Что такое оценочные интенции
Уровни владения русским языком, необходимые для языковой адаптации иностранных специалистов, занятых на промышленных предприятиях города
в) информативные интенции:
– запрашивать о событиях и фактах, об условиях, целях, причинах, следствиях; о возможности, вероятности, необходимости; а также дополнять, выяснять, уточнять, расспрашивать, объяснять и др.
г) оценочные интенции:
– высказывать желание, потребность, намерение, предпочтение, мнение;
– выражать и выяснять морально-этическую оценку: одобрять, осуждать, хвалить, упрекать;
– выражать и выяснять социально-правовую оценку: оправдывать, защищать, обвинять; выражать и выяснять рациональную оценку: сравнивать со стандартом, нормой, оценивать целесообразность, эффективность, возможность / невозможность, истинность, вероятность / маловероятность и т.д.;
– выражать и выяснять эмоциональную оценку: высказывать предпочтение, удовольствие / неудовольствие, удивление, любопытство, равнодушие, восхищение, разочарование, раздражение, безразличие, расположение / нерасположение, заинтересованность, страх, обеспокоенность, опасение, надежду [4].
Предполагается, что для достижения второго уровня общего владения русским языком требуется 380 учебных часов. Для достижения второго уровня владения русским языком с учетом профессиональной ориентации иностранных учащихся требуется 340 учебных часов. Таким образом, при условии владения русским языком на первом сертификационном уровне для достижения второго сертификационного уровня владения требуется не менее 720 учебных часов.
Владение русским языком на данном уровне свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения, позволяет вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста гуманитарного, инженерно-технического, естественно-научного профилей.
Иностранец должен уметь ориентироваться и реализовывать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу в следующих социально и психологически значимых ситуациях общения (причем как в ситуации нахождения в указанных пунктах, так и в ситуации обсуждения происходящих там событий):
– в социально-бытовой сфере – при обеспечении личных потребностей – в банке, в поликлинике, в страховой компании, в ресторане, в транспорте и т.д.;
– в социально-культурной сфере – при удовлетворении своих эстетических и познавательных потребностей – в театре, в кино, в клубе, на выставке, в музее и в библиотеке;
– в официально-деловой сфере – при решении социально-правовых вопросов в администрации, налоговой инспекции, в ГАИ, в банке и т.д.
Иностранец должен уметь осуществлять речевое общение в устной и письменной формах в рамках актуальной для данного уровня тематики, которая представляет собой три тематических круга, выделенных по характеру участия в них говорящего:
Первый круг тем актуален для говорящего как личности: человек и его личная жизнь, семья, работа, отдых, мужчина и женщина, родители и дети, путешествия, свободное время, увлечения.
Второй круг тем имеет социально-культурный характер: человек и общество; человек и политика; человек и экономика; человек и наука; человек и искусство.
1.4. Типология интенций как определение мотивов и целеполаганий негативного оценивания в поэтических текстах И. Северянина
Важнейшей задачей в описании эмотивно-оценочной лексики является определение мотивов и целеполаганий при ее функционировании.
Опираясь на существующие типологии высказываний Дж. Серля, Дж. Остина, Н.Д. Арутюновой, Г.А. Золотовой, МЯ. Гловинской, Т.В. Шмелевой и других, ТА. Трипольская выделила ряд интенций, реализуемых с помощью эмотивно-оценочной лексики. Типология предлагаемых интенций не только органично вписывается в современную теорию целеполагания, но и вполне применима к анализу негативно-оценочной лексики в поэтических текстах И. Северянина, так как позволяет определить мотивы оценивания объекта речи.
Интенция выражения эмотивной оценки
«Будучи возможной в любых речевых жанрах, эмотивно-оценочная лексика (ЭОЛ) тяготеет к группе оценочных, являясь предикативным центром эмотивно-оценочных высказываний. Семантическая функция эмотивной оценки у данных слов позволяет говорящему вербализовать свою потребность в квалификации и характеризации действительности, а также выразить свое эмоциональное состояние и отношение» [Трипольская, 1999: 49]. В стихотворениях И. Северянина субъект речи часто выражает свое негативное состояние и отношение к объекту при помощи разностильной лексики (обычно взаимодействуют нейтральные и разговорные элементы). Например:
Ах, поглядите-ка! ах, посмотрите-ка!
Какая глупая в России критика:
Зло насмеялася над «Хабанерою»,
Блеснув вульгарною своей манерою.
Субъект речи демонстрирует отрицательное эмотивное отношение к объекту. Эмоциональное состояние выражено междометными и синонимичными глагольными повторами, имитирующими разговорную речь (Ах, поглядите-ка! ах, посмотрите-ка!).
Характеристика объекта речи — критики реализуется негативно-оценочными предикатами глупая, насмеялася; второй предикат соотносится с деепричастной конструкцией, которая составляет с ним единый предикативный узел, усиливающий общую негативную тональность микротекста.
Интенция выражения эмоционального состояния
«ЭОЛ — средство выражения эмоций, как правило, в высокой степени их проявления. Лексические единицы не закреплены как знаки тех или иных эмоций. Интенциональный рисунок дискурса не однороден, однако главное намерение — выразить эмоциональное состояние, «спустить пар» [Там же: 49]. В текстах И. Северянина предельная концентрация негативного эмоционального состояния наблюдается, как правило, в финальных строфах стихотворений со стержневой композицией. Например:
Возненавидел я ее в мертвящий миг
И, проклиная, дико крикнул: «С глаз долой,
Змея проклятая! о, я тебя постиг:
Ты издеваешься надо мной.
Эмоциональное состояние выражено как словами автора, так и прямой речью. Негативная эмоция реализуется комплексом языковых средств: номинативно-оценочной лексикой (возненавидел, издеваешься, проклиная), риторическим обращением-восклицанием Змея проклятая!, экспрессивным фразеологизмом С глаз долой, междометием о, эмоционально-экспрессивными эпитетами мертвящий, дико.
Интенция выражения оценочного суждения-мнения
«В определенных коммуникативных ситуациях ЭОЛ может быть использована для языковой интерпретации оценочной деятельности человека. В этих случаях происходит погашение, нейтрализация негативных смыслов в семантике эмоционально-оценочного слова и усиление его разговорно-просторечных признаков» [Там же: 50]. Лирические герои И. Северянина часто эксплицируют негативные суждения при помощи разговорной и просторечной лексики и фразеологии. Оценочные суждения подобного плана обычно характеризуют бытовую ситуацию, которая в поэтическом тексте приобретает иронический оттенок. Например:
Дело в том, что жена инженерская
Норовит обсчитать муженька.
Я над нею труню (я ведь дерзкая!)
И словесно даю ей пинка.
Речь лирической героини, направленная на объект — жену инженера, соответствует социальному статусу субъекта речи. Негативная оценка, реализуемая предикатом норовит обсчитать нейтрализуется и — по эффекту бумеранга — возвращается к субъекту высказывания — горничной, негативно оценивая теперь уже его. Данный эффект возникает за счет семантико-стилистических нюансов: разговорной формы определения инженерская со значением принадлежности и фразеологизма даю пинка. То есть « сам выбор средств обозначения можно интерпретировать как речевой поступок, характеризующий того, кто этот поступок совершает, по его личностным (интерсубъектным), межличностным и социальным аспектам» [Телия, 1986: 30].
Интенция создания особого типа коммуникации
Насыщенный эмоционально-оценочными единицами дискурс преследует цель создать определенный тип общения: неофициальный, дружески-фамильярный, грубо-фамильярный, уничижительно-презрительный и другие [Там же: 50]. Для лирических героев произведений И. Северянина характерны два последние типа общения. Фамильярный тон наблюдается, как правило, в негативно окрашенных текстах (для выражения позитивной оценки используется книжная (высокая) лексика). Уничижительно-презрительный тип общения чаще встречается в стихотворениях, входящих в следующие тематические группы: «Новые направления в искусстве», «Критика», «Россия и революция» (см. 3-я глава). Например:
Сегодня «красные», а завтра «белые» —
Ах, не материи! ах, не цветы! —
Людишки гнусные и озверелые,
Мне надоевшие до тошноты.
