Что такое открытый классный час
Формы внеклассной работы. Классный час
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Различают классный час организационный и тематический. Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведения и т.д. на организационном часе подводятся итоги выполнения детьми поручений.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
Классный час имеет различные функции:
При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:
Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
Тема классных часов
I класс
II класс
III класс
IV класс
Приложение Декларация прав ребёнка
(классный час)
Цели: ознакомить с декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход классного часа.
1. Вступительная часть.
Рассказывает учитель.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
— А есть ли какие –нибудь права у детей? (Ответы уч-ся)
Они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
— Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. Для детей эти права изображены на знаках –разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Ребята будут говорить о каком-то праве, а вы –отвечать:
«Запрещается или разрешается».
Знак №1.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Знак №2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение –
Это разрешается.
Знак №3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают-
Это запрещается.
Знак №4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается.
Бить, наказывать – всегда
запрещается!
Знак №5
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Знак №6
Этот чёрный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Знак №7.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Знак №8.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
Знак №9.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
3. Что такое плохие и хорошие поступки.
— Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием –назвали все права, о которых я говорила. На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
-Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?
(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).
— А каким представляете себе доброго человека?
(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).
(маска доброго человека)
— А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
-Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
-Как бы вы поступили в данных ситуациях? (ответы детей)
— Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
-умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
-умейте признавать, что были не правы;
-помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
-говорите всегда только правду;
-радуйтесь успеху товарища;
-дал слово – держи его, дал обещание –выполни!
— Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
— Какие выводы вы для себя сделали?
— Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
— Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
Открытый классный час
Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час»
Сценарий часа общения с элементами тренинга
Цель часа общения «Познай самого себя»:
развитие способности познания себя, эффективного взаимодействия с окружающими, осознание и выдвижение личностно-значимых проблем.
— расширить представление детей о себе путём самопознания, самоопределения (знакомство с собственным «Я»);
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— вызвать интерес к себе, побуждать детей к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, мультфильм «Кто такие подростки», раздаточный материал: фломастеры трёх цветов (красный, зелёный и черный); листы бумаги с изображением смайликов; чистые листы бумаги, где будет фиксироваться самооценка и перечень качеств личности (в будущем «Мой портрет»); небольшие зеркала по количеству обучающихся; тетрадь для проведения классных часов.
Вступительное слово классного руководителя.
Что из нас настоящее?
Я?
Объект чьих-то глаз,
Предмет чьих-то чувств и фраз,
Чей-то неистовый пересказ,
Звук, доносящийся лишь до вас.
Что есть кроме существующего
Настоящего в нас?
— Добрый день, ребята! Нашу сегодняшнюю встречу я начала со стихотворения ученицы 8 класса. Каждый из нас – это личность со своими качествами, взглядами, интересами. И в каждое мгновение с разными людьми мы раскрываемся по-разному. Так, какие же мы настоящие, что для нас главное, самое ценное, какие качества характера в нас преобладают, как мы утверждаемся в обществе? Итак, час нашей встречи – это попытка заглянуть в многообразный мир своего «я», познать…
— Продолжите тему нашего занятия.
— Познать самого себя (слайд 1)
Классный руководитель обращается к ребятам с просьбой отметить своё настроение на бумаге с изображением смайликов, разукрасив его фломастером одного цвета (красный, зелёный и черный) (Приложение 1).
Давайте договоримся об одном законе сегодняшней встречи. Это закон открытой ладони. Если кто-то поднимает свою ладонь самовыражения, это значит, что остальные его слушают. Поднимите свои ладони в знак того, что вы меня поняли.
— Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:
Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).
Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.
Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.
Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.
Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;
Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;
Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.
— Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.
— Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?
Узнали о своем отношении к себе, отношение окружающих, к жизни.
Просмотр мультфильма «Кто такие подростки»
— Вы повзрослели, а значит, должны ответить на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?» (слайд 2)
— Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».
— А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Окружающие не могут правильно оценить
— Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.
— Что лучше: переоценить себя или недооценить?
— Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (записаны на доске):
3. Сообщение задач занятия
— Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ.
4. Работа в группах
— Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос: «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).
— Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всему классу? (зачитываются несколько работ)
5. Практическая часть. Разрешение проблемных ситуаций
Обычно средний подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности, которое связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем, не многие знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя или своих товарищей.
— А как мы можем узнать о себе – хороший я или плохой?
Ответы обучающихся: расскажут одноклассники, друзья, родители и т.д.
Классный руководитель: Хорошо, выясним насколько это так (выполняется упражнение «Узнавание»). Прошу одного из обучающихся выйти из класса (по считалке, желанию или жребию), в это время оставшиеся выбирают другого обучающегося как объект загадки. Затем приглашается «водящий», и каждый из сидящих в классе характеризует загаданного несколькими словами. Водящий должен назвать этого загаданного ученика по его характеристике.
— Как вы видите, не так-то просто охарактеризовать человека, даже если вы знаете его не один год. Как трудно ответить на вопрос: «Какой он?» Ещё труднее ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают)
— Зачем вообще нужна правильная самооценка? Что она даст?
Примерные ответы детей:
Узнать призвание, выбрать профессию.
Избежать ошибок и разочарований.
Правильно вести себя с окружающими.
Не браться за невыполнимые дела.
Правильно определить цель в жизни.
Классный руководитель. Если же человек не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Иными словами, если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя? Таким образом, мы подошли к определению термина «самопознание». (слайд 4)
Самопознание – это процесс познания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
— Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок.
2) Проблемная ситуация «Как себя оценить? «
Классный руководитель. Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
Свои физические возможности, состояние здоровья.
Свои таланты, способности (умственные, творческие).
Свой характер, темперамент, волю.
Свои вкусы, привычки.
5. Свои сильные и слабые стороны. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Да и с чего начать? Для этого сегодня обратимся к науке психологии, которая располагает разнообразными методиками (упражнениями).
3)Тест «Самооценка» (слайд 5)
— Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдём с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. Это оценка своих достоинств и недостатков.
Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке.
Доверьтесь интуиции, выберите ту фигуру, которая вас привлекла. Запишите ее название под № 1. Теперь расположите оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру ни поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым представляет для вас наибольшие трудности.
Обучающиеся выполняют задания учителя.
Учитель раздает листы с расшифровкой результатов теста «Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности»
потому, что вы – Человек;
потому, что вы можете выбирать;
потому, что вы можете помочь кому-то;
потому, что вы – это Вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.
Классный руководитель. Каждый из обучающихся знает об отношении друг друга к учёбе. Попытаемся подтвердить степень учебной мотивации каждого.
Игра. «Мое место в учебных делах» (ребята в движении). Проводится в форме игры с обучающимися в классной комнате. Прошу сесть каждого по его желанию либо поближе к двери, либо к окну. Если нет места, то можно просто стать в то место класса, где ученику удобно.
5) Упражнение «Знакомство с собой» (слайд 6)
Классный руководитель. Перед вами чистый лист бумаги. Запишите по мере возможности продолжения фраз со слайда.
Затем ребята по очереди высказываются, кто-то может пропустить свой ход.
Больше всего в себе мне нравится…
Мой любимый школьный предмет…
Я люблю читать книги о…
Я люблю смотреть фильмы о…
Мне нравится музыка…
Моё любимое развлечение…
Я чувствую себя счастливым (ой), когда…
Классный руководитель. Ну, а как вы думаете, продолжая фразы, вы полно и объективно оценили себя? (Ответы обучающихся, при необходимости убеждаю примером, что неполно).
Классный руководитель. Кроме этого, есть много других физических характеристик. Какие? (ответы: вес, рост, как быстро бегаете, каковы силовые качества, длина прыжка и др.)
— Напишите своё имя крупными буквами и от каждой буквы слово, которое начинается с этой буквы и характеризует вас. Пример на имени: АНТОНИНА (Активная, Настойчивая, Талантливая, Особенная, Ненаглядная, Интеллектуальная, Настырная, Адеватная) Какие качества человека зашифрованы в его имени: внешние или внутренние? (ответы)
-Нравится ли вам ваше имя? Что оно означает? (выслушиваются ответ) 9)Упражнение «Я в различных жизненных ролях»
— Напишите, кем вы являетесь для окружающих, какие роли вы исполняете? Представьте, используя всю совокупность своих социальных ролей.
Классный руководитель. Вы убедились, как широк спектр характеристики человека. Физические данные можно измерить, внешние – увидеть в зеркало, а внутренние качества личности?
Подведение итогов занятия (слайд 10) Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Составить объективную характеристику удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни. Знакомлю с рекомендациями по самооценке и самонаблюдению : (слайд 11)
Судите о себе по делам. Успех – показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют ваши слабости и недостатки.
Сравнивайте себя с другими. С теми, кто лучше.
Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Сравнивайте своё мнение о себе с мнением, о вас со стороны. Во сне касаться звёзд и облаков. (слайд 12) И верить в то, что это не напрасно. И знать, что в жизни все не так легко. Надеяться на Чудо, верить в сказку. Любить друг друга и тепло дарить. И жить по-настоящему, без маски. Смеяться, плакать и судьбу творить. 7. Рефлексия (слайд 13) Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний час общения? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других? (Ответы обучающихся). Прошу вновь обучающихся разукрасить каждому одного смайлика цветным фломастером и в конце занятия. Вывешиваю их отдельно (тех, что в начале часа общения, и тех смайликов, которые разукрашены в конце занятия). Обращаю внимание ребят. Прошу проанализировать. Если наше занятие вам понравилось, поднимите ладонь самовыражения. (слайд 14)
Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа
Разработка классных часов для 9, 10, 11 класса
Сценарии классных часов для школьников
Сценарии классных часов для старшеклассников
Классные часы для студентов колледжа, техникума, СПО
Беседа по семейному воспитанию для учащихся 9 класса
Бранью достигается лишь одна треть,
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
1. Особенности современной молодой семьи.
Классный час по профориентации для старшеклассников
Сегодня для молодого человека очень важно понимание того, что он правильно выбрал профессию и сможет в ней реализоваться как личность и как профессионал. Такой важности труда и профессии в жизни человека за последние десять лет не отмечалось.
Беседа на нравственную тему для учащихся 9 класса
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Для меня не важно, на чьей стороне сила: важно то, на чьей стороне право.
Беседа по правовому воспитанию для учащихся 9 класса «Права гражданина России: до и после совершеннолетия»
Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы.
Народ без законов подобен человеку без принципов.
Беседа по правовому воспитанию для учащихся 9 класса
Cт. 2. Конституция РФ
Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа.
Беседа для учащихся 9 класса на тему «Человек среди людей. Секреты общения»
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Человек среди людей
Беседа для учащихся 9 класса на тему «Искусство управлять собой»
1. Учитесь управлять собой.
• Умеете ли вы управлять собой, своим поведением? Вопрос сложный. Давайте попытаемся разобраться с такой чертой характера, как воля.
Конспект классного часа для старшеклассников на тему «Солдат войны не выбирает»
На доске название классного часа. Установлен стенд с фотографиями воинов-земляков, погибших в Афганистане.
Звучит песня А. Розенбаума «В черном тюльпане».
Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Цель: воспитание гражданской ответственности у учащихся.
Ход классного часа
I. Вступительная часть.
Учитель. Что же такое российское гражданство? Говоря языком Закона Российской Федерации «О гражданстве», это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Классный час для учащихся старших классов «Бессмертен тот, отечество кто спас. »
Цель: ознакомление с биографией великих полководцев России; воспитание чувства уважения к героическому наследию России.
Оформление: портреты М. И. Кутузова, А. В. Суворова.
Есть люди, вечные гореньем,
Разработка классного часа – практикума для старших классов «Семья есть благо»
Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме семьи; дать представление о важности семьи в жизни человека; воспитывать терпимость, уважительное отношение друг к другу.
1. Столы в виде полукруга, за ними сидят учащиеся. На столах букеты из живых и неживых цветов, составленные по теме «Семья, любовь, дружба». Букеты подписаны, названия букетов защищаются в конце классного часа.
Вечер вопросов и ответов для старшеклассников «Красота спасет мир?»
Цели: создать правильное представление о человеческой красоте, о значении духовной красоты; вызвать желание самосовершенствоваться.
В каждом человеке есть задатки красоты, добра и таланта, и надо только суметь их обнаружить, помочь обладателю проявить их, если он сам по каким-либо причинам не в состоянии сделать это.
Диспут для старшеклассников «Культура чувств»
Цель: формирование личностного отношения к вопросам любви, брака семьи.
Задачи: выявление мнения о любви и ревности; формирование нового осмысленного взгляда на сущность межличностных отношений людей (на примерах их жизни и литературно-художественного материала); развитие способности к публичным выступлениям, проявления индивидуальных суждений.
Составитель: С.И. Емельянова
Участники: учащиеся 9-го класса, их мамы, классный руководитель, социальный педагог.
а) организовать встречу детей и их мам и вовлечь их в доверительный разговор;
б) помочь детям и их мамам услышать и понять друг друга
Внеурочное занятия по ОБЖ для учащихся 10-11 класса. Тема: «Экстремальная ситуация аварийного характера в жилище»
Что такое открытый классный час
Что такое классный час?
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.
По мнению Н.Е. Щурковой и Н.С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительская, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т. д.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.
Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
Формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
Во время классного часа важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.