Что такое отрасль вторичного цикла
Что такое отрасль вторичного цикла
Ниже приведена классификация социально-экономических систем (организаций) согласно различным критериям и представлены основные особенности функционирования и управления организациями.
– естественные (на основе добровольного объединения лиц, стремящихся реализовать свои интересы; эти организации не имеют заданных извне целей и не отчитываются перед структурами высшего порядка; обладают высокой гибкостью и адаптивностью, поэтому жизнеспособны; пример – акционерное общество)
– искусственные (проектируются и создаются по определенному плану по инициативе за счет ресурсов общности более высокого, чем они, порядка; обладают относительной самостоятельностью и ориентацией на оставленную цель, ради достижения которой и расходуются ресурсы, а оргструктура формируется только из необходимых элементов; характеризуются четким разделением труда, жесткой рациональной структурой, централизованным управлением; менее жизнеспособны; пример – управленческая структура АО)
? По юридическому признанию:
– неофициальные (не зарегистрированные государством в установленном порядке)
В данном курсе «Основы менеджмента» изучаются только официальные организации. Они регулируются ст.48(п.1) ГК РФ, являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам эти имуществом.
И в официальных, и в неофициальных организациях присутствуют и формальные, и неформальные связи. Формализация ограничивает разнообразие форм деятельности и делает организацию более стабильной, прогнозируемой и эффективной в решении официально поставленных задач. Неформальные связи возникают только между людьми, поэтому их наличие носит название «неформальный коллектив».
? По формам собственности:
? По отношению к прибыли
– коммерческие (основной целью является получение и распределение прибыли)
– некоммерческие (возможно ведение предпринимательской деятельности, получение и распределение прибыли, но только в некоммерческих, ранее сформулированных целях)
? По способу управления:
Организация относится к своим членам как отстраненная от них данность, они к ней – как инструменты достижения целей; полное подчинение человека организации; неукоснительное выполнение правил и норм; жесткие вертикальные связи, силовые и идеологические методы подавления, игнорирование личности.
Формальными целями организации являются цели ее создателей, разрабатывающих правила ее работы; люди наделяют организацию ресурсами, правами и обязанностями, поэтому по отношению к ним она является вторичной. Может быть:
а) корпоративной (временное подчинение людей организации для решения поставленных целей; при этом цели ставят сами люди для себя, а не организация для них)
? По взаимодействию элементов:
– механистические (незыблемые границы, структуры, связи, централизация власти, регламентация, запрограммированность, четкая спецификация прав и обязанностей, оценка результатов по точности выполнения предписаний; не справляется с изменениями внешней среды; пример – все органы государственного управления, предприятия традиционных отраслей экономики, где слабы НТР и конкуренция)
– органические (размытость границ, слабая иерархичность, самостоятельность отдельных звеньев, малое число правил и процедур, свобода выбора, внутренняя конкуренция, оценка результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладание неформальных отношений, легкая трансформация; хорошо простимулированы работники, адаптация к изменяющимся условиям, больше подходит к рыночной экономике; чаще связаны с разработкой и внедрением НИР и ОКР)
? По организационно-правовым формам:
(здесь понятия «организация» и «предприятие» считаются взаимозаменяемыми)
а) хозяйственные товарищества: полные товарищества и товарищества на вере (объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные собственники своего имущества)
б) хозяйственное общество в форме акционерного: ЗАО и ОАО (объединение капиталов, требующее наличие устава и уставного капитала не менее определенного минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов, единые и единственные собственники своего имущества; ОАО может быть материнским, дочерним или зависимым)
в) производственный кооператив (добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов; законом предусмотрена возможность участия юридических лиц)
г) унитарное государственное (или муниципальное) предприятие: ГУП (организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распространяется по вкладам, в т.ч. между работниками предприятия; имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления)
а) потребительский кооператив (удовлетворение материальных и иных потребностей; имущественные паевые взносы и распределение доходов от предпринимательской деятельности между участниками)
б) общественные и религиозные организации (удовлетворение нематериальных, духовных потребностей; участники не сохраняют прав на переданное организации имущество)
в) фонды (нет членства, добровольные имущественные взносы, социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели)
г) учреждения (создана собственником, им полностью или частично финансируется, для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих целей)
д) объединения юридических лиц: ассоциации и союзы (некоммерческие организации, объединяющие коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности и защиты прав и общих имущественных интересов; члены сохраняют самостоятельность и права юридического лица)
(критерии: число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов)
– малые (у них дополнительный критерий: в уставном капитале доля государственной и муниципальной собственности не выше 25%, доля некоммерческих организаций на выше 25%, доля одного участника не малого предпринимателя не выше 25%)
? По участию в секторах (циклах) производства:
– отрасли первичного цикла (добыча сырья, в т.ч. организация сельского, лесного и рыбного хозяйства и т.д.)
– отрасли вторичного цикла (обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия автомобилестроение)
– отрасли третичного цикла (услуги для нормальной жизнедеятельности первых двух отраслей: банки, страховые компании, образовательные учреждения, розничная торговля, турагентства и пр.)
– четвертый сектор (все организации и институты, занимающиеся информационными технологиями; сектор сформировался сравнительно недавно)
? По виду участия материнской компании в акционерном капитале АО:
(материнская компания – головная фирма, контролирует деятельность других компаний)
– филиал (не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью; не имеет собственного баланса, устава, действует от имени и по поручению материнской компании, имеет обычно одинаковое с ней наименование; решение деловых вопросов филиала зависит от головной фирмы; почти весь акционерный капитал филиала принадлежит материнской компании)
– дочерняя компания (юридически самостоятельна; сделки и бухучет отдельные; финансовая и имущественная база отдельная; отдельное собрание акционеров; материнская компания не несет ответственности за обязательства дочерней; материнская компания контролирует деятельность дочерней посредством владения контрольным пакетом акций)
? По типам объединения (интеграции):
Интеграция организаций (предприятий) – это объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности.
Выделяют два основных вида интеграции организаций:
1) горизонтальную (объединение усилий разных организаций)
2) вертикальную (объединяются предприятия, связанные единой технологической цепочкой)
Также на практике слияний выделяют диагональную интеграцию, т.е. комбинацию первых двух типов.
Процесс интеграции приводит к созданию целостных образований из самостоятельно функционирующих организаций. Соединение потенциалов различных, но дополняющих друг друга организаций позволяет получить синергетический эффект и рост эффективности их деятельности.
Типы объединения организаций (предприятий):
– Картель (объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регулирования сбыта)
– Синдикат (вид картели, предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью)
– Пул (вид картели; объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибылей его участников; общая прибыль распределяется по заранее установленной пропорции)
– Трест (объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность; объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-либо сторона, как в картеле или синдикате; производственная однородностью деятельности, специализация на одном или нескольких аналогичных видах продукции; входящие в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями)
– Концерн (объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединенные в концерне предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний)
– Промышленный холдинг (держательские компании, создаваемые с целью владения контрольным пакетом ценных бумаг; состоят из промышленных компаний, могут иметь в составе кредитно-финансовое учреждение; материнская компания только осуществляет управление и производственной деятельностью не занимается; большая хозяйственная самостоятельность предприятий, входящих в холдинг)
– Финансовая группа (объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей хозяйства – промышленные, торговые, транспортные, кредитные и др. В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. По сравнению с другими видами объединений финансовая группа отличается меньшей степенью организационной оформленности. Каждая фирма, входящая в финансовую группу, выступает самостоятельно в международных торговых сделках. Однако, так же как и в холдинге, головная компания, составляющая ядро финансовой группы, превращается в своего рода центр по принятию наиболее важных решений, касающихся их хозяйственной деятельности)
– Кластер (предпринимательские союзы компаний, объединенных на определенной территории, например, в крупной промышленной зоне, для получения тех или иных конкурентных преимуществ; предполагают активную взаимоподдержку, а также свободный обмен материальными потоками и информацией между участниками)
– Виртуальная организация (временная сеть независимых компаний, объединенных современными информационными системами, с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей)
Наиболее распространенными формами интеграции в настоящее время являются:
? По виду участия иностранного капитала
– совместные (смешанные) предприятия (зарубежному инвестору принадлежит часть акций или капитала, вследствие чего он осуществляет контроль за фирмой)
– транснациональные корпорации (международные фирмы) ТНК (материнская компания находится за рубежом, в стране представлены ее филиалы и дочерние компании; огромные финансовые, производственный и научно-технические ресурсы, широчайшая зарубежная производственно-сбытовая база; сложная система внутренних связей, характер которых определяет материнская копания; она же разрабатывает общие цели и направления, контролирует деятельность дочерних компаний, в т.ч. финансовую; основной задачей материнской компании является взаимоувязка и согласование всех подразделений; материнская компания сама занимается производственной деятельностью; входящие в ТНК предприятия не имеют большой хозяйственной самостоятельности)
? По способу организации управления (в корпорациях):
– Американский способ управления
Централизация принятия решений и децентрализация управления. Руководители корпорации (а не директора предприятий, в нее входящих) решают вопросы по ассортименту, ценам, продукции, производит планирование, распределение заказов между предприятиями, обеспечивает ресурсами, кадрами, оборудованием, осуществляет контроль. Систематическая перестройка оргструктур вследствие слияний и поглощений, производимых с целями:
а) диверсификация производства
б) стремление повысить эффективность научно-технического комплекса
в) изменение стратегических приоритетов
Стиль управления жесткий. Ответственность каждого работника четко определена и каждый руководитель несет личную ответственность за выполнение установленных показателей в условиях директивного планирования
Выход за рубеж вынудил американских хозяйственников учесть в целях и стратегических планах дочерних предприятий и филиалов особенности, рынок, экологию, уровень жизни и социальную структуру общества страны, где оно организовано. Зарубежные фирмы более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании. В правовом отношении подавляющее большинство зарубежных фирм американских ТНК – это дочерние компании, подчиняющиеся местным законам.
– Японский способ управления
Децентрализация принятия решений и централизация управления. Для дочерних компаний оперативно-хозяйственная, юридическая и финансовая свобода. Дочерние компании в корпорациях выступают как центры затрат и ответственности, т.е. сами разрабатывают стратегические планы, номенклатуру продукции, ведут научно-исследовательские работы, планируют сбыт и снабжение; несут ответственность за спущенную им норму прибыли и имеют отдельные балансы. Руководство холдинга осуществляет целеполагание и регулирование деятельности.
Стиль управления предусматривает не личную, а коллективную ответственность за выработку, принятие и исполнение решений.
В японских ТНК преобладают не дочерние фирмы, которые могут пользоваться относительной свободой, а филиалы со 100% участием японского капитала и полным контролем за их деятельностью со стороны материнской компании.
В японских компаниях большое внимание уделяется совершенствованию стиля и методов управления:
1) централизация принятия решений но с привлечением как можно большего числа лиц для его обсуждения
2) распространение принципов согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном
3) принятие групповых решений, которое более эффективным, поскольку предполагает:
а) участие среднего звена в принятии решений
б) соблюдение принципа единогласия, отсутствие четких должностных инструкций
в) использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни
г) совершенствование искусства управления
– Западноевропейский способ управления
Децентрализация принятия решений и централизация управления, как и в японских фирмах. Характерна тесная связь между отдельными компаниями, которые могут именоваться как «группа компаний», хотя даже не входят в один холдинг. В холдингах территориально разобщенные самостоятельные предприятия требуют сильного регулирования и руководства, а также четкого целеполагания всего холдинга, что и осуществляется руководством, отсюда высокая централизация управления
Как циклическая экономика может сгладить ущерб природе
Циклическая экономика — она же экономика замкнутого цикла — представляет собой альтернативу классической линейной экономике, основанной на принципе «производство — использование — утилизация». Задача циклической экономики — как можно более широко использовать возобновляемые ресурсы и в идеале переход на безотходное производство. Многократное использование одного и того же материала как сырья поможет минимизировать экономический ущерб окружающей среде, уверены аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — «клуба» 36 наиболее развитых стран мира. В своем исследовании «Бизнес-модели циклической экономики» они рассмотрели основные вызовы и возможности циклической экономики и то, как правительства могут поспособствовать ее внедрению.
Что такое циклические бизнес-модели
Циклические бизнес-модели меняют направление движения продуктов и материалов по всей экономике, чем помогают сократить отрицательное воздействие добычи, использования и утилизации этих материалов для природы. Речь идет не только о совершенствовании конкретного производственного цикла или фабрики, но в целом об изменении процесса производства и потребления. Например, не просто обращаться с природными ресурсами более эффективно, а не использовать их вовсе. Можно выделить пять основных направлений подобных бизнес-моделей.
1. Модель циклической поставки — замена традиционных (первичных) источников сырья возобновляемыми или биологическими материалами, вторсырьем.
2. Модель вторичного использования — переработка отходов во вторсырье с последующим использованием.
3. Модель продления срока службы — замедляет оборот продукции в экономике, сокращая тем самым темпы образования новых отходов.
4. Модель шеринга — совместное использование (шеринг) одного продукта разными потребителями, что снижает спрос на новые продукты.
5. Сервисные модели — выстроены вокруг предоставления услуг, нежели продажи продуктов, стимулируя разработку экологически чистых продуктов и ответственного потребления.
При этом нельзя сказать, что рамки этих направлений установлены жестко: многие компании сочетают ту или иную бизнес-модель. Например, предприятие может производить определенную продукцию, заниматься его переработкой и одновременно предоставлять некие услуги в рамках «зеленой» экономики. Также бизнес-модели не существуют в изоляции — если одна компания выбирает для себя определенное направление, ее партнеры могут избрать связанную бизнес-модель.
Вообще, аналоги указанных моделей существовали веками, примерами могут служить такие явления, как аренда или лизинг. Разница же в том, что в современном мире эти модели становятся все более сложными и разнообразными. Если мы говорим об автомобиле, можно вспомнить как использование вторичных или переработанных материалов для запчастей, так и каршеринг. Последнее особенно касается тех регионов, где мобильность для человека важнее самого факта обладания транспортом.
Потенциал циклических моделей для охраны природы
Замыкая ресурсную цепочку и замедляя движение продукции внутри экономики, циклические бизнес-модели сокращают негативный эффект хозяйственной деятельности на экологию. Например, использование в производстве вторсырья, а не невозобновляемых ресурсов, способно сократить выбросы парниковых газов вплоть до 90%, в зависимости от отрасли. Восстановление полностью использованной продукции снизит объемы создания отходов до 80%.
По экономике шеринга практических данных немного, но совместное использование одного продукта также должно сократить ущерб для экологии. Здесь переход от принципа владения к принципу доступа создает множество новых возможностей в продуктовом дизайне, в потреблении и в конечном итоге в утилизации. Для производителей это стимул создавать долговечные и легкоперерабатываемые вещи. Для потребителей же плата не за продукт, а за предоставляемую им услугу неизбежно приведет к поведенческим сдвигам. По разным данным, те, кто в городских условиях часто прибегает к каршерингу, сокращают среднюю дистанцию, пройденную на автомобиле, на 15–40%.
В то же время остается несколько очевидных рисков, связанных с внедрением циклических бизнес-моделей.
Надо признать, что рыночная доля циклических бизнес-моделей сейчас в основном невелика, за исключением нескольких узких экономических ниш. Например, это принцип повторного использования сырья в сталелитейной промышленности. С другой стороны, недостаточное проникновение циклических моделей означает и то, что их рыночной доле есть куда расти.
Уже сейчас можно сказать, что использование некоторых моделей растет опережающими рынок темпами и связано это во многом с развитием технологий. Речь идет о прогрессе в целом — от совершенствования обрабатывающего производства до повсеместного проникновения интернета, смартфонов и связанных с ними услуг. За десять лет Airbnb прошел путь от некой диковинки до крупнейшего игрока на рынке краткосрочной аренды жилья. Число же пользователей каршеринга в мире растет сейчас со среднегодовыми темпами около 65%.
Другие бизнес-модели можно назвать уже достаточно зрелыми, прошедшими проверку временем. Например, последние 40 лет доля вторсырья в производстве промышленных металлов составляла в разные годы от 15 до 35%. Чтобы расширить рыночную долю зарекомендовавших себя циклических моделей, потребуются комплексные решения на уровне правительства.
Что потребуется от правительства
В конечном итоге переход к заметно более ресурсосберегающей экономике, при которой ущерб окружающей среде, связанный с производством и потреблением, заметно ниже нынешнего, потребует глубокого проникновения в жизнь указанных циклических бизнес-моделей. Правительственная политика может играть важную роль в преодолении препятствий, мешающих конкурентоспособности этих моделей.
Понятие организации, виды и признаки
Понятие организации, ее общие характеристики, признаки и основные виды: формальные, муниципальные, частные, общественные, национальные и др. Организация процесса управления предприятием, его товарные предложения, ценообразование и рекламная деятельность.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.05.2015 |
Размер файла | 41,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Понятие организации, виды и признаки
1. Понятие организации, признаки
1.1 Понятие организации
1.2 Признаки организации
2. Виды организации
2.1 Основные виды организации
2.2 Коммерческие организации
2.3 Некоммерческие организации
2.4 Виды организации в повседневной жизни менеджера
3. Пример организации магазин «Книжки и книжечки»
3.2 Организация процесса управления
3.3 Товарное предложение
3.5 Рекламная деятельность
3.6 Выводы по аналитической части
Создавая богатство, организации тем самым увеличивают благосостояние общества, повышают качество трудовой жизни и веру людей в сои силы и возможности. В будущим роль организации станет еще более ощутимой во всех сферах жизни.
Следовательно, тема курсовой работы «Организация: понятие, виды и основные признаки» является актуальной.
Задачи: 1. Определение понятия организации ее влияние на повседневную жизнь менеджера.
2. Определить виды организации.
3. Рассматривать данную организацию магазин «Книжки и книжечки» с позиции управления ею.
1. Понятие организации, признаки
1.1 Понятие организации
Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижение своих целей, т.е. объект менеджмента.
Некая группа должна нескольким обязательным требованием, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
¦ Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
¦ Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
¦ Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение.
Общие характеристики организации
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организационный характеристике.
Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижение результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
Процесс преобразование ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все виды этих ресурсов.
1.2 Признаки организации
Выделяются шесть основных признаков организации
Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.
Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.
Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.
Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.
Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.
Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.
2.1 Основные виды организации
Организации можно различать по ряду признаков.
По степени формализации различают формальные и неформальные организации.
Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Такой порядок установлен с 2002 года, до этого регистрация проводилась в администрациях краев, областей, городов и районов.
¦ Видовая классификация организаций и в настоящие время учитывает отношения собственности в сфере производства и финансов, информатики, в сфере распределения общественного богатства, владения, распоряжения и использования средств потребления и производства.
Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов и нормы, правила, методы воздействия с себе подобными и другими общественными, производственными, финансовыми, сбытовыми и другими структурами. Например, в государственных организациях государственная, общественная собственность обладает приоритетом в отношении других видов организации в силу естественных, правовых или экономических условий. Так, ели государственные финансы и вся сеть государственных предприятий терпят кризис, то и другие государственные и частные финансы организации вынуждены или прекращать свою деятельность или приспосабливаться к изменившихся условиям.
Условное деление организаций на механистические и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в своем развитии, и на перспективные, способные приспособиться к условиям конкуренции, неопределенности, нестабильности и другим катаклизмам общественного развития. Это особенно значимо для периодов реформирования новых отношений собственности.
По размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т. к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать на большое количество людей.
По российскому законодательству в различных отраслях хозяйства на малом предприятии может работать строго определенное число персонала. (таблица №1)
Промышленность, строительство и транспорт
Сельское хозяйство и научная сфера
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения
Почему мы уделяем такое внимание малым предприятиям? Дело в том, что малые предприятия, находясь под покровительством государства, испытывают меньший налоговой пресс, поэтому предприниматели часто сознательно идут на создание именно малого предприятия.
Рассмотрим разделение российских организаций по численности персонала и убедимся, что в подавляющем большинстве они относятся к малым (табл. №2).
Численность персонала, чел.
Самое большое разнообразие существует в деление организаций по сферам деятельности. Можно назвать строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные, и другие организации.
Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;
Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;
К четвертому сектору относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.
По отношению к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.
2.2 Коммерческие организации
Основной целью коммерческих организаций, как уже отмечалось, является извлечение прибыли в результате предпринимательской деятельности. Эти организации делятся на несколько видов (рис. 1).
Наиболее распространенным типом коммерческих организаций являются общества. Они представляют уже объединения капиталов.
Разновидностью ООО является общество с дополнительной ответственностью. Его отличие заключается лишь в том, что оно принимает на себя дополнительные обязательства (как правило, нести ответственность в двух или трехкратном размере доли участника и т.д.).
Средние и крупные организации создаются в форме акционерных обществ. Они также действуют в соответствии с уставом, а уставный капитал создается на основе распространения ценных бумаг, именуемых акциями и предоставляющих их владельцу право на часть собственности организации. Кроме того, владелец (акционер) получает часть прибыли общества, так называемый дивиденд. Акции имеют первоначальную стоимость (номинал), причем различают два вида акций: обыкновенные и привилегированные. Дивиденд на привилегированную акцию фиксирован, он устанавливается в процентах к ее первоначальной стоимости и, естественно, мало зависит от успешности деятельности общества, так как ее владелец получает доход в любом случае. Дивиденд обыкновенной акции меняется в зависимости от прибылей организации. Акционеры несут ответственность в пределах стоимости акций. организация общественный ценообразование товарный
Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В зависимости от того, кто является собственником (государство, область, муниципалитет), различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они действуют на основе устава, утвержденного собственником. Им же назначается руководитель предприятия. В наименование унитарного предприятия включаются слова «государственное» или «муниципальное».
Производственные кооперативы (артели) создаются гражданами для совместной деятельности, основанной, как правило, на их личном трудовом участии. Члены кооператива имеют имущественные паевые взносы. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива, распределяющее прибыли, создающее орган руководства его текущей деятельностью. В большинстве случаев им является правление во главе с председателем. Вся деятельность кооператива регулируется уставом. Наименование такой организации включает слова «производственный кооператив».
2.3 Некоммерческие организации
Некоммерческие организации создаются с самыми разными целями. Различают следующие виды таких организаций:
· общественные и религиозные организации (объединения);
· союзы и ассоциации;
Фонды могут создаваться гражданами и / или юридическими лицами и преследуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные полезные цели. Учредители фонда, граждане и другие организации передают фонду финансовые и материальные ценности для достижения общественно полезных целей. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Особенностью этой организации является отсутствие членства в ней. Порядок управления фондом определяется уставом, утверждаемым учредителями. Для надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет из числа уважаемых и авторитетных людей.
Учреждения создаются собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Как правило, собственник финансирует полностью или частично такую организацию, подготавливает ее устав, определяющий структуру управления и права учреждения. Государственные и иные учреждения могут строить свою деятельность на основе законов и иных правовых актов.
Союзы и ассоциации создаются коммерческими организациями для координации их деятельности, защиты общих имущественных интересов. Союзы (ассоциации) могут создаваться и некоммерческими организациями, включая и учреждения с теми же целями. Члены ассоциации подписывают устав, определяющий состав и компетенцию органов управления, порядок принятия ими решений.
Потребительский кооператив создается гражданами и юридическими лицами для удовлетворения материальных и иных потребностей. Члены кооператива также вносят паевые взносы. Деятельность кооператива регулирует устав, устанавливающий систему управления, размер паевых взносов и т.д. В нашей области такие организации довольно распространены и насчитывают более 130 тыс. членов.
2.4 Виды организации в повседневной жизни менеджера
Виды организаций, с которыми менеджер сталкивается в своей практической деятельности в современных условиях, можно классифицировать по ряду признаков и их значению для его дела.
Организации правовой и разрешительной системы, от деятельности которых зависят возможность существования организаций, ее управленческая, руководящая работа и эффективная деятельность самих управляющих. Организации финансовой и налоговой служб, определяющие нормы и правила хозяйственной деятельности всех подчиненных им организационных структур.
Организации конкурентов, с которыми предстоит борьба и налаживание отношений.
Общественные организации охраны окружающей среды, пропагандирующие и отстаивающие безотходные технологии, безвредную утилизацию отходов производства, меры по защите природы в зонах проживания населения, по озеленению, мелиорации, осушению и другие, способствующие оздоровлению климата в местах обитания людей и всего животного мира.
Организации полукриминальных и криминальных видов, сложившиеся в условиях кризиса экономики, нестабильности политической и социальной обстановки, действий различных миссионеров, «радетелей», «спасателей» отечества и т.д. Вольно или невольно менеджеры, особенно управляющие финансово-экономической сферой предприятий, сталкиваются с такими организациями и вынуждены противостоять им в интересах развития отечественного производства, науки, образования, культуры, литературы, искусства и т.д.
? Рассматривая виды организаций с юридической, правовой точки зрения, необходимо отметить, что здесь основой для разделения служит легитимность, законность их существования. Поэтому можно различать официальные виды организаций, решающие конкретные производственные, хозяйственные, научно-исследовательские, военно-технические, образовательные и другие задачи; и неофициальные организации, сложившиеся стихийно или сознательно и незафиксированные юридически. Такой вид организаций принято называть неформальными группами.
В международном масштабе некоторые виды организаций приобрели характер межнациональных монополий, межнациональных правовых и силовых структур, которые определяют жизнедеятельность не только каких-либо групп населения, но и целых народов и государств. Например: ООН, ОПЕК, Римский клуб, МВФ, НАТО и др.
В сфере производства наиболее значимыми являются организации, возникшие и развивавшиеся под действием законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Наиболее жизнеспособным видом в современных условиях выступает диверсифицированный концерн. Это многоотраслевые корпорации, действующие в различных отраслях экономики и состоящие из множества подвластных им финансовых, производственных, сбытовых, научно-исследовательских и иных организаций и структур.
3. Пример организации магазин «Книжки и книжечки»
Магазин «Книги и книжечки» (№22) занимается реализацией книжной и канцелярской продукции, является магазином городского значения и располагается в большом здании в центре города Калининграда на основных его магистралях.
Магазин осуществляет продажу товаров на основе самообслуживания, что позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объем реализации товаров.
Магазины «Книги и книжечки» имеют статус общегородского значения и являются самыми популярными и посещаемыми книжными магазинами города. Отсюда прослеживается и их очевидная конкурентоспособность. Ввиду того, что магазины данной фирмы тесно связаны между собой ассортиментным перечнем, то между ними существует видимая взаимосвязь. Так, например, при покупке партии товаров мелким оптом в магазине можно оформить заказ и через несколько дней (возможно выполнение заказа к указанному сроку) заказ будет выполнен.
Таблица №3. Система мотивации сотрудников магазина «Книги и книжечки»