Что такое отчетный сегмент

Формирование и анализ сегментарной отчетности коммерческой организации

«Экономический анализ: теория и практика», 2007, N 2

Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Рассмотрим основные термины, используемые в анализе сегментарной отчетности.

«Сегмент» (лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида в разных регионах.

Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, которые в свою очередь были разработаны на основе МСФО 14 «Сегментная отчетность». В соответствии с этим Положением сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий:

Требования ПБУ 12/2000 не распространяются на субъекты малого предпринимательства.

В данном нормативном акте определены следующие понятия:

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

При выделении отчетных сегментов принимают во внимание следующие виды рисков: общеэкономические; валютные; кредитные; ценовые; политические. При этом не предполагается их количественное измерение и выражение.

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу (сегмент) при условии сходства по всем или большинству из следующих признаков: назначению товаров, работ, услуг; процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; методам продажи; системам управления деятельностью организации (если приемлемо).

При выделении информации по географическим сегментам следует исходить из следующих аспектов: сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации; наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах; сходства деятельности; рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе; общности правил валютного контроля; валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

Географические сегменты могут быть выделены:

Как правило, второй критерий используется чаще первого.

Для признания сегмента отчетным необходимо выполнение следующих требований:

В целом единовременно должны быть соблюдены первое и пятое требования, а также одно из тех, что определены в ранее перечисленных п. п. 2, 3 и 4.

При формировании бухгалтерской отчетности по сегментам необходимо выделить первичную и вторичную информацию по сегментам.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:

Как правило, не составляет больших сложностей определить величину выручки сегмента и его финансового результата, который определяется как разность между выручкой и расходами сегмента без общехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом.

Сложнее распределить между сегментами и прочими операциями все остальные показатели. Практика не выработала до сих пор точных методов распределения. Поэтому согласно МСФО 14 если распределение сумм активов, обязательств и других показателей является спорным, то лучше их обозначить в отчетности как нераспределенные. Как правило, не составляет труда распределение большинства показателей между сегментами тогда, когда эти сегменты являются составляющими не одной организации, а группы предприятий.

Если вторичной информацией признана информация по географическому сегменту, то в отчетности раскрываются следующие показатели:

Если же вторичной признана информация по операционным сегментам, то в бухгалтерской отчетности должны быть отражены следующие показатели:

Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение стройной методики ее анализа, в составе которой целесообразно выделить две крупные части:

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

По данным ОАО «Молочный комбинат», исходя из различий типов продукции в производственном и технологическом процессах выделены следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисломолочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока.

Оценка количественных критериев признания отчетных операционных сегментов приведена в табл. 1.

Расчет количественных критериев для идентификации отчетных операционных сегментов

Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности. На анализируемом предприятии имеется возможность идентифицировать для каждого операционного сегмента не только выручку от продаж и финансовый результат, но и балансовую стоимость активов, общую величину капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационные отчисления по ним. Вместе с тем проблематичным является распределение между сегментами с достаточной точностью обязательств организации. В целом информация по операционным сегментам за предыдущий и отчетный год представлена в табл. 2 и 3.

Отчетная информация по операционным сегментам деятельности ОАО «Молочный комбинат» за предыдущий год, тыс. руб.

Отчетная информация по операционным сегментам деятельности ОАО «Молочный комбинат» за отчетный год, тыс. руб.

Так как менее проблематичным является идентификация для выделенных операционных сегментов выручки и финансового результата, то становится возможным рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента:

Расчет названных показателей представлен в табл. 4.

Динамика доходов, расходов и финансовых результатов операционных сегментов организации

Для оценки влияния результатов работы операционных сегментов на общий финансовый результат молочного комбината следует провести структурный анализ доходов, расходов и прибыли отдельных видов деятельности организации (табл. 5).

Динамика структуры доходов, расходов и финансовых результатов операционных сегментов организации

Из данных табл. 5 следует, что наибольший удельный вес в общей величине выручки комбината в отчетном году занимает выручка от продажи кисломолочной продукции, т.е. 39,9%, при этом по сравнению с предыдущим периодом он увеличился на 1,1 пункта. Еще более значительным является влияние этого операционного сегмента на финансовый результат, так как доля прибыли от продаж кисломолочной продукции составила 42,3%. Положительным является ее увеличение по сравнению с предыдущим годом на 1,5 пункта. Самая маленькая по сравнению с другими сегментами деятельности комбината доля влияния на его выручку и финансовый результат от продаж у производства заменителя цельного молока, хотя по сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение структурных показателей. Одновременно снижается удельный вес выпуска сливочного масла, что не вызывает снижения общего уровня рентабельности деятельности комбината, так как этот вид продукции является самым затратоемким.

Если в отчетности по каждому операционному сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие:

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).

Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.

По данным ОАО «Молочный комбинат», исходя из сходства экономических и политических условий регионов, где компания продает свою продукцию, близости операций, сходства рисков можно выделить в качестве географических сегментов следующие: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Волго-Вятский район; Северо-Западный район; Европа; страны СНГ.

Прежде всего необходимо провести количественный расчет показателей для признания выделенных географических сегментов отчетными (табл. 6).

Расчет количественных критериев для идентификации отчетных географических сегментов по рынкам сбыта

Из данных табл. 6 следует, что количественному критерию 10% не соответствуют два сегмента (Волго-Вятский район и страны Европы). Данные сегменты можно исключить из списка отчетных, так как при этом будет выполняться «правило 75%». Таким образом, отчетными географическими сегментами по рынкам сбыта выпускаемой продукции для ОАО «Молочный комбинат» признаны: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Северо-Западный район; страны СНГ.

Так как все активы ОАО «Молочный комбинат» расположены в одном географическом регионе, то выделение географических сегментов по местам расположения активов неприемлемо.

Ранее отмечалось, что информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается:

В каждом случае анализ сводится к оценке следующих показателей:

Такой анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.

В случае, когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится по схеме, описанной ранее по операционным сегментам.

На исследуемом предприятии информация по географическим сегментам деятельности признана вторичным форматом сегментарной отчетности. Географические сегменты выделены по местам расположения рынков сбыта, поэтому целесообразно проанализировать динамику и структуру выручки от продаж продукции (табл. 7).

Анализ выручки от продаж по географическим сегментам деятельности ОАО «Молочный комбинат»

Источник

Содержание анализа сегментной отчетности и его информационное значение

«Международный бухгалтерский учет», 2011, NN 7, 8

В статье, учитывая требования Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), раскрыты методические аспекты формирования сегментной отчетности, а также основные этапы ее анализа. Сделан вывод о том, что анализ отчетной информации, подготовленный по сегментам бизнеса, способствует принятию потенциальным инвестором адекватных текущему моменту инвестиционных решений.

Внешняя сегментная финансовая отчетность формируется публичными компаниями, чьи акции или долговые ценные бумаги находятся в свободном обращении, а также компаниями, находящимися в процессе выпуска в обращение своих акций или долговых ценных бумаг. В первую очередь речь идет о диверсифицированных компаниях, характеризующихся разнообразием видов деятельности, отдельные подразделения которых функционируют в различных географических регионах. Финансовые результаты деятельности, инвестиционные риски, степень монополизации рынка и уровень конкурентной борьбы могут значительно различаться в зависимости от того, в какой сфере бизнеса и в каком географическом регионе функционирует данный сегмент.

Финансовому аналитику требуется как можно больше детализированной информации о различных сегментах бизнеса компании. Анализ, расчет, прогнозирование и оценка прибыли требуют, чтобы она была разбита на отдельные слагаемые, которые имеют сходные характеристики изменчивости, потенциала роста и риска. Прогнозирование прибыли требует формирования дополнительной информации о подразделениях и изделиях, ее формирующих.

С учетом названных обстоятельств для оценки рисков предпринимательской деятельности, будущих экономических выгод, а также перспектив развития диверсифицированных компаний пользователям финансовой отчетности помимо информации, содержащейся в формах финансовой отчетности (балансе, отчете о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств и об изменениях капитала), необходимы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по ее отдельным направлениям.

В российском учете порядок формирования сегментарной отчетности регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н. В международной практике в настоящее время действует МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». Заменив собой МБС (IAS) 14 «Сегментная отчетность», МСФО (IFRS) 8 практически полностью повторяет требования аналогичного американского стандарта, что создает предпосылки пересмотра российского ПБУ 12/2000.

Детализируя финансовую отчетность по сегментам, компания раскрывает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых ею, и различных географических районов, в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:

Сегментация информации означает детализацию, разбивку информации, представленной в финансовой отчетности:

Факторы, учитываемые при выделении хозяйственных и географических сегментов

При этом географическая сегментация может осуществляться двумя методами исходя из места расположения активов или клиентов.

В сегментной отчетности раскрывается информация о доходах, расходах, активах, обязательствах и результатах сегмента.

Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:

Сегмент признается отчетным, если он удовлетворяет следующим критериям признания отчетного сегмента, сформулированным в МСФО (IFRS) 8 и ПБУ 12/2000:

В целом единовременно должны быть соблюдены первое и пятое требования, а также одно из тех, что определены в ранее перечисленных п. п. 2, 3 и 4.

Таким образом, сегментная отчетность организации представляет собой часть внешней финансовой отчетности, раскрывающую информацию по отчетным сегментам организации:

Возможны следующие комбинации первичного и вторичного форматов представления сегментной отчетности (рис. 2).

Возможные комбинации первичного и вторичного форматов представления сегментной отчетности

В любом случае в составе первичной информации по отчетному сегменту раскрываются показатели, представленные на рис. 3. Учитывая управленческую структуру анализируемого акционерного общества, в качестве первичного формата отчетности целесообразно признать сегментацию на основе хозяйственных (операционных) сегментов.

Порядок раскрытия первичной информации в формах финансовой отчетности

Направления деятельности, отвечающие названным ранее критериям (доля выручки от продаж и финансового результата превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом), в соответствии с ПБУ 12/2000 могут быть определены в качестве операционных сегментов. Согласно выполненным расчетам ими могут стать производство карамельной продукции, конфет, шоколада и шоколадных изделий, восточных сладостей (табл. 1).

Расчет финансовых результатов деятельности операционных сегментов (данные отчетного года), тыс. руб.

На выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: 93% в отчетном году и 85,2% в предыдущем году. Доминируют в выручке каждого сегмента доходы, полученные от продажи внешним покупателям. Приведенные обстоятельства позволяют признать выделенные сегменты деятельности акционерного общества как отчетные. Для анализа использованы данные 2010 г. (отчетный год) и 2009 г. (предыдущий год).

Проанализируем динамику доходов, расходов и финансовых результатов отчетных операционных сегментов общества (табл. 2).

Динамика доходов, расходов и финансовых результатов операционных сегментов общества

См. Экономика и жизнь. 2010. N 10. С. 20.

Проанализируем долю выделенных операционных сегментов в показателях выручки, расходов и прибыли акционерного общества, воспользовавшись данными табл. 2. Результаты выполненных расчетов представлены в табл. 3. Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что наибольший удельный вес по всем показателям занимает сегмент «Конфеты», причем его позиции в акционерном обществе с течением времени лишь укрепляются. По данным предыдущего года, доля выручки, полученной от реализации конфет, в общей ее сумме составила 35,8%, в отчетном году этот показатель вырос до 41,2%. Такая же тенденция наблюдается по расходам и финансовым результатам, связанным с деятельностью сегмента. Негативным здесь следует признать факт опережения удельного роста расходов сегмента над удельным ростом выручки от продаж: +7,2% и +5,4% соответственно. Следствием такого соотношения стал незначительный рост доли прибыли, заработанной сегментом: +0,9%.

Анализ доли отчетных операционных сегментов в общих результатах деятельности акционерного общества

Отрицательная динамика анализируемых показателей наблюдается по сегментам «Карамельная продукция» и «Восточные сладости». В первом случае она проявляется наиболее существенно. Доля выручки, полученной от продажи карамельной продукции, в общей ее сумме сократилась за два анализируемых года на 4%. Отрицательное воздействие такой тенденции отчасти нивелируется относительно низкой рентабельностью карамели (20%). Более существенно (в сравнении с долей выручки) сократилась доля расходов, приходящаяся на данный сегмент (-4,4%), что также следует оценить позитивно.

Для проведения дальнейшего анализа сегментной отчетности важно также распределить между выделенными сегментами активы и обязательства акционерного общества. Важнейшим принципом такого распределения должна стать их контролируемость. Поэтому те активы и обязательства, которые не могут быть напрямую увязаны с деятельностью подразделений (например стоимость административных помещений, нематериальных активов, используемых в общекорпоративных целях, и др.), между ними не распределяются (табл. 4).

Стоимость и динамика активов и обязательств операционных сегментов ОАО «Кондитер»

Определенный интерес представляет анализ удельного веса рассмотренных показателей в общей их сумме по всему акционерному обществу (табл. 5).

Анализ доли отчетных операционных сегментов в общей стоимости активов и обязательств ОАО «Кондитер», %

Доля долгосрочных активов, идентифицируемых с деятельностью сегмента, в общей их стоимости по акционерному обществу может зависеть от проводимой им инвестиционной или амортизационной политики. За два года значение этого показателя увеличилось в производстве шоколада и конфет на 2,7 и 0,2%. По двум другим сегментам доля долгосрочных активов снизилась.

Методические подходы к проведению дальнейшего анализа сегментной финансовой отчетности, а также формируемые в процессе этого анализа показатели предопределяются целями его проведения.

Рассмотрим возможности анализа отчетности, сформированной по сегментам бизнеса, для удовлетворения информационных запросов внешних пользователей. Одной из важнейших задач, решаемых в процессе этого анализа, является поиск ответа на вопрос: в какой сегмент выгоднее инвестировать денежные средства.

Получить ответ на него можно, воспользовавшись анализом финансовых коэффициентов по отдельным подразделениям холдинга, рассчитанных на базе сформированной сегментарной отчетности.

Остановимся прежде всего на показателе «нормы прибыли (рентабельности продаж)» (Return on Sales, ROS). Рентабельность продаж представляет собой отношение величины прибыли от продаж к полученной выручке. Рентабельность продаж характеризует величину прибыли от продаж, приходящуюся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке). Чем выше этот показатель, тем большими возможностями располагает сегмент бизнеса для финансирования своего развития за счет внутренних источников. При его росте расширяются возможности подразделения самостоятельно финансировать свой оборотный капитал, не привлекая для этого внешние источники и не отвлекая финансовые ресурсы для выплаты процентов по кредитам. Если же динамика рентабельности продаж имеет тенденцию к убыванию, то со временем сегмент лишится возможности самостоятельно финансировать свою деятельность и получать прибыль. Для оценки деятельности сегментов бизнеса показатель ROS предпочитают предприятия с относительно низким уровнем инвестиций в здания, оборудование и другие долгосрочные активы (по отношению к объему продаж).

Расчет показателя рентабельности продаж по выделенным операционным сегментам представлен в табл. 6.

Ранжирование операционных сегментов по показателю рентабельности продаж

Коэффициент использования (оборачиваемости) активов (отношение чистого объема продаж к общей стоимости активов в сочетании с соотношением чистой прибыли и чистого объема продаж (рентабельности)) оказывает непосредственное воздействие на уровень прибыльности собственного капитала холдинга. Чем выше оба этих показателя и каждый из них в отдельности, тем более прибыльно вложение средств в него как в текущей, так и в долгосрочной перспективе. Расчет оборачиваемости активов для каждого сегмента и соответствующий ему рейтинг представлены в табл. 7.

Ранжирование операционных сегментов по показателю оборачиваемости активов

Используя имеющуюся информацию сегментной отчетности, рассчитаем для операционных сегментов значения ROA в целях последующего их ранжирования (табл. 8).

Ранжирование операционных сегментов по показателю «рентабельность активов»

Рассчитаем значение показателя оборачиваемости чистых активов, используя данные сегментарной отчетности, и на основе полученных результатов снова проранжируем наши сегменты (табл. 9).

Ранжирование операционных сегментов по показателю оборачиваемости оборотных активов

Исходя из данных отчетного года, наиболее высокий показатель оборачиваемости оборотных средств продемонстрировал сегмент «Конфеты», заняв в рейтинге первое место. Индивидуальный результат сегмента по этому показателю (3,35) превысил его среднефирменное значение (3,01). Сегменту «Карамельная продукция» присвоено по результатам отчетного года лишь третье место, хотя в предыдущем году он являлся лидером рейтинга.

Чем выше соотношение между чистым объемом продаж и размером оборотных средств, т.е. чем большая сумма продаж приходится на каждую единицу оборотных средств, тем выше уязвимость компании к неблагоприятным изменениям ситуации на рынке (падению спроса, неплатежеспособности одного из крупнейших покупателей и т.д.). Возрастание соотношения чистого объема продаж и суммы оборотных средств означает снижение количества оборотных средств, обеспечивающих каждый доллар продаж, в то время как снижение данного соотношения говорит о более надежном обеспечении сбыта оборотными средствами сегмента.

Отношение оборотных активов к текущим обязательствам (коэффициент текущей ликвидности) по сути характеризует запас прочности, которым должен обладать сегмент в целях покрытия текущих платежей на случай сокращения его доходов в результате неблагоприятных изменений в рыночной конъюнктуре и прочих факторов внешней по отношению к сегменту среды. При прочих равных условиях чем выше коэффициент текущей ликвидности активов, тем охотнее кредиторы предоставляют компании взаймы свои средства и тем более благоприятные условия кредитования они принимают. Имея достаточный запас текущих активов, руководство организации практически не зависит от кредиторов при принятии решений о расходовании средств.

В настоящее время относительно надежным считается уровень коэффициента текущей ликвидности активов, находящийся в диапазоне от 1,3 до 1,7.

Расчет коэффициента текущей ликвидности и присвоенный по этому показателю рейтинг сегментов представлены в табл. 10.

Ранжирование операционных сегментов по коэффициенту текущей ликвидности

Как и другие коэффициенты, соотношение между текущими активами и текущими обязательствами следует рассматривать в сопоставлении с некой отраслевой нормой. В зависимости от факторов сезонности, длительности производственного цикла, особенностей организации кредитования, а также характера и оборачиваемости товарно-материальных запасов значения коэффициента текущей ликвидности активов для различных отраслей могут существенно варьироваться. Достаточно высокие значения показателей, приведенных в табл. 10, объясняются спецификой организации кондитерского производства и его технологическими особенностями. Они свидетельствуют о высоком уровне гарантий в части погашения долгов общества, о наличии необходимых ресурсов и условий для устойчивого функционирования и развития производственной деятельности сегментов.

Результаты выполненного анализа деятельности сегментов обобщены в табл. 11.

Ранжирование операционных сегментов по результатам финансового анализа их деятельности

Данные, представленные в табл. 11, позволяют сделать следующий вывод: основываясь на значениях рассчитанных финансовых коэффициентов, инвестиционные предпочтения будут отданы сегменту «Конфеты», а возможно, и сегменту «Восточные сладости», несмотря на то, что направление «Восточные сладости» по показателям выручки и валовой прибыли занимало последнее место (см. табл. 1).

Последнее место в сформированном рейтинге занял сегмент «Карамельная продукция», что имеет свои объективные причины. Несмотря на выявленную в результате проведенного анализа позитивную динамику стоимостных показателей, в натуральном выражении объем потребления отечественной карамели снижается. При этом растет потребление импортной карамели. Увеличение ввоза карамельной продукции из-за границы сопровождается снижением цен на нее, которые оказываются меньше себестоимости подобной отечественной продукции. Сегменту «Карамельная продукция» становится все труднее соперничать с зарубежными конкурентами по двум причинам:

Данные сегментарной отчетности необходимы не только внешним, но и внутренним ее пользователям. Ее анализ, базируясь на данных управленческого учета, позволяет собственнику выделить перспективные сегменты бизнеса, которые следует развивать в первую очередь. В этих целях остановимся подробнее на анализе деятельности наиболее прибыльного сегмента «Конфеты». Напомним, что он представлен четырьмя направлениями:

Информация об удельном весе отдельных направлений сегмента «Конфеты» в совокупной выручке этого сегмента за последние три года представлена в табл. 12.

Удельный вес выручки, полученной отдельными направлениями деятельности операционного сегмента «Конфеты», в совокупной выручке сегмента

Темп роста выручки по отдельным направлениям деятельности операционного сегмента «конфеты», %

Но существуют и товарные группы, имеющие низкий удельный вес в совокупных объемах продаж. Они тем не менее интересны сегменту «Конфеты» возможностью поддержания ассортимента и, как следствие, увеличения доли на рынке.

Отдельные товарные группы не равноценны по объемам зарабатываемой прибыли: некоторые позиции, особенно хорошо зарекомендовавшие себя, имеют высокую самоокупаемость, позволяют осваивать сегменту сбыт новых, пока еще убыточных, товаров.

Расчет суммы и нормы маржинального дохода каждой товарной группы сегмента по результатам его деятельности в отчетном году представлен в табл. 14. При этом наибольший вклад в формирование маржинального дохода сегмента вносит направление «Мармеладно-пастильные изделия» (314 090 тыс. руб.), однако норма маржинального дохода составляет лишь 24,1%, что является самым низким результатом из всех товарных позиций группы. Напомним, что норма маржинального дохода показывает, как изменится маржинальный доход организации при увеличении выручки от реализации на 1 руб. Таким образом, рост продаж мармеладно-пастильной продукции на 1 руб. сопровождается увеличением маржинального дохода на 24,1 коп.

Эффективность направлений деятельности сегмента «Конфеты»

Максимальным значением нормы маржинального дохода обладает направление «Мягкие конфеты» (30,3%), а лидером по этому показателю является ирис развесной (78,4%). Однако объем его продаж незначителен и составляет 149 895 тыс. руб., что составляет лишь 5% объема продаж сегмента.

Товарная группа «Мармелад слоеный», являясь новым направлением деятельности сегмента «Конфеты», имеет пока убыточные показатели. Убыток покрывается маржинальным доходом названных ранее направлений.

Таким образом, анализируя приведенную сегментную информацию, можно сказать, что обществу целесообразно наращивать объемы продаж ириса и мягких конфет, в первую очередь ириса развесного и батончиков. В группе «Мармеладно-пастильные изделия» наивысшая эффективность производства у пастилы и апельсиновых долек.

Динамика доходов, расходов и финансовых результатов географических сегментов общества

Деятельность двух других сегментов также прибыльна, однако в отличие от Поволжского региона по Северному и Центральному географическим сегментам наблюдается негативная динамика показателей. В первом случае темп роста расходов (145,3%) опережает темп роста выручки (118,5%). В результате этого прибыль сегмента сократилась на 123 651 тыс. руб., или на 15,8%.

Во втором случае два анализируемых года отмечены спадом продаж на 203 979 тыс. руб. (с 917 979 до 714 000 тыс. руб.). Темп роста выручки в результате составил 77,8%. Расходы также снижались, но медленнее: темп их роста составил 80,6%. В результате прибыль сегмента сократилась с 246 992 до 173 200 тыс. руб., т.е. на 73 792 тыс. руб. (29,9%).

Намного привлекательнее выглядит Поволжский район и по значениям относительных показателей. Наблюдаются устойчивый рост рентабельности этого сегмента (с 5,5% в предыдущем году до 21,9% в отчетном году) и снижение расходов на 1 руб. выручки от продаж (с 94,7 коп. в предыдущем году до 82 коп. в отчетном году).

В двух других сегментах, напротив, рентабельность в течение анализируемого периода снизилась. Наиболее существенным (почти на 1/3) это снижение оказалось в Северном регионе: с 78,3% в предыдущем году до 45,4% в отчетном году. В Центральном географическом сегменте рентабельность сократилась на 4,8%.

В Северном регионе резко возросли расходы на 1 руб. выручки от продаж: с 56,1 до 68,8 коп. По Центральному региону этот рост составил 2,6 коп.

Информация об удельном весе каждого региона в общих финансовых результатах акционерного общества представлена в табл. 16.

Удельный вес географических сегментов в показателях деятельности акционерного общества, %

Попытаемся выявить причины создавшегося положения путем анализа структуры продаж, осуществляемых географическими сегментами (табл. 17).

Структура продаж географических сегментов

Анализируя данные, представленные в табл. 17, можно сказать, что успехи Поволжского географического сегмента во многом связаны с изменением структуры продаж в отчетном периоде в сравнении с предыдущим. Видно, что доля «проблемной» карамельной продукции в анализируемом периоде снизилась с 54,1 до 18,8%. Однако наиболее успешное для общества товарное направление «Конфеты» значительно усилило в Поволжье свои позиции: его доля в общем объеме продаж возросла на 43,3% (с 27,1 до 70,4%).

Производство конфет (мягких конфет; мягких конфет, глазированных шоколадной и шоколадно-молочной глазурью; ириса; мармеладно-пастильных изделий), как было установлено ранее, является наиболее прибыльным направлением деятельности общества. Подключая к анализу данные управленческого учета, оценим эффективность этого производственного направления в разрезе выделенных географических сегментов (табл. 18, 19, 20).

Результаты деятельности Северного географического сегмента, тыс. руб.

Показатели деятельности Центрального географического сегмента, тыс. руб.

Показатели деятельности Поволжского географического сегмента, тыс. руб.

Результаты выполненных расчетов снова свидетельствуют о наибольшей активности Поволжского географического сегмента, в котором в отличие от остальных реализуется весь спектр товарной позиции «Конфеты». Видно, что здесь присутствуют как высокорентабельная товарная группа «Ирис», так и убыточные позиции, наиболее существенной из которых является мармелад желейный. Однако убытки перекрываются устойчивыми прибылями других направлений деятельности, в результате чего Поволжский географический сегмент в отчетном году получил по товарному направлению «Конфеты» маржинальный доход в сумме 680 290 тыс. руб.

Данные, представленные в табл. 21, позволяют оценить долю географических сегментов в общих результатах деятельности акционерного общества по направлению «Конфеты».

Анализ доли отчетных операционных сегментов в общих результатах деятельности акционерного общества

Видно, что Поволжский географический сегмент доминирует по всем анализируемым показателям. Доля выручки и маржинального дохода данного сегмента в общей сумме этих показателей по направлению «Конфеты» составляет почти 70%.

Из представленной в таблицах информации следует, что в каждом географическом сегменте есть свои лидеры продаж, которые приносят больше маржинального дохода, чем другие. Выделим в каждом регионе три наиболее перспективные товарные позиции и расположим их в зависимости от суммы маржинального дохода (от большего значения к меньшему). Результаты деятельности географических сегментов представлены в табл. 22, 23, 24.

Показатели лидеров продаж Северного района, тыс. руб.

Показатели лидеров продаж Центрального района, тыс. руб.

Показатели лидеров продаж Поволжского района, тыс. руб.

Проанализируем выгодность изделий-лидеров Поволжского района как наиболее крупного рынка сбыта, применив показатель нормы маржинального дохода (табл. 25).

Расчет нормы маржинального дохода лидеров продаж Поволжского района

Из данных, представленных в табл. 25, видно, что товарное направление «Пастила» имеет максимальное значение нормы маржинального дохода (62,9%): каждый рубль продажи этого вида продукции обеспечивает обществу получение 62,9 коп. маржинального дохода.

При наличии спроса на товарное направление «Пастила» экономически выгодным и эффективным является наращивание объемов его продаж в Поволжском географическом сегменте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *