Что такое отстоять вахту на корабле

Вахте о вахте

Вздымаются бури, море беля.
Моряк постоянно на вахте.
В. Маяковский

Так, у русских мо ряков дневная вахта длилась с 12.00 до 18.00, т.е.6 часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00 и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным английским «собакам».

В военно-морском флоте в связи с требованием повышения бдительности и неотлучного пребывания в готовности на различных постах, вахта велась и ведется в три смены. Еще в морском уставе Петра I, изданном в 1720 году, вменялось в обязанности командирам кораблей «главнейшим делом» расписать «всю команду на три равные части по вахтам, а вахты по парусам, орудиям и т.п.»

Надо отметить, что с петровских времен почти до конца XVIII века русские моряки применяли так называемое морское исчисление времени, в котором сутки начинались с полудня предшествующего дня по гражданскому календарю. Морское счисление опережало гражданский календарь на 12 часов!

Но как бы не спешило «морское время», жизнь моряков продолжала оставаться тяжелым и опасным трудом. К примеру, в плаваниях нормальная продолжительность дежурств считалась 4 часа, но в зависимости от обстановки, климатических условий и пр. ее длительность решением командира могла меняться от 2 до 5 часов. Такой порядок сохраняется и в наши дни в военном и торговом флотах.

Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией именовали «послеобеденное стоячее лежание».

Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишались «адмиральского часа». Так назывался узаконенный Петром I обеденный перерыв, начинавшийся с раздачи водки (звучала команда «свистать к вину и на обед») и заканчивающегося послеобеденным часовым сном. Со временем водку (а позже и вино) давать перестали, но «адмиральский час» строго соблюдается и в наши дни. Кстати, в английском флоте обеденный перерыв и отдых после обеда в шутку называют «счастливый час» или «счастливое время».

Это время дежурства англичане называли «вахтой склеивающихся глаз», а также «длинной» или «кладбищенской». Немецкие, шведские, голландские матросы именовали ее «плоскостопой» (не присядешь, иначе заснешь). И почти на всех флотах мира и по сей день эта вахта называется «собачей вахтой» или просто «собакой». Само название красноречиво говорит, что это за вахта.

Есть вахта во время полночного мрака, ее моряки окрестили «собака». «Собака» не лает, не треплет за брюки, не лижет в восторге хозяину руки. Знай, ежели подкрадется, однако, тебе задремать не позволит «собака»./И.И.Радченко/»Вахта «собака»/

Сон шутники прозвали «коечной» вахтой. Самой хлопотной считается вахта, когда судно приходит в порт или выходит из него. Ее русские матросы именуют «козлиной». Да и действительно, кому хочется быть «козлом отпущения», когда все свободные от работ и вахты уходят в город в увольнение или разъезжаются по домам.

Иногда стояночные ночные вахты делают с ноля до восьми утра, то есть во всю ночь, такую смену называют «всенощной».

Иногда нетерпеливый матрос, чтобы поскорее смениться, «подогревал склянку», т,е, раньше времени бил в колокол и переворачивал песочные часы. Такие поступки всегда наказывались самым строгим образом на всех флотах мира.

Названия и прозвища вахт появляются и исчезают в зависимости от условий работы и быта моряков. Многие из них бытуют уже несколько столетий. Хочется верить, что эти морские выражения останутся в истории мореплавания как интереснейшие страницы матросского фольклора.
Каланов Н.А. 1987 год журнал «Морской флот»

Источник

Вахтенная служба

Вахтенная служба (вахта) на судах — это особый вид выполнения служебных обязанностей, требующий повышенного внимания и постоянного присутствия на рабочем месте (посту). Лица судового экипажа, которые находятся на вахте, называются вахтенными. На судах, находящихся в эксплуатации, устанавливается круглосуточная вахта. Вахтенная служба обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность, предотвращение загрязнения окружающей среды, дисциплину и порядок, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.

Вахта в Российском императорском флоте

Для несения вахты офицеры расписывались на 3 и не более чем на 5 вахт, а команда на 4 отделения. Обыкновенное распределение вахт в сутках: с 24:00 до 4:00, с 4:00 до 8:00, с 8:00 до полудня, с полудня до 18:00 и с 18:00 до полуночи; часы смен были наиболее удобны для жизни команды, и так как вахту несли посменно 4 отделения, то каждые сутки для одних и тех же людей часы вахт менялись. При 5 офицерах промежуток времени от полудня до полуночи разбивался на 3 вахты, поэтому ежедневно офицер стоял на вахте разные часы. Стоящий на вахте (правящий вахту) офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время хода корабля — с мостика. Вахтенный начальник должен был посылать вниз (в подпалубные помещения) подчинённого ему вахтенного офицера или же начальника вахтенного отделения. На корабле ничто существенное не могло происходить без разрешения или ведома вахтенного начальника, который подчинён только командиру и старшему офицеру; распоряжаясь лично, он докладывал о происходящем на корабле и вне корабля своим начальникам. В русском флоте вахтенными начальниками назначались лейтенанты, а вахтенными офицерами обычно мичманы. Быть отставленным от вахты для офицера являлось тяжёлым наказанием.

Вахтенное отделение команды разводилось для несения службы по всему кораблю и находилось в распоряжении офицеров, стоящих на вахте. Отделение команды, отстоявшее предыдущую вахту, называется «подвахтенным» и в случае нужды его вызывали в помощь вахтенному. Машинная команда разводилась на вахту отдельно от строевой: она находилось в подчинении вахтенного механика. Все приказания вахтенного начальника передавались вахтенным унтер-офицером, сопровождаясь особым свистком (дудкой), значащим, что приказание идёт с вахты; на обязанности вахтенных лежала проверка исполнения переданных приказаний.

В другом значении слова вахта означало в русском флоте половину команды, то есть 1-я вахта есть 1-е и 3-е отделения, 2-я же — 2-е и 4-е. Соответственно этому разделению нечётные отделения размещались на правой стороне корабля, а чётные на левой; все судовые расписания команды составлялись, придерживаясь того же деления. В крайних случаях, обусловленных работой или опасностью, вахта неслась командой повахтенно, то есть наверху находилась половина всех начальников. При авральных работах, когда вызывается наверх вся команда, вахтенный начальник сменялся старшим офицером. Термин «боевая вахта» относился к машинной команде, находящейся в машине и кочегарных отделениях во время боя; она комплектовалась лучшими людьми по своим специальностям; остальная же машинная команда шла согласно боевому расписанию на пополнение строевых нижних чинов у opyдий, торпедных (минных) аппаратов и подачу боеприпасов.

Организация вахтенной службы

Источник

ВАХТЕ О ВАХТЕ

Что такое отстоять вахту на корабле. Смотреть фото Что такое отстоять вахту на корабле. Смотреть картинку Что такое отстоять вахту на корабле. Картинка про Что такое отстоять вахту на корабле. Фото Что такое отстоять вахту на корабле

Это слово произошло, как уже говорилось, от немецкого Wacht — караул, стража. Вахта — это еще и особый вид дежурства на кораблях военно-морского и коммерческого флота, которое несется постоянно при нахождении корабля в море на ходу и при стоянке на якоре или у стенки (причала, пирса) на швартовах.

На ходу нормальная продолжительность вахты — четыре часа, но в зависимости от обстановки (например, высокие или очень низкие температуры) продолжительность вахты решением командира корабля может быть сокращена.

Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменившаяся — подвахтенной.

При стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначается на суточную вахту и несет ее в три смены.

До конца XVII в. матросские сутки были разделены на восьмичасовые смены, что крайне утомляло и осложняло жизнь экипажа. Считается, что первым этот порядок изменил английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил всю команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты. По расписанию первая вахта имела нечетные номера и работала во время аврала на правом борту судна, вторая вахта — на левом. При необходимости выполнять какой-либо сложный маневр, связанный, например, с уборкой или постановкой парусов, на палубу вызывалась подвахтенная смена.

Теперь становятся понятными команды, подаваемые в старые времена на парусных кораблях: «Первая (вторая) на вахту!», «Обе вахты на вахту!». Суточное время делилось так: четыре часа смены на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: «первая» (с 20.00 до 24.00), «средняя» (с 00.00 до 04.00), «утренняя» (с 04.00 до 08.00). При таком распорядке получалось, что одна из смен ночью работала на палубе восемь часов, а вторая — только четыре. Однако и днем после дежурства матросы первой вахты не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми. Это было весьма утомительно, и, чтобы как-то повысить работоспособность и дать отдых личному составу, придумали делить сутки не на шесть частей, а на семь. Для этого вахту с 16.00 до 20.00 разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь часы смены сдвигались, и матросы не находились в одно и то же время на палубе. Англичане называли двухчасовые полувахты «вахтой с обрезанным хвостом».

Со временем в других флотах стали вводить английский порядок несения дежурства, а полувахты стали называть «хитрой вахтой». Однако система с полувахтами прижилась не везде: как говорится, «на каждом флоте свои порядки в почете». Так, у русских моряков дневная вахта длилась с 12.00 до 18.00, то есть шесть часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00, и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным английским вахтам. Однако со временем, учитывая опыт Северной войны, необходимость повышения бдительности при длительном пребывании кораблей в море и неотлучное нахождение личного состава на боевых постах, в Российском флоте вахту стали нести в три смены. Уже в Морском уставе Петра I, изданном в 1720 г., «главнейшим делом» командиров кораблей определялось расписать «всю команду на три равные части по вахтам, а вахты по парусам, орудиям и т. п.». В плаваниях нормальной продолжительностью дежурств считались четыре часа, но в зависимости от обстановки, климатических условий решением командира она могла меняться от двух до пяти часов.

За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы разных стран придумали свои названия. Кроме тех, которые уже были упомянуты, существовали и другие. Многие из них забыты, но есть и такие, которые бытуют и по сей день.

При трехсменной вахте первая стояла днем с 08.00 до 12.00 и ночью с 20.00 до 24.00. Так как почти вся она проходила во время бодрствования, ее считали легкой и доверяли выполнение обязанностей молодым малоопытным морякам под контролем бывалых офицеров и старшин. Отсюда у наших моряков появилось название «детская вахта».

Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией именовали «послеобеденное стоячее лежание». Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишились «адмиральского часа» — этого узаконенного еще Петром I обеденного перерыва, начинавшегося с раздачи водки (звучала команда «Свистать к вину и на обед») и заканчивавшегося послеобеденным часовым сном. Со временем водку давать перестали, но «адмиральский час» строго соблюдается и в наши дни. «Ночная вахта с 12 ночи до 4 утра считается самой скучной и несносной, потому что все судно после дневных трудов вкушает самый сладкий сон, а вахтенные принуждены проводить это время без сна, может быть, под дождем, подвергаясь то сильному холоду на севере, то удушливому зною в тропиках», — так писал офицер Максимов, участник кругосветного плавания на клипере «Стрелок». Это время дежурства англичане называли «вахтой склеивающихся глаз», а также «длинной» (она кажется длиннее других) или «кладбищенской» (тишина! страшно! опасно!). Немецкие, шведские, голландские матросы именовали ее «плоскостопой» (не присядешь, иначе заснешь). И почти во всех флотах мира и по сей день эта вахта называется «собачьей вахтой» (Dog wacht), или просто «собакой». Само название красноречиво говорит, что это за смена.

Название следующей вахты, с 04.00 до 08.00, имеет более благозвучное звучание — «Диана». Так в честь богини Луны из римской мифологии назвали ее итальянские моряки. Вторая половина этой вахты, с 16.00 до 20.00, когда-то называлась «английской собакой», но с введением трехсменной вахты она стала любимой и удобной для моряков. Отстоял матрос утреннюю половину, а впереди почти целый день свободный — можно успеть и отдохнуть, и личными делами заняться. Может быть, потому она и называется «королевской», или — проще — «хорошей вахтой». Кроме этих названий, на флотах бытовали и другие. Так, вахту, назначаемую в туман, для усиления бдительности называли «туманной». Сон шутники прозвали «конечной» вахтой. Названия или прозвища вахт появляются и исчезают в зависимости от условий работы и быта моряков. Может быть, когда-нибудь исчезнут и сами вахты, все дежурство будут нести электронные роботы. Но будем надеяться, что память о них останется на страницах истории мореплавания.

Источник

Глава 20: Вахта

809. Вахта является особым видом дежурства на кораблях Флота. Она устанавливается в тех случаях, когда требуется высокая бдительность и безотлучное пребывание на посту.

В состав корабельной вахты входят: вахтенный офицер, помощник вахтенного офицера, командир вахтенного поста, вооруженный вахтенный у трапа (сходни), командир спасательной шлюпки, вахтенный на шлюпке, вахтенный на концах, рассыльный.

810. Непосредственное руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера.

811. При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту на сутки и несет ее в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач.

При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному.

Сменившийся личный состав является подвахтенным. В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных.

812. Нормальная продолжительность вахты 4 часа.

В зависимости от обстановки приказанием командира корабля продолжительность вахт на отдельных постах может быть сокращена до 1 часа или увеличена до 6 часов.

На рулях и наблюдательных постах нормальная продолжительность вахты, как правило, 2 часа.

813. Для охраны кораблей и имущества выставляются вооруженные вахтенные.

Посты вооруженных вахтенных обычно устанавливаются у трапов (сходней), на причальном сооружении, на батопорте (при стоянке в доке) и на льду у корабля (зимой).

Число постов и время вахты устанавливает командир корабля.

814. На кораблях в распоряжение дежурного по кораблю и вахтенного офицера назначаются рассыльные. На флагманских кораблях рассыльные, кроме того, могут назначаться в распоряжение командира соединения, его заместителя и начальника штаба.

815. За 15 минут до заступления очередной смены на вахту на ходу корабля вахтенный офицер, а при стоянке дежурный по кораблю, если вахтенный офицер не назначен, подает команду «Очередной смене приготовиться на вахту. Форма одежды для верхней вахты номер

816. Дневальному по помещению (вахтенному отсека) должно быть известно местонахождение матросов (старшин) заступающей смены, в ночное время он поднимает их без шума.

В тех случаях, когда личный состав спит на верхней палубе, заступающий на вахту матрос (старшина) обязан оповестить командира вахтенного поста о своем местонахождении и времени заступления на вахту.

Порядок смены специальной вахты других боевых частей определяет командир корабля.

ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, НЕСУЩИХ ВАХТУ

Общие обязанности

819. Вахтенный офицер управляет корабельной вахтенной службой. Личный состав корабля, кроме лиц, которым вахтенный офицер подчинен, обязан исполнять все требования вахтенного офицера.

Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля или старшему помощнику, когда последний, замещая командира корабля, находится на ГКП (ходовом мостике). При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.

Никто, кроме указанных выше лиц и их прямых начальников, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера.

Вахтенному офицеру подчинены:

б) наряд корабельной вахты, наряд корабельного дежурства (если дежурный по кораблю не назначен).

821. Вахтенный офицер обязан:

а) при исполнении своих служебных обязанностей руководствоваться корабельными расписаниями и другими документами, определяющими боевую и повседневную деятельность корабля;

б) поддерживать установленную боевую готовность корабля;

в) в управлении корабельной вахтенной службой особое внимание обращать на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения;

г) знать район плавания и уметь использовать технические средства кораблевождения для определения места и путеисчисления;

д) следить за внешней безопасностью корабля и принимать меры, предупреждающие аварии;

е) знать состояние технических и зрительных средств связи и наблюдения корабля, уметь их использовать; правильно применять опознавательные сигналы;

ж) объявлять тревоги по приказанию командира корабля или лица, его замещающего, а в их отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства — самостоятельно;

и) знать состояние главной энергетической установки корабля;

к) следить за исправным действием механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе;

л) знать наличие запасов корабля;

м) знать меры, применяемые при усилении ветра и волнения моря, ухудшении видимости, приближении тумана, тропического циклона (тайфуна, урагана);

н) следить за постоянной готовностью дежурных спасательных средств к использованию;

о) подавать команды и сигналы в соответствии с распорядком дня и контролировать их выполнение;

п) отдавать воинское приветствие прибывающим на корабль должностным лицам, а также встречным и проходящим кораблям;

р) вести вахтенный журнал, после сдачи вахты сделанные в нем записи подписывать.

822. Вахтенный офицер должен уметь организовать борьбу за живучесть корабля. В случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, заклинки кормовых (больших кормовых) горизонтальных рулей, появления опасной концентрации газов (вредных веществ) он немедленно объявляет аварийную тревогу, а в случае ухудшения радиационной обстановки подает сигнал «Радиационная опасность» и осуществляет руководство борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля или лица, его замещающего.

823. При всяком неожиданном случае или обстоятельстве, когда у вахтенного офицера возникнут сомнения в безопасности плавания корабля, а также в других случаях если появится необходимость в помощи или присутствии командира корабля (помощников командира корабля), он обязан как днем, так и ночью немедленно вызвать его. Форма обращения следующая: «Товарищ капитан 2 ранга, просьба выйти наверх (прибыть в центральный пост)». В крайних, не терпящих отлагательства случаях вахтенный офицер должен действовать самостоятельно, известив об этом как можно скорее командира корабля и других лиц, смотря по обстоятельствам.

824. Вахтенному офицеру запрещается отвлекаться занятиями, не относящимися к выполняемым им обязанностям.

825. Вахтенный офицер должен иметь бинокль, секундомер, свисток, мегафон, записную книжку и карандаш.

826. По тревогам вахтенный офицер передает свои обязанности старшему помощнику командира корабля или специально назначенному лицу и занимает место согласно расписанию.

827. Вахтенный офицер при заступлении на вахту должен принять сведения, касающиеся:

б) места корабля (по местности и по карте), назначенного места в ордере (при плавании в составе соединения, группы);

в) фактической и прогнозируемой гидрометеорологической обстановки;

г) опознавательных сигналов и времени их смены, действующих режимов использования радио- и радиотехнических средств;

д) действующих механизмов;

е) состояния и режима работы технических средств наблюдения и навигации;

ж) местонахождения командира корабля и старшего помощника командира корабля, а также командира соединения и начальника штаба соединения;

з) приказаний и распоряжений, отданных по вахте командиром корабля или командиром соединения;

и) занятий, учений и работ, проводимых на корабле;

к) состояния и режима работы главной энергетической установки, батарейной и судовой вентиляции и времени последнего вентилирования аккумуляторной батареи;

л) состояния радиационной обстановки на корабле и режима радиационной безопасности;

м) состояния корабельных запасов.

ОБЯЗАННОСТИ НА ХОДУ КОРАБЛЯ

829. Вахтенный офицер обязан:

а) следить за точным удержанием назначенных курса, скорости, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки; удерживать корабль на назначенном месте в ордере;

б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

в) руководить работой БИП по обеспечению безопасности плавания;

г) следить за изменением пеленга при встрече с кораблями (судами) и определять условия расхождения и опасность столкновения с ними;

д) следить за исправным действием ходовых огней, а при плавании без огней за полным затемнением корабля;

е) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления, а также меры светомаскировки в ночное время;

ж) следить за положением устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля;

з) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

и) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания, в случае непринятия этих докладов и рекомендаций об уклонении от опасности производить запись об этом в вахтенный журнал корабля и продолжать выполнять свои уставные обязанности по обеспечению безопасности плавания корабля;

к) информировать штурмана (БИЦ, БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

л) получать от штурмана справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; информацию о времени поворота на новый курс за 5 минут, за 1 минуту и в расчетный момент начала поворота; продолжительность лежания на новом курсе и его безопасность.

м) контролировать исправную работу и переключение размагничивающего устройства;

о) производить расчеты маневрирования при совместном плавании в ордерах, а также для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов.

830. Командир корабля назначает курс и скорость корабля, а на подводной лодке и глубину погружения через вахтенного офицера.

Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля (на подводной лодке и глубину погружения) только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении внезапной навигационной опасности, для уклонения от внезапных атак противника), а также для спасения упавшего за борт человека; при этом он обязан немедленно доложить о принятых мерах командиру корабля.

831. На подводной лодке при нахождении ее в подводном положении вахтенный офицер обязан:

а) вести круговое наблюдение в перископ за морем и воздухом при движении подводной лодки на перископной глубине;

б) следить за дифферентом, плавучестью и глубиной погружения подводной лодки и при необходимости поддифферентовывать ее; периодически с разрешения командира подводной лодки измерять эхолотом глубину под килем, сверяя ее с глубиной на карте;

в) следить за режимом работы главной энергетической установки, радиационной обстановкой, плотностью электролита и напряжением аккумуляторной батареи, процентным содержанием водорода в отсеках и аккумуляторных ямах, о чем докладывать командиру подводной лодки;

г) следить за изменением гидрологических условий в районе плавания;

д) следить за использованием средств регенерации, составом газо-воздушной среды и своевременностью газораспределения воздуха;

е) осуществлять контроль за подъемом и опусканием выдвижных устройств и состоянием забортной арматуры в зависимости от глубины погружения;

ж) регулировать передвижение личного состава из отсека в отсек, следить за тишиной и порядком в них.

832. На ходу корабля вахтенный офицер обязан неотлучно находиться на ходовом мостике (в центральном посту). Смена вахтенных офицеров, в том числе и подсмена их на короткое время, производится с разрешения командира корабля (старшего помощника командира корабля).

833. Кроме указанного в ст.827, вахтенный офицер на ходу корабля обязан принять при заступлении на вахту сведения, касающиеся:

а) места корабля (обсервованного или счислимого), курса (по основным и резервным средствам курсоуказания) и назначенного хода, времени их предстоящего изменения, характера строя или номера ордера и места корабля в строю, элементов дрейфа и сноса течением, учитываемых поправок курсоуказателей и измерителей скорости;

б) обстановки в районе плавания: береговых и плавучих средств навигационного оборудования и берегового технического наблюдения, глубин, навигационных опасностей, кораблей (судов), находящихся в пределах видимости, условий расхождения и опасности столкновения с ними;

в) машин и устройств, которыми осуществляется движение корабля и управление им;

Вахтенный офицер, заступающий на вахту, обязан лично проверить (определить) место, курс, скорость и положение корабля в ордере, измерить глубину эхолотом (на подводной лодке с разрешения командира пл), изучить обстановку по маршруту плавания в течение предстоящей вахты.

На подводных лодках вахтенный офицер при заступлении на вахту, кроме того, обязан принять сведения, касающиеся:

а) глубины погружения;

б) режима движения, как подводная лодка управляется горизонтальными рулями;

в) дальности видимости в перископ;

г) гидрологических данных и времени их последнего определения;

д) радиационной обстановки и газового состава воздуха;

е) состояния специальных приборов и средств регенерации воздуха;

ж) положения подводной лодки;

з) состояния цистерны быстрого погружения;

и) батарейной и судовой вентиляции;

к) порядка выпуска личного состава на мостик.

ОБЯЗАННОСТИ ПРИ СТОЯНКЕ КОРАБЛЯ НА ЯКОРЕ (ШВАРТОВАХ)

834. Вахтенный офицер обязан:

а) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю о всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а, также обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

б) следить за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

в) проверять выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

г) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

д) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

е) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и бортов корабля;

ж) руководить подъемом и спуском флага, включением и выключением якорных огней, подъемом и подачей сигналов согласно МППСС;

з) представлять за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля письменно утренний доклад по установленной форме;

н) контролировать своевременность отбития склянок.

835. Вахтенный офицер ведет наблюдение:

— за якорной цепью и вытравленным количеством ее, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды;

— за готовностью к отдаче второго якоря.

При усилении ветра приказывает докладывать ему замеры ветра через каждый час или каждые З0 минут, сообразуясь с обстановкой, принимает меры к подъему катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место стоянки и докладывает об этом командиру корабля или старшему помощнику.

Вахтенный офицер обязан следить за дрейфом корабля, используя для этого личные определения места корабля, контрольные пеленги, дистанции до береговых ориентиров, прокладываемые на специальном планшете, и брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа немедленно докладывать командиру корабля.

836. Вахтенный офицер отвечает за своевременную подготовку корабля к приему к борту судов снабжения (за уборку трапов, шлюпок, заваливание шлюпбалок, кранов, выстрелов), приемку швартовов и организацию приемки запасов, обеспечивающую минимальный срок стоянки судна у борта корабля.

837. Перед дачей пробных оборотов линий валов машин вахтенный офицер принимает необходимые меры предосторожности в отношении шлюпок (катеров) и концов за кормой, устанавливает наблюдение за швартовами и якорной цепью. С ведома старшего помощника командира корабля, убедившись в готовности машинного телеграфа, он дает разрешение в машину о даче пробных оборотов.

838. Вахтенный офицер обязан находиться на верхней палубе, преимущественно на юте или у входных трапов. В свежую погоду при стоянке корабля, имеющего машины в готовности к немедленной даче хода, во время проворачивания машин и в других случаях, когда требуется личное наблюдение за окружающей обстановкой, а также на подводных лодках вахтенный офицер должен находиться на ходовом мостике.

839. Кроме указанного в ст. 827 настоящего устава, вахтенный офицер, заступая на вахту, должен принять сведения, касающиеся:

а) готовности корабля к походу;

б) удифферентованности подводной лодки и готовности ее к погружению;

в) количества якорной цепи на клюзе (заведенных на бочку перлиней или на причальное сооружение швартовов);

г) готовности второго якоря к отдаче;

д) глубины, грунта и течения;

е) отсутствующих лиц экипажа, а также пребывания посторонних лиц на корабле;

ж) катеров и шлюпок, как отсутствующих, так и находящихся у борта;

з) диспозиции кораблей, стоящих на рейде, местонахождения старшего на рейде;

и) условных сигналов по тревогам.

840. Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных грузов, оборудования и доставку их на корабль.

841. При встрече катеров (шлюпок) с начальниками вахтенный офицер занимает положение, указанное в приложении 12 настоящего устава.

При приеме катеров (шлюпок) с мичманами, старшинами и матросами вахтенный офицер остается на верхней площадке трапа (сходни) до выхода из катера (шлюпки) последнего прибывшего на нем человека.

842. При отправлении личного состава с корабля вахтенный офицер не допускает скопления людей у трапов (сходней). До начала посадки отбывающие на берег старшины и матросы должны находиться в строю. С подходом катера (шлюпки) к трапу вахтенный офицер производит посадку в первую очередь матросов и старшин, затем мичманов и офицеров, не допуская нагрузки катера (шлюпки) выше установленной нормы.

При посадке личного состава на катера (шлюпки) и до их отхода от борта (трапа, сходни) вахтенный офицер на корабле находится на верхней площадке трапа (сходни), а на подводной лодке на мостике, в этом случае к трапу (сходне) он вызывает подсменного рулевого сигнальщика (боцмана).

843. На кораблях 1 ранга может назначаться помощник вахтенного офицера.

Помощник вахтенного офицера обязан знать все, относящееся к обязанностям вахтенного офицера, и быть готовым заменить его в случае необходимости.

ВАХТЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОСТА (НОСОВЫХ, КОРМОВЫХ ОТСЕКОВ) ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ.

844. Вахту в центральном посту (в носовых и кормовых отсеках) подводной лодки несут нижние вахтенные по очереди. Очередность несения вахты устанавливается дежурным по подводной лодке. Заступление на пост и смена с поста производятся в присутствии дежурного по подводной лодке или его помощника.

845. Перед заступлением на пост очередной вахтенный обходит подводную лодку (группу отсеков) и проверяет:

а) нет ли крена, дифферента подводной лодки, отсутствие давления в цистернах главного и вспомогательного балласта;

б) нет ли в отсеках запаха гари;

в) нет ли открытых забортных отверстий и поступления воды в отсеки;

г) закрыты ли электрические приборы, распределительные щиты и коробки;

д) сухость и освещенность аккумуляторных ям, трюмов и выгородок;

е) наличие установленного давления в воздушных и пожарной магистралях, в системе гидравлики;

ж) правильность приготовления системы вентиляции аккумуляторной батареи в назначенном режиме, открытие клинкетов, ведущих от этой системы к аккумуляторной батарее, и крышек на приточных трубах аккумуляторных ям;

з) нормальное действие парового отопления в зимнее время, целость замков, пломб в печатей на сданных под охрану помещениях и механизмах.

846. После приема вахты вахтенный центрального поста (носовых и кормовых отсеков) обязан:

а) через каждые 30 минут обходить подводную лодку (группу отсеков) и проверять ее состояние, в соответствии с требованиями ст.845;

б) при поступлении воды в подводную лодку или возникновении пожара объявить (дать сигнал) аварийную тревогу, включить ходовые огни, доложить о случившемся дежурному по подводной лодке и приступить к ликвидации аварии;

в) при появлении крена, дифферента подводной лодки доложить об этом дежурному по подводной лодке;

г) своевременно вентилировать аккумуляторную батарею и подводную лодку;

д) немедленно докладывать дежурному по подводной лодке о всех нарушениях личным составом требований пожарной и радиационной безопасности и обеспечения непотопляемости подводной лодки;

е) следить за нормальной работой парового отопления;

ж) запрещать находиться в центральном посту лицам без дела и вести громкие разговоры;

з) передавать по внутрикорабельным средствам связи (переговорным трубам) все приказания и команды, относящиеся к действиям личного состава;

и) поддерживать постоянную связь с вооруженным вахтенным;

к) вести записи в журнале вахтенного центрального поста, отмечая в нем все действия личного состава, приход и уход лиц, не принадлежащих к экипажу, время пуска и остановки основных механизмов, вынос различных вещей, результаты осмотров отсеков и т. д.;

847. Все обнаруженные вахтенным центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки недостатки, не требующие принятия экстренных мер, устраняются с разрешения дежурного по подводной лодке (помощника дежурного по соединению по живучести) после выяснения причин, их вызвавших.

848. Вахтенный центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки в течение всей вахты находится на своей подводной лодке и отлучается с нее по служебным делам только с разрешения дежурного по подводной лодке.

По тревоге, не сменяясь, занимает место согласно расписанию.

849. Вахтенному центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки в период исполнения своих обязанностей запрещается вступать в разговоры и заниматься делами, не входящими в его служебные обязанности.

КОМАНДИР ВАХТЕННОГО ПОСТА.

850. Командир вахтенного поста назначается из числа старшин и подчиняется вахтенному офицеру (дежурному по кораблю).

Командир вахтенного поста отвечает:

— за внешнюю безопасность корабля в районе своего поста;

— за выполнение личным составом, находящимся на верхней палубе, корабельных правил, соблюдение порядка и чистоты на верхней палубе и правил ношения формы одежды;

— за соблюдение порядка допуска на корабль и схода с корабля, за безопасность катеров (шлюпок), находящихся на бакштове и под выстрелами в районе поста.

Ему подчиняются вооруженные вахтенные у трапа (сходни).

Командиру вахтенного поста, руководящего, по приказанию вахтенного офицера (дежурного по кораблю), приемкой (подачей) швартовых с корабля (на корабль), швартующегося к борту, подчиняются дежурный боцман и вахтенные на концах.

С окончанием развода заступающий командир вахтенного поста принимает от сменяющегося сведения, касающиеся положения швартовов, кранцев, выстрелов, трапов (сходней), люков и горловин верхней палубы в районе поста, катеров и шлюпок, находящихся у борта, местонахождения командира корабля и старшего помощника, осматривает верхнюю палубу в районе поста.

851. Приняв пост командир вахтенного поста докладывает заступающему вахтенному офицеру (дежурному по кораблю) по форме:

«Товарищ лейтенант. Старшина 2-и статьи Смирнов вахтенный пост на баке (юте, шкафуте) принял»

и перечисляет все недостатки, обнаруженные при приеме вахты, которые не могли быть устранены сменяемой вахтой.

852. Командир вахтенного поста обязан:

а) постоянно находиться на верхней палубе в установленном месте, периодически обходить район своего поста; если вахта несется у трапа (сходни), то обход производится с разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю);

б) наблюдать за тем, чтобы в районе поста приказания, отдаваемые с вахты, исполнялись личным составом быстро и в точном соответствии с установленным на корабле порядком;

в) следить за соблюдением личным составом, находящимся на верхней палубе, требований корабельных правил и установленной формы одежды;

г) следить за содержанием в должном состоянии швартовов, кранцев, выстрелов и трапов (сходни);

д) следить за безопасностью катеров (шлюпок), находящихся на воде в районе его поста; в ночное время окликать вахтенных на катерах (шлюпках), а если их нет, то не реже одного раза в час для осмотра катеров (шлюпок) посылать матросов, выделенных для этой цели вахтенным офицером (дежурным по кораблю);

е) следить за тем, чтобы работающие за бортом были обвязаны страховочными концами, имели индивидуальные спасательные средства и их работа обеспечивалась специально выделенным личным составом; в случае падения человека за борт командир вахтенного поста немедленно сбрасывает спасательное средство, одновременно громким голосом оповещая «Человек за бортом», и докладывает о случившемся вахтенному офицеру (дежурному по кораблю);

ж) с разрешения вахтенного офицера встречать и провожать катера (шлюпки), подходящие к трапам, выстрелам и бакштовам и отходящие от них; наблюдать за своевременной подачей на катера (шлюпки) концов, а также за тем, чтобы концы были убраны и уложены, когда в них минует надобность;

з) распоряжаться встречей и отправлением катеров (шлюпок) при отсутствии вахтенного офицера (дежурного по кораблю). В этом случае докладывать старшему из присутствующих, что вахтенный офицер (дежурный по кораблю) занят службой, находится месте корабля. При встрече начальников, съезде офицеров с корабля и возвращении их с берега находиться на месте, указанном в приложении 12 настоящего устава;

и) от захода до восхода солнца наблюдать за огнями в порученном ему районе корабля; при стоянке без огней следить за тем, чтобы свет из внутренних помещений не проникал наружу;

к) вести постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, не допускать подхода катеров, шлюпок к борту, приближения пловцов без разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю);

л) наблюдать за дрейфом корабля всеми доступными средствами: докладывать вахтенному офицеру (дежурному по кораблю) о своих сомнениях в безопасности стоянки корабля;

м) допускать на корабль посторонних лиц и разрешать сходить личному составу, проходящего военную службу по призыву, только с разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю);

н) немедленно докладывать вахтенному офицеру (дежурному по кораблю) о всех происшествиях в районе поста, изменениях метеоусловий и грубых нарушениях личным составом корабельных правил.

853. Командир вахтенного поста на баке обязан дополнительно наблюдать за якорными устройствами (за положением якорной цепи, за креплением якорей) и не допускать без разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю) работ у якорных устройств и шпилей.

855. Для охраны и обороны подводной лодки выставляются вооруженные вахтенные. На надводном корабле вооруженные вахтенные выставляются по особому указанию командира соединения (в отдельном плавании командира корабля) для охраны и обороны корабля, отдельных помещений и постов.

857. Вооруженный вахтенный назначается из числа матросов. Он отвечает за внешнюю безопасность корабля, подводной лодки (помещения, поста). Вооруженный вахтенный подчиняется дежурному по подводной лодке, его помощнику, а на надводных кораблях дежурному по кораблю, дежурному по низам и, если он выставлен у трапа (сходни), командиру вахтенного поста.

858. Вооруженный вахтенный обязан:

а) бдительно охранять и стойко оборонять свой пост;

г) не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность;

д) не разрешать курить в неположенных местах, разводить огонь на причальном сооружении без соблюдения требований пожарной безопасности; при этом он должен уметь применять находящиеся на посту средства тушения пожара;

е) вызывать дежурного по кораблю при обнаружении очагов возгорания, опасного маневрирования другого корабля, резкого ухудшения гидрометеоусловий, появления признаков стихийных бедствий (землетрясение, цунами, тайфуна и т. п.), аварий на соседних кораблях, а также беспорядков вблизи корабля или поста;

ж) знать особые обязанности несения службы на посту и четко их выполнять.

Вооруженному вахтенному во время несения службы запрещается отвлекаться от выполнения своих обязанностей (спать, сидеть, читать, писать, есть, пить, петь, курить, разговаривать с посторонними лицами, отправлять естественные надобности, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было предметы.

859. В случае нападения на вооруженного вахтенного или на охраняемый им объект, а также при приближении постороннего лица к кораблю (охраняемому помещению, посту) в различных условиях обстановки он действует в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, как часовой на посту.

860. На подводных лодках вооруженный вахтенный, кроме указанного в ст.858, обязан:

а) следить за осадкой, креном, дифферентом подводной лодки и докладывать дежурному по кораблю об их изменении, а также об усилении ветра, ослаблении швартовов, состоянием кабелей подачи электроэнергии с берега, отходе и подходе подводных лодок, и других плавсредств, объявленных тревогах на соседних кораблях или соединениях;

б) запрещать кораблям, судам, катерам и другим плавсредствам подходить к подводной лодке без разрешения дежурного по подводной лодке;

в) не допускать на подводную лодку посторонних лиц без разрешения дежурного по подводной лодке или его помощника;

г) поддерживать постоянную связь с вахтенным центрального поста;

д) не допускать на пост никого кроме дежурного по подводной лодке и его помощника.

861. В дневное время при нахождении на борту экипажа подводной лодки вооруженный вахтенный беспрепятственно допускает на корабль (выпускает с корабля) членов своего экипажа. Всех посторонних лиц он задерживает у трапа окриком: “Стой! Проход запрещен!” и вызывает дежурного по подводной лодке. В ночное время и в отсутствие на борту экипажа вооруженный вахтенный без разрешения дежурного по кораблю или его помощника никому не разрешает вход на корабль или выход с него. При невыполнении его требований он действует в соответствии с инструкцией.

862. Смена вооруженных вахтенных производится дежурным по кораблю применительно к смене часовых согласно Уставу гарнизонной и караульной служб. При сложных метеорологических и других условиях продолжительность несения службы вооруженным вахтенным может быть сокращена до одного часа,

КОМАНДИР СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКИ.

864. Командир спасательной шлюпки назначается из младших офицеров корабельной службы или подготовленных мичманов и подчиняется вахтенному офицеру.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

а) за нахождение команды гребцов в установленном месте и наличие у них индивидуальных спасательных средств;

б) за правильное размещение шлюпочного имущества, вооружения и закрытое положение пробки;

в) за правильное положение румпеля (он должен быть установлен и прихвачен к борту, обращенному к кораблю);

г) за правильное крепление шлюпки и готовность ее к спуску.

Ему подчиняются гребцы и старшина шлюпки.

865. Командир спасательной шлюпки обязан:

а) по команде «Человек за бортом» или «Спасательную шлюпку к спуску» первым занять место в шлюпке и руководить посадкой гребцов, выдерживая такую последовательность: пара гребцов, назначенная на среднюю банку шестерки, должна подниматься в шлюпку по носовой и кормовой шлюпбалкам, за первой парой загребные по кормовой шлюпбалке и одновременно с загребными баковые по носовой шлюпбалке;

б) по возможности до спуска шлюпки уяснить задачу, поставленную вахтенным офицером; если предстоит спасение упавшего за борт человека, поручить наблюдение за ним старшине шлюпки, руководить действиями гребцов во время спуска шлюпки и при отходе ее от корабля, организовать наблюдение на шлюпке за объектом спасения и сигнальщиком на корабле, указывающим направление на объект спасения;

в) управлять шлюпкой в соответствии с требованиями морской практики, чтобы в кратчайший срок подойти к месту назначения; в момент подъема упавшего за борт человека поставить флагшток флагом.

866. Команда спасательной шлюпки с разрешения вахтенного офицера может отдыхать в полном снаряжении, не покидая назначенного поста, а в непогоду удаляться под прикрытие либо размещаться в ближайшем к спасательной шлюпке помещении.

ВАХТЕННЫЙ НА ШЛЮПКЕ.

867. Вахтенный на шлюпке назначается из матросов. Он отвечает за надежное крепление шлюпки, поддержание на ней чистоты и порядка и сохранность ее имущества и вооружения. Вахтенный на шлюпке подчиняется вахтенному офицеру и командиру вахтенного поста.

Место его на кормовом сиденье шлюпки, лицом к ее носу. Если под охраной вахтенного несколько шлюпок, он должен находиться на концевой шлюпке. Вахтенному на шлюпке запрещается ложиться, читать, курить и выходить из нее не сменившись или без разрешения.

868. Вахтенный на шлюпке обязан:

а) постоянно наблюдать за креплением шлюпки, не допускать посторонних лиц на шлюпку;

б) следить за сохранностью шлюпки, не давать ей биться о борт корабля, пирс или другие шлюпки;

в) следить за соблюдением командой шлюпки чистоты и порядка (команда должна садиться в шлюпку, сняв обувь, а в холодное время года — обтерев обувь от пыли и грязи), не разрешать ходить по банкам.

869. Вахтенный на шлюпке по тревогам оставляет свой пост только по приказанию с вахты.

ВАХТЕННЫЙ ПО ПЛАВСРЕДСТВАМ.

870. Вахтенный по плавсредствам назначается из старшин и матросов береговой базы. Он отвечает за безопасность плавсредств и правильное их использование. Подчиняется дежурному по береговой базе и его помощнику. Вахтенному по плавсредствам подчиняется вахта, которую несут на плавсредствах.

С окончанием развода заступающий вахтенный по плавсредствам принимает от сменяющегося: приказания командования, относящиеся к плавсредствам и несению им вахты; катера и шлюпки, стоящие у причального сооружения (катера не должны иметь крена и дифферента), средства связи, противопожарное и другое имущество, находящееся на причальном сооружении, проверяет их исправность, состояние и крепление швартовов, трапов (сходней) и кранцев, чистоту и порядок на причальном сооружении.

871. Вахтенный по плавсредствам при несении вахты обязан:

а) находиться неотлучно в районе своего поста;

б) обеспечить внешнюю безопасность плавсредств и сохранность имущества, находящегося на причальном сооружении;

в) следить, чтобы швартовы и трапы (сходни) были закреплены:

г) не разрешать курить и разводить огонь в непредназначенных для этого местах, в случае возникновения пожара немедленно докладывать дежурному по береговой базе и принимать меры к тушению;

д) докладывать дежурному по береговой базе об ухудшении погоды, угрожающей безопасности плавсредств, а также о появлении у катеров крена и дифферента;

е) никого не допускать на плавсредства в часы, установленные командиром береговой базы;

ж) запрещать выносить имущество с катеров без разрешения старшин катеров;

з) следить за чистотой и порядком в районе стоянки плавсредств, не разрешать выбрасывать мусор с катеров за борт и на причальное сооружение;

и) докладывать о состоянии плавсредств и вахты прибывшим на пост лицам дежурной службы, которым он подчинен, командованию соединения и береговой базы.

ВАХТЕННЫЙ НА КОНЦАХ

872. Вахтенный на концах назначается на надводных кораблях из числа матросов, подчиняется командиру вахтенного поста.

а) содержать концы уложенными в установленном порядке и всегда готовыми к подаче;

б) подавать концы на катер (шлюпку), тщательно следя за тем, чтобы они не попали под винты катера;

в) надежно и правильно крепить поданные концы;

г) спускать за борт кранцы, когда в этом есть необходимость;

д) следить, чтобы с борта не свисали концы, кранцы и другие предметы, в которых нет надобности;

е) поддерживать чистоту в назначенном ему районе;

ж) в случае падения человека за борт бросать ему концы, спасательные круги и буйки.

РАССЫЛЬНЫЙ

873. Рассыльный назначается из числа матросов в распоряжение дежурного по соединению, дежурного по кораблю и вахтенного офицера. Они дают ему задание в тех случаях, когда приказание, доклад или сообщение не может быть передано по внутрикорабельным средствам связи.

874. На ходовом мостике рассыльный занимает место по указанию вахтенного офицера. Если указания вахтенный офицер не дал, рассыльный сам спрашивает, например: «Товарищ старший лейтенант. Где прикажете находиться?».

Во внутренних помещениях рассыльный в свободное время имеет право сидеть и читать. При проходе офицеров, мичманов и старшин рассыльный обязан вставать и приветствовать их, если не получит разрешения сидеть.

875. Все распоряжения рассыльный исполняет бегом. Если рассыльный не находит лица, к которому послан с поручением, он обязан немедленно обратиться за помощью к лицам дежурной или вахтенной служб. По выполнении порученного задания рассыльный докладывает начальнику, отдавшему приказание: «Товарищ капитан 3 ранга. Ваше приказание выполнено». В случае невыполнения задания докладывает о причинах, помешавших его выполнить.

876. Рассыльный, выделенный в распоряжение начальника, после выполнения отданных ему приказаний прибывает в распоряжение вахтенного офицера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *