Что такое открытое занятие в вузе

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Что такое открытое занятие в вузе. Смотреть фото Что такое открытое занятие в вузе. Смотреть картинку Что такое открытое занятие в вузе. Картинка про Что такое открытое занятие в вузе. Фото Что такое открытое занятие в вузе

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 7893 раза

Библиографическое описание:

Мамедова, Д. Н. Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/1991/ (дата обращения: 21.12.2021).

Открытые занятия и воспитательные мероприятия — одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия. Открытое занятие в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом занятии преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие — средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещаемым занятие. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения ученых задач» или «Показать посещающим занятие методику организации учебной деятельности в группах» и т. д. к подготовке и проведению открытых занятий предъявляются ряд требований:

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других преподавателей. Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.

Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) инновации. Потому преподаватель, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. Например, методическая цель открытого занятия — «Методика организации изучения теоретических (обобщенных) знаний». Преподаватель выбирает тему, которая содержит теоретический материал.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т. д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков студентов. Студенты должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть. Для посещающих обязательно готовить рабочее место. Места должны располагаться за спиной студентов, чтобы посетители не отвлекли их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом со студентами; студент, сидящий за одной партой с посторонним, вряд и сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение тем.

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одним и тем же составом. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят студентов к занятию, «проигрывают» его т. д., называя все это подготовкой открытого занятия. Отметим, что здесь речь идет не о занятиях, к которым студенты должны подготовить доклады, творческие работы и т. п.

Рекомендуется сообщить студентам о проведении открытого занятия (самое меньшее накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.

Порядок подготовки ипроведения открытого занятия.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей занятия — освоения студентами знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ занятия он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения студентами учебного материала. Анализ занятий посещающими также отличается от оценки при проверках работы преподавателя или при изучении его педагогического опыта.

Выбор методических приемов, методов обучения, ТОО и т. д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, преподаватель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение относится к процессуальной стороне учебного процесса (т. е. к методике), преподаватель должен определить, что из ранее использованного он будет применять.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных занятий открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала, и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы занятий, усовершенствованные и отредактированные тиражируются для предоставления посетителям.

В соответствии с законом «Об образовании» Республики Узбекистан и требованиям Высшей учебной школы, ведущие специалисты, преподаватели, а также участники отборочного конкурса по переизбранию вакантной должности по определенной дисциплине обязаны проводить аудиторное открытое занятие.

Основные типы учебных занятий:

Рекомендуемые этапы открытого занятия:

‒ организация начала занятия;

‒ проверка выполнения домашнего занятия;

‒ всесторонняя проверка знаний;

‒ подготовка к усвоению нового учебного материала;

‒ усвоение новых знаний;

‒ закрепление новых знаний;

‒ подведение итогов занятия;

‒ информация о домашнем задании.

Обсуждение и анализ открытого занятия проводится в день его проведения.

Обсуждение проводится вследующем последовательности:

‒ педагог проводивший занятие;

‒ руководитель методической комиссии факультета;

‒ представитель методического совета института;

‒ педагог проводивший занятие;

Оценка сценария урока осуществляется сучетом следующих критериев:

‒ методическая проработка плана и хода занятия;

‒ разнообразие и полнота используемых материалов по теме;

‒ доступность и оригинальность подачи материала;

‒ методы и приемы организации деятельности студентов;

‒ мотивация деятельности студентов;

‒ разнообразие используемых технических и программных средств;

‒ соответствие итогов поставленной цели;

‒ тиражируемость (возможность использования коллегам).

Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения преподавателей кафедры.

Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных студентами под руководством педагога.

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы кафедры и методических объединений.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. За одну неделю до проведения занятия преподаватель или руководитель методической комиссии факультета ставит в известность методический совет института о проведении открытого учебного занятия.

Похожие статьи

Использование инновационных методов в образовании

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка.

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

План проведения открытого интегрированного занятия по.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

Эффективные формы методической работы с педагогами.

Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.

Семинар как форма организации учебного занятия

По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму.

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов.

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка специалиста, лекция.

Инновационные методы обучения в преподавании технических.

В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать

В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы

Похожие статьи

Использование инновационных методов в образовании

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка.

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

План проведения открытого интегрированного занятия по.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

Эффективные формы методической работы с педагогами.

Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.

Семинар как форма организации учебного занятия

По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму.

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов.

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка специалиста, лекция.

Инновационные методы обучения в преподавании технических.

В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать

В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы

Источник

Сценарий открытого занятия

Проблема занятия – организация продвижения товара в современных условиях с учётом социальной ответственности маркетинга: здоровый образ жизни, повышение качества жизни, решение экологических проблем, снижение интенсивности дорожного движения.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого занятия»

Сценарий открытого занятия

1 Организационный момент (СЛАЙД № 1)

Преподаватель: Добрый день уважаемые коллеги, студенты и гости.

Студенты: Добрый день

Рада видеть Вас на нашем открытом занятии – семинаре. Вижу, что вы имеете хорошее настроение. Хорошее настроение притягивает удачу. Очень хочется, чтобы каждый из вас показал себя сегодня через знания и действия на занятии. А хорошие оценки, которые, я надеюсь, вы получите, обеспечат вам хорошее настроение. Приглашаю вас к сотрудничеству.

Преподаватель: Староста кто отсутствует на занятии?

Студенты: На занятии присутствуют все студенты группы.

2 Ознакомление студентов с темою занятия и проблемою (целью) занятия (СЛАЙД № 2 – тема семинара)

Преподаватель: Предлагаю Вам принять участие в семинарском занятии на тему: «Инновационные технологии продвижения товара»

Ознакомление студентов с планом занятия: (СЛАЙД № 6 план семинара)

Преподаватель: Сегодня на занятии мы работаем по следующему плану:

1 Маркетинговый коммуникационный комплекс (МК-микс).

2 Внедрение инновационных технологий в развитие велоспорта.

3 Реклама – инструмент продвижения товара на рынке.

(СЛАЙД № 7 – тема лекции) На протяжении двух последних занятий мы с Вами изучали тему: «Коммуникационная политика в системе маркетинга» и сегодня мы заканчиваем изучение этой темы путем применения инновационных технологий в коммуникационной политике.

Преподаватель: С целью лучшего усвоения лекционного материала предлагаю Вам разминку, что бы закрепить пройденную тему ответами на данные Вам вопросы: (СЛАЙД № 20, 21 – вопросы для разминки семинара)

Что представляет собой коммуникативная политика? (Мышляева)

Что такое маркетинговые коммуникации? (Жиляева)

Какие существую рекламные аргументы в пользу товара? Приведите примеры ( Михненко)

Какими бывают основные виды продвижения? (Тюникова)

Преподаватель: Предлагаю Вам обратить внимание на экран и ответить на поставленные тестовые задания. (Презентация ТЕСТЫ)

Студенты: Отвечают на вопросы.

3 Основная часть. Работа за планом.

Преподаватель: При изучении лекционного материала Вами было предложено разделить группу на 2 подгруппы и были выбраны начальники отделов маркетинга и его сотрудники. А так же, было дано домашнее задание с творческим подходом, выбрать фирму и товар для продвижения его на рынке с учетом инновационных технологий. Хочу отметить, что реклама имеет два вида эффективности: экономическую и коммуникационную, и если экономическую можно оценить только спустя только определённое время, то коммуникационная, которая выражается узнаваемостью товара, может проявиться в кротчайшие сроки после проведения соответствующей кампании, то есть результат нашего труда может быть заметен уже в ближайшее время.

На протяжении последнего времени Вы активно готовились, анализировали различные источники литературы и консультировались со мной. Сейчас мы посмотрим, что у Вас вышло!

Пожалуйста, начальники отделов маркетинга доложите о фирме и товаре, который будете продвигать на рынке с помощью инновационных технологий. Студенты: Михненко Екатерина и Семененко Лилия.

Слайды 2 фирм (которые они представляют):

Студенты: Состав: начальник отдела маркетинга Семененко Лиля и ее сотрудники:

Жиляева Карина 4. Мышляева Ангелина

Журавлева Ольга 5. Тюникова Кристина

Студенты: Состав: начальник отдела маркетинга Михненко Екатерина и ее сотрудники:

АпаринаЮлия 4. Кузнецова Марина

Вербицкая Анна 5. Николайченко Анастасия

Преподаватель: Из информации начальников отделов маркетинга на сегодняшнем занятии речь пойдёт о продвижении товара, который связан с велоспортом. (Слайд о велоспорте)

Преподаватель: Пожалуйста, представители 2 подгруппы. Гайко Анастасия и Михненко Екатерина

Представят нашему вниманию: Доклад на тему: «Промышленность Донецкого региона и велоспорт «Единое целое»» Доклад (Видеоролик)

Преподаватель: У кого есть вопросы, дополнения, по данному докладу?

Студенты: Есть Николайченко

Преподаватель: Пожалуйста представитель первой подгруппа. Тюникова Кристина

Представит нашему вниманию: Доклад на тему: «Преимущества продвижения велоспорта в ДНР» (Видеоролик) Доклад

Преподаватель: У кого есть вопросы, дополнения, по данному докладу?

Преподаватель: Заслушаем начальников отделов маркетинга с Докладом на тему: «Перспективы развития велоспорта в ДНР» (Презентация Слайды)

Преподаватель: Хочу поблагодарить Вас, Вы молодцы с поставленной задачей на первом этапе Вы справились очень хорошо.

Подводя итог первого этапа урока, можно сделать выводы, что «Металл – это хлеб индустрии» и с помощью металла можно изготовить не только автомобили, самолеты, танки, но и комфортабельные, надежные и быстрые средства передвижения.

Велоспорт – это не только средство передвижения, но и образ жизни. Который, заключается в здоровом образе жизни, повышении качества жизни, решении экологических проблем, снижении интенсивности дорожного движения. Современные инновационные технологии, предлагают нам внедрить и воплотить в жизнь в Донецком регионе велогородок, а также разработать маршрут движения с использованием систем Googl Earth (гугл ёрс) и Wikiloc (Викилок), чтобы облегчить занятие спортом.

Преподаватель: Инновационные технологии – это технологии будущего, что то, нового. Используя их, Вами было выбрано продвижение товара через презентацию.

Преподаватель: Пожалуйста первая подгруппа!.Лиля. (Презентации)

Преподаватель: Пожалуйста, вторая подгруппа. Катя. (Презентации)

Преподаватель: Как мы видим нашему вниманию были продемонстрированы презентации по продвижению товаров. Предлагаю Вам в течение 2-3 минут обсудить и сделать выводы о преимуществах и недостатках предложенного нам товара.

Преподаватель: Время исчерпано и теперь представители подгрупп, пожалуйста, сделайте выводы.…………………………………….…………………

4 Подведение итогов занятия

Преподаватель: Наше с Вами сегодняшнее занятие складывалось из трех частей:

первое: повторение пройденного материала

второе: тестовая работа

третье: творческая работа в виде презентации по продвижению товара

Преподаватель: Мною были оценены все ваши работы. Все студенты группы активно и увлекательно работали над подготовительным этапом и на семинарском занятии в частности. Поэтому оценки за сегодняшнее занятие Вы получаете такие: (Фамилии студентов:……………………………………….)

Преподаватель: Домашняя работа

Подготовиться к контрольной работе по пройденному материалу (конспект).

Преподаватель: Желаю всем Вам успешно сдать зачётно-экзаменационную сессию. Уверена, что сегодняшнее семинарское занятие, приобретенные навыки и умения, полученные Вами знания станут Вам необходимыми при изучении других дисциплин на старших курсах.

Благодарю всех студентов за работу, нашим гостям – за внимание и участие. Всем спасибо, всем желаю успеха!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *