Что такое откаты за тендеры
Мошенники в закупках: как вас обманывают. И как понять, что у вас завелись «откатчики»
Мы привыкли к тому, что мошенники выманивают деньги у простых граждан — пенсионеров, например, путем обмана. Звонки из «полиции» или «банка» тех, кто хоть иногда смотрит телевизор, настораживают и большинство людей не рвется называть личные сведения и данные карт по телефону. Но преступники действуют и в бизнес-сфере. В частности в закупках, на электронных площадках и даже внутри вашей собственной организации. Как понять, что вас пытаются обмануть — рассказываем в нашей статье.
Для начала разделим мошенничество на два вида — непосредственно на электронной площадке и вне ее. Также отдельно рассмотрим вариант, когда вас обманывает не кто-нибудь посторонний, а ваши собственные сотрудники.
Мошенничество в закупках на площадке
Госзакупки, проводящиеся по 44-ФЗ это не поле для мошенников. Здесь все слишком жестко регулируется, да и выдать себя за госучреждение не получится.
А вот по 223-ФЗ такие случаи есть. О них, кстати и сами ЭТП предупреждают. Вот, например, выдержка из подобной новости на РТС-тендер:
Для регистрации требуется стандартный набор документов — выписка, устав, свидетельство о регистрации в ИФНС и т.д. Если мошенники задумали обман, то они конечно найдут возможность зарегистрировать организацию, назначить в ней директора-номинала и подать нужные сведения.
Есть и второй вариант — взлом доступа к данным реальной компании, похищение ее электронной подписи. Тогда действовать преступники будут от имени настоящей организации.
ЭТП, в отличие, например, от того же банка не проверяет участников торгов углубленно — финансовое состояние, платежеспособность, добросовестность и т.д. Чтобы узнать больше о контрагенте нужна серьезная аналитика, например, проверка по арбитражу. Такая возможность есть у пользователей Тендерплан — вы узнаете, как давно и как часто заказчик выставляет тендеры, были ли проблемы с заключением контрактов, какие еще закупки он проводит, нет ли у него аффилированности с другими участниками торгов и другую информацию.
Представители площадок утверждают, что таких случаев не так много, они редки. Очевидно, потому что схема эта довольная растянута по времени, требует подготовки и определенно оставляет следы, а значит является рискованной. Похищение чужих данных требует работы специалистов по взлому, что само по себе дорогое удовольствие.
Но это только один способ украсть ваши деньги. Есть и другие.
Везите, везите, а мы вам заплатим
Именно так заказчик, у которого вы выиграете тендер на поставку крупной партии товара, будет вас убеждать. Документы в живом виде («зачем нам этот ЭДО!») вам предложат подписать прямо на месте.
Вы отвозите товары на склад, где вас встречает представитель заказчика. Может он даже подпишет вам документы и доверенность даст на свои полномочия. Но потом окажется, что склад был арендован, а тот, кто подписал документы — нанятый сотрудник, который был уверен, что просто расписывается за поставку.
На связь, разумеется, ваш «заказчик» выходить перестанет. Это разновидность мошенничества, о котором мы говорили выше — злоумышленники похищают доступ к данным реальной компании, меняют в документации реквизиты на свои и вуаля.
Еще вариант — т.к. данные по победителям и заключенным контрактам часто открытые и доступны всем, то вам, как победителю, могут просто позвонить от имени заказчика и обговорить «новые условия». Например, предложить отвезти товары на более близкий склад или при экспресс-доставке получить оплату в сжатые сроки.
В этом случае стоит сразу же связаться с организацией-заказчиком по другим каналами. Например, найти ее официальный сайт и написать на корпоративную почту, или позвонить по указанным телефонам.
Не только мошенники пытаются обмануть исполнителя (поставщика) в закупках, но и реальные заказчики.
Хотим работать только с ним одним
Когда формально компании надо соблюдать правила, но работать очень хочется только с избранным поставщиком, она прибегает к хитростям.
Один из вариантов — создать документацию, которая будет играть на руку нужному исполнителю.
Пример: требование заполнить определенную форму в формате Excel. В ней понадобится указать большое количество различных характеристик: размеров, моделей, мощности и прочего. При этом позиций в списке очень много, например, нужно поставить 100 разновидностей электропродукции.
В некоторых графах вместо обычных значений «число» или «текст» будет указана формула (при желании ее можно даже скрыть) и при подстановке в ячейку какого-либо значения, оно будет меняться. Самое простое — пересчет одних единиц в другие.
Вы вписываете «10» в графу с единицей измерения «Ватт (Вт)», а вам формула переводит десятку в сотню и мощность резко увеличивается в 10 раз — все, позиция запрошенным условиям не отвечает. Конечно формула будет не во всех строчках, это слишком заметно, а только в некоторых где-нибудь в середине.
О том, на что обратить внимание в аукционной документации, мы рассказывали в одном из прошлых постов в блоге.
А мы плавно переходим к мошенничеству, которое напрямую не связано с электронными площадками.
Демпинг — как конкуренты отбивают у вас закупки
Несмотря на то, что подобная схема не нова, ее продолжают использовать, причем во всех видах закупок и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ, и в других — коммерческих.
Все на самом деле очень просто. Объясним принцип на примере аукциона на проведение работ по ремонту офисов.
Начальная цена контракта — 2 млн рублей. На аукцион подано 5 заявок. Одна — от фирмы «Ремонтник» (реальное ООО, которое хочет выполнить работы), другая от компании «Молоток» (это компания, которая хочет демпинговать на этих торгах) и остальные 3 — от подставных компаний, которые использует «Молоток». Это не обязательно однодневки, могут быть и просто дружественные организации.
В день торгов, на аукционе, «Ремонтник» начинает снижать цену, торгуясь с другими участниками. Но самая низкая цена, которую он может предложить — 1,7 млн. Дешевле ему просто невыгодно делать эти работы. Он останавливает свои ставки на этой сумме.
В то же время остальные участники активно создают видимость торга и снижают цену порой просто до мизера, например, до 300 тысяч. При этом «Молоток» останавливает свое предложение на сумме 1 млн 690 тыс рублей, т.е. чуть ниже ставки «Ремонтника».
В результате к концу торгов получается такая картина:
В итоге контракт заключат с «Молотком» (как участником, следующим по очереди, который выполнил все условия, это возможно в коммерческих закупках) или признают торги несостоявшимися и будут проводить новые (так поступают в госзакупках, будет ли в них участвовать «Ремонтник» или нет — уже вопрос).
Но и это еще не все — чтобы столкнуться с мошенниками, вам вообще не обязательно участвовать в закупках. Вас найдут и «оффлайн».
Притворная закупка
Уже несколько лет мошенники используют один способ вытянуть деньги из предпринимателей. Причем очередной пик активности пришелся на август-сентябрь 2021 года.
Итак, вот как вас обманут (это история одного из наших новых клиентов, ей он поделился с нашим специалистом и прислал в подтверждение переписку):
В списке, среди обычных справок и деклараций (например, о принадлежности к МСП), будет и некий загадочный документ. В данном случае на скрине видно, что предлагается представить «Результат проведенной проверки качества показателей согласно Национального реестра»
(вариации могут быть и другими — сертификат соответствия, удостоверение качества, справка о нахождении в реестре надежных поставщиков и т.д.).
В нашем случае руководителя уверили в том, что эти деньги к нему вернутся, « Бюджетом предусмотрено. Представьте документ об оплате и мы вам в рамках контракта все возместим. Зато потом и в других наших поставках поучаствовать сможете без проблем. А сам документ говорит о том, что вы поставщик надежный — вас тщательно проверят по разным каналам и подтвердят добросовестность. Сами знаете, сейчас от всех ее требуют. » — так убеждал по телефону менеджер.
Вот такой отзыв нашелся:
Но в ситуации с нашим клиентом все кончилось хорошо. А вот многие другие членство в реестре (сертификаты и прочие выдуманные документы и обязательства) оплатили. Причем и герою нашему повезло вдвойне — он не только не оплатил ненужную экспертизу, но еще и не заказал на радостях товар для поставки (а уже собирался).
Сотрудники-обманщики
К сожалению, не только мошенники могут лишать вас денег. Работники, заинтересованные в сделках с определенными поставщиками из-за откатов, тоже наносят ущерб компании.
Как понять, что возможно ваши сотрудники (обычно это менеджеры по работе с поставщиками, закупками, отвечающие за хозобеспечение и т.п.) получают откаты:
Совет: попробуйте промониторить рынок — проверить цену на отдельно взятые товарные позиции, запросите счета в нескольких компаниях, возможно даже в соседних регионах, откуда легко организовать доставку. Результат вас может удивить.
Чтобы не допускать подобных злоупотреблений необходимо проводить тендеры на закупку, создавая конкуренцию между поставщиками.
Также стоит проверять наличие аффилированности — например, нет ли в руководстве или топ-менеджменте компаний-поставщиков родственников ваших сотрудников, связанных с закупками (хотя проверить это не так просто), сопоставлять условия контрактов у разных поставщиков, с которыми вы работаете — у кого они лучше. Например, есть предоплата, увеличен срок поставки и т.д. Если условия для вас не слишком выгодны — стоит задуматься о смене контрагента.
Кстати, сервис Тендерплан можно использовать не только для участия в закупках — еще с его помощью вы можете найти потенциальных поставщиков (ответственных, регулярно участвующих в торгах, с положительной репутацией) и клиентов — например, можно отследить аукционы, на которых победила крупная компания, которой могут понадобиться субподрядчики. Для этого отлично подойдет модуль аналитики в сервисе.
Откаты и тендеры. Как это работает
Итак, определить коррумпированный аукцион очень просто:
2. Он должен быть выигран с минимальным понижением.
Все процедуры госзакупок представлены на общедоступном государственном сайте закупок. Без понижения (легитимизирующее понижение в 0,5% соблюдено всегда) отыграны абсолютно все аукционы данного Института дороже 100 миллионов рублей за последние 3 года.
Поставка расходников для проведения операций с ИК. Вновь повторение откровенно коррупционной «схемы с «Хинкали»: лишь одна компания смогла подать заявку, удовлетворяющую требованиям. И эта контора забирает контракт по максимально возможной цене.
У вас ещё возникают вопросы почему в некоторых известных ЛПУ принуждают осваивать по 2-3 квоты на каждого больного?
Хотелось бы верить, что иллюзии о необходимости переоформления больных на новую и новую квоту ради того, чтобы получить от государства лишнюю сотню тысяч рублей на зарплату сотрудникам рассеялись. Это, конечно же, лишь прикрытие.
Помните об этом, когда покупаете физраствор своему пациенту за свои же деньги.
Помните об этом, когда оплачиваете парковку за въезд на свою же работу. Помните об этом, когда лично платите за свой анализ на корь, который нужен не вам, а вашему работодателю.
Помните об этом, когда вам не возместят 4 тыс руб за оплату справок из нарко-и психодиспансера, которые, опять же, нужны совершенно не вам. Помните об этом, когда сами оплачиваете бумагу. Да-да: и офисную, и туалетную.
И, знаете, помните об этом, когда не позволяете себе купить игрушку своему ребенку. Помните, что вы не можете позволить себе купить своей дочери эту игрушку, а кто-то другой может позволить купить своему ребёнку белый Mercedes-Benz GL за 7 миллионов рублей.
PS: никаких намёков конкретных. Только факты, взятые с официальных сайтов по ссылкам.
Как я за год победил откаты на предприятии
И теперь экономлю 15 млн рублей в год
В 2013 году я возглавил крупную строительную компанию в Краснодаре — «Анод-плюс».
До этого я три года работал в ней же главным инженером и с закупками напрямую не сталкивался. Когда я стал гендиректором, у меня в подчинении появился отдел снабжения, который занимается закупкой стройматериалов, инструментов и тому подобного.
Я начал разбираться с тем, как организованы поставки, и общаться с контрагентами. Выяснилось, что нам часто продают товары по завышенным ценам.
Я решил победить откаты. У меня получилось.
Как снабженцы берут откаты
На рынке стройматериалов жесткая конкуренция: поставщикам важно найти и удержать клиентов любой ценой, тем более таких крупных, как мы. Что и у кого покупать, часто решает конкретный сотрудник отдела снабжения. Если удастся с ним договориться, дав откат, то поставщик гарантированно получит клиента. Причем заработать получится больше, чем в обычном случае, ведь «своему» снабженцу можно продать стройматериалы по завышенным ценам.
Откаты дают не обязательно деньгами. Я знаю случаи, когда дарили Айпад или подарочную карту на 10 тысяч рублей в парфюмерный магазин.
Снабженцам, которые давно работают, не надо каждый раз договариваться о взятке с контрагентом. У них имеются свои проверенные поставщики, работа с которыми давно отлажена. Например, сотруднику платят ежемесячно фиксированную сумму — фактически вторую зарплату. Такие «оклады» стартуют от 5 тысяч рублей. Могут и просто выплачивать процент от сделки — от 5 до 20%.
Например, один из наших специалистов во всех регионах заказывал у одного и того же поставщика расходные материалы — шлифовальные круги, электроды, сверла. Подобными товарами торгуют многие крупные сети, например «Сатурн», «220 вольт», «Все инструменты». Но снабженец уверял, что именно его поставщик предлагает самые низкие цены. Но на деле оказалось, что это не так и можно было покупать дешевле.
Обнаружить закупки по завышенным ценам хоть и тяжело, но все же можно, а вот доказать сговор просто нереально. Снабженец начинает говорить, что у него мало опыта в закупках именно этого товара. Поставщики, в свою очередь, уверяют, что случайно выставили завышенную цену. Все извиняются — и делают вид, что произошла ошибка.
Признаваться в сговоре никому не выгодно: снабженца могут уволить, а поставщик потеряет гарантированного клиента. А еще за это вообще-то положена уголовная ответственность по УК РФ: можно получить большой штраф или даже сесть в тюрьму. Поэтому сотрудники обычно говорят что-то вроде «у этой фирмы лучше качество», «поставщик повысил стоимость за срочность и мне не сказал». Самая популярная отговорка: «Я не знаю, почему он потом дал скидку».
Снабженцы понимают, что доказать ничего нельзя — за руку никого не поймаешь. Поэтому проще признаться в собственной глупости, чем в жадности. Единственное, что остается руководителю, — выявлять случаи завышения цен и бороться с ними.
Как я узнал, что мы за все переплачиваем
Когда я возглавил фирму в 2013 году, завышенные цены не были большой проблемой. На тот момент мы не строили столько объектов, сколько строим сейчас. Поставщиков было немного, около сотни, а тех, кто продавал нам материалов больше чем на 100 тысяч рублей, — и вовсе пара десятков. О ценах договаривались лично топ-менеджеры.
С годами компания росла, увеличивалось количество заказов и, соответственно, закупок. Где-то к 2016 году счет поставщиков пошел уже на тысячи, договариваться со всеми лично стало физически невозможно. Пришлось проводить точечные проверки работы снабженцев.
В нашей компании работает специалист службы экономической безопасности. Я выборочно давал ему счета на проверку. Он смотрел на цены, которые предложил контрагент, звонил ему под видом клиента и спрашивал, за сколько можно купить такой же товар. Но оказалось, что такой способ не эффективен. Поставщики часто выставляли счета на еще большие суммы: либо пытались заработать на новом клиенте, либо думали, что звонит новичок-снабженец, которому можно предложить максимальную цену.
Еще специалист по безопасности искал других поставщиков с более низкими ценами. Такая проверка тоже часто не срабатывала. На рынке стройматериалов много перекупщиков — компаний, которые закупают товары напрямую у производителей, а потом продают дороже. Безопасник не снабженец, он не знает, как отличить прямого поставщика от такого посредника. Если просто вбить в поисковике «купить кабель», с большой вероятностью наверху окажутся именно перекупщики. Цены у них выше, чем у производителей, даже с учетом откатов снабженцам.
Более действенный способ — отдать счет на проверку другому снабженцу и попросить его найти такие же материалы, но дешевле. Главное, чтобы этот человек не был никак связан с вашими сотрудниками. Ведь коллеги могут просто прикрывать друг друга. Я обычно обращался к своему знакомому — тоже директору строительной фирмы. Счета проверял его отдел снабжения. В большинстве случаев проверка показывала, что мои подчиненные завысили цены.
С 2016 по 2018 год мы выявляли 20—30 таких счетов с завышенными ценами ежегодно. Но так как проверки проводили выборочно, я стал подозревать, что на самом деле случаев было сильно больше. Стало ясно, что откаты — системная проблема и решать ее тоже надо системно.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Способы, которые мне не подошли
Проводить открытую закупку материалов — это значит выкладывать на сайте компании цены поставщиков и искать таким образом контрагентов с более низкими ценами. Но, к сожалению, в нашей компании так поступить не получилось бы. Почти всегда по условиям договоров с заказчиками мы не имеем права разглашать стоимость материалов, которые используем в строительстве. Такой способ подходит крупным организациям, которые используют закупаемые материалы для себя, а не выступают как подрядчики.
Показательно наказывать снабженцев при малейшем подозрении. Это самый легкий путь, но он не решает проблему системно. Ведь так руководитель борется не с причиной коррупции, а со следствием. Я через это прошел: неоднократно срезал премии сотрудников, завышающих цены. Одного даже показательно уволил, когда знакомый поставщик рассказал, что снабженец пытается договориться об откате. Оказалось, санкции и запугивания работают один-два месяца, после этого все начинается снова.
Единая база поставщиков и цен
С 2016 по 2018 год я безуспешно выборочно анализировал счета, которые выставляют снабженцы, наказывал провинившихся, но это не помогало. В итоге я понял, что надо избавиться от человеческого фактора в выборе поставщика. Я решил внедрить в отделе снабжения информационную систему, которая будет автоматически выбирать контрагента с самой низкой ценой.
Если сильно упростить идею, то она выглядела так: я решил взять все накладные на материалы, которые мы покупали за последние два года, и внести поставщиков и их цены в одну большую базу данных. Чтобы сразу было видно, что и сколько у кого стоит. Так легко можно выбрать самое дешевое предложение.
Свою систему мы решили создать на базе программы «Алтиус» — это специализированная ЦРМ для строительных компаний. Теоретически можно было бы попробовать сделать все и в 1С, но потребовалось бы много доработок.
Сама программа «Алтиус» обошлась в 270 тысяч рублей — мы купили систему на 10 рабочих мест. Еще 160 тысяч ушло на доработку конкретно под наши задачи: например, программисты добавили возможность ранжировать поставщиков по накладным, а не только по прайс-листам.
я потратил на покупку и доработку программного обеспечения
Чтобы внести все материалы, цены и поставщиков в базу данных, понадобилось полгода. Следующие полгода я боролся с отчаянным сопротивлением сотрудников отдела снабжения во главе с начальником подразделения. Они всячески старались убедить меня, что программа работает с ошибками и вообще бесполезна.
Сотрудники даже объявили, что не могут и не будут пользоваться новой программой. Пришлось проводить еженедельные часовые совещания для всего отдела снабжения, на которых я объяснял, зачем нужна программа.
Все время, пока шла эта борьба, мы параллельно продолжали унифицировать базу данных — это касалось не только названий, но и единиц измерения. Например, встал вопрос, в чем считать стальные мачты, на которые крепятся прожекторы. Оказалось, что лучше считать их не в штуках, а в тоннах: мачты имеют разные размеры и цена чаще всего зависит именно от тоннажа.
Я издал приказ, в котором обязал снабженцев пользоваться новой системой под угрозой отмены премий. Кроме наказания, ввел и премии для тех сотрудников, которым удавалось купить стройматериалы по цене ниже, чем выдавала программа.
Помимо этого, на предприятии появилась должность специалиста по контролю цен, который подчинялся напрямую генеральному директору, то есть мне. Им стал тот самый бухгалтер, который создавал базу данных.
Как работает программа
Эти данные попадали к снабженцу. В его задачу входило сделать запрос минимум трем поставщикам с самыми низкими ценами из списка, устроить торг между ними и добиться скидок. Если получалось снизить стоимость товара — компания экономила. Эта экономия потом превращалась в премию для снабженца. Правда, сотрудник получал не все сэкономленные деньги: премию рассчитывали на основе специально созданной системы мотивации.
Если цена закупки оказывалась выше минимальной из базы данных, то снабженец бонусов не получал. Если в течение месяца больше половины счетов этого специалиста снабжения были с таким перерасходом, у него и начальника отдела срезали премию.
При такой схеме работы снабженец уже не мог никого обмануть. К каждому счету, который идет на оплату, специалист по контролю прикладывал выгрузку из базы с минимальными ценами. Если в счете завышенная цена, это сразу было видно. Договариваться с контролером снабженцу тоже не имело смысла: создать такой же отчет в базе, чтобы проверить цифры в выгрузке, может любой другой сотрудник компании.
Я исходил из того, что хороший снабженец всегда может купить материалы по ценам ниже, чем указаны в нашей базе. Пока моя теория работает. Что касается инфляции, возможно, в будущем мы пересмотрим стоимость каких-то товаров в списке, но только после того, как купим их хотя бы один раз. Исправить что-то в базе данных, например изменить цены, можно только по моему специальному разрешению.
За год применения программы закупочные цены на некоторые товары снизились на 3—25%. Например, сэндвич-панели мы теперь покупаем дешевле на 10% и экономим около 500 тысяч рублей в год. В целом, по моим оценкам, за год на закупках удалось сэкономить до 15 млн рублей.
Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках
Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ провел исследование уровня коррупции при государственных закупках (есть у РБК). Анонимно опросив российские компании, участвующие в системе госзакупок, авторы выяснили, что с коррупцией при прохождении конкурсных процедур сталкивались более двух третей (71%) поставщиков.
В среднем размер отката в коррупционной схеме составляет почти пятую часть от всей суммы госконтракта, а общий объем взяток в сфере госзакупок оценивается почти в 6,6 трлн руб., оценили в ВШЭ. Для сравнения: 6,6 трлн — это 6,2% ВВП России (107 трлн руб. за 2020 год), или 35,3% от доходной части федерального бюджета (18,7 трлн руб.). Объемы коррупционных выплат в закупках выше, чем расходы консолидированного бюджета на образование или здравоохранение, констатируют в Институте госуправления ВШЭ.
Авторы исследования опросили более 1,2 тыс. представителей компаний, вовлеченных в конкурсные процедуры, из разных регионов страны и ручаются за их осведомленность о процедуре госзакупок. В выборке 53% респондентов — из микропредприятий, 34% — из малого бизнеса, 6% — из среднего и около 7% — из крупного. Для достоверности результатов ученые задавали не только прямые, но и косвенные вопросы (например: «Как вы думаете, от чего зависит, платят ли компании неформально при госзакупках?»), что позволило, по их мнению, восстановить приближенную к реальности картину. Исследователи признают, что многие избегали искренних ответов на прямые вопросы о коррупции, опасаясь уголовного преследования или общественного осуждения. 83% опрошенных сообщили, что осуждают коррупцию. Бороться за заказ неправомерными способами их вынуждает слишком высокая конкуренция за госзаказ, следует из доклада.
Для 37% респондентов главным фактором для получения госзаказа является сговор — вертикальный (между заказчиком и поставщиком) или горизонтальный (между компаниями — участниками торгов). «В текущих условиях поставщику выгоднее вступать в сговор, чем работать над уникальностью или инновационностью товаров, работ или услуг», — утверждают авторы исследования. РБК направил запрос в Минфин, отвечающий за государственную политику в сфере госзакупок.
Как считали размер отката
На основе ответов респондентов на косвенные вопросы исследователи выяснили, что не менее двух из трех компаний указали на существование неформальных выплат представителям заказчика, 28% затруднялись с ответом или отказались отвечать. Размеры взятки назывались разные: суммы варьировались от 3 до 65% стоимости госконтракта. Чаще других назывались варианты 3, 5, 10, 15 и 20%. Нулевую сумму взятки назвали 14% опрошенных.
Итоговая оценка размеров коррупционных выплат делалась на основе «многофакторного анализа ответов респондентов в зависимости от отрасли закупок, региона деятельности, организационно-правовой формы участников закупок» с учетом статистических данных об объемах закупок, говорится в докладе. Как пояснил РБК один из авторов исследования, замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский, респонденты в общей сложности вспомнили около 2,3 тыс. примеров из практики, в которых назвали средний размер отката (включая ноль). Это и стало выборкой для расчетов. По ней исследователи суммировали все названные размеры неформальных выплат, все размеры контрактов и поделили первое на второе. Так они получили средний процент неформальных выплат — 22,5% от суммы контракта, пояснил Головщинский.
Всего на госзакупки, осуществляемые в 2020 году в рамках 44-ФЗ (регулирует закупки госорганов) и 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний), заказчики потратили 29,1 трлн руб. Экстраполировав процентное значение среднего размера взятки на все множество госзакупок, ученые оценили рынок коррупционных выплат в 6,56 трлн руб.
Коррупция в слепой зоне
Система закупок в России страдает от дефицита надежных метрик оценки эффективности, отмечают авторы работы. На проблему почти полного отсутствия научных исследований о размерах коррупционных потерь государства и бизнеса еще несколько лет назад указывали сотрудники Лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ Анна Бальсевич и Елена Подколзина. Они разработали систему из нескольких индикаторов, свидетельствующих о возможной коррупционной составляющей в процедуре закупки, это в том числе установление стартовой цены не по минимальному коммерческому предложению, регулярные победы в тендерах заказчика одного и того же поставщика и т.д.
Как государство борется со взятками
Анализ сферы госзакупок регулярно проводит Счетная палата. В последнем докладе аудиторы оценили долю неконкурентных закупок почти в 75%. Под неконкурентными понимались закупки госорганов у единственного поставщика, что само по себе не означает коррупционного следа. Однако опрошенные Счетной палатой участники рынка назвали главной проблемой наличие неформальных связей между заказчиком и поставщиком. Коррупционные риски генерирует прежде всего фактор неурегулированности вопросов формирования начальной цены, указали аудиторы.
Тематических мероприятий, непосредственно посвященных вопросам коррупции при госзакупках, Счетная палата не проводила, сказали РБК в пресс-службе ведомства. Но аудиторы планируют углубить анализ в этой сфере. «В настоящее время проводится экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ проблем, связанных с выявлением правонарушений и преступлений при осуществлении аудита и контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с использованием угрозы административной и уголовной ответственности как инструмента обеспечения законности поведения участников федеральной контрактной системы». Оно будет завершено в следующем году», — добавили в Счетной палате.
О намерениях усилить надзор за госзакупками в начале этого года сообщила Генеральная прокуратура. Генпрокурор Игорь Краснов издал приказ «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок», который должен обеспечить формирование единообразной правоприменительной практики и применение всех прокурорских полномочий по обеспечению законности в сфере закупок. В 2020 году прокуроры выявили 150 тыс. коррупционных нарушений в госзакупках, возбуждено более 700 уголовных дел, к ответственности привлечены более 40 тыс. виновных лиц. РБК направил запрос в Генпрокуратуру.
Рецепт возможного решения проблемы коррупции в госзаказе, как ни странно, — в предоставлении большей свободы заказчику, считает Головщинский. По его словам, сейчас не оправдываются ожидания участников госзакупок, что жесткое регулирование закупочного процесса позволит предотвратить коррупцию, а электронный аукцион будет работать как бесстрастный механизм честного отбора поставщика. «Любое законодательное регулирование не нужно перегружать несвойственными ему антикоррупционными функциями. Задача такого регулирования одна — обеспечить поставку качественных товаров в срок, а не бороться с коррупцией», — рассуждает эксперт. То есть, считает он, нужно обеспечивать контроль результатов закупок, а не процедур.
Самые очевидные последствия коррупции в системе госзаказа — низкое качество услуг и работ (по госконтрактам строятся больницы, детсады, закупаются лекарства и т.д). В научной литературе существует консенсус, что такая коррупция негативно влияет на возможности экономического роста. Есть и некоторые исследователи, которые рассматривают коррупцию как положительный фактор — «смазку», позволяющую ускорить ход бюрократической машины. Но позитивная роль коррупции возможна только в том случае, если государственные институты сами по себе неэффективны, делают вывод они.