель (АПУ) или просто ключ к систематическому каталогу. Классификация по отраслям знания делает неизбежным рассредоточение различных аспектов одного и того же предмета, явления по разным отделам классификационных таблиц.
Предметный каталог – это ИПС, в основе которой лежит учет содержания произведений печати по предметам и рубрикам. Библиографические записи группируются по наименованиям рубрик, а внутри рубрик – в алфавитном порядке. В отличие от систематического каталога, который также учитывает содержание произведений печати, предметный каталог строится не по отраслям знаний, а по более узким предметам.
Таким образом, каталог – это перечень документальных источников информации, имеющихся в фондах данной библиотеки, т.е. упорядоченная совокупность карточек, содержащих библиографическое описание литературных источников.
Систематический каталог строится в соответствии с действующей классификацией науки, проблемы которой получают определенные цифровые или буквенно-цифровые обозначения (индексы), их совокупность иерархически воспроизводится в разделах, подразделах, рубриках каталога. Публикация обозначается индексом или несколькими индексами, если она относится к нескольким проблемах. Карточка с описанием публикации помещается в те подразделения систематического каталога, которые обозначены в ней соответствующим индексом.
В основе систематического каталога библиотек, как правило, используется международная библиографическая система универсальной десятичной классификации (УДК) или библиотечно-библиографической классификации (ВБК).
В УДК каждый класс делится на 10 разделов, каждый раздел, в свое очередь, еще на 10 разделов, а последние еще на 10 и так далее. Каждому из классов, а затем каждому из разделов присваивается своя цифра десятичной системы. Цифры по порядку присваиваются друг за другом. После каждой из трех цифр для удобства считывания ставится точка. Цифры, обозначающие разделы УДК, называются индексами. На содержание индекса точка не влияет. Класс 6 является самым обширным из 10 основных классов УДК. Это объясняется разносторонностью его содержания и большим количеством документов (книг, статей, описаний патентов, фирменных каталогов и т.д.).
Развитие научных знаний, возникновение новых понятий в научной и практической деятельности людей обусловили возникновение нового информационно-поискового языка (ИПЯ) – библиотечно-библиографической классификации. ББК имеет более развитую систему классификаций и индексирования знаний. Основная (цифровая) часть ее буквенно-цифровых индексов строится по десятичному принципу. В ней широко используются знаки и принципы УДК, получившие в ББК дальнейшее развитие.
В основу системы предметных каталогов положен принцип распределения понятий в алфавитном порядке. По такому же принципу построены энциклопедические словари и предметные указатели книг, учебников.
Задачей предметного каталога является группировка литературы по ее содержанию, конкретным предметам или объектам изучения, но не в логической последовательности, а по алфавиту названий предметных рубрик. Поэтому в предметном каталоге соседствуют материалы, которые в систематическом каталоге были бы размещены в различных ящиках. Например, в предметном каталоге по учету рядом оказываются: баланс, бухгалтерский учет, безналичные расчеты и др.