Что такое оценка произведения в литературе
Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?
Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.
Понятие и структура анализа художественной литературы
Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.
Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:
Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:
Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.
Особенности анализа разных типов художественных трудов
Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:
Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:
Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.
Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды
Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.
Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.
Что значит анализ произведения
Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.
Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.
Схема анализа литературного произведения
Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:
История создания
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).
Тема, идея и проблема
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».
Композиция и ключевые эпизоды
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.
Система героев и образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Художественные средства
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:
Выводы
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий
Виды анализа художественного произведения
Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.
Анализ прозаического произведения
Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.
Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.
Анализ поэтического произведения
План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.
При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.
Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.
Анализ драматического произведения
Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.
Анализ фольклорного произведения
При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.
Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Метод/система оценки художественных произведений (книг)
Метод/система оценки художественных произведений (книг).
А выдумка, искусство это всегда субъективно, у разных людей разные вкусы, и то, что нравится одному, может вызывать безразличие или неприятие у другого человека.
Поэтому выбрать критерии для оценки не самая простая задача. Большинство людей не задумывается об этом и оценивает чисто интуитивно, что в конечном результате делает общую оценку невнятной и еще более расплывчатой, чем просто субъективное мнение.
Сейчас площадкой для оценки книг стал интернет.И на большинстве сайтов предлагают оценить либо по 5ти бальной системе, либо по 10ти бальной, при этом не объясняя, за что же давать эти самые баллы.
Я использую простую систему, которая позволяет оценить произведение по 5ти бальной системе (точнее 15 бальной, об этом ниже) и достаточно просто превратить эту оценку и в 10ти бальную (умножив пятибальную на 2).
Почему разница в 3 раза (5 балов и 15)? потому что 5ти бальная система, знакомая нам по школе, на самом деле должна быть 15ти бальной. Считайте сами: например с 3 до 4 можно поставить 3+, 4- и только потом 4. т.е. 3 отметки. Так что в 5 баллах реально 15 пунктов.
Одним из важных моментов для понимания этой системы является еще и то соображение, что даже оценка например в 1+ (кол с плюсом)это действительно лучше, чем просто 1 или 1-
Но перейдем непосредственно к самой системе, оценивается 5 параметров:
Насыщенность, продуманность мира
1 балл непродуманный мир
2 балла средний мир
3 балла четко прописанный мир
1 балл частая нелогичность происходящего
2 балла редкая нелогичность
3 балла логичность
Эмоции, вызываемые персонажами
1 балл безразличие к персонажам
2 балла персонажи вызывают редкие эмоции
3 балла сопереживание персонажам
Общий уровень описания событий
1 балл скудный язык повествования
2 балла нормальный язык повествования
3 балла богатый язык повествования
1 балл книга вызывает желание никогда не перечитывать её
2 балла возможно когда нибудь я перечитаю книгу
3 балла обязательно перечитаю
Надеюсь, что оценивание книг по этой системе более информативно, чем просто «интересно/не интересно».
Спасибо, что прочитали этот пост)
охуенно, научный подход, систематизация, стандартизация, только нахера это все, осилил/не осилил вполне хватает
Проще брать не оценку каждой кники, а эталон параметра. Например: насколько вы оцените книгу «бла бла бла» в диапазоне от » дети против волшебников» до «книга от которой вы фанатеете»)
Оценки ни фига не однозначные.
Какие в итоге получаются реально используемые оценки? 2, 3-, 3, 4-, 4, 5-, 5. Иногда 5+, но только у особо эмоциональных учителей. И шкала волшебным образом мутирует в семи- или восьмибалльную. Тебе точно нужно было приплести сюда школьные оценки для большей логичности? На сколько баллов надо оценить логичность твоего поста?
Графоманов же, подсовывающих на критику свои творения, увлажненные канцеляритом и штампами намного сильнее, чем, сцуко, самая влажная твоя фантазия, хочется убивать, особенно когда они с умным лицом говорят, что их друзья очень хвалили эти опусы, особенно за язык. Срочно читать хотя бы Нору Галь, срочно!
Объективные критерии оценки произведения
Оговорюсь сразу. Сей опус – клиппинг, плагиат – называйте, как хотите. Я взял готовую книгу, уменьшил текст в 100 раз и подверг незначительной редакторской правке. Выдумать лучше того, что уже есть – невозможно. А главное – надо ли?
СМЫСЛ : ЕСТЬ ЛИ ГАРАНТИЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЦЕНЗИИ НЕ ПО СХЕМЕ «САМ ДУРАК»? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ?
Так вот, есть – и гарантия, и методика.
…Один из основных приемов познания мира – сравнение. Но труднее всего сравнивать и оценивать произведения искусства и литературы. Как правило, каждый оценивает их, руководствуясь собственным опытом, своими собственными вкусами и пристрастиями. Более того, распространено мнение, что оценить произведение объективно просто невозможно. Как же быть? С одной стороны, по прочтении текста мы его неизбежно оцениваем, а с другой – мнений о прочитанном столько же, сколько и читателей! Нельзя ли выработать систему экспертных оценок, которые дали бы возможность сравнивать различные произведения по одним и тем же критериям? Ведь оценивают таким образом судьи выступления по художественной гимнастике или фигурному катанию…
Генрих Альтшулер (он же – создатель ТРИЗ, он же – писатель Альтов) в свое время предложил методику оценки художественного произведения (в том числе) по пяти показателям. По каждому показателю произведение можно оценить от 1 до 4 баллов, после оценки по всем показателям полученные оценки перемножаются – получается общая оценка. Оценка – универсальная, признанная мировым сообществом.
Кроме того, можно разделить тему и идею произведения и оценивать их порознь.
Из энциклопедий :
1. «..тема – это то, что писатель изображает, идея – это то, что он хочет сказать об изображаемом, оценка его. Точнее, идея – это то, что писатель говорит и самой своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, а также и тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать у читателя и которое может быть шире того, что непосредственно изображается в произведении…”.
2. “ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – обобщенная, эмоциональная, образная мысль,
лежащая в основе содержания произведения искусства…”
Что представляет собой указанная шкала? Она позволяет оценивать тему, идею и их воплощение по пяти следующим показателям:
– субъективный фактор (“нравится – не нравится”).
– художественная ценность;
– человековедческая ценность;
– убедительность;
– новизна.
1. Субъективный фактор (“нравится – не нравится”).
Речь идет о впечатлении, которое производит произведение на читателя.
1 балл – никакого впечатления.
2 балла – хорошее произведение, которое производит сильное впечатление (однократно, желания перечитать – нет).
3 балла – произведение много раз перечитывалось и всегда давало что-то новое (или непременно производило сильное впечатление).
4 балла – произведение оказала влияние на жизнь, судьбу, на мировоззрение читателя.
2. Оценка художественной ценности.
Одна и та же идея может быть по-разному воплощена в художественных произведениях. Нужно попытаться оценить стиль автора, его умение строить сюжет, пользоваться языком. Любое произведение – это самовыражение автора. Как преломились его впечатления, его мироощущение, как выплеснулись они на бумагу? Здесь одна крайность – «безличный набор слов, начисто лишенный индивидуальности…», другая крайность – «свой колорит имеет каждая строка, автор узнаваем в каждой фразе…».
1 балл – нет художественной ценности, в частности – нет индивидуальности, нет проявления личности автора. (Здесь следует заметить, что проявление серости или глупости автора нас не интересует).
2 балла – одна художественная находка; в сюжете, стиле, настроении, языке произведения, характерах героев и т.д. В частности, проявляется особенность, присущая именно данному автору.
3 балла – несколько художественных находок (в частности, все произведение целостно отражает личность автора).
4 балла – то, что выше 3-го уровня.
3. Оценка человековедческой ценности.
Литература – это человековедение (и обществоведение). Сила темы (идеи) зависит и от того, в какой мере она позволяет раскрыть авторский замысел.
1 балл – чисто бытовая ситуация или идея, относящаяся к человеку (обществу), но не содержащая элементов поведенческой новизны (или, точнее, редкости), в частности, известная человеческая ситуация, без изменений “разыгранная” на фоне реалий «душевных перекрестков сознания».
2 балла – о человеке (обществе) сказано уже известное, но есть новые детали, особенности и т.п. В частности, новые ощущения человека в обычной (либо – напротив – необычной) обстановке, нетрадиционная реакция.
3 балла – человек (общество) поставлен в необычные обстоятельства, либо – рассматривается под необычным углом зрения, благодаря чему в человеке (обществе) раскрывается нечто новое (или хорошо забытое старое).
4 балла – новые принципы (или новое о принципах) построения общества. В частности, все художественно оформленные утверждения о вечных истинах под новым углом зрения.
Прежде чем поставить окончательную оценку, постарайтесь ответить: что нового мы узнали о человеке и обществе? Велика ли “доза” новых сведений (мыслей): детали или нечто принципиальное? Может быть, что-то новое о принципах построения и изменения всего общества? Не завышена ли оценка? 4 балла – это уровень эпилога “Войны и мира” Льва Толстого.
4. Оценка убедительности (обоснованности)
Мало «выплеснуть на бумагу» (ну, или, на клавиатуру) сумбур эмоций, мало расставить приоритеты восприятия для читателя, нужно еще обосновать все это так, чтобы читатель поверил. Поверил в правдоподобность ситуации, в силу чувств, в реальность решимости, или – наоборот – в глубину опустошенности и отчаяния.
1 балл – чисто условная тема (идея) идея. Такая тема (идея) ничем не обоснована, она может противоречить общеизвестным фактам, быть сказочной, метафоричной, условной – и т.д., и т.п. Автор и не пытается убедить читателя в подлинности как фактурного, так и эмоционального фона.
2 балла – тема (идея), имеющая литературное обоснование. Такая тема (идея) снабжена внешне правдоподобными “доводами”, “доказательствами”, но при ближайшем рассмотрении оказывается все же очень далекой от правдоподобной реализации.
3 балла – умозрительная ситуация, но оформленная правдоподобно настолько, что возражения против реализации ее в жизни не особо весомы (допускается двоякое толкование).Она (ситуация) должна быть не ниже 2-го класса по новизне (иначе получится, что мы высоко оценим чье-то умение убедительно описать чужие переживания).
4 балла – то, что выше 3-го уровня.
Речь не идет об откровенном плагиате или о супергениальном использовании нестандартной тематики в красочном художественном оформлении. В конце концов, автор – не обязан знать о существовании всех прототипов и об их «раскрученности». Как говорится «на вкус и цвет – …». Но – при всем при том – имеют место быть – как крайности – либо очевидность, либо нетрадиционность.
1 балл – тема (идея) использована повторно “одно к одному” или перекрывается более ранней и более полной реализацией (в другом произведении, в целом ряде произведений).
2 балла – прототип изменен, но нет качественно новой ситуации.
3 балла – прототип изменен так, что появилась качественно новая ситуация.
4 балла – новая ситуация, не имеющая близких прототипов в фольклоре, литературе и т.д. и т.п. Такая идея (тема, ситуация) может служить прототипом для идей (тем, ситуаций) 2-го и 3-го уровней.
Тема, идея. По каждой – 5 показателей. По каждому – одна оценка и 2 – 3 (а может – больше) предложений обоснования.
С одной стороны : проставил оценки, но не смог обосновать – вешай лапшу на уши кому-нибудь другому.
С другой стороны : получил оценку и не смог возразить – пиши на себя жалобу.
Анализ художественного произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Исторический аспект
В общеобразовательной школе на уроке литературы школьники достаточно часто получают задание выполнить анализ художественного произведения, например, романа, поэмы, повести и так далее.
Приступая к анализу, следует подробно познакомиться с историческим контекстом произведения. Для нас является важным в каком году было написано произведение, какие исторические события могли повлиять на его идею и проблематику. Немаловажным будет указать, как долго автор находился в процессе написания этого произведения, и в какой период своей жизни он его сотворил.
Здесь стоит отметить, что существует значительная разница межу исторической обстановкой и исторически-литературной обстановкой. Под исторически-литературной обстановкой обычно понимают типичные литературные направления, которые доминировали в момент написания произведения, место произведения среди произведений других писателей, написанных в это время, критику произведения, его оценку современниками.
Род и жанр
В литературе присутствует всего три основных направления:
Всего существует три видовые разновидности литературы:
Основными жанрами произведений являются:
Концептуальный уровень произведения
Концептуальный уровень включает в себя:
Под темой произведения подразумеваю то, о чем в нем идет речь. Это явления и события, которые описывает автор в своём произведении. В произведении обычно присутствует несколько тем, их совокупность называется тематикой произведений.
Под проблемой понимают тот аспект, который авторхотел бы осветить больше всего.
Под идеей понимается основная мысль писателя, обычно писатель предлагает каким образом возможно решить поставленные в произведении проблемы.
В произведении так же есть пафос. Пафос – это та оценка, которую автор дает событиям, описанным в это произведении, отличается особой эмоциональностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные герои и организация произведения
В плане анализа необходимо описать основных героев, а также дать им краткую характеристику. Следует так же кратно перечислить второстепенных героев. Обязательно следует обратить внимание на то, как автор относится к каждому из главных героев.
То как построено и организовано литературное произведение называется композицией. К основным средствам композиции относят:
Под сюжетом понимают те события, которые происходят на страницах произведения. Сюжет произведения может быть изложен несколькими способами, например, в хронологической последовательности, а может с отступлениями и в прошлое или будущее. Иногда автор преднамеренно переставляет местами события произведения.
В произведении могут присутствовать и несюжетные элементы, такие как вставные эпизоды и лирические отступления. Они нужны для того что бы автор мог высказать свои чувства, эмоции в отношении описываемых событий.
Конфликт почти всегда присутствует в произведении, это борьба взглядов, интересов, характеров. Конфликт может быть, как явным, так и скрытым, его степень варьируется в зависимости от развития сюжета.
Вступление к произведению называется прологом. Обычно в нем рассказывается о прошлых событиях, его цель – настрой читателя на чувственное восприятие произведения. В литературе пролог не всегда встречается в произведениях.
Большую роль в структуре произведения играет экспозиция. Экспозиция изображает условия и обстоятельства перед началом действий. В свою очередь экспозиция может развернутой, неразвернутой, ее место так же не всегда определяется в начале, она может встречаться и в середине и даже в конце. Благодаря экспозиции читатель знакомится с героями, обстановкой, временем.
После экспозиции следует такой элемент как завязка. Здесь завязывается конфликт и начинается сюжетная линия. Даже из завязки выходит развитие действий, начинается череда событий, усиливается конфликт, противостояние обостряется.
Самый напряженный момент произведения носит название – кульминация. На этом этапе достигается наивысшая точка конфликта. В кульминации отображена главная проблема произведения, в этот момент герои максимально показывают стороны своего характера. После кульминации автор обычно описывает решение конфликта или назначает пути его решения, этот этап в произведении носит название развязка. В развязке происходит заключение сюжета. В развязке автор так же может оставить конфликт не разрешенным, давая возможность читателю самому порассуждать над этим вопросом.
Принципы и элементы композиции
В этом пункте следует отобразить какой ведущий принцип композиции присутствует в произведении:
Необходимо так же сказать о дополнительных средствах композиции:
Следует упомянуть и о композиционных приемах, например, внутренние монологи, дневники.
Мнение автора
Оценка автора может быть прямой или косвенной. Необходимо указать каким образом автор описывает своих героев. Например, изображает в событиях, описывает внешность, черты характера или описывает с помощью диалогов и монологов.
Мнение автора так же прослеживается через те средства выразительности, которые он использует, описывая героев и события, например, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и другие.
Значение произведения и отличие его от других
В заключении следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.
В конце расскажите какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного. Так же следует рассказать об общественном значении произведения. Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.