Что такое открытое правительство россии
Вот уже пару месяцев я пытаюсь написать во всех подробностях почему Открытое правительство в России закончилось тем чем оно закончилось, но получается большое повествовательное произведение документального жанра где надо рассказывать много что было до появление Открытого правительства, то на чём оно было (вернее должно было быть) основано. Попыток написать всё подробнее я не бросаю, пока же постараюсь изложить всё сжато, насколько это только возможно.
Зачем открытое правительство было создано
В 2011-2012 годах когда принималось решение о создании Открытого правительства у него были очень конкретные цели.
Выстраивание отношение с развитыми странами
Открытость государства, открытые государственные данные и диалог с гражданами являлись и являются частью повестки групп развитых стран. Со своими акцентами и особенностями.
Это включало:
Поддержание повестки на выстраивание механизма доверия с гражданами
До 2012 года было множество разрозненных инициатив по открытости данных, открытому диалогу гос-ва и граждан и крауднаписанию законов и не только. Открытое правительство должно было их все объединить.
Почему получилось то что получилось
Отсутствие бюджетного финансирования
За всё время существования в течении 6 лет у Открытого правительства отсутствовало прямое бюджетное финансирование. Его деятельность не была включена ни в программу «Информационное общество» ни в какую-либо иную государственную программу. В принципе в России только Правительство Москвы имеет свою государственную программу «Открытое Правительство» утверждённая в феврале 2012 года и заканчивающяяся в 2019 году.
Отмена международной повестки взаимодействия с развитыми странами
В 2012 году было отменено вступление России в Open Government Partnership, с 2014 года Россия не участвует в Большой Восьмёрке и эта группа стала Большой Семеркой. Вступление в ОЭСР для России невозможно на ближайшие годы. А именно эти международные группы стран определяют повестку открытости государств в мире и формируют вокруг себя центры компетенций и лучших практик.
Непрозрачность финансирования и деятельности
Финансирование деятельности Открытого правительства, по сути, было разделено на 3 части:
До сих пор нет человека который мог бы ответить сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась.
Отказ экспертов от участия в работе
Особенность работы любого эксперта заключается на наличии у него интереса в работе участвовать. Большинство экспертов обладает всего лишь 2-мя ключевыми мотивациями:
В отличие от большинства мозговых центров таких как НИУ ВШЭ, РАНХиГС или ЦСР в случае Открытого правительства работа экспертов всегда предполагась как волонтёрская. Эксперты должны были предоставлять свои компетенции в обмен на:
Довольно скоро большая часть экспертов перестали работать с Открытым правительством за исключением очень конкретных случаев лоббирования ими интересов связанных с ними организаций и проектов.
Противоречие с охранительной повесткой государства
Большая часть НКО которые могли бы продемонстрировать политический и социальный эффект от открытия данных подпали под закон о нежелательных агентах.
Параллельно с этим развивающаяся история с блокировками сайтов и иных ограничений в Интернете привели к практически минимальному присутствию представителей этих НКО в деятельности Открытого правительства..
Конкуренция с Общественной палатой
Одними из полномочий Открытого правительства (Департамента в Аппарате Правительства) было направление кандидатур в общественные советы при ФОИВах. Это закончилось итоговым разделением квот 25% на 75%, где 25% утверждались департаментом, а 75% Общественной палатой.
Провал Российской Общественной Инициативы
Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции такие как отмена закона Яровой эту экспертную группу не прошли.
Итоги
Проект «Открытое Правительство» в России закрыт. Причины закрытия куда шире чем те что я перечислил выше, но можно говорить о том что его закрытие было неизбежно. Можно далее вспоминать всё то немногое хорошее, плохое и бессмысленное что оно успело натворить. В отличие от многих других государственных инициатив за эти годы оно было довольно «малобюджетным».
Subscribe to Ivan Begtin blog
Get the latest posts delivered right to your inbox
Ivan Begtin
I am focused on Open Data, Procurement, e-Government, Open Government, Data, Public Budgets, Privacy and other tech, data and government stuff
Открытое правительство в России
Нестерова И.А. Открытое правительство в России // Энциклопедия Нестеровых
Понятие открытого правительства
Термин «открытое правительство» стал активно использоваться Администрацией Президента США Б. Обамы в 2009 г. Под «открытым правительством» понималась такая система государственного управления, которая базируется на трех принципах:
1. Прозрачность
2. Участие
3. Сотрудничество
Поскольку навыки и знания отдельных индивидуумов, особенно в области информационных технологий, нередко превосходят компетенции служащих в органах власти, правительству следует создавать условия, которые бы привлекали граждан применять свои умения и навыки для помощи государственным органам в решении проблем, стоящих перед всем обществом. Подобный обмен знаниями должен быть удобен, прост и широко доступен на основе технологических решений. При этом целью сотрудничества становится создание новых возможностей для предпринимательства, открытия инновационных видов деятельности, результаты которой могут быть полезны и обществу, и государству. «Открытое правительство» – это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, посредством вовлечения граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений, обеспечение их участия в открытой экспертизе социально-значимых проектов правовых актов[1].
Открытое правительство призвано обеспечить прозрачность деятельности органов власти.
Метод взаимодействия, позволяющий использовать мнения граждан для совершенствования правовых актов, является основополагающим в работе «Открытого правительства».
Возможности открытого правительства для граждан
Принципы открытого правительства
Открытость федеральных органов исполнительной власти – это последовательное и неукоснительное соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов:
Принцип информационной открытости – своевременное предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;
Принцип понятности – представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;
Принцип вовлеченности гражданского общества – обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;
Принцип подотчетности – раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
Для соблюдения принципов открытости федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
Механизмы реализации принципов открытости
Механизмы открытости внедряются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных 26 декабря 2013 г. Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства [2].
В современной России в рамках Открытого правительства федеральные органы исполнительной власти утверждают ведомственные планы реализации принципов открытости в своей деятельности. Разработка ведомственного плана осуществляется с учетом полученных результатов мониторинга уровня открытости, проводимого в соответствии с Методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, с привлечением общественного совета, заинтересованных референтных групп и экспертов. Ведомственные планы утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти и подлежат публичному размещению на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Итак, концепция «открытого правительства», в том виде, в котором она сейчас широко распространена в мире, содержит как здравые, практически реализуемые идеи, так и утопические элементы. Практическая реализация «открытого правительства» необходима для укрепления социально-политического строя, повышения эффективности отечественной экономики. Кроме того, это международный тренд, и от того, идёт страна в ногу со всем мировым сообществом или отстаёт, зависит её престиж. Тесное взаимодействие с гражданами может быть ценным каналом получения обратной связи и идей, тем не менее, ключевую роль в государственном управлении по-прежнему будут играть специалисты-профессионалы, несущие персональную ответственность за принимаемые ими решения.
Нормативно-правовое регулирование открытого правительства в РФ
В условиях информационного общества происходит преобразование государственного управления. Использование современных технологий не только помогает индивидам оперативно получать актуальную информацию о субъектах государственного управления, напрямую обращаться к государственным органам, но и позволяет субъектам государственного управления оперативно получать и анализировать информацию о явлениях общественной жизни, требующих принятия управленческого решения. Однако все это требует адекватного нормативно-правового регулирования [3].
Электронное и открытое правительство тесно связаны. Одно базируется на другом. Нормативное определение, данное в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., гласит, что это «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Однако, в конечном счете, сущность государственных услуг сводится к одному – качественно новые процедуры взаимодействия органов государственной власти с населением в информационную эпоху в противовес бюрократизму и волоките.
Нормативное регулирование электронного правительства в Российской Федерации осуществляется в основном на подзаконном уровне. В первую очередь это Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 г.», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07 февраля 2008 г. № Пр-212, Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.», Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 гг.)» [4].
Теперь необходимо отметить те нормативно-правовые акты, которые напрямую связаны с термином «открытое правительство».
Важным шагом в становлении Открытого правительства стало то, что в 2012 году Президент РФ подписал Указ от 8 февраля № 150 «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство». Когда были подготовлены основные мероприятия, вышел Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где Правительству РФ было поручено обеспечить применение федеральными органами исполнительной власти различных форм публичных консультаций при обсуждении законопроектов, установлены показатели, отражающие качество и количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, определены временные рамки по обеспечению доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти.
Важную роль в регулировании деятельности Открытого правительства играет Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [5]. Этот закон установил, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется ими именно в формате открытых данных (п. «а» ч. 1 ст. 2)6. Открытые данные – общедоступная информация, размещаемая правообладателем в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования.
Это означает, что сведения о работе властей будут размещаться в Интернете в машиночитаемом формате, который позволит использовать их в качестве источников для создания различных информационных систем – как государственных, так и частных. Кроме того, предоставление сведений в таком формате создаст основу для формирования новых социальных приложений и сервисов, функционирующих на основе открытых данных7.
Правительство РФ Распоряжением от 10 июля 2013 г. № 1187-р8 утвердило перечень размещаемой в сети Интернет общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляется им.
В настоящее время граждане имеют доступ к интернет-порталу «Видео-Дума», сайту «Ваш контроль», собирающему оценки и комментарии о работе государственных органов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» осуществляется анализ мнений граждан о качестве предоставленных государственных услуг, на основе которого формируется оценка деятельности руководителей органов, которая является одним из показателей эффективности их деятельности. По каждому государственному органу формируется сводная ежеквартальная оценка качества предоставления государственных услуг. Если она составляет менее 70% значения, предусмотренного должностным регламентом или достигнутого в прошлом году, в отношении руководителя будет проведена служебная проверка.
Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [6]. (далее – РОИ) определил понятие общественных инициатив, а также утвердил Правила их рассмотрения [7].
Действующее законодательство регулирующее Открытое правительство далеко от совершенства. Несомненно, пока российское право построено на политических декларациях и усмотрении чиновника, ожидать гражданской активности не приходится. К сожалению, населению проще договориться с конкретным чиновником, которому также проще договориться с его начальником.
Для того чтобы представители гражданского общества проявили интерес к «Открытому правительству» и начали тратить свое время на взаимодействие с ним, им необходимо предоставить юридические гарантии, что их предложения будут каким-либо образом учитываться. Одних политических заверений недостаточно.
Повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг в рамках концепции формирования открытого правительства в Российской Федерации
Для повышения качества предоставления государственных услуг в органах государственной власти вводятся изменения не только в работе государственных служащих, но и в их подготовке. Важнейшим фактором является необходимо усиление антикоррупционой политики и повышение качества информационных площадок органов государственного управления.
Для повышения качества предоставления государственных услуг в рамках открытого правительства аттестация служащих стала проводится чаще, требования к госслужащим выросли.
Аттестация – это периодическая комплексная организационно-правовая процедура оценки уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков, и профессионально важных качеств федерального государственного гражданского служащего проводимая с целью определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.
Объектом оценки при аттестации является не только теоретическая и практическая подготовленность муниципального служащего, но и непосредственное исполнение своих должностных обязанностей. Решение принимается на основании анализа служебной деятельности и её результатов.
Исходя из того, что главная цель аттестации федерального государственного гражданского служащего – совершенствование деятельности региональных органов государственной власти и их подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы, нельзя не отметить тот факт, что аттестация упростит процесс работы с заявителями в территориальном управлении.
Повышение роли информационных технологий. Информационные технологии уже давно перестали быть чем-то абстрактным, непонятным. Люди давно достаточно свободно пользуются электронными услугами. Это значительно облегчает жизнь, потому что это облегчает им процесс получения необходимых государственных услуг. В настоящее время это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности.
Можно выделить четыре существующих в сфере исполнительной власти направления работы государственного аппарата с применением IT-технологий, определенных в Концепции формирования «Электронного правительства»:
Построение системы оказания государственных услуг в электронном виде должно быть скоординировано с построением системы электронных расчетов за оказываемые услуги, включая расчеты за услуги при реализации программы социальной поддержки населения.
В настоящее время возможность предоставления органами исполнительной власти электронных услуг является важнейшим методом повышения качества услуг. Потребители услуг Федеральной службы по аккредитации смогут существенно сократить время, потраченное на бюрократические проволочки. Соответственно люди станут намного лояльнее относиться к чиновникам территориального управления, и это поможет сгладить конфликтность. Ускорение процесса реализации государственных услуг в аккредитации позволит развиваться малому и среднему бизнесу. Возможность оформления заявки на оказание государственной услуги через интернет увеличит мобильность и позволит потребителям скорректировать сроки в реализации тех или иных планов.
Кроме повышения качества услуг, внедрение информационных технологий упростит работу государственных служащих Федеральной службы по аккредитации, позволит модернизировать документооборот и ускорить процесс выдачи тех или иных документов.
На современном этапе одним из важнейших и определяющих элементов внедрения информационных технологий являться создание высокоинформативного интернет-сайта удобного для использования заявителями. К сожалению в настоящее время качество сайта Федеральной службы по аккредитации оставляет желать лучшего.
В рамках работы открытого правительства следует усилить антикоррупционных меры.
В России закрыли «Открытое правительство»
Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны — от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».
Постановление правительства
В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru
В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Чем занималась комиссия
Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».
Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.
Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.
Открытое правительство в России
Открытое правительство — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.
Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.
В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.
В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».
Причины ликвидации комиссии
Блоггер Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное — диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».
В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».
Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.
Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.