Что такое отчуждение в экономике
Экономический словарь
— возмездная (
купля-продажа) или безвозмездная (
дарение)
передача имущества в
собственность другого лица.
Смотреть значение Отчуждение в других словарях
Отчуждение Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: отчудить (2*1а1), отчуждать. 2. Прекращение близости, близких отношений между кем-л.; отчужденность.
Толковый словарь Ефремовой
Отчуждение — отчуждения, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. отчудить-отчуждать (офиц.). Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения. Ленин. 2. Прекращение близости.
Толковый словарь Ушакова
Отчуждение Имущества — В гражданском праве передача имущества в собственность другого лица. Различается отчуждение возмездное (купля-продажа) и безвозмездное (дарение). В предусмотренных.
Юридический словарь
Отчуждение — Постепенный уход в себя и соответствующее неучастие в делах внешнего мира, сопровождающее процесс старения. Согласно теории отчуждения, постепенное снижение уровня.
Психологическая энциклопедия
Отчуждение (политическое) — (alienation (political)) Политическое отчуждение (П. о.), или недовольство, по существу представляет собой чувство неудовлетворенности, разочарования и безразличия в отношении.
Психологическая энциклопедия
Отчуждение (экзистенциальное) — В общепринятом значении термин используется для описания чувства изоляции от других людей. В экзистенциальном значении термин описывает разъединенность человека.
Психологическая энциклопедия
Отчуждение Психическое — (син.: абалиенация — лат. ab — от, alienus — чужой) — расстройство самосознания с отчуждением психических функций (некоторых или всех) и утратой единства Я [Блейхер В. М., Крук.
Психологическая энциклопедия
Отчуждение Чувств — Проявление психического автоматизма. Больной испытывает чувство утраты контроля над своими эмоциями, возникающими и исчезающими в результате постороннего воздействия.
Психологическая энциклопедия
Отчуждение Эмоций — См. Отчуждение чувств.
Психологическая энциклопедия
Отчуждение (alienation) — Чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими. Это понятие первоначально использовалось Марксом для обозначения.
Социологический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ БИОМАССЫ — ОТЧУЖДЕНИЕ БИОМАССЫ прямое потребление организмами растений и извлечение питательных веществ непосредственно из живых органов растений — сбор нектара, пыльцы и т. д.
Экологический словарь
отчуждение
Смотреть что такое «отчуждение» в других словарях:
отчуждение — Отчуждение … Словарь синонимов русского языка
ОТЧУЖДЕНИЕ — (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной … Философская энциклопедия
отчуждение — (в психологии) проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при к рых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как… … Большая психологическая энциклопедия
Отчуждение — (alienation) До XVII в. термин отчуждение употреблялся применительно к отношениям собственности, например отчуждение собственности одного владельца в пользу другого. В XVII в. это значение стало переноситься на нематериальную собственность –… … Политология. Словарь.
Отчуждение — Отчуждение ♦ Aliénation Отчуждение означает утрату: утрату собственности (через продажу или дарение; юристы называют это отчуждением собственности); утрату плодов своего труда (через эксплуатацию; такое отчуждение имеет в виду экономический… … Философский словарь Спонвиля
ОТЧУЖДЕНИЕ — в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочияраспоряжения принадлежащим ему имуществом. Различается ОТЧУЖДЕНИЕ возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение).… … Финансовый словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ — передача земли, имущества, принадлежащих одному лицу, в собственность другого лица. Отчуждение производится главным образом по воле первичного собственника на основе договора с приобретателем имущества либо на основании решения суда в… … Экономический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ — ОТЧУЖДЕНИЕ, отчуждения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. отчудить отчуждать (офиц.). «Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения.» Ленин. 2. Прекращение близости между кем нибудь, отдаление (книжн.). Взаимное отчуждение. ❖… … Толковый словарь Ушакова
ОТЧУЖДЕНИЕ — ОТЧУЖДЕНИЕ, обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и её результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом… … Современная энциклопедия
ОТЧУЖДЕНИЕ — (юридическое), в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение) … Современная энциклопедия
ОТЧУЖДЕНИЕ — в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение) … Большой Энциклопедический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ
Смотреть что такое «ОТЧУЖДЕНИЕ» в других словарях:
отчуждение — Отчуждение … Словарь синонимов русского языка
ОТЧУЖДЕНИЕ — (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной … Философская энциклопедия
отчуждение — (в психологии) проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при к рых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как… … Большая психологическая энциклопедия
Отчуждение — (alienation) До XVII в. термин отчуждение употреблялся применительно к отношениям собственности, например отчуждение собственности одного владельца в пользу другого. В XVII в. это значение стало переноситься на нематериальную собственность –… … Политология. Словарь.
Отчуждение — Отчуждение ♦ Aliénation Отчуждение означает утрату: утрату собственности (через продажу или дарение; юристы называют это отчуждением собственности); утрату плодов своего труда (через эксплуатацию; такое отчуждение имеет в виду экономический… … Философский словарь Спонвиля
ОТЧУЖДЕНИЕ — передача земли, имущества, принадлежащих одному лицу, в собственность другого лица. Отчуждение производится главным образом по воле первичного собственника на основе договора с приобретателем имущества либо на основании решения суда в… … Экономический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ — ОТЧУЖДЕНИЕ, отчуждения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. отчудить отчуждать (офиц.). «Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения.» Ленин. 2. Прекращение близости между кем нибудь, отдаление (книжн.). Взаимное отчуждение. ❖… … Толковый словарь Ушакова
ОТЧУЖДЕНИЕ — ОТЧУЖДЕНИЕ, обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и её результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом… … Современная энциклопедия
ОТЧУЖДЕНИЕ — (юридическое), в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение) … Современная энциклопедия
ОТЧУЖДЕНИЕ — в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение) … Большой Энциклопедический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ
Смотреть что такое «ОТЧУЖДЕНИЕ» в других словарях:
отчуждение — Отчуждение … Словарь синонимов русского языка
ОТЧУЖДЕНИЕ — (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной … Философская энциклопедия
отчуждение — (в психологии) проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при к рых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как… … Большая психологическая энциклопедия
Отчуждение — (alienation) До XVII в. термин отчуждение употреблялся применительно к отношениям собственности, например отчуждение собственности одного владельца в пользу другого. В XVII в. это значение стало переноситься на нематериальную собственность –… … Политология. Словарь.
Отчуждение — Отчуждение ♦ Aliénation Отчуждение означает утрату: утрату собственности (через продажу или дарение; юристы называют это отчуждением собственности); утрату плодов своего труда (через эксплуатацию; такое отчуждение имеет в виду экономический… … Философский словарь Спонвиля
ОТЧУЖДЕНИЕ — в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочияраспоряжения принадлежащим ему имуществом. Различается ОТЧУЖДЕНИЕ возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение).… … Финансовый словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ — ОТЧУЖДЕНИЕ, отчуждения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. отчудить отчуждать (офиц.). «Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения.» Ленин. 2. Прекращение близости между кем нибудь, отдаление (книжн.). Взаимное отчуждение. ❖… … Толковый словарь Ушакова
ОТЧУЖДЕНИЕ — ОТЧУЖДЕНИЕ, обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и её результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом… … Современная энциклопедия
ОТЧУЖДЕНИЕ — (юридическое), в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение) … Современная энциклопедия
ОТЧУЖДЕНИЕ — в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное (купля продажа) и безвозмездное (дарение) … Большой Энциклопедический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ
Смотреть что такое ОТЧУЖДЕНИЕ в других словарях:
ОТЧУЖДЕНИЕ
(юрид.) — см. Экспроприация.
ОТЧУЖДЕНИЕ
объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её резул. смотреть
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
отчуждение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: отчудить (2*1а1), отчуждать. 2) Прекращение близости, близких отношений между кем-л.; отчужденность.
ОТЧУЖДЕНИЕ
отчуждение с.1. юр. alienation 2. (от общества и т. п.) estrangement
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ, объективный социальный процесс, присущий классово антаго-нистич. обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её рез. смотреть
ОТЧУЖДЕНИЕ
Отчуждение (юрид.) — см. Экспроприация.
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ (нем. Entfremdung, англ. alienation)— 1) отношения между субъектом и к.-л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначаль. смотреть
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ (alienation) До XVII в. термин «отчуждение» употреблялся применительно к отношениям собственности, например отчуждение собственности одно. смотреть
ОТЧУЖДЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
социальный процесс, присущий классово антагонистич. обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоят. силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки О.в относит. обособлении индивидов в произ-ве и возникающей на этой основе частной собственности, в антагонистич. разделении труда. О. выражается в господстве овеществлённого труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. О. является исторически преходящей формой опредмечивания (см. Опредмечивание и распредмечивание) человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. О. получает и определ. психологич. выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми социальной структурой, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При О. общее для всех классово антагонистич. обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфич. восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Теоретики «общественного договор» (Гоббс, Руссо и др.), истолковывая возникновение общества как акт передачи, О. человеком своих прав политич. организму, видели в этом источник порабощения человека. Категория О.одна из центральных в философии Гегеля: природа и история суть объективация, О. абс. духа. Категория О. характеризует у Гегеля также специфич. отношение человека к созданной им реальности в условиях бурж. правового общества. Реальное О. истолковывается как О. духа, а преодоление О.как теоретич. осознание неистинности О. В этом и состоит тот «некритич. позитивизм» Гегеля, к-рый был отмечен К. Марксом; Гегель не проводит различия между объективацией и О. Фейербах даёт антропологич. интерпретацию О., истоки к-рого он видит в психологич. состояниях чувстве зависимости, страхе и т. п. Чувств. природа человека трактуется им как «неотчуждаемый» фундамент человеч. жизни и противопоставляется неистинному миру О. Эта линия противопоставления «истинного» и «неподлинного» состояния, мира О. и мира любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс), у различных мелкобурж. идеологов 40-50-х гг. 19 в. (П. Ж. Прудон, М. Штпрнер и др.). Марксистское понимание О. формировалось в полемике как с объективно-идеалистич. концепцией О., так и с антропологопсихологистич. его истолкованием и базируется на историко-материалистич. концепции личности и общества. От анализа О. в сфере духовной жизни К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению О. в экономич. и политич. жизни. В экономич. работах Маркса 1850-60-х гг. в качестве источников О. выступают глубокие социально-экономич. изменения капиталистич. разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистич. формаций, господство частной собственности и товарно-ден. отношений, превращение труда в средство существования. Под анализ О. был подведён науч. фундамент экономич. теория марксизма, учение о товарном фетишизме. В работах Маркса и Энгельса раскрыты *след. осн. моменты О. в капиталистич. обществе. 1) О. самой деятельности человека, к-рый выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым. 2) О. условий труда от самого труда. Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления произ-вом и в О. науки от рабочего. 3) О. результатов труда от наёмного рабочего. 4) Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Социальные институты превращаются в бюрократич. системы, построенные по иерархическому принципу. 5) О. идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, к-рый не соответствует действит. возможностям общества, что нередко бывает причиной отклоняющегося поведения. О. характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфич. формы идеологич. О. (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массовой культурой» и культурой элиты. Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологич. борьба. Предпринимались попытки противопоставить молодого, «гуманистич.» Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистич., сциентистские (см. Сциентизм) позиции; истолковать марксизм как разновидность иррационалистической антропологии и сблизить его с экзистенциализмом; дать теологическую интерпретацию О., отождествляющую О. с грехопадением. Общими особенностями понимания О. в совр. бурж. философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин О., превращение О. в сущностную характеристику человеч. бытия. Рассматривая многие феномены О. с позиций О. как неустранимые моменты социальной жизни вообще, бурж. философы неизбежно приходят к трагич. восприятию историии общества и культуры. Уже Зиммель видел «трагедию культуры» в противоречии между творч. процессом и объективированными формами культуры. В трагич. тона окрашено описание О. в философии и художеств. лит-ре экзистенциализма. В бурж. социологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов О. (иногда без употребления термина «О.») бюрократия (Манхейм, М. Вебер), социальная аномия (Дюркгейм, Мертон). В 1960-х гг. в связи с усилением романтич. критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу анализа бурж. общества. Это нашло своё выражение как в идеологии «новых левых» (Маркузе и др.), так и в социологич. и социально-психологич. анализе различных процессов О. Действительные пути преодоления О. выявлены в теории науч. коммунизма. Они заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии обществ. отношений, в преодолении противоположности между умств. и физич. трудом, городом и деревней, в развитии коммунистич. сознания, демократизации управления и всей обществ. жизни. Социализм уничтожает коренные источники О., а его полное и окончат. преодоление осуществляется с построением коммунизма. смотреть
ОТЧУЖДЕНИЕ
(нем. Entfremdung, англ. alienation, франц. alienation) отношение между субъектом и какой-либо его функцией, складывающееся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта, а также процесс разрыва этого единства. На понимание О. современной философией значительное влияние оказали концепции Гегеля и Маркса. Гегель понимал О. как овнешнение (Entaus-semng) мирового разума в природе и истории, Маркс как опредмечивание (Vergegenstandlichung) сущностных сил человека. В философии XX столетия преимущественное внимание уделяется тем формам О., субъектом которых является человек, лишенный части своих сущностных характеристик и тем самым утративший свою природу, *обесчеловеченный*. Основным показателем О. считается наличие в мировосприятии современного человека следующих доминант: во-первых, чувства бессилия, ощущения того, что судьба индивида вышла из-под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил; во-вторых, представления о бессмысленности существования, о невозможности получить путем осуществления каких-либо действий рационально ожидаемый результат; в-третьих, восприятия окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена институализированная культура, не признается господствующая система ценностей, в-четвертых, ощущения одиночества, исключенности человека из социальных связей; в-пятых, чувства утраты индивидом своего *подлинного Я*, разрушения аутентичности личности, т.е. самоотчуждения. Дюркгейм, противопоставляя современное индустриальное общество традиционному, отмечает утрату членами первого чувства общности, рост индивидуализма, дезинтеграции. О., порождаемое индустриализацией Дюркгейм анализирует с помощью концепции аномии. По Шпенглеру, О. нарастает по мере превращения *культуры* в *цивилизацию*, в которой господствуют безличные механизмы социальной связи, подавляющие творческие начала личности. Аналогичные процессы описывает Вебер, уделяющий особое внимание формализации и бюрократизации социальной жизни. Зиммель отмечает тенденцию интеллектуализации общественной жизни и О. индивида от социальных и культурных образований, перехода его в рациональную *одномерность* (другой стороной этого процесса является, правда, возрастание свободы и ответственности личности). В поздних работах Зиммеля О. рассматривается как результат извечного противоречия между творческими аспектами жизни и застывшими объективированными формами культуры (учение о *трагедии творчества*). Антисциентистские направления современной философии, в частности, экзистенциализм, считают источником О. процесс превращения техники в самостоятельную, существующую по собственным законам силу. Так, по Ясперсу, техническое О. стало центральным, поскольку техника все более переполняет предметное бытие человека, функционируя и изменяясь по чуждым человеческой самости законам. Некоторые концепции экзистенциализма усматривают источник О. не только в технике в собственном смысле слова, но и в связанной с ней рационалистической философии. Утверждается, что принятие установок рационализма, концепций объективной истины и объективного времени заставляет человека жить не по субъективным нормам *жизненного мира*, а по законам *научной картины мира*, что и является причиной О. Снятие подобных форм О. возможно путем переориентации человека на сугубо личностное мировосприятие и адекватный ему образ жизни. Согласно Ясперсу, преодоление О. состоит в развитии коммуникации, в глубоко индивидуальном и интимном общении, в воспитании в себе способности к *дискуссии*, в противостоянии любому фанатизму. По мысли Сартра, О. порождается антитезой творческой индивидуальной практики и безликого, инертного социального бытия. Сартр различает *синхроническое* и *диахроническое* О., причем последнее понимает как результат опредмечивания, как неснимаемое, неизбежно присутствующее в предметной деятельности человека. Различая *подлинное* и *неподлинное* бытие, Хайдеггер рассматривает О. как форму существования человека в обезличенном мире повседневности (Man). О. проявляется в выполнении индивидом социальных ролей, в подчинении его общепринятым нормам поведения, мышления и языка. Неофрейдизм (Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливан) ищет истоки О. и самоотчуждения человека главным образом в межличностных отношениях. Теоретики Франкфуртской школы видят причину О. в доминировании инструментальной рациональности, превратившейся в идеологию господства человека над природой. Средством устранения О. сторонники школы считают распространение в обществе мировоззрения, опирающегося на *критическое мышление*, разоблачающего различные формы ложного сознания. Анализируя феномен О., Маркузе говорит о современном индивиде как об *одномерном человеке*. Последний, будучи включенным в навязанную ему потребительскую гонку, оказывается отчужденным от своих социальных характеристик и теряет способность к критическому отношению к существующему. Аренд связывает распространение О. с лишением индивидов частной собственности. Именно частная собственность обеспечивает, по Арендт, необходимую для человека степень *скрытности*, *приватности*, а также его социализацию. Развитие О. Аренд объясняет также двумя историческими процессами: экспроприацией собственности у значительного числа представителей *рабочей бедноты*, в результате чего последняя лишается своей *семейно-собственной частной доли мира*, и укреплением современного государства, которое стало субъектом многих жизненных процессов, ранее регулировавшихся самими индивидами. Д.М. Носов, H.A. Pay Огурцов А.П. Отчуждение и человек // Человек, творчество, наука. М., 1967; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; R. F. Geyer. Alienation Theories. Oxford, 1980. смотреть