Что такое оценка в школе определение
Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка»
Наталья Алыкова
Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка»
Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка
Оценка и отметка – важнейшие составляющие оценочной деятельности ребёнка, но не одно и то же.
Оценка – это процесс и результат оценивания, выраженный обычно в вербальной форме.
Отметка – формальный параметр результата, цифра, официально выставляемая на основе специально разработанных критериев. Оценка необходима в школе, как, в принципе, в жизни. Если не давать оценку деятельности человека, как он узнает, хорошо или плохо, правильно или неправильно он поступает?
Одной из проблем школьного образования, требующих повышенного внимания, является мотивирование ученика на получение знаний, повышение познавательного интереса. А формирование отношения учащегося к учебной деятельности теснейшим образом связывают с оценочной деятельностью учителя. Именно в оценивании, подразумевая под ним незыблемые «1», «2», «3», «4», «5», зачастую видят причину не только снижения мотивации, но и возникновения серьезных психологических проблем, вплоть до разрушения личности. Почему так получается? И почему о негативном воздействии оценки говорят только применительно к школе?
В жизни ребенка оценка появляется задолго до школы, как словесное выражение отношения взрослых к его действиям. Дети от природы приспособленцы, и это положительное качество, если рассматривать его как условие выживания вида. Ребенок очень скоро начинает понимать, какие его действия оцениваются положительно, а какие отрицательно. Все дети без исключения хотят похвалы, хотят быть хорошими. Поэтому «если ты поступаешь хорошо, то ты хороший» – это само собой разумеется. А вот знак равенства между «ты поступил плохо» и «ты плохой» недопустим. Конечно, любовь родителей безусловна, ребенок, в конце концов, понимает, что он любим, просто потому что он их ребенок. Но темные кирпичики в фундамент самооценки закладываются сразу и прочно.
Но вот ребенок идет в школу. И сразу попадает в другую систему координат. Он по-прежнему любознателен и деятелен, но теперь его деятельность в первую очередь интеллектуальная, и оценивает ее учитель. И то, что эта оценка становится известна сразу большому количеству значимых для ребенка людей – родителям и одноклассникам, составляет главную проблему. Кроме самой положительной оценки малышам очень важна ее общепризнанность. Для них получение знаний еще не имеет перспективного значения, оценка их деятельности для них важнее получения знаний. Поэтому младшие школьники так остро переживают неуспехи в учении и плохие отметки.
Именно в младшем школьном возрасте чаще всего происходит подмена мотивации: все старания ребенок направляет не на получение знаний, а на получение хороших отметок. Именно к младшему школьнику нужно быть особенно внимательными учителям и родителям, помня о том, что от их отношения зависит его самооценка, самоуважение. Постоянная неуспешность ребенка, подтверждаемая низкой оценкой учителя и негативно воспринимаемая родителями, неизбежно ведет к нарастанию неуверенности в себе, чувству неполноценности и, как следствие, снижению уровня притязаний. Фактически на этом этапе закладываются будущие удачи и неудачи не только в школьной, но и в жизни человека вообще.
Становясь подростком, ребенок очень сильно меняется. Изменяется гормональный фон, внешность и характер ведущей деятельности. В этом возрасте для него важно быть социально признанным и одобренным, поэтому мнение сверстников выходит на первый план, оно в большей степени влияет на его самооценку. Высокие школьные отметки далеко не всегда обеспечивают подростку авторитет среди ровесников. Зачастую происходит обратное. Расширяя сферу интересов, участвуя в различных кружках и спортивных секциях, общаясь и развлекаясь за пределами школы, подростки интересны друг другу вовсе не своими учебными достижениями. Поэтому интерес к учебе ослабевает и успеваемость в средних классах, как правило, снижается.
Изменяется и отношение к оценкам. Подросток, как правило, настроен очень критично по отношению к мнению взрослых, и низкая оценка воспринимается им не так драматично. Иногда может показаться, что он вовсе не придает значения своим учебным успехам, не желает преодолевать трудности, не ставит перед собой никаких целей. Но тот же подросток может глубоко переживать из-за неудач в своей внешкольной деятельности или в общении со сверстниками. Нужно поддержать их, помочь реализоваться в любимых занятиях, научиться в этой области ставить цели и добиваться успеха.
Беда, если родители, стремясь удержать «дитя» в ежовых рукавицах, усиливают контроль над учебной деятельностью в ущерб всем прочим интересам ребенка. «Заучкам», «зубрилам» и «ботаникам», которые дрожат над отметками, живется в средних классах весьма несладко.
К старшим классам, как правило, под влиянием внеклассной и внешкольной деятельности, формируются профессиональные намерения учащихся. Соответственно отношение к учебным предметам и к отметкам становится дифференцированным. Возрастает ценность положительных отметок по интересующим предметам. На низкие отметки по тем дисциплинам, которые не входят в круг их профессиональных интересов, старшеклассники реагируют не так остро, как раньше. Неформальные, доверительные отношения со значимыми взрослыми, проявление с их стороны уважения к нему как к личности влияют на самооценку ученика, его отношение к учебе, выбор профессии и даже образа жизни.
И в этом возрасте в безусловном проигрыше остаются ученики, одержимые высокими баллами по всем предметам. Если единственная цель ребенка – получение высоких отметок, он, как правило, перегружен, не общается со сверстниками, не расширяет круг своих интересов и возможностей и не особо задумывается о своём будущем. Его профессиональные интересы не сформированы, выбор профессии часто продиктован родителями и далек от реальных склонностей и даже способностей ребенка. Кроме того, таких детей часто настигает «синдром отличника». Привыкшие к высоким баллам любой ценой, они часто психологически ломаются, выходя в самостоятельную жизнь, в которой мало кого интересует школьная золотая медаль.
Обобщив все сказанное об отношениях «оценка – отметка – ученик»,выводы можно сделать следующие:
— оценка учебной деятельности и отметка, выводимая на основании оценки, – необходимы;
— основной недостаток существующей системы оценивания – это возможное травмирующее влияние на личность ребенка;
— оценка и отметка напрямую влияют на мотивацию учебной деятельности, самооценку и уровень притязаний, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими и на развитие личности в целом;
— развитие личности возможно лишь тогда, когда в роли главного мотива выступает познавательная потребность, а не педагогическая оценка, а тем более отметка в журнале, сами по себе.
Так что, правы те, кто выступает за отмену отметки? Не будет отметок и вместо того, чтобы учиться ради них, ученики сразу станут учиться ради приобретения знаний и умений? Сомнительно. Не сам ученик выбирает отметку в качестве мотива учебной деятельности. Им могут руководить потребность в одобрении со стороны учителя, стремление завоевать авторитет товарищей, желание получить какие-то бонусы от родителей (свободное время, гаджеты, все, что угодно, что входит в систему ценностей) и многие другие потребности. Проблема не в том, что отметка устарела, а в том, что она превратилась в инструмент психологического давления на ученика.
Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой. В разное время в России применялись 3-х, 5-и, 8-и, 10-и, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная,которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.
В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценивания с обратной зависимостью т. е.имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehrgut «отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 — ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно» 6 — ungengend «очень плохо».
Во Франции 20-балльная система, в Великобритании нет унифицированной системы оценок, она отличается не только в различных регионах, но и в зависимости от программы обучения. В Японии используется 100-балльная система.
В США индекс качества A(эй) – E(и) или (F(эф)обычно классифицируется по следующей пятибалльной шкале:
Считается, что всё, что ниже D, по определению провал. В процентномотношении это выглядит так: А 90-100%, В 80-89%, С 70-79%, D 65-69% E(F)64% и ниже.
Оценочная деятельность вызывает наибольшее количество вопросов в деятельности педагога. Оценочная деятельность обычно осуществляется в вербальной форме, а затем в форме отметки в журнале. Оценка – развернутая словесная характеристика не только результатов учебной деятельности, но и прилежания, усилий и творчества учащегося. Для хорошего учителя оценка – всегда сложно.
На первый взгляд, нет ничего замысловатого в том, чтобы похвалить ученика, который готов к уроку, поругать того, кто не готов, и выбрать из пяти цифр подходящие для обоих. Как раз это и есть самое сложное. Как показывают всевозможные опросы, проводившиеся среди педагогов, нет единства в критериях оценивания учащихся, оно просто невозможно, а значит, оценка всегда субъективна.
Ошибки в оценивании существуют столько же, сколько и оценки, и чрезвычайно живучи, хотя всем известны их негативные последствия.
Все знают, что оценка должна быть справедливой. Однако занижение оценок встречается сплошь и рядом. Это может быть классический авторитаризм, а может быть неуверенность в себе и желание самоутвердиться. Но в классе,где учитель произносит: «Лобачевский знал математику на «5», я знаю на «4», а вы (класс) в лучшем случае на «3», – Лобачевских точно не будет.
Завышение оценок, излишнее великодушие, чем бы оно ни было продиктовано, так же вредно. Все, что легко достается, низко ценится. Ученик перестает прикладывать усилия для изучения предмета и в результате перестает развиваться в данном направлении.
Просто в особенностях человеческой психики берет начало такое явление, как тенденциозность, когда учитель оценивает ученика, исходя из личного к нему отношения, а еще хуже – мнения коллег или руководства. «Эффект ореола», типичным проявлением которого является суждение о способностях ученика по внешним данным, играет с учителем злую шутку. Далеко не всегда внешне несимпатичный или неопрятный мальчишка обязательно глуп, а «девочка из хорошей семьи» – умница.
И совершенно нет оправдания использованию оценки в качестве наказания. Сопровождаемая угрозами, нотациями, не доброжелательной иронией в адрес ученика, высказанными публично, отрицательная оценка унижает его достоинство, разрушает взаимоотношения в классе, уничтожает мотивацию к учению.
Именно благодаря вышеперечисленным досадным явлениям все острее сегодня стоит вопрос о том, как оценивать учебную деятельность, какой должна быть учебная отметка и насколько она вообще необходима в системе образования. Нужно также принять во внимание, что ошибки в оценивании зачастую продиктованы не столько человеческим фактором, сколько общим для системы образования последних десятилетий увлечением рейтингами, процентными показателями успеваемости и прочими бумажными свидетельствами якобы качественной работы учителя. Под влиянием требования повысить успеваемость любой ценой сами педагоги постепенно теряют собственную ориентацию, стремление, а потом и способность к творчеству.
Проблема актуальна давно, но, судя по тому, что отметка по-прежнему выполняет функцию контроля и оценивания учебной деятельности учащихся, продуктивных подходов к ее решению в масштабе всей системы образования пока не нашлось.
Вернемся к сказанному вначале: дело не в оценке или отметке как таковых. Без них невозможен учет учебных достижений учащихся, то есть, не только количества и качества полученных знаний, но и умения применять эти знания на практике, активности ученика при получении этих знаний, стремления к познанию, прилежания – всего, что составляет познавательную активность и учебную мотивацию. Мало ткнуть в проблемные моменты пальцем и этим же пальцем погрозить, дескать, больше так не делайте. Да и не только в учительских недоработках дело.
Интересны результаты психологического опроса учащихся разного возраста, учителей и родителей. На вопрос о том, необходимо ли изменить существующую в школе систему оценивания, положительно (почти 90 процентов опрошенных) ответили педагоги! Далеко не все школьники хотели бы, чтобы отметки исчезли из их жизни навсегда. Физически и психически здоровые дети, нацеленные на лидерство, рассматривают их как награду за успехи и стимул к достижению новых. Меньше всего положительных ответов на этот вопрос дали родители.
Причины родительского консерватизма разные. Чаще всего отметка – удобный инструмент управления ребенком: хорошие отметки – получишь награду, плохие – не получишь. Стоит ли говорить, насколько уродливо подобное выражение родительской любви и заботы и как разрушительно оно влияет на отношения в семье. Кто-то из родителей убежден, что высокие баллы – это пропуск в лучшую (успешную, богатую, престижную, какую угодно, но лучше, чем у них) жизнь. Они всячески внушают это своим детям, не думая о том, какие разочарования ожидают их чад, если эти расчеты не оправдаются. Какие бы мотивы ни двигали родителями в борьбе за высокую успеваемость детей, возведение оценки (отметки) в абсолют, почитание ее мерилом ценности собственного ребенка – недопустимо.
Не стоит превращать отметку в средство наказания. Отрицательные оценки — это, конечно, проблема, они всегда болезненно воспринимаются детьми. Но если учитель не «переходит на личность», если он искренне огорчается вместе с ребенком, выражает свои чувства без грубости и нотаций, он не потеряет контакт с учеником. Это позволит педагогу направлять и корректировать дальнейшие учебные действия ученика.
Оценивать следует не ребенка, а его деятельность. Для того чтобы даже отрицательные отметки воспринимались учениками как справедливые, при оценивании стоит сначала отметить все положительное в деятельности ученика, а потом только очень тактично высказать критику. Между «ты лентяй» и «ты сегодня поленился» большая разница.
Успехи и неудачи ученика сравниваются только с его собственными, а никак не с успехами других детей. Уместно и полезно саморецензирование, сопоставление разных по времени достижений, констатация правильности выполнения задания и эмоциональная поддержка ученика в ходе работы. Только так он может поверить в свои силы, сохранить мотивацию достижений и уровень самооценки.
Отметка должна быть аргументирована и справедлива. Развернутые, содержательные оценки учителем ученических ответов и работ, даже если баллы невысоки, всегда положительно влияют и на учебную деятельность, и на личностное развитие детей, и на их взаимоотношения. Объективности оценок может содействовать метод взаимного рецензирования. Этот способ очень эффективен, так как положительно влияет не только на учеников (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной либо, наоборот, заниженной самооценки, но и на развитиесобственных профессиональных качеств учителя: уважения к ребенку, терпеливости, педагогического такта.
Отметка должна выставляться в журнал и дневник своевременно. Очень часто учитель, выставляя отметку, не комментирует ее. Отметка в дневнике необходима прежде всего родителям, которые должны на неё правильно реагировать.
Во-первых, ни в коем случае не следует встречать ребенка из школы вопросом: «Что ты сегодня получил?» Если отметки хорошие, ребенок скажет сам. А если плохие, он уже и так огорчен, а вы своим вопросом подчеркнете важность отметки, а не его душевного состояния.
Во-вторых, узнав о плохих отметках, необходимо найти слова, которые убедят ребенка в том, что он важен и ценен независимо от школьных оценок, как для вас, так и вообще. Учеба рано или поздно заканчивается, а самооценка остается с человеком и определяет уровень его притязаний всю жизнь. Не программируйте неудачника.
В-третьих, помогайте ребенку решить задачу, написать, нарисовать, начертить. Помогите, а не сделайте вместо него. Читайте вместе с ним, пойте, сочиняйте, тренируйте его память и внимание, вам это тоже будет полезно.
В-четвертых, подумайте, соответствуют ли ваши требования и ожидания возможностям ребенка, легко ли ему дается учение. Очень многие взрослые, особенно те, кто в детях желает реализовать собственные амбиции, воспринимают отметку как сверхценность и внушают это отношение своим детям с самого начала обучения. Для таких детей учеба – постоянный стресс, так как они убеждены, что от их школьных отметок зависит все,что для них важно: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом.
Даже если какие-то из учебных дисциплин «не даются» вашему ребенку, относитесь к этому спокойно. Помогите выделить те предметы, по которым ребенок вполне способен получать высокие отметки. И не обязательно «пятерки». Максимум отметки для каждого ребенка свой: у кого-то «пять», у кого-то «три». Не сравнивайте своего ребенка с другими, вспомните себя, скорее всего, вас тоже сравнивали, и вас это не только не мотивировало, а как раз наоборот. В конце концов, поинтересуйтесь статистикой. Отличник в школе и отличник по жизни – очень разные явления. Именно троечники чаще всего гораздо внимательнее к распределению времени и усилий. Пока отличники теряют силы в гонке за высокими баллами, троечники живут полной жизнью, усваивая ее уроки, которые пригодятся им в дальнейшем.
Подводя итоги,нужно сказать следующее: оценка и отметка в той или иной форме были и будут всегда. В силах и учителей, и родителей сделать так, чтобы оценки или отметки перестали быть для детей источником постоянного напряжения и дискомфорта, а стали тем, чем должны быть – адекватным вознаграждением за проделанную работу. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Отметки, которые он получает в школе, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему
Консультация «Роль книги в развитии ребенка» Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем.
Консультация «Роль семьи в развитии личности ребенка» «Роль семьи в развитии личности ребенка» Воспитатель: Крутенкова Т. А. МБДОУ д\с № 22 «Почемучка»Г. Саяногорск РХ Одна из основных предпосылок.
Консультация «Роль сказки в развитии ребенка» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Консультация «Роль загадки в развитии ребенка» Отчет по самообразованию по теме: «Роль загадки в развитии ребенка». Актуальность: В современном детском саду загадки используются как дидактическое,.
Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.
Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка» Консультация: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА» Человек родился. Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие.
Мастер-класс для педагогов «Роль конструирования в развитии ребенка» Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направляемый на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского.
«Оценка и отметка в современных образовательных систем. Современные средства оценивания.»
Статья подготовлена учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым» ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.
Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика. Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон. В статье подробно рассматриваются значения понятий «оценка» и «отметка», сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе, основные требования к системе оценивания знаний учащихся, психологические аспекты оценочной деятельности учителя.
«Оценка и отметка в современных образовательных систем.
Современные средства оценивания.»
Часто наблюдаю такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинают переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 3 или 4, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того над, чем вы с ребенком должны поработать.
Что такое «оценка» и «отметка»
В разные периоды истории российского образования уровень знаний учеников оценивался по-разному: словесно, цифрами, словами и цифрами.
В 18 веке о сегодняшних отличниках сказали бы, что они «учения изрядного», а те, кого сейчас принято называть неуспевающими, т.е. двоечниками – «учения безнадежного»
Цифровую пятибалльную систему в России в позапрошлом и прошлом веках то вводили по примеру других стран, то отменяли из-за «излишнего формализма, жестокости и бессердечности».
Оценкам в жизни дореволюционных гимназистов придавалась огромная роль. Из-за полученной на экзамене «единицы» молодые люди способны были пойти на самоубийство.
С 1918 года по решению новых властей учителя вместо баллов стали писать на каждого ученика развернутую характеристику. Но все же вместе с этим продолжали выставлять оценки. Их, в конце концов, снова узаконили, сначала в словесном виде, а в 1944 году и по сей день – в цифровом.
Что такое оценка и отметка?
Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».
Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу :
Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций :
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:
возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;
сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)
сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;
устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
3. Воспитательная функция:
выражается в формировании положительных мотивов учения
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.
5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Оценки и отметки в начальной школе: за и против
Как заинтересовать ребенка в получении высоких отметок? А надо ли акцентировать внимание на отметках и оценках? Не лучше ли заинтересовать ребенка мотивацией, для чего ему эти высокие отметки? Например, для успешного перехода в следующий класс; для поступления в институт; для успешного освоения выбранной профессии.
Каждый школьник за время учебы в школе в среднем получает 2 тысячи отметок. Психологи считают, что за каждой отметкой у ребенка стоит эмоциональный стресс!
Отметка внушает ребенку, что он не может учиться «без кнута и пряника»
Отметочное (по балльное) обучение приводит к тому, что успехи в учении определяют личность ребенка: хороший – учится на «4» и «5», плохой – на «2» и «3»
Только учитель знает, за что какая отметка полагается, а дети и родители угадывают, пытаются интуитивно понять ее содержание.
Словесная оценка (оценочное суждение) присутствует постоянно. Это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности.
Особенность словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ученика. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность
Оценки и отметки в учебном процессе. Безотметочное обучение в начальной школе
Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.
Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0-12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-баль-ные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.
Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.
Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе.
Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.
В некоторых школах в порядке эксперимента стало вводиться безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:
1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;
2) не должны оцениваться личные качества ребенка;
3) оценка «отлично» заменяется системой высших достижений ученика в классе.
4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений.
Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости». Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей;
На пути перехода к данной системе обучения встречаются свои трудности:
— необходимо согласование оценочной политики школы с родителями учащихся и их требованиями в отношении проведения процедуры контроля внутри школы;
— необходимо согласие всех работников учебного заведения.
А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.
системы оценивания знаний учащихся:
1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным
минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
«Жить — значит оценивать», — сказал в свое время Ф. Ницше. Фраза многозначная, но одно из ее значений напрямую связано с обсуждаемой темой. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит постоянно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум — самим автором, очень часто — окружающими.
Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон.
Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи:
1.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.
Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.
Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.
Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате все таки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.
Это вторая задача. Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть личный смысл проделанного. Хорошая оценка — это старт для новой продуманной активности человека.
Наконец, третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.
В данном случае человек помещает свое «Я» в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений. Существующую систему школьного оценивания можно обвинить в явном социально-сравнительном уклоне, поэтому многие готовы удариться в другую крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с другим или с некоторым стандартом. Предлагается полностью перейти на другую систему: сравнивать ребенка с самим собой, отслеживать динамику его личных достижений. Я — за разнообразие сравнительных оценок.
С СОБОЙ И С ДРУГИМИ
Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.
Нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. («Вот столько ошибок на это правило у тебя было неделю назад. Вот столько их у тебя за эту неделю». Или: «Мы с тобой видим, что в течение всей четверти лучше всего дело у тебя обстояло с решением задач, хуже — с усвоением правил, еще хуже — с изложением теории»).
Итак, обучение не может быть безоценочным. Периодически оно может быть «безотметочным», но тогда нужно особенно тщательно продумывать форму трансляции ребенку внешних оценок его деятельности.
И в завершение темы — наставление У. Джеймса: «Желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций. Поэтому знакомьте своих учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать, и отступайте от этого правила только в отдельных случаях, когда вас останавливают какие-нибудь особые практические соображения».
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика.
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Социально – психологическая служба проводила недавно опрос среди обучающихся 6-х и 9-х классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой.
Результаты анкетирования: большинство обучающихся 6-х классов (72,4%) и 86,6% 9-ков видят разницу между этими понятиями, подчеркивают их важность для человека.
Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.
Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой.
И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Оценивание – очень тонкий психологический момент. То, как тебя оценивают окружающие, понятно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.
Необходимо напоминать педагогам, что существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Существует так называемый «эффект ореола». Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»
Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!
Часто педагоги забывают правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).
Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.