Что такое озвончение и оглушение
Парные звонкие и глухие согласные
Два согласных звука — звонкий и глухой, похожие по звучанию и заменяющие друг друга в устной речи, называются парными:
Звонкие | Глухие | |
---|---|---|
Твёрдые | [б] | [п] |
[в] | [ф] | |
[г] | [к] | |
[д] | [т] | |
[ж] | [ш] | |
[з] | [с] | |
Мягкие | [б’] | [п’] |
[в’] | [ф’] | |
[г’] | [к’] | |
[д’] | [т’] | |
[з’] | [с’] |
гла з [ с ] – гла з а [ з ],
про с ьба [ з’ ] – про с ить [ с’ ].
Оглушение и озвончение согласных
Оглушение согласных — это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например:
Озвончение согласных — это замена глухого согласного звука на парный ему звонкий звук. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными. Например:
Правила оглушения и озвончения согласных:
звонкий звук + глухой звук = оглушение,
глухой звук + звонкий звук = озвончение.
Правописание парных согласных в корне
Для проверки правильности написания парной согласной в корне слова нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть изменённая форма данного слова или родственное слово.
Проверочным будет являться такое слово, в котором после парного согласного стоит гласная буква или одна из согласных Л, М, Н или Р. Например:
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).
Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:
(Много) цветов — [цв’ито́ф].
2. Перед глухим согласным:
Под полом — [патпо́лам].
Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:
С другом — [здру́гам].
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).
Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях
Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.
Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.
Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и].
В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.
Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных
По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.
В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).
Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.
Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.
После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).
После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике
Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.
Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Есть — [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).
Прольет — [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).
Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности
Добрые советы
Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.
Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:
Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:
Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:
Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:
В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.
Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).
Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.
Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.
Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.
Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.
Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.
Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.
В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.
Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:
весь (4 буквы, 3 звука),
решить (6 букв, 5 звуков),
чувство (7 букв, 6 звуков).
Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:
яркий (5 букв, 6 звуков),
стоял (5 букв, 6 звуков).
Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.
Дефект озвончения
Дефект озвончения – это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими. Реже встречается противоположное нарушение – дефект оглушения, т. е. фонация глухих речевых звуков с участием голоса (звонко). Причинами дефектов звонкости и глухости могут выступать фонематическое недоразвитие, дизартрия, тугоухость, голосовые расстройства, билингвизм. Диагностика нарушений осуществляется в ходе обследования устной речи. Коррекция направлена на дифференциацию фонем по признаку «глухости-звонкости». При некоторых нозологиях требуются медицинские вмешательства (слухопротезирование, ФТЛ, фармакотерапия).
Классификация
Недостатки произнесения звонких и глухих согласных в современной логопедии выделяются в две самостоятельные группы: дефект озвончения (звонкости) и дефект оглушения (глухости). Глухие и звонкие пары в русском языке имеют смычные (П-Б, Т-Д, К-Г) и щелевые (Ф-В, С-З, Ш-Ж) звуки.
Выделяют следующие виды и степени дефектов:
Причины дефекта озвончения
Оглушение звонких согласных является следствием плохо дифференцированного слухового восприятия одинаковых по артикуляции фонем, произношение которых отличается лишь участием голоса. Ребенок не улавливает акустических различий, а потому смешивает звуки речи. При этом собственная артикуляция остается правильной. Фонетико-фонематическое недоразвитие встречается при акустико-фонематической дислалии, стертой дизартрии. Дефект озвончения лежит в основе последующего развития акустической дисграфии и дислексии.
Тугоухость
Частичное снижение слуха является довольно частой причиной дефекта озвончения. Из-за недостаточного слухового контроля дети совершают звуковые замены акустических близких фонем. Такие субституции часто приводят к искажению семантики слов («корка» вместо «горка»). Наряду с собственным неправильным произношением затрудняется процесс восприятия и понимания речи окружающих. Поэтому в разговоре со слабослышащим ребенком слова нужно произносить достаточно громко и отчетливо.
Нарушения голоса
Тонический спазм гортанных мышц во время фонации делает невозможным вибрацию голосовых складок, следовательно, исключает образование голоса. При этом все звонкие звуки приобретают глухое звучание. Такое состояние характерно для функциональной спастической дисфонии, которая обычно возникает при чрезмерном форсировании голоса.
Ринолалия
Возникновение дефектов озвончения при ринолалии связано с искаженным акустическим эффектом, возникающим при произнесении речевых звуков. Нарушается взаимодействие артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что приводит к тотальному нарушению звукопроизношения.
При открытой ринолалии смычные звуки имеют беззвучную артикуляцию вследствие утечки воздуха через носовую полость. Отсутствие правильного слухового подкрепления приводит к заменам близких по акустическим свойствам звуков.
Дизартрия
Фонетическое оформление речи страдает у всех пациентов с дизартрией. Причины могут крыться как в периферических, так и в центральных парезах голосовых и артикуляторных мышц. Замены звонких согласных на глухие отмечаются при многих формах дизартрии:
Двуязычие
Возникновение дефекта озвончения может наблюдаться у билингвальных детей. Это объясняется смешением фонем двух языков, которые постоянно слышит в семье либо целенаправленно изучает ребенок. Если фонетика родного языка представлена в основном глухими согласными, то и в русской речи звуки будут оглушаться.
Причины дефекта оглушения
Дефект оглушения типичен для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Мышцы речевого аппарата находятся в гипертонусе, что затрудняет их произвольные движения. Тембр голоса гнусавый. При данном дефекте глухие речевые звуки произносятся звонко. Одновременно с озвончением глухих, может отмечаться и оглушение звонких фонем. Возникает смягчение (палатализация) твердых согласных.
Диагностика
При стойком оглушении звонких согласных необходима консультация ЛОР-врача и регистрация аудиограммы, т. к. довольно часто дефект озвончения сочетается с тугоухостью. Логопедическая диагностика при дефектах озвончения и оглушения требует всестороннего изучения речевого статуса:
Коррекция
Если причина дефектов озвончения кроется в тугоухости, в первую очередь необходимо решить вопрос о восстановлении слуховой функции. Чаще всего в этих случаях прибегают к слухопротезированию. При дизартрии проводятся курсы медикаментозного лечения, физиотерапии, классического массажа. Расщелины лица, обусловливающие открытую ринолалию, подлежат хирургической коррекции (ураноплстика, ринохейлопластика).
Основная роль в коррекции дефектов оглушения и озвончения принадлежит логопеду. На занятиях ведется работа по следующим направлениям:
Что такое озвончение и оглушение
Речевое взаимодействие в наше время занимает одно из первых мест в жизни людей. Своевременное выявление трудностей в формировании правильного звукопроизношения и их преодоление способствует его нормальному развитию в дальнейшем. Чаще всего при нарушении произносительной стороны речи встречается дефект фонематического оформления речи. Самым распространенным из них, среди дошкольников, выступает дефект озвончения.
Неправильному произношению звонких и глухих согласных звуков способствует выраженная недостаточность скоординированности работы голосового и артикуляционного аппарата, тугоухость, несформированность фонематического слуха, а именно способность человека к анализу и синтезу звуков речи.
У дошкольников чаще встречается оглушение звонких согласных, то есть дефект звонкости. Чаще всего дефекты звонкости и глухости можно наблюдать при произнесении парных звуков.
Оглушение звонких согласных звуков связано с глухим произнесением, то есть произнесением без голоса следующих звуков: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], вследствие чего произносятся такие звуки как [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] соответственно.
Такие недостатки часто можно увидеть у детей, у которых речь развилась позднее норы, а так же у детей с тугоухость [1–3]. Важно уметь отличать их от тех детей, у которых нарушается звукопроизношение вследствие болезни горла или сильного испуга, но такие случаи в практике встречаются достаточно редко.
Озвончение глухих согласных звуков [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] связано с произношением этих звуков с участием голосовых связок и звучат как звуки [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З]. Такие дефекты встречаются реже, чем оглушение согласных звуков.
Анализ литературы показывает, что дефект озвончения чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, т.к. при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.
Выделяют три вида нарушения озвончения:
а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными глухими (Папушка пошла ф паню – Бабушка пошла в баню);
б) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло – У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор – Голуби залетели на двор; детушка – дедушка и т. п.);
в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бандом ленда-В волосах завязана бантом лента).
Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Стоить отметить, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Представляется возможным сделать следующие выводы, что одним из часто встречающихся нарушений звукопроизношения является дефект озвончения. Озвончение глухих согласных звуков связано с произношением глухих звуков с участием голосовых связок. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары.
Самым важным при исправлении дефектов озвончения оказывается дифференциация парных звонких и глухих звуков, но ни в одном из этих случаев не стоит забывать о проверки достаточной автоматизации смешиваемых звуков.
При исправлении дефектов озвончения, первоначально нужно обратить внимание на последовательность коррекционной работы.
На первом этапе исправления звукопроизношения согласных лучше начинать с щелевых звуков, а именно с наиболее простого по артикуляции звука [в]. На следующем этапа следует перейти к более сложным – звукам [з] и [ж]. В последнюю очередь занимаются устранением дефекта при произнесении звуков [б], [д], [г], в соответствии с данной последовательностью.
Перед началом коррекционной работы следует провести ряд подготовительных упражнений, таких как поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе; сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Их следует проводить при контроле вибрации гортани.
На основном этапе работы следует использовать общие приёмы для постановки звонких звуков.
При произнесении логопедом звонкого звука, ребенок своей рукой касается гортани произносящего и ощущает дрожание в этой области. Для наиболее лучшего восприятия вибраций голосовых складок лучше приложить к гортани тыльную сторону кисти. Затем ребенок сам произносит звук, но одну свою руку он прижимает к своей гортани, а другую – к гортани логопеда, если вибрация голосовых связок слабая, то можно легкими движениями пальцев потряхивать гортань.
Для постановки согласных звуков вначале произносятся протяжно гласные звуки, затем – громко. После этого можно перейти к такому же произнесению нужного согласного.
Нужно обратить внимание, что артикуляции гласных и согласных должны быть идентичны: [и] – [с], [о] – [ш], [у] – [в], [а] – [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки необходимо на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом – а – а – а – а. громко – а – а – а – а.
Для более легкого озвончения щелевых звуков можно произносить согласный сначала шепотом, а после, не прерывая, подать голос.
Еще один из приемов озвончения звуков представлен тем, что к звуку можно переходить от сонорных [м], [н], [л], [р]. Звучит это примерно так [мммба], [нннба]. Так же озвончение возможно при сочетании звонкого звука, который необходимо вызвать перед сонаром, между гласными. Например, [адма], [адна] и т.д.
Если с помощью данных приемов положительного результата не оказалось, то для постановки каждого звука необходимо использовать специфический прием.
В качестве исходного звука для постановки щелевых [з] и [ж] можно использовать звук [в]. В произнесении этого звука проблем нет, он произносится правильно и звонко.
Но бывают случаи, когда звук [в] все-таки отсутствует, то тогда его можно попробовать поставить от звука [ф] включением голоса (ф —» в). Если и этот прием результатов не дал, то ребенку можно предложить держать губы не полностью сомкнутыми на озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении такого упражнения периодически нужно широко открывать рот, в результате чего должны получаться звуки [ва-ва-ва]. После такого приема артикуляцию звука [в] необходимо уточнить перед зеркалом.
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]. Если этот прием не дает результатов, то стоит попробовать ставить звук [з] от опорного щелевого [в] с механической помощью. Чтобы такого достичь, необходимо при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получаются звуки [вззззз]. В скором времени звук [в] должен получаться без механических вмешательств.
При непрерывном звучании гласных звуков [э] ([ы]) и органах речи в артикуляционном укладе для звука [с] на длительном выдохе многократно выдвинув кончик языка вперед, краями немного касаясь верхних и нижних резцов, так чтобы воздух проходил через межзубное пространство, можно получить отчетливый звук [з].
Звук [ж] можно получить при длительном произнесении звука [ш] и включении голосовых связок. Возможен вариант постановки звука [ж] от звонкого [з]. Для того, чтобы приблизить артикуляционный уклад звука [з] к звуку [ж] необходимо при произнесении звука [з], медленно, не теряя дрожания, поднять язык вверх. Для поднятия языка можно использовать механическую помощь. Артикуляционный уклад звука будет близок к звуку [ж] и в этом положении следует закрепляется его в последующих упражнениях.
Таким образом, прежде чем приступать к исправлению дефектов озвончения, необходимо научить ребенка дифференцировать звонкие и глухие звуки. Начинать исправление звукопроизношения стоит с щелевых звуков, затем звуки [з] и [ж]. Всех труднее коррекции поддаются звуки [б], [д], [г], и к их исправлению стоит приступать в последнюю очередь. Коррекция производится на основе ранее поставленных звуков.
Главная цель коррекционной работы при озвончении – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Данная проблема актуальна для детей дошкольного возраста, в связи с тем, что ребенок в этом возрасте начинает усваивать правильные артикуляционные уклады звуков речи, воспринимать их на слух и пытается воспроизвести самостоятельно. Поэтому, необходимо следить за речью окружающих, а так же за речью самого ребенка.
Работа по преодолению данных дефектов строилась с учетом структуры речевого дефекта, произносительных возможностей ребенка, а именно с учетом правильного произнесения звуков в разных языковых структурах – в слогах, словах и предложениях. Целью работы было составить комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста. Апробация данного комплекса проводилась в трех направлениях [4–6]. Рассмотрим каждое из них.
Первое направление – развитие артикуляционной моторики: выполнение статических и динамических упражнений на разные мышцы артикуляционного аппарата; длительное выполнение упражнений.
В процессе работы по этому направлению следует начинать со статических упражнений, с постепенным увеличением количества повторений, а затем добавление динамических упражнений и также увеличения количества повторений.
На данном этапе можно использовать следующие упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Иголочка», «Горка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Почистим зубки», «Лошадка», «Барабанщик» [5, 6].
Следующее направление работы – развитие фонематического восприятия. На этом этапе работы необходимо научиться: слышать отдельные звуки в цепочке; слышать слоги с конкретными звуками; слышать слова с нужным звуком; повторять заданные цепочки из отдельных звуков, слогов и слов.
В рамках данного направления, можно использовать следующие игры и упражнения: «Поймай нужный звук хлопком», «Определить место звука в слове», «Четвертый лишний», повторение цепочек звуков, слогов и слов, отхлопывание количества звуков в словах.
Следующим этапом коррекционной работы было развитие правильного звукопроизношения. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары. На данном этапе необходимо автоматизировать звук: изолированно; в слогах; в словах и словосочетаниях; в скороговорках; в стихах и рассказах; в разговорной речи.
С учетом указанных задач, были использованы следующие упражнения и игры: «Звуковая дорожка», «Рыбалов», «Спаси звук», «Договаривание по картинкам», повтор чистоговорок и скороговорок.
Таким образом, составленный комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста достаточно эффективен. Данный комплекс способствует устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией, и его можно использовать в дальнейшей работе.