Что такое отмах в гимнастике

Перелёты махом назад – как гимнасты учились летать

Какой самый первый тип перелётов выполнили гимнасты? Конечно же самым первым типом перелётов был перелёт углом или «предножка». Уже в 1938 году все гимнасты владели этим движением.

Данный перелёт в настоящее время имеет не высокую группу «В». Но именно с него и началась полётная гимнастика на перекладине.

Перелёт углом характерен тем, что поворот на 180 выполняется в противотемп, что достаточно непросто по своей структуре. Но минусом предножки является то, что после того, как гимнаст берётся руками за гриф, весь импульс маха обрывается. После него практически невозможно войти в большой оборот и происходит как бы «обрыв» в выполнении комбинации.

До середины 60-х годов гимнасты ничего нового не придумали в плане перелётов через перекладину. Т.е. полётная составляющая комбинаций практически не развивалась. И только в 60-е годы Михаил Воронин исполнил свой вариант перелёта.

У этого элемента поворот выполняется по ходу вращения, что проще чем в предножке. Но зато развивается большой импульс маха. Перелёт позволяет значительно повысить вылет над уровнем грифа турника и при должном умении, не растерять импульс маха и направить его на выполнение следующего элемента.

Следующим этапом эволюции перелётов махом назад стал перелёт Владимира Маркелова в середине 70-х годов.

Этот перелёт сочетает в себе преимущества предножки и перелёта Воронина. В нём используется высокий вылет после мощного хлёста. Ранний поворот на 180 в противотемп и последующий лёт через гриф с большой амплитудой.

И что интересно. Гимнасты, конечно же стали разучивать перелёт Маркелова, как самую сложную модификацию перелётов махом назад. И у разных гимнастов техника его выполнения тоже была различна. Кто-то выполнял поворот буквально как в предножке в самом начале элемента, а кто-то «размазывал» поворот по всему перелёту, как это выполняется в перелёте Воронина, т.е. поворот выполняется по ходу вращения.

И вот в начале 80-х годов Коджи Ямаваки продемонстрировал высшую форму перелёта махом назад – прямым телом. Перелёт Ямаваки можно назвать как «Воронин прогнувшись», так и «Маркелов прогнувшись». Разные гимнасты по разному выполняют поворот.

Можно выполнить поворот как Маркелове, т.е. сначала поворот в противотемп, а потом лёт через гриф.

Можно выполнить поворот как в Воронине, т.е. выполнить по ходу вращения.

Можно вообще выполнить совсем поздний поворот, что конечно же не практично.

Не только мужчины на перекладине изучали перелёты, но и гимнастки на разновысоких брусьях. Причём в плане выполнения перелёта углом и перелёта Воронина гимнастки по времени практически не отставали от мужчин. Вот предножка:

Вот перелёт Воронина:

Исполнялся и перелёт Маркелова, но и отмахам из упора от нижней жерди.

Но что интересно, полноценный Маркелов из виса был выполнен очень поздно – только в конце 90-х в исполнении Светланы Хоркиной (0:17).

Дальнейшего развития перелётов махом назад в женской гимнастике не было. Перелёт Ямаваки так и не был никем исполнен.

А вот в мужской гимнастике перелёт Ямаваки обзавёлся парой усложнений. И казалось бы, логичнее идти от простого к сложному. Т.е. сначала добавить поворот на 180, а уж потом на большее число градусов. Но вышло с точностью до наоборот. В конце 80-х или начале 90-х был сначала исполнен Ямаваки с поворотом на 360, т.е. лёт с полноценным поворотом на 540 градусов, который носит имя «Вальстром».

И только в 2011 году сразу двумя гимнастами Сергио Мунозом и Энрико Поззо был исполнен Ямаваки с поворотом на 180 в смешанный хват. Этот перелёт безусловно проще, т.к. поворот состоит из двух отдельных по 180 градусов. Перелёт стал достаточно популярным в будущем.

Каково дальнейшие развитие перелётов Ямаваки? Очевидно, что развитие может пойти по двум направлениям. Первый путь – добавлять поворот на большее число градусов. Второй путь – революционный. Выполнить перелёт «пятого поколения», т.е. добавить контр-сальто назад с поворотом на 180 в вис. Такой элемент, судя по всему, появится ещё очень нескоро.

Пока данный элемент без поворота выполнен только в соскок и то неофициально:

И даже с поворотом на 360 градусов:

У женщин на разновысоких брусьях есть более простые аналоги данных соскоков. Это родственные элементы срывом из оборота назад из упора. Самой сложной их модификацией является срыв – сальто назад с поворотом на 360:

Также хочется отметить крайне редкий и сложнейший перелёт Команечи на 0:21:

По сути, это перелёт Маркелова из упора после оборота назад. Потрясающая идея и реализация.

Источник

Словарь гимнастики

Словарь гимнастики

ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ

Общие понятия

ЭЛЕМЕНТ — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.

— совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов, при этом выполнение элемента в соединении качественно отличается от его изолированного выполнения.

КОМБИНАЦИЯ — совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как правило, соскок) элементами.

Характеристики движений

ОДНОИМЕННЫЕ — движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности — правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом — это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.

РАЗНОИМЕННЫЕ — движения, противоположные: по направлению стороне конечности — правой влево или левой вправо; с разно именным поворотом — это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.

— движения, выполняющиеся сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ — движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.

ОДНОВРЕМЕННЫЕ — движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметричными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асимметричными.

Предлоги

на —- указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;

— указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;

с — ставится между элементами, выполняемыми одновременно.

СОЮЗ «и» — ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.

Группы элементов

УПОРЫ ПРОСТЫЕ — выполняются опорой только руками.

— выполняются: с дополнительной опорой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела — руками (рукой), согнутыми ногами, носками.

ВИСЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.

— выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.

ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ — выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.

Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.

Основные

БЕГ* — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага — см. Шаг: мягкий — с безопорной фазой и более эластично; перекатный — с безопорной фазой и более эластично; пружинный — состоит из ряда подскоков с поочередными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, носки оттянуты; острый — выполняется менее резко, свободная нога выносится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий — маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.

ВИС* — положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.

* «Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе

— целостное движение с последовательным выведением вперед и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (рука)

ВХОД — из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.

ВЫКРУТ — переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, выполняемый вращением в плечевых суставах.

ВЫХОД — из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.

— положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.

ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ — выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружину; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение выполняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа. КАЧ — колебательное движение гимнаста вместе со снарядом. КРУГ — а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) движение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над снарядом или полом.

КУВЫРОК — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.

МАХ — движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание — несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных на-правлениях; взмах — быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в и. п.; отмах — махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах — движение ногой или ногами над полом или снарядом.

— максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).

МОCT* — выполняется опорой двумя руками и двумя ногами. НАКЛОН — отведение туловища или головы относительно вертикального положения; разновидности: пружинящий — выполняется несколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь — выполняется с касанием пола руками (рукой). ОБОРОТ — круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приведенными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.

ОПУСКАНИЕ — спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).

ПЕРЕКАТ — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову; согласно определению Я. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).

— вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различают П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темповой П. или просто Л. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах 77. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.

— перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.

ПЕРЕСКОК — а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.

ПЕРЕХОД — перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).

ПОВОРОТ — движение тела вокруг своей продольной оси; Л. туловища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота — поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется П. плечом вперед или назад.

ПОДСКОК — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении.

— переход в упор из виса или более низкого упора.

ПРИСЕД — положение на согнутых ногах опорой на носках; полу-присед — положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю стопу; упор присев — сочетание П. с опорой или касанием пола руками.

ПРЫЖОК — свободный полет после толчка ногами или одной ногой.

РАВНОВЕСИЕ — стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.

РОНДАТ — переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.

— безопорное вращательное движение тела после отталкивания или отпускания рук

СЕД — положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя — смешанный упор, сочетающий положение сидя и существенную опору руками.

СКРЕЩЕНИЕ — два одновременных встречных перемаха; разновидности: прямое С. — выполняется в продолжение одноименного перемаха; обратное С. — выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).

СОСКОК — спрыгивание со снаряда.

СПАД — переход из упора в вис или более низкий упор.

— а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры.

УПОР — положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.

УПОР — вертикальное положение тела с опорой прямыми, направленными вниз руками

ХВАТ — способ держания за снаряд; перехват — изменение X.

ШАГ — перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на 777. — означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновидности 77. (движения рук здесь не указываются): мягкий — с носка с коротким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в верти-кальной плоскости; перекатный — с носка, при выносе другой ноги впе-ред опорная слегка сгибается и пазгибается, пружинный — как перекатный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый — с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий — с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной — с носка одной ногой и приставлением другой; переменный — сочетание приставного Ш. и обычного; скользящий — скользящим движением выставляемой ноги.

— сед с предельно разведенными ногами; Ш. правой (левой) — указана нога, находящаяся впереди.

Основные положения рук

ВНИЗ (в и. п. не указывается)

Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения

(ДУГАМИ) ВПЕРЕД — см. также правила сокращений

(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО

(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ

а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продолжающееся до указанного далее конечного положения;

б) на снаряде — движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из нижней точки.

а) положение ноги (ног) между опорными руками;

ПРОДОЛЬНО — плечевая ось параллельна оси снаряда.

— плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.

°, т. е. вертикальное или ближе к вертикальному;

б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).

ЛЕЖА — положение, при котором гимнаст находится в горизонтальном состоянии или ближе к горизонтальному.

— положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).

— лицом или передней поверхностью туловища к удерживаемому снаряду или опоре.

СЗАДИ — спиной к удерживаемому снаряду или опоре.

БОКОМ — указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.

ПРОГНУВШИСЬ — прямое туловище, слегка отведенные назад плечи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предусмотрено техникой исполнения).

— тело согнуто в тазобедренных суставах почти максимально.

УГЛОМ — прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.

С ЗАХВАТОМ — прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.

— выполняется за счет инерции движения гимнаста.

— выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимнаста.

РАЗГИБОМ — выполняется за счет ускоренного разгибания в тазобедренных суставах.

ПЕРЕВОРОТОМ — выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).

а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди;

НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесом»):

б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).

ДВУМЯ (устар. «вперед») —- характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади..

— ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).

— ноги расставлены в стойке вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.

ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке широко разведены в стороны.

Источник

отмах

Смотреть что такое «отмах» в других словарях:

отмах — сущ., кол во синонимов: 1 • движение (93) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Отмах — м. разг. 1. процесс действия по гл. отмахивать I 1. 2. Результат такого действия; движение назад, в сторону и т.п. при взмахивании чем либо; отмахивание 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

отмах — отмах, отмахи, отмаха, отмахов, отмаху, отмахам, отмах, отмахи, отмахом, отмахами, отмахе, отмахах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

На [весь] отмах — Яросл. На спину, навзничь (упасть). ЯОС 6, 78 … Большой словарь русских поговорок

отмахать — отмах ать 2, аю, ает (преодолеть большое расстояние, быстро сделать много работы) … Русский орфографический словарь

Разновысокие брусья — У этого термина существуют и другие значения, см. Брусья. В Викисловаре есть статья «ра … Википедия

ОТМАХИВАТЬ — ОТМАХИВАТЬ, отмахать (буд. вр. отмахаю и отмашу), отмахнуть что, маша отгонять, удалять. Отмахивай мух от пирогов. Отмаши пыль, отпахни, спахни. | Кого, привести в чувство маша над ним, навевая прохладу. | Я его отмахнул на сажень от себя,… … Толковый словарь Даля

Правда? (альбом) — Правда? Студийный альбом Lumen Дата выпуска 2007 … Википедия

Люмен (музыкальная группа) — Lumen Годы 1998 год наши дни Страна … Википедия

Источник

Обучение спортивной гимнастики на начальном этапе обучения (научная статья)

Что такое отмах в гимнастике. Смотреть фото Что такое отмах в гимнастике. Смотреть картинку Что такое отмах в гимнастике. Картинка про Что такое отмах в гимнастике. Фото Что такое отмах в гимнастике

ОБУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Актуальность данной темы заключается в том, что согласно последним данным, состояние здоровья детей младшего школьного возраста оценивается многими специалистами как неудовлетворительное. Это выражается в низких показателях физического развития, физической подготовленности и состоянии устойчивости к заболеваниям детского возраста. По данным научных исследований более трети детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении обычных образовательных предметов. Младший школьный возраст является благоприятным периодом не только для развития большинства основных двигательных качеств, но и в значительной степени для реализации воспитательной составляющей развития целостной личности учащихся. Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания, а именно применение типовых программ по физической культуре на уроке, не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В настоящее время происходит процесс совершенствования программ по физическому воспитанию учащихся, разрабатываются её новые виды, имеющие спортивную, оздоровительную и образовательную направленности.

Протекание процесса физического воспитания ребенка на должном уровне и направление его по пути физического совершенствования возможно при определенных условиях в физическом воспитании. Одним из главных условий является учет возрастных особенностей организма человека.

В настоящее время накоплен значительный фактический материал, доказывающий результативность спортивной гимнастики в развитии физического и психического потенциала детей дошкольного возраста, но она не нашла широкого применения в практике дошкольного физического воспитания. Наряду с этим не определены средства спортивной гимнастики, направленные на реализацию задач дошкольного физического воспитания, а также методические особенности их применения в условиях ДОУ.

Исходя из своего опыта работы я стремилась изучить двигательную подготовку на начальном этапе обучения спортивной гимнастики детей младшего возраста.

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего возраста.

2. Изучить особенности юных гимнастов.

3. Рассмотреть оздоровительную направленность гимнастики в физическом воспитании детей.

4. Изучить общую и базовую психомоторику гимнасток.

5. Рассмотреть использование музыкально-двигательной подготовки юных гимнасток.

Современная социология спорта подчеркивает его всевозрастающую и многостороннюю роль в обществе. Научное понимание этого факта исходит из анализа специфических функций спорта как общественного явления и его разнообразных связей с другими общественными явлениями. Спорт выполняет ряд социально заданных функций. Благодаря направленности к высшим достижениям, творческому характеру и другим своим чертам, спорт является одним из действенных факторов разностороннего развития человека, совершенствования физических и психологических способностей, формирования полезных в жизни навыков и умений. Достигаемый в процессе и в результате спортивной деятельности высокий уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно богатый фонд полезных навыков и умений, определяют в той или иной мере степень общей подготовленности спортсмена к жизни. Отсюда понятно существенное прикладное значение спорта как способа подготовки человека к жизненной практике.

В спортивной тренировке общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Целью спортивной тренировки является не только достижения высоких спортивных результатов, но и развитие духовных и физических способностей, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества.

В спортивной тренировке должны ставится и решаться в единстве общие задачи, определяемые направленностью всей социальной системы воспитания, и специфические задачи, вытекающие непосредственно из требований спортивной деятельности.

Исходя из общих направлений воспитания и подготовки спортсмена в процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:
1. Задачи нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания и специальные задачи психологической подготовки спортсмена.
2. Задачи в области физической подготовке спортсмена. Эта задача воспитания физических способностей, необходимых в избранном виде спорта (силовых, скоростных, выносливости и др.) задачи широкой общей физической подготовки и обеспечения гармонического физического развития и укрепления здоровья.
3. Задачи в области технической подготовки спортсмена. К ним относятся задачи по обучению спортивной технике и тактике, формированию и совершенствованию умений и навыков, содействующих достижению мастерства, задачи воспитания тактического мышления спортсмена и других его качеств, от которых непосредственно зависит спортивно-техническое и тактическое совершенствование.

Вовлечение детей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора.

Технология ориентация и отбора едины, различия только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе человека для конкретного вида спорта. В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тренировке можно выделить три основные ступени. На первой из них – предварительной – выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных данных и психических особенностей.

Отбор на второй – промежуточной ступени решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней тренировки. Третья – заключительная ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.

Спортивный отбор и ориентация – не одномоментное событие на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически являются непрерывным процессом, охватывающим всю многолетнюю подготовку спортсмена. Задачи отбора на различных этапах многообразны. Если на первом этапе важно установить целесообразность занятий избранным видом спорта для этого или иного подростка, то на последующих этапах круг задач значительно расширяется.

На этих этапах возникают задачи выявления целесообразности серьезной тренировки к высшим достижениям, ориентации спортсмена для специализации в конкретном виде спорта отбора в сборные команды. В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей. При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризует двигательные способности в значительной мере обусловленные природными задатками.

В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно определить по качеству выполнения гимнастических упражнений при их разучивании. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнений, умения быстро менять темп движения в соответствии с командой. Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья.

Отсутствие нарушений нормальной деятельности организма – одной из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому перед зачисление ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время которого особое внимание выявлению заболеваний являющихся противопоказанием к занятиям спортом, например болезни сердца, диабета, бронхиальной астмы и др.

Задачи начальной подготовки

Наиболее благоприятным периодом приобщения детей к систематическим занятиям спортивной гимнастики с анотомо-физиологической и психолого-педагогической позиций является возраст 6-8 лет. С одной стороны, этому благоприятствует уровень интеллектуального развития, обеспечивающий осознанное отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу и сопутствующую активность при овладении учебным материалом.

С другой стороны, эластичность мышечно-связочного аппарата, состояние психо-физиологической и моторной сфер облегчают корректировку развития физических и интеллектуальных способностей в соответствии с прогнозируемой направленностью. В связи с тем, что дети 6, 7 и 8 лет отличаются друг от друга по ряду морфофункциональных и психологических характеристик, при формировании групп начальной подготовки рекомендуется объединять детей данных возрастов в отдельные группы. Учитывая незрелость опорно-двигательного аппарата и нервно-регуляторных механизмов детей, ведущее значение в технологии подготовки юных гимнасток имеет щадящий режим нагрузок.

Поскольку возраст 6-7 лет является сенситивным для формирования личности ребенка, важно уже на этапе начальной подготовки проводить планомерную работу по формированию спортивного характера.

В качестве основных задач этапа начальной подготовки можно выделить следующие:
* Укрепления здоровья и закаливание организма;
* Формирование правильной осанки;
* Развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты, координации);
* Овладение прикладными двигательными навыками;
* Обучение основам техники акробатических движений;
* Обучения элементам хореографии, гимнастики, спортивной акробатики;
* Развитие волевых качеств, воспитание организованности и целеустремленности юных спортсменов.

Высочайшие требования к технике и мастерству спортсменов, предъявляемые гимнастам высших достижений, не позволяют ограничиваться на этапе начальной подготовки лишь общими задачами. Уже на первой ступени многолетнего тренировочного процесса должны формироваться стиль характерный для гимнастики (оттянутые носки, выпрямленные колени, натянутые кисти, правильная осанка и т. д.), музыкальность, чувство ритма, двигательная культура, умение выполнять упражнения красиво и выразительно.

В качестве средств выступают хореография, всевозможные музыкальные и ритмические игры и эстафеты, общеразвивающие упражнения специального назначения. Кроме того, уже на этом этапе следует использовать доступные средства для совершенствования функций вестибулярного аппарата, формирование навыков синхронного взаимодействия с партнерами (общеразвивающие упражнения в парах, тройках и др.).

При обучении основными являются методы показа и рассказа (показ должен сопровождаться рассказам с акцентом внимания на действиях, обеспечивающих выполнение упражнения), так как учащиеся этого возраста склонны к подражанию. Объяснение должно быть лаконичным, простым и понятным – сводится к названию конкретных действий и указанию о том, как их выполнять. Следует использовать различные понятные детям образные сравнения.

Упражнения должны быть непродолжительными и чередоваться с короткими паузами для отдыха. Большинство упражнений должно проводиться в виде игр или игровых заданий. Тренировочные занятия, как правило, должны проводиться 3 раза в неделю, продолжительность каждого из них не должна превышать двух академических часов.

Физическая подготовка как одно из средств тренировки

Общая физическая подготовка

Физическая подготовка представляет собой процесс воспитания (развития) физических качеств, необходимых для успешного овладения упражнениям. В целях лучшей организации занимающихся, воспитания дисциплины, формирования правильной осанки, подготовки к овладению более сложными двигательными действиями на каждом тренировочном занятии с группами начальной подготовки тренеру рекомендуется использовать строевые и общеразвивающие упражнения.

Желательно выполнять разминку под музыкальное сопровождение: строевые упражнения, понятие о командах, строй, шеренга, колонна, дистанция, интервал, построения (в шеренгу, колонну, круг), строевые приемы, передвижения, размыкания и смыкания, прикладные упражнения, разновидности ходьбы и бега, бег в чередовании с ходьбой, танцевальные шаги; прыжки в длину с места; метания малого мяча с места.

Общеразвивающие упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног выполняются без предметов и с предметами (гантели, набивные мячи, резиновые амортизаторы, гимнастические палки, скакалки). Упражнения без предметов: движения руками и ногами в разных плоскостях; приседания и полуприседания на одной и обеих ногах, выпады; разнообразные наклоны и повороты туловища; упоры лежа и стоя; выполнение комплексов общеразвивающих упражнений.

Упражнения на гимнастической скамейке (низком бревне): ходьба, перешагивание, прыжки со скамейки и через скамейку вправо, влево, ноги врозь, ноги вместе; поднимание ног и наклоны туловища, сидя на скамейки. Упражнения на гимнастической стенке: лазание, висы лицом, спиной, углом; стоя бокам или лицом к стенке; наклоны вперед, назад, в стороны, приседания на двух и одной ногах с опорой о стенку; лазание по канату; лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игровые задания, подвижные игры, эстафеты. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

Хореографическая подготовка. На этапе начальной подготовке хореография решает общеобразовательные задачи. Применения музыки воспитывает музыкальный слух, сознательное отношение к восприятию музыки и ее связи с движением, знакомить с произведениями различных композиторов. Занятия хореографией развивают гибкость, координацию движений, укрепляют опорно-двигательный аппарат. На этом этапе дети осваивают элементы «хореографической» школы (постановка корпуса, изучение позиций ног и рук), знакомятся с элементами музыкальной грамоты (характер музыкального произведения, такт, затакт, счет, темп, ритм; маршевая и танцевальная музыка). Изучаются элементы классического танца: у опоры (элементы классического экзерсиса у опоры: demi-plies, battements tendus c первой позиции, releve и т. д.) и на середине класса в неусложненных вариантах (разновидности ходьбы и бега; равновесия на двух ногах и на полупальцах; волны, полуволны, пружинные движения руками; простейшие прыжки на одной и двух ногах).

Для развития ловкости юных спортсменов рекомендуется использовать перекаты, кувырки, падения, перевороты и другие акробатические упражнения, выполняемые индивидуально, вдвоем и т. д.

Для обеспечения роста спортивного мастерства занимающихся и совершенствования их ловкости все изучаемые упражнения следует повторять в изменяющихся (усложняющихся) условиях, например, на матах, на ковре, на полу; в разном темпе; в одиночном или серийном исполнении; в соревнованиях или игре.

Упражнения на гибкость, в особенности шпагаты и мосты, имеют большое значение для увеличения амплитуды и красоты движений, пластики и эластичности, а также способствуют развитию ловкости занимающихся. Кроме того, эластичные мышцы меньше подвержены травмам, имеющим место в спортивной практике. Для развития гибкости применяются пружинящие движения (наклоны, покачивания), выполняемые с постепенным увеличением амплитуды и количества повторений; маховые движения; статические положения; упражнения с партнером или отягощения. Выполнению упражнений на гибкость должны предшествовать разогревающие упражнения.

Для успешного обучения упорам, стойкам, поддержкам, переворотам и т. д., каждый занимающийся должен обладать достаточной силой. Упражнения силовой направленности рекомендуется выполнять в быстром и медленном темпе и чередовать с упражнениями на гибкость, ловкость, быстроту и выносливость.
Техническая подготовка спортсмена

Особенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта. Обучение технике выполнения основных элементов спортивной акробатики: равновесия («ласточка», боковое и т. д.) и повороты в равновесии; полушпагаты и шпагаты на обе ноги; мосты из положения лежа и стоя, вставания с моста; перекаты в группировке и прогнувшись; стойки на лопатках с различным положением ног, на предплечьях, стойки на руках и голове в облегченных условиях, перекаты и кувырки вперед и назад.

Чтобы дети не потеряли интерес к постоянно повторяемым однотипным упражнениям, следует постепенно и постоянно видоизменять изучаемые упражнения, соединять их различные комбинации из нескольких элементов, выполнять синхронно и асинхронно, чередовать с элементами хореографии. Наиболее рациональной формой организации занятий, позволяющей увеличить количество выполняемых упражнений является фронтальный способ: вся группа, находясь в разомкнутом строю, одновременно выполняет равновесия, упоры, стойки, перекаты, группировки и другие несложные упражнения. Более сложные упражнения следует разучивать и повторять посменно: дети выстраиваются в две шеренги (по обе стороны матов, уложенных дорожкой) и по команде тренера одни выполняют упражнения, другие наблюдают и подмечают ошибки.

Такая форма обучения не только активизирует детей, но и повышает их знания о технике движений, страховке, помощи, ошибках. Очень важный момент – научить детей приземляться в самые различные положения, не ушибаясь и не травмируясь при этом. Для скорейшего совершенствования изученных упражнений и перехода к обучению новым рекомендуется давать юным гимнастам домашнее задание. Упражнения должны быть несложными и хорошо известными.

Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентация и отбора едины, различия только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе человека для конкретного вида спорта.

В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тренировке можно выделить три основные ступени. На первой из них – предварительной – выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных данных и психических особенностей. Отбор на второй – промежуточной ступени решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней тренировки. Третья – заключительная ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.

Спортивный отбор и ориентация – не одномоментное событие на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически являются непрерывным процессом, охватывающим всю многолетнюю подготовку спортсмена. Задачи отбора на различных этапах многообразны. Если на первом этапе важно установить целесообразность занятий избранным видом спорта для этого или иного подростка, то на последующих этапах круг задач значительно расширяется.

На этих этапах возникают задачи выявления целесообразности серьезной тренировки к высшим достижениям, ориентации спортсмена для специализации в конкретном виде спорта отбора в сборные команды. В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей.

При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризует двигательные способности в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно определить по качеству выполнения гимнастических упражнений при их разучивании. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнений, умения быстро менять темп движения в соответствии с командой.

Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений нормальной деятельности организма – одной из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время которого особое внимание выявлению заболеваний являющихся противопоказанием к занятиям спортом, например болезни сердца, диабета, бронхиальной астмы и др.

Необходимо также проверить наличие заболеваний и травм, которые могут стать тормозов в спортивном совершенствовании спортсмена. Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Высочайшие требования к технике и мастерству спортсменов, предъявляемые акробатикой высших достижений, не позволяют ограничиваться на этапе начальной подготовки лишь общими задачами. Уже на первой ступени многолетнего тренировочного процесса должны формироваться стиль характерный для акробатики (оттянутые носки, выпрямленные колени, натянутые кисти, правильная осанка и т. д.), музыкальность, чувство ритма, двигательная культура, умение выполнять упражнения красиво и выразительно.

В качестве средств выступают хореография, всевозможные музыкальные и ритмические игры и эстафеты, общеразвивающие упражнения специального назначения. Кроме того, уже на этом этапе следует использовать доступные средства для совершенствования функций вестибулярного аппарата, формирование навыков синхронного взаимодействия с партнерами (упражнения на батуте, трамплине, общеразвивающие упражнения в парах, тройках и др.). При обучении основными являются методы показа и рассказа (показ должен сопровождаться рассказам с акцентом внимания на действиях, обеспечивающих выполнение упражнения), так как учащиеся этого возраста склонны к подражанию.

Объяснение должно быть лаконичным, простым и понятным – сводится к названию конкретных действий и указанию о том, как их выполнять. Следует использовать различные понятные детям образные сравнения. Упражнения должны быть непродолжительными и чередоваться с короткими паузами для отдыха. Большинство упражнений должно проводиться в виде игр или игровых заданий. Годовой объем работы на этапе отбора и начальной подготовки составляет 208 часов для групп 1 года обучения и 312 часов для групп начальной подготовки свыше 1 года обучения. Тренировочные занятия, как правило, должны проводиться 3 раза в неделю, продолжительность каждого из них не должна превышать двух академических часов.

Элементы в спортивной гимнастике

Висы углом

Разновидность висов, применяемая при ограничении свободы движения для ног гимнастки. Наиболее «техничен» вис углом с ногами, опущенными вплотную к препятствию. Подъем ног в этот момент движения обычно приводит в дальнейшем к форсажу разгибания; такое движение применимо в отдельных случаях, но требует от гимнастки дополнительных физических возможностей, чаще же затрудняет работу. В этом случае нагрузка на мышцы-сгибатели туловища может быть отчасти достигнута за счет разведения ног.

Отмах в стойку

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *