Что такое относительная и абсолютная адресация когда она применяется привести пример
Использование относительных и абсолютных ссылок
По умолчанию ссылка на ячейку является относительной. Например, если вы ссылаетесь на ячейку A2 из ячейки C2, вы указываете адрес ячейки в том же ряду (2), но отстоящей на два столбца влево (C минус A). Формула с относительной ссылкой изменяется при копировании из одной ячейки в другую. Например, вы можете скопировать формулу =A2+B2 из ячейки C2 в C3, при этом формула в ячейке C3 сдвинется вниз на один ряд и превратится в =A3+B3.
Выделите ячейку со ссылкой на ячейку, которую нужно изменить.
В строка формул щелкните ссылку на ячейку, которую вы хотите изменить.
Для перемещения между сочетаниями используйте клавиши +T.
В следующей таблице огововодятся сведения о том, что происходит при копировании формулы в ячейке A1, содержаной ссылку. В частности, формула копируется на две ячейки вниз и на две ячейки справа, в ячейку C3.
Текущая ссылка (описание):
$A$1 (абсолютный столбец и абсолютная строка)
$A$1 (абсолютная ссылка)
A$1 (относительный столбец и абсолютная строка)
C$1 (смешанная ссылка)
$A1 (абсолютный столбец и относительная строка)
$A3 (смешанная ссылка)
A1 (относительный столбец и относительная строка)
Чем отличается абсолютная, относительная и смешанная адресация
Важность ссылки на ячейки Excel трудно переоценить. Ссылка включает в себя адрес, из которого вы хотите получить информацию. При этом используются два основных вида адресации – абсолютная и относительная. Они могут применяться в разных комбинациях и различными способами, что создает различные виды ссылок.
Если вы будете понимать разницу между абсолютными, относительными и смешанными ссылками, то вы на полпути к освоению мощи и универсальности формул и функций Excel. И вот о чем мы должны поговорить:
Применение абсолютной адресации.
Абсолютная – это адресация, при которой идёт указание на конкретную ячейку, адрес которой не изменяется.
Абсолютная адресация в Excel предназначена для того, чтобы можно было многократно использовать одни и те же значения в таблицах, не вводя из каждый раз. Или сделать какой-то расчет единожды и использовать его результаты многократно. При этом вы можете изменять вашу таблицу, добавляя в нее новые ячейки, строки и столбцы, либо перемещая уже существующие на новое место. Ваши формулы и ссылки не «поломаются».
Абсолютная адресация может быть полезна для самых различных расчетов, чтобы сделать их более эффективными. Вот несколько возможностей, о которых следует помнить:
Абсолютная адресация ячеек нам может быть нужна в том случае, когда мы копируем формулу, одна часть которой состоит из переменной величины (например, стоимость товара), а вторая имеет постоянное значение (скажем, размер скидки). То есть, у нас есть постоянная константа, с которой нужно многократно провести определенную операцию (умножение, деление, вычисление процента и т.д.).
Вводим выражение =B2*$F$2 в С2. Таким образом мы при помощи умножения найдём сумму скидки по первому товару.
Нажмите и, удерживая левую кнопку мыши, перетащите маркер автозаполнения насколько необходимо вниз. В нашем случае это диапазон С2:С8. Отпустите кнопку мыши. Формула будет скопирована в выбранные ячейки с абсолютной ссылкой. И в каждой будет вычислен результат.
Еще один способ применить абсолютную адресацию – дать ячейке имя. Для этого установите курсор на нужную клетку таблицы и в поле «Имя» впишите ее новое название. Далее вы можете использовать его в ваших расчётах. Важным достоинством этого подхода является и то, что теперь разбираться в ваших вычислениях стало намного проще.
Здесь важно помнить, что в имени можно использовать только буквы и цифры. Если очень хочется присвоить имя, состоящее из нескольких слов, поставьте между ними нижнее подчёркивание (_).
Вот как это может выглядеть на самом простом примере. Вместо «скидка» в любой формуле в этом файле будет использоваться содержимое F2.
Альтернативный и не такой удобный способ именования — это использовать меню. Выбираем Вставка, Имя, Присвоить. Появляется окно, в него вводим имя, нажимаем Добавить и ОК.
И, наконец, есть еще третий способ создать абсолютную адресацию ячейки.
Решение заключается в использовании функции ДВССЫЛ(), которая из текстового значения создает ссылку. Если записать такое выражение:
то оно всегда будет указывать на адрес A2 вне зависимости от любых дальнейших действий, вставки или удаления столбцов и т.д.
Небольшая сложность состоит в том, что если целевая ячейка A2 пуста, то ДВССЫЛ возвратит ноль, что не всегда удобно. Однако, это можно легко обойти, используя чуть более сложную конструкцию с проверкой через функцию ЕПУСТО():
Ну а чем же отличается абсолютная адресация от относительной?
Применение относительной адресации.
Относительную адресацию применять очень просто, так как именно она используется в Excel по умолчанию. То есть, когда вы создаете ссылку, она всегда будет относительной. Относительная адресация означает, что при копировании или перемещении ссылки на какое-то количество строк или столбцов соответствующим образом будут изменяться и координаты относительно первоначального расположения.
То есть, новые координаты изменяются относительно текущего расположения ячейки с формулой.
Рассмотрим на примере.
=A1*B1 – данную формулу, записанную в С1, Excel читает следующим образом: содержимое клетки, находящейся на два столбца слева в той же строке, нужно перемножить с содержимым ячейки, находящейся на один столбец слева в той же строке.
Если это выражение скопировать из С1 в С2, то его понимание для Excel остается точно таким же. То есть, он возьмет ячейку, находящуюся на 2 столбца слева от текущих координат (теперь это будет A2), и перемножит ее с той, которая находится на один столбец слева (то есть, B2).
И формула в С2 примет вид =A2*B2
Если скопировать в С3, то она изменится на =A3*B3.
Когда по умолчанию в вашей формуле использована относительная адресация, то при копировании вниз по столбцу у входящих в нее адресов ячеек номер строки будет увеличиваться.
Ежели копировать формулу вправо, то буква столбца будет увеличиваться по алфавиту. А если влево, то буква столбца будет уменьшаться.
Относительная адресация нужна, если для однотипных данных в строке или столбце выполнить одинаковые вычисления. Например, для нескольких товаров количество умножить на цену.
В этом случае мы записываем формулу один раз (как правило, в верхнюю или самую левую позицию), а затем цепляем мышкой маркер автозаполнения и протаскиваем куда необходимо. Всё пространство заполняется автоматически.
Смешанная адресация.
Если нужно, чтобы при перемещениях адрес изменялся не полностью, применяют так называемую смешанную адресацию.
Или в адресе A$5 при копировании вниз и вверх по столбцу номер строки не будет изменяться, а при передвижении вправо и влево имя столбца будет меняться.
Предположим, нам нужно определить цену товара при различных уровнях наценки. Как это сделать максимально быстро? Вот тут нам и пригодится смешанная адресация.
Формула в С3 будет такая:
Это означает, что в первом сомножителе мы всегда адресуемся к столбцу B. Но номера строк могут меняться в зависимости от расположения формулы.
Во втором сомножителе нам всегда нужна строка 2, в которой записаны проценты надбавки. А вот столбец может изменяться.
Единожды записав эту формулу в B3, копируем ее по строке вправо до E5. И тут же, не снимая выделения, тащим мышкой маркер заполнения в E9. В результате формулу мы ввели единожды, а таблица вся заполнена!
Таким образом, грамотное применение адресации может сэкономить массу времени.
Как изменить тип адресации?
В следующих статьях мы подробно разберем, как наиболее правильно и рационально использовать разные типы адресации при создании ссылок и написании формул.
Относительная и абсолютная адресация ячеек
При копировании или перемещении формулы в другое место таблицы необходимо организовать управление формированием адресов исходных данных. Очевидно, что в зависимости от внутренней логики выражений в определенных случаях адреса должны оставаться неизменными, а других ситуациях для пользователя будет удобным и предпочтительным, чтобы их пересчитали с учётом относительного изменения местоположения. По этим причинам в электронных таблицах при написании формул наряду с понятием ссылки используется понятия относительной и абсолютной ссылок.
Определение. Ссылками называются адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях.
Наличие ссылки в формуле означает, что результат вычисления этой формулы зависит от числа, находящегося в другой ячейке, указанной в ссылке. Иными словами, ячейка, содержащая формулу, является зависимой, при этом значение, отображаемое в ячейке с формулой, пересчитывается при любом изменении данных в ячейке, на которую указывает ссылка.
Ссылку на ячейку можно задать разными способами. В первом случае адрес ячейки можно ввести вручную. Другой способ состоит в щелчке на нужной ячейке или выборе диапазона, адрес которого требуется ввести (ячейка или диапазон при этом выделяются определенным образом).
Определение. Абсолютная ссылка — это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Для указания абсолютной адресации обычно используется символ $.
Различают два типа абсолютных ссылок: полная и частичная.
Пример: В$5, D$12, F$5 — частичная абсолютная ссылка, не меняется номер строки;
Определение. Относительная ссылка — это изменяющийся при копировании или перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Изменение адреса происходит по правилу относительной ориентации клетки исходной формулой и клеток с операндами.
|
Пример: Правило относительной адресации поясним следующим образом. Пусть ячейка с адресом С2 (рис.9.3) содержит формулу-шаблон сложения двух чисел, находящихся в ячейках A1 и В3, т.е. =A1+В3. Эти ссылки являются относительными и отражают ситуацию взаимного расположения исходных данных в ячейках A1 и В3 и результата вычисления по формуле в ячейке С2. По правилу относительной ориентации ячеек ссылки исходных данных воспринимаются системой не сами по себе, а так, как они расположены относительно ячейки с адресом С2:
§ Ссылка A1 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вверх и на две влево;
§ Ссылка В3 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вниз и одну влево.
При выполнении операций копирования и перемещения формул следует иметь в виду, что формулы могут содержать три вида ссылок:
§ Двумерные ссылки — Относительные (обозначение А1+В3), Абсолютные ($A$1+$B$3), Смешанные ($A1+B$1);
Следует отметить, что:
§ Относительные ссылки используются в формулах в тех случаях, когда вычисления нужно произвести по одной и той же формуле, но с разными данными. В этом случае при копировании формулы происходит пересчет с другими данными, расположенными по направлению копирования относительно исходных данных.
§ Абсолютные ссылки закрепляют какие-то данные (например, постоянный множитель), и при копировании вычисления происходят с одними и теми же закрепленными данными.
§ Смешанные ссылки фиксируют столбец или строку при копировании.
Способы абсолютной адресации в Microsoft Excel
Как известно, в таблицах Excel существует два вида адресации: относительная и абсолютная. В первом случае ссылка изменяется по направлению копирования на относительную величину сдвига, а во втором — является фиксированной и при копировании остается неизменной. Но по умолчанию все адреса в Экселе являются абсолютными. В то же время, довольно часто присутствует необходимость использовать абсолютную (фиксированную) адресацию. Давайте узнаем, какими способами это можно осуществить.
Применение абсолютной адресации
Абсолютная адресация нам может понадобиться, например, в том случае, когда мы копируем формулу, одна часть которой состоит из переменной, отображаемой в ряду чисел, а вторая имеет постоянное значение. То есть, данное число играет роль неизменного коэффициента, с которым нужно провести определенную операцию (умножение, деление и т.д.) всему ряду переменных чисел.
В Excel существует два способа задать фиксированную адресацию: путем формирования абсолютной ссылки и с помощью функции ДВССЫЛ. Давайте рассмотрим каждый из указанных способов подробно.
Способ 1: абсолютная ссылка
Безусловно, самым известным и часто применяемым способом создать абсолютную адресацию является применение абсолютных ссылок. Абсолютные ссылки имеют отличие не только функциональное, но и синтаксическое. Относительный адрес имеет такой синтаксис:
У фиксированного адреса перед значением координат устанавливается знак доллара:
Знак доллара можно ввести вручную. Для этого нужно установить курсор перед первым значением координат адреса (по горизонтали), находящегося в ячейке или в строке формул. Далее, в англоязычной раскладке клавиатуры следует кликнуть по клавише «4» в верхнем регистре (с зажатой клавишей «Shift»). Именно там расположен символ доллара. Затем нужно ту же процедуру проделать и с координатами по вертикали.
Существует и более быстрый способ. Нужно установить курсор в ячейку, в которой находится адрес, и щелкнуть по функциональной клавише F4. После этого знак доллара моментально появится одновременно перед координатами по горизонтали и вертикали данного адреса.
Теперь давайте рассмотрим, как применяется на практике абсолютная адресация путем использования абсолютных ссылок.
Возьмем таблицу, в которой рассчитывается заработная плата работников. Расчет производится путем умножения величины их личного оклада на фиксированный коэффициент, который одинаков для всех сотрудников. Сам коэффициент расположен в отдельной ячейке листа. Перед нами стоит задача рассчитать заработную плату всех работников максимально быстрым способом.
Для копирования формулы применим такой инструмент, как маркер заполнения. Становимся курсором в нижний правый угол ячейки, где она содержится. При этом сам курсор должен преобразоваться в этот самый маркер заполнения в виде крестика. Зажимаем левую кнопку мыши и тянем курсор вниз до конца таблицы.
В Экселе также применяется, так называемая смешанная адресация. В этом случае в адресе элемента фиксируется либо столбец, либо строка. Достигается это таким образом, что знак доллара ставится только перед одним из координат адреса. Вот пример типичной смешанной ссылки:
Этот адрес тоже считается смешанным:
То есть, абсолютная адресация в смешанной ссылке используется только для одного из значений координат из двух.
Посмотрим, как такую смешанную ссылку можно применить на практике на примере все той же таблицы заработной платы сотрудников предприятия.
Выделяем первый элемент столбца «Заработная плата» и в строке формул выполняем вышеуказанную манипуляцию. Получаем формулу следующего вида:
Как видим, фиксированная адресация во втором множителе применяется только по отношению к координатам строки. Для вывода результата в ячейку щелкаем по кнопке Enter.
Способ 2: функция ДВССЫЛ
Вторым способом организовать абсолютную адресацию в таблице Excel является применение оператора ДВССЫЛ. Указанная функция относится к группе встроенных операторов «Ссылки и массивы». Её задачей является формирование ссылки на указанную ячейку с выводом результата в тот элемент листа, в котором находится сам оператор. При этом ссылка прикрепляется к координатам ещё крепче, чем при использовании знака доллара. Поэтому иногда принято называть ссылки с использованием ДВССЫЛ «суперабсолютными». Этот оператор имеет следующий синтаксис:
Функция имеет в наличии два аргумента, первый из которых имеет обязательный статус, а второй – нет.
Аргумент «Ссылка на ячейку» является ссылкой на элемент листа Excel в текстовом виде. То есть, это обычная ссылка, но заключенная в кавычки. Именно это и позволяет обеспечить свойства абсолютной адресации.
Аргумент «a1» — необязательный и используется в редких случаях. Его применение необходимо только тогда, когда пользователь выбирает альтернативный вариант адресации, а не обычное использование координат по типу «A1» (столбцы имеют буквенное обозначение, а строки — цифровое). Альтернативный вариант подразумевает использование стиля «R1C1», в котором столбцы, как и строки, обозначаются цифрами. Переключиться в данный режим работы можно через окно параметров Excel. Тогда, применяя оператор ДВССЫЛ, в качестве аргумента «a1» следует указать значение «ЛОЖЬ». Если вы работает в обычном режиме отображения ссылок, как и большинство других пользователей, то в качестве аргумента «a1» можно указать значение «ИСТИНА». Впрочем, данное значение подразумевается по умолчанию, поэтому намного проще вообще в данном случае аргумент «a1» не указывать.
Взглянем, как будет работать абсолютная адресация, организованная при помощи функции ДВССЫЛ, на примере нашей таблицы заработной платы.
Ставим курсор в поле «Ссылка на ячейку». Просто кликаем по тому элементу листа, в котором находится коэффициент для расчета зарплаты (G3). Адрес тут же появится в поле окна аргументов. Если бы мы имели дело с обычной функцией, то на этом введение адреса можно было бы считать завершенным, но мы используем функцию ДВССЫЛ. Как мы помним, адреса в ней должны иметь вид текста. Поэтому оборачиваем координаты, которые расположись в поле окна, кавычками.
Так как мы работаем в стандартном режиме отображения координат, то поле «A1» оставляем незаполненным. Щелкаем по кнопке «OK».
Абсолютную адресацию в таблицах Excel можно обеспечить двумя способами: использование функции ДВССЫЛ и применение абсолютных ссылок. При этом функция обеспечивает более жесткую привязку к адресу. Частично абсолютную адресацию можно также применять при использовании смешанных ссылок.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12529 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Относительная и абсолютная адресация
6. Относительная и абсолютная адресация
В Excel применяется относительная и абсолютная адресация ячеек.
Относительная адресация – это изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащей исходное данное. Форма написания относительной адресации совпадает с обычной записью.
Абсолютная адресация – это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащей исходное данное.
7. Оформление таблиц
1. Ввод заголовка таблицы. При вводе заголовка таблицы следует выделить ячейки заголовка и воспользоваться кнопкой панели инструментов Объединить и поместить в центре .
2. Выравнивание данных. При вводе текст выравнивается по левому краю, числа – по правому. Чтобы одинаково выровнять данные, надо выделить блок вместе с заголовками и щелкнуть на соответствующую кнопку выравнивания панели инструментов.
3. Расчертить таблицу. Расчертить таблицу проще всего командой меню Формат®Автоформат, предварительно выделив всю таблицу. В списке форматов можно выбрать надлежащее оформление и щелкнуть на ОК.
8. Диаграммы и графики
Процедура построения графиков и диаграмм в Excel отличается как широкими возможностями, так и необычайной легкостью. Любые данные в таблице всегда можно представить в графическом виде. Для этого используется Мастер диаграмм. Мастер диаграмм включается кнопкой панели инструментов .
1. Следует предварительно выделить необходимый фрагмент таблицы, на основе которого строится диаграмма, причем хорошо бы, чтоб левый столбец содержал названия строк, а первая строка – названия столбцов. Тогда мастер сразу включит их в диаграмму, расположив по осям или вставив в легенду. Если требуется выделить данные в разных частях таблицы, выделение выполняют при нажатой клавише Ctrl.
2. Выберите тип диаграммы. Предлагается 15 основных типов, у каждого из которых есть еще подтипы. Для круговой диаграммы берутся значения одного наименования: одной строки или одного столбца (такие значения одного наименования называются категорией).
3. Уточните диапазон данных и где они размещены (в строках или столбцах).
4. Введите общий заголовков диаграммы и подписи осей, если они будут присутствовать в диаграмме.
5. Определите, как разместить диаграмму: на отдельном листе или вместе с таблицей.
Если диаграмма на отдельном листе, перейти к таблице можно, используя панель навигации в нижней части окна Excel .
Готовую диаграмму можно отредактировать. Для этого надо
2. один раз щелкнув по ней (выделенная диаграмма отмечена черными квадратиками по углам).
3. теперь ее можно удалить (Delete), двигать мышью по листу в нужное место листа, уменьшать или растягивать за черные квадратики.
Чтобы поменять оформление, цвета линий, фон, надо по диаграмме щелкнуть дважды. Двойной щелчок по любому элементу диаграммы перенесет вас в соответствующее диалоговое окно, в котором можно поменять какие-то параметры внешнего вида отдельно по каждой группе элементов диаграммы (изменить шрифт, цветовое оформление и т.д.). Внести изменения в содержание диаграммы (ввести недостающие или поправить существующие надписи, задать подписи данных) можно через команду меню Диаграмма®Параметры диаграммы. Диаграмму предварительно выделить, щелкнув на нее.
Добавить данные в уже созданную диаграмму можно через меню Диаграмма®Добавить данные, например, если вы забыли включить столбец наименований. При этом открывается окно Новые данные, в котором следует указать диапазон данных, при этом его удобно выделить мышью в таблице.
9. Работа с базой данных
Термин «База данных» можно применить к любой совокупности связанной информации, объединенной вместе по определенному признаку. Например, базой данных является телефонный справочник, содержащий фамилии, номера телефонов и адреса граждан. Данные располагаются в столбцах, такая база данных занимает прямоугольный блок электронной таблицы. Основным назначением баз данных является быстрый поиск содержащейся в них информации.
При работе с базой данных представляют интерес три основные группы задач:
1. Построение базы данных.
2. Сортировка данных.
3. Поиск и обработка данных.
Построение базы данных
Для организации базы данных следует ввести имена полей в виде текстовых данных в первой строке базы данных, а затем заполнить поля таблицы, при этом рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. Область для размещения данных должна иметь прямоугольную форму, наличие пустых ячеек нежелательно.
2. В каждой колонке следует использовать один и тот же тип данных, т.е. не смешивать в одной колонке числовые и текстовые данные.
3. Не рекомендуется отделять строку с именами полей от первой записи в базе данных пустыми строками.
4. В базе данных не должно быть одинаковых имен полей, желательно, чтобы имя поля состояло из одного слова длиной не более 15 символов.
Процесс упорядочения записей в базе данных называется сортировкой. При сортировке изменяется порядок следования записей в базе данных или в таблице. Вы должны иметь возможность восстановить исходный порядок следования записей. Универсальным средством для этого является введение порядковых номеров записей.
Чтобы выполнить сортировку базы данных по данным одного столбца, следует поместить курсор в любое место этого столбца и щелкнуть на кнопку сортировки по возрастанию или по убыванию панели инструментов. При сортировке по возрастанию текстовые данные упорядочиваются в алфавитном порядке от А до Я. Числовые данные упорядочиваются по возрастанию значений от минимального к максимальному. Даты упорядочиваются от наиболее ранней даты к наиболее поздней.
Записи в базе данных можно упорядочивать по нескольким полям. Например, нам надо упорядочить записи по названиям отделов и для каждого отдела упорядочить их по окладам работников. Для этого следует:
1. Поместить курсор в любое место базы данных.
2. Исполнить команду Данные ®Сортировка.
3. В открывшемся диалоговом окне укажите поле, по которому будет выполняться первичная сортировка, выбрав его из списка, т.е. Отдел, и поле, по которому далее упорядочиваются записи, т.е. Оклад. Укажите порядок сортировки (по возрастанию или по убыванию) и щелкните OK. Таблица будет отсортирована.
С помощью пункта меню Данные®Фильтр вы можете отобрать из базы данных информацию, которая отвечает указанным условиям. Поиск можно выполнять в нескольких режимах: либо в режиме автофильтра, либо в режиме расширенного фильтра.
В режиме автофильтра можно задавать условия отбора записей по значениям одного или нескольких полей.
1. Поместите курсор в область базы данных.
2. Выберите команду Данные®Фильтр®Автофильтр.
3. Поля данных дополнятся черными стрелками-указателями, щелкнув на которые, можно задать условия отбора для этого поля.
Например, если нам надо найти работников проектного отдела, имеющих оклад больше 300, во-первых, в списке Отдел выберем проект, во-вторых, в списке Оклад выберем Условие. и в открывшемся диалоговом окне введем условие отбора:
В результате фильтрации в БД будут выделены строки, удовлетворяющие критериям:
Вернуть базе данных первоначальный вид можно командой Данные®Фильтр® Отобразить все, а заодно и выключить Автофильтр.
В случае использования расширенного фильтра предварительно необходимо в свободной части таблицы сформировать блок условий отбора.
1. В верхней строке блока условий должны располагаться имена полей, значения которых будут использоваться для отбора записей (их лучше всего скопировать из таблицы).
2. В нижележащие строки заносятся условия отбора.
Например, если мы хотим найти сотрудников, родившихся до 1960 года и имеющих оклад меньший или равный 400, надо сформировать следующий блок условий отбора:
Далее исполним команду Данные®Фильтр®Расширенный фильтр. Откроется диалоговое окно, в котором укажем
1. область базы данных (исходный диапазон),
2. область диапазона условий,
3. будут ли записи фильтроваться на месте или скопированы в другое место таблицы. Здесь надо указать левую верхнюю ячейку начала вывода записей.
Возможно формирование более гибких условий отбора:
1. для выделения строк БД, содержащих текстовые данные, включающие некоторый фрагмент, требуется в качестве условия указать этот фрагмент и символ «*». Звездочка заменит собой любое число символов. Для замены одного символа служит «?».
2. для отбора записей, содержащих данные, попадающие в некоторый интервал, условия отбора можно записать в нескольких столбцах. Например, отберем записи, относящиеся к сотрудникам, фамилии которых начинаются с буквы «П», родившимся в период с 1960 по 1969 годы: .
3. если необходимо задать условия, отвечающие операции логического ИЛИ, условия отбора следует записывать в разных строках:
.
После прочтения теоретической части, выполните следующие задания:
1. Создать таблицу, представленную на рисунке: установить ширину столбцов, оформить шапку таблицы, вести названия строк, столбцов, числовые данные таблицы. Таблица должна быть красиво оформлена.
2. Выполнить вычисление суммы по всем столбцам (строка Итого).
3. Вставить в таблицу дополнительные столбцы Сдали и Процент сдавших после столбца Сдавало.
4. Для одной клетки таблицы вычислить значение в столбце Сдали по формуле как разность между Сдавало и Сдали на “2”.
5. Выполнить копирование полученной формулы в другие ячейки столбца таблицы Сдали.
6. Определить для одной клетки таблицы Процент сдавших как отношение Сдали к Сдавало. Результат перевести в проценты.
7. Выполнить копирование полученной формулы в другие ячейки столбца Процент сдавших.
8. Добавить к таблице последний столбец Средний балл, значения которого для одной ячейки выполнить по формуле:
S = (K5*5+K4*4+K3*3+K2*2) / (K5+K4+K3+K2),
где K5, K4, K3, K2 – количество пятерок, четверок, троек и двоек соответственно (использовать адреса ячеек). Выполнить копирование этой формулы для прочих ячеек этого столбца.
Выполнить округление полученных значений до двух знаков после запятой.
9. Выполнить центральное выравнивание числовых данных таблицы.
10. Построить несколько диаграмм.
11. Расчертить таблицу. Выполнить предварительный просмотр.
12. Сохранить таблицу под именем “Моя таблица”.
Дана следующая таблица
1. Добавить столбец Площадь государства (усл.ед.). Вычислить значение для одной ячейки столбца по формуле:
где Su – площадь государства в условных единицах,
S1 – площадь государства в условных единицах до некоторого правителя,
S2 – площадь, добавленная правителем в усл.ед.
Выполнить копирование формулы для остальных ячеек столбца.
2. Добавить столбец Площадь государства (тыс.км.кв.). Вычислить значение для одной ячейки столбца по формуле:
где Su – площадь государства в условных единицах,
K – коэффициент перевода площади, K = 33,69.
Для этого в свободной части таблицы организовать справочник, хранящий значение коэффициента перевода площади.
Выполнить копирование формулы для остальных ячеек столбца. При копировании адрес ячейки с коэффициентом не должен меняться, т.е. необходимо использовать соответствующую адресацию ячеек.
3. Добавить столбец Площадь, добавленная правителем (тыс.км.кв.):
где Sp – площадь, добавленная правителем в тыс. квадратных километрах,
S2 – площадь, добавленная правителем в усл.ед.,
K – коэффициент перевода площади, K = 33,69.
4. Построить диаграмму «Правители – присоединенные земли».
Дана следующая таблица:
1. Введите названия столбцов и строк.
2. Введите данные первого года (1995): Объем продаж, Цена, Расходы.
3. Введите Прогнозные допущения: Рост объема продаж и Рост цен.
4. В ячейку B5 запишите формулу для вычисления дохода:
Доход(1995) = Объем продаж * Цена.
5. В ячейку B7 запишите формулу для вычисления прибыли:
6. Введите формулы в столбец второго года:
Объем продаж(1996) = Объем продаж(1995) * (1+%Роста объема продаж).
При записи адреса ячейки Рост объема продаж использовать абсолютный адрес.
Цена(1996) = Цена(1995) *(1+%Роста цен).
Для ячейки Рост цен также использовать абсолютный адрес.
Для вычисления Доход(1996) содержимое ячейки Доход(1995) копируется.
Пересчет остальных параметров из столбца B в столбец C выполняется аналогичным образом.
7. Столбцы D, E, F заполняются копированием формул, содержащихся в столбце С.
Заполненная таблица должна выглядеть следующим образом:
8. Построенная электронная таблица дает возможность создавать финансовые прогнозы, изменяя прогнозные допущения. Проследите, что произойдет с прибылью, если изменить одно или несколько прогнозных допущений.
Задание №4. «Использование функций»
1. Заполните ведомость для расчета заработной платы. Процент надбавок к окладу определяется из расчета: 5%, если стаж работы меньше 3 лет; 15%, если стаж от 3-х лет и больше. Исходная таблица:
В последнем столбце в ячейках ниже последней фамилии подсчитать среднее значение зарплаты, найти максимальное и минимальное значения.
Заполненная таблица должна выглядеть следующим образом:
2. Создайте с помощью электронной таблицы документ, предназначенный для расчета размеров платы за жилую площадь. Созданная таблица должна выглядеть следующим образом:
Область справочных данных для расчетов:
Вручную в таблицу заносятся:
— размер жилой площади;
— все справочные данные.
Размер квартплаты рассчитывается по следующему правилу: если на одного проживающего приходится не менее положенного минимума жилой площади, то каждый квадратный метр оплачивается по полному тарифу, в противном случае тариф уменьшается на указанный размер скидки (количество процентов). Полученный результат округляется до ближайшего снизу целого (например, 58,7 округляется до 58).
3. Определить фамилии абитуриентов, зачисленных после сдачи вступительных экзаменов. Абитуриент зачисляется в том случае, когда сумма набранных баллов не менее проходного балла или сумма баллов на единицу меньше проходного, но информатика сдана на пять.
В результате исходная таблица преобразуется в следующую таблицу:
Задание №5. «Работа с базой данных»
Создать базу данных подержанных автомобилей по образцу, всего 10-12 записей.
С помощью автофильтра найдите:
1. недорогие автомобили, имеющие пробег меньше заданного;
2. все автомобили “Жигули”, выпущенные после заданного года.
С помощью расширенного фильтра найдите:
1. автомобили, имеющие дату выпуска, попадающую в заданный диапазон;
2. автомобили, имеющие цену меньше заданной или имеющие пробег меньше заданного.
Результаты поиска поместите в отдельной области таблицы.