Что такое открытое занятие
Консультация для педагогов «Подготовка и проведение открытых мероприятий»
Оксана Левчук
Консультация для педагогов «Подготовка и проведение открытых мероприятий»
Подготовка и проведение
открытых мероприятий.
Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста- одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки Ии проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного- это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно- образовательного процесса дошкольного учреждения.
На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.
Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений- это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи- использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром- показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла.
Открытое занятие может включать в себя «новинки»:
Представляющие интерес на региональном уровне;
Представляющего интерес для конкретного ДОУ;
Представляющие интерес для гостей занятия, поскольку то, что успешно использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом занятии.
Требования к подготовке и проведению открытого занятия.
К подготовке и проведению открытого занятия с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно- методической подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно- образовательного процесса.
Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относится к содержанию дидактического материала или методикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Являясь формой организации воспитательно- образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Она может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно- методической работы в педагогическом коллективе.
Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.
Проводятся открытые занятия без «репетиции» в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитатель- образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.
Занятие проходит в соответствии с планом методический работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.
Строится занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно- мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.
В ходе открытогозанятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:
Четкая организация, планирование всех частей занятия.
Учет индивидуальных особенностей детей.
Дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе.
Мотивы побуждения к деятельности.
Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких мероприятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобство и для педагога, и для детей, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.
Открытое занятие не должно противоречить программам, по которым работают педагог и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расширять содержание информационно- учебного материала.
Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определенному плану (приложение 1).
Анализ открытого занятия.
Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу- автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия, дает краткое описание работы по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.
При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В качестве примера в приложении 2 представлен такой прогноз для открытого занятия по развитию речи.
Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в том числе открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико- практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.
Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок» Консультация для педагогов Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.
Консультация для педагогов и родителей «Тренировка детских пальчиков — подготовка к освоению письма» Тренировка детских пальчиков поможет не только повысить интеллект ребенка, но и станет отличной подготовкой к освоению письма. • Бильбоке-состоит.
Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий посёлок.
Консультация для педагогов «Подготовка руки к письму» Видео Консультация для педагогов Подготовка руки к письму Доброго времени суток дорогие гости моей странички! Сегодня хочу поделиться своим.
Консультация для воспитателей детского сада «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад» Консультация для воспитателей детского сада.
Консультация «Проведение и подготовка утренника» Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное как для музыкального руководителя, так и для воспитателей. Праздничный утренник.
Подготовка и проведение праздника 8 Марта В первые дни весны становятся актуальными поделки к 8 марта своими руками в детском саду. Мы с нашими малыши тоже активно готовились к.
Подготовка и проведение развлечения без репетиций! по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом» Я уже писала о правилах составления сценария и проведения развлечений с детьми младшего дошкольного возраста. Сегодня хочу рассказать.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики» Задача: обучить правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики педагогов ДОУ. Раздаточный материал: зеркала, салфетки,.
Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Дата публикации: 29.03.2017
Статья просмотрена: 7893 раза
Библиографическое описание:
Мамедова, Д. Н. Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/1991/ (дата обращения: 21.12.2021).
Открытые занятия и воспитательные мероприятия — одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия. Открытое занятие в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом занятии преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие — средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещаемым занятие. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения ученых задач» или «Показать посещающим занятие методику организации учебной деятельности в группах» и т. д. к подготовке и проведению открытых занятий предъявляются ряд требований:
Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
Открытые занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других преподавателей. Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.
Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) инновации. Потому преподаватель, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. Например, методическая цель открытого занятия — «Методика организации изучения теоретических (обобщенных) знаний». Преподаватель выбирает тему, которая содержит теоретический материал.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т. д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков студентов. Студенты должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть. Для посещающих обязательно готовить рабочее место. Места должны располагаться за спиной студентов, чтобы посетители не отвлекли их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом со студентами; студент, сидящий за одной партой с посторонним, вряд и сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение тем.
Недопустима «репетиция» открытого занятия с одним и тем же составом. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят студентов к занятию, «проигрывают» его т. д., называя все это подготовкой открытого занятия. Отметим, что здесь речь идет не о занятиях, к которым студенты должны подготовить доклады, творческие работы и т. п.
Рекомендуется сообщить студентам о проведении открытого занятия (самое меньшее накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.
Порядок подготовки ипроведения открытого занятия.
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей занятия — освоения студентами знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ занятия он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения студентами учебного материала. Анализ занятий посещающими также отличается от оценки при проверках работы преподавателя или при изучении его педагогического опыта.
Выбор методических приемов, методов обучения, ТОО и т. д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, преподаватель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение относится к процессуальной стороне учебного процесса (т. е. к методике), преподаватель должен определить, что из ранее использованного он будет применять.
Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных занятий открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала, и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы занятий, усовершенствованные и отредактированные тиражируются для предоставления посетителям.
В соответствии с законом «Об образовании» Республики Узбекистан и требованиям Высшей учебной школы, ведущие специалисты, преподаватели, а также участники отборочного конкурса по переизбранию вакантной должности по определенной дисциплине обязаны проводить аудиторное открытое занятие.
Основные типы учебных занятий:
Рекомендуемые этапы открытого занятия:
‒ организация начала занятия;
‒ проверка выполнения домашнего занятия;
‒ всесторонняя проверка знаний;
‒ подготовка к усвоению нового учебного материала;
‒ усвоение новых знаний;
‒ закрепление новых знаний;
‒ подведение итогов занятия;
‒ информация о домашнем задании.
Обсуждение и анализ открытого занятия проводится в день его проведения.
Обсуждение проводится вследующем последовательности:
‒ педагог проводивший занятие;
‒ руководитель методической комиссии факультета;
‒ представитель методического совета института;
‒ педагог проводивший занятие;
Оценка сценария урока осуществляется сучетом следующих критериев:
‒ методическая проработка плана и хода занятия;
‒ разнообразие и полнота используемых материалов по теме;
‒ доступность и оригинальность подачи материала;
‒ методы и приемы организации деятельности студентов;
‒ мотивация деятельности студентов;
‒ разнообразие используемых технических и программных средств;
‒ соответствие итогов поставленной цели;
‒ тиражируемость (возможность использования коллегам).
Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения преподавателей кафедры.
Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных студентами под руководством педагога.
Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы кафедры и методических объединений.
Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. За одну неделю до проведения занятия преподаватель или руководитель методической комиссии факультета ставит в известность методический совет института о проведении открытого учебного занятия.
Похожие статьи
Использование инновационных методов в образовании
учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка.
Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного.
открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.
План проведения открытого интегрированного занятия по.
открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.
преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.
открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.
Эффективные формы методической работы с педагогами.
Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.
Семинар как форма организации учебного занятия
По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму.
Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что
Об эффективности обучения при выборе методов и приемов.
учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка специалиста, лекция.
Инновационные методы обучения в преподавании технических.
В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать
В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин.
Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе
Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы
Похожие статьи
Использование инновационных методов в образовании
учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка.
Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного.
открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.
План проведения открытого интегрированного занятия по.
открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.
преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.
открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.
Эффективные формы методической работы с педагогами.
Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.
Семинар как форма организации учебного занятия
По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму.
Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что
Об эффективности обучения при выборе методов и приемов.
учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка специалиста, лекция.
Инновационные методы обучения в преподавании технических.
В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать
В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин.
Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе
Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы