Что такое ответственный товар в экологии
Потребителей призвали к ответственности. Готовы ли россияне к экологичному потреблению?
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Устойчивое развитие — обязательная тема всех экономических форумов. На ПМЭФ «зеленую» повестку задавали регуляторы и крупный бизнес, на ВЭФ об этом говорили академики и представители ООН. На Столыпин-форуме с призывом ограничить потребление довольно неожиданно выступил олигарх Олег Дерипаска.
Но и простым россиянам понятия «ответственное потребление», «этичное производство», «зеленая полка» не чужды. Как выяснила аналитическая компания NielsenIQ, рядовые потребители уже гораздо больше знают о проблемах изменения климата. Соцопросы показали, что 8 из 10 жителей страны уверены, что многое зависит от усилий каждого, и готовы доказывать это на деле.
«Примечательно, что люди не готовы ждать, когда решением экологических и социальных вопросов займутся власти. Они хотят, чтобы изменения инициировал сам бизнес. Особенно актуально это для публичных розничных компаний. Для них стать «зеленым» и следовать принципам устойчивого развития — единственный способ сохранить конкурентное преимущество. Это также заставит быстрее адаптировать регуляторику и помочь обществу в формировании экопривычек», — уверен сооснователь торговой сети Fix Price Сергей Ломакин.
Экономия должна быть экологичной
Одно из видимых отражений зеленого тренда — готовность платить большую цену за товар, который произведен компанией, придерживающейся принципов устойчивого развития.
«С одной стороны, считается, что наиболее отзывчива на вызовы экоповестки аудитория с высокими доходами. С другой — ответственное потребление, подразумевающее покупку только того, что действительно необходимо, вербует сторонников в среде покупателей с низкими доходами», — отмечает Сергей Ломакин.
Экология и экономия для значительного числа россиян тесно связаны: стремление меньше тратить косвенно приводит к борьбе за защиту окружающей среды. Как подчеркивают аналитики NielsenIQ, 53 процента жителей нашей страны экономят энергию, 46 процентов — воду, 36 процентов — бумагу, 34 процента готовят небольшие объемы пищи, чтобы не выбрасывать лишнее. А в период коронакризиса не меньшее значение уделяется экономии финансовых средств.
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
«Чтобы такой потребитель смог почувствовать себя причастным к экоповестке, ему важно дать возможность приобретать доступные продукты из ассортимента «зеленых полок». Покупая их, он будет чувствовать личный вклад в решение проблем планеты. Крупный ретейлер достигает этого за счет запуска собственных торговых марок, на основе тщательного выбора поставщиков», — отмечает Сергей Ломакин.
В РЭУ имени Плеханова подсчитали, что за экологию россияне голосуют кошельком. Возможность выбора более экологичного товара важна при покупке продуктов питания и косметики.
«Согласно нашим опросам, дифференциация цен «зеленых» товаров и обычных аналогов может находиться в диапазоне 5-30 процентов. Для таких категорий, как продукты питания, одежда и обувь, бытовая химия, косметика, повышение цены россияне считают допустимым в пределах 10 процентов. Для детских товаров планка выше — 20-30 процентов и даже больше», — говорит профессор кафедры маркетинга РЭУ имени Плеханова Анастасия Лукина.
Люди с высоким уровнем доходов готовы переплачивать за «зеленые» продукты питания до 20 процентов, за парфюмерию и косметику — до 30 процентов.
По словам Анастасии Лукиной, исследования ученых указывают на то, что сильнее всего россиян заботит повышение экологической безопасности продуктов питания — на это указывают 93 процента участников опросов. При этом в первую очередь респонденты указывают на важность влияния этих продуктов на их собственное здоровье, а бонусом — на заботу об окружающей среде.
Заработать на «зеленом» тренде
У продвинутых в плане «зеленого» потребления россиян мотивация другая: для них характерен более осознанный подход. У 17 процентов респондентов в приоритете покупки товаров местных производителей; каждый четвертый отказывается от бытового пластика, хотя бы частично.
«Эта группа потребителей уже более требовательная и к себе, и к производителю, и к продавцу. Бизнес не может игнорировать этот запрос, — подчеркивает Сергей Ломакин. — Более того, маркетологи учатся использовать этот тренд. Мы видим, что Walmart переводит свои торговые точки и производства своих поставщиков на обеспечение электричеством от возобновляемых источников энергии и использует инновационные транспортные решения. Tesco экспериментирует с ветровой энергией, а McDonald’s запускает инициативы по снижению количества производимого мусора на четверть».
Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ
Как отмечает Сергей Ломакин, в России, помимо чисто экологических инициатив (установки аппаратов по сбору пластика, отказа от загрязняющей упаковки, компенсационной высадки деревьев), популярны социальные проекты, которые являются частью устойчивого развития. Среди них — волонтерские акции помощи людям и животным, которые организуют ретейлеры с привлечением местных сообществ. К ним относятся, например, проекты по благоустройству и озеленению городских территорий.
Розничной торговле выпадает шанс стать лидером в области экологизации: еще до пандемии 86 процентов потребителей заявляли: ждем от брендов проактивных действий по важнейшим вопросам социальной и экоповестки, что сподвигнет и власти двигаться в этом направлении.
Участие в глобальной «зеленой» повестке — маркер зрелости бизнеса. На роль агента развития может претендовать только та компания, которая хорошо знает свои территорию и аудиторию. Для Fix Price, например, это сотни тысяч посетителей ежедневно в России и странах ближнего зарубежья: Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии и Узбекистане.
При этом компания должна принимать долговременную стратегию и планировать инвестиции на несколько лет.
Важно, что бизнес может извлечь из этого пользу.
«Как говорит статистика, с 2013-го по 2018 год объемы продаж FMCG-брендов, придерживающихся стратегии устойчивого развития, выросли в полтора раза, в то время как работающие по старинке компании смогли показать рост только на 17 процентов. Есть ощущение, что коронакризис еще сильнее повлияет на цифры», — замечает Сергей Ломакин.
Экоинициативы в России пока только созревают, и война идет вокруг терминологии. Но тем временем граждане самостоятельно учатся сортировать бытовые отходы, бизнес начинает строить современные мощности по их переработке, власти готовят регламенты по «зеленой» сертификации и выпускают «зеленые» долговые бумаги.
ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
Что такое ESG и почему это актуально
Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах:
В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.
Явление стало популярным только в последние пару лет, но уже закрепилось за рубежом. По словам вице-президента Тинькофф Нери Толлардо, в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития.
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.
Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний, еще 20% — планируют. Это значит, что банки будут тестировать каждого заемщика на соблюдение принципов устойчивого развития.
Как оценивают соблюдение ESG-принципов
Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.
Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии.
Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин.
Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты.
Например, американский бренд верхней одежды Patagonia не владеет фабриками, которые шьют его продукцию, поэтому не может влиять на размер зарплаты рабочих. Чтобы это исправить, в рамках программы «Честная торговля» бренд направляет часть средств с продажи продукции на фабрики, чтобы поднять зарплату сотрудников до уровня прожиточного минимума.
Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры.
По словам Евгения Хилинского, директора управления анализа инструментов с фиксированной доходностью Газпромбанка, для устойчивого развития компания должна соблюдать баланс между всеми критериями. Но их значимость может различаться в зависимости от деятельности разных компаний. Например, для энергетики особую роль играют экологические критерии, для сектора услуг — социальные, а для финансов — управленческие.
Что такое ESG-рейтинг и как он формируется
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства — Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и другие. Они оценивают развитие компаний по трем критериям — E, S и G — и присваивают баллы по стобалльной шкале.
Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Всё благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:
Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Например, MSCI присвоила розничной сети Boohoo высокий рейтинг, несмотря на расследования о том, что компания занижает зарплату сотрудникам и игнорирует локдаун во время пандемии. В то же время другие рейтинговые агентства поставили Boohoo более низкую оценку.
Как ESG-инвестиции влияют на рынок
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения отличаются от предыдущего: для них бизнес и инвестиции — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь, из-за давления инвесторов и банков, им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг.
Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот главные причины:
Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.
Какие компании входят в топ ESG-рейтингов
В мире есть множество примеров успешных корпораций, которые ориентируются на принципы ESG. По версии компании Corporate Knights, в 2021 году в первую пятерку входят:
Компания Corporate Knights ежегодно публикует рейтинг 100 самых устойчивых глобальных корпораций в мире. Рейтинг основан на публично раскрытых данных.
Многие российские компании тоже придерживаются ESG-принципов. Например, горнорудная компания «Полиметалл» активно развивает экологические и социальные проекты:
В результате Полиметалл уже четвертый раз подряд становится лидером рэнкинга независимого кредитного рейтингового агентства RAEX-Europe. Рэнкинг — это часть проекта RAEX-Europe по сбору, систематизации и анализу ESG-данных компаний постсоветского пространства.
RAEX-Europe обновляет ESG-рэнкинг каждый месяц: агентство переоценивает компании по мере выхода их годовых отчетов, а также включает новые, которые еще не получали оценку. Таким образом, рэнкинг охватил уже 135 российских компаний из 24 различных отраслей.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.
Какие товары считаются экологически безопасными?
Продолжаем наши заметки по экологичному потреблению! Сегодня мы расскажем, что такое экотовары и услуги, расшифруем знаки с одним экопреимуществом, а также поделимся интересными фактами и тенденциями в мире экопотребления.
Какие товары считаются экологически безопасными?
Экотовары – это товары, безопасные не только для здоровья человека, но и для окружающей среды. Поскольку существенную часть вредного воздействия мы получаем от неэкологичных процессов производства и утилизации продукции, загрязняющих воду, воздух, почву. Поэтому, заботясь о природе, мы также заботимся о своем здоровье. (Подробнее об экотоварах – «Листок жизни», «Северный лебедь», «Голубой ангел», «Европейский цветок»)
Однако, есть товары, которые отличаются от большинства несколькими экологическими преимуществами. Поэтому к экологичным можно отнести три группы товаров:
товары с натуральным составом
безопасные для здоровья и не загрязняющие окружающую среду в течение всего жизненного цикла
с одним или несколькими экологическими преимуществами. Например:
— произведенные из вторичного сырья,
— биоразлагаемые,
— энергоэффективные,
— изготовленные без применения хлора и других токсичных веществ.
Продукция с одним экопреимуществом
Такую продукцию можно распознать с помощью экомаркировки, которая указывает на то, что при производстве товара соблюдалось какое-либо важное экологическое требование или несколько требований. Если вы понаблюдаете, то заметите, что достаточно часто такие экознаки можно встретить на такой потребительской продукции, как:
косметика и средства гигиены
бумажная продукция и упаковка
средства для уборки
На постере мы расшифровали некоторые примеры маркировок, которые мы часто встречаем в магазинах. Подробнее – «FSC в России», «Шкала энергоэффективности», «Доверие текстилю», «Честная торговля».
Что такое экологичные услуги?
Экоуслуги – это какая-либо деятельность, организованная с учетом экологических норм, которая является безопасной не только для здоровья человека, но и для окружающей среды. Существуют такие направления экоуслуг как: эко-офис, эко-гостиница, эко-магазин.
Например, в Санкт-Петербурге есть экосертифицированный отель «Corinthia» — вся деятельность гостиницы проверяется экспертами Экологического союза по жизненному циклу и не наносит вреда ни людям ни природе. Остановившись в таком отеле, стоят внимания «зеленые» решения в части сбережения электроэнергии, водопотребления, сортировки мусора, а также использования товаров с экомаркировками и экологическими преимуществами (экосертифицированная бытовая химия, бумага с экомаркировкой FSC и др.)
Подробнее о том, что такое экологические услуги мы расскажем в следующих заметках.
Как нарциссизм и социальные сети помогают экопотреблению?
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни и, по мнению ученых, способствуют развитию нарциссизма. Оказывается, для экологии это совсем неплохо! BBC Future выяснил, что тенденция к нарциссизму может привести к росту потребления экологически безопасных товаров и услуг. Это связано с тем, что нарциссическая личность чаще выбирает «зеленые» продукты, если понимает, что это выставит ее в выгодном свете перед обществом, а в социальной сети все благие поступки сразу же оказываются под пристальным вниманием друзей!
В прошлом году в интернете появилось множество видеороликов с людьми, которые обливаются ледяной водой из ведра и передают эстафету друзьям – в благотворительном флешмобе приняло участие огромное количество людей. Так, благодаря социальным сетям процесс совершения благих дел принимает совершенно новые, ранее немыслимые формы. Поэтому сегодня знаменитые и не знаменитые могут объединиться, чтобы привлечь внимание, например, к экологичному потреблению. Давайте используем эти возможности, чтобы изменить мир к лучшему!
Ученые из Института естественного маркетинга (NMI) провели исследования и выяснили, что во всем мире 13-19% всего взрослого населения – это потребители группы LOHAS (Lifestyle Of Health And Sustainability). Потребители LOHAS – это молодые и активные семейные люди, которым важно не только приобретать полезную и безопасную для здоровья продукцию, но и понимать, как их покупки влияют на окружающий мир. В России такие люди тоже есть – их, как в Америке и Европе, около 13%. Сообщество зеленых потребителей активно растет, и маркетологи считают, что потенциально зелеными могут быть не только потребители из группы LOHAS, но и почти 70% населения – так называемая группа Sustainable mainstream.
Для удобства понимания они разделили эту аудиторию на сегменты по интересам.
NATURALITES – это приверженцы здорового образа жизни, которые стремятся покупать все натуральное, постоянно узнают что-то новое и занимаются самообразованием, – таких около 15%.
Около четверти покупателей – это DRIFTERS, в основном молодежь, которая подвержена трендам и модным течениям. Эта аудитория очень зависима от мнения популярных личностей и ведущих СМИ.
Есть еще один важный сегмент – CONVENTIONALS – взрослые люди, в основном мужчины, которые тоже могут быть экологически грамотными, при этом они руководствуются скорее экономическими мотивами (меньше потребляй – меньше трать) – таких около 24%.
Исследователи видят во всех этих покупателях будущее рынка. Это люди, которые могут выбирать экологичные товары и услуги и готовы платить за них.
Экотренды, которые вызывают протест
Недавно в Париже состоялась Maison&Objet — одна из крупнейших выставок в мире дизайна, на которой была выявлена еще одна экотенденция – это использование самыми модными дизайнерами и декораторами «зеленых» мотивов. Эта идея присутствовала в большинстве выставочных экспозиций. Рядом соседствовали предметы из натуральных и переработанных материалов. Например, кресла из цельного камня, коллекции мебели из транспортных контейнеров, детская мебель и обои из пробки. Однако некоторые предметы вызывали откровенный протест: чучела экзотических животных или кресла, полностью выполненные из кожи крокодила.
Такие экотренды говорят о том, что «зеленые» идеи становятся частью общества, но понимание экологической культуры, еще, к сожалению, не сформировалось!
Заработать на ответственности
Готовы ли наши соотечественники переплачивать за товары экологически и социально ориентированных производителей? Кто они — пионеры индустрии ответственного потребления в России? Проект +1 разбирает отчет Московской школы управления «Сколково»
Согласно исследованию компании Nielsen, доля потребителей в мире, готовых переплачивать за продукцию ответственных компаний за три года, с 2012-го по 2015-й, выросла на 21% — до 66% от всего числа покупателей. В России этот показатель в 2015 году составил 61%.
По мнению экспертов Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково», при оценке реальной доли потребителей, которые на практике выбирают товары экологически и социально ориентированных производителей, необходимо учитывать коэффициент разрыва между заявленной и фактической готовностью.
В докладе «Ответственное потребление: пространство новых возможностей для бизнеса и опыт российских компаний» эксперты оценили данный «поправочный» коэффициент для нашей страны на уровне 5-6. То есть порядка 10-12% российских потребителей в среднем предпочитают ответственную продукцию. Доклад был представлен на закрытом семинаре «Сколково» в пространстве Impact Hub в Москве в начале июня.
«Принимая решение о покупке, они (ответственные потребители — прим. ред.), помимо общепринятой оценки потребительских свойств товаров и услуг, учитывают дополнительные характеристики — например, источник происхождения сырья, производственные практики компаний, включая условия труда работников и воздействие предприятий на окружающую среду, возможность эффективной утилизации и переработки товаров после использования», — говорится в докладе.
Как пояснила руководитель Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково» Наталья Зайцева, это первое исследование, в рамках которого обобщен ряд международных подходов, применяемых к рассмотрению феномена ответственного потребления, а также приведен анализ опыта малых и средних российских компаний, ориентированных на ответственного потребителя. В частности, в докладе разбираются стратегии развития, подходы к выстраиванию производства и работы с клиентами. В данном сегменте рынка отмечается тенденция роста предложения и количества российских потребителей.
В докладе эксперты «Сколково» выделяют 20 успешных компаний из разных сегментов российского рынка, которые ориентируются на ответственных потребителей.
Проект +1 рассказывает о четырех российских брендах–пионерах индустрии ответственного потребления.
Natura Siberica
Компания «Первое решение» начала производить косметику под маркой Natura Siberica в 2008 году. Сегодня эту продукцию можно купить в 45 странах мира. Компания изначально делала ставку на натуральные ингредиенты, а при выходе на мировой рынок провела сертификацию продукции и производства по международному органическому стандарту ICEA. Этот сертификат позволяет наносить на упаковку товара соответствующую маркировку, которая гарантирует потребителю качественный натуральный состав и минимальное воздействие на окружающую среду при производстве продукции.
Изначально компания использовала зарубежные ингредиенты для производства косметики, но сегодня сырье выращивается на органической ферме в Хакасии. Также компания находится на этапе сертификации новых земель на Сахалине и на Камчатке.
Natura Siberica, позиционируя себя как компания, которая придерживается органических стандартов производства, столкнулась с протестом ответственных потребителей. В 2017 году в социальных сетях появились публикации покупателей Natura Siberica, которые призывали отказаться от использования пантокрина в косметике этой марки по этическим соображениям. Это средство производят на основе экстракта из рогов молодых оленей. После расставания с рогами животное не гибнет, но и это «смягчающее» обстоятельство не убедило покупателей отказаться от бойкота марки. В результате после опроса клиентов в социальных сетях и на своем сайте компания приняла решение отказаться от использования пантокрина в рецептуре.
«Natura Siberica изучает и поддерживает традиции и обычаи народов Сибири. Но, видимо, пришло время отказаться от некоторых из них. Меняется мир, меняемся и мы вместе с ним. Настало другое время – время органики!», — заявила компания по поводу прекращения использования пантокрина. В этом же послании к потребителям Natura Siberica уточняет, что пантокрин — разрешенный к использованию ингредиент и является продуктом промысла коренных народов Севера.
4Fresh
Эксперты бизнес-школы «Сколково» также обратили внимание на онлайн-магазин 4Fresh, который изначально специализировался на продаже сертифицированной органической косметики, но со временем расширил ассортимент. Магазин открылся в 2009 году, сейчас на виртуальной площадке представлено более 200 брендов, в офлайн-магазинах — более 60. Покупатели 4Fresh — люди, заинтересованные в подтвержденной натуральности продукции. На начальном этапе 4Fresh предлагал в основном зарубежные марки. Однако после падения курса рубля цены на импортную продукцию выросли, но в тоже время появились отечественные производители косметики с натуральными составами. Правда, российские фирмы редко могут оплатить зарубежную сертификацию, поэтому 4Fresh сам выступает экспертом и консультантом для своих покупателей.
Anytime
Вместе с тем эксперты бизнес-школы «Сколково» отметили популярный сервис каршеринг, который появился в Москве в 2012 году. Идея проекта пришла из Европы, где пропагандируется передвижение на велосипеде, а иметь машину крайне невыгодно. Каршеринг — сервис краткосрочной аренды автомобилей. Он позволяет городу сократить число машин, а пользователям — издержки на содержание машины. Такой подход экономит не только деньги владельца, но и ресурсы планеты, в чем и выражается ответственность потребителя. Десять клиентов «делят» между собой одну машину, а не покупают 10 автомобилей.
Впервые предоставил этот сервис москвичам Роман Ильканаев. Его детищем стала компания Anytime. Предприниматель хочет обойти конкурентов за счет высокой технологичности сервиса: приложение для брони автомобиля, курьер, которые привозит документы, возможность оставлять машины за МКАД, большой парк автомобилей. Пока, как отмечают в отчете, Anytime наращивает долю рынка, увеличивая количество машин. На самоокупаемость сервис планирует выйти в ближайшие два года. По оценкам владельца компании, емкость рынка для столицы — пять тысяч машин, которыми будут пользоваться два миллиона человек в год.
«Абсолютная Сибирь»
Ответственный туризм специалисты бизнес-школы «Сколково» называли в числе самых перспективных отраслей бизнеса в России. Посещение природных территорий — одна из главных отечественных «фишек» для иностранцев. Такой турист готов платить за посещение уникальных мест, понимая, что поставщик услуг сведет негативное воздействие на окружающую среду и жизнь местных сообществ к минимуму.
Ответственный туристический бизнес удалось построить владельцу компании «Абсолютная Сибирь» Алексею Никифорову. Его компания специализируется на турах и специальных мероприятиях в Забайкалье. Как отмечается в докладе, предприниматель показал, что закрытие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) — это не приговор для региона. Получать прибыль и создавать рабочие места можно и в других отраслях экономики.
Компания в 2011 году в рамках одного из проектов получала право на использование логотипа и ресурсов Всемирного дня ответственного туризма (WRTD). Самый знаковый проект Алексея Никифорова — Байкальский ледовый марафон. За 12 лет существования цена за участие в нем выросла с 750 до 37,5 тысяч рублей с человека. В стоимость входит две ночи проживание, завтраки, два ужина, трансферы и страховка.
По словам руководителя Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково» Натальи Зайцевой, сегодня основателей социально и экологически ориентированных компаний можно назвать «энтузиастами», которые сами ответственно относятся к покупкам и хотят, чтобы ответственная продукция распространилась и в России. С другой стороны, за такого осознанного потребителя борются и крупные компании, например, Natura Siberica. Исследование показало, что тренд, который улавливают пионеры, действительно существует — и в России ниша практически не занята.
Полная версия доклада доступна на сайте бизнес-школы «Сколково» по ссылкеАвтор: Наталья Парамонова