Что такое отчитка в монастыре

Отчитка бесноватых?

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Отчитка бесноватых — как её проводят? Кто её проводит? Кто такие — бесноватые люди? Обо всём это расскажет протоиерей Дионисий Свечников.

Что такое отчитка?

Как часто приходится сейчас слышать от разных людей один и тот же вопрос – где нам найти священника, который проведет обряд экзорцизма, отчитает бесноватого? Невольно вздрагиваешь в этот момент – неужели стоящий перед тобой человек одержим нечистым духом, или его близкий одержим бесами? Неприятно, но за несколько лет священнической практики приходилось видеть и слышать разное, уже не говоря о том, что читать об одержимых приходится каждый раз в Евангелии. Да и всегда тяжело слышать о чужом горе. Вот и думаю, что стоит немного поразмышлять на тему так называемой отчитки.

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Священник Дионисий Свечников

Все мы в той или иной степени подвержены страстям, кто-то ими просто одержим. Источником страсти является лукавый, а человек добровольно принимает его вместе со страстью в свое сердце, понемногу становясь при этом рабом своей страсти. Лукавый действует на человека извне, пытаясь как можно сильнее ввести в тот или иной грех, приручить его к нему. Большинство людей вполне способны, с помощью Божией, и приложив некоторое количество усилий, победить страсть и отвергнуть искушения лукавого (хотя многие люди так и остаются подверженными той или иной страсти всю жизнь). Для этого нужно свободное волеизволение, движение сердца, стремящегося к Богу и отвергающего сатану с его соблазнами. Вспоминаются слова из Евангелия, сказанные Спасителем искушающему Его дьяволу: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Добро было бы каждому из нас, вооружившись этими словами, воспротивиться лукавому, готовому в любой момент поставить нам подножку на пути к Богу!

А что делать, когда человек настолько погряз в страсти, и ум его настолько помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему трудно разобраться в самом себе, а, тем более, приложить усилие для того, чтобы скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути. Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же подается лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви, чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление.

Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5).

Людям, одержимым нечистыми духами необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят отчитку – особое молитвенное последование, во время которого священник читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.

Однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет

Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами.

Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизволения, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу. Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).

К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебна. Ни о какой дальнейшей духовной работе с одержимыми и речи не идет. Многие издалека едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-Божески, чтобы вновь не стать одержимыми, или нет? Вряд ли об этом знает священник, ведущий массовую отчитку. На мой взгляд, массовые отчитки не просто недопустимы, они опасны для тех, кто на них приезжает. Господь не проводил «массовых сеансов» исцеления бесноватых, все случаи, описанные в Евангелии сугубо индивидуальны. Неужели современные священники забыли об этом?

Экзорцист

В Древней Церкви был особый церковный чин – экзорцист.

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Экзорцисты поставлялись епископами, также как диакона и священники. Но уже в третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого Духа.

Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления» — пишет проф. Осипов. И он совершенно прав, потому как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21), т.е. жизнью подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления бесноватых. Чего не сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикийского собора). О каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного смирения и послушания Матери-Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по 5, 10, 15 раз, не получая исцеления. Да еще и не факт, что большая часть из них действительно является бесноватыми, которые уже не могут контролировать свою волю.

Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку выше Таинств Церкви. Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое заблуждение! Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами, у этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться, причаститься, постоянно молится и постится, то лукавый давно отошел бы от него, т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех, который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание, но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до настоящей одержимости.

Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой «духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят на отчитку как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время отчитки. Все, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие мытарства этого несчастного, который стал жертвой нечестивой рекламы и недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек бедняге, что совершенно здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу.

Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие! Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут какой-нибудь молоденький иеромонах устраивает ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого. Ведь он видит интерес, проявленный человеком и не замедлит подогреть его чем-нибудь покруче.

Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека, приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое дерзновение, и не принесет пользы одержимому.

Читайте также

Источник

Что такое отчитка, и как к ней относиться

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Источник

Отчитка (экзорцизм)

Если Бог за нас, то кто против нас?
Рим. 8:31

Отчи́тка (экзорци́зм) – особый моле­бен, во время кото­рого свя­щен­ник, име­ю­щий на это бла­го­сло­ве­ние архи­ерея и духов­ную силу, читает закли­на­тель­ные молитвы на изгна­ние из чело­века падших духов. В это время могут про­ис­хо­дить разные физи­че­ские явле­ния с бес­но­ва­тыми: крик, страш­ная ругань и хула на Бога, лаяние по-соба­чьи и другие нече­ло­ве­че­ские про­яв­ле­ния: судо­роги, паде­ние в обмо­рок и проч. А может вообще ничего види­мого не про­ис­хо­дить, что чаще и бывает.

В какой-то сте­пени мы все под­вер­жены воз­дей­ствию дья­вола, но сте­пень одер­жи­мо­сти у нас разная. Этот чин может быть совер­шён лишь в особых слу­чаях, когда злые духи пора­бо­тили волю чело­века, дей­ствуют через его тело, гово­рят его устами.

Этот чин должен совер­шаться опыт­ным свя­щен­ни­ком над одним чело­ве­ком, кото­рый явно одер­жим злым духом. Мас­со­вые «отчитки» появи­лись лишь в послед­нее время, как нару­ше­ние при­ня­того в Церкви порядка совер­ше­ния этого чина.

Для про­верки, явля­ется ли чело­век одер­жи­мым или пси­хи­че­ски нездо­ро­вым, перед ним ставят несколько ста­ка­нов с водой, в одном из кото­рых будет вода святая (есте­ственно, боль­ному об этом не гово­рят). Если чело­век дей­стви­тельно бес­но­ва­тый, он этот стакан почув­ствует и будет бояться его взять, как бы ни меняли ста­каны.

Отчитка может быть исполь­зо­вана в редких слу­чаях при явных симп­то­мах бес­но­ва­ния. Для того чтобы быть недо­ступ­ным дей­ствию каких-то злых сил, надо жить насто­я­щей хри­сти­ан­ской жизнью, регу­лярно испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Таин и ста­раться испол­нять запо­веди Божии.

В Еван­ге­лиях име­ется четыре подроб­ных опи­са­ния бесо­из­гна­ния Спа­си­те­лем: ( Мк.1:21-28; 5:1-20; 7:24-30; 9:14-29 ), весьма крат­кие сооб­ще­ния ( Мф.9:32-34; 12:22 ) ( Лк.11:14 ) и мно­же­ство упо­ми­на­ний и выска­зы­ва­ний о том, как Хри­стос справ­лялся с бесами ( Мк.1:32-34, 39; 3:7-12 ); ( Деян. 10:38 ).

При­ме­ча­тельны вос­по­ми­на­ния об извест­ном старце из Псково-Печер­ского мона­стыря, архи­манд­рите Адри­ане (Кир­са­нове), духов­ника Дон­ского мона­стыря иерос­хи­мо­наха Вален­тина (Гуре­вича):

“В своих бесе­дах неза­долго до смерти отец Адриан озву­чил уди­ви­тель­ную вещь. Он, про­смат­ри­вая свою жизнь, понял, что вся его дея­тель­ность по отчитке бес­но­ва­тых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уве­ре­ния совре­мен­ного Фомы», как это видно из случая с моим ново­про­све­щен­ным зна­ко­мым. Однако напрасна с точки зрения соб­ственно помощи самим бес­но­ва­тым.

— Не было, — гово­рил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-насто­я­щему помог. Потому что на место изгнан­ного беса потом при­хо­дили семь злей­ших духов ( Мф. 12: 45 ).

И эти люди снова появ­ля­лись на отчит­ках… А еще сокру­шался:

— Это же Гос­подь попус­кает бес­но­ва­ние как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, полу­ча­ется, снимаю?

Когда при­хо­дится при­ча­щать бес­но­ва­тых, так им и гово­ришь:

— Это ваш крест. Все равно, как бес будет дей­ство­вать: сна­ружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спа­са­ются.

Отец Адриан оста­вил нам это очень важное откро­ве­ние своих послед­них дней: сколько он сам пре­тер­пел мести от этих изгнан­ных им бесов, а эти люди не шли в Цер­ковь, не кая­лись по-насто­я­щему, не при­ча­ща­лись, и эта демо­ни­че­ская реаль­ность вновь погло­щала их.

Источник

Бывший амурский экзорцист отец Дионисий: «Чего только не насмотрелись во время изгнания бесов»

Храм Святых равноапостольных Константина и Елены — главная достопримечательность Константиновки. Как и сам настоятель — иеромонах Дионисий, с которым я мечтала познакомиться много лет. «Наш Отец Дионисий — личность легендарная, — говорят в селе. — На пике адвокатской карьеры он бросил все, решив кардинально изменить судьбу и посвятить себя служению Богу и людям. Это один из немногих священников в России, кто занимался экзорцизмом. Лечить душу и изгонять бесов сюда приезжали люди со всего Дальнего Востока». Две жизненных истории — храма и его настоятеля — крепко переплелись воедино.

Мы издали любовались величественным строением в старорусском новгородском стиле. Осенью 1998‑го, когда отец Дионисий приехал в Константиновку, здесь был лишь фундамент. Только спустя семь лет строительство прихода на его историческом месте возобновилось. «Как‑то само по себе все произошло: один раз пожертвовали кирпич, потом второй, третий… А потом помощь стала поступать со всех уголков страны и даже из‑за границы. Это и есть самое настоящее чудо», — светло улыбается батюшка, не находя рационального объяснения тому, как смогли возвести один из самых красивых храмов в Приамурье. О загадках души, «диванной психологии», пороках и истинном покаянии мы откровенно побеседовали со священником.

«Не человек для субботы, а суббота для человека»

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Фото: Владимир Воропаев

Посещение храма не было в наших планах — мы приехали в Константиновку по другому вопросу. И очень обрадовались, когда отец Дионисий не отказал нам во встрече. Хотя для него это было нелегко — еще не вполне оправился после перенесенной коронавирусной инфекции. Месяц провел в госпитале в Благовещенске, потом была реабилитация в «Васильке».

«А зарядку дыхательную делаете?» — поинтересовалась я. «Стараюсь, — отвечал на мои вопросы батюшка, открывая высокие двери. — У меня поражение легких было сначала 10 процентов, потом двадцать, и так по нарастающей. На аппарате не лежал, но тяжеловато было. Мы почти одновременно заболели с монахиней матушкой Нонной. Ничего, выдержали с Божией помощью».

«Душе действительно станет лучше, если мы будем бороться со злостью, разочарованием, искушениями», — говорит священник.

Кто‑то мне рассказывал, что константиновский приход единственный, где людям бесплатно дают свечи, если у них нет денег. «Это преувеличение. Любой священник, мне кажется, если к нему обратиться, поможет. Вы присаживайтесь, голубушка, устали, видимо, много ходили», — отец Дионисий заботливо кивнул в сторону лавочки, словно почувствовав мою боль в колене.

Мне было неловко, и я призналась, что из‑за травмы теперь редко стала посещать воскресные службы. Вот в католических храмах есть скамейки и прихожане сидят, а в православии всю службу всем надо обязательно выстоять.

— Почему так решили? Господь сказал: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Это означает, что не мы должны подстраиваться под какие‑то обстоятельства, а условия — под нас, если это вредит здоровью. Выстоять службу надо, если человек здоров. А если ему плохо, конечно, можно присесть. У нас некоторые больные вообще сидят всю службу. Ничего тут такого страшного нет. Вот у священника так не получится — сама служба несовместима с сидением, а мирянам можно.

Стеснялся с клиентов брать деньги

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Фото: Владимир Воропаев

Сам отец Дионисий, хотя был еще слаб после ковида, за время нашего долгого разговора ни разу не присел. Я давно была наслышана об этом человеке от тех, кто хорошо знал Владимира Ивановича Колесникова еще в миру, когда он был далек от православия.

«Мы познакомились, когда я еще секретарем в суд пришла работать, а он был адвокатом. Всегда такой обходительный в общении. Он стеснялся с клиентов деньги брать — ему было неловко. Бросающаяся в глаза доброта», — рассказывала одна из судей в отставке, теперь ставшая его прихожанкой. На исповедь к отцу Дионисию люди приезжают не только из Благовещенска, но даже из Владивостока, где он получал высшее образование и начинал юридическую карьеру. Следователь в морской транспортной прокуратуре, успешная карьера адвоката… Что могло привести человека к вере и заставить резко изменить жизнь? Этим вопросом многие задаются по сей день.

лет отец Дионисий занимался экзорцизмом. Изгнание нечистых духов — дело нелегкое и опасное

Одни рассказывают, что после крещения, когда еще был адвокатом, Колесников вместе с приятелем ездил за советом к какому‑то старцу в Псковскую область. И когда они зашли в келью, тот сказал приятелю: «Ты в миру должен жить». А посмотрев на Владимира Ивановича, заметил: «А ты должен стать священником». На его вопрос: «Когда?» — старец ответил: «Вчера».

— Как‑то ко мне подошел мальчик один и говорит: «Я знаю, как вы стали священником». — «Как стал?» — «Вас привязали к столбу ваши подзащитные и пытали…» — «Это кто тебе такое рассказал, — спрашиваю. — Мама с папой?» — «Нет, бабушка». Версий много очень…

— И какая из них ближе всего к реальности?

«Молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь — вот лечение!»

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Фото: Владимир Воропаев

У отца Дионисия — редчайший духовный опыт. Он много лет занимался экзорцизмом, проводил службы, связанные с духовным исцелением — их еще называют отчиткой. Это дозволяется далеко не каждому священнику. Он был единственным, кто по благословению правящего архиерея проводил службы, связанные с изгнанием бесов. И занимался этим больше восьми лет. Я призналась, что всегда хотела увидеть такое своими глазами.

— Зрелище не из приятных. К тому же это небезопасно, — возразил священник. — Одни дико кричат нечеловеческими голосами, руками машут, совершают неконтролируемые телодвижения, кто‑то смеется безудержно. Начинаешь отчитку, и некоторые видят, будто бы из них выползают черви и змеи. Причем видно, что эти люди не психически больные. Было такое, что в обмороки падали. Чего только не насмотрелись во время таких служб.

— И это реально помогало людям?

— Не всем, но некоторым помогало.

— Почему же тогда вы больше не проводите такие отчитки?

— Потому что, голубушка, это очень тяжело. Тут, видите, все не расскажешь. Как говорил приснопамятный Иван Крестьянкин, об этом лучше умолчим. Изгнание нечистых духов — дело нелегкое и опасное. Поэтому за отчитку берутся только по послушанию. Я не сам к этому пришел. Меня поставил владыка Гавриил. Почему выбор пал именно на меня, это уже у него надо было спрашивать. Однажды позвал и сказал: «Будешь этим заниматься».

«Если поверишь в Бога, уже не смотришь ни на успех, ни на карьеру, ни на деньги».

— То есть это был ваш крест?

— Да. Это было мое послушание. Покуда были силы, исполнял его. Потом сам попросил благословение, чтобы владыка Лукиан освободил меня от этого.

— Куда же теперь православным людям обращаться с такими проблемами?

— Людям надо обращаться прежде всего к Богу и стараться исправить свою жизнь. Покаянием, постоянным посещением храма, молитвой, постом. Только такой путь. А экзорцистов всего несколько человек по России. Отец Герман Чесноков в Троице-Сергиевой лавре, который много лет этим занимался, недавно умер. На Кузбассе отец Василий отчитки проводит, больше никого не знаю. Если даже человек находит у себя отдельные проявления одержимости, — это еще не повод идти на отчитку.

— А что это за признаки такие?

— Появляется чувство необъяснимой тоски на сердце, уныние, апатия, нежелание ничего делать. Боли в сердце без установленной кардиопатологии. Чувство постоянной злобы, раздражения. У кого‑то может быть повышенная температура тела годами, хотя диагноз не определяется. При этом отвращение ко всему духовному, связанному с церковью, когда человек заходит в храм и ему хочется опрометью бежать оттуда. Он на дух не выносит запаха ладана, испытывает в храме необъяснимый страх, тошноту. Но отдельные проявления — еще не одержимость. Когда все они проявляются в комплексе и при этом мешают человеку жить, порой наталкивая на мысль о самоубийстве, или, как люди рассказывали, они начинают слышать, будто внутри них кто‑то разговаривает, тогда уже в той или иной степени вероятности можно говорить об одержимости. Не стоит надеяться, что можно жить бездуховно, грешить сколько угодно, а если вдруг тебя начнут мучить нечистые силы, то можно сходить на отчитку и исцелиться. Эти службы — не панацея. Как говорил Господь, сей род лукавый изгоняется постом и молитвой. Исповедуйтесь и причащайтесь. Вот оно — лечение!

ОБ ИСТИННОЙ ВЕРЕ, НЕЧИСТОЙ СИЛЕ И МИСТИКЕ ГОГОЛЯ

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Фото: Владимир Воропаев

В интернете и соцсетях множество сайтов, блогов и разных каналов, где глубоко обсуждаются темы психологического и эмоционального здоровья, как на него могут влиять высокие и низкие вибрации. Некоторые «гуру» из области биоэнергетики призывают реже ходить в храмы, где якобы имеется «скопление отрицательной энергии». Ведь люди приходят туда со своими горестями и просьбами, чтобы помолиться перед иконами и попросить помощи у Бога.

Полюсы веры и неверия

А еще пугают тем, что «в храмах имеются порталы в нижний мир». Вот, мол, и великий русский писатель Гоголь считал церковь пристанищем нечистой силы. Поэтому‑то в одном из его мистических произведений «Вий» разная нечисть появляется именно в деревенской церквушке. Пока я озвучивала эти крамольные для любого православного мысли, отец Дионисий слушал меня, не перебивая, — внимательно и совершенно спокойно.

— Вы же знаете, что Гоголь был малоросс, родом с Украины, а там много всего намешано: и вера, и суеверия, и колдовство, и ведьмаки… Это не есть хорошо. И светлое, и темное — все намешано. И такое именно на Украине, а Николай Васильевич — выразитель менталитета своего малороссийского народа. Может быть, поэтому и создал такие произведения. Сам он был человеком набожным, высмеивая чертей, всегда хранил веру в Бога, — отец Дионисий вздохнул, помолчал и продолжил свои рассуждения: — Оставим символизм в стороне. Вы помните, какими эпитетами классик в своем произведении «Вий» описывал церковь? Я напомню: «деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом…» Она «уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения». Это говорит о том, что люди в эту церковь попросту не ходили, там не было никаких служб. Немудрено, что церковь ту попрали бесы, нечисть разная. Если Гоголь на что‑то и намекал, то, скорее всего, только на это. Если уж Наталья Варлей раскаивается о том, что она снималась в фильме «Вий» в роли панночки, трудно судить, что происходило в душе Гоголя. Но хоронили его по православным традициям с его волеизъявления. Он умер в глубоком покаянии, примирившись с Богом. Это, наверное, самый верующий из всех великих русских писателей и поэтов. Если поставить в ряд Пушкина, Лермонтова, Толстого, Некрасова, Достоевского, то Гоголь среди них первенствует как православный воцерковленный человек. Он даже впереди Достоевского, хотя философия Федора Михайловича перекликалась где‑то с богословием. Известно, что большую часть ночей перед смертью Гоголь проводил без сна и в молитве.

«Если уж Наталья Варлей раскаивается о том, что она снималась в фильме «Вий» в роли панночки, трудно судить, что происходило в душе Гоголя. Но хоронили его по православным традициям с его волеизъявления. Он умер в глубоком покаянии, примирившись с Богом».

Мы разговаривали со священником о том, что есть два полюса — веры и неверия, разделенные полем, которое человек может проходить за свою жизнь в оба конца. Что сегодня все больше людей становятся рабами психологии и просто помешаны на своем самочувствии. Они увлечены собой: анализируют, классифицируют и ставят диагнозы каждому аспекту своего «я».

— Вот вы когда в последний раз слышали, чтобы кто‑то всерьез тревожился о состоянии своей души? А когда внимательно выслушивали жалобы подруги или коллеги на какие‑то психологические или эмоциональные проблемы? Чувствуете разницу? Я ни в коем случае не против тех усилий, которые предпринимаются для облегчения душевных недугов. Но ценой такого облегчения не должны становиться сами наши души, — со словами священника трудно было не согласиться.

Спасители брошенных животных

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Фото: Ирина Ворошилова

Мы вышли из храма. «Кисулечка. Моя ты маленькая, — батюшка наклонился к пушистику комочку, который мы не сразу заметили на белом снегу. — Это кошечка, очень ласковая. У нас их четырнадцать. Всех не упомнишь, поэтому имена мы не даем. Я их ласково называю — кого Киса, кого Кисуля или Ребята зову».

Православный храм в Константиновке с его благостной энергией добра давно стал прибежищем для брошенных сельских котиков и собак.

— Многие приползали сюда еле‑еле живые, болезненные. Люди выбрасывали их, как и эту вот кошечку, — рассказывал отец Дионисий, поглаживая рукой мягкую шерстку. — Мы их ставим на ноги, и они потом живут еще долго. А когда я выходил к вам, видели на веранде кот здоровенный сидел? Тоже приполз сюда умирать — живой скелет, облезлый, без шерсти и уже в агонии был. Матушка Нонна сказала: «Скоро умрет, не ходите, не смотрите». Мы его выходили! Вон сейчас какой богатырь. Корм и внимание. У нас тут еще рыжая собачка есть, она берет его зубами и за шкирку таскает. Он об нее трется. Это игры у них такие. Иногда смотрю и думаю: надо кого‑то попросить, чтобы запечатлели их нежную дружбу. Очень интересно. Сам я не сфотографирую. Да и телефон у меня самый простой.

Глаза священника светились добром. Мы вместе направились к деревянному строению, где располагается трапезная.

«Душа — это наша жизнь. Она нематериальна и в то же время заполняет все наше существо».

Мы встали на крыльцо трапезной и долго любовались красотой храма в лучах солнечного заката.

— А у вас есть мечта? — поинтересовалась я у отца Дионисия.

— Чтобы в соседней Крестовоздвиженке храм построили. Там уже заложен фундамент, дай бог, чтобы это осуществилось. Он будет поменьше, чем этот, но тоже красивый. Такая у меня мечта. А еще хочу служить здесь до самых последних дней своих. Дай бог, чтобы так было…

У самых ворот

Что такое отчитка в монастыре. Смотреть фото Что такое отчитка в монастыре. Смотреть картинку Что такое отчитка в монастыре. Картинка про Что такое отчитка в монастыре. Фото Что такое отчитка в монастыре

Фото: Ирина Ворошилова

«Осторожно, здесь с крыши накапало — сплошной лед, да еще его снежком припорошило», — заботливо поддержал меня отец Дионисий, когда я поскользнулась. Поворачиваю голову и не могу отвести глаз — в темных стеклах окон с белыми ставнями отражение золотых куполов. На фоне белого снега храм смотрелся особенно торжественно и величественно.

«В городе такого чистого снега не увидишь», — заметил отец Дионисий, в очередной раз угадывая мои мысли. Священник проводил нас до самых церковных кованых ворот, где мы все никак не могли распрощаться. Разговаривали о красоте родной природы, батюшка напомнил слова одной старой песни:

— «Широко Приамурье родное. В нем уместится несколько стран…» Ее исполнял когда‑то амурский народный хор. Автор музыки, кажется, Лошманов. Не могу нигде слов найти. У нас была матушка Ефросинья, она умерла в 2016 году. Так вот, она любила песню о Благовещенске. «Не велик и не высок… пограничный городок», — отец Дионисий пытался напеть, но память подвела, — сколько ищу, но нигде не могу найти текст — даже в интернете. Такая душевная песня, жалею, что слова не записал.

Мы попрощались и молча пошли к машине. Чистый белый снег хрустел под ногами… И на душе было чисто и светло от общения с таким светлым человеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *