Что такое оценка в школе словарь

Значение слова «оценка»

Что такое оценка в школе словарь. Смотреть фото Что такое оценка в школе словарь. Смотреть картинку Что такое оценка в школе словарь. Картинка про Что такое оценка в школе словарь. Фото Что такое оценка в школе словарь

1. Действие по знач. глаг. оценить—оценивать. Оценка имущества. Оценка знаний учащихся.Оценка гениев, опередивших свой век, совершается в потомстве. Добролюбов, А. С. Пушкин.

2. Мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении и т. п. кого-, чего-л. Положительная оценка. Дать оценку чему-л.[Нестрашный:] Ты у нас впереди смелых числишься. К твоим словам люди внимательны. [Павлин:] Присоединяюсь к сей оценке! М. Горький, Достигаев и другие. Клешнев всегда внимательно прислушивался к тому, что Лиза говорила о людях: ее оценки людей оказывались почти всегда верными. Слонимский, Лавровы.

3. Принятое обозначение степени знаний и поведения учащихся; отметка. Получить хорошую оценку за сочинение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОЦЕ’НКА, и, ж. 1. только ед. Действие по глаг. оценить-оценивать. Произвести оценку имущества. 2. Назначенная или определенная кем-н. стоимость, цена. Низкая о. Высокая о. 3. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-н. Правильная о. чьих-н. поступков. Дать настоящую оценку кому-чему-н.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

оце́нка

1. процесс оценивания, определения количественных или качественных параметров ◆ Происходит оценка имущества.

2. мнение, суждение или отзыв о чём-либо ◆ Эта работа получила высокую оценку учёных.

3. школьн. отметка, выставляемая в учебных заведениях ◆ Получить отличную оценку. ◆ Поставить оценку «три».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое оценка в школе словарь. Смотреть фото Что такое оценка в школе словарь. Смотреть картинку Что такое оценка в школе словарь. Картинка про Что такое оценка в школе словарь. Фото Что такое оценка в школе словарьПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова фрейдистский (прилагательное):

Источник

ОЦЕНКА

Смотреть что такое «ОЦЕНКА» в других словарях:

Оценка — (метрология) в метрологии, приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным Оценка (философия) способ установления значимости чего либо для действующего и познающего субъекта. Оценка (экономика) процесс… … Википедия

оценка — См. критика, суд входить в оценку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. оценка критика, суд; таксировка, отклик, кларк, признание, квалиметрия, котировка, рассуждение,… … Словарь синонимов

оценка — [IEV number 151 16 11] оценка Понятие математической статистики, эконометрики, метрологии, квалиметрии и других дисциплин, по разному определяемое в каждой из них. С помощью экономических О. характеризуется и соизмеряется эффективность различных… … Справочник технического переводчика

ОЦЕНКА — ОЦЕНКА, оценки, жен. 1. только ед. Действие по гл. оценить оценивать. Произвести оценку имущества. 2. Назначенная или определенная кем нибудь стоимость, цена. Низкая оценка. Высокая оценка. 3. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого чего… … Толковый словарь Ушакова

Оценка — Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

Оценка — [estimation] понятие математической статистики, эконометрики, метрологии, квалиметрии и других дисциплин, по разному определяемое в каждой из них. С помощью экономических О. характеризуется и соизмеряется эффективность различных ресурсов (см.… … Экономико-математический словарь

ОЦЕНКА — высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого то объекта. Способы выражения О. чрезвычайно разнообразны. Абсолютные О. выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами «хорошо», «плохо», «(оценочно)… … Философская энциклопедия

Оценка — в аудите представление аудитора о количественных и качественных характеристиках рассматриваемого предмета. См. также: Заключения аудиторов Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Оценка — определение стоимости товара, услуги. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ОЦЕНКА — в философии отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.). Определяется социальной… … Большой Энциклопедический словарь

Оценка — 1) деятельность экспертов по оценке, результатом которой является определение стоимости объекта с соблюдением соответствующих требований законодательства и стандартов; 2) результат оценки … Словарь терминов антикризисного управления

Источник

Оценка (педагогика)

Отме́тка (Оценка) — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.

В США принята буквенная система отметок (от лучшей A до худшей F), а также рейтинговая система. В Германии шестибалльная система имеет противоположное, по сравнению с Россией, направление оценивания (1 — лучшая оценка).

См. также

Ссылки

Смотреть что такое «Оценка (педагогика)» в других словарях:

Оценка (значение) — Оценка (метрология) в метрологии, приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным Оценка (философия) способ установления значимости чего либо для действующего и познающего субъекта. Оценка (экономика) процесс… … Википедия

Оценка — (метрология) в метрологии, приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным Оценка (философия) способ установления значимости чего либо для действующего и познающего субъекта. Оценка (экономика) процесс… … Википедия

Оценка (значения) — Оценка (в философии) способ установления значимости чего либо для действующего и познающего субъекта. Оценка (педагогика) выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы) Оценка (в … Википедия

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление в отеч. педагогике 2 й пол 20 в, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения Среди них. III А Амонашвили, И II Волков, И II Иванов, E H Ильин, В А Караковский, С H Лысенкова, Л А и Б II Никитины, В Ф Шаталов, M … Российская педагогическая энциклопедия

Оценка — определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 418) характеристика результатов учебной и педагогической деятельности, мнение о качестве и эффективности используемых… … Педагогический терминологический словарь

«Педагогика мероприятий» — так называется принцип построения системы внеклассной работы школы, как набора разнообразных мероприятий, не обязательно связанных между собой и с интересами самих учащихся. Внешне данный принцип вытекает из педагогики действия, когда любые… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Вертикальная педагогика — Зачетные уроки Вертикальная педагогика – метод обучения школьников математике, созданный белорецким педагогом Р. Г. Хазанкиным в конце 1970 х годов. Метод отмечен Государственной премией СССР (1990), и Премией Правительства России в области… … Википедия

«Бездетная педагогика» — качественная оценка состояния научной педагогики 60 80 х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе. Педагогика тоталитарного времени характеризовалась как «насильственная», «безличностная», «бездетная». Это педагогика, не сориентированная на ребенка и … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Отметка (педагогика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Отметка. Отметка (Оценка) в педагогике это результат процесса оценивания, условно формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным … Википедия

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА — знаний, умений и навыков учащих с я, процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов уч. деятельности с требованиями, заданными уч. программами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного) суждения… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Значение слова оценка

Словарь Ушакова

оц е нка, оценки, жен.

1. только ед. Действие по гл. оценить-оценивать. Произвести оценку имущества.

2. Назначенная или определенная кем-нибудь стоимость, цена. Низкая оценка. Высокая оценка.

3. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-нибудь. Правильная оценка чьих-нибудь поступков. Дать настоящую оценку кому-чему-нибудь.

Педагогический терминологический словарь

определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

характеристика результатов учебной и педагогической деятельности, мнение о качестве и эффективности используемых образовательных технологий.

Словарь социолингвистических терминов

Социально обусловленное восприятие индивидом или группами индивидов различных языковых средств, являющихся символами принадлежности говорящего к определенной социальной группе. О. элементов языка опосредованно связана с оценкой социального статуса говорящих, использующих те или иные языковые средства. Индивид может оценивать собственные речевые особенности (напр., билингв расценивает свое знание второго языка как плохое или отличное, носители диалекта воспринимают свою речь как непрестижную или престижную разновидность языка); внешняя О. является результатом восприятия речи говорящего окружающими. Собственная О. и О. окружающих могут совпадать или не совпадать.

См. также: Престиж языка, Социолингвистический индикатор

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Собственно, «великое произведение» мы говорим для краткости вместо «произведение, такими-то признаками возбуждающее такие-то эмоции у лиц такого-то пола, возраста и темперамента, принадлежащих к такой-то субкультуре».

♦ Бернарда Шоу спрашивали, что ему важнее, социализм или драматургия — за что бог в раю поставит вам выше отметку? «Если он вздумает выводить мне отметки, мы крупно поссоримся».

♦ Оценка складывается из представления об оригинальности средств и о богатстве средств произведения — первое важнее, «что здесь нового для меня и людей моего круга?» (Точнее: определить богатство средств без долгих подсчетов нам не под силу, вот оно и кажется нам менее важным.) Трудность в том, чтобы увидеть в себе: что ты уже знаешь о стихах и чего еще не знаешь? Мы априорно уверены, что Пушкин как великий поэт знает больше нас (а если не видим этого в стихах, то изо всех сил домысливаем), а Бенедиктов как невеликий — меньше. Усомнимся в том, что мы все знаем лучше, чем Бенедиктов, — и он начнет расти в великие поэты.

♦ Субъективная оценка — «мне нравится», объективная — «начальству нравится». Вместо начальства теперь принято говорить: «референтная группа». («…А что у нас внутри, как не начальственные предписания?» — Щедрин, «Благон. речи», 13)

Источник

ОЦЕНКА

Смотреть что такое ОЦЕНКА в других словарях:

ОЦЕНКА

в метрологии, приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным; см. Наблюдений обработка.

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА

оценка ж. 1) Действие по знач. глаг.: оценить, оценивать. 2) Назначенная или определенная кем-л. стоимость, цена. 3) перен. Мнение, суждение о качествах, характере кого-л., чего-л. 4) а) перен. Отметка, выставляемая преподавателем при определении знаний, умений, навыков учащегося. б) Отметка при определении качества или достоинства чего-л.

ОЦЕНКА

оценка ж.estimation, estimate; (суждение) appraisal; (положительная) appreciation; (имущества) valuation получить высокую оценку — receive / win* a hig. смотреть

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА в метрологии, приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным; см. Наблюдений обработка.

ОЦЕНКА

3.9 оценка (evaluation): Систематическое определение степени соответствия объекта установленным критериям. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99: Информ. смотреть

ОЦЕНКА

философская категория, обозначающая аксиологическое отношение человека ко всему нормативно представленному многообразию предметных воплощений человеческой жизнедеятельности и возможностям их познавательного и практического освоения. Анализ О. выявил к настоящему времени ее органическую связь с внутренним миром индивидов, историческую вариативность и сложную взаимозависимость со всеми атрибутивными характеристиками родовой жизни людей. Без О. не обходится ни один индивид, независимо от того, живет ли он обыденной жизнью или вовлечен в интенсивный поиск духовных основ бытия. В той или иной степени феномен О. исследуется в психологии и логике, этике и эстетике, юриспруденции и социологии, исторической науке и культурологии, но нигде в целостном виде. Именно этими обстоятельствами объясняется крайняя разноречивость в теоретическом понимании О. в философии: природу, функции и назначение О. разные философы связывают с отражением, познанием, практикой, с социальными отношениями, с обреченностью индивидов на свободу, с прескриптивным языком, эмотивностью суждений и т. д. В этих условиях настоятельной необходимостью становится целостное понимание О., возможность для которого открывается на почве аксиологии. Для этого важно осмыслить природные предпосылки феномена О., своеобразие его становления, принципиальное отличие двух исторически сменяющих друг друга типов оценочного отношения к действительности и его современные тенденции. Непосредственной природной предпосылкой О., сложившейся в процессе биологической эволюции, является эмоция, особый психо-физиологический механизм, удерживающий жизненные процессы в их оптимальных пределах и закрепляющий правильность и полноту совершающегося акта, его соответствие исходной потребности (П. Анохин, Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу). Структуру эмоции образуют следующие взаимосвязанные процессы: 1) мгновенная интеграция как внешних, так и внутренних раздражителей; 2) в зависимости от характера внешних воздействий и степени готовности внутренних механизмов выбор ответной реакции становится альтернативным, обретая либо положительную чувственную окраску (чувство приятного, удовольст. вие, спокойствие), либо отрицательную (страх, тревога, тоска); 3) благодаря механизму обратной связи происходит нарастающее усиление одного из модусов элементарной чувствительности (желание становится неукротимым, страх превращается в ужас и т. д.), что придает этому модусу форму опережающего отражения эмоционального представления, выраженного в языке тела и адресованного вовне; 4) благодаря нейрофизиологическим механизмам возбуждения и торможения выраженная изнутри готовность к действию превращается в направленный поведенческий акт (например, бегство), длительность которого определяется сохранением эмоции. В процессе антропосоциогенеза все эти природные механизмы трансформируются. Вначале, кроме сохраняющихся природных эмоциональных реакций, складывается дополнительностная эмотивная система, форму которой начинают определять созидание и последующее освоение элементарной культуры (орудий и продуктов труда), первичная социализация индивидов и интенциональный язык. Вторичную эмотивную систему структурируют задержанная интеграция внешних (социальных) и внутренних (природных) воздействий; нормативно признаваемый или осуждаемый общиной выбор альтернативной реакции, порождающий целую гамму социальных чувств (признательность и жестокость, заботу и равнодушие, симпатию и антипатию); пробуждающееся осознание предпочтительной значимости того социального чувства, которое сильнее всего соответствует ожиданиям общины и жизненной ситуации (интуитивное представление), наконец, побуждение к социально ориентированному действию и его актуализация. Механизм оценочного отношения к действительности вырастает на этом сплетающемся природном и социокультурном основании, но обретает развитый вид только с того времени, когда складывается устойчивый ритм опредмечивания-распредмечивания, когда социальное интериоризируется, а интенциональный язык становится достаточно дифференцированным, т. е. способным регулировать отношения людей к природе, друг к другу и к культуре. С этого времени оценочное отношение становится и несводимым к эмоциям и не представимым без них. Этнографический материал, относящийся к племенам, сохраняющим первобытные традиции и обычаи, в сопоставлении с эмпирическими данными о жизни современных народов и наций позволяет разобраться в тождестве и существенных различиях двух типов оценочных систем первобытной и цивилизационной. 1. Исходным основанием, на котором вырастает О., всегда является аксиологическое отношение, но ее универсальный масштаб и конечная цель в первобытности задается пользой, в условиях цивилизации ценностью. 2. Субъектом О. всегда был и остается индивид, но в первобытности это индивид, еще не обособившийся в своих потребностях и предпочтениях от общины и рода, а в условиях цивилизации уже осознающий наличие, кроме общественных, еще и собственных личностных интересов. 3. Объектом О. всегда выступает предметность (природные вещи, преобразуемые в предметы культуры; поступки, мотивы и цели индивидов в их предметной значимости; содержательная сторона людских мнений и суждений, традиций и норм). Но функциональный смысл и основное назначение О. в первобытности ориентированы на минимизацию различий между индивидами в их отношении к продуктам совместной жизнедеятельности, а в условиях цивилизации, напротив, на максимизацию таковых и их стимуляцию или регулирование со стороны социальных общностей и институтов. 4. Оставаясь всегда элементом (и всеобщим средством организации) проективной реальности, О. сама по себе недостаточно эффективна и нуждается во внешних усилителях. В первобытности единым и единственным средством, регулирующим силу и широту сферы действия О., была норма, вырастающая из О., но превращающаяся в эталон на основе коллективного признания и опыта реализации. В условиях цивилизации складывается целая система способов и средств, предназначенных для увеличения эффективности О. кроме качественно специфицированных (политических, юридических и иных) норм, в этой же роли выступают теперь идеи и идеалы, правила и стандарты, принципы и законы. Современная ситуация вносит в картину оценочных отношений и оценочной практики новые, и притом радикальные, изменения. Еще в XIX в. большинство мыслителей склонялось к представлению об однолинейности эволюции в этой области. Многим ученым казалось, что на смену оценочной системе старого типа, ведущее место в которой занимал сакрализированный уровень О., постепенно, но неуклонно приходит новая, секуляризированная система. Действительность, однако, оказалась гораздо более сложной. Прежде всего, в основании оценочной системы XX в. впервые конституируются сразу четыре конкурирующие друг с другом ценностные модели. К. Манхейм называет их системами О. либерализма, социализма, христианства и фашизма, связывая с их противоборством кризис О., т. е. исчезновение общепринятого или хотя бы тяготеющего к нему представления о наилучшей организации жизни людей и углубляющееся несовпадение О. буквально по всем вопросам теории и практики совместной жизни людей. И хотя политический разгром фашизма и распад системы социализма породили к концу XX в. эйфорию победы либерализма и даже идею *конца истории* (Фукуяма), в действительности сами ценностные модели как духовные основания разнородных оценочных систем, конечно же, не исчезли, а лишь трансформируются на наших глазах. Радикальные изменения коснулись и субъекта оценочной жизнедеятельности. Если судить о тенденции этих изменений на примере западной цивилизации, то их существо выразилось в признании преобладающей роли индивида среди всей совокупности частных субъектов оценочной активности. Противоречивость этой ситуации схватил и метафорически выразил Ортега-и-Гассет в образе *восстания масс*: суверенитет индивида укоренился в сознании заурядных людей, людей без индивидуальности, которые *во все лезут и всегда с насилием*. Концентрированный смысл этих изменений обнаруживается в кризисе морали и ее универсального образца *золотого правила* нравственности. Евангелическое увещевание *Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними*, ставшее в XIX в. максимой кантовского категорического императива, в XX в. все более превращается в благое пожелание, утрачивающее всеобщую нормативную силу и действительный оценочный смысл. На теоретическом уровне этот сдвиг выразился в переходе мыслителей от этики к метаэтике. Зародившись в первые годы XX в. (Дж. Мур) и представив в ходе последующих модификаций промежуточные варианты радикального (А. Айер, Р. Карнап) и умеренного (И. Стивенсон) эмотивизма, метаэтика вступила в свою новейшую стадию, наиболее четко выраженную Р. Хеаром. Основной методологический принцип метаэтики ее изначальный выход за пределы одной лишь морали в сферу понятий *добра вообще*, *императива вообще*, *правильного вообще*, т. е. в сферу широко понятой аксиологии. Универсальным языком аксиологии и моральным языком, в частности, по Хеару, является прескриптивный язык, отвергающий претензию на истинность и придающий О. характер приказа или рекомендации. И в том и в другом варианте речь идет о способности О. непосредственно влиять на выбор и решения человека, т. е. ориентировать на будущее напрямую, не обращаясь за санкцией к сакральной сфере. Между теоретическим поиском метаэтики и повседневностью с ее *недовольством культурой* (3. Фрейд), *восстанием масс* и квалификацией XX в., как *века толп* (С. Московичи); между кажущейся непонятностью успеха тоталитарных режимов и дискредитацией командных методов управления между этими и иными амбивалентными процессами со всей их собственной сложностью и разнонаправленностью просвечивает во многом еще неясная стихийная корреляция в сфере ценностей и О. Снижение нормативной силы О. как максимы *всеобщего закона* и усиление рекомендательного смысла О. как таковой, конечно, влияют на кризис О., но, с другой стороны, открывают и новые перспективы: возрастающая гамма модальностей О. (хорошее, недостаточно хорошее, допустимое, нейтральное, бездоказательное и т. д.) позволяет идти к соглашению гораздо более широким фронтом, чем когда бы то ни было. Существенные перемены происходят ныне и в отношении предметного содержания оценочных суждений. Показательна в этом отношении ситуация с О. научных суждений. Образ науки на всем протяжении нового времени вплоть до XX в. оставался эталоном строгости, точности и объективной истинности научных суждений. Первые симптомы перемен появились, правда, еще в конце XIX в. в связи с необходимостью различить науки о природе и о культуре. Но науки о природе и после этого остались образцом приверженности всех ученых к одним и тем же оценочным стандартам. В XX в. центральной проблемой становится несогласие между учеными в науке как таковой. Вначале периодические вспышки разногласий оценивались философами науки в качестве временных и преходящих. Затем обнаружился факт приверженности ученых существенно различающимся методологическим правилам и оценочным стандартам. И, наконец, в последние десятилетия масштабы насыщения науки полемикой, многозначность истолкования одних и тех же фактов и разноречивость в понимании самой *фактичности* стали настолько впечатляющими, что практически вся наука стихийно оказалась в сфере действия аксиологической проблематики, от которой она решительно открещивалась еще в XIX в. Причем одни ученые (например, Т. Кун) считают ситуацию возрастания разногласий нормальной и свои усилия направляют на поиск все более полного набора критериев, достаточных для квалификации некоторой теории в качестве *хорошей* (точность, непротиворечивость, простота, преде казательная сила, широта применения и т. д.); другие же, например Л. Лаудан, считают эту ситуацию кризисной, а само будущее науки связывают с поиском консенсуса и обязательным учетом различных аксиологий. Анализ перемен, происходящих ныне в оценочной сфере, позволяет сделать вывод о том, что О. все более становится универсальным способом углубляющейся аксиологизации родовой жизни, показателем возрастающей релятивности ценностных разграничений между людьми и формой концентрации внимания индивидов вокруг наиболее значимой для современной эпохи проблемы будущего как такового. В. И. Плотников. смотреть

ОЦЕНКА

Любое оценивание это сопоставление неизвестного с известным, при котором важную роль играют принципы аналогии и эргодичности. Как исследовательский прием, оценивание предполагает анализ состояния того или иного объекта окружающей среды на данном временном срезе. Однако при этом оценивание нацелено на прогнозирование развития объекта и в конечном счете на управление им, т.е. на целенаправленное его изменение. Как показывает опыт, по мере интеграции различных наук в рамках экологии человека, возникает потребность в создании и использовании комплексных методов оценивания, базирующихся на системном подходе и требующих большей математизации всего оценочного процесса.

Процедура вынесения оценки заключается в сравнении оцениваемого предмета по определенным качествам с однопорядковыми предметами, т.е.в предпочтении одних другим, или же соотнесении его с некоторым идеалом, нормой. Оценивание, так же как и познание, развертывается на уровне обыденного сознания и на уровне специализированной теоретической деятельности. Оценка может быть истинной или ложной, причем адекватность ее достигается и в том случае, если субъект не прибегает к помощи науки. Однако, использование научных средств в гораздо большей степени гарантирует достоверность оценочных результатов. Методы, используемые в оценках среды обитания человека, можно разделить на два типа: индикационный и нормативный.

Индикационные оценки опираются на критерии качества окружающей среды в сфере реакций самого населения на условия жизни, когда элементы образа жизни рассматриваются и оцениваются людьми, живущими в этих условиях. Получаются субъективные оценки, которые очень важны, так как именно они в значительной степени определяют поведение людей. К подобного рода оценкам можно отнести степень удовлетворения различных потребностей, особенности демографического поведения, здоровья населения и др. При этом оценивание качества окружающей среды выражается в предпочтении определенными группами людей того или иного типа территории, выведенного эмпирически. Здесь критериями оценки выступают, к примеру, желание поменять место жительства и фактически совершаемые обмены жилья, степень знакомства людей с определенными участками местности и их посещаемость. Однако, эти оценки не всегда адекватно отражают экологическую ситуацию, т.к. представляют собой суждения различных по своим потребностям групп населения. В данном случае оценивание производится на уровне обыденного сознания, что также снижает достоверность оценки. И, наконец, важно отметить то, что в ходе проведения подобных оценок не создается условия соизмеримости, благодаря которому оцениваемые единицы можно сравнить количественно, т.е. установить меру воздействия совокупности элементов окружающей среды на жизнедеятельность людей.

Таким образом, о качестве среды обитания судят, исходя из критериев, находящихся за пределами материальной системы «окружающая среда». Особенно ярко этот подход проявился при изучении качества городской среды с использованием принципов и моделей факторной экологии (Барбаш, 1986). Сущность методов многомерного статистического анализа, положенных в основу факторной экологии, заключается в формировании признакового пространства путем агрегирования большого набора параметров окружающей среды и представлении его в виде ограниченного числа ведущих факторов. Подобные процедуры можно отнести к категории эмпирических способов построения индексов. Этот подход оправдывает себя при отсутствии строгой теории и представляет собой инструмент научного поиска на описательном уровне. Факторы не могут служить объяснением причинно-следственных связей, они лишь описывают упорядоченность объектов наблюдения на основе выделения характерных признаков.

Одним из важнейших критериев оценки качества окружающей среды, индикатором ее благоприятности для жизнедеятельности человека служит показатель здоровья населения. При этом исходят из следующих положений: 1) здоровье человека находится в определенных взаимосвязях с окружающей средой; 2) при оптимально развивающихся взаимоотношениях человека со средой обитания его здоровье стремится к норме, а среда оценивается как «здоровая»; 3) если условия гомеостаза или динамического равновесия во взаимоотношениях человека с окружающей средой нарушаются, то это сказывается и на уровне здоровья, а сама среда оценивается как «нездоровая»; 4) при таких взаимоотношениях человека со средой, которые делают жизнь невозможной, среда оценивается как абсолютно непригодная.

Безусловно, на уровень здоровья населения влияют и медико-биологические характеристики различных его групп, особенности образа жизни, состояние окружающей среды в прошлом, изменения в формах, степени и продолжительности воздействия факторов внешней среды. Поэтому, данный критерий не может выступать в роли необходимого и достаточного для оценки благоприятности среды обитания человека, но может служить дополнительным доказательством достоверности результатов, полученных другими методами антропоэкологического оценивания.

Нормативный подход к оцениванию факторов окружающей среды, при котором оценивание производится с использованием официальных материалов: статистических и иных справочников, нормативов, отчетов и т.д. Оценка этих материалов производится профессионалами, хорошо знакомыми с ситуацией не только в изучаемом регионе, но и в целом по стране. Нормативный подход базируется на сравнении с неким эталоном, нормой. Он применяется во многих работах по экологии человека, а также экономической, социальной, рекреационной, медицинской, инженерной географии, гигиене, антропологии и др. и имеет несколько модификаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *