Что такое оцифрованная подпись
Виды электронной подписи (ЭП или ЭЦП)
В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.
Виды электронной подписи
Простая электронная подпись, или ПЭП
Простая подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары “логин-пароль” в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, и подтверждает, что электронную подпись создал конкретный человек.
Где используется простая электронная подпись?
Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (далее — ЭДО).
Простую электронную подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат гостайну.
Юридическая сила ПЭП
Простая подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:
Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору систему, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, для получения подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг, нужно лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.
Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.
Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.
Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.
То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат также выдается удостоверяющим центром. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
Где используется неквалифицированная электронная подпись?
НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.
Юридическая сила НЭП
Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.
Квалифицированная электронная подпись или КЭП
Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:
Где используется квалифицированная электронная подпись?
КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.
Юридическая сила КЭП
КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
Для чего нужна электронная подпись и как ей пользоваться?
В век развитых кибертехнологий на смену стандартной рукописной подписи пришел ее электронный аналог.
Подобные нововведения значительно упростили взаимодействия между участниками сделок через интернет, а также позволили гражданам подтверждать документы дистанционно. Что входит в понятие “электронная цифровая подпись” (ЭЦП).
Зачем нужна электронная подпись и как ее получить, расскажем далее.
Понятие этого новшества, закрепленное законодательно, ставит незнающего человека в тупик. Простыми же словами, понятие ЭП можно определить как цифровой аналог рукописной подписи, зашифрованной под определенный набор цифр и знаков, или имеющий тот же вид, что и ручной реквизит. Главное, что каждая подпись уникальна и привязана к конкретному лицу.
ЭЦП дает право заверять документы дистанционно, а также подтверждает принадлежность любой официальной бумаги владельцу электронного штампа.
Суть электронной подписи заключается в формировании цифрового реквизита методом криптографического преобразования, в результате чего получается непонятный человеку, но распознаваемый программой текст. Именно за счет использования такого способа шифрования, защита электронной подписи считается наиболее устойчивой к взлому и подделке.
Электронная подпись в России выдается удостоверяющим (аккредитованным) центром (УЦ), где заявитель получает сертификат и ключ, который может быть двух типов:
Закрытый
Открытый
В случае взлома, кражи, хищения информации (ключа), следует сообщить о случившемся в УЦ, что позволит заблокировать ЭП и защитить себя от нежелательных последствий.
Что говорит закон об ЭЦП?
В 2011 году был принят Закон об электронной подписи, который раскрывает основные понятия, связанные с ЭП, и регламентирует:
Закон позволил решить проблему замедленного документооборота на бумажных носителях и обеспечить достоверность электронных подписей при соблюдении установленных норм.
Он также дополнительно определил запреты и методы защиты ЭЦП:
Виды электронной подписи
Определены понятия 3-х видов электронной подписи — простой, неквалифицированной и усиленной квалифицированной. От типа полученного реквизита зависит спектр возможностей подписанта и допустимые сделки без личного присутствия. Это касается как юридических, так и физических лиц.
Простая (ЭП)
Простая электронная подпись — генерация кодов и уникальных паролей, а бумажная форма ЭП присваивается только по договоренности. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 установлены правила использования такого формата ЭЦП для граждан в сфере услуг (государственные/муниципальные). Оформить ее можно через портал Госуслуг и при личном обращении в УЦ.
Чем выше квалификация вашей электронной подписи, тем больше возможностей она предоставляет.
Усиленная неквалифицированная (НЭП)
Подписание документов электронной подписью формата НЭП — не только способ установить авторство. Это доказательство подлинности информации в неизменном виде. Данный вариант ЭЦП выдается в центре на электронном носителе (токен).
НЭП формат позволяет принимать участие в госзакупках, заключать договора с контрагентами, подписывать документы внутри компании.
Усиленная квалифицированная (КЭП)
Получение ключа электронной подписи подразумевает формирование квалифицированной усиленной формы, которая имеет не только те же функции, что и НЭП, но и ряд отличий:
Требования к форме электронной подписи могут отличаться по типу документооборота и назначения сделки.
Если планируется постоянное использование ЭП при взаимодействии с внешними контрагентами, ведении бухгалтерии и иных дистанционных действиях, то лучше выбрать КЭП вариант, который дает право работать по всем направлениям.
Как сделать электронную цифровую подпись?
Изготовление электронной подписи возможно в удостоверяющем центре, где каждый желающий может получить подробную консультацию по данному вопросу.
Краткое пошаговое руководство по формированию электронной подписи:
идентифицировать свою личность посредством визита в центр или заверить почтовой телеграммой;
получить ЭП при личном визите.
Для физических лиц
Минимальный пакет документов для получения электронной подписи потребуется гражданам:
Для ИП
Электронная подпись для индивидуальных предпринимателей оформляется по тем же условиям, но с дополнительными требованиями относительно необходимых документов.
К представленному выше списку нужно добавить свидетельство о регистрации в качестве ИП и выписку из госреестра. Все документы должны быть заверены у нотариуса.
Для юридических лиц
Электронная подпись для организаций чаще всего выдается в формате КЭП, чего требует специфика их работы. Кроме упомянутого набора бумаг, юридическое лицо должно предоставить:
Проверка подлинности электронной подписи
Из-за массового использования этого метода заключения соглашений участились случаи мошенничества, поэтому не должно возникать вопроса, зачем проверять ЭЦП. Осуществить проверку может любое лицо, даже если получатель ЭП не имеет регистрации в УЦ:
Чтобы избежать мошенничества при заключении сделки, проверяйте ЭЦП на подлинность.
Использование электронной цифровой подписи
Формирование электронной подписи дает ряд преимуществ как для обычных граждан, так и для организаций. Основной плюс такой формы заверения документов — экономия времени на совершение сделок с разными контрагентами, посещение федеральных организаций и т.д.
Стоимость формирования электронной цифровой подписи варьирует в диапазоне от 3 до 15 тыс. руб., что зависит от ее типа, набора функций и услуг центра. Какую именно выбрать ЭП, зависит от того, зачем она необходима. Выделим наиболее актуальные цели ее использования.
Для документооборота
При большом количестве контрагентов в разных регионах лучше использовать не рукописный вариант заключения соглашений, а электронный, который не требует личного присутствия и обладает рядом преимуществ:
Для юридической гарантии и защиты соглашений без личного подписания остается КЭП, которую разрешается использовать и для счет-фактур.
Если между сторонами существует договоренность, возможно использование любого формата ЭП.
Для торгов
Электронные торги на открытых государственных и коммерческих площадках также требуют подтверждения личности и заключение соглашений путем подписи. Личное присутствие практически исключено, так как многие площадки не имеют физического адреса, а все лоты выставляются от разных контрагентов.
Если говорить о валютной бирже, то в данном случае ЭЦП дает расширенные возможности и позволяет защитить свои активы от несанкционированного использования.
Для закупок
Согласно требованию Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, участие в госзакупках может проводиться только при наличии НЭП или КЭП. Данное условие является обязательным для всех площадок, так как в случае победы потребуется заключить договор, а приезд по месту проведения закупки давно признан экономически устаревшим способом взаимодействия.
Личная электронная подпись
Зачем электронная подпись в частной жизни граждан? Существует ряд плюсов, которые обеспечивает простая ЭЦП:
По остальным вопросам по формированию, срокам действия, необходимости получения, стоимости электронной подписи можно получить консультацию у наших юристов. Опытные специалисты помогут выбрать аккредитованные центры и грамотно составить заявление на ЭЦП.
Электронная цифровая подпись для чайников: с чем ее есть, и как не подавиться. Часть 1
Итак, все чаще в кругах, работающих с документами все чаще звучат слова «электронный документ» и, связанное с ним почти неразрывно «электронная цифровая подпись», иначе — ЭЦП.
Данный цикл статей предназначен для того, чтобы раскрыть «тайное знание» о том, что это такое, когда и как это можно и нужно использовать, какие есть плюсы и минусы.
Естественно, статьи пишутся не для специалистов по криптографии, а для тех, кто эту самую криптографию будет использовать, или же только начинает ее изучение, желая стать специалистом, поэтому я старался максимально упростить понимание всего процесса, приводя аналогии и рассматривая примеры.
Зачем нам вообще что-то подписывать? Естественно, чтобы удостоверить, что мы ознакомились с содержимым, согласны (а иногда наоборот, не согласны) с ним. А электронная подпись еще и защищает наше содержимое от подмены.
Итак, начать, естественно, стоит с того, что такое электронная цифровая подпись.
В самом примитивном случае это — результат хэш-функции. Что это такое лучше меня разъяснит википедиа, в нашем же случае главное, что с высокой степенью вероятности ее результат не повторяется для разных исходных данных, а также что результат этой функции мало того, что короче исходных данных, так еще по нему исходную информацию восстановить нельзя. Результат функции называют хэшем, а применение этой функции к данным называют хешированием. Грубо, можно назвать хэш функцию архивированием, в результате чего мы получаем очень маленькую последовательность байт, но восстановить исходные данные из такого «архива» нельзя.
Итак, мы читаем файлик в память, хэшируем прочитанное. И что, уже получаем ЭЦП? Почти. Наш результат с большой натяжкой можно назвать подписью, но, все же, полноценной подписью он не является, потому что:
1. Мы не знаем, кто сделал данную подпись
2. Мы не знаем, когда была сделана подпись
3. Сама подпись не защищена от подмены никак.
4. Ну и да, хэш функций много, какая из них использовалась для создания этого конкретного хэша?
Поэтому применять к хэшу слово «подпись» еще нехорошо, будем называть его дальше просто хэш.
Вы посылаете ваш файл другому человеку, допустим, по почте, будучи уверенными, что он точно получит и прочитает именно то, что вы послали. Он же, в свою очередь, тоже должен хэшировать ваши данные и сравнить свой результат с вашим. Если они совпали — все хорошо. Это значит что данные защищены? Нет.
Ведь хэшировать может кто угодно и когда угодно, и вы никогда не докажете, что он хэшировал не то, что вы послали. То есть, если данные будут перехвачены по дороге злоумышленником, или же тот, кому вы посылаете данные — не очень хороший человек, то данные могут быть спокойно подменены и прохэшированы. А ваш получатель (ну или вы, если получатель — тот самый нехороший человек) никогда не узнает, что он получил не то, что вы отправляли, или сам подменил информацию от вас для дальнейшего использования в своих нехороших целях.
Посему, место для использование чистой хэш функции — транспорт данных в пределах программы или программ, если они умеют общаться между собой. Собственно, с помощью хэш функций вычисляются контрольные суммы. И эти механизмы защищают от случайной подмены данных, но не защищают от специальной.
Но, пойдем дальше. Нам хочется защитить наш результат хеширования от подмены, чтобы каждый встречный не мог утверждать, что это у него правильный результат. Для этого самое очевидное что (помимо мер административного характера)? Правильно, зашифровать. А ведь с помощью шифрования же можно и удостоверить личность того, кто хэшировал данные! И сделать это сравнительно просто, ведь есть ассиметричное шифрование. Да, оно медленное и тяжелое, но ведь нам всего-то и надо — зашифровать маленькую последовательность байт. Плюсы такого действия очевидны — для того, чтобы проверить нашу подпись, надо будет иметь наш открытый ключ, по которому личность зашифровавшего (а значит, и создавшего хэш) можно легко установить.
Суть этого шифрования в следующем: у вас есть закрытый ключ, который вы храните у себя. И есть открытый ключ. Открытый ключ вы можете всем показывать и раздавать, а закрытый — нет. Шифрование происходит с помощью закрытого ключа, а расшифровывание — с помощью открытого.
Приводя аналогию, у вас есть отличный замок и два ключа к нему. Один ключ замок открывает (открытый), второй — закрывает (закрытый). Вы берете коробочку, кладете в нее какую-то вещь и закрываете ее своим замком. Так, как вы хотите, чтобы закрытую вашим замком коробочку открыл ее получатель, то вы открытый, открывающий замок, ключик спокойно отдаете ему. Но вы не хотите, чтобы вашим замком кто-то закрывал коробочку заново, ведь это ваш личный замок, и все знают, что он именно ваш. Поэтому закрывающий ключик вы всегда держите при себе, чтобы кто-нибудь не положил в вашу коробочку мерзкую гадость и не говорил потом, что это вы ее положили и закрыли своим замком.
И все бы хорошо, но тут сразу же возникает проблема, а, на самом деле, даже не одна.
1. Надо как-то передать наш открытый ключ, при этом его должна понять принимающая сторона.
2. Надо как-то связать этот открытый ключ с нами, чтобы нельзя было его присвоить.
3. Мало того, что ключ надо связать с нами, надо еще и понять, какой зашифрованный хэш каким ключом расшифровывать. А если хэш не один, а их, скажем, сто? Хранить отдельный реестр — очень тяжелая задача.
Все это приводит нас к тому, что и закрытый ключ, и наш хэш надо хранить в каких-то форматах, которые нужно стандартизировать, распространить как можно шире и уже тогда использовать, чтобы у отправителя и получателя не возникало «трудностей перевода».
Как водится у людей, к чему-то единому прийти так и не смогли, и образовалось два больших лагеря — формат OpenPGP и формат S/MIME + X.509. Но об этом уже в следующей статье.
Как электронная цифровая подпись ускоряет работу компании
Содержание статьи
Электронный документооборот, сдача отчетов через интернет и тендеры невозможны без электронной цифровой подписи. Рассказываем про виды ЭП, какие есть плюсы и недостатки, а также правила безопасного использования.
Что такое электронная подпись?
Это аналог подписи человека. Цифровые данные помогают идентифицировать владельца и подтвердить, что именно он подписал документы. Если раньше приходилось распечатывать бумаги, затем подписывать вручную, сканировать или отправлять почтой, то теперь это делается в электронном формате.
Предприниматели используют электронную подпись для значимых бизнес-процессов:
В России действует федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который регулирует применение ЭП.
Виды электронных подписей
Простая электронная подпись
Это обычный набор данных: код с логином и паролем. То есть подтверждения по Email, SMS, USSD — примеры этой подписи. Ее можно сделать самостоятельно, используя специальное программное обеспечение, правда юридической значимости у простой ЭП нет. Она не подойдет для участия в тендерах или отправки отчетов в налоговую. Обычно простую подпись используют для заверения внутренних процессов компании, в банковских операциях или на Госуслугах.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
Для создания используют программы криптошифрования. НЭП подтверждает личность владельца и показывает, что в документ не внесли изменения после подписания. Подпись можно сделать самостоятельно с помощью программиста или заказать в Удостоверяющем центре (по цене от 1000 рублей). НЭП хранят на USB-флешке с паролем, который доступен только владельцу. Подходит для обмена документами с контрагентами. Но перед этим участники ЭДО заключают соглашение, что НЭП имеет юридическую значимость.
Усиленная квалифицированная подпись (КЭП)
«Электронные цифровые подписи бывают облачные и на электронных носителях. Я рекомендую использовать защищенные электронные носители, например, рутокен. Рутокен самый распространенный носитель. Кроме защищенности, он еще прост в настройке и работе на компьютере. Необходимо скачать и установить «панель управление рутокен» (это драйвер), без нее ваш компьютер просто не увидит КЭП»
Усиленная квалифицированная подпись дает больше возможностей и автоматом придает юридическую силу. Поэтому опытные предприниматели советуют выбирать КЭП. Перед тем как обратиться в удостоверяющий центр — проверьте аккредитацию на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Вениамин Бакалинский, генеральный директор Бюро переводов iTrex:
«Электронная цифровая подпись – это очень просто и удобно, никаких сложностей не было. Единственное, что могло у нас вызвать затруднения, — установка ПО и драйверов для работы ЭЦП, но эту работу берет на себя удостоверяющий центр. Сотрудник техподдержки удаленно подключился к одному из наших компьютеров, установил и настроил ПО. Все работы по настройке заняли максимум 20 минут»
Плюсы электронной подписи
Процессы становятся быстрее
Предприниматели подписывают акты или договоры, а контрагент сразу их получает. Значит, поставки и продажи совершаются быстрее.
Вениамин Бакалинский рассказывает про свой опыт использования ЭП:
«Сейчас около 70% всех наших клиентов обмениваются с нами организационными и отчетными документами в электронном виде. Особенно это помогает с новыми клиентами: раньше обмен подписанными договорами, выставление первых счетов, оформление первых ТЗ занимало много времени и иногда было серьезным поводом для беспокойства менеджеров на стороне клиента. Если менеджеру нужно было оперативно запустить проект в работу, и мы со своей стороны готовы были приступить немедленно, но юристы клиента требовали сначала полностью оформить все документы и обменяться оригиналами. Это логично, но очень мешает в ситуации, когда даже несколько часов влияют на выполнение работы в срок.
С переходом на ЭЦП такие ситуации перестали возникать. Также есть некоторая экономия за счет расходов на курьеров и печать документов»
Удобно работать с контролирующими органами
Не надо ехать в ФНС, чтобы сдать отчеты или декларации. Все данные отправляют из офиса или дома в любое время суток.
Минусы использования электронной подписи
Затраты на оформление и установку
Главный минус — это затраты на оформление подписи, настройка браузера и установка ПО для работы электронной подписи. КЭП обойдется для предпринимателя в 1500-6000 рублей (зависит от политики Удостоверяющего центра).
Тимур Алексеев, коммерческий директор Сервиса электронной подписи Sign Me
«Из-за разнообразия технологий реализации электронных носителей ключей электронной подписи, не существует «универсальной» подписи, которая была бы у человека одна и для всего (ну, или максимум две: как у физического лица и как у представителя юридического лица).
В настоящий момент многие сервисы, используемые бизнесом, «заточены» только под одну определенную технологию реализации электронной подписи, а это значит, что столкнувшись с сервисом с отличающейся технологией, придется выпускать еще одну новую подпись. В результате, у активного пользователя цифровых сервисов может наплодиться большое количество разных подписей, что увеличивает риск потери контроля доступа владельца к своим ключам»
Ограниченный срок действия
Например, он часто заканчивается во время сдачи отчетов в ФНС. И если удостоверяющий центр перевыпустит КЭП за пару часов, то на стороне налоговиков ее могут подтверждать пару дней. В итоге предприниматель сдает отчет позже срока, а это приводит к штрафу.
«Срок действия КЭП ограничен (как правило, год), нужно перевыпускать подпись на генерального директора, если он сменился (актуально для ООО). Кроме этого, возможны сложности для выпуска квалифицированной подписи, если заявитель является иностранным лицом»
Скоро электронная цифровая подпись понадобится почти всем
К 2024 году правительство планирует ввести обязательную маркировку для широкого круга товаров, а со следующего года введут обязательный электронный документооборот для тех, кто уже использует маркировку. Также ЭП используют для работы с онлайн-кассами: регистрация, замена фискального накопителя, заключение договора с ОФД. Поэтому оформить цифровую подпись в ближайшее время придется большинству предпринимателей.
Юрий Спирин, сооснователь магазина «Ячей»:
«У нас магазин, и нужно обязательно использовать онлайн-кассу, а торгуем мы одеждой и обувью, которые нужно маркировать. Поэтому давно используем электронную подпись. Конечно, это дополнительные затраты, но не такие большие. С другой стороны, это удобно: обмен документами происходит быстро. А если вы хотите взаимодействовать с крупными поставщиками, то придется внедрять ЭДО, а там без ЭП не обойтись»
Могут ли подделать электронную подпись?
Когда все процессы переходят в электронный вид, появляется угроза, что мошенники взломают систему и похитят данные. Но подделать усиленную квалифицированную подпись невозможно.
Михаил Александров, Руководитель представительства удостоверяющего центра «ИжТендер» в Санкт-Петербурге:
«Подделать электронную цифровую подпись невозможно, но бывают случаи, когда подпись используют без ведома владельца. Основные способы несанкционированного использования — это кража ключа и подмена подписываемой информации. Это делают с помощью шпионских программ или через кражу PIN-кода от токена»
Еще есть некоторые правовые сложности с оформлением без личного присутствия. По закону в удостоверяющем центре должны идентифицировать заявителя и после этого выдать КЭП, но бывают исключения.
Дмитрий Соломенников, генеральный директор ООО «Туртехнологии»:
«У меня несколько ЭЦП. Да, безусловно, это удобно. Сейчас регистрация на многих сервисах, связанных с бизнесом, идет по ЭЦП. Однако технология выдачи в России заставляет задумываться о безопасности выпуска подписи. Так, при аренде кассового аппарата у Сбербанка, сотрудник Сбера выпустил электронную цифровую подпись на меня даже без моего личного визита в удостоверяющий центр, только на основании представленных сканов. Как такое может быть? Я узнал об это только постфактум»
Скорее всего, в банке идентифицировали пользователя как клиента, внутренний регламент это разрешает. Михаил Александров считает, что подобные ситуации возникают из-за недоработанного законодательства:
Правила безопасности
Чтобы защитить себя от воровства электронной цифровой подписи, нужно соблюдать несложные правила. Их сформулировала эксперт в сфере закупок Дарья Опарина: