Что такое ответственность классный час 3 класс
Классный час в 3-м классе по теме «Ответственность»
Оборудование: рассказ Н.Н. Носова “На горке”, карточки с ситуациями, диск с презентацией к занятию.
Учащиеся предварительно делятся на группы.
Практическая работа
Беседа об услышанном
Разбор ситуации
Работа в группах
Заключение.
— Что такое ответственность?
В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.
Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?
(Инсценировка ситуации с детьми из другого класса).
— Как повлиял ваш поступок на другого человека?
— Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
— Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.
Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.
Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
На экране слайды с ситуациями. (Приложение 1: слайд 3).
— Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
А сейчас послушайте рассказ знаменитого детского писателя Н. Н. Носова “На горке”.
Учитель читает рассказ, сопровождая его показом слайдов 4-8.
— Что делали ребята? Для чего?
— Как поступил Котька? Почему? (Ему хотелось кататься с горки)
— Что произошло в результате его поступка?
— На кого повлиял его поступок? Как?
— Подумал ли Котька о последствиях?
— Ответственно ли он поступил?
— Пришлось ли ему за это ответить? Как?
Представьте себе такую ситуацию. Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток. Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв об уроках. (Приложение 1: слайд 9)
— Как повлияет этот поступок на самого ученика?
— Подумал ли мальчик о последствиях?
— Можно ли назвать этот поступок ответственным?
— Как нужно было поступить?
Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.
— Кого можно назвать ответственным? Почему?
— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
— Кого из них можно назвать самостоятельным?
Самостоятельность можно поставить рядом со словом “ответственность”. (Приложение 1: слайд11)
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.
— Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
— А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.
1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.
а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
Объясните свой выбор.
2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.
3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.
а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в)пойду гулять, а потом помою посуду.
4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.
а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.
— Что такое ответственность?
— Для чего нужно поступать ответственно?
Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
— За что вы уже сейчас можете нести ответственность?
Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод. (Приложение 1: слайд 12).
1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.
— Кто хочет, может прочитать, что выбрал.
Конспект на тему » Классный час ОТВЕТСТВЕННОСТЬ » (3 класс)
Классный час в 3-м классе по теме «Ответственность»
Демочкина Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
Оборудование: рассказ Н.Н. Носова “На горке”, карточки с ситуациями.
Учащиеся предварительно делятся на группы.
Вступительное слово учителя
Беседа об услышанном
Тема нашего классного часа «Ответственность»
— Что такое ответственность?
В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.
(Инсценировка ситуации с детьми из другого класса).
— Как повлиял ваш поступок на другого человека?
— Когда вы, таким образом, открыли дверь, то подумали о последствиях?
— Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию, в результате чего пострадал другой человек.
Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
В ыберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
1. Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
2. Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
— Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
А сейчас послушайте рассказ знаменитого детского писателя Н. Н. Носова “На горке”.
Учитель читает рассказ.
— Что делали ребята? Для чего?
— Как поступил Котька? Почему? (Ему хотелось кататься с горки)
— Что произошло в результате его поступка?
— На кого повлиял его поступок? Как?
— Подумал ли Котька о последствиях?
— Ответственно ли он поступил?
— Пришлось ли ему за это ответить? Как?
— Как повлияет этот поступок на самого ученика?
— Подумал ли мальчик о последствиях?
— Можно ли назвать этот поступок ответственным?
— Как нужно было поступить?
Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.
В ыберите, кто поступает ответственно и почему.
1. Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
2. Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
— Кого можно назвать ответственным? Почему?
— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
— Кого из них можно назвать самостоятельным?
Самостоятельность можно поставить рядом со словом “ответственность”.
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.
— Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
— А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.
1 . Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.
а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
Объясните свой выбор.
2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.
3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.
а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в)пойду гулять, а потом помою посуду.
4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.
а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.
— Что такое ответственность?
— Для чего нужно поступать ответственно?
Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
— За что вы уже сейчас можете нести ответственность?
Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
Выберите каждый для себя вывод.
1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.
— Кто хочет, может прочитать, что выбрал.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Классный час на тему «ЧТО ТАКОЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» (3 класс)
Внеклассное занятие, 3 класс
Тема «Что такое ответственность?»
Цель: формирование представления о понятии «ответственность» и
разнообразных проявлениях ответственности в реальности человеческой
— способствовать формированию у детей положительных черт
характера, чувства ответственности за свои поступки на основе
анализа знакомых литературных произведений;
— воспитывать чувство ответственности обучающегося за свои
поступки перед товарищами, взрослыми.
Оформление кабинета: столы поставить для работы пяти групп класса.
Предварительная работа с классом.
Коллективное прочтение и обсуждение повести Л.Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»
Ход классного часа
Дорогие ребята! Сегодня на занятии мы будем говорить об очень важном, что помогает в жизни каждого человека независимо от профессии, рода занятий и даже возраста.
Вспомните героя книги второклассника и второгодника Ивана Семёнова, про которого мы читали вместе во 2 классе.
— Каким он вам представился вначале повести?
— Какие события происходили с ним в школе? А дома?
— Как объяснял Иван свои неудачи в школе?
— Как реагировали окружающие на такое отношение к учебе Ивана?
Послушайте фрагмент из повести (учитель зачитывает отрывок)
— Как можно назвать такое отношение к учёбе главного героя?
(ответы учеников: неправильное, неверное, безответственное)
II . Теоретическая часть
— Как вы понимаете слово «ответственность»? (Ответы детей)
Найдем понятие этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова.
(формулировка появляется на доске)
Да, каждый из нас должен отвечать за свои действия, поступки, так как человек живёт в обществе и обладает множеством прав и обязанностей.
Человек должен отвечать не только за свои поступки, но за каждое произнесённое слово. Недаром народная мудрость гласит :
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Нужно учиться предвидеть ошибки и, по-возможности, избегать их. Необходимо всё продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном. А помогут этому учиться нам наши старые и добрые друзья – сказки.
III Практическая часть
Игра «Угадай-ка » Каждая группа получает карточку с одним из вопросов. Обучающиеся дают ответ на вопрос и доказывают свою точку зрения. Название черты характера прикрепляется к доске на карточке.
Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)
Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)
Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком ? (Из-за непослушания)
Из-за чего Стрекоза из басни И. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомыслия)
Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотого ключика? (Из-за глупости)
Все названные вами черты характера могут привести человека к непоправимым последствиям. А чтобы этого не произошло, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно относиться к происходящему.
— Достоин ли уважения человек, который, совершив ошибку, может её признать, извиниться и, по-возможности, поправить? (Да)
— Объясните смысл пословицы
«Не ошибается тот, кто ничего не делает» (Ответы детей)
Игра «Закончи высказывание»
Каждой группе даётся карточка с высказываниями, которые дети должны закончить.
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони.
И тогда я понял … ( эти жертвы допущены ради минутной радости, всё живое требует ответственного решения)
2. Я бегал на перемене и получил замечание в дневник.
Я пообещал учителю доучить таблицу умножения, но не выполнил это.
В дневнике у меня появилась двойка.
И тогда я понял…. (я ответственен за свою учёбу и поведение в школе)
Я пообещал товарищу помочь, но забыл про это. Товарищ со мной не стал общаться.
Я другу обещал пойти вместе в бассейн, но мне не захотелось. Друг на меня обиделся.
И тогда я понял … (безответственно так относиться с друзьями)
Я не выполнил поручение папы, и он рассердился на меня.
Мама попросила помочь по хозяйству, но я отказался, сославшись на свою занятость. Мама была огорчена.
И тогда я понял …. (я ответственен перед родными за свои действия)
Во дворе дома у пожилого человека упала палочка из рук. Дедушке было трудно наклониться. Мимо проходящая женщина помогла старичку и укоризненно посмотрела на меня.
В парке на дереве жалобно мяукал котёнок, он боялся спуститься с ветки. Я понаблюдал за ним, пока незнакомый мальчик не помог животному. А мне он сказал: Эх, ты!
Учитель: значит, все мы отвечаем за свои поступки и слова перед окружающими нас людьми.
Игра «Сокровища сердца»
Каждая группа ребят получает рисунок большого сердца, куда следует вписать все качества человека, которые делают его добрым,
Через некоторое время эти рисунки вывешиваются на доске.
Дети презентуют свой выбор, делают вывод.
Итоговая игра «Восстанови и объясни» (работа в группах)
Нужно верно соединить начало и конец фразы.
Ошибки полезны, …. главное – действовать.
Вы должны сами…. есть выход из ситуации.
Вы всегда можете пробовать, … выбор.
У вас всегда ….. если вы на них учитесь.
Каждая группа поясняет значение одной из фраз.
IV . Подведение итогов разговора.
— Какое качество жизненно необходимо каждому человеку, чтобы избегать ненужные проблемы? (Ответственность)
— Какую ещё пользу принесёт ответственность в жизни каждого человека? (Позволит не навредить здоровью своему и окружающих, сохранять добрые отношения с товарищами и взрослыми в быту)
Классный час в 3 классе Тема: Ответственность.
Классный час в 3 классе
Цель: на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.
Ход классного часа
1. Знакомство с понятием «ответственность».
На доске записаны пословицы:
Задним умом дела не поправишь.
После дела за советом не ходят.
Вопросы для анализа пословиц:
— Как вы понимаете смысл пословицы?
— Как же избежать ошибок в жизни?
— Что хуже: бездействие или ошибка?
— Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые)
— Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек и т. д)
— О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?
— Что вы понимаете под словом «ответственность»? (Ответы детей)
В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».
2. Сказочное путешествие.
— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)
— Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина? (Жадность)
— Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость)
— Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание)
— Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность)
— Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Гчупостъ)
— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
— Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
Признать ошибку потрудитесь
И перед другом извинитесь.
От этого авторитет
Ваш вовсе не сойдет на нет.
Слово учителя. Итак, можно сделать вывод:
— ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;
— вы должны сами отвечать за свои ошибки;
Классный час «Что такое ответственность» 3 класс
Тема. Что такое ответственность?
Цель: Способствовать формированию у детей положительных черт
характера, чувства ответственности за свои поступки на основе
анализа знакомых литературных произведений.
Оборудование: пословицы, написанные на доске; рисунок большого сердца
Актуализация знаний (На доске записаны пословицы: «Задним умом дела не поправишь»,
«После дела за советом не ходят».)
— Как вы понимаете смысл пословиц?
— Как же избежать ошибок в жизни?
— Что хуже: бездействие или ошибка?
(Дети отвечают на поставленные вопросы).
— Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые).
— Назовите жизненные примеры поправимых ошибок. (Двойка за контрольную работу, опоздание в школу, разбитый стакан, потеря телефона и т.д.).
— Как можно исправить данные ошибки? (Дети отвечают).
— Не зря говорят: «На ошибках учатся». А что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? (Ошибки, приведшие к потере здоровья и т.д.)
— О какой ошибке вам трудно будет вспоминать и говорить? Почему?
— Что вы понимаете под словом «ответственность»? (Дети отвечают).
Нужно уметь предвидеть ошибки и избегать их. Говорят, дипломат сначала два раза подумает, прежде чем ничего не скажет. Поэтому все необходимо продумывать на несколько шагов вперед, чтобы потом не пожалеть о содеянном. А теперь вспомним сказки …
— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)
— Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (Жадность)
— Из-за чего заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости).
— Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания).
— Из-за чего Стрекоза из басни И.А. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)
— Из-за чего Буратино из сказки А.Н. Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости).
Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно относиться к происходящему.
— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (Дети отвечают)
— Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»? (Дети отвечают)
Ведущий называет любое запрещенное движение, например, руки в стороны. Затем выполняют любые упражнения, а дети за ним повторяют. Запрещенное движение выполнять нельзя.
— Кто когда-либо признавал свои ошибки? Какие это были ошибки? Трудно ли вам было это сделать? Какие чувства вы испытывали? (Дети высказывают свое мнение).
Признать ошибку потрудитесь
И перед другом извинитесь.
От этого авторитет
Ваш вовсе не сойдет на нет.
— Ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь.
— Вы должны сами отвечать за свои ошибки.
— у вас всегда есть выход из ситуации.
(Обсуждение в группах, выступление каждой группы).
— Я сорвал розу, и она завяла.
— Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони.
— И тогда я понял … (все живое требует ответственного отношения).
Игра «Сокровища сердца»
Дети делятся на группы. Каждой группе выдается рисунок большого сердца, в которое следует вписать все качества человека, которые делают его добрым, ответственным, волевым.
Постарайтесь воспитать в себе такое качество, как ответственность, и тогда в вашей жизни будет меньше проблем. Также ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью.