Что такое ответственность что такое профессиональная ответственность
Что такое профессиональная деформация: причины и профилактика
Что такое профессиональная деформация
Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.
Впервые о профессиональной деформации упомянули в «Американском журнале психологии» в 1915 году. Авторы статьи озаботились тем, как меняется психика у представителей тех или иных профессий.
В 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин использовал термин «профдеформация» применительно к учителям. Он писал о том, что учителя, которые всю жизнь проводят на одной должности, подвергаются негативным изменениям личности.
В 1937 году бельгийский социолог Даниэль Варнотт обратил внимание на то, как чиновники распространяют рабочие привычки на повседневную жизнь. Он описывал это как удушающую бюрократию, которая проникла во все сферы жизни и привела к неспособности людей принимать самостоятельные решения.
Среди более поздних исследователей профдеформации в России — психологи и социологи Соломон Геллерштейн, Эвальд Зеер, Рада Грановская, Анатолий Свенцицкий. Многие из них обращали внимание на то, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, обладающие той или иной властью над другими
Какой бывает профдеформация
Психологическая профдеформация может приводить к разным изменениям личности:
При этом изменения могут быть и положительными. Например, люди, чья работа связана с транспортом и авиацией, становятся более пунктуальными, а врачи тщательнее следят за гигиеной в быту. Проблемы начинаются, когда эти изменения принимают форму обсессии или даже зависимости.
Какие профессии в зоне риска?
Учителя. У преподавателей за годы работы складывается особый тон общения — назидательно-менторский, но это лишь то, что бросается в глаза. «За кадром» часто остаются гиперответственность, стремление все контролировать, жить «по расписанию» и выстраивать жесткую иерархию в общении с людьми. Еще одна характерная черта — консерватизм, который мешает принимать новое и порождает панику перед любыми переменами.
Бухгалтеры. Здесь тоже часто проявляются стремление к жесткой организации и упорядочиванию всего — начиная от всевозможных списков и чек-листов и заканчивая организацией вещей дома. Главные уязвимые точки — примерно те же, что и у преподавателей: стремление к тотальному контролю и планированию всего. Часто это люди с «синдромом отличника», которые боятся выйти за жесткие рамки — как в работе, так и в личной жизни.
Врачи. Еще одна профессия, где жесткие рамки заданы высочайшей степенью ответственности. Частые проблемы медиков — снижение порога эмоциональной чувствительности, вплоть до нулевой эмпатии, чересчур физиологичное восприятие людей и жизненных ситуаций, попытки поставить диагноз себе и близким.
Психологи. Исследования показывают, что после многолетней практики психологи и психотерапевты склонны применять профессиональные приемы в повседневной жизни. Например, анализ поведения окружающих или выстраивание защиты и дистанции при общении — аналогично той, что выстраивается между психологом и пациентом.
Руководители. Люди на руководящих должностях любят организовывать любые процессы, выстраивать иерархию, брать ответственность и требовать конкретных результатов даже там, где это вовсе не обязательно. Они часто испытывают высокий уровень стресса, потому что вынуждены решать рабочие задачи даже в выходные или на отдыхе. Неудивительно, что работа и личная жизнь у топ-менеджеров часто неразделимы.
Военные и полицейские. Как и у руководителей, у военных часто прослеживается авторитарный стиль общения, причем здесь дело доходит до приказов. Кроме этого, они склонны выстраивать жесткую иерархию и не ставят под сомнение действия начальства.
ИТ-специалисты. Как правило, программистами, разработчиками или системными администраторами становятся люди с математическим складом ума. Отсюда — характерные издержки профессии: рациональный и технический подход ко всему, любовь к четким алгоритмам и формулам вместо импровизации и гибкости. Айтишникам может быть сложно адаптироваться к меняющимся условиям и не отвергать все, в чем нет понятной логики и закономерности. В поисках этой логики они склонны выстраивать ритуалы вокруг бытовых действий, что иногда может принимать форму ОКР. По этой же причине у них часто бывают сложности с эмпатией, эмоциональным интеллектом и личными отношениями.
Юристы. Профдеформация здесь проявляется в излишней педантичности, склонности к канцеляризмам и бюрократии, следовании жестким регламентам. Юристы бывают дотошны в деталях, часто вступают в споры, если считают, что их в чем-то ущемили, приводят избыточные аргументы в пользу своей позиции. У некоторых развивается нетерпимость к чужим проступкам, даже если те не нарушают никаких законов.
Звезды тоже страдают профессиональной деформацией — вплоть до одержимости. К примеру, голливудский актер Вэл Килмер, готовясь к съемкам в фильме The Doors, выучил все песни Джима Моррисона, изо всех сил старался имитировать его тембр голоса, походку и привычки. Роль получилась очень убедительной и стала одной из лучших в карьере актера. Но даже после съемок он не смог выйти из образа. Близкие Килмера были обеспокоены тем, что тот по-прежнему ведет себя, как настоящий Моррисон, не осознавая этого. В итоге актеру понадобилась помощь психоаналитика, чтобы справиться с этой проблемой.
Профессиональная ответственность
Профессиональная ответственность – это категория, которая отражает способность специалиста выполнять свои профессиональные обязанности и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся предпринимаемые действия на самом акторе и на других, какими будут их последствия.
Как и в случае с долгом, имеет объективную и субъективную стороны.
1) Объективная сторона восходит к реально существующей зависимости между результатом деятельности и его последствиями (в том числе альтернативными).
2) Субъективная сторона складывается в процессе осознания профессионалом своей причастности к последствиям результата деятельности. На уровне личности она проявляется двояко:
во-первых, в виде готовности к риску, которая предполагает интуитивное определение его предельно допустимой степени;
во-вторых, в виде готовности «платить за риск», если степень его окажется превышена.
Таким образом, сам педагог, будучи персонально носителем профессиональной ответственности, выступает в качестве гаранта качественного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности.
Мера ответственности педагогов зависит от:
— самостоятельности совершаемого действия;
— значимости совершаемого действия для судеб других людей;
— масштабов принимаемых решений;
— авторитетности, влиятельности личности, ее общественного и профессионального статуса.
Однако ошибочно думать, будто проявления профессиональной ответственности педагога зависят только от его «морального согласия» быть ответственным. Нужен еще высокий уровень гражданской зрелости и профессионализма, чтобы педагог мог «просчитать», чем жизнь способна ответить на его слово и его действие.