Что такое отрасль культуры в истории
Отрасли, типы, формы, виды культуры
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.
Этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта – местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.
В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.
Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.
Элитарная, высокая культура (elite, франц. – избранный, лучший, отборный, отборный) – культура письменная; создается преимущественно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут восприняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; поначалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуждой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.
Народная культура – сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Создается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки.
Массовая культура – вид “культурной индустрии”, производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее возникновения – первая половина-середина ХХ в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами.
Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре.
К основным видам культуры мы будем относить:
Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, характерные только для нее.
Контркультура – субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культуры.
Сельская культура – культура крестьянства, деревенская культура, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутствием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.
Городская культура – индустриальная, урбанизированная культура, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.
Обыденная культура – это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс
освоения человеком обыденной культуры называется общей социализацией или инкультурацией личности.
Специализированная культура – сфера общественного разделения труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социальных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).
Инкультурация – процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.
Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
Отрасли культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Среди культурологов нет единства мнений по вопросу о том, что понимать под типами культуры, что под видами, что под формами, а что под отраслями. Наиболее полная, логичная и принятая большинством ученых схема следующая.
Под отраслями культуры понимают сумму норм, правил, моделей поведения членов сообщества, объединенных на каком-либо основании, и выделяющихся как часть целого.
Различные виды деятельности человека, такие, как экономическая, политическая, профессиональная и под. являются основанием для выделения их в самостоятельные отрасли культуры.
Соответственно, можно говорить об экономической, политической, педагогической, профессиональных культурах как об отраслях культуры вообще по аналогии выделения в промышленности таких отраслей, как машиностроение, самолетостроение, станкостроение и т.д.
Экономическая отрасль культуры
Экономическая культура общества представляет собой ценностную и мотивированную систему хозяйственной деятельности. Сюда же включаются уровень и качество экономических знаний, оценки действий человека, а также смысл традиций и норм, которые выступают регуляторами экономических отношений.
Экономическая культура требует уважительного отношения к любой форме собственности и коммерческому успеху. Создавать и развивать социальную среду для предпринимательства; отрицать уравниловку и т. п. – все это тоже входит в состав норм экономической культуры.
В понятие «экономическая культура личности» входит экономическое сознание и практическая деятельность, которые определяют творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.
Структура экономической культуры состоит из таких важных элементов, как знания и умения применить их на практике, экономическая ориентация, способы организации профессиональной деятельности, нормы, которые регулируют отношения и поведение человека в этой культуре.
Готовые работы на аналогичную тему
Экономическое мышление является важной составляющей экономической культуры личности, так как дает возможность осознавать сущность явлений и процессов в экономике, применять усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.
Политическая отрасль культуры
Под политической культурой понимают сумму характерных для определенного сообщества утвержденных образцов представлений о политических, ценностных ориентациях, установках и политическом поведении.
Под сущностью политической культуры понимают комплекс знаний о политике, индивидуальные позиции, ориентации, ценности и действия лиц политической жизни социума.
В структуру политической культуры входят:
Политическая культура выполняет следующие функции:
Профессиональная отрасль культуры
В современном обществе существует огромное количество профессий. И в каждом профессиональном сообществе у его членов формируются похожие взгляды и установки, так как они выполняют одну и ту же работу, и как следствие начинают вести похожий образ жизни. В своей профессиональной деятельности члены сообщества руководствуются общими правилами поведения. В итоге формируются профессиональный дух и профессиональная культура. В ней отражен не только профессионализм и отношение к своему труду, но и общий культурный уровень человека. Все это составляет профессиональную культуру личности.
Кроме того, в понятие профессиональная культура входит и высокий уровень мастерства специалиста, позволяющее ему находить нестандартные решения в неординарной трудовой ситуации.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве
Вопрос полностью содран из учебника Игнатьевой. Ответ — из разных мест
Понятие культуры
Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Культура в разных определениях понимается как:
В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».
В латинских источниках впервые слово встречается в «Трактате о земледелии» Марка Порция Катона Старшего (234—148 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.
В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно — просвещение.
Слово культура вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».
В современной науке слово «культура» используется в трех основных значениях:
1. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
3. В отраслевом смысле — как отрасль национальной экономики.
Состав сферы культуры
Понятие «сфера культуры» является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации». В данном учебном пособии будет использоваться широкое пониманиесферы культурыкак системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называть культурными благами.
Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы:
Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.
Таблица Состав сферы культуры
Содержание понятия «сфера культуры» нельзя считать устоявшимся. Однако в любом случае это понятие является собирательным.
Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, специалисты подразделяют на четыре большие группы:
Сфера культуры включает несколько отраслевых систем В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы- «культура и искусство» и «средства массовой информации» (СМИ), объединяющие прессу, радио, телевидение Интернет и т.п.
В отличие от здравоохранения и образования, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Разумеется, и в данной сфере есть примеры, когда отдельные виды деятельности выступают как звенья в единой цепи создания и распространения услуг. Это изобразительное искусство и музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, шоу-бизнес и производство аудиовизуальной продукции и др. Но спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.
Для части видов культурной деятельности характерны давно сложившиеся и мало меняющиеся во времени технологии и организационные формы. Так обстоит дело с различными видами художественного творчества и способами сохранения культурного наследия. Приведем в качестве примера театральную деятельность. Используемая в ней технология неизменна в главном на протяжении столетий — это сценическое представление группы актеров. В театральных постановках применяются технические средства: осветительная техника, звукоаппаратура и др., которые меняются со временем и позволяют осуществлять новые сценические решения. Но технические средства используются как вспомогательные, дополняющие основную технологию, основа которой неизменна. Постоянны и организационные формы осуществления театральной деятельности: это антреприза и репертуарный театр.
Другие виды деятельности в сфере культуры обязаны самим своим возникновением определенным техническим изобретениям. Это кинематограф, производство аудио- и видеопродукции, радио, телевидение. Изменения в их технологиях и способах организации обусловливаются изменениями породивших их технических средств. Ряд видов деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется на основе принципов промышленного производства товаров массового потребления: это пресса, книгоиздание, производство аудиовизуальной продукции. Радио и телевидение используют информационные технологии, обеспечивающие массовое потребление соответствующих услуг.
Место культуры в национальном хозяйстве
Национальное хозяйство
Социальная сфера |
Сфера материального производства
Культурология
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «культурология». В нем содержатся разделы, посвященные теории, истории мировой и отечественной культуры. В данном издании содержатся необходимые методические и учебные материалы, облегчающие подготовку студента ко всем формам итогового и промежуточного контроля по данной дисциплине.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 2 Морфология культуры
1. Отрасли культуры.
4. Искусство и его виды.
Архитектура, виды культуры, виды искусства, городская культура, гражданское общество, графика, декоративно-прикладное искусство, духовная культура, доминирующая культура, живопись, изобразительное искусство, искусство, кино, контркультура, литература, массовая культура, материальная культура, мораль, морфология, музыка, народная культура, наука, обыденная культура, отрасли культуры, педагогическая культура, политическая культура, право, профессиональная культура, религия, сельская культура, скульптура, специализированная культура, субкультура, театр, трансляция культуры, физическая культура, формы культуры, фотография, хореография, элитарная культура, экономическая культура.
Отраслями культуры — такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Выделяют: экономическую, политическую, профессиональную, педагогическую культуры. Комплексными видами культуры являются — материальная и духовная.
Экономическая культура. В ее составе принято различать: культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда.
Политическая культура. Показателями уровня развития политической культуры в обществе является наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
Профессиональная культура. Она включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений — профессиональный опыт.
Педагогическая культура. Она касается не только педагогов, но и уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.
Виды культуры — совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся: доминирующая культура, субкультура и контркультура; сельская и городская культуры; обыденная и специализированная культуры.
Доминирующая культура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Яркий пример, молодежная субкультура. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Особенности сельской культуры:
1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года.
2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными.
3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности.
4. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий.
5. Крестьянская жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.
6. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности.
7. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.
8. Ограниченный культурный выбор. Недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор.
9. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узко функциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья.
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.
Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.
Культурное пространство города организовано иначе, чем на селе:
— широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.);
— наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
По степени специализации выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную.
Обыденная культура является областью общедоступных знаний, традиций, правил повседневного поведения и навыков, которые получаются под воздействием трех составляющих: малая группа, обучение в школе и СМИ.
Действия человека на специализированном уровне культуры основываются на стандартных технологиях, обоснованы методически и могут быть проверены с помощью эксперимента. Специализированная культура состоит из таких частей как наука, искусство, философия, право, религия. Обыденная и специализированная культуры тесным образом взаимосвязаны.
Традиционным является подразделение культуры на материальную и духовную.
Материальная культура — это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.
Неотъемлемой частью материальной культуры является физическая культура, в которой принято выделять четыре сферы: культура воспроизводства человеческого рода; физкультура и спорт; здоровый образ жизни; деятельность в области медицины.
Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.
В структуре духовной культуры выделяют: духовные потребности, духовную деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Неотъемлемой частью духовной культуры является система образования и воспитания.