Что такое открытое правительство абызова
В России закрыли «Открытое правительство»
Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны — от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».
Постановление правительства
В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru
В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Чем занималась комиссия
Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».
Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.
Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.
Открытое правительство в России
Открытое правительство — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.
Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.
В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.
В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».
Причины ликвидации комиссии
Блоггер Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное — диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».
В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».
Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.
Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.
Абызов. Чем оно занимается?
В последние недели ноября в медийном пространстве активизировался министр по делам «открытого правительства» РФ Михаил Абызов. Как сообщает корреспондент The Moscow Post, он пообещал создать комиссию для диалога власти и потребителей в правительстве Нижегородской области, высказался за контроль над качеством бензина и побывал во Владивостоке, где застрял в пятичасовой пробке.
Почему он взял на себя ответственность за госконтроль в Нижнем Новгороде? Зачем Абызову собирать в одном ведомстве все функции контролирующих органов? Какое отношение чиновник имеет к размеру МРОТ, по поводу которого высказывается? Что из этого вообще входит в его полномочия?
Похоже, что господину Абызову попросту нечем заняться. Потому что отвечает он, по сути, ни за что.
Министр без портфеля?
Должность министра «открытого правительства» – вообще парадокс российской власти. Министр – это человек, стоящий во главе министерства. Ну, или на крайний случай, хоть какого-то государственного ведомства. Министр финансов отвечает за Минфин. Министр внутренних дел – за МВД. У Абызова ведомства нет.
Если проанализировать его карьерную лестницу, то странности будут прослеживаться вообще на каждой ступени. Бизнесмен обанкротился и пришел в правительство, где все время занимает должности, практически созданные под него. Он побывал и помощником Чубайса, и советником президента Медведева, а затем ушел вслед за ним в правительство. Чем конкретно он занимался на этих должностях – тайна, покрытая мраком.
По факту, сейчас он является единственным в России министром без портфеля – членом правительства, имеющим полноправный голос, однако не управляющим центральным органом исполнительной власти. Так за что он в итоге получает зарплату из бюджета?
Например, господин Абызов возглавляет экспертную группу по рассмотрению общественных инициатив. Казалось бы, дело полезное. Вот только неужели этого достаточно, чтобы занимать должность министра? Ах да, самое важное: за все время существования группы она не приняла ни одной инициативы. Польза, как говорится, налицо.
Кстати, если зайти на сайт «Открытого правительства», вопросов станет еще больше. Потому что он гласит: «Открытое правительство — это не орган власти или бюрократическая структура. Это система принципов организации государственного управления». Какие у «системы принципов» могут быть «дела», за которые отвечает министр Абызов?
Глава «ничегонеделания»?
В общем, толка от Михаила Анатольевича, как утверждают злопыхатели, как с козла молока. Да и должность его пользы не приносит никому, кроме самого министра. По крайней мере, ему она дает бюджетные деньги и привилегии. Которые открывают обширный простор для собственного бизнеса.
Личное состояние министра, по разным данным составляет около 1 млрд долларов. Зачем ему крошки с бюджетного стола? Тем не менее, их он получает.
Деньги Абызов, по его собственным словам, стал зарабатывать с 14 лет. Но повезло ему только после попадания в РАО ЕЭС к Чубайсу, где он был, по сути, вторым после него человеком. Тогда ему, как поговаривают злые языки, удалось подмять под себя ЖКХ Урала и Сибири – и по слухам, он заправляет им до сих пор. Да и в развале РАО он удачно поучаствовал, что уж говорить…
После того, как РАО ЕЭС успешно развалили, Абызов подался в частный сектор. Поработал и гендиректором в «Кузбассразрезугле», и возглавил совет директоров «Российских коммунальных систем». А в 2006 активно занялся бизнес-группой RU-COM. Через офшор Eforg Asset Management вошел в состав бенефициаров крупнейшей российской инжиниринговой компании «Группа Е4».
Сейчас Абызов официально вышел из бизнеса – все-таки, министр. Однако его считают владельцем офшоров Cushendal Ventures Limited на Виргинских островах и Abacus Ltd. на Кипре, куда он якобы вывел около полумиллиарда долларов. Всего в офшорах, по оценкам источников, у него до 70 компаний.
ИноСтранные дела?
Офшоры – не единственное, чем владеет Абызов за рубежом. Стоит начать, пожалуй, с того, что трое его детей – граждане США, они родились там и выросли. У их матери, Екатерины Сиротенко, вид на жительство там же. Злые языки утверждают, что и у самого Абызова есть американское гражданство – об этом депутат Валерий Рашкин даже пытался «настучать» Александру Бортникову. Но, видимо, что-то пошло не так, раз это замяли?
Вилла Тезоро в Испании
Впрочем, уйти от ответственности за такие владения Абызову удалось невероятно легко. В 2016 году он оформил развод с госпожой Сиротенко, и вот он уже честный (и почти нищий, конечно!) министр, а жена и дети в США – это уже совсем не его забота. Конечно, тут же разнеслась весть, что развод фиктивный. Но по бумагам-то все чисто!
Без министерства и вне закона?
Российского бизнеса у Абызова тоже хватает. Де-юре чиновникам, конечно, запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Но положение министра, как уже говорилось выше, особое: наверное, поэтому он со спокойной душой занимается холдингом «Энергия Солнца». Все, что он сделал, чтобы уйти от ответственности – классическая схема с формальным доверительным управлением. При этом Абызов успешно торгует обязательствами, да не с кем-нибудь, а с самим Виктором Вексельбергом.
До этого он владел «Группой Е4». И вот что странно – компания заняла у «Альфа-банка» 10 млрд рублей, а потом ее руководство «слилось». По этому поводу даже возбудили уголовное дело, но после получения кредита Абызов успел слинять. И в итоге вышел сухим из воды.
Поэтому сейчас он абсолютно спокойно сидит в министерстве – с зарплатой, аппаратом и служебным автомобилем. Делает вид, что решает общественные проблемы. Руководит собственным бизнесом – незаконно, но бросать его теперь, что ли? (Тем более ему, похоже, и работа в правительстве способствует как нельзя лучше). В общем, чувствует себя важным винтиком в политической системе. Вот только министр-то ненастоящий…
Почему идеи открытого правительства не прижились в России
Одна из главных заслуг открытого правительства – начало реформы контрольно-надзорной деятельности. Уже третий год действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса, постепенно внедряется риск-ориентированный подход. Надзорные органы публикуют проверочные листы плановых проверок, что снижает риск коррупции.
Однако в США, на опыт которых опиралась команда Абызова при запуске проекта, открытое правительство – понятие более широкое, чем просто отзывы экспертов на законы и подзаконные акты. Это готовность государства быть максимально открытым перед обществом и реагировать на его запросы. Абызовское открытое правительство проводником этих идей не стало. Именно рабочая группа под руководством министра заблокировала все важные общественные инициативы, набравшие в интернете более 100 000 голосов. Среди них – запрет для чиновников покупать автомобили дороже 1,5 млн руб., уголовная ответственность для госслужащих за незаконное обогащение и отказ от чиновничьих мигалок.
Открытое правительство – это и этические стандарты поведения госслужащих. Но Абызов говорил, что не видит ничего страшного в совместном времяпрепровождении вице-премьера Сергея Приходько и миллиардера Олега Дерипаски на яхте бизнесмена. Ведь если бизнесмен может по-дружески подвезти чиновника на автомобиле, то и на яхту тоже может пригласить, считал Абызов. За рубежом такой комментарий стоил бы ему должности, а в России – нет. Впрочем, сохранил ее, как и свободу, он ненадолго.
Не будет Абызова – не будет и открытого правительства – так чиновники отвечали год назад на вопрос, что может случиться с проектом после смены правительства. Так и получилось. И это говорит о том, что как институт открытое правительство в России не состоялось.
Кому и зачем нужно «открытое правительство»?
И мировая, и российская практика показывает, что модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» – как «управляющих» и «управляемых» – себя исчерпала.
Сегодня иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с нарастающей скоростью и сложностью социальных и экономических процессов.
Нормой для ведущих стран мира является построение системы принятия решений, обеспечивающей горизонтальное движение информации и стирающей грань между избираемыми политиками, бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это один из самых главных вызовов для современной России.
Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые иные вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным своевременное распознавание проблем и угроз и реагирование на них.
Одним из ответов на эти вызовы призвано стать «открытое правительство», в рамках которого создаются новые механизмы взаимодействия гражданского общества, бизнеса и исполнительной власти.
Нам предстоит внедрить современные технологии (в том числе работы с экспертами и краудсорсинга) для вовлечения в обсуждение и выработку государственных решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования. Важно понимать, что «открытое правительство» – это не новая властная структура, а принципы, на которых государство должно строить свою работу.
Результатом станет повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, формирование новой культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных подходов.
Как показывает мой личный опыт общения с российским бизнесом, в том числе на прошедшем Петербургском экономическом форуме, запрос на механизмы «открытого правительства» велик.
Все эксперты и предприниматели, с кем я общался, в полной мере поддерживают создание экспертного совета при правительстве, который будет давать оценку по повестке дня работы кабинета министров.
Начиная запуск механизмов «открытого правительства» в России, мы будем сталкиваться с многочисленными сложностями.
Это и закрытость органов власти, невостребованность интересов общества и бизнеса при принятии государственных решений, неготовность или неспособность общества к конструктивной работе с госаппаратом. Для многих это стало, по сути, противопоставлением общества и власти, в результате чего мы имеем бюрократичную и неэффективную систему управления, коррупцию и отсутствие доверия к власти со стороны гражданского общества.
На мой взгляд, решение этих проблем возможно при условии, если все мы станем следовать принципам открытости, вовлеченности граждан в процесс принятия решений и обеспечения общественного контроля за их исполнением, высокого уровня интереса общества к совместной работе с властью.
Развитые страны добились на этом пути весомых результатов, эффект от которых измеряется не только миллиардами сэкономленных долларов, но и значительным повышением качества госуслуг для граждан, клиентоориентированностью и жизнеспособностью управленческих решений, которые были приняты властью вместе с гражданским обществом, а в итоге приводили к улучшению условий жизни людей и бизнеса.
А ведь на этом пути они сталкиваются абсолютно с теми же трудностями, что и мы сейчас.
Россия начала движение в этом направлении недавно, и сегодня мы двигаемся темпами, значительно превышающими темпы наших коллег за рубежом.
Разработаны основные принципы, механизмы, «дорожные карты» и ключевые показатели эффективности «открытого правительства». Мы приступаем к их внедрению на всех уровнях государственного управления. Есть и первые результаты работы: принято решение об отмене одиозного «мобильного рабства», введена должность омбудсмена по защите прав предпринимателей с широким кругом полномочий, граждане России получили возможность участвовать в обсуждении законопроектов в сети, как в случае с законопроектом «О контроле за расходами чиновников». А в ближайшем будущем смогут подавать петиции, которые, набрав 100 000 подписей в интернете, будут обязательно рассмотрены парламентом.
Это начало, мы понимаем – успех «открытого правительства» зависит от поддержания постоянного накала изменений, а не просто от быстрого старта.
Создание полноценной системы «открытое правительство» – процесс длительный. Это марафонская дистанция, и потребуются время, воля и значительные усилия для того, чтобы новые правила и мотивация повлияли на поведение участников и обеспечили результаты совместной работы.
Но нигде в мире не было по-другому, и поэтому так важно изучать мировой опыт.
Я встречался на Петербургском форуме с представителями власти из Великобритании, США, ведущими разработчиками «открытого правительства». Опыт использования принципов и механизмов «открытого правительства» в их странах уже позволил существенно повысить качество услуг в здравоохранении, образовании, в сфере безопасности, существенно снизить уровень коррупции, сэкономить миллиарды долларов за счет использования электронных госуслуг и внедрения элементов электронной демократии. Во многих странах механизмы «открытого правительства» стали неотъемлемой частью стандарта государственного управления, обеспечивающей взаимодействие общества, бизнеса и власти и создающей конкурентные социальные и экономические преимущества.
У нас есть политическая воля работать на принципах «открытого правительства», его механизмы востребованы властью и начинают находить поддержку у граждан.
Несомненно, конечная ответственность за реализацию этих планов – за министрами: открытое правительство – это, по сути, кооперация власти и ответственных граждан, объединенных общими принципами. Но без активной вовлеченности общества эти планы не могут быть эффективно реализованы – необходимы механизмы конструктивного общественного давления на власть, именно поэтому в наших планах создание системы эффективного гражданского контроля путем перезапуска общественных советов при органах власти.
Уверен, что задачи, стоящие перед нами, будут решены в том числе за счет энергии и заинтересованности всех участников в работе системы «открытого правительства».
Министр-аниматор: как Михаил Абызов попал в правительство и в СИЗО
Глава 1. Душа компании и мастер схем
С чего начинал карьеру Михаил Абызов
Летом 2018 года Анатолий Чубайс собрал бывших коллег на вечеринку по поводу десятилетия реформы РАО «ЕЭС». Бывший министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов пришел с сыном, много шутил, пил вино, обсуждал планы на будущее, вспоминает один из присутствовавших. Несмотря на корпоративные конфликты и миллиардные иски от кредиторов, Абызов рассчитывал вернуться в обойму и получить федеральный пост.
В марте 2019 года экс-министра арестовали и обвинили в создании преступной группировки, ударившей по энергобезопасности страны.
Чубайс был в числе высокопоставленных чиновников, подписавших личные поручительства за Абызова. «Я хорошо знаю Михаила Анатольевича Абызова. И в период до работы в правительстве, и в период работы в правительстве. Я действительно верю в то, что до начала работы в правительстве он передал свои активы в реальное доверительное управление», — сказал Чубайс в беседе с РБК. Обвинение Абызова в организации преступного сообщества он назвал абсурдным, отметив, что применение этой статьи УК к бизнесу критиковал президент России. Чубайс отметил, что из фабулы дела следует, что экс-министр сам у себя похитил 4 млрд руб. «Все это вместе вызывает у меня предельно негативное отношение», — подвел итог Чубайс.
Брейкданс, тайга и торговля болгарским бренди
Абызов родился в 1972 году в Минске в семье электрика и сварщицы. Еще в школе трудился разнорабочим в типографии и на пивзаводе, а затем записался в стройотряд Минского мединститута. Как победитель физико-математических олимпиад попал в школу-интернат им. А.Н.Колмогорова (СУНЦ) при МГУ. Вместе с ним учились будущие мэр Волгограда Евгений Ищенко и владелец «Еврохима» и СУЭК Андрей Мельниченко.
В этот интернат поступить было не легче, чем в сам МГУ, — туда съезжалась талантливая молодежь со всей страны, вспоминает Ищенко в разговоре с РБК. На переменах его друг мог танцевать брейкданс на парте или пародировать Майкла Джексона. Позднее Абызов полюбил активный отдых с друзьями — поездки на мотоциклах, квадроциклах, снегоходах, выезды на охоту.
После интерната он поступил на мехмат МГУ, но университет так и не окончил — ушел в бизнес. На первом курсе зарегистрировал фирму «Интершопс» для торговли турецким ширпотребом и оргтехникой. В девятнадцать женился на студентке МГУ Екатерине Сиротенко, чьи родители, ядерщики из подмосковного Протвино, после распада СССР переехали в США.
Бизнес в Сибири
В марте 1993 года молодой парень с косичкой и серьгой в ухе, с желтой сумкой, упакованный спутниковым телефоном и шестисотым Mercedes, попросился в помощники к депутату от Новосибирска Ивану Старикову — заместителю председателя комитета Думы по аграрным вопросам. В разговоре с РБК Стариков сказал, что молодой человек запомнился ему на первой встрече деловой хваткой. «Вижу, вы человек неглупый, но отрежьте косичку», — поставил условие политик. «Вы же либерал, у Гайдара были», — удивился Абызов. «Я либерал, но вы будете меня представлять, зачем устраивать барьеры между людьми», — парировал депутат.
Связи Старикова на федеральном и региональном уровне пригодились Абызову для масштабирования бизнеса. В Казахстане по взаимозачету с молодым бизнесменом расплатились долгами Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК) перед Усть-Каменогорским металлургическим заводом. Директор НЗХК Александр Белосохов любил охотиться со Стариковым в тайге.
«Белосохов понимал, что если его админресурс и волю соединить с креативным талантом и способностями Миши, то получится атомная бомба», — вспоминает Стариков. Вместе они разработали схему поставок ядерного топлива на АЭС в СНГ. С АЭС Абызов брал деньги, отдавал алюминщикам, у которых затем забирал алюминиевые слябы. Их продавал на Лондонской бирже цветных металлов, после чего за твердую валюту по цепочке рассчитывался с контрагентами.
В Новосибирске у Абызова быстро сложилась репутация надежного бизнес-партнера, рассказал РБК местный журналист Андрей Кузнецов. Бизнесмен использовал бартерные схемы для закупок у областных чиновников, которые не имели наличных в бюджете, но оперировали долгами предприятий. Для Новосибирска под обязательства взаимозачетов он купил электричку. Городские власти до последнего не верили, что их партнер привезет целый состав пассажирских вагонов — прибытие на перрон вызвало фурор. Вскоре Новосибирск станет центром его бизнес-империи.
Скандальная приватизация
Не все регионы могли вовремя расплачиваться с ОРТЭК, одним из таких должников стала Новосибирская область, которую возглавлял Виталий Муха. Бывший первый секретарь новосибирского обкома КПСС был оппонентом президента Бориса Ельцина и грозил перекрыть Транссиб во время его конфликта с Верховным Советом. Стариков, шеф Абызова, баллотировался в 1995 году против Мухи и на кампанию взял своего помощника. Он вспоминает, что губернатор («настоящий мужик, мог выпить два литра водки и не потерять нить разговора») после переизбрания столкнулся с дефицитом топлива для посевной. Абызов предложил поставить его с белорусского Мозырского НПЗ в обмен на 19,5% акций «Новосибирскэнерго», контролировавшей пять ТЭЦ. Муха согласился, рассчитывая, что после уборки крестьяне продадут урожай и расплатятся. Но вернуть долг область не смогла, и акции перешли Абызову.
Бизнесмен консолидировал контрольный пакет предприятия через скупку акций миноритариев своей фирмой «Тантьема». Он объединился с Леонидом Меламедом, учредителем финансово-инвестиционной компании «Алемар» и топ-менеджером «Новосибирскэнерго», а также его партнером Дмитрием Журбой. Холодный административный ум Меламеда вкупе с авантюризмом Абызова дал результаты, заключил Стариков.
После поражения Мухи сибирская прокуратура оспаривала сделку в отношении пакета ОРТЭК в арбитражных судах области, оценив ущерб от нее в 200 млн руб. Экс-губернатора и его окружение подозревали в превышении полномочий. Но к тому времени акции ОРТЭК перешли номинальным держателям. По выражению Старикова, Толоконский пытался вернуть госсобственность, но «сказалась волчья хватка Миши — юридическая защита сделки не позволяла выцарапать акции».
Юрист Сергей Карпекин в начале 2000-х работал в областном правительстве и занимался анализом истории взаимозачетов по части обеспечения топливно-энергетическими ресурсами. Он подтвердил, что через структуры Абызова проходил большой объем бюджетных средств за поставку сырья и комплектующих сельхозтехники для области, но эти схемы, по его мнению, были легальными. Бизнесмена Карпекин называет финансовым гением в многоходовых взаимозачетах.
«Новосибирскэнерго» с советских времен возглавлял Виталий Томилов, прошедший путь от инженера до директора. «Первое впечатление — вежливо-нахальный», — вспоминает Томилов знакомство с Абызовым. По словам Старикова, главу «Новосибирскэнерго» Абызов поначалу «облизывал со всех сторон», но, получив полный контроль над предприятием, охладел к нему. В июне 2001 года Абызов вызвал Томилова к себе в кабинет и «вежливо-угрожающе» потребовал немедленно уволиться, вспоминает экс-директор «Новосибирскэнерго». После увольнения он не получил ни выходного пособия, ни расчет за 12 неотгулянных отпусков. Позже Томилов грозился «перестрелять этих сук из автомата», вспоминает его знакомый.
Смена директора была нужна для ухода от прежней схемы расчетов за уголь, считает Андрей Кузнецов. В то время считалось, что энергосистему по факту контролировали не акционеры, а угольщики, которым энергетики задолжали за поставки угля. 1
Толоконский встал на сторону Томилова и связанных с ним угольщиков в противостоянии с Абызовым, но к тому времени тот уже работал заместителем Анатолия Чубайса в РАО «ЕЭС», и это помогло Абызову отстоять свои позиции и сменить директора ключевого актива.
Толоконский рассказал РБК, что не знал деталей приватизации «Новосибирскэнерго», но был не согласен с принципом монопольной приватизации энергетики и отставкой Томилова. Впрочем, при Абызове компания стала серьезно вкладываться в свои мощности, вспомнил бывший губернатор и полпред президента. В городе объединили электрические и тепловые сети под одной УК, которой на равных долях владели частные инвесторы и город с муниципалитетом. Это позволило синхронно ремонтировать сети, сократить срок отключения горячей воды летом. Единое управление выгодно отличало электросетевое хозяйство и тепловые сети от других регионов, где были десятки собственников, подчеркнул Толоконский, а для области «Новосибирскэнерго» был одним из крупнейших налогоплательщиков.
Инвестиции в связи
В 1997 году Абызов баллотировался в новосибирский облсовет от блока «Третья сила», объединившего сторонников Григория Явлинского и Александра Лебедя против провластной фракции и коммунистов. Организатором кампании был бизнесмен Михаил Камха, а денег на нее дал Абызов, рассказал новосибирский журналист Алексей Мазур.
Вадим Кашафутдинов вспоминает, как с чиновниками областной администрации просматривал списки кандидатов. «Один говорит: «Вот же, блин, какие кадры лезут!» В сельской дыре выдвигается 24-летний Михаил Анатольевич Абызов, «гендиректор финансовой промышленной группы при администрации президента». И все такие: что за …, правда, что ли, Кремль хочет провести тут у нас своего человека?» Выборы Абызов проиграл.
Томилов рассказал, как Абызов хвастался связями с управделами президента Павлом Бородиным, но в 1999-м, прибыв в московский офис Абызова («работают пять человек в комнате без окон»), понял, что «Бородиным не сильно и пахнет».
Экс-депутат помнит первую командировку в Сочи с новым помощником в начале 1990-х, когда для встречи делегации с участием вице-премьера Александра Заверюхи и руководства города Абызов снял сталинскую дачу: «Я крепко выпил и ходил ночью по этому скрипучему паркету, где когда-то бродил Сталин, — это произвело впечатление». На семинар Школы политических исследований в Голицыно с участием первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко помощник привез эмалированный таз красной икры и деревянные ложки.
На экс-губернатора Толоконского Абызов производил впечатление человека организованного и занятого, типичного представителя бизнеса. «В 2014 году президент открывал здесь Бугринский мост. «Туда приехал и Абызов, — вспоминает другой новосибирский политик. — Увидев губернатора Городецкого, он позвал его к себе: разговор был как с нашкодившим школьником, тот стоял униженный. Мы-то думали, что вот царь, а оказывается, совсем другой».
В Новосибирске Абызов имел репутацию единственного в области олигарха. Помимо энергетических он обладал активами во многих сферах: приобрел Кудряшовский свинокомплекс, завод «Альбумин», ГК «Строитель», с его структурами связывали дорожного подрядчика региона «Новосибирскавтодор». Бизнесмен предпочитал оставаться в тени и прямо не говорил об участии в этих предприятиях.
Спецпроект Чубайса
В 1998 году Анатолий Чубайс с поста вице-премьера перешел в РАО «ЕЭС». Ключевая энергокомпания страны создавалась для приватизации теплоэнергетики и притока частных инвестиций под строительство генерирующих мощностей.
Стариков был знаком с Чубайсом с начала 1990-х по работе в Думе, а затем в правительстве. После одного из совещаний Чубайс задержал его у себя в кабинете — он искал специалистов в расчетных схемах. В то время менее 10% расчетов в энергосистеме шло живыми деньгами, остальное часто — неликвидным бартером. Стариков в конце 1990-х привел своего помощника и Меламеда к Чубайсу: «Они достали два больших листа ватмана и стали Анатолию Борисовичу рисовать стрелочками на примере зачета по заводу химконцентратов. Я на десятой минуте потерял нить — получилась электросхема цветного телевизора. Чубайс сказал: «Предлагаю вам перейти на другую сторону баррикад, беру вас своими замами в РАО «ЕЭС».
В книге Михаила Бергера «Крест Чубайса» о реформе РАО «ЕЭС» описывается, как менеджеры госкомпании удивились приходу 25-летнего Абызова на столь высокий пост. «Отвязанный бизнес-персонаж» пришел в огромную госкомпанию с улицы, только и умея разбираться с темными личностями-должниками, цитируют экс-главу РАО «ЕЭС» авторы «Креста Чубайса». Он говорил, что ему нужен знающий и бизнес, и «уличные терки и перестрелки» человек, который будет работать в условиях жесткого противостояния бизнеса, региональной власти и «олигархов, бандитов, полубандитов, жуликов».
Абызов ставил себе в заслугу, что его команда обеспечила для РАО погашение 200 млрд руб. долгов, накопившихся за пять лет. Об эффективности Абызова сказал РБК бывший топ-менеджер компании Яков Уринсон. Новый менеджмент заставил предприятия рассчитываться живыми деньгами самыми жесткими методами, включая веерные отключения от энергии, в том числе на военных станциях спутникового слежения.
Абызов постоянно конфликтовал с региональными начальниками, например с главой «Ленэнерго» Андреем Лихачевым. «На советах РАО были страшные скандалы: крики, летали стулья. Лихачева он так гнобил, что тот даже просил заступиться за него губернатора Петербурга Валентину Матвиенко, — вспоминает знакомый менеджера. — Правление вел Чубайс, что уже задавало тон. С правления можно было выйти уволенным, если плохо выступишь. Слева от Чубайса сидел Меламед, справа — Уринсон, а сразу за ним Абызов, близко к главе РАО».
По словам Старикова, Абызов входил в близкое окружение Чубайса, ездил с ним на Камчатку и в тайгу на снегоходах, ходил в походы на байдарках.
В 2005 году он ушел из РАО «ЕЭС» — за три года до ликвидации компании.
Бизнес на активах РАО «ЕЭС»
Не дожидаясь окончания реформы РАО «ЕЭС», Абызов из разрозненных активов собрал инжиниринговую компанию для строительства электростанций под ключ — ОАО «Группа Е4».
Реформа отрасли предусматривала распродажу генерирующих активов РАО «ЕЭС» частным инвесторам, в том числе иностранным. В российской энергетике появились итальянская Enel, немецкий E.ON и финский Fortum. Считалось, что новые собственники помогут избежать риска дефицита электроэнергии: у государства денег на строительство новой генерации не было, а потребление, по прогнозам РАО «ЕЭС», должно было вырасти. Инвесторам предложили вложиться в строительство новых электростанций с гарантированной доходностью около 14% — эти инвестиции правительство обязало возместить крупных потребителей электроэнергии (исключая население). За срыв сроков строительства инвесторам грозили штрафы. В результате в 2007–2008 годах в российскую энергетику удалось привлечь почти 1 трлн руб. частных инвестиций, отмечал Чубайс.
В торгах РАО начал участвовать и Абызов. В преддверии большой энергетической стройки бизнесмен скупил инжиниринговые активы и создал Е4.
В 2006 году в E4 входило 12 холдинговых компаний с полусотней предприятий и 15 тыс. сотрудников. По подсчетам Forbes, Абызов потратил на скупку активов для Е4 около 10 млрд руб. Е4 стала выигрывать масштабные тендеры на строительство генерирующих мощностей. К 2007 году выручка группы превысила 27,3 млрд руб., чистая прибыль составила 1,2 млрд руб.
Но Е4 погубила болезнь всех подрядчиков, которые не смогли диверсифицироваться, говорит знакомый Абызова. Компания кредитовалась под новые стройки, быстро росла, а объем строительства стал неизбежно падать. На пике, в 2013 году, портфель контрактов, по данным компании, превышал 160 млрд руб. На начало 2015 года крупных контрактов в портфеле Е4 не осталось, зато появилось больше 200 судебных исков.
Кредиторы предлагали Абызову докапитализировать компанию. Он в ответ предложил банкам отозвать иски, чтобы заказчики вернули все контракты. Абызов личных гарантий или залогов по кредитам Е4 не давал.
В 2014 году в Е4 ввели внешнее наблюдение, а в октябре 2016 года компания была признана банкротом. Основной причиной банкротства в отчете временного управляющего были названы внешние экономические факторы, то есть финансовый кризис, затронувший сферу строительства, рассказал РБК арбитражный управляющий Е4 Игорь Вышегородцев. По его словам, в рамках наблюдения проводился анализ на наличие признаков преднамеренного банкротства, и таких выявлено не было.
Основным кредитором рухнувшей E4 был Альфа-банк: на него приходилось около трети долгов компании (10 млрд руб.).
Глава 2. Без портфеля
Кто помог Абызову попасть в правительство
Построив бизнес, Абызов пошел в большую политику. В орбиту администрации президента Дмитрия Медведева он попал через проект комитета сторонников главы государства, рассказал РБК источник, близкий к правительству. Абызов предложил Медведеву открыть такой комитет на встрече с президентом в Digital October в октябре 2011 года.
В начале 2012 года он занял пост советника Медведева, а затем, после рокировки того с Владимиром Путиным, получил должность «министра без портфеля», куратора «открытого правительства» в кабинете. «Этому от начала и до конца содействовала пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Они друзья», — сказал РБК близкий к Абызову источник. Хорошие рабочие отношения у Абызова сложились и с Владиславом Сурковым, который курировал создание «открытого правительства» сначала в администрации Медведева, а потом и в его правительстве на посту вице-премьера.
«Абызов входил в группу Тимаковой, Аркадия Дворковича и Зии Магомедова, которые поддерживали идею выдвижения Медведева на второй президентский срок, — рассказал РБК бывший федеральный чиновник. — Но в этой группе первым он не был и в политику прямо не лез». Близким к Абызову источник в его окружении называет и бывшего руководителя аппарата правительства Сергея Приходько.
После ареста в Telegram-каналах будет обсуждаться версия об аресте Абызова как «ударе по либеральному блоку» вокруг Медведева. «Миша либерал, как я балерина. В этом его обвинять нельзя, это, конечно, ерунда», — прокомментировал РБК хорошо знавший его бывший федеральный чиновник.
Чем занималось «открытое правительство»
По воспоминаниям Старикова, в личных разговорах Абызов переживал, что ему не удалось стать министром энергетики или вице-премьером, курирующим ТЭК. Экс-депутат считает, что Игорь Сечин, бывший тогда вице-премьером по ТЭКу, выступал против назначения Абызова на пост министра энергетики. Стариков назвал «открытое правительство» утешительным призом для Абызова.
Идея «открытого правительства» состояла в упрощении взаимодействия граждан с ведомствами. 1 Госорганы обязали публиковать информацию о своей деятельности в интернете, появились порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета.
Но деятельностью Абызова были довольны не все. Разработка поправок в закон о техническом регулировании превратилась в «жесточайшую драку с очень сильными противниками, в результате которой Михаил Анатольевич свернул эти поправки», говорит чиновник. Инициативам министра сопротивлялась бюрократия, подтвердил РБК знакомый Абызова.
«Неплохая идея сошла на нет, не думаю, что по его вине, — резюмирует Ищенко. — Я заходил к нему в гости несколько раз. Весь его аппарат — три помощника и секретарша, у него не было бюджета». В правительстве у Абызова не было своей команды — он старался все замкнуть исключительно на себя, вспоминает собеседник, близкий к правительству. «Репутации хорошего управленца у него также не было: мог нахамить подчиненным, бывало, что сталкивал лбами стороны, принимавшие решение», — пояснил источник.
Абызов пытался сделать прозрачнее работу госкорпораций — правительство начало проводить независимый технологический ценовой аудит крупных инвестпроектов, прежде всего естественных монополий. Госкомпании обязали формировать и направлять на аудит в «открытое правительство» долгосрочные программы развития с прописанными бизнес-моделями и персональной ответственностью руководителей. «Определенный напряг Абызов госкомпаниям создал», — заключает его знакомый. 1
Работая чиновником, Абызов не отказывался от роскошной жизни. Он часто летал собственным бортом — Fokker почти на 100 мест, куда брал других членов правительства и бизнесменов, рассказывает его знакомый. После инвестиционных форумов в Сочи почти весь кабинет собирался на борту Fokker. «В самолете всегда было весело: алкоголь, разговоры, розовое вино с утра. Среди коллег у Абызова было прозвище Аниматор: он любил устраивать праздники», — вспоминает собеседник РБК из его окружения.
Самолет куда-то исчез после публикаций в прессе о судебном разбирательстве Абызова с Виктором Вексельбергом из-за опциона на акции «КЭС Холдинга». После этого бизнесмен стал летать со своими сотрудниками в командировки на арендованных бортах.
Уход из Белого дома
После победы Владимира Путина на президентских выборах в марте 2018 года и переназначения Дмитрия Медведева премьером Абызов рассчитывал войти в новое правительство, говорят РБК его знакомые. «Статус федерального министра гарантировал безопасность активов. Но еще за два месяца до отставки он и его близкое окружение знали, что этого не случится», — утверждает источник в его окружении.
«Давление было колоссальное всегда. И в РАО «ЕЭС», и в правительстве», — отметил федеральный чиновник, близко знакомый с Абызовым. На вопрос, оказывали ли это давление силовики и спецслужбы, собеседник РБК ответил: «Разных видов было давление. И с других сторон».
У Абызова не было друзей среди силовиков, он контактировал лишь с Генпрокуратурой, так как вел реформу контрольно-надзорной деятельности, отметил в разговоре с РБК знакомый экс-министра.
Абызов уверял окружение, что сам заявил Медведеву об отсутствии желания продолжать работу, но было похоже, что он все же ждал предложений, отметил РБК близкий к нему источник.
Большую часть времени после отставки Абызов жил на Рублевском шоссе, где играл в хоккей со своим соседом Дмитрием Босовым, президентом группы «Аллтек» («Сибантрацит»). Посетителей Абызов принимал в своем офисе на Саввинской набережной.
«После ухода из правительства он учил детей вставать на лыжи, играть в хоккей, но наверняка искал лазейку, чтобы вернуться в обойму. Деньги для него уже не играли роли — ему не хватало, чтобы с ним, как и раньше, мечтали поздороваться и обняться губернаторы, министры», — утверждает Стариков.
Глава 3. Суды и конфликты
Как корпорации временно заблокировали Абызова
Остаться в обойме после ухода из правительства Абызову помешал ряд корпоративных конфликтов, к которым подключились силовики, сходятся во мнении несколько знакомых с экс-министром собеседников РБК. Первым тревожным звонком стал корпоративный спор с «Альфой» из-за долгов Е4.
Близкий к Белому дому источник РБК назвал этот конфликт одной из причин, по которой Абызова не взяли в новое правительство. Председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен пожаловался на Абызова на встрече с президентом, рассказал РБК собеседник, близкий к правительству.
Факт жалоб Авена на Абызова подтвердил также федеральный чиновник, подчеркнув, что претензии главы «Альфа-Групп» вряд ли повлияли на решение, оставлять ли министра «открытого правительства» в кабинете.
В «Альфа-Групп» от комментариев по уголовному делу в отношении экс-министра отказались.
«Альфа» против Абызова
— Февраль 2015 года. Альфа-банк подает в МВД заявление, требуя проверить руководство Е4 на признаки кредитного мошенничества. Полиция вначале отказывает в возбуждении дела, но после новой проверки начинает расследование. Спустя сутки возбуждение дела отменяет прокуратура.
— Октябрь 2015-го. Мосгорсуд признает возбуждение дела законным. Но следствие идет неактивно, фигуранты в деле не появляются.
— В 2017 году Альфа-банк проводит две встречи кредиторов Е4, обсуждается совместный иск к экс-бенефициарам группы, рассказал источник РБК, близкий к Абызову. Другие кредиторы, по его словам, не увидели оснований для тяжбы. Такие переговоры если и проводились, то носили неформальный характер, официальных собраний кредиторов Е4 тогда не было, сказал РБК конкурсный управляющий Е4 Игорь Вышегородцев. В компаниях из числа кредиторов Е4 (Сбербанк, «Газпром энергохолдинг», Связь-банк) отказались от комментариев.
— В декабре 2018 года Альфа-банк подает к Абызову, его бывшей жене Екатерине Сиротенко и экс-президенту Е4 Андрею Малышеву иск на 33,6 млрд руб.: это общая сумма требований кредиторов к группе.
— Летом 2019 года, после ареста Абызова, СКР истребует у МВД уголовное дело о кредитах Альфа-банка. Абызову обвинение по нему сейчас не предъявлено, единственный фигурант дела — бывший президент Е4 Андрей Малышев.
Помимо «Альфы» у Абызова был другой сильный оппонент, имевший финансовые претензии, — Виктор Вексельберг. В мае 2019 года, уже после ареста Абызова, «Т Плюс» подал к нему иск, аналогичный иску Альфа-банка, на всю сумму требований кредиторов Е4 — 34 млрд руб. Доля структур Вексельберга в общей сумме долгов Е4 — около 80 млн руб.
Также они ведут тяжбу из-за опциона, по которому экс-министр должен был получить акции «КЭС Холдинга» Вексельберга. О вхождении Абызова в капитал стороны договорились в 2006 году, однако затем разошлись в оценке доли Абызова. В 2013 году Вексельберг инициировал разбирательство на Британских Виргинских Островах; Абызов подал встречный иск. Тяжба до сих пор не завершена.
За полтора месяца до ареста Абызова, в феврале 2019 года, Вексельберг подал к нему иск в Гагаринский суд Москвы, связанный с тем же конфликтом. Попытку перевести в Россию спор, который уже много лет ведется за рубежом, представитель Вексельберга Андрей Шторх объяснил тем, что он ведется российскими гражданами в отношении российского актива.
«От ареста Абызова выигрывают его корпоративные оппоненты — они вряд ли бы начали синхронную атаку, если бы не понимали, что вскоре он будет временно заблокирован», — говорит близкий к Абызову источник РБК.
От протестов в Новосибирске к офшорной сделке
Знакомые с Абызовым собеседники РБК считают, что разработка министра силовиками стартовала после того, как к финансовым претензиям к министру без портфеля добавились и политические, на фоне тарифных протестов в Новосибирске.
Компания «Сибэко», в которую трансформировалось «Новосибирскэнерго» и которая входила в группу Абызова RU-COM, была основным поставщиком энергии в Новосибирской области. В конце 2016 года руководство области приняло решение поднять тарифы сразу на 15%, что объяснили изношенностью сетей. Подъем был согласован на всех уровнях: от городского совета и мэра-коммуниста Анатолия Локтя до руководства области и федеральных ведомств.
Экс-сотрудник «Сибэко» объяснил РБК, что компания провалила информационную подготовку: обычно в подобных случаях энергетики задолго до повышения тарифов начинают разъяснительную работу, акцентируют внимание на изношенности теплотрасс.
В марте организаторы протестов поставили ультиматум губернатору Владимиру Городецкому: через месяц, к 19 апреля, они перейдут от требования понизить тарифы к призывам отставить главу области. Координатор штаба Навального в области бизнесмен Сергей Бойко вспоминает, как 18 апреля Городецкий отменил изданное в декабре постановление о повышении тарифов ЖКХ на 15%, они выросли только на 4%. Срок полномочий губернатора заканчивался в 2019 году, но его отставили досрочно, заменив «варягом» — мэром Вологды Андреем Травниковым.
В 2018 году Абызов продал «Сибэко» Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) своего давнего знакомого Андрея Мельниченко.
Как началась разработка Абызова
Протесты вокруг тарифов дали силовикам повод начать проверки и оперативные мероприятия в отношении компаний, связанных с Абызовым. 1
Решение взять за основу уголовного дела историю 2012–2014 годов могло быть продиктовано тем, что по ней у силовиков уже было собрано достаточно материала, говорит РБК источник, близкий к Абызову.