Автор для выражения эмотивно-оценочного негатива выбирает уничижительно-презрительный тон повествования. Эмотивная информация передается лексическими средствами (негативные эпитеты гнусные, озверелые, психологическая метафора надоевшие до тошноты), суффиксом субъективной оценки в лексеме людишки. Степень неодобрения усиливается риторическими восклицаниями с междометным повтором, которые создают резкую антитезу субъекта и объекта высказывания.
Интенция воздействия на поведение, эмоциональное состояние и ценностную парадигму объекта
Данная интенция довольно часто проявляется в субъектно-объектных отношениях лирических героев произведений И. Северянина. Особенно ярко она выступает в текстах с негативно-оценочной направленностью, где обычно занимает постпозицию по отношению к акту отрицательного оценивания. Как правило, эта интенция выражает прямую и непрямую императивность с семантическими оттенками совета, просьбы, пожелания. То есть субъект речи не только обличает то или иное явление, действие, но и пытается изменить его, направить в положительное русло. Например:
И не надо, милая, этих принцев сказочных:
Чванные и глупые. Скучные они.
И они не стоят ведь лент твоих подвязочных,
И от встречи с принцами Бог тебя храни!
Этот поэтический пример реализует интенцию воздействия на ценностную парадигму потенциального собеседника — девушку (Жемчужинку). (В данном тексте объект, на который оказано воздействие, и объект негативного оценивания не совпадают). Объект оценки — принцы (традиционно-идеальный образ мужчины) негативно оцениваются субъектом речи при помощи лексико-синтаксических языковых средств. Прямые предикативные номинации (чванные, глупые, скучные) денотативно содержат отрицательные семы. Сказуемое не стоят приобретает негативную эмоцию через семантику дополнения и определения лент подвязочных, которые обозначают мельчайшую интимную деталь женского туалета. Во второй строке наблюдается сегментация с выносом в препозицию. Точка (вместо запятой) в конструкции Чванные и глупые. Скучные они увеличивает паузу. Можно предположить, что пауза создана искусственно, для того чтобы акцентировать внимание на каждом негативном качестве объекта оценки. В целом строфа имеет инверсированный характер. Инверсия в данном случае имитирует разговорную речь.
Интенция создания своего речевого имиджа
«ЭОЛ участвует в создании говорящим своего речевого имиджа. Эти единицы, стилистически маркированные, не всегда оправданные и стандартные, обладая диффузной и вариативной семантикой, оказываются пригодными для передачи личностных смыслов, характеризующих языковую личность» [Там же: 51]. Речевой имидж лирического героя И. Северянина складывается из многочисленных футуристических языковых элементов, главным образом окказионального плана (окказионализмы семантические, лексические, словообразовательные и др.). Особенно ярко данная интенция
проявляется в стихотворениях, входящих в тематические группы «Поэты», «Новые направления в искусстве», «Критика» (см. 3-я глава). Например:
И Брюсов, «президент московский»,
И ядовитый Сологуб
С томящим нервы соло губ.
И некий гувернер недетский
Адам Акмеич Городецкий,
Известный апломбист «Речи»,
Бездарь во всем, что не строчи.
И парень этакий-таковский
Смышленый малый Маяковский,
Сумевший кофтой (цвет танго!)
Наделать бум из ничего.
Создание определенного речевого имиджа субъектом оценки (в данном случае автор, лирический герой, субъект оценки — одно лицо: поэт И. Северянин) осуществляется различными языковыми способами с целью эпатажа реципиента (читателя, слушателя). В первой строфе конструируется рифмованный каламбур на основе омофонии (Сологуб — соло губ). Во второй строфе — словообразовательный окказионализм — имя собственное Адам Акмеич. Адам образовано нулевой аффиксацией от «адамизм», Акмеич суффиксальным способом (от греч. вершина. Акмеизм. Течение в русской поэзии начала 20 в., выражавшее декадентские умонастроения и провозглашавшее в противовес символизму материальность, предметность тематики и художественной образности с позиций «искусства для искусства», [МАС, 1 т.: 29]).
Демонстрация речевого имиджа подобного плана весьма характерна для поэта-эгофутуриста И. Северянина. Вышеперечисленные языковые реализации негативной оценки используются автором на протяжении всего поэтического творчества довольно регулярно.
Интенции разных уровней сложности и разной эмотивно-оценочной ориентации, накладываясь и по-разному комбинируясь, взаимодействуют в речи говорящего субъекта. Осознание их неоднородности необходимо для описания языковой личности в целом: предпочтительная реализация с помощью эмотивно-оценочной лексики и эмотивного синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, различные виды повторов и др.) тех или иных интенций является существенной характеристикой ценностных ориентиров говорящего.
В целом можно отметить, что типология интенций Т.А. Трипольской применима для поэтических текстов И. Северянина. Однако эта типология не вполне универсальна, так как многие произведения не укладываются в рамки данной теории. Например, интенция создания языка малого социума не находит подтверждения при анализе поэзии И. Северянина, а поэтому может расцениваться как факультативная. Наиболее частотными у И. Северянина являются интенция выражения эмоциональной оценки и интенция выражения эмоционального состояния. Примерами интенции выражения эмоциональной оценки можно считать следующие тексты:
Постигнете ли вы, приличные мерзавцы,
Шары бездарные в шикарных котелках,
Что сердце, видя вас, боялось разорваться,
Что вы ему внушали страх.
За что любить их, таких мне чуждых?
Они так жалки, так примитивны и так бесцветны.
Вокруг — талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь.
И только Вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь.
В данных примерах негативная эмоциональная оценка реализуется следующими языковыми приемами: метафорами (шары бездарные, бесцветны), оксюмороном (приличные мерзавцы), градацией однородных сказуемых (жалки, примитивны, бесцветны), антитезой (талантливые трусы, обнаглевшая бездарь — равный государь). Негативная эмоциональная оценка, как правило, выражена прямыми номинациями, денотативно отрицательными (мерзавцы, трусы, бездарь).
Примеры интенции выражения эмоционального состояния:
Сколько горя и злобы, и жалости,
Если дерзко при встрече кричать —
Этих женщин вульгарные шалости,
И проспектный, чудовищный чад.
Интенции. Ситуации и темы общения
1.1.1. При решении коммуникативных задач в рамках данного уровня иностранец должен:
демонстрировать развитую тактику речевого поведения в ситуациях официального/неофициального, непосредственного/опосредованного общения;
уметь комбинировать тактики речевого поведения в зависимости от целей, задач, времени, места общения, социального статуса и предполагаемой коммуникативной компетенции собеседника, соблюдая при этом правила стилистического оформления речи;
вербально реализовывать 1) контактоустанавливающие, 2) регулирующие, 3) информативные и 4) оценочные интенции, а в случае необходимости демонстрировать комплексное их использование:
· побуждать собеседника к совершению действия: выражать просьбу, совет, предложение, пожелание, жалобу, требование, настояние, приказ, указание, напоминание, замечание, предупреждение, предостережение, указание на ошибку, угрозу и др. и реагировать на побуждение: выражать согласие/несогласие, протест, желание/нежелание, подчинение/неподчинение; разрешать, запрещать, возражать, сомневаться, уклоняться, отказываться; обещать, заверять, давать гарантии, признавать свои ошибки, обнадеживать и др., используя при необходимости разнообразные тактики речевого воздействия;
· запрашивать и сообщать в рамках тем и ситуаций общения, включенных в данный стандарт, событийную и фактуальную информацию: об условиях, целях, причинах, следствиях, возможности, вероятности, необходимости фактов, событий, явлений; качественную и количественную характеристику предметов, лиц, событий, явлений; а также при необходимости дополнять, уточнять, переспрашивать, выяснять, объяснять, разъяснять, иллюстрировать и др.
· выражать и выяснять интеллектуальное отношение: высказывать желание, потребность, намерение, предпочтение, мнение, предположение, осведомленность и др.
· выражать и выяснять морально-этическую оценку: одобрять, хвалить, упрекать, осуждать, подозревать, порицать;
· выражать и выяснять социально-правовую оценку: оправдывать, защищать, обвинять;
· выражать и выяснять рациональную оценку: сравнивать со стандартом, нормой, оценивать целесообразность, эффективность, возможность/невозможность, истинность, вероятность/маловероятность и т.д.;
· выражать и выяснять эмоциональную оценку: предпочтение, удовольствие/неудовольствие, удивление, любопытство, равнодушие, восхищение, разочарование, раздражение, безразличие, расположение/нерасположение, радость/печаль, заинтересованность, озадаченность, страх, обеспокоенность, опасение, надежду, используя вышеперечисленные оценочные акции в соответствии с меняющейся тактикой речевого поведения собеседников.
1.1.2. Иностранец должен уметь ориентироваться и реализовывать коммуникативные задачи адекватно своему социальном статусу и статусу адресата в следующих социально и психологически значимых ситуациях общения (причем как в ситуации нахождения в указанных пунктах, так и в ситуации обсуждения происходящих там событий):
Интенция – Что Это С Точки Зрения Психологии?
Что такое интенция? Простыми словами – это толчок, порыв, побуждающий человека к действию, к реализации своих планов. Но такого объяснения недостаточно для столь сложного термина.
Дело в том, что понятие хотя и схоже по смыслу со словом «желание» или «намерение», оно отличается от них. Поговорим сегодня о том, что же обозначает данный термин, в каких ситуациях он применим, и какие виды интенции различают психологи.
Что такое интенция?
Интенция – это в психологии термин, обозначающий мыслительное намерение человека. Желание действовать, чаще всего, возникает под наплывом чувств, эмоций. Кроме того, Виктор Франкл обозначает термином разработанный им метод. Он основан на преодолении бессознательных страхов.
Если говорить более доступно, то психологическая интенция обозначает состояние сознания человека в определённый момент. Личность под воздействием ситуации, готова предпринять какие-то шаги, но плана ещё нет.
Интенция в психологии отличается от термина, употребляемого в других областях. Так, в неврологии она значит направленность сознания, комплекс действий или стадию психической активности. Организм готов к достижению цели. Желание уже сформировано.
Человек может находиться в состоянии осмысления выдуманной проблемы. Её не существует на самом деле. Мысль может быть самой бредовой. Например, что землю захватят фантастические существа.
Размышления сформируют устойчивое желание защититься от врагов. Такой человек под влиянием интенции может начать обустраивать бункер, городить неприступные заборы. А так недалеко и до психиатрической больницы. Такие люди даже находят единомышленников и внушают им такую же мысль.
Интересно, что даже в религии используют это понятие. Так, в исламе, например, употребляется слово «ният». Оно означает твёрдое намерение человека, утверждение его выбора. Неважно, отказывается он от чего-либо или же, наоборот, принимает.
Интенция может обладать разной степенью выраженности. Кроме того, она формируется только при определённых условиях. Объект должен быть мотивирован, эмоционален и обладать когнитивно-познавательными способностями.
Так как каждая наука использует терминологию с учётом своей специфичности, мы будем говорить только о том смысле, который важен для психологов.
Парадоксальная интенция
Виктор Франкл и парадоксальная интенция – практически синонимы. Психолог начала 20-го века предложил использовать метод, благодаря которому люди могли избавляться от своих страхов, преодолевать внутренние барьеры и добиваться результатов.
Парадоксальная интенция – это метод, разработанный В. Франклом. Этот учёный издал труд в 1939-м году, в котором описывал способы и методы лечения различных фобий.
Виктор Франкл отметил, что человек, оказывающийся в определённой ситуации повторный раз, действует по программе, заложенной в мозгу. Это значит, что если когда-то его постигла неудача в чём-либо, он бессознательно повторяет все свои ошибки и опять приходит к краху.
В результате повторения ситуации формируется патология в виде фобии. При этом симптомы, доставляющие дискомфорт, нарастают. Человек уже не может справиться со своей зависимостью.
Метод парадоксальной интенции направлен на преодоление фобий, страхов, неуверенности.
Методика использования интенции предполагает, что личность не будет бороться со своими страхами. Она даст им волю и разорвёт замкнутый круг. Ситуация повторяться больше не будет, так как она стала развиваться не по привычному сценарию.
Человек, использующий данный метод, выходил из своего эмоционального мира. Он оказывался в реальном мире с фактами и доказательствами.
Методика Виктора Франкла помогает людям, которые страдают фобией замкнутого пространства, паническими атаками и другими расстройствами психики. Такое название метод получил, потому что пациент должен сформулировать парадоксальную цель. Если вы больше всего на свете боитесь засмеяться в неподходящий момент, то именно эту цель вы и должны перед собой поставить. В сознание закрепится установка, организм не будет давать ожидаемый результат.
Логотерапия Франкла помогает людям жить обычной жизнью. Приведём пример. На приём к психотерапевту пришёл молодой человек. Он страдал повышенным потоотделением и стеснялся своей особенности. Потоотделение усиливалось в разы в минуты волнения и стресса. Одежда парня практически всегда становилась мокрой. Юноша перестал выходить на улицу, чтобы не подвергать себя очередным тревогам. У него формировался комплекс неполноценности.
Логотерапия помогла ему справиться со своими страхами. По рекомендации доктора молодой человек перестал бороться с собой. Он вышел на улицу, но не поспешил обратно в квартиру, а заставил себя думать о том, что сейчас он как следует пропотеет. Он даже пошутил, сможет ли выделить пота более 1 литра.
В результате сеансов молодой человек избавился от своего страха вспотеть в неподходящий момент. Он опять смог жить полноценной жизнью.
1. Если вы панически боитесь первым заговаривать с незнакомцами, то психологи рекомендуют усилить свой страх и вызвать его в многократном размере. Вы должны подходить ко всем прохожим и первым начинать разговор. Так вы научитесь преодолевать внутренний барьер.
2. Если вы в ужасе от предстоящих экзаменов, вам нужно проходить тестирования, писать диктанты и контрольные. Тогда на настоящем экзамене вы сможете сосредоточиться на своих знаниях, а не думать о боязни.
Учителя в школе проводят тренировочные ЕГЭ и ОГЭ для того, чтобы выработать у учащихся способность контролировать себя во время аттестации. Вы можете помочь своему ребёнку не бояться контрольных и ответов на уроках самостоятельно.
Данный метод подходит для борьбы с паническими атаками, помогает людям жить полноценной жизнью.
Рекомендую обратиться к специалисту, прежде чем начать использовать такую методику.
Коммуникативная интенция
Коммуникативная интенция – это не конечный результат, достигнутый последовательными действиями, а то, на что рассчитывает личность. То есть это нематериальное благо, его нельзя потрогать или понюхать. Его ещё не существует, но личность уверена, что результат будет именно таким.
Желание человека выражается посредством слов, фразы. В ней он озвучивает своё намерение и уже выражает то, какой результат надеется получить. Например, фраза «Давай встретимся» говорит о желании человека увидеться с кем-либо и изъявляет его желание на результат, то есть на то, что собеседник согласится на встречу.
Коммуникативная интенция может быть скрытой. Человек не прямо изъявляет своё желание достичь какого-то результата. А просто словами призывает кого-то, кто сделает то, чтобы он получил нужный ему результат.
Например, если вы стесняетесь открыть окно в душном помещении, то вы можете громко заявить о невыносимой духоте. Наверняка найдутся люди, готовые распахнуть окошко, чтобы избавить вас от мучений.
Таким образом, человек добился результата, хотя не говорил о своём желании прямо. Коммуникативная интенция схожа с манипуляцией. Человек не говорит прямо, какие действия должен совершить человек, но он уже рассчитывает на тот результат, который ему необходим.
Виды интенций и примеры употребления слова
Другие психологи считают, что разновидностей больше. Они выделяют оценочную, авторскую, речевую и другие типы. Чтобы стало понятнее, приведём пример.
Авторская интенция побуждает читателя воспринять написанный текст, как хочет автор. Художественными способами создатель произведения добивается определённой цели, и мы понимаем, что хотел он сказать.
В школьные годы на уроках литературы мы часто слышали вопрос, что хотел сказать автор того или иного произведения? Мы понимаем, что описывая жизнь простых крестьянок, Некрасов заострял внимание на их нелёгкой доле и призывал окружающих облегчить судьбу женщин.
Писатель не выражает прямо свой призыв. Однако читателю открываются ужасные подробности. Это и есть авторская интенция. Она присутствует в каждом тексте. Автор добивается определённой цели.
Читали ли вы рекламные проспекты? Красочные описания товара или услуги всегда вызывают у нас желание воспользоваться предложением прямо сейчас, даже если об этом не говорится. Мы можем прочитать хвалебный отзыв о чудо-лекарстве и побежать за ним в аптеку, хотя автор просто делился с нами своей радостью о находке, которая вернула ему здоровье.
Оценочные интенции используются для того, чтобы у окружающих сформировалось чёткое представление о том или иной человеке, событии, факте, предмете.
Оценочная интенция также может быть скрытой. О любой вещи можно рассказать как в положительном, так и в отрицательном ключе. Мы используем ласкательно-уменьшительные суффиксы, когда, например, хотим вызвать у собеседника чувство умиления, нежности. Она может быть и прямой. Мы открыто одобряем, хвалим, ругаем что-либо или кого-либо.
Иногда говорят об эмоциональной оценке. Это одно и то же. Красочная упаковка, например, вызывает у нас заинтересованность. Мы не знаем, что внутри коробки, но уже хотим её получить. Таким способом, наше сознание воспринимает посланную нам интенцию.
Речевая интенция всегда выражается в устной речи. Если мы читаем текст, то мы говорим об авторской интенции. Примеры речевой интенции мы рассматривали выше, на примере с окном.
Фразами человек добивается того, что он хочет. Например, девушка может не просить прямо у мужчины денег, но она будет рассказывать о своей несчастной доле. У собеседника возникнет стойкое желание ей помочь. Она получит то, что хотела.
Люди, которые понимают, что такое интенция, и умеют грамотно воздействовать на окружающих, всегда добиваются поставленных целей. Именно поэтому мы часто не можем понять, почему совершили тот или иной поступок. Мы говорим, что словно находились под гипнозом.
Интенция в религии. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Человек молится о благополучии, удачной покупке дома, то есть он озвучивает результат, который надеется получить после молитвы. Его просьбы к Высшим Силам – речевая интенция. Просто собеседник нам не виден.
Но интенция в религии подразумевает особое состояние человека, его веру в Господа, сосредоточенность на молитве. Кроме того, в исламе нияты используются при разбирательстве на шариатских судах. Они оценивают вину преступника.
Интенция в неврологии направлена на достижение цели объектом силой воли. Это сознание личности, которая делает усилие, чтобы преодолеть какой-то барьер. Человек усилием воли, через не хочу и не могу, заставляет себя действовать и получать результат.
Интенция используется и в философии. Она побуждает человека оставить материальное и углубиться в познание духовного. Эта наука утверждает мысль о том, что личность может познать мир только тогда, когда познаёт саму себя. Все философские течения так или иначе утверждают данную истину, и люди, которые изучают науку, преследуют эту цель.
Таким образом, интенция – сложное понятие. Оно используется практически во всех областях. Термин обозначает в себе не только желание конкретного объекта, но и говорит о его мотивированности, призыве получить то, что требуется.
Желание может и не озвучиваться прямо. Оно может быть сокровенной мечтой. Интенция – есть способ получить нужный результат.
Если вы ещё не понимаете значение интенции, то вы должны знать, что изучение основ психологии помогают выстроить свою жизнь и добиться поставленных задач.
Проявления интенции мы встречаем на каждом шагу. Если мы знаем её принципы, то мы сможем лучше понять людей. У нас получиться выстроить гармоничные отношения с окружающими.
Более того, те, кто знаком с азами психологии, редко попадают в сети мошенников. Они отлично умеют использовать речевую интенцию и побуждают человека действовать помимо своей воли. Но своего результата они добиваются.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».