Что такое отраслевые издания
Отраслевое издание
ОТРАСЛЕВОЕ ИЗДАНИЕ — издание, материалы которого относятся к к.-л. отрасли знания или практической деятельности.
Смотреть что такое «Отраслевое издание» в других словарях:
Рыбацкая газета — «Рыбацкая газета» российское федеральное отраслевое полноцветное печатное издание с наибольшим тиражом и сетью распространения в Северо западном регионе России. Общая информация об издании Газета создана при поддержке рыбохозяйственной… … Википедия
ПРАЙМ-ТАСС — ПРАЙМ (до июня 2011 ПРАЙМ ТАСС) Логотип ПРАЙМ ТАСС Дата основания июне 1996 года Свидетельство о регистрации СМИ Эл №77 2402 от 21.02.2000 … Википедия
Однако (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Однако. Однако Специализация: деловой и аналитический журнал Периодичность: еженедельно Язык: русский Издатель: компания «Пресс код» … Википедия
Мурманск — У этого термина существуют и другие значения, см. Мурманск (значения). Город Мурманск Герб … Википедия
Gameplay (журнал) — Gameplay журнал о компьютерных и видеоиграх, выпускается украинским издательским домом ITC Publishing с августа 2005. На октябрь 2006 года тираж составлял 25 000. Что такое Gameplay? Gameplay [geimplei] игровой процесс cамая важная составляющая… … Википедия
Gameplay — Обложка последнего номера журнала «Gameplay» (июнь 2010) Специализация: компьютерные и видеоигры Периодичность: ежемесячный журнал … Википедия
АСУТП — Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) комплекс программных и технических средств, предназначенный для автоматизации управления технологическим оборудованием на предприятиях. Обычно имеет связь с… … Википедия
Управления автоматизированная система — Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) комплекс программных и технических средств, предназначенный для автоматизации управления технологическим оборудованием на предприятиях. Обычно имеет связь с… … Википедия
Киевнаучфильм — «Киевнаучфильм» киевская киностудия, действовала в Украинской ССР с 1 января 1941 года. Содержание 1 История 2 Коллектив 3 Реквизиты … Википедия
Автоматизированная система управления предприятием — (АСУП) комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно технологических средств и действий квалифицированного персонала, предназначенный для решения задач планирования и управления различными видами… … Википедия
В чем сила отраслевых изданий? Интервью с шеф-редактором Vgudok
Сергей Митин – шеф-редактор отраслевого ресурса о железных дорогах Vgudok.com, запущенного в 2017 году. С Сергеем мы обсудили перспективы развития нишевых СМИ и способы их монетизации, а также попросили его поделиться опытом продвижения нового медиа: какие каналы и стратегии привлечения аудитории сработали для Vgudok.com.
Главная страница сайта Vgudok
— Vgudok.com – узкоспециализированное медиа в железнодорожной отрасли. Какие преимущества у нишевых СМИ в сравнении с крупными новостными изданиями? За счет чего отраслевые СМИ конкурируют за внимание читателей?
— А мы не конкурируем с крупными изданиями, мы просто нашли свою нишу. Все, кто связан с железными дорогами или просто интересуется ими. У железных дорог свои фанаты, как у Comedy Club. Есть люди, которые никак профессионально не связаны с локомотивами, рельсами и перевозками, но это их интересует все.
Но для нас, конечно, важнее профессиональная аудитория. Тут нужно отметить один факт. С начала 2000-х у РЖД была очень богатая служба по связям с общественностью, и компания могла влиять на рынок СМИ. В информационном поле железные дороги превратились в покойника – либо хорошее, либо ничего. Но ситуация изменилась, мы это почувствовали и запустили профессиональное сетевое издание, которое позволило себе критический взгляд. И такое издание оказалось востребовано у читателей, даже тех, кого этот критический взгляд касался.
Дело в том, что руководству сверху не всегда видны все проблемы отрасли. А у нас получается донести «наверх» то, что волнует [людей] на нижних и средних этажах, что волнует частных операторов в отрасли, что волнует грузовладельцев.
У железных дорог свои фанаты, как у Comedy Club.
Теоретически наши конкуренты – это большой «Гудок» (имеется в виду сайт Gudok.ru. – Прим. ред.), «РЖД-партнер» и еще несколько сайтов. Но мы настолько разные по объективным и субъективным причинам, что вряд ли это конкуренция. Это, скорее, сосуществование нескольких львиных прайдов в саванне.
— Какая ежемесячная аудитория у вашего издания?
— Мы довольно быстро выросли до 250-300 тысяч уников после чего, рост замедлился. Мы прекрасно понимаем, что если добавить спорта, культуры и немного персоналий, то можем обеспечить принципиально больше читателей. Но не видим в этом смысла. Количество аудитории не даст качества. Для нас важнее, чтобы мы сохраняли читателя, чтобы он к нам возвращался. Наш критический взгляд не всегда способствует хорошим отношениям с героями наших материалов, но объективно критика и провоцирует интерес.
Люди читают нас внимательно и заинтересованно.
Приятно, когда встречаешься на тусовках с лидерами отраслевого мнения, и они заинтересованно начинают обсуждать материал, который ты сам уже не очень помнишь. Люди читают нас внимательно и заинтересованно. И самое главное – это именно те специалисты, которые определяют стратегию и тактику отрасли, принимают решения.
Для нас очень важна редакционная почта. Нам пишут и руководители, и простые рабочие. Кстати, помочь людям публикацией несложно. Особенно приятно, когда публикация «срабатывает» и что-то меняется к лучшему.
— Как новому нишевому СМИ, которое только вышло на рынок, найти свою аудиторию? Какие каналы и инструменты продвижения наиболее эффективны?
— Около 80% пользователей вообще не помнят, где они прочитали какую-либо новость. Зная об этом, мы начали искать читателя в социальных сетях. Но не читателей сайта в целом, а читателей отдельных статей. Мы не продвигали наше издание, а продвигали наши материалы. Этой стратегии мы придерживаемся и сейчас. У каждой статьи свой SMM, свои читатели. Пишем о перевозках зерна – акцент на юг России, пишем о портах – таргетируем по портам, пишем о вагоностроении – тогда в таргете Тверь, Тихвин, Екатеринбург, Алтай.
Для продвижения мы использовали Facebook, ВКонтакте, Одноклассники. На первом этапе соцсети давали нам до 90% аудитории. Сейчас в районе 30%. Но мы не потратили какие-то астрономические деньги. Таргетируя аудиторию, мы добились конвертации контакта в просмотр в 30-40%. Меньше 15 – считали катастрофой. Соцсети – это канал номер один.
Страница Vgudok в Facebook
Второй канал продвижения, к сожалению, неуправляем. Это скандал. В разных профессиональных СМИ обсуждали, чей мы проект, не признавая, что новое СМИ может быть само по себе. Нас обвиняли в каких-то мелких пакостях, но все это в конечном счете только подогревало к нам интерес.
Третий канал – это цитирование наших материалов в офлайн-СМИ. По крайней мере, 2 года назад это работало. Сейчас я смотрю на это с большим скепсисом.
Четвертый канал – это наши печатные спецвыпуски, которые мы распространяем на профессиональных мероприятиях. Но это скорее показатель престижа и возможность рекламных продаж.
Мы не продвигали наше издание, а продвигали наши материалы. У каждой статьи свой SMM, свои читатели.
Все же поисковики и соцсети дают наилучший результат. Что же касается поисковиков, то в них мы не потратили ни копейки. Наши материалы постепенно сами создали очень серьезный фон, который работает на нас. Мы каждую неделю смотрим, какие материалы были наиболее популярными. Часто некоторые тексты висят в топе по несколько месяцев, настолько они востребованы.
Важный момент: наши конкуренты имеют почти такую же аудиторию, как и мы, публикуя 30-40 материалов в день. Мы вешаем на сайт от 3 до 5 материалов в день, если не случается ничего срочного. В результате у отдельного нашего материала аудитория в 10 раз больше, чем у других изданий.
— Ваше издание также развивает собственный канал в Telegram. На ваш взгляд, Telegram-канал должен быть просто лаконичным отражением издания или ему нужен собственный контент?
— Telegram – это не тот же самый Федот, только в профиль. Это отдельная стилистика, отдельный контент. В Telegram вы можете позволить острое словцо, неприличный анекдот, слухи, за которые вас на сайте немедленно прижучит Роскомнадзор. Изначально мы завели Telegram-канал, чтобы продвигать сайт. Но сейчас это на 50% отдельное СМИ.
Тут же очень важна скорость и точка доступа. А точка доступа для читателя – это смартфон в кармане. Руководитель, сидя в машине, на сайт может и не зайдет, а канал механически просмотрит.
Telegram для нишевого издания – это VIP-канал доставки информации.
14 минут – это рекорд контакта со мной незнакомого пиарщика после выхода публикации в нашем Telegram-канале. В 16 часов пост вышел. За 14 минут его прочитал герой поста, вызвал пиарщика, тот начал меня искать и нашел в Петербурге. На публикации сайта такой скоростной реакции нет. Из чего делаю вывод: Telegram для нишевого издания – это VIP-канал доставки [информации].
За 1,5 года существования наш канал набрал всего 2,5 тысячи подписчиков. Каждый пост читает как минимум 1000 человек. Это трагично мало, по сравнению с инстаграмом какой-нибудь Гоар. Но тоже работает. Продвигать канал, рассчитанный на такую узкую аудиторию, очень сложно. Прибавляется 3-5-10 человек в день. Но прибавляется, а не убывает, и каждый день мы в небольшом плюсе.
— Кто из топов отрасли – ваш постоянный читатель?
— Наврать я вам могу, что угодно. Про совсем уж топов ручаться не могу. Но вице-президенты полутора десятков крупных компаний – точно. Это я вам говорю по личному опыту, переписке и скорости реакции на публикации.
— Монетизация – одна из главных проблем, с которой столкнулись СМИ по всему миру после того, как у рекламодателей появились рекламные каналы с прямым доступом к целевой аудитории (программатик реклама и т.д.). Какие возможности для монетизации есть у узкоотраслевого издания? На чем сегодня зарабатывают нишевые СМИ?
— У нас есть немного баннерной рекламы, которая носит имиджевый характер. Надо исходить из того, что мы – издание влияния. Помимо рекламы, нас кормят специальные выпуски и спонсирование. На рынке сложились хорошие отношения с читателями, я могу прийти в большую компанию и открытым текстом сказать, что-то вы нам давно денег не давали, замутим совместный проект для общей пользы. Серьезные партнеры прекрасно понимают, что мы не нужны им как рупор всегда. Но может настать момент, когда мы им потребуемся. Но до этого момента мы должны дожить!
Я не вижу особой безнравственности в лоббировании скидок на тарифы или заказном материале о новых типах вагонов. Это элемент жизни в профессиональном поле.
Хорошее подспорье – платные материалы. С точки зрения журналистской этики нас за это, наверное, покритикуют. Но, увы, так сейчас работает российский рынок. И честно говоря, я не вижу особой безнравственности в лоббировании скидок на тарифы или заказном материале о новых типах вагонов. Это элемент жизни в профессиональном поле. Просто и заказной материал должен быть интересным, написанным в нашем стиле. Иногда даже получаю в WhatsApp приветы от одного пиарщика другому, с «вражескими» комментариями – типа в следующий раз не так явно лоббируйте.
Наша целевая аудитория с рыночной точки зрения очень раздроблена. Не все носят костюмы и галстуки. Не все покупают шпалы. Не все продают вагоны. Конкуренция с чисто торговыми площадками вряд ли принесет нам хорошие результаты. Но думаю, что в ближайшем будущем мы попробуем маркетплейс. С ним проще сохранить доверие с клиентами, чтобы они не думали, первая или вторая половина их денег потрачены впустую.
Один из спецпроектов Vgudok
— В разное время вы руководили рекламными продажами в «Известиях» и «Российской газете». Назовите принципиальные отличия между подходами к рекламе в крупных новостных изданиях и узкоотраслевых?
— Если честно, это было так давно, и рынок так быстро меняется, что сравнивать трудно. Немного поразмыслив, принципиальных отличий нет. Тогда боролись за тираж – сегодня за уников. Цитируемость, известность – все то же самое. У нишевых изданий уже пространство маневра и продаж. Вот и все. А на самом деле ничего не меняется.
В реализации проекта Vgudok.com, как ни удивительно, для меня крайне был полезен опыт работы в газете «Финансовые известия», которую в 90-е издавали «Известия» и Financial Times. Британская газета входила в группу Пирсона (Pearson PLC. – Прим. ред.) вместе с журналом The Economist и несколькими десятками профессиональных отраслевых изданий, которые тогда назывались ньюслеттерами (это не имело никакого отношения к нынешним корпоративным листкам). Вот сейчас в железнодорожной отрасли мы делаем то, что еще в 90-е существовало офлайн в Европе.
Отраслевые издания должны быть качественными, к чему часто не готовы инвесторы.
— Какие перспективы развития у нишевых СМИ?
— Фантастические. Проблема только в том, что они должны быть качественными, к чему часто не готовы инвесторы. Вы не можете нанять на работу студента. Издателю нужен сильный главный редактор. Обучаемый. Не закоснелый. Интересующийся. И несколько таких журналистов. Нужно вкладываться в продвижение. Поэтому себестоимость никак не три копейки.
Я вложил во Vgudok и деньги, и душу – и только позитивная динамика развития поддерживает оптимизм. Но интересных отраслевых изданий почти нет. Запуск издания до выхода на окупаемость стоит от 30 млн рублей. Разброс большой по причинам, которые тут вряд ли нужно обсуждать. Получив опыт, сейчас я очень хочу запустить еще два отраслевых издания из смежного с железнодорожным бизнеса.
Что такое отраслевые издания
СМИ дверной и замочной отраслей
В качестве вступления позволю себе представиться. Меня зовут Ирина Майорова, я больше пяти лет работаю в одной из российских компаний, производящих дверные замки. По образованию я журналист. А это значит, что проблема, заявленная в названии статьи, знакома мне с разных сторон и не понаслышке. В общем, мне есть что сказать по этому поводу.
Прежде чем говорить что-либо об отраслевых средствах массовой информации, необходимо дать определение самому термину отраслевые СМИ.
Отраслевые СМИ – это периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, интернет-сайты, интернет-порталы, а также иные формы распространения информации, служащие интересам определенной отрасли науки, знаний, производства.
Иными словами, все те издания (печатные или электронные), которые занимаются распространением информации, относящейся к дверной и замочной отраслям, безоговорочно попадают под определение отраслевых средств массовой информации.
Как должно быть: задачи отраслевых СМИ
Перед отраслевым изданием высокого качества должно стоять несколько основных задач. Прежде всего это издание должно всячески содействовать налаживанию коммуникации между участниками отрасли. То есть оно должно стремиться к тому, чтобы в отрасли все знали всех.
Кроме этого, отраслевые СМИ должны давать независимую оценку деятельности и продуктам производства всех участников отрасли (слово независимую – ключевое в этом высказывании). То есть в идеале отраслевые СМИ должны предоставлять (и, соответственно, инициировать) независимые исследования качества и различных потребительских свойств продуктов/товаров/услуг данной отрасли, в нашем случае – дверей и дверных замков.
В любой отрасли (производство дверей и замков не исключение) есть немало экспертов, старейшин и просто людей, к чьему мнению прислушиваются. Безусловно, их оценки должны быть максимально объективными, для того чтобы служить ориентиром и для потребителей, и для самих участников отрасли.
В отраслевых СМИ должны высказываться разные точки зрения разных экспертов. Такие издания могут быть площадкой для дискуссий, даже если мнения участников дискуссии не совпадают с мнением редакции. По сути говоря, любой участник дверной и замочной отраслей должен иметь возможность выступить в отраслевом издании с публицистическим текстом, представляющим его точку зрения по тому или иному вопросу.
Кроме этого, одной из основных задач отраслевых СМИ является публикация интересных общекультурных материалов, каким-либо образом связанных с отраслью. Такие материалы способствуют повышению общего культурного уровня участников отрасли, их большей заинтересованности и осведомленности в том, чем они занимаются. Отраслевые СМИ разъясняют и уточняют терминологию, которой пользуются участники отрасли. Именно в отраслевых изданиях уточняются вопросы правильного использования тех или иных наименований, процессов и т.п. Иными словами, отраслевое издание должно быть своего рода источником культуры. Должно быть. В идеале.
Но как же обстоят дела на самом деле? Не в идеале, а в жизни? Однако, прежде чем ответить на такой непростой (по многим причинам) вопрос, предлагаю посмотреть на то, а где они, эти отраслевые средства массовой информации для дверников и замочников, сколько их и что они из себя представляют.
Как есть: обзор отраслевых СМИ дверной и замочной отраслей
Для начала – удручающий лично для меня как для представителя замочной отрасли факт. Отраслевых изданий именно замочной отрасли в России не существует как вида. Скажете: мол, отрасль и маловата, и узковата для собственного издания. Парирую мгновенно: в Великобритании (которая, кажется, немножко уступает России по площади и численности населения) есть свой отраслевой независимый журнал для замочников, и даже не один. В общем, это не замочная отрасль узка и мала – это ее состояние и уровень ее культурного развития в нашей стране оставляют желать лучшего.
Что касается дверной отрасли (к которой за отсутствием других вариантов пристегнуты и замочники), то на сегодняшний день можно всерьез говорить о двух специализированных проектах – DVERY.EU и «Дверное Дело». Позволю себе кратко описать каждый из этих проектов в отдельности, стараясь при этом воздерживаться от оценочных суждений.
DVERY.EU
Информационный интернет-портал, которому уже больше 10 лет. Дирекция портала находится в Республике Беларусь, но, поскольку все российские игроки замочно-дверного рынка там представлены в полной мере, можно рассматривать этот портал и в качестве российского отраслевого издания (или, точнее, отраслевого издания, чья деятельность распространяется на территорию России).
Вот как описывают цели создания портала его авторы: «Главной целью проекта DVERY.EU было создание единого ресурса для размещения и систематизации информации о дверных, оконных, мебельных и прочих строительных компаниях, а также о товарах и услугах, которые они предоставляют. Причем важна была и подача материала. Любой желающий должен был получить возможность легко ориентироваться в каталоге, найти нужный товар, узнать его характеристики и возможные пути приобретения». Иными словами, главной задачей это отраслевое издание видит прежде всего помощь потребителям в выборе товара. Далее авторы проекта говорят: «Проще говоря, пришел на сайт, вписал в поиске нужный товар и получил шанс, не бегая по магазинам, узнать где, что и почем можно приобрести».
Данная формулировка, как мне видится, исключает независимые исследования и обзоры. С другой стороны, независимость и объективность редакторского подхода состоит в том, что все материалы предоставляются представителями компаний, потребитель имеет возможность сравнить и увидеть все сам, а редакция портала как бы делает шаг в сторону от мнений производителей.
На портале DVERY.EU есть много интересных разделов, таких как Статьи, Новости, Интервью, Справочник и пр. Имеется интересный, на мой взгляд, раздел Пресса, где собраны материалы по тематике портала, опубликованные в других СМИ (печатных и электронных журналах, на телевидении).
Есть у портала DVERY.EU и свой печатный журнал под названием «За DVERYами» (игру слов в названии одобряю), однако за все время существования портала было выпущено всего два номера журнала – в 2013 и 2014 гг. По крайней мере, так заявлено редакцией самого портала в разделе Издания DVERY.EU.
В целом говоря, в случае с порталом DVERY.EU налицо попытка собрать в одном месте много разнообразной информации на тему дверей и замков.
Дверное Дело (www.dvernoedelo.ru)
Вот что говорят о проекте «Дверное Дело» авторы самого проекта: «Представляем вашему вниманию первое отраслевое информационно-аналитическое агентство «Дверное Дело» — один из наиболее авторитетных и профессиональных источников оперативной, достоверной и объективной информации о дверной отрасли России. Деятельность агентства направлена на классификацию и анализ данных о дверном рынке России, на поддержание в актуальном состоянии информации о компаниях дверной отрасли России, СНГ и Европы, а также на развитие профессиональных связей в дверном сообществе. «Дверное дело» — это мост между дверным рынком России и крупнейшими рынками СНГ и Европы».
Иными словами, изначально проект «Дверное Дело» ставит себе задачи не только информировать аудиторию о том, что происходит в дверной (и попутно замочной) отраслях, но и анализировать происходящие события (т.е. классифицировать их, выделяя главные и малозначительные, определять тенденции отрасли и т.п.).
На интернет-портале www.dvernoedelo.ru есть такие разделы, как Новости, Статьи, События, Общения и пр. Всего этого более чем достаточно для того, чтобы данный портал был полноценным отраслевой площадкой.
У «Дверного Дела» есть много печатных периодических изданий – федеральных и региональных журналов.
В качестве географии деятельности, если верить редакции проекта «Дверное Дела», заявлены: прежде всего – Россия, затем – страны СНГ, наконец – Европа. Ну тут даже и не поспоришь, поскольку география деятельности любого интернет-проекта теоретически может охватывать весь мир.
Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об отраслевых СМИ в нашей стране.
Двух отраслевых СМИ было бы вполне достаточно для дверной и замочной отраслей. Если бы все было так, как должно быть по-хорошему.
Что же не так? Проблемы отраслевых СМИ
Выскажу удручающую (а может, и в каком-то смысле этого слова провокационную) мысль: всё не так. И не потому, что всё плохо и никто ничего не понимает. Плохо всё потому, что прежде всего существующие отраслевые СМИ не имеют статуса сильного, независимого, объективного эксперта в среде участников отрасли. Знаете, такого вот титана, который если уж сказал, то сказал. Слово которого – на вес золота. К которому прислушиваются и профессионалы, и потребители. Подчас создается такое впечатление, что это не интересно ни компаниям-участникам отрасли, ни даже (и такое иногда приходит в голову!) самим авторам отраслевых проектов. Причин тому вижу несколько.
Отсутствие государственного финансирования – да, как бы избито это ни звучало, «сколько денег, столько песен». Отраслевые СМИ вынуждены сами бороться за свое место под солнцем. Развитие отраслевых СМИ часто зависит от финансовой мощи участников отрасли. Соответственно, в нефтедобывающей отрасли и отраслевые СМИ ничего так себе живут и не бедствуют (правда, качество их деятельности от этого не сказать чтобы заметно выше по сравнению со СМИ других отраслей, но это уже другой вопрос). Дверная и замочная отрасли – это, увы, не ключевые отрасли производства в понятии нашего государства. Поэтому СМИ замочно-дверной отрасли существуют в основном на то, что получают от спонсорства участников отрасли. Причем за это спонсорство сами же спонсоры готовы с издания пять шкур содрать. Это я тоже говорю на основе своих личных впечатлений.
В этой связи вспоминается организованная «Дверным Делом» московская конференция в сентябре 2016 года, спонсором которой была российская компания-производитель дверей и дверных замков. Нет, я, конечно, все понимаю: они спонсоры, они деньги заплатили, но ведь и так на конференции были их материалы, в зале стояли их замки, везде присутствовал их логотип. Однако этого, видимо, спонсорам оказалось недостаточно, потому что и модератор конференции, и сами спонсоры так сильно и много нахваливали свою продукцию, что наверняка набили оскомину у других участников мероприятия.
Я даже знаю, ЧТО мне на это могут возразить те самые спонсоры: вот вы в следующий раз проплатите конференцию – и нахваливайте себя, сколько вам угодно. Да в том-то и дело, что я не вижу никакой ценности от таких нахваливаний (ну, конечно, кроме финансовых дотаций организаторам конференции). Но деньги – они ведь скоро кончатся, а уважение к мероприятию, доверие к точке зрения отраслевого СМИ вернуть будет очень тяжело. Спонсорство – оно тоже должно быть циливизованным. Согласна: пускай спонсор поставит, скажем, свои замки на выставочных тумбах, раздаст свои материалы участникам конференции – но на этом все. Не надо организаторам так активно хвалить спонсора, пускай продукция спонсора говорит сама за себя. Вы свое дело сделали: предоставили за деньги спонсору возможность использовать вашу конференцию как площадку для презентации своей продукции. Но не более того! Можно купить площадь в вашем издании, можно купить возможность предоставить материалы на вашей конференции, но при этом нельзя купить вашего мнения. Вот, в моем понимании, по-настоящему профессиональный подход, который позволит и зарабатывать, и при этом не потерять ценности в глазах участников отрасли.
Нехватка профессиональных кадров в отраслевых СМИ – понимаю, насколько провокационно звучит данное утверждение для авторов и редакторов отраслевых СМИ. Возможно, они даже обидятся на это мое высказывание. Однако факт остается фактом: на сегодняшний день в отраслевых СМИ катастрофически не хватает людей с профильным образованием и способностями к журналистике. Сейчас редко когда встретишь текстовый материал высокого качества про двери и/или замки. Увы. Но, наверное, эта проблема есть неизбежное следствие из проблемы предыдущей. Без поддержки, прежде всего финансовой, отраслевых СМИ им трудно привлекать к работе хороших журналистов. Наверняка происходит текучка кадров, когда кто-то, набив руку, что называется, уходит дальше, где платят больше. А проект вновь вынужден брать кого-то с нулевым опытом.
Нехватка пишущих (или хотя бы заинтересованных) людей в самих компаниях-участниках отрасли – эта проблема уже лежит в сфере ответственности компаний-производителей и компаний-продавцов. Да-да, и нечего все перекладывать на отраслевые СМИ в данном случае. Я даже где-то понимаю редакторов порталов, когда им просто нечего взять в плане информации с сайтов производителей, оптовых продавцов и розничных магазинов.
Позволю себе привести один показательный пример. На сайте одного из оптовых продавцов замочных изделий Архангельска в разделе «Новости» я обнаружила текст (новостью назвать это затруднительно) следующего содержания: «Ну какие новости могут быть в нашем тихом, сонном Архангельске? Живы до сих пор, и то слава Богу». Вот такой вот оригинальный подход к освещению событий в замочной отрасли. Как говорится, на гребне волны. Эта новость и по сей день висит на сайте первой по дате публикации, а опубликована она, надо сказать, 15 апреля 2014 года. Иными словами, представитель этой компании хочет сказать, что с апреля 2014 года в замочной отрасли не было вообще никаких новостей – ни новинок продукции, ни участия компаний в выставке (из тех производителей, которые есть у этого продавца в ассортименте). Вот кого здесь винить? Не замочную же отрасль. Кстати говоря, этот продавец очень сильно возмущался по поводу моих замечаний о качестве текстов на своем сайте.
В штате компаний в большинстве случаев просто нет пишущих людей, т.к. на это также нужны средства. Многие компании, правда, пытаются решить данную проблему другими способами, например путем привлечения так называемых копирайтеров для информационного наполнения своих сайтов. Но результат часто бывает еще более плачевным, чем если бы сотрудники компаний своими силами пытались написать какие-то материалы. Потому что копирайтеры – это в моем понимании такая широкая прослойка малограмотных людей, пишущих непонятно что (набор букв, который трудно назвать текстом) и непонятно о чем.
Я как представитель определенного российского производителя замков всегда предлагаю свою помощь любым компаниям, но только в той части, которая связана с замками, которые производит моя компания. Я лицо заинтересованное, а посему не могу решить проблемы качественных материалов на уровне всей отрасли. Наверное, было бы неплохо, если бы такой вот помощник для компаний был на уровне отраслевого издания (даже если бы такая помощь оказывалась за деньги). Я думаю, что тогда это могло бы в некоторой степени уменьшить проблему низкого качества текстовых материалов в отрасли. При этом отраслевые СМИ получили бы дополнительный постоянный источник финансирования, а компании могли бы точно знать, к кому обратиться за написанием текстов, чтобы не получить результат низкого качества.
Самое печальное заключается в том, что представители многих компаний обижаются, когда им делаешь замечания (корректные по форме, но справедливые по содержанию) о том, что, скажем, тексты на их сайтах – откровенно слабые. Причем я, например, обычно говорю это не с целью обидеть автора или руководителя компании (художника, как водится, каждый может обидеть), а для того, чтобы предложить ему отредактировать, улучшить или просто переписать эти тексты самой. Опять же, повторюсь, я мониторю только те тексты, которые касаются вверенной мне продукции. То, что по остальным производителям тексты на сайтах компаний в основном такие же слабые, я прекрасно вижу, но не в моих интересах их исправлять. Наверное, таким вот мониторингом и должны как раз заниматься представители отраслевых СМИ. Возможно, необходимо даже ввести новую рубрику – типичных ошибок в употреблении терминов, в построении предложений и т.п., причем обязательно с примерами. Ведь есть разница в том, кто укажет компании на ошибку – я, конкурент, или редактор отраслевого журнала, который является своего рода арбитром для всех участников, а посему может каждой компании отрасли указывать на несоответствие ее текстов правилам русского языка, на неправильное употребление терминов, на нарушение «Закона о рекламе», наконец.
Низкий уровень культуры в дверной и замочной отраслях в целом – это то ли базовое следствие из всего вышесказанного, то ли основная причина тех проблем, о которых я только что сказала вкратце. Многие участники отрасли не хотят слушать друг друга, учиться друг у друга, совершенствоваться, углубляя свои знания и повышая собственную квалификацию как специалиста отрасли. Все гонятся за сиюминутной выгодой. Урвать, обмануть, нажиться сейчас – вот, к сожалению, каким видится мне основной посыл многих дверников и замочников. Этот же посыл я вижу и на уровне целых компаний в качестве официальной политики.
Позволю себе привести еще один пример из личной практики. В рамках прошедшей в Москве выставки Mosbuild-2017 мне довелось пообщаться с представителем производителей дверных замков Cisa. Так вот, он вполне справедливо говорил о том, что нет такого понятия в дверных замках, как конкуренты. Есть другие производители. И иногда даже, при отсутствии нужного покупателю дверного замка в ассортименте, необходимо определенное мужество, для того чтобы отправить этого покупателя к другому производителю. Да и вообще, другие производители – это ведь хорошая возможность для каждой из компаний учиться тому, чего у самих не хватает. Становиться лучше. А не опускать другого производителя до своего уровня. Мол, он плохой, пускай и у меня не покупают, и у него. Буду работать в минус, лишь бы насолить конкуренту. Это в корне неверный подход. Других производителей надо уважать (если есть за что уважать), но в любом случае – эффективно конкурировать можно только путем повышения собственного качества. Однако это уже немного другая история.
Корпоративные СМИ как один из источников решения проблемы отраслевых СМИ
Почему я делаю акцент именно на корпоративных СМИ? Представляю, как большинство читателей моего материала (если такие вообще найдутся) в этот момент подумают: «А то нам больше заняться нечем, как только газету издавать». Действительно, корпоративное издание – вещь сложная. Знаю это не понаслышке, т.к. сама занимаюсь изданием корпоративной газеты, и больше одного раза в год ее выпускать не получается. Конечно же, не всякая компания может себе позволить корпоративное издание. Но, по моему стойкому убеждению, компании-производители (крупные дверники и замочники) просто обязаны иметь свое небольшое издание. Пускай раз в год, пускай на четыре странички, пускай в электронном виде – но оно должно быть. Это позволит компаниям-производителям уделять большее внимание количеству и качеству материалов, выходящих за их подписью. В штате появится человек, в обязанности которого будет входить помимо организации корпоративного издания информационное наполнение сайта компании, отслеживание новостей в отрасли в целом. И именно с этими людьми проще всего будет взаимодействовать представителям отраслевых проектов (проектов, СМИ – называть можно как угодно). Если информацией будут заниматься те, кто этим должен заниматься, а не продавцы в обеденный перерыв, то и результат, соответственно, станет лучше. Соответственно, представители мелкооптовых и небольших розничных компаний-продавцов всегда смогут обратиться к производителю с просьбой помочь в наполнении их сайтов материалами об этом производителе и получить материалы высокого качества (хотя бы приемлемого).
Может быть, тогда что-то сдвинется с мертвой точки? Например, начнет меняться та ситуация, при которой все участники отрасли – и производители, и продавцы, и отраслевые СМИ – немножко отойдут от своих сиюминутных интересов, вернее дополнят их интересами повышения культуры дверной и замочной отраслей в целом.
Очень хочется верить в это.