Что такое относительная налоговая нагрузка
Формула расчёта налоговой нагрузки
Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.
Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!
Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
Какую именно нагрузку будем считать?
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Формула расчёта налоговой нагрузки
Совокупная нагрузка
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.
К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.
ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.
ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.
Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:
С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.
Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.
Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.
Нагрузка по конкретному налогу
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Уровень нагрузки по налогу на прибыль
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
Ее вычисляют по такой формуле:
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
Уровень налоговой нагрузки по НДС
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
НН по НДС = ННДС / Нбрф
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.
Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.
Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать
Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.
Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.
Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.
То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.
Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании
Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.
В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.
Как рассчитать налоговую нагрузку организации
Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.
В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:
выручку нужно брать без НДС и акцизов;
в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;
страховые взносы в расчет не включают.
Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ( можно скачать здесь >>> )
В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.
Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.
Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1
Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.
У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.
Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.
Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.
Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:
Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
Что такое налоговая нагрузка
Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:
1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.
Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:
К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:
Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.
Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:
Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в этом материале.
Как рассчитать налоговую нагрузку
Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:
ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.
В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы уплаченных по данным отчетности налоговых органов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).
Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:
где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;
Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.
Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ получите бесплатно.
где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;
НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).
ННндс = Нндс / НБобщ,
где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;
НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).
Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Доступ к К+ можно получить бесплатно, прямо сейчас.
ННндфл = Нндфл / Дндфл,
где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;
Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;
Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.
где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;
Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Дусн — доход по УСН-декларации.
ННесхн = Несхн / Десхн,
где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;
Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Десхн — доход по ЕСХН-декларации.
ННосно = (Нндс + Нп) / В,
где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;
В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).
К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.
В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.
Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.
Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.
Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.
Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали здесь.
Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».
Итоги
Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.
Налоговая нагрузка. Что это и для чего
Налоговая (фискальная) нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. С одной стороны, налоговые платежи формируют госбюджет, с другой — являются существенной статьей расходов хозяйствующих субъектов. Всякий бизнес стремится снизить размер налогов, но слишком низкие показатели — верный способ попасть в план налоговых проверок.
1. Что такое налоговая нагрузка
Определение термина «налоговая нагрузка» законодательно не установлено. Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств бизнеса перед государством. Это один из расчетных экономических показателей, характеризующий налоговую систему государства. Он показывает, какая часть доходов налогоплательщика приходится на уплату налогов. С одной стороны, увеличение налоговой нагрузки приводит к повышению доходов госбюджета, с другой — отрицательно сказывается на доходах налогоплательщиков.
Показатель налоговой нагрузки рассчитывается на разных уровнях экономики: в целом по стране, по отраслям, по конкретным субъектам хозяйствования.
Существует два подхода к исчислению налоговой нагрузки: абсолютный и относительный показатель.
Абсолютная налоговая нагрузка показывает, сколько налогов заплатила организация. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 1 млн. руб. Это не очень информативный показатель, но он нужен организации для анализа хозяйственной деятельности.
Относительная налоговая нагрузка показывает, какая часть средств организации уходит на уплату налогов (доля в процентах). Базой для расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей (выручка, прибыль, затраты и т.д.), с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 10% от выручки, 40% от прибыли.
Помимо «совокупного» показателя налоговой нагрузки для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов могут рассчитываться показатели нагрузки по отдельным налогам и видам налогообложения.
Таким образом, показатель налоговой нагрузки в разных ситуациях рассчитывается разным образом, в зависимости от того, кто и с какой целью его применяет. Например, налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, финансисты — для прогнозирования финансового состояния компании.
Справочно
По последним данным Группы Всемирного банка «Doing Business» в категории «Налогообложение» показатель «Общая ставка налогов и взносов (% от прибыли)» в Республике Беларусь составляет 53,3.
2. Налоговая нагрузка с точки зрения МНС
Согласно информации, размещенной на сайте МНС, величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2020 году составила 22,8 процента к ВВП и по сравнению с 2019 годом снизилась на 1,7 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой снижения налоговых доходов в сопоставимых ценах (темп роста — 92,3 процента) по отношению к сокращению ВВП (темп роста — 99,1 процента).
Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2008 — 2020 годах
Источник — http://nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/
Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь рассчитана как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к ВВП.
Обратите внимание!
Под налоговыми доходами понимаются республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги, сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь, без учета платежей в Фонд социальной защиты населения.
По оценке МНС налоговая нагрузка на действующие организации в части платежей, контролируемых налоговыми органами, с учетом сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам 2020 г. составила в среднем 4,1% к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и по сравнению с 2019 г. увеличилась на 0,3 процентного пункта, что связано с опережающей динамикой налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах 94,0 процента) по отношению к динамике выручки (88,5 процента).
Справочно
Налоговая нагрузка на действующие организации рассчитывается как отношение к выручке уплаченных в бюджет платежей, контролируемых налоговыми органами, за исключением платежей, в отношении которых субъект хозяйствования выступает налоговым агентом (т.е. без учета подоходного налога с физических лиц, налога на доходы и др.), а также группы неналоговых доходов (административных штрафов, арендной платы за землю, доходов от перечисления части прибыли унитарных, высокорентабельных предприятий).
По отдельным видам экономической деятельности, таким как производство деревянных и пробковых изделий; производство изделий из соломки и материалов для плетения; деятельность воздушного транспорта; производство изделий из дерева и бумаги; полиграфическая деятельность и тиражирование записанных носителей информации; металлургическое производство; производство продуктов питания; производство мебели и производство текстильных изделий возмещения НДС из бюджета превысили общую сумму поступлений, принимаемых в расчет налоговой нагрузки. Всего по итогам работы за 2020 год организациям республики из бюджета возмещено 7,2 млрд. рублей НДС.
Налоговая нагрузка на действующие организации в части платежей, контролируемых налоговыми органами, без учета сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам 2020 г. составила в среднем 5,9% к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и выросла по сравнению с 2019 г. на 0,1 процентного пункта за счет увеличения поступлений НДС.
В частности, без учета возмещения НДС, наибольшая налоговая нагрузка зафиксирована в нефтепереработке (12,2% выручки), пищевой промышленности (10,3%), научной деятельности (9,6%), а наименьшая — в финансовой и страховой деятельности (1,9%), фармацевтике (2,9%), сельском хозяйстве (2,9%).
Налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в разрезе видов экономической деятельности за 2019 — 2020 годы
(без учета сумм возмещений НДС из бюджета)
Источник — http://nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/
3. Какие значения налоговой нагрузки безопасны для бизнеса
Бизнес нацелен на увеличение своей прибыли, но в то же время желает снизить расходы на уплату налогов. Здесь очень важно отслеживать свое положение среди других аналогичных организаций.
Примечание
Налоговая нагрузка — один из маркеров для налогового органа при принятии решения о проведении налоговой проверки.
Приказом МНС от 09.02.2018 N 20 установлены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Среди указанных критериев значатся такие признаки, как:
— налоговая нагрузка на доходы субъекта в календарном году ниже ее среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности) с учетом применяемой ставки НДС (п. 7 приложения 1 приказа МНС от 09.02.2018 N 20);
— снижение налоговой нагрузки на доходы субъекта в календарном году более 20% по сравнению с предыдущим годом при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям данной отрасли (данного вида экономической деятельности) с учетом применяемой ставки НДС (п. 8 приложения 1 приказа МНС от 09.02.2018 N 20).
В данном приказе не указано, каким образом осуществляется расчет уровня налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта и из какого источника можно получить информацию о среднем уровне налоговой нагрузки на доходы в отраслях экономики. Полагаем, что здесь следует руководствоваться порядком расчета налоговой нагрузки на действующие организации и данными о показателях налоговой нагрузки в разрезе видов экономической деятельности, приведенных в информации, размещенной на официальном сайте МНС. См. раздел 2 настоящей статьи.
Каждой организации целесообразно самостоятельно рассчитывать свою налоговую нагрузку, чтобы понимать, насколько ее деятельность и уплата налогов могут привлечь внимание со стороны налоговых органов.
Показатель налоговой нагрузки в процентах можно рассчитать по следующей формуле:
Пример расчета
Строительная организация применяет общую систему налогообложения. За отчетный период выручка (с НДС) составила 1,2 млн руб. Данные налоговой отчетности:
— налог на прибыль — 14 000 руб.;
— налог на недвижимость — 900 руб.;
— земельный налог — 400 руб.;
— налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство — 2500 руб.;
— подоходный налог с физических лиц — 75 000 руб.
Суммы налога на доходы иностранных организаций и подоходного налога с физических лиц не участвуют в расчете налоговой нагрузки организации.
Расчет налоговой нагрузки в процентах:
(14 000 + 49 000 + 900 + 400) / 1 200 000 х 100 = 5,36%.
В данном случае показатель налоговой нагрузки ниже среднеотраслевого (6%).
Необходимо понимать, что если показатель налоговой нагрузки организации сложился ниже его среднего уровня в соответствующей отрасли экономики, это не означает автоматического включения налогоплательщика в план налоговых проверок. Однако будьте готовы дать объяснения налоговому инспектору. Ведь снижение размера уплачиваемых налогов в конкретном периоде может быть связано с вполне объяснимыми причинами, например:
— снижение объемов продаж;
— рост цен на закупаемое сырье и комплектующие;
— развитие нового вида деятельности;
— повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.
Разумеется, указанные выше причины необходимо подтвердить документально.
Кроме того, при формировании плана налоговых проверок показатель налоговой нагрузки будет оцениваться в совокупности с другими критериями, приведенными в приказе МНС от 09.02.2018 N 20. Если будут иметь место факты несоблюдения критериев по другим позициям, то вероятность назначения налоговой проверки велика. Даже в случае, когда налоговая нагрузка организации соответствует среднеотраслевой, но не соблюдены иные критерии, организация может привлечь внимание налоговиков.
В заключение отметим, что налоговая нагрузка — показатель, имеющий важное значение не только для налоговых органов, но и для самого налогоплательщика. Анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания налоговых органов к данным подаваемых деклараций. Рекомендуем самостоятельно и регулярно оценивать риски, чтобы своевременно уточнять свои налоговые обязательства.
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